Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних доклад

Обновлено: 19.05.2024

Основным направлением в борьбе с безнадзорностью детей и подростков является профилактика семейного неблагополучия, предупреждение самого факта отсутствия попечения, надзора и должного содержания со стороны родителей или законных представителей. Сегодня самой эффективной технологией социальной работы при решении проблемы безнадзорности детей является система ранней профилактики.

Ранняя профилактика безнадзорных включает в себя:

1.Срочные меры, связанные с экстренным изъятием детей и подростков, лишившиеся родительского попечения,из экстремальной ситуации.

2.Долгосрочные меры, направленные на оздоровление угрожающей здоровью и психофизическому благополучию ребенка.

2.Долгосрочные реабилитационные и коррекционные мероприятия, направленные на восстановление соматического и психического здоровья, пострадавших детей, оставшихся без попечения родителей.

Ранняя профилактика безнадзорности в связи с этим должна быть комплексной и кроме мер социальной и правовой защиты должна включить меры психологической, социально-психиатрической помощи и реабилитации. [8;47]

Фундаментом системы профилактической и реабилитационной работы стала концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность карательного подхода к детям, социализация которых оказалась нарушенной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойное существование в здоровой социальной среде, защиту его прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.

Особое внимание заслуживает решение проблем детской безнадзорности программа, как на федеральном , так и на региональном уровне. Так, в Чувашии государственная поддержка хода реализации республиканской целевой программы «Дети Чувашии на 2007-2011 года позволила достигнуть позитивных результатов в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Профилактика безнадзорности и беспризорности субъектами взаимодействия решается на разных уровнях: на федеральном, региональном, муниципальном, местном уровнях. На федеральном уровне в качестве субъектов взаимодействия в процессе профилактики безнадзорности могут быть: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел.

На муниципальном (местном) уровне субъектами взаимодействия могут быть: центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социальные приюты; центр психолого - медико- социального сопровождения; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центры социального обслуживания семьи и детей; психоневрологические и наркологические диспансеры; комиссии по делам несовершеннолетних; центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; государственные учреждения дополнительного образования; образовательные учреждения; детские дома; школы-интернаты; детские дошкольные учреждения; библиотеки и др.

Каждое учреждение профилактики безнадзорности выполняет по отношению к определенной категории подростков свои функции и на своем уровне решает определенный круг социально-педагогических задач.

Наличие общего и специфического в деятельности разных субъектов взаимодействия в профилактике подростковой безнадзорности обусловливает наличие в его характеристике двух сторон - дифференциации и интеграции.

Совместные усилия субъектов взаимодействия в профилактике безнадзорности направляются к реальным объектам. Объектами влияния субъектов взаимодействия являются дети и подростки, проживающие на определенной территории, закрепленные за ней, их родители или лица их замещающие.

Основным ядром системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних сегодня является сеть социозащитных учреждений. Благодаря созданию таких учреждений, удается в основном решать проблему детской безнадзорности, но необходимо не только продолжить работу по количественному развитию сети учреждений, но и вносить необходимые коррективы в ее структуру: соотношение учреждений разного типа: приютов для оказания экстренной помощи и социально-реабилитационных центров, сочетающих реабилитационную и профилактическую, патронажную работу.

Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг, которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях.

Центры предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.

Актуальность проблемы безнадзорности несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с данным явлением, но и, главным образом, на его предупреждение, т.е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на несовершеннолетних.

При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они научно обоснованны, исходят из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъективных факторов, детерминирующих поведение личности в уже сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации.

Хотя однозначных решений этой сложной проблемы нет, да и не может быть. Однако в настоящее время, как в науке, так и в практической деятельности государственных органов социальной защиты населения, других учреждений и ведомств по профилактике безнадзорности несовершеннолетних формируются определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы в этой сфере.

В данной работе в соответствии с ведущей идеей были проанализированы основные вопросы по профилактике и возможным путям решения проблем детской безнадзорности.

Среди многих неблагоприятных факторов, которые характеризуют нынешнее положение семей групп риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные. Именно они способствуют возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков, росту их дезадаптации. Дополнительным фактором риска становится безработица родителей.

Возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, длительное время (порой несколько лет) вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как вопрос об их жизнеустройстве решается органами опеки и попечительства крайне медленно.

Лишенные родительского попечения, эти дети наиболее склонны к бродяжничеству, подвергаясь опасности стать жертвами насилия и преступлений, вступить в преступную деятельность.
Постоянно растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних.

Широкий и разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и др.) и органов управления этими учреждениями разного уровня (федерального, субъектов Федерации и муниципального) определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий.

Проблема детской безнадзорности требует принятия экстренных мер по ее предотвращению и проведения комплекса профилактических мероприятий по ликвидации ее последствий. Современное состояние детской безнадзорности, как следствие кризиса социально-экономической и нравственной ситуации в России, характеризуется нарастанием семейного неблагополучия, экономическим и духовным расслоением общества, коммерциализацией образовательной и досуговой деятельности несовершеннолетних, усилением влияния на них криминальной среды.

В этих условиях резко возрастает значимость организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Несмотря на все предпринимаемые государством и обществом меры можно констатировать, что ситуация с решением проблем беспризорности и безнадзорности далека от завершения.

На сегодняшний день можно говорить о том, что проблема с несовершеннолетней безнадзорностью может быть решена. Но для этого со стороны государства и государственной политики должны быть приняты дополнительные меры для решения этих проблем: должны быть заложены нормативно-правовые основы в решение данной проблемы; улучшено научно-методическое оснащение социальной работы; решена кадровая проблема в социальной сфере; улучшено материально-техническое оснащение социальной работы

Следовательно, единственным путем решения этой проблемы является разработка государственной политики предупреждения детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, основные положения которой должны быть закреплены законодательно.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что дает возможность органам государственной власти субъектов Российской Федерации развивать собственное законодательство в этом направлении.

Необходимо, чтобы каждый из нас не оставался равнодушным при виде безнадзорного ребенка, помогал вернуть его в школу, оказывал содействие неблагополучной семье соседей. Необходимо принимать определенные меры профилактики безнадзорности несовершеннолетних, чтобы избежать неприятных последствий, деградации детей.

Важно не опоздать воспрепятствовать окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона жизни ребенка целиком и полностью не превратилась бы в суть его образа жизни и мыслей, не начала бы отвечать его искаженным индивидуальным потребностям.

Своевременная помощь со стороны взрослых может стать залогом преодоления тенденций личностной деструктивности и обеспечения действенного решения проблем беспризорности и безнадзорности.

Список использованной литературы

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. Текст. – М.: Маркетинг, 2007. – 39 с.

4. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010 // Российская газета-2010- № 271(5350)- с 9-10

6. Антонова Е.М. Основные формы социальной помощи безнадзорным и беспризорным детям в России // Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты. Выпуск 9-Чебоксары, 2010- с 32-42

8. Антонова Е.М. Пути решения проблем безнадзорности детей в ЧР// Социально-экономические проблемы региона. Выпуск 5-Чебоксары,2009.-с 45-52

9. Арефьев А.А. Дети улицы// Социальная профилактика и здоровье-2007-№7-с 22-26

10. Бирюкова П.Т. Социальная реабилитация несовершеннолетних в учреждениях социальной защиты//Перспективы развития и актуальные проблемы .-Киров, 2007-с 57

11. Васильева В.И. Беспризорность и безнадзорность в современной России: анализ причин и последствий// Ученые записки-2009-№1-с 23-30

14. Егорова Е.И. Содержание и организация деятельности отделения профилактики безнадзорности детей и подростков //Работник социальной службы-2009-№ 2-с 54-59

16. Куланина О.В. Модели деформированной социализации безнадзорного несовершеннолетнего// Социальная политика и социология-2007-№3- с 68

17. Ленина И. Профилактика безнадзорности// Социальная работа-2004-№ 4- с 31-33

18. Максимова Н.Л. Психолого-педагогические проблемы безнадзорности детей в ЧР // Социально-экономические проблемы региона и пути их решения -Выпуск 3-Чебоксары, 2007- с 177-183

24. Хлопаева Т.П. Региональные аспекты социальной реабилитации дезадаптированных детей в современных условиях // Отечественный журнал моциальной работы-2007-№1-с 29-37

26. Хусанкова Н.А. Повышение воспитательного потенциала семьи как средство профилактики безнадзорных несовершеннолетних //Работник социальной службы-2010-№ 2-с 61

27. Чечельницкая С.М. Исследование поведенческих особенностей беспризорных и безнадзорных подростков. Результаты социального осследования// Социальная профилактика и здоровье, 2007-№2- с 10-29

28. Энциклопедия социальной работы: в 3 томах-М: Центр общечеловеческих ценностей, 1994

29. Юрисовский Э.Н. Заслон детской безнадзорности //Социальное обеспечение-2005-№4-с 16

30. Ярская В.И. Социальная работа: опыт философской рефлексии// Образование и развитие региона-1996-№1-с 10

Профилактическая деятельность образовательного учреждения регламентируется:

Для достижения положительных результатов в профилактической деятельности в течение 2014-2015 учебного года в школе с учащимися и их родителями проводилась комплексная профилактическая работа. Данная деятельность осуществлялась через работу социально-психологической службы школы, в состав которой входят:

-заместитель директора по ВР

-педагоги дополнительного образования

и реализацию программ и проектов:

1.Активизация работы по профилактике асоциальных явлений среди подростков.

2. Создание системы первичной профилактики асоциальных явлений.

3. Обогащение учащихся знаниями для формирования здоровых жизненных установок и навыков нравственного поведения, развития личностно - гражданской зрелости.

4. Снижение роста правонарушений, профилактика употребления ПАВ, беспризорности и безнадзорности.

За последние 4 года в школе появилась необходимость введения дополнительных профилактических программ.

Цель: формирование и внедрение социальных норм толерантности, формирование у детей навыков противостояния ксенофобии и экстремизму.

Цель: формирование и развитие правовых знаний, правовой культуры и ЗОЖ у школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности у несовершеннолетних и их родителей; развитие правового самосознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности жизнедеятельности.

-обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди учащихся школы.

-обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма, а так же формирования установок толерантного сознания среди учащихся школы.

-формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

Создание условий для развития здоровьесберегающей и творческой среды школы, способствующей сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья школьников.

5. Программы и проекты педагогов дополнительного образования:

Согласно направлениям, прописанным в программах и проектах, профилактическая и коррекционная работа осуществляется с применением разнообразных форм, методов и приёмов работы по следующим видам деятельности:

  • Урочная и внеурочная деятельность,
  • Работа с родителями,
  • Сотрудничество со структурами системы профилактики,
  • Деятельность ученического самоуправления школы,
  • Формирование ЗОЖ,
  • Участие в творческих делах школы,
  • Аналитическая и диагностическая деятельность.
  • Управленческая деятельность,

Основные мероприятия в рамках профилактической работы проводятся по следующим направлениям:

1.Профилактика социально-значимых заболеваний (СПИД, ВИЧ-инфекция, вензаболевания и т.д.)

2. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, употребления ПАВ.

3.Профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди школьников.

4. Профилактика терроризма и экстремизма.

5. Профилактика суицидальных попыток.

6. Профилактика ранней беременности.

7. Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием н\летних и детского дорожно-транспортного травматизма.

Социально – психологическая служба обеспечивает медико - социально – психолого – педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса. Деятельность специалистов направлена на сохранение и укрепление психо-физического здоровья обучающихся, защиту их прав и интересов, обеспечение успешной социализации, государственную политику по профилактике правонарушений несовершеннолетними, поддержку детей, находящихся в СОПе или ТЖС.

Работа по профилактике преступлений и правонарушений среди учащихся предполагает целый комплекс социально – профилактических мер, направленных на оздоровление условий жизни детей, на индивидуальную психолого – педагогическую коррекцию личности несовершеннолетних, а также формирование правовой культуры и повышение правовой грамотности учащихся, способствующих правовому воспитанию.

Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, по предупреждению беспризорности и безнадзорности проводится в соответствии с законами и положениями, регламентирующими данную деятельность:

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных органов и организаций Нефтеюганского района при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации ;

Целью работы по данному направлению является развитие и укрепление системы комплексного решения проблем профилактики безнадзорности, правонарушений и бродяжничества, системы, основанной на индивидуальном подходе к ребенку, формирование законопослушного поведения, социальной адаптации и реабилитации, защиты их прав и свобод.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. Статистика нам ведает о том, что 145 тысяч преступлений совершается подростками. 16200 несовершеннолетних отбывают наказания в колониях.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т. к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Я предлагаю вам окунуться в суть проблемы и рассмотреть факторы и причины возникновения правонарушений среди школьников и выяснить, что же толкает подростков на совершение правонарушений? Это:

• Бедственное положение в семье, нужда

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

В педагогической литературе выделяют следующие стадии откланяющегося поведения:

- неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т. д.), принявшие характер систематических или привычных;

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в пове­дении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с ко­торыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице.

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально не­благополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его на­строения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родите­лей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным об­разом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все опре­деляется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания до­бра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошиб­кой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несо­стоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противо­правные действия.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоин­ство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения

Дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Я сегодня познакомлю вас с причинами, по которым ребёнка можно поставить на учёт. Это:

• • нарушение Устава школы: систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие тетради, учебника, систематическое отсутствие во время проведения контроль­ных работ, смех, выкрики, разговоры на уроках;

• • пропуски учебных занятий (прогулы);

• • постоянные драки, грубость, сквернословие;

• • драки, приводящие к телесным повреждениям;

• • употребление спиртных напитков;

• • совершение несовершеннолетним правонарушения с дальнейшей доставкой

• его в органы милиции;

• совершение преступления или соучастия в нем;

• • систематическая порча государственного и личного имущества;

• • издевательства над маленькими или более слабыми учащимися, над

• учащимися другой национальности (нарушение Международной конвенции

• ООН по правам ребенка, Конституции РФ);

• • единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза здоровью другого человека;

• • совершение несовершеннолетним правонарушения, за которое установлена административная ответственность.

В нашей школе работает совет профилактики, на который мы приглашаем детей и их родителей в зависимости от обстоятельств. А именно:

• • невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего;

• • уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий, неработа на уроках).

Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые виды правонарушений, совершаемых подростками.

- арестом на срок до 2-х лет;
- до 5 лет.

• С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:

- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет.

• Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих.

• Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

• Кража – это тайное хищение чужого имущества. Несовершеннолетние, совершившие её, могут быть наказаны

• исправительными работами (до 1 года),

• арестом (до 4 месяцев),

• лишением свободы (до 3 лет).

Подводя итог выше изложенному, можно сказать:

КАКОВО ТВОЁ ДЕЯНИЕ, ТАКОВО И ВОЗДАЯНИЕ!

Уважаемы родители, напомню вам, что:

Уголовная ответственность

самый строгий вид юридической ответственности.

Уголовная ответственность наступает с 16 лет, но за тяжкие и особо тяжкие преступления – с 14 лет,такие как:

• умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

• угон транспортного средства;

• умышленное уничтожение или повреждение имущества;

• хулиганство при отягчающих обстоятельствах;

• хищение оружия, наркотиков;

• УК РФ устанавливает следующие виды наказаний, назначаемых для несовершеннолетних:

• Лишение прав заниматься определённой деятельностью;

• Лишение свободы на определённый срок.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий, поэтому нам нужно объединить усилия и совместно помогать детям не оступиться.

Существует психологический приём, который называется:

Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.

Шаг 2. Разберитесь в ситуации

Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе.

Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с Вашим ребенком

Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку.

Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать.

Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки.

Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте

Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ре­бенком.

Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек.

Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку.

Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему.

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад " Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе" расчитан на учеников старших классов, а также родителей учащихся. Среди учащихся проводится во внеурочное время, а среди родителей на родительских собраниях. Основной целью является профилактика правонарушений среди учащихся.

Подготовила: Социальный педагог Клевно Е.Н.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления:

меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы,

меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице.

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Недостатки в учебно-воспитательной работе школы.

Недостатки работы школы, отрицательно сказывающиеся на поведении учеников, условно можно разделить на несколько групп.

Низкий профессиональный уровень учителя. Бывает, что педагоги слабо владеют учебным предметом и методикой его преподавания. Их уроки неинтересны, на них отсутствует дифференцированный подход к ученикам. Дети перегружены обилием изучаемого материала на уроках и домашними заданиями. Это формирует отрицательное отношение к учебе, рождает скуку и, как следствие, - нарушения дисциплины, порча школьного имущества, издевательское отношение к самому учителю.

Недостатки организационного характера в работе с детьми группы риска. К недостаткам организационного характера относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, поверхностное изучения педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, отсутствие продуманного плана работы. Отрицательно влияют и такие факторы, как недостаточная помощь и контроль администрации школы, разобщенность школьного педагогического коллектива, отсутствие анализ; допускаемых в работе ошибок, недостаточное использование возможностей ученического самоуправления, шаблонность форм и методов внеклассной и внешкольной работы, непривлекательность мероприятий, проводимых в школе, пассивность работе с неблагополучными семьями.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения.

Дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, культурно-образовательных центров для всего района, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений - мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Перед нашей школой стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса.

В нашем образовательном учреждении разработана и осуществляется работа по профилактике правонарушений, целью которой является обучение школьников культуре правовых отношений в процессе обучения и воспитания.

Развитие гражданской и правовой культуры является важной составляющей процесса формирования гражданского общества в современном Казахстане, что предполагает сознательное и инициативное участие граждан в жизни страны, общества. Следовательно, в школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим, наш педагогический коллектив поставил перед собой и успешно решает следующие задачи:

создать уклад норм школьной жизни;

помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;

помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;

помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;

воспитать навыки правовой культуры.

На основании Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года N 591 О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности в нашей школе была выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Классные руководители проводят анализ профилактической работы с несовершеннолетними. На заседаниях Совета профилактики подводятся итоги работы, приглашаются родители учащихся.

Социальный педагог регулярно проводит беседы на правовую тематику, принимает участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучает особенности, склонности, интересы учащихся. В школе ведётся наблюдение за детьми, склонными к правонарушениям, обсуждаются проступки учащихся на педсоветах, административных совещаниях.

В школе проводятся занятия, беседы, лекции для родителей в рамках родительского всеобуча.

Кроме этого в школе функционирует Совет профилактики правонарушений.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий.

Читайте также: