Проектная деятельность на уроках истории доклад

Обновлено: 02.05.2024

В основе нового ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Он подразумевает, что достижения учащихся в области образования не могут быть ограничены только получением предметных знаний, умений, навыков. Будущие выпускники должны уметь работать с быстро изменяющейся информацией, самостоятельно получать новые знания, уметь применять их на практике. Кроме того, они должны быстро адаптироваться в новых условиях, уметь критически мыслить, решать проблемы. Поэтому ориентация на получение знаний меняется на компетентностно-ориентированный подход в образовании. А одной из педагогических технологий, которая поддерживает такой проект, является метод проектов.

Этот метод позволяет рационально сочетать теоретические знания и их применение на практике. В основе метода лежит его практическая направленность на конечный результат, который обязательно должен быть реальным. Его можно будет увидеть, осмыслить и использовать на практике.

Современному учителю, согласно новым стандартам, необходимо научить учащихся самостоятельно уметь добывать знания, мыслить критически, применять полученные знания на практике. И метод проектов позволяет этого добиться в значительной степени. Преимущества этого метода проектов очевидны.

  • Во-первых, он позволяет решить проблему мотивации учащихся, что очень актуально в современной школе.
  • Во-вторых, реализуется личностно-ориентированный подход, когда каждый учащийся может выбрать ту тему проекта, которая ему интересна, и в рамках которой он сможет реализовать себя наиболее полнее.
  • В-третьих, работая над проектом, учащиеся осваивают алгоритм выполнения работы, учатся самостоятельно искать и анализировать литературу и другие источники информации.
  • И как результат – развитие их творческих и интеллектуальных способностей, самостоятельности и ответственности. Проекты являются прообразами их будущей деятельности, когда они войдут в самостоятельную жизнь. Работая над ними и выполняя их, учащиеся приобретают необходимый опыт решения возникающих проблем, учатся идти прямо к поставленной цели, приобретают необходимый багаж знаний.
  • И, в-четвертых, метод проектов тесто связан с информационными технологиями, без знания и использования которых современное общество существовать просто не может.

Поэтому, в связи с реализацией ФГОС и исходя из перечисленных преимуществ, очень важно научить школьников проектной деятельности. А уроки истории дают для этого неограниченные возможности!

В своей педагогической деятельности я начинаю привлекать учащихся к выполнению проекта уже начиная с V класса. В этом классе учащиеся не владеют знаниями проектной работы, поэтому работа тут необходима постепенная. Сначала детей необходимо заинтересовать предметом, подходить к уроку творчески, материал подбирать углубленный, выходящий за рамки школьного учебника, обращать внимание на детали. Если ребенка заинтересует какая-то тема, отдельный вопрос, если он захочет получить больше информации об этом, тут и начинается проектная деятельность.

Но, несмотря на разнообразие типов и форм, это всегда мини-проекты, которые краткосрочные, не требующие больших умственных усилий и кропотливой работы. Так, например, после изучения соответствующих параграфов, посвященных письменности тех или иных народов, ребятам предлагается изготовить папирус с иероглифами, глиняную табличку с клинописью, берестяную грамоту и т.д. После тем, посвященных быту древних народов, мы изготавливаем жилища древних людей. После изучения культуры той или иной страны, мы строим пирамиды, делаем наскальные рисунки и т.п.

Выполнение мини-проектов предполагает создание конкретного продукта, который может представлять различные формы: таблица, описание, фото-, аудио-, видеоотчеты, каталог, словарь, альбом, газета, дневник, журнал, путеводитель, презентация, справочник, программа. Значимость мини – проектов в том, что они могут стимулировать внутреннюю познавательную мотивацию всех учащихся.

Многие проекты, выполненные учащимися на уроках истории и во внеурочной деятельности, используются мной потом как наглядный материал. Благодаря учащимся, мой кабинет истории имеет коллекцию макетов средневековых замков, разнообразных египетских пирамид, также есть даккар, древняя катапульта, Жанна Д,Арк перед казнью на костре, ну и конечно же макеты семи чудес света. Это позволяет на уроках более наглядно представить материал, окунуться в эпоху, рассмотреть историю более детально и подробно.

Но и на этом этапе могут возникнуть некоторые сложности. Если в средних классах учащиеся выполняют групповые проекты, вместе отвечают за его итог, то в XI классе перед выпускником стоит задача не просто продемонстрировать навыки проектной деятельности, а показать самостоятельную работу от начала до конца. Кроме того особенностью проектной деятельности в X-XI классах является то, что она носит исследовательский, прикладной характер. А это подразумевает более глубоких знаний, более высокого уровня развития УУД и владение проектной и исследовательской деятельностью на достаточно высоком уровне.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное учреждение

« Управление образования Исполнительного комитета

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС .

Автор – составитель – Бирюшева Лилия Рамилевна

учитель истории и обществознания

Чистопольского муниципального района

Чистополь , 2018г.

1.Структура учебного проекта……………………………………………4

2.Организация работы над проектом……………………………………5

4. Классификация проектов по комплексности………………………….8

5.Роль учителя в проектной деятельности…………………………..10

Современному человеку для достижения успеха в жизни необходимо уметь быстро ориентироваться в меняющемся мире,осваивать новые профессии и области знаний,находить общий язык с людьми самых разных профессий ,идеологических,политических взглядов и культур.Данный заказ общества нащел свое отражение в основных требованиях к выпускникам,сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Согласно ФГОС второго поколения, системно-деятельностный подход является основным в формировании универсальных учебных действий. Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность.Правильно организованная проектная деятельность служит средством комплексного решения задач воспитания,образования,развития личности.При разработке и реализации исследовательских проектов школьники учатся самостоятельно добывать знания из различных источников,работать с разными формами представления информации,планировать свою интеллктуальную деятельность,осуществлять самоконтроль и объективно оценивать полученные результаты. Ее использование на уроках и во внеурочное время предполагает, что учащимся предлагаются практические ситуации (часто в форме самих проектов, упражнений, исследований), для того чтобы они могли развивать свои способности и пополнять знания.. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

1.Структура учебного проекта

Что же такое метод проектов?

Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.

Учебный проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.

Структура учебного проекта .

Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).

Проектирование (планирование деятельности).

Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).

Продукт (изготовление, оформление продукта).

Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Стадии работы над проектом .

Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:

 подготовка (формулирование темы и целей проекта);

 планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);

 исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);

 оформление результатов и выводов;

 представление или отчет;

 оценка результатов и процесса.

2.Организация работы над проектом.

1 .Подготовительный - планирование работы над проектом:

перечисление интересующих высказывание пожеланий и возможных путей разрешения основных вопросов;

обсуждение возникших учащихся тем проектов;

2 . Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

уточнение намеченной цели и задач;

поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);

сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

1.систематизация полученных данных;

2.построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).

Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

осмысление полученных данных и способов достижения результата;

обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).

.Виды проектов:

1. Классификация проектов по количеству участников

2 .Классификация проектов по продолжительности

1.Мини-проекты могут укладываться в один урок.

Каждая группа получает задание: в процессе работы на уроке учащиеся выдвигают проблемы, продумывают способ подачи материала, создают рекламные буклеты и в конце урока представляют их классу.

.Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

В начале изучения темы предлагается на выбор различные проблемные вопросы по данной теме. . Учитель формулирует тему, проблему и объясняет задание. Учащиеся делятся на группы и на протяжении нескольких уроков учащиеся собирают информацию, используя дополнительную литературу, различные источники и в конце изучения данной темы предлагают свой творческий продукт .Форма и презентация проекта детьми продумывается самостоятельно

- сформулировать название своего проекта;

- написать небольшой авторский текст;

- раскрыть событийно-хронологический ряд;

4. Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время.

Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.

1) определение конкретного экскурсионного маршрута по историческим местам района;

2) социальное взаимодействие с органами местной власти с целью привлечения к проблеме сохранения памятников на территории нашего края;

3) историческое просвещение детей и родителей.

3. Классификация проектов по комплексности

(по предметно-содержательной области)

Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.

Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Надпредметные (социальные) проекты.

Надпредметный: Программа помощи ветеранам труда.

Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию

данные социологического опроса;

электронное учебное пособие;

рукописный учебник истории;

письмо в…прошлое (письмо участнику Вов);

разработанный маршрут экскурсии;

путеводитель и др.

4.Роль учителя в проектной деятельности.

-разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы

- является консультантом на всех этапах проектной деятельности;

- помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;

-он координатор всего группового процесса;

-является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и портретов. Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.

В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся можно отметить то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества:

- развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;

- развивает творческие способности и самостоятельность;

- он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;

- он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;

- позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

Главный результат – компетентность учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.

Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Список литературы

Чернышева О.А.Обществознание . Проектная деятельность: методика,технология,результаты, Ростов-на Дону,-2015.

Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта.-М.,2003.

Нефедова Л.А,Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении //Школьные технологии.-2006.-№4.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов.-М.: АРКТИ,2005.


Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов. Организация проектной деятельности учащихся способствует развитию творческого потенциала, проведению самостоятельных исследований, развитию работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда, формирует привычку к анализу потребительских и технологических ситуаций. Образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:

‒ исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования);

‒ творческие(нацелены на результат в жанрах художественного творчества),

‒ приключенческие(игровые) (имитируют социальные или деловые отношения),

‒ информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации),

‒ практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т. д.).

Изучение теоретических обобщений и практического опыта организации проектной деятельности на уроках истории, а также собственный практический опыт позволяют сделать вывод о его значимости, востребованности и результативности. Поэтому задачей школьного образования становится не только передача определенных знаний, но и обучение учащихся способам самостоятельного овладения ими. Важным является освоение школьниками умения извлекать новую информацию из разнообразных источников, оперировать ею, выводить общие закономерности. Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. Его осуществление происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям дает ребенку чувство осмысленности и оправданности усилий. Учитель, планируя проведение подобной работы, должен четко осознавать, для чего она необходима, каких целей он хотел бы достичь, определить для себя все этапы предстоящей деятельности. Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий: подготовка (формулирование темы и целей проекта); планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т. п.); исследование (сбор информации, решение промежуточных задач); оформление результатов и выводов; представление или отчет; оценка результатов и процесса.

Использование этого метода в основной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому первые этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, а отчет о проделанной работе представляется на уроке. Использование метода проекта возможно как при закреплении ранее изученного материала, так и в ходе его освоения. В последнем случае защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1–2 недели до запланированного урока).

Цель:

‒ как изменились представления средневекового человека об окружающем мире,

‒ попытаться оценить географические открытия и завоевания с разных точек зрения: европейцев и индейцев, современников событий и с позиций современного нам человека.

Направления работы над проектом:

‒ отразить причины путешествия в виде письма к купцу, банкиру или правительству с просьбой о финансировании экспедиции с обоснованием её необходимости.

Работа может быть выполнена и в форме записи в личном дневнике. Важное условие: все должно быть написано от первого лица:

составление бортового вахтенного журнала; создание карты — маршрута путешествия; описание от первого лица впечатлений о путешествии и его результатах (от имени путешественника, завоевателя или коренного жителя, открытых европейцами земель, от лица современного ученого, нашедшего личный дневник путешественника или бортовой журнал).

Постановка задачи выполнения работы от первого лица преследовало цель стимулирования творческих способностей учащихся, получения детьми возможности пропустить получаемые знания через свой внутренний мир, определение личностных смыслов в овладении новыми знаниями. К тому же каждое направление проекта имело разную степень сложности, что давало возможность дифференцировать их. Разработанные задания распределялись среди членов группы самостоятельно. В зависимости от поставленных целей состав групп может определяться либо учителем, либо они формируются по желанию ребят. Каждая группа должна была создать проектную работу об одном из мореплавателей (Ф. Магеллан, Васко да Гама, Х. Колумб, Бартоломеу Диаш), или конкистадорах (Ф. Писарро, Э. Кортес).

Важным является и тот момент, как включить защиту проектов в структуру урока. В данном случае урок был построен следующим образом:

  1. Объявление темы и определение совместно с детьми целей предстоящей работы на уроке;
  2. Определение порядка представления проектов (причины — ход события — результаты);
  3. Представление первой части проектов — причин каждого из путешествий.

Задание учащимся: определить и сформулировать причины Великих географических открытий, записать их в тетрадь. Проверка выполнения задания, обобщение и уточнение.

Постановка дополнительных вопросов для учащихся, не задействованных в представлении проектных работ, позволяет включить их в активную работу на уроке, стимулирует их познавательную деятельность, учит внимательно слушать выступающих, делать выводы. Таким образом, подобная организация работы детей позволяет избежать поверхностности при использовании метода проектирования. Этот метод можно применять и без предварительной подготовки, организовав групповую работу учащихся на уроке.

‒ подготовить выступления от имени католического священника, представителя лютеранской церкви или народной реформации с защитой своих идей.

Здесь уже дети либо самостоятельно, либо совместно с учителем должны сформулировать цель, гипотезу, методы реализации проекта. Затем можно организовать дискуссию между представителями различных религиозных учений. Это позволяет ребятам глубже осмыслить причины кризиса католической церкви, вникнуть в суть идей реформационных течений.

В ходе работы на уроке учитель может оказать детям помощь в случае затруднений. Такая организация урока позволит учителю создать условия для развития у школьников навыка работы с учебником, для осмысленного, а не механического запоминания изучаемого материала.

В результате они становятся одним из методов повышения учебной мотивации учащихся в процессе изучения истории. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового образовательных маршрутов проекта. Существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника, диалогичность, креативность, контекстность, технологичность и самостоятельность учащихся, возникающие в процессе реализации метода проектов.

Подводя итог о применение метода проекта на уроках истории, можно отметить, что он позволяет формировать и развивать умения и навыки, которые принято называть общенаучными, универсальными и те, которые необходимы для формирования базовых компетенций учащихся.

  1. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии [Текст] / Г. Ю. Ксензова. — М. Педагогическое общество России, 2000. — 112 с.
  2. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 423 с.
  3. Ступницкая, М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст] Рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М. А. Ступницкая. — Ярославль: Академия развития, 2008. — 256 с.
  4. Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения [Текст] // Профильная школа. — 2006. — № 5. — С. 21–29.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, урок истории, возможность, защита проектов, метод проектов, овладение новыми, предварительная подготовка, состав групп, структура урока, школьное образование.

Похожие статьи

проектная деятельность, урок истории, овладение новыми.

Проектная деятельность на уроках истории | Статья в сборнике. проектная деятельность, урок истории, овладение новыми, структура урока, состав групп, метод проектов, защита проектов, школьное образование, предварительная подготовка, возможность.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент. Использование проектного метода на уроках математики при. Трудности использования проектной деятельности в обучении.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное.

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках.

Использование метода проектов на уроке технологии. Проектный метод обучения позволяет учащимся освоить знания и получить умения в процессе выполнения проекта. Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа, практический этап, метод обучения.

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Данный метод направлен на организацию активной познавательной деятельности учащихся в группе.

Организация проектной деятельности на уроках литературы

В статье рассматривается проблема организации проектной деятельности на уроке. Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, личностно ориентированное обучение, учебный проект, этапы проекта, ИКТ.

Использование метода проектов на уроке технологии

Применение на уроках технологии метода проектов даёт большие возможности успешного усвоения материала. В настоящее время метод проектов, возникший более 100 лет назад, переживает второе рождение.

Развитие проектного метода в системе образования

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное образование, мой взгляд, самостоятельная деятельность детей. Роль воспитателя в реализации метода проектов.

Похожие статьи

проектная деятельность, урок истории, овладение новыми.

Проектная деятельность на уроках истории | Статья в сборнике. проектная деятельность, урок истории, овладение новыми, структура урока, состав групп, метод проектов, защита проектов, школьное образование, предварительная подготовка, возможность.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент. Использование проектного метода на уроках математики при. Трудности использования проектной деятельности в обучении.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное.

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках.

Использование метода проектов на уроке технологии. Проектный метод обучения позволяет учащимся освоить знания и получить умения в процессе выполнения проекта. Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа, практический этап, метод обучения.

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Данный метод направлен на организацию активной познавательной деятельности учащихся в группе.

Организация проектной деятельности на уроках литературы

В статье рассматривается проблема организации проектной деятельности на уроке. Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, личностно ориентированное обучение, учебный проект, этапы проекта, ИКТ.

Использование метода проектов на уроке технологии

Применение на уроках технологии метода проектов даёт большие возможности успешного усвоения материала. В настоящее время метод проектов, возникший более 100 лет назад, переживает второе рождение.

Развитие проектного метода в системе образования

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное образование, мой взгляд, самостоятельная деятельность детей. Роль воспитателя в реализации метода проектов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Потому-то желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно трансформируется из десятилетия звучавшей декларации в реальную потребность, весьма зримо очерчиваемую предметом в образовательной практике.

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Средняя образовательная школа № 13

Разработан учителем истории и обществознания ГБОУ СОШ №13:

г.о. Жигулёвск 2015

ВВЕДЕНИЕ.

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Потому-то желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно трансформируется из десятилетия звучавшей декларации в реальную потребность, весьма зримо очерчиваемую предметом в образовательной практике.

Концепция современного образования одной из основных задач в преподавании общественных дисциплин ставит формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории и способности осмысления событий и явлений действительности. Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них навыков исследовательской деятельности. Достижение учащимися уровня образованности, соответствующему их личному потенциалу должно стать результатом образования. Формирование творческой личности, способной к дальнейшему самообразованию – это социальный заказ современного общества образованию.

Метод проектов и требования к его использованию.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

выдвижение гипотез их решения;

обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одном случае учитель сам определяет тему с учетом учебной ситуации, интересов и способностей учащихся.

В другом случае – тема проекта, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена самими детьми, которые, естественно, ориентируются на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные

Могут темы проектов относиться к практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и требующего привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Достигается естественная интеграция знаний (например, движение скинхедов в Омске, знания нужны из области государства и права, этноса и пр.)

Условиями успешности проектной технологии являются:

четкость и конкретность постановки цели проекта;

определение планируемых результатов;

констатация исходных данных.

Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности

Типология проектов

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта.


Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Практическое применение элементов проектной технологии.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:

характеризуется высокой коммуникативностью;

предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке истории;

основана на цикличной организации учебного процесса.

Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме. За одну – две недели ребятам объясняется тема и модель анализа проблемы, которая состоит из следующих элементов:

исторический анализ проблемы;

выявление трудностей, определяемых контекстом проблемы;

разделение изучаемой темы на отдельные вопросы;

поиск и разработка частных задач одной общей проблемы;

предложение гипотезы по решению проблемы в определенных исторических условиях.

предложение гипотезы по решению проблемы в определенных исторических условиях.

Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования темы и выявления трудностей в ее решении, учащимися в ходе спора намечаются возможные попытки выхода по разрешению проблемы, и они обсуждаются в ходе дискуссии.

Были созданы две группы, которые подготовили и защитили проект по каждому тезису. В ходе дискуссии ученики определили, что Французская буржуазная революция имеет как позитивные, так и негативные последствия для развития Франции и мировой цивилизации.

первый день войны глазами ее участников (солдата, ребенка, матери – жены);

орден в моем доме;

выпускники нашей школы – участники Великой Отечественной войны;

- помочь учащимся осмыслить роль субъективного фактора в истории;

- развивать аналитические навыки и навыки критического мышления;

- помочь в освоении новых форм поиска, обработки и анализа информации, интерпретации результатов;

- содействовать развитию коммуникативных умений и навыков;

- вызвать чувство гордости за свою страну, победившую фашизм;

- содействовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Тип проекта – информационно-исследовательский, монопроект, коллективный, внутришкольный, краткосрочный.

Этапы работы над проектом

Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп.

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.

Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.

Оформление проекта, подготовка к защите.

Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта.

Оценивание каждого участника проекта.

Заключение.

Рассмотрев проектные технологии, мы можем сказать, что это одна из новых педагогических технологий. Конечно, использование этого метода требует учебно-материальной базы, значительных материальных затрат, но имеет ряд положительных моментов. Эта педагогическая технология – гуманистическая не только по своей философской и психологической сути, но и в нравственном аспекте.

Из приведенных примеров, можно сделать вывод, что данная технология обеспечивает успешное усвоение учебного материала, интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Завершая анализ теоретических проблем использования проектной технологии, необходимо отметить и некоторые ее негативные стороны. Так, учителя и методисты отмечают:

 неравномерность нагрузки учащихся и учителей на разных этапах работы над проектом (нарастание напряжения накануне презентации);

 сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;

 увеличение риска неудачного окончания работы учащегося;

 повышение эмоциональной нагрузки и на учащегося, и на учителя;

 невозможность включить значительное число учащихся в работу над проектом.

Используя данную технологию, мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Конечно, если все учителя по всем предметам сразу дадут учащимся проекты, то никакого позитивного результата никому достичь не удастся.

Проектный метод в образовательном процессе часто рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Однако это не означает возврата к педагогике проектов 30-х годов, где весь процесс познания строился лишь на выполнении комплексных проектов. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

Проектные технологии – хорошая возможность для взаимодействия учителя и ученика. Мы, как это ни странно звучит, через данную технологию готовим ребят к будущей жизни, чтобы современный молодой человек мог чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Ведь работодатели заинтересованы в таком работнике, который:

- умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения)

- обладает критическим и творческим мышлением

- владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний.

Читайте также: