Программное обеспечение в образовании и науки доклад

Обновлено: 04.07.2024

Целью исследования было изучение состояния и перспектив рынка отечественного программного обеспечения в школьном образовании. Выявление факторов, определяющих рост проникновения российских технологических разработок. Определение проблем и стоп-факторов, замедляющих проникновение отечественного ПО. Определение динамики рынка и ключевых игроков, действующих на рынке.

Также целью исследования было понять уровень осведомленности педагогов о российском софте, выявить узнаваемость брендов и продуктов, понять уровень навыков работы с отечественным ПО и применения продуктов в образовательных процессах. Какие возникают вопросы и проблемы, испытывают ли педагоги трудности, какие есть привлекательные стороны при работе с отечественным программным обеспечением. Изучить отношение к российскому софту в целом и мнения о перспективах внедрения.

Методология

Исследование реализовано через опрос и охватило все федеральные округа страны. Участие приняли административный персонал школ и педагоги-предметники, всего 5007 человек.

Период проведения: март-апрель 2021 года.

Операционные системы

В 2021 году в российских школах преимущественно используется иностранное программное обеспечение. 88,8% респондентов отметили установленную операционную систему Windows, как основную операционную систему. В 6% школ основными операционными системами являются российские ОС.

Рынок установленных в школах отечественных операционных систем представлен продуктами на базе ядра Linux: ОС Astra Linux – 3,2%, АльтОбразование – 1%, Ред ОС – 0,5%, Rosa Fresh – 0,5%, остальные ответы отмечены как Linux. Лидером является ОС Astra Linux, занимающая долю 54% среди отечественных ОС.

Офисные приложения

Рынок используемых педагогами отечественных и свободных офисных приложений распределен продуктами OpenOffice (СПО) – 22,7%, МойОфис – 18,6%, LibreOffice – 5%, Р7-Офис – 1%. 30 % респондентов заявили о том, что российские офисные приложения им не известны.

Осведомленность

Общий уровень осведомленности о российских программных решениях составляет 70%, с разной степенью знаний и навыков. Так, 25% опрошенных подтвердили уверенное владение отечественным софтом и СПО, 27% изучали ПО, но не применяли на практике, 18% респондентов знакомы только с названиями. 30% опрошенных ничего не знают о российском ПО.

01-Уровень-знакомства-респондентов-с-российским-программным-обеспечением.jpg

В разрезе осведомленности респонденты дополнительно отмечали знакомые российские продукты, с возможностью выбора нескольких вариантов. В тройку лидеров вошли: AstraLinux – 27%, АльтОбразование – 15%, RosaLinux – 9,5%.

02-Известность-российских-операционных-систем.jpg

В рамках исследования зафиксирован рост практического интереса российской сферы образования к российскому ПО. Большинство респондентов отметили положительное отношение к внедрению продуктов, личную готовность к работе на отечественных решениях, и желание обучать и стимулировать учащихся использовать российских софт. 48% педагогов отметили положительное отношение, при условии регулярного повышения квалификации.

03-Отношение-к-внедрению-российского-ПО-в-образовательный-процесс.jpg

В вопросах про препятствия, связанные с переходом на отечественный софт респонденты отмечали проблемы совместимости решений с другим программным обеспечением, с существующими форматами файлов в офисных приложениях.

47% респондентов отметили трудности, вызванные совместимостью с разным ПО, рассказывали про проблемы с подключением периферийных устройств, и отсутствием совместимых драйверов. Отдельным вопросом, требующим серьезной проработки, участники исследования отметили программное обеспечение для диагностики ВПР, ЕГЭ и ОГЭ, разработанное под Windows.

Респонденты отмечали, если в школах заменить все программное обеспечение на российское, то учителям и детям необходимо сделать тоже самое дома. Например, в семье, где один компьютер на двух работающих родителей, одного школьника и одного студента, на такое замещение не пойдут. В развернутых ответах респонденты отмечали, что разработанные продукты должны быть очень качественными и доступными как по приобретению, так и по функционалу, необходимо массовое информирование об отечественных операционных системах и рекламирование.

22% опрошенных отметили сложности с технической поддержкой и обновлением программного обеспечения. В ответах встречались мнения, что замена ПО в школе создаст новые проблемы, которые лягут на плечи учителей. Респонденты обращали внимание на материальную базу, рассказывали об устаревшей компьютерной технике в сельских школах. Рассуждали о проблемах с работой на продуктах, сделанных на основе открытого кода. Делились сомнениями о необходимости и целесообразности перехода.

8% респондентов рассказали о сложностях с восприятием нового ПО, о трудностях переучивания, особенно для педагогов в возрасте.

Таким образом, 78% респондентов отмечают разные трудности с импортозамещением программных средств.

21% респондентов не видят сложностей и поддерживают курс на импортозамещение в школах. Между тем отмечают необходимость в доступных ценах для домашнего использования или чтобы софт был полностью бесплатным за счёт поддержки государства. Программы должны быть не хуже зарубежных аналогов, а лицензии должны быть доступными или бесплатными.

04-Барьеры.jpg

Предложения

В настоящее время 94% школ используют компьютеры в образовательном процессе. 5% не оснащены компьютерами или фонд устарел и не пригоден.

88,8% школьного компьютерного оборудования работает на зарубежном программном обеспечении.

6% занимает установленные российские операционные системы. 3,2% приходится на ОС AstraLinux, что составляет 54% в отечественном сегменте.

48% педагогов отмечают готовность к переходу на отечественное ПО, при условии регулярного обучения, поддержки и бесплатных лицензий как для школ, так и для личного использования на компьютерах в семьях. Респонденты отмечают необходимость в качестве, апробирования продуктов и повсеместного внедрения. Необходимость в широком информировании и рекламировании.

78% респондентов рассказывают о барьерах, которые необходимо преодолевать для успешного и настоящего импортозамещения. Среди таких трудностей: совместимость разного вида программного обеспечения, в том числе и с периферийным оборудованием. Программы для диагностики ВПР, ЕГЭ, ОГЭ, написанные под Windows. Трудности с переобучением, особенно педагогов в возрасте. Сложности с установкой, технической поддержкой, обновлением.

05-Итоги.jpg

Традиционный взгляд на импортозамещение в школах сосредоточен на самих учреждениях и установленной в них компьютерной технике. Между тем, обучение распространяется далеко за рамки образовательных учреждений, и охватывает множество мест, технологий, с которым работает педагог и учащийся. Обучение происходит не только в школьной среде, но и за её пределами. К примеру: на домашних компьютерах учащихся и педагогов установлен софт иностранного производства. Кружки, детские курсы программирования и робототехники работают на иностранном ПО. Участие в олимпиадах требуют подготовки работ на иностранных офисных приложениях. Программы для диагностики ВПР, ОГЭ, ЕГЭ работают на Windows.

По мнению большинства участников исследования — 78%, рассказавших о вышеперечисленных барьерах, сфера образования все ещё масштабно не готова к импортозамещению программных продуктов. Однако 48% респондентов отметили личную готовность к переходу на работу с отечественным ПО, готовность к обучению учащихся при условии постоянного повышения квалификации. Респонденты отметили необходимость в поддержке со стороны российских производителей по внедрению ПО, технической поддержке и стимулированию спроса на отечественные решения, через повышение качества продуктов и бесплатные лицензии.

Усилия российских разработчиков с целью расширения их присутствия — тенденция, набирающая обороты в импортозамещении. Технологические достижения, такие как консолидация и работа над совместимостью, облачные функции также окажут положительное влияние на рост рынка.

По официальным данным со стороны российских компаний, заметные игроки рынка сосредотачиваются на вопросах импортозамещения в образовании и на поставку решений в регионы для увеличения присутствия на рынке. Ожидается, что такие меры как бесплатная поставка софта, техническая поддержка, регулярное повышение квалификации педагогов, обучение школьников работе с отечественным софтом будут стимулировать рынок и позволит достичь проникновения до 70% до 2025 года на уровне установки на компьютерную материальную базу школ.

Потенциал роста рынка реального применения отечественного ПО заложен в работе над качеством и уникальностью продуктов, адаптации решений для совместимости с разнообразным программным обеспечением, включая иностранный софт. Стимулирование спроса должно стать тем самым драйвером роста, чтобы проникновение отечественного софта было не номинально физической установкой на компьютеры, а стало конкурентоспособным и необходимым.

Академия АйТи – ведущий российский учебный центр, с опытом работы с 1995 года. Компания строит образовательные экосистемы, внедряет и развивает e-learning технологии для корпоративных и государственных заказчиков.

В портфеле Академии АйТи более 1000 курсов по информационным технологиям, информационной безопасности¸ управлению проектами, ИТ-менеджменту и другим направлениям для повышения квалификации и переподготовки кадров для цифровой экономики.

Компьютер – панацея или необходимость?…………………………………..4

Причины разочарования применения компьютера…………………………5

Пути становления электронного государства…………………………………6

Список используемых источников……………………………………………

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В нашу жизнь постепенно, но прочно вошел компьютер. Наше будущее, несомненно, будет связано с ним больше и больше. И одна из главнейших сфер нашей жизни — образование — тоже делает решительные шаги в эту область.

Проводятся семинары и конференции для учителей, что помогает освоить новые методы и способы организации учебного процесса.

Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, но способы изучения нового.

Глобальные изменения коснулись практически всех областей человеческой деятельности, поэтому требуется полный пересмотр системы образования, выработанной в начале двадцатого столетия.

Принимая во внимание всё вышесказанное темой доклада выбрана проблема компьютеризации сферы образования.

КОМПЬЮТЕР – ПАНАЦЕЯ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Сначала это был радиоприёмник, затем кино, потом телевидение. Каждая из названных форм в начале своего существования виднелась некой волшебной технологией, которая коренным образом изменит всю систему образования. Теперь их место занял компьютер.

Компьютер быстро вошел в нашу жизнь. Он используется в разных сферах – сельском хозяйстве, науке, медицине, в магазинах самообслуживания. Не могут обходиться без компьютеров и образовательные учреждения.

Достаточно сказать, что трёхлетние дети учатся различать предметы по их форме; шести- и семилетние дети учатся читать и писать; выпускники школ готовятся к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения; студенты исследуют, что произойдёт, если температура атомного реактора превысит допустимый предел.

Во всём мире миллиарды долларов тратятся на оснащение школьных классов компьютерной техникой.

Доходит и до курьёзов: во многих сельских школах, где не установлены компьютерные классы, всё же ведётся преподавание информатики без помощи компьютера, но при помощи доски (так как информатика – обязательный предмет). А можно ли научить водителя ездить на автомобиле без автомобиля?

Современныё исследования, проведённые в Стенфордском (США), Иерусалимском (Израиль) университетах показали, что действительно существует сёрьёзная разница в результатах обучения при и без помощи компьютера. Надежда на компьютер, как на главное средство обучения в школе будущего не оправдались.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Самым впечатляющим является тот факт, что группы четвероклассников, изучавших математику при помощи компьютера, усвоили знания гораздо хуже своих сверстников, которые изучали математику при помощи доски и учителя. Такие же результаты были достигнуты и при изучении иностранных языков.

Ради справедливости следует отметить, что использование компьютера при обучении математике в старших классах даёт более высокие результаты, однако тоже проигрывает по сравнению с классной доской и мелом.

На мой взгляд использование компьютера в обучении является не просто необходимостью, а возможностью подготовить школьников к жизни и работе в информационном обществе, когда жизненный успех обусловлен оперативным использованием в процессе труда полной и качественной информации.

В чём же причины полного разочарования результатов применения компьютера?

Во-вторых, компьютер обладает “беспредельным терпением”: он будет повторять объяснения пять, десять и даже сто раз и всё это без признаков усталости и неудовольствия.

В-третьих, он позволяет выбрать тот темп обучения, который подходит именно вам, а не тем студентам, которые схватывают материал быстрее или медленнее, чем вы.

И, в-четвёртых, когда вы сидите перед компьютером, он целиком и полностью занят только вами, т.е. “всё его внимание” – только вам. Кстати, вы отвечаете ему тем же, поскольку многие учебные программы не только познавательны, но и очень увлекательны.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Пути становления электронного государства

Несомненно, каждый переход к новому образованию проходит сложно, зачастую сопровождаясь кризисами. Важно, чтобы государство смогло вовремя перестроить способы управления, модернизировать их, с тем, чтобы избежать серьёзных социально-экономических потрясений.

В этих условиях необходимо переходить на новый уровень подготовки преподавателей, педагогов к применению и внедрению предложенных им самим временем форм, методов обучения.

Работа в этом направлении уже активно ведётся – проводятся курсы, семинары, конференции, разрабатываются различные целевые программы, педагогические проекты, электронные учебники.

Также необходимо обеспечивать образовательные учреждения средствами вычислительной техники, которые будут реализовывать функции, необходимые для их использования в качестве мощного инструмента образования, (признано наше отставание: в Европе один компьютер приходится на 12-15 учащихся, а в России на 500), а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.

Что касается учебной техники, то, при отсутствии средств на ее приобретение, наиболее перспективный путь сегодня — собственные, сравнительно дешевые разработки.

Особое внимание необходимо уделить разработке образовательных серверов, сайтов, способных охватить максимально широкую аудиторию. Речь уже сейчас может идти о создании централизованной системы компьютерного тестирования знаний выпускников общеобразовательных учреждений, системы центров удаленного доступа к учебно-лабораторному оборудованию, распределенного университетского библиотечного каталога.

Кроме обеспечения аппаратными средствами, появление новой индустрии в сфере образования повлечет за собой разработку учебных планов, систем программного обеспечения и многое другое, что необходимо для обучения, основанного на использовании компьютеров.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Постепенно мы должны трансформировать учебные и рабочие планы в сторону уменьшения аудиторной нагрузки преподавателей, смещения центра тяжести на дистанционные формы вне жесткого расписания, самостоятельную работу студентов при консультационной и методической поддержке преподавателей.

Более правильным будет совмещение новых и старых методов и средств обучения. Как доказывает жизнь, не стоит отказываться от всего старого и безоговорочно применять всё новое.

Так следует отметить, что компьютер является незаменимым контролёром качества знаний, демонстрационным оборудованием, модулятором (при изучении геологических процессов, физических и химических явлений, истории, биологии).

Компьютеры в учебных заведениях используются не только для обучения. Администрация школы, например, на основе баз данных, хранящихся в машине, составляет расписание занятий, отчёты и сводки сведений об учащихся. Кроме того, учащимся предоставляется информация о высших учебных заведениях и приобретаемых в них профессиях. Все преподаватели ведут с помощью компьютера классный журнал, а учитель физкультуры ещё следит и за движением спортивного инвентаря, календарём спортивных соревнований и регистрацией их результатов.

Формирование информационной культуры личности стало одним из направлений современной информационной политики. Много работы ещё предстоит, но наша страна на правильном пути.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бейзеров В.А. Школа и компьютер // Образование в современной школе. – 2003. — № 5. – с. 39-40.

2. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 241.

3. Окулов С.М. Можно ли создать нелинейную среду обучения? // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. — № 6. – с.19.

5. Паперт С. Вслед за миром // Компьютерные инструменты в образовании. – 2001. — № 1. – с. 15.

6. В.Н. Васильев, С.К. Стафеев // Комьютерные инструменты в образовании. – 2002. — № 5. – с. 18 .

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Программное обеспечение – набор программ, которые помогают выполнять определенные функции и задачи на персональном компьютере. Программа – это некая последовательность действий, записанная на специализированном машинном языке.

Программное обеспечение состоит из систем программирования, системного и прикладного программного обеспечения.

При проявлении первых ЭВМ системы программирования представляли собой язык машинного кода, который позволял программисту выполнять элементарные действия. Для вычисления более сложных математических расчетов ими были придуманы стандартные программы, которые хранились в библиотеке стандартных программ. Постепенно эта библиотека расширялась. В нее добавили программы решения типовых математических задач. Через несколько лет появляются первые языки программирования. Первым языком программирования является FORTRAN. Он появился в середине 20 века. Разработчиком была корпорация IBM. В основном данный язык был ориентирован на научные и технические задачи. Потом стали появляться и другие языки. Например: ALGOL, Бейсик, Паскаль, Делфи, С++, Phyton.

Системное ПО содержит операционные системы и сервисные программы. К сервисным программам относятся различные программы-архиваторы, утилиты и специализированные антивирусные программы. Программы для архивации позволяют сжать объем файла в несколько раз без потери информации, а также для упаковки нескольких файлов в один. Первая программа-архиватор – WinRAR. Появилась в 1993 году. Утилиты – дополнительная программа. Она помогает выполнять специализированные типовые задачи, которые связаны с бесперебойной работой оборудования, предоставляет доступ к параметрам и настройкам компьютера. Антивирусные программы защищают персональный компьютер от вредоносных вирусов, которые могут самостоятельно внедряться в другие важные программы.

Прикладное программное обеспечение объединяет приложения общего и специального назначения. К общим приложениям относят редакторы для текста и графики, электронные процессоры для формирования таблиц, калькуляторы, приложения для создания презентаций, базы данных, игры. К специальному обеспечению – издательские приложения, математические пакеты, бухгалтерские и обучающие программы. Для каждой операционной системы характерны свои определенные приложения.

Доклад №2

Современное программное обеспечение персонального компьютера. Программы, находящиеся на накопителях информации компьютера, являются его программной оболочкой (software).

Развитие и совершенствование программного обеспечения (ПО) обусловлено постоянно меняющимися потребностями тех или иных отраслей деятельности человека

Программа (program) - это комбинация простых команд для электронно вычислительной техники, при выполнении которых человек получает желаемый результат

Программирование - это процесс создания множества программ, людей же создающих программы принято называть программистами. При разработке ПО, от них требуется обладать высоким уровнем квалификации.

Суммарная стоимость необходимых программ работающих на персональном компьютере (ПК) очень часто значительно превышает общую стоимость самого технического оборудования устройства.

Главной неотъемлемой частью любого компьютера, без которой его работа становится мало полезной для человека, есть собственно системное ПО или в том числе и сама операционная система. Данная программа выполняет такие же важные функции, как память машины или ее процессор.

Помимо системного ПО также необходимым для повседневной работы является софт выполняющий прикладные задачи, которое принято называть прикладное программное обеспечение. Реже, но если пользователь обладает достаточными навыками или является специалистом в области программирование, возникает необходимость в специальных системах для осуществления программирования.

Разберем основные виды ПО более подробно.

Системное программное обеспечение - это все программы необходимые для обеспечения корректной работы вычислительной машины. Его разделяют на сервисное, а так же базовое.

Выше упомянутые программы созданы для управления вычислениями и иными необходимыми для работы процессами, среди их функций (выдачи необходимых справок, копирования файлов, форматирования носителей информации).

К базовому ПО относятся:

  1. собственно сами операционные системы для ПК;
  2. различные оболочки для внедрения всевозможных программных сред;
  3. Сервисное ПО – это преимущественно утилиты сфера их применения:
  4. программы для диагностики;
  5. обслуживания и анализа носителей информации;
  6. программы для обслуживания сетей;
  7. антивирусные пакеты программ;

Прикладное ПО - представляет собой совокупность разливных программ необходимых для решения поставленных задач некоторой области деятельности человека. Прикладное ПО не может работать без управляющего системного ПО.

  1. текстовые редакторы;
  2. табличные редакторы;
  3. программы работающие с базами всевозможных данных;
  4. графические редакторы;
  5. программы для обучения;
  6. игры и т. д.;

Особого внимания заслуживают системы создания программ (инструменты по созданию остальных видов ПО), входящих в данное ПО, но несут прикладное значение.

Системы (среды) программирования - специальные программы, что служат для создания, настройки и внедрения специальных продуктов.

Основные представители данного рода обеспечения:

  1. ретрансляторы;
  2. компиляторы;
  3. библиотеки справок (процедур и функций);
  4. редакторы программного кода;
  5. отладчики процессов и служб;

7 класс, по информатике

Программное обеспечение

Программное обеспечение

За всю мировую историю человеком совершено множество географических открытий, но лишь те, которые произошли в конце 15—17 в., принято называть Великими. Никогда раньше или позднее этого периода истории не были совершены открытия таких масштабов,

Михаил Юрьевич Лермонтов-великий русский поэт, прозаик, родился 3 октября 1814 года. Его жизненный путь был ознаменован тяжелыми и ранящими душу событиями. Увольнение из Московского университета,

Известный детям и старшим поколениям подорожник относится к травянистым растениям. Мы привыкли видеть его повсюду: в огородах, на полянах, рядом с дорожными трассами, на пустыре, в районе водоемов, даже в песчаных карьерах и на улицах


Компьютеризация образования является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер в образовательные учреждения - давно решен положительно. Появились такие понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которые предполагают, что компьютер станет повседневным техническим средством на работе, дома, в процессе обучения.

Под компьютерной грамотностью понимается умение находить и воспринимать информацию применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации, конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера (Институт новых технологий образования). Компьютерная грамотность является элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Для этого человеку необходимо овладеть сводом правил поведения в таком обществе, способами общения с системами телекоммуникаций, локальными и глобальными информационно-вычислительными сетями.

Компьютеризация обучения позволит уменьшить разрыв между тем, что дает своим выпускникам школа, и требованиями, которые к ним предъявляются современным обществом. Тем более уже сейчас показателем высокого профессионализма современного учителя считается компьютерная компетентность, а не просто компьютерная грамотность.

Компьютер в сфере образования выступает в разных функциях:

а) как предмет изучения;

б) как средство в учебно-воспитательном процессе;

в) как компонент системы педагогического управления;

г) как компонент управления образовательными учреждениями;

д) как средство научно-педагогической деятельности.

В связи со столь разнообразными функциями компьютера и информационных технологий в образовательной сфере академик А. П. Ершов предложил следующую классификацию видов их применения:

2. Орудийный - компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Для компьютерной поддержки этих видов деятельности разработаны специальные программные средства: текстовые, графические и музыкальные редакторы, электронные таблицы, базы данных и др. Благодаря своей универсальности они могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету.

3. Профессиональный и профориентационный - применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в разного рода профессиях. Профориентационное применение компьютеров в учебном процессе предполагает использование программных средств для решения прикладных задач из соответствующей предметной области.

4. Дефектологический - компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития. Для эффективного дефектологического использования компьютера необходима разработка целого ряда специальных аппаратных и программных средств (например, специальных клавиатур, анализаторов и синтезаторов речи, устройств печати шрифта Брайля и т. п.), а также соответствующего программного обеспечения.

5. Досуговый - все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (увлечения и развлечения, ведение личного архива и т. п.). Досуговое использование компьютеров охватывает разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы учащихся: проведение самостоятельной исследовательской работы, ведение личного архива, компьютерные игры и т. п. Следует отметить, что большинство компьютерных игр развивает лишь механические навыки работы с компьютером и почти не оказывает воздействия на развитие умственных способностей учащихся или познавательного интереса к определенному учебному предмету. Существует и класс развивающих компьютерных игр, применение которых значительно повышает мотивацию и познавательную активность учащихся. В таких играх доминирующим является познавательный мотив, а не демонстративность и зрелищность, характерные для развлекательных игр.

6. Учительский - применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности, т.е. использование компьютера для подготовки необходимых учебных материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные работы и т.д.), для ведения личного архива учителя и т. д.

7. Организационный - использование компьютера для управления школой и другими учебными заведениями, для обеспечения работы учреждений управления народным образованием разного уровня.

8. Педвузовский - все виды применения информационных технологий в педагогических институтах, ориентированные на подготовку учителя, способного работать с ними в образовательных учреждениях.

К перечисленным видам применения информационных технологий можно добавить и использование компьютера для проведения психолого-педагогических исследований, разного рода тестирований и обработки их результатов, практическое использование компьютерных методик профотбора, выявление аномалий развития и т. д.

В процессе внедрения современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс информация, прежде всего учебная, становится объектом технологической обработки с использованием компьютера и передачи с помощью средств коммуникации.

Внедрение информационных технологий предполагает наличие в образовательных учреждениях:

- современных компьютеров и средств коммуникации как технических средств обучения;

- системного и прикладного программного обеспечения;

- методических разработок по применению новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

При компьютеризации образования возникает ряд сложных проблем, требующих своего изучения и решения.

1. Учет мотивационного фактора. Одним учащимся интереснее сам компьютер и области его применения, другие стремятся использовать его в творческой деятельности - рисовать, сочинять музыку, писать сочинения, эссе, статьи. Третьих, имеющих прагматическую направленность, увлекает работа с издательскими системами, средствами анимации и видеомонтажа, электронной почтой и т. д.

2. Учет индивидуального фактора. Разработка программ с учетом не только степени обученности и обучаемости школьника, но и лево- правополушарного доминирования.

3. Учет этнического фактора. Разработка компьютерных курсов на родных языках, культурологических курсов по национальной культуре, игр на основе национальных мотивов.

Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию обучения. Компьютерная техника уже сейчас начинает активно влиять на процесс соединения образования с самообразованием.

Индивидуализация означает создание учебно-программного обеспечения, ориентированного на индивидуальные особенности и стиль учебной деятельности конкретного обучаемого (или категорию обучаемых).

Интерактивность подразумевает взаимный обмен информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так и между отдельными частями системы.

Информационные технологии (информационно-коммуникативные технологии) в системе образования позволяют:

Читайте также: