Продуктивное чтение в начальной школе по фгос презентация и доклад

Обновлено: 17.05.2024

Презентация на тему: " Реализация ФГОС с помощью комплекса технологий деятельностного типа Технология продуктивного чтения Екимова Н.В. учитель начальных классов МОУ «Каслинская." — Транскрипт:

2 ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные опыт получения, преобразования и применения системы предметных знаний Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы гражданской идентичности. ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕРЕЗУЛЬТАТАМ освоения основной образовательной программы УСЛОВИЯМ реализации Система оценки результатов ФГОС: КИМы проверяющие не знания, а умения ими пользоваться – действия!

3 КАК учить? (технологии) Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (самостоятельно понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка) Проектная технология (самостоятельные дела) Современные школьники не любят читать, техника чтения низкая Для усвоения большого количества информации школьникам необходимо владеть различными видами чтения

4 Технология продуктивного чтения с примерами и практикумами

5 Что такое технология Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

6 Читать- это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело. К.Д. Ушинский

7 Умение читать – это особая работа, можно даже сказать, что это сверх работа, потому что в основе ее лежит умение думать, т.е. наисложнейшая деятельность. Н.Н. Светловская

8 Что такое продуктивное задание? Что такое продуктивное задание? Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки. Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные.

10 ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ примеры из начальной школы Репродуктивные задания Продуктивные задания За что люди стали называть Петра Великим? (Окружающий мир, 3 кл.) Перед вами план спортивного зала. Зелёным цветом показано место, которое нужно покрыть вплотную друг к другу резиновыми ковриками. Сколько таких ковриков надо взять, если длина зала 8 м, ширина – 6 м, а размер одного коврика 1 мх 1 м? (Математика) Как найти площадь прямоугольника, если известны длины его сторон? Перескажи текст о Петре I. Как люди используют энергию? Поработайте в паре: один называет источник энергии, другой способ его использования в хозяйстве человека? (Окружающий мир, 4 кл.)

11 ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - примеры из основной школы Репродуктивны е задания Продуктивные задания Что такое имя числительное? Почему числительное относится к классу имен? (Русский язык, 6 кл.) Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. (История, 7 кл.) Сравните рыбу и курицу на тарелке. У кого из них мускулатура прочнее прикреплена к скелету? С чем, на ваш взгляд, это связано? (Биология, 7 кл.) Перечислите основные особенности мускулатуры птиц. Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Пугачева

12 Берестяная трубочка. М.Пришвин До чтения: Понятно заглавие? Можно ли найти трубочку на рисунке?

13 Пример: Литературное чтение. 1 кл. 1. Я нашел удивительную берестяную трубочку. В (Что такое берестяная трубочка? Почему она удивительная?) Когда человек вырежет себе кусок бересты на березе, остальная береста около пореза начинает свертываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернется. Их бывает на березах так много, что и внимания не обратишь. П (На какой вопрос ответили?) Но сегодня мне захотелось посмотреть нет ли чего в такой трубочке. В (Интересно, что там может быть?) О (Вы как думаете?) 2. И вот в первой же трубочке я нашел хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. П (Проверьте свои предположения: в трубочке оказался орех!) Вокруг березы не было орешника. Как же он туда попал? В О (Попробуем найти ответ на прямой вопрос автора!) «Наверное белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, - подумал я. – Она знала, что трубка будет плотнее и плотнее свертываться и все крепче прихватит орех, чтобы не выпал. Берестяная трубочка. М.Пришвин Во время чтения: Диалог с автором В – задай вопрос. О – предположи ответ. П – проверь свои предположения, по прочитанному тексту.

14 Продолжение примера: Литературное чтение. 1 кл. 3. Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть украв из гнезда белки. П (Проверьте свои предположения: вот откуда в трубочке оказался орех!) Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал еще одно открытие: В (Интересно, какое?) под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой. П (Вот какое открытие!). Почему же Пришвин назвал эту трубочку удивительной? (выход на под текстовую информацию) Сколько открытий сделал писатель? А вы? (концептуальная информация) После чтения:.В тетради – соединим с частями рассказа загадочные заголовки: 1) Удивительная трубочка. 2) Как же орех туда попал? 3) Еще одно открытие. … Берестяная трубочка. М.Пришвин

16 16 Подготовка текста к продуктивному чтению на уроке Подготовка текста к продуктивному чтению на уроке 1. Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, под текстовую (если есть) и концептуальную информацию 2. Определите роль данного текста на уроке (Художественный текст – художественная задача; учебно-научный текст: поиск решения проблемы, выполнение продуктивного задания) 3. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО ЧТЕНИЯ (заглавие, выделенные слова и т.п.) 4. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ (диалог с авторов, комментарии и т.п.) 5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)

18 Окружающий мир 4 кл. Что такое кровь? (В: Что надо узнать, чтобы ответить? О: Из чего состоит? Для чего нужна? В: Есть в тексте выдел. слова? ) Окружающий мир 4 кл. Что такое кровь? (В: Что надо узнать, чтобы ответить? О: Из чего состоит? Для чего нужна? В: Есть в тексте выдел. слова? ) Кровь – внутренняя среда организма. (В: Почему среда?) Мышцы, кости и другие части тела состоят из отдельных клеток. Составляющие же кровь клетки не связаны друг с другом, а плавают в жидкой среде – кровяной плазме. (П: П очему среда понятно! В: А что такое плазма?) Плазма сама по себе – прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус. Это сложнейший водный раствор, в котором есть почти все вещества, встречающиеся в организме. (П: П олучили ответ? На какой из двух вопросов к тексту можем ответить? Из чего?) В каждой капле крови содержится около 100 миллионов живых клеток. Среди них больше всего красных кровяных клеток. Цвет им придаёт вещество красного цвета – гемоглобин. (П: Н а какой вопрос к тексту получен ответ? Из чего? В: О чем можно спросить автора? Зачем?) С помощью гемоглобина эти клетки переносят кислород от лёгких ко всем органам. (П: Н а какой вопрос получен ответ? Зачем нужна!)

20 Прихрамывая, В (Почему? Что случилось?) О они спускались к речке (Путь явно был долгим и сложным), и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись (Не просто оступился, очевидно, что его силы на пределе) среди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений (Герои покорились судьбе, но не потеряли надежду, ради чего-то они терпят долгие лишения). В (Ради чего?) Плечи им оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. – Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, - сказал один. П (Значит патроны кончились, именно к тайнику они стремятся) В (Догадались, почему хотя бы два?) О П Голос его звучал вяло, без всякого выражения… его спутник, только что вступивший в молочно-белую пенящуюся по камням воду, ничего ему не ответил. Он окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался один… Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь мглу и густой туман… Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев ни кустов ни травы – ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни. (Представили?) В его глазах появилось выражение страха… Литература, 5 кл. Любовь к жизни. Джек Лондон До чтения: Понятно заглавие? О какой любви идет речь? Во время чтения: Диалог с автором В – задай вопрос автору О – спрогнозируй ответ П – проверь себя по ходу чтения.

21 …Важной задачей Владимира была оборона южных рубежей русской земли от набегов печенегов. В (Почему?) О (Предположи!) Печенежские орды кочевали в то время в причерноморских степях. Каждое лето, когда степные кони нагуливали силы на сочных травах, ханы объединялись и вели своих соплеменников на Русь. В городах и селах они находили богатую добычу: пищу, одежду, ткани, украшения. П (Понятно?) Заслышав о подходе русских дружин, печенеги так же быстро и неожиданно уходили обратно в степи, уводя сотни пленников. П (Понятно?) В (Что же делать князю?) О (Есть варианты?) По приказу Владимира вдоль притоков Днепра соорудили непреодолимые для печенежской конницы земляные валы. П Дороги и речные броды охраняли крепости, в которых Владимир велел служить воинам из северных областей Руси: словенам, кривичам, чуди. Эти пограничные заставы первыми принимали удар печенежских орд. В (А дальше?) Дым от сигнальных костров, зажигавшихся на их башнях, в несколько минут давал знать в Киеве о приближении врага. Навстречу печенегам выходила великокняжеская дружина. П (Ясно, что Владимир дал людям?) 21 История 6 кл. Крещение Руси Определи по тексту, что принесло правление Владимира жителям Руси. Сделай вывод об историческом образе князя.

23 Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения? 1.Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника. 2.Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. 3.Личностные: в случае если анализ текста порождает оценочные суждения. 4.Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).

24 Технология продуктивного чтения позволяет достичь нового образовательного результата

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ М.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ М.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом А.А.Леонтьев

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ (авт. Н. Н. Светловская) — это образовательна.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ (авт. Н. Н. Светловская) — это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Цель технологии — формирование читательской компетенции младших школьников.

ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ представляет собой комплексное УУД, состоящее из: осмысле.

ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ представляет собой комплексное УУД, состоящее из: осмысления цели чтения (для чего?), умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?), умения определять основную и второстепенную информацию. умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей, умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. 1 этап. Работа с текстом до чтения. 1. Антиц.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. 1 этап. Работа с текстом до чтения. 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). 2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

1. Первичное чтение текста. 2. Перечитывание текста. Приёмы «ведение диалога.

Приёмы и задания в работе со словом 1.Работа с текстами, где надо найти невер.

Комментированное чтение Виды рефрен включение воображения детей сам вопрос в.

Комментированное чтение Виды рефрен включение воображения детей сам вопрос в сжатой форме 3. Беседа по содержанию текста. 4. Выразительное чтение.

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. 2. Знакомство с писателем. 3.

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. 2. Знакомство с писателем. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. 4. Творческие задания. 3 этап. Работа с текстом после чтения

Осмысление содержания: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий переска.

Осмысление содержания: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя Реакция на художественную форму: подробный художественный пересказ, наблюдение над языком, художественными особенностями текста, сопоставление литературного произведения с его художественной основой.

Эмоциональная сфера: выразительное чтение; сопоставление литературного произв.

Эмоциональная сфера: выразительное чтение; сопоставление литературного произведения с другими видами искусства; оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом. Сфера воображения: составление диафильма, комикса по тексту; творческий пересказ; иллюстрирование, изготовление схем, макетов; чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.

При чтении учебно-научного текста используются следующие приемы а) выделение.

При чтении учебно-научного текста используются следующие приемы а) выделение количества смысловых частей текста (абзацев и т.д.); б) замена смысловых частей их свёрнутыми вариантами; в) выделение ключевых слов; г) выявление деталей текста; д) составление на доске вопросного плана к тексту; е) составление граф-схемы (рисунка, опоры), выявляющей структуру текста и взаимосвязь частей.

Приёмы обучения продуктивному чтению Читаем и спрашиваем. Дневник двойных зап.

АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ

РОМАШКА БЛУМА

Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему. Почему Вы считаете…? В.

Синквейн 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное 2-я строка. Какой? 2 прилага.

Синквейн 1-я строка.Кто? Что?1 существительное 2-я строка.Какой?2 прилагательных 3-я строка.Что делает?3 глагола 4-я строка.Что автор думает о теме?фраза 5-я строка.Кто? Что? (Новое звучание темы)1 существительное

Кластер

Памятка написания письма. 1. Я прочитал(а) рассказ ________________________.

Приём преобразования Приём преобразования вопроса. Приём преобразования отно.

Приём преобразования Приём преобразования вопроса. Приём преобразования отношений в соответствии с математической записью. Приём преобразования условия задачи Приём конструирования Приём выбора выбор готового ответа к данной задаче; выбор решения задачи; выбор данных к условию задачи из её решения; выбор схемы к задаче; выбор вопроса, соответствующего условию; выбор выражения, которое является решением задачи.

Идеальный читатель - начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя за.

Идеальный читатель - начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения; - не пропускает непонятные слова, выражения; - вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшим развитием событий, сверяет свои размышления с текстом; - включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст;

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Краткое описание документа:

В презентации есть определение понятия "продуктивное чтение", этапы работы с текстом, названия приёмов для обучения продуктивного чтения. Некоторые приёмы даны с образцами и примерами. Данные приёмы можно использовать не только на уроках литературного чтения, но и на уроках математики, окружающего мира, русского языка.

Главный продукт моей деятельности – полноценное восприятие и понимание текста детьми.

Восприятие – это включение человека в чтение. Читаем – и представляем картины. Читаем – участвуем в действии, ставим себя на место героя, смеемся или грустим.

Для решения этих задач целесообразно применять в своей работе такие технологии и приемы работы на уроке, чтобы урок прошел именно продуктивно.

В своей работе я использую следующие приемы.

1 этап урока - работа с текстом до чтения ,

1 СЛАЙД

Прогнозирование -

  • По высказыванию предположений о героях, теме, содержанию текста
  • Прогнозирование по фамилии автора, по названию произведения
  • Прогнозирование по начальным фразам абзацев позволяет определять характер заключённой в них информации, в определённой степени восстановить текст, из которого они взяты.
  • Прогнозирование по иллюстрации.
  • Прогнозирование по пословицам и поговоркам.
  • Прогнозирование по ключевым словам.
  • Прогнозирование по выборочному чтению.
  • Прогнозирование по эпиграфу к уроку.
  • Прогнозирование по первым строчкам абзацев.
  • По высказыванию предположений о героях, теме, содержанию текста

До чтения текста:

  • предвосхищение чтения, создание мотива для чтения

- Сегодня мы прочитаем сказку, название которой хорошо вам известно. Скажите наоборот:

–Жил в прошлом веке?

-Фантастика - предположить,(здесь работает безграничная фантазия детей),а потом сравнить с прочитанным. Правы мы были или нет?

II этап. Работа с текстом во время чтения - изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста

  • Ищем скрытые вопросы
  • Задаём их автору
  • Сами прогнозируем ответы
  • Сверяемся по ходу чтения с нашими предположениями.
  • Включать воображение

Чтение с остановкой.

Не следует делать много "остановок". Для одного урока достаточно разбить текст на 2-4 смысловые части. - Предположите, ребята, что может быть дальше? Как могут развиваться события? Как может закончиться рассказ? Предположите, что же произошло дальше? Прочитаем и проверим.

Уч-ся самостоятельно могут задавать вопросы автору.

Вопросы- Тонкие,(на слайде) толстые(смысловые) и

Например, Иван-царевич и серый волк.

-Прочитайте заглавие! Понятно ли оно вам?

-Можно на иллюстрации найти главного героя сказки?

-Что еще видите на иллюстрации?

- Кого изобразил художник? (умение находить ответы на вопросы по иллюстрации). Попробуйте найти несоответствия.

-Верите ли вы, что это могло произойти на самом деле?

-А вам приходилось совершать подобные поступки?

8 СЛАЙД. Ментальные карты и кластеры- выделение основных элементов и обозначение их в виде схемы.

- Как вы думаете, что такое продуктивное чтение?

- Что может быть продуктом чтения?

Главный продукт моей деятельности – полноценное восприятие и понимание текста детьми.

Восприятие – это включение человека в чтение. Читаем – и представляем картины. Читаем – участвуем в действии, ставим себя на место героя, смеемся или грустим.

Для решения этих задач целесообразно применять в своей работе такие технологии и приемы работы на уроке, чтобы урок прошел именно продуктивно. ​​​​​​​


Цель этапапрогнозирование содержание текста. Главная задача учителя-вызвать у детей желание прочитать текст.


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9

Цель этапа-понять текст и создать его читательскую интерпретацию. Главная задача учителяобеспечить полноценное восприятие текста с детьми.


Слайд 10


Слайд 11

Наша Таня громко плачет. -Кто герой? -Автор знает Таню? -Возраст Тани известен? -Что с ней происходит? -Почему она может плакать? -Обратите внимание как она плачет. Почему ? -Может у неё что-то случилось?


Слайд 12

Уронила в речку мячик. -Теперь вы знаете, почему плачет Таня? -Можно ли теперь сказать, Таня большая или маленькая? -Где происходит действие? -Почему же так громко плачет?


Слайд 13

-Тише, Танечка, не плачь, -Кому принадлежат эти слова? - Скажите, пожалуйста, из этих слов понятно как автор относится к девочке?


Слайд 14

Не утонет в речке мяч. -Как автор помог Тане? Что он ей объяснил? -Что мы узнали о самом человеке, который пришёл Тане на помощь?


Слайд 15


Слайд 16

Цель этапа-скорректировать читательскую интерпретацию авторским смыслом. Задача учителя- обеспечить углубленное восприятие .


Слайд 17


Слайд 18


Полный текст материала Презентация "Использование технологии продуктивного чтения в начальных классах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: