Процессы маргинализации в современном российском обществе доклад

Обновлено: 25.06.2024

Современный период развития общественных отношений имеет тенденцию к маргинализации социальной структуры. Так что же означает это понятие? Если человеку задать вопрос, кто такой маргинал, то большинство скажет, что где-то вроде слышал, вроде знает, но однозначного определения не даст.

А, тем не менее, маргиналы либо косвенным, либо прямым образом влияют на формирование социальной структуры и отношений в ней.

Цель данной работы – изучение процессов маргинализации в современной России.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

· выявить основные теоретические концепции маргинальности;

· определить влияние маргинальности на социальную структуру современного российского общества.

Объектом данной работы выступают маргиналы как один из источников формирования социальной структуры.

Предметом исследования являются процессы маргинализации социальной структуры.

Русские словари советского времени знают только этимологию и одно из значений этого (однокоренного) слова:

Маргиналии (от лат. marginalis находящийся на краю) 1) пометки на полях книги; 2) полиграф. – заголовки, вынесенные на поля книги, журнала и т.п. (иначе "фонарики", "боковинки")[1] .

Маргиналии (новолат marginalis – находящийся на краю, от лат margo – край) заголовок, помещенный на полях книги, т.н. боковине. Применяется преим. в научной литературе[2] .

И лишь только в пору предреволюционной осторожной вольности появляется следующее определение маргинальности:

Маргинальность (позднелат. marginalis – находящийся на краю, от лат. margo – край, граница), социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Введено американским социологом Р.Парком, который обозначал этим понятием положение мулатов и считал, что "маргинальная личность" обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью. В современной литературе понятие М. распространения не получило[3] .

Маргиналы – обозначение личностей, социальных слоев или групп, находящихся на "окраинах", на "обочинах" или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных норм и традиций. Типичный пример – перемещение сельских жителей в города, которое не сопровождается развертыванием социальной инфраструктуры[4] .

Обратим внимание на то, что за 17 лет между словарями маргиналы сдвинулись из середины общества на его границу.

Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу, и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой[5] .

Современный период развития общественных отношений имеет тенденцию к маргинализации социальной структуры. Так что же означает это понятие? Если человеку задать вопрос, кто такой маргинал, то большинство скажет, что где-то вроде слышал, вроде знает, но однозначного определения не даст.

А, тем не менее, маргиналы либо косвенным, либо прямым образом влияют на формирование социальной структуры и отношений в ней.

Цель данной работы – изучение процессов маргинализации в современной России.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

· выявить основные теоретические концепции маргинальности;

· определить влияние маргинальности на социальную структуру современного российского общества.

Объектом данной работы выступают маргиналы как один из источников формирования социальной структуры.

Предметом исследования являются процессы маргинализации социальной структуры.

Русские словари советского времени знают только этимологию и одно из значений этого (однокоренного) слова:

Маргиналии (от лат. marginalis находящийся на краю) 1) пометки на полях книги; 2) полиграф. – заголовки, вынесенные на поля книги, журнала и т.п. (иначе "фонарики", "боковинки")[1].

Маргиналии (новолат marginalis – находящийся на краю, от лат margo – край) заголовок, помещенный на полях книги, т.н. боковине. Применяется преим. в научной литературе[2].

И лишь только в пору предреволюционной осторожной вольности появляется следующее определение маргинальности:

Маргинальность (позднелат. marginalis – находящийся на краю, от лат. margo – край, граница), социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Введено американским социологом Р.Парком, который обозначал этим понятием положение мулатов и считал, что "маргинальная личность" обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью. В современной литературе понятие М. распространения не получило[3].

Маргиналы – обозначение личностей, социальных слоев или групп, находящихся на "окраинах", на "обочинах" или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных норм и традиций. Типичный пример – перемещение сельских жителей в города, которое не сопровождается развертыванием социальной инфраструктуры[4].

Обратим внимание на то, что за 17 лет между словарями маргиналы сдвинулись из середины общества на его границу.

Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу, и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой[5].

Таким образом, можно выделить три основные функции маргиналов в обществе[7]:

Таким образом, мы пришли к выводу, что маргинал довольно сложное в определении понятие. Но все же в основном оно обозначает человека вне социальной системы, структуры и культуры.

Феномен маргинальности в современном российском обществе

Скорынин Сергей Леонидович

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования

Существует мнение, что изучение маргинальности в России уже исчерпало себя, поскольку огромный заряд интереса к ней, созданный трансформацией страны в 1990-е годы, якобы иссяк. Действительно, потенциал новизны работ сугубо описательного характера сейчас уже отсутствует. Однако сегодня имеются основания для философского обобщения фактов и процессов социальной реальности нашего недавнего прошлого, настоящего и ближайшего будущего. Кроме того, в истинно философской области темы – терминологии и теории состояний и процессов – остаётся не меньше вопросов, чем было раньше. Сегодня весь мир и Россия находятся в переходном положении, поэтому осмысление феномена маргинальности важно для решения общемировых проблем, к чему всегда и стремилась социальная философия. Ещё одним мощным фактором необходимости дальнейшего изучения маргинальности становится перманентное ускорение трансформационных процессов по времени и содержанию, диктующее необходимость постоянного осмысления нового материала уникальной социальной реальности.

Актуальность темы исследования присутствует на трёх уровнях: общефилософском, историко-философском и ситуационном. В первом случае изучение феномена маргинальности определяется его неизбежностью и перманентностью присутствия в социальном бытии, как отдельного человека, так и всего общества. Историко-философское обоснование актуальности темы диссертации заключается в том, что, как и весь мир, Россия в конце XX – начале XXI вв. переживает глобальные изменения. Они преломляют абстрактные построения маргинальности в виде реального состояния пограничности, резкого качественного изменения судеб целых народов. Кроме того, очевидна злободневность ситуации переходности от одного (сравнительно небольшого) периода развития российской маргинальности к другому, которая обусловлена глобальным экономическим кризисом.

В работе исследовано социально-философское преломление феномена маргинальности и связанных с ним проблем через вышеназванные аспекты: общетеоретический и концептуальный (осуществлена терминологическая рефлексия), историко-философский (дан детальный срез российской маргинальности) и ситуационный (дан анализ социальной действительности и возможных перспектив маргинальных элементов в меняющихся общественных условиях). Автором подчёркивается особая значимость и существенное влияние маргинальных структур на современное российское общество.

Итак, перспективы глубокого изучения в современной России феномена маргинальности с точки зрения социально-философского подхода по-прежнему не исчерпаны, а его результаты – востребованы.

Степень научной разработанности темы.

Феномен маргинальности и связанные с ним различные социальные проблемы, а также жизнь российского общества новейшего времени по отдельности изучены достаточно основательно. Но их сочетание и взаимовлияние в социально-философском ключе исследовано, на взгляд автора, недостаточно. В диссертации он опирался на две группы исследований.

К первой относятся исследования социальной маргинальности в обществе в общефилософском ключе и в русле отдельных дисциплин. Данную группу источников можно условно разделить на работы зарубежных, советских и российских учёных.

Первоначально изучение маргинальности осуществлялось американской социологией, культурологией и социальной психологией (Г. Дики-Кларк, , Р. Мертон, Р. Парк, Э. Стоунквист, Т. Хьюз, Т. Шибутани), затем оно получило развитие в западноевропейских трудах Ж. Леви-Стрэнже, Д. Манчини, К. Рабана, А. Фаржа. Из западноевропейских исследований последних 10–15 лет выделим работы Ч. Велена, Д. Гели, Д. Маршалла, Р. Минси.

К числу наиболее значимых советских работ в данной группе относятся исследования Н.О. Навджавонова, М.И. Полякова, М.И. Семиряги, Е.Н. Старикова, М.В. Темкина, В.А. Шапинского и Е.М. Шапинской, Б.Н. Шапталова, а также ряд коллективных изданий.

Вторую группу составляют работы, связанные с исследованием маргинальности через изучение социально-философских проблем современного общества в общетеоретическом плане, которое применяется к конкретной ситуации в СССР и России. Можно выделить и ряд специальных социологических, исторических, культурологических, политологических исследований позднего советского и современного российского социума. К ним относятся работы М.К. Горшкова, Т.И. Заславской, К. Касьяновой по трансформации российского общества и его структуры.

Важна роль работ по отдельным проблемам, связанным с маргинальностью. В советской маргиналистике они посвящались изучению отчуждения, деклассирования, социальных конфликтов, преступности, страха и одиночества, социализации и адаптации личности, общественных деформаций (работы В.С. Агеева, В.А. Андрусенко, Б.С. Братуся, А.А. Горелова, З.В. Коробкиной В.Н. Кудрявцева, А.П. Симонова). В исследованиях 1990–2000-х годов доминировали проблемы положения молодёжи в обществе (Ю.А. Зубок, О.А. Раковская, В.И. Чупров), экстремизм (А.А. Козлов, В.Н. Томалинцев), личностно-психологические проблемы (А.В. Нечаев), пространственная сегрегация (О.Е. Трущенко, Т.Ю. Шманкевич), миграционные процессы (Е.С. Красинец, Е.С. Кубишин, Г.И. Солдатова, Е.В. Тюрюканова), бедность и бездомность (Т.Ю. Богомолова, Б.Д. Бреев, О.А. Лиходей, М.Б. Попова, Е.Г. Слуцкий, С.А. Стивенсон, В.С. Тамилина, Т.В. Ярыгина), преступность (Ю.М. Антонян, С.В. Бородкин, А.А. Тайбаков), алкоголизм и наркомания (В.В. Еременко), социальный антиномизм (В.В. Максимов, А.С. Васин), близкие к маргинальности понятия (Е.С. Балабанова, А.Ш. Жвитиашвили, С.А. Сидоренко, Н.Е. Тихонова).

Таким образом, существует довольно большое число высококачественных научных исследований феномена маргинальности как общего плана, так и по её конкретным направлениям. Однако целостного социально-философского осмысления темы в теоретическом, конкретно-историческом и ситуативном смысле по-прежнему недостаточно.

Объект исследования – социальная реальность современной России.

Предмет исследования – феномен маргинальности в реальной жизни российского социума последних десятилетий.

Целью работы является философская трактовка феномена маргинальности в контексте бытия современного российского общества.

– выделить существенные признаки, определить понятия маргиналистики;

– проанализировать изучение феномена маргинальности в России;

– выявить основные теоретические проблемы в изучении маргинальности и возможные пути их преодоления;

– проанализировать социально-философское позиционирование феномена маргинальности в контексте распада СССР;

– вскрыть причины и ход процесса формирования и укрепления широких маргинальных групп в кризисной России;

– определить современное состояние и специфику изменений российской маргинальности.

При анализе маргинальности как многогранного, противоречивого и перманентно развивающегося социокультурного явления использовались интегративный подход, сочетающий в себе разные методы исследования и достижения различных дисциплин, и тесная связь теоретических представлений с конкретным социальным материалом жизни современной России.

Основой работы являлись общенаучные принципы объективности, конкретности, эвристичности, универсальные методы теоретического познания в виде анализа и синтеза, обобщения и ограничения, абстрагирования, сравнения и моделирования. Особенно важен среди общих методов структурно-функциональный метод, ведь анализ маргинальности неотделим от рассмотрения структуры социальных систем и их элементов. В работе широко используются и сугубо философские методы: герменевтический (для анализа и понимания источников исследования) и диалектический (для осмысления социального бытия человека и общества). Также использовались принцип историзма и сравнительно-исторический метод, заключающиеся в рассмотрении процессов и явлений в их единстве, последовательности и развитии как атрибута определённого социального времени.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Понятия маргиналистики являются концептуальными, напрямую не соотносящимися с социальной реальностью. Маргинальность существует отдельно от её проявлений только как условные теоретические установки общественного сознания, различные в разных социумах, причём на практике они всегда соотносятся с конкретными носителями – маргиналами.

2. Из-за подвижности представлений о маргинальности все люди потенциально маргинальны в социальном плане. Маргинальное перманентно присутствует в социальном бытии и маргинальные ситуации неизбежно присутствуют в жизни всех людей. Маргинальное положение и маргинальность также не являются исключением, уделом лишь незначительного меньшинства.

4. Конкретно-историческая ситуация в России последних десятилетий подтвердила жизнеспособность и важность теоретических подходов и концепций маргиналистики. Маргинальные ситуации в различных сферах жизни общества в этот период активно и во множестве трансформировались в маргинальные положения и состояние маргинальности.

5. Переход от советского общества к постсоветскому стал временем масштабной маргинализации на всех уровнях идентичности, но и в 1990-е годы маргиналы всё же не являлись основной массой населения. Маргинальные элементы российского социума в последние десятилетия резко активизировались. В начале XXI века, со стабилизацией ситуации в стране, стала очевидной перманентность присутствия и значительная роль маргинальных людей и групп в российском обществе. Научная новизна исследования заключается в синтезе концепций маргиналистики и конкретного материала социального бытия современной России. Общетеоретический, дисциплинарный и конкретно-исторический уровни изучения феномена маргинальности в работе объединены.

В рамках диссертационного исследования:

1. Последовательно проанализировано развитие маргиналистики на Западе и в России, представлены её основные подходы и концепции.

2. Выделены основные проблемы современного исследования феномена маргинальности и предложены возможные пути их преодоления.

3. Проведён комплексный анализ терминологии маргиналистики, уточнён её смысл, даны критерии и схема соотношения понятий.

4. Концепции маргинальности применены к российской действительности последних десятилетий.

5. Сделан анализ современного состояния и даны прогнозы возможного развития российского социума в контексте феномена маргинальности.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическое значение работы заключается в расширении научных представлений о маргинальности в современном российском обществе, в уточнении терминологии по теме. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов в разработке и преподавании курсов социальной философии, социологии, культурологии, политологии, связанных с маргинальностью в современном мире в целом и российском обществе в частности. Материалы диссертации также могут быть использованы при конструировании социальных процессов для предупреждения угроз чрезмерной маргинализации в обществе и усиления её позитивного влияния.

Структура диссертации обусловлена её целью и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Основное содержание диссертации

Во введении к работе обосновывается актуальность темы исследования, ставится проблема и определяется степень её научной разработанности, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, отмечается его научная новизна, обозначаются методологические основы работы, её теоретическая и практическая значимость, выносимые на защиту основные положения, апробация и структура диссертации.

Уже советской маргиналистикой 1980-х годов феномен маргинальности рассматривался довольно подробно. При этом социальные проблемы, связанные с этим феноменом, разбирались не столько напрямую с применением его терминологии и концепций, сколько косвенно. Исследования через призму смешения западных концепций маргинальности с марксистской терминологией порождали крайне неоднозначные оценки. Отношение советских исследователей к маргиналам было дуалистичным, с постепенным движением от однозначно негативных до вполне взвешенных оценок, что было обусловлено процессом глубинных изменений в стране.

Рабочие определения главных понятий маргиналистики в диссертации.

– Маргинальное в социальном бытии – это пограничное, промежуточное или переходное в самом широком смысле.

– Маргинальность – это устойчивое и явно выраженное пограничное, промежуточное или переходное положение отдельного человека и (или) социальной группы по отношению к другим людям и социальным общностям.

– Маргинализация – это объективное или субъективное движение человека или социальной группы к состоянию маргинальности.

– Маргинал – это психолого-поведенческая характеристика личности, находящейся в маргинальном положении и в состоянии маргинальности.

Данный период характеризуется масштабным социокультурным кризисом, в который были вовлечены все основные социальные отношения, различные сферы жизни российского социума. Это породило распространение таких признаков, как расщеплённость личности, отсутствие её целостности и самоидентичности, что заметно способствовало маргинализации. Произошла синхронная активизация различных начал личности (разума, воли и чувств), разом заявивших претензии на право быть главным идентификатором маргинальности. Характеристикой того времени автор диссертации считает трансформацию всех системообразующих элементов социума, во многом стихийным процессом. Трансформация малоуправляема и непредсказуема, растянута во времени и поливекторна. Она усиливала проявления маргинальности и как пограничности, и как вполне самостоятельного субъекта социального бытия. Особенно важным, при длительном пребывании в переходном состоянии, становилось именно второе её понимание. Маргинальные группы значительно увеличились численно и усилились в отношении их влияния на массу общества, шло развитие новых маргинальных категорий населения. Но большинство населения страны всё же не являлось маргиналами и не находилось в состоянии маргинальности.

В социологическом плане происходила множественная дезинтеграция страны. Российский социум 1990-х годов был хаотичным, различные элементы в нём автономизировались и стихийно перемещались. Потеряв устойчивость и попав в такое состояние, социум начал стихийную самоорганизацию на всех его уровнях. Наибольшая активность в этом плане проходила именно в маргинальных средах, маргиналы стали отражением поиска новой организации общества. Примером социально-экономической маргинальности являлась нищета, захватившая немалую часть россиян в 1990-х гг., но не большинство.

Личностно-психологический аспект маргинальности проявился в различных стратегиях поведения людей перед лицом тотального кризиса. Здесь потенциально маргинальной становилась и новаторская гиперактивность, и апатичная пассивность, и агрессивно-разрушительный мятеж. Значительно распространились чувства фрустрации, пессимизма, унижения, беспомощности и беззащитности, ведшие к поведенческим девиациям. Так, резко увеличилось число суицидов, давно рассматривающихся как явное проявление аномии и маргинализации. Но большинство россиян предпочли конформный путь приспособления к изменившимся условиям, доминирующей психолого-поведенческой моделью стала повседневная борьба за выживание и постоянное приспособление к окружающей среде. Переход на такой архаичный принцип был шагом назад, но он не был маргинальностью. И поэтому большинство населения России 1990-х годов маргиналами и с этой позиции не являлись.

Основные положения диссертации отражены в публикациях

1. Скорынин, С.Л. К вопросу об изучении маргинальности / С.Л. Скорынин // Вестник Волгоградского государственного университета. – Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. – 2008. – № 1(7). – С. 172–174.

2. Скорынин, С.Л. Трансформация России начала 1990-х годов в зеркале философской маргиналистики / С.Л. Скорынин // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2008. – № 10(92). – С. 37–44.

4. Скорынин, С.Л. Социально-философское восприятие маргинальности и маргинальных групп в СССР в начале их изучения / С.Л. Скорынин // Наука и культура России. IV Международная научно-практическая конференция 24–25.05.2007. – Самара: СГАПС, 2007. – Ч. 1. – С. 133–137.

6. Скорынин, С.Л. К вопросу о ключевых теоретических сложностях маргиналистики / С.Л. Скорынин // Наука и культура России. V Международная научно-практическая конференция 26–27.05.2008. – Самара: СГУПС, 2008. – С. 115–118.

7. Скорынин, С.Л. К проблеме маргинальности и культуры в современной России / С.Л. Скорынин // Социологический диагноз культуры российского общества второй половины XIX – начала XX вв.: Материалы всероссийской научной конференции. – СПб.: Интерсоцис, 2008. – С. 274–278.

8. Скорынин, С.Л. К вопросу о соотношении процессов коренных перемен и маргинализации в России в начале 1990-х гг. / С.Л. Скорынин // V Ознобишинские чтения: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Инза-Самара: СГПУ, 2008. – С. 162–167.

9. Скорынин, С.Л. Связь маргинальности и бедности в России первой половины 1990-х годов / С.Л. Скорынин // Научный молодёжный сборник. – Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2008. – Вып. III. – Ч. 1. – С. 239–246.

10. Скорынин, С.Л. Главные направления возникновения советской маргиналистики в 1980-х гг. / С.Л. Скорынин // Вестник СГПУ: Кафедра философии, политологии и социологии. Вып. 3. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – С. 137–142.

11. Скорынин, С.Л. Сравнение ключевых подходов в понимании процессов деклассирования и маргинализации / С.Л. Скорынин // Вестник СГПУ: Кафедра философии, политологии и социологии. Вып. 3. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – С. 143–152.

12. Скорынин, С.Л. Специфика нормативно-правового подхода к феномену маргинальности / С.Л. Скорынин // Молодёжь и наука: реальность и будущее: Материалы II Международной научно-практической конференции 03.03.2009. – Невинномысск: НИЭУП, 2009. – Т. III. – С. 422–423.

13. Скорынин, С.Л. Проявления культурной маргинальности в кризисной России конца ХХ века / С.Л. Скорынин // Наука и культура России: VI Международная научно-практическая конференция 26.05.2008. – Самара: СГУПС, 2009. – С. 106–109.

Теги: Феномен маргинальности в современном российском обществе Реферат Философия

Маргинальность сопряжена с дуальностью этнического самосознания. В личном плане она вызывает психическое напряжение и может привести к двойственности, даже разорванности личностного самосознания. Отмечено также, что маргинальный психический тип во многих случаях отличается творческими потенциями, что люди этого типа становились руководителями этнических групп, национальных движений, деятелями культуры.

1.2 Типология маргинальности

Проблема маргинальности в России стала актуальной на рубеже 90-х годов. В результате кризиса и реформ прежде стабильные экономические, социальные, духовные структуры были разрушены или трансформированы, и элементы, образующие каждую из структур – институты, социальные группы и индивиды – оказались в промежуточном, переходном состоянии, вследствие чего маргинальность стала характеристикой сложных социально-стратификационных процессов в российском обществе.

Маргинальность, являющаяся сама по себе признаком социальной мобильности, может быть как нисходящей (деклассирование, выпадение из системы социальных связей), так и восходящей (формирование новых структур и надструктурных уровней). Для нисходящей маргинальности характерны: разрушение гражданского общества, его связей и традиционных социальных институтов; несоответствие между культурными ценностями и институциональными средствами их достижения.

Маргинальность, особенно этнокультурная, обладает автономией, неформальным статусом, нелегальными методами функционирования, собственной логикой и динамикой развития, высокой степенью гибкости и приспособления. Если в обществе вырабатывается механизм социального воспроизводства субкультуры, маргинальная группа становится субэтносом с потенциальной возможностью развиться в этнос как часть цивилизации, либо как образующее ядро. Подобный тип маргинальности называется восходящим, поскольку при нем социальная структура не деградирует, не распадается, а наоборот, усложняется за счет альтернативных, конкурирующих подсистем.

Кроме маргинальности восходящей и нисходящей существует и другая, более распространенная типология маргинальности, по которой маргинальность подразделяется на социальную маргинальность, психологическую, профессиональную, религиозную, этнокультурную, физиологическую и экономическую.

Социальная маргинальность объясняется переходностью в определении личностно-ориентирующего статуса: семейного, политического, общественного.

Психологическая маргинальность относится к внутриличностным психологическим колебаниям, утрата психологической стабильности.

Профессиональная маргинальность связана, например, с утратой одной квалификации и приобретением другой, т.е. любые профессиональные изменения (карьерный рост, профессиональный спад) несут в себе некую единицу маргинального состояния, поскольку любому человеку трудно принять себя сразу в новом профессиональном качестве. Период адаптации и профессионального самоопределения тоже можно считать зоной маргинальности.

Религиозная маргинальность предопределена промежуточностью вероисповедания по субъективным или объективным причинам, например, человек по национальному вероисповеданию католик, а брак совершает с мусульманкой по этническим соображениям. Подобная ломка имеющихся религиозных стереотипов может породить асоциальное мироощущение, депрессию, дезогранизацию поведения. Это прямые признаки маргинального состояния.

Этнокультурная маргинальность одно из самых сложных состояний индивида или группы, поскольку связана с трудностью определения этнической или культурной принадлежности.

Этнокультурная маргинальность имеет огромное значение для обеспечения жизнеспособности человечества. Она предохраняет мир от развития по единому тупиковому пути, она причина периодических флуктуаций социума. Именно на стыке этнокультурных, экономических и природных процессов формируются маргинальные среды, области, локальные модели возможных будущих социокультурных систем: этносов, наций, цивилизаций.

Физиологическая маргинальность – процесс физических преобразований человека и связанные с этим миро- и самовосприятия. Например, возрастной переход: женщины в пожилую даму, мальчика в мужчину, беременной женщины в маму, здорового человека в инвалида. Часто многие физические преобразования вызывают у человека разные негативные психологические явления, такие как раздраженность, апатию, депрессию, неадекватность мышления, самоотчуждение, что в свою очередь может стать причиной асоциального причиной асоциального поведения.[11; с.57]

Экономическая маргинальность напрямую зависит от уровня доходов, от уровня жизни, т.е. уровня потребностей и возможностей индивида или группы. Другими словами экономическая маргинальность выражается в бедности населения. Бедным считается человек уровень доходов которого ниже официально принятого прожиточного минимума, под которым понимается минимальный объем жизненно необходимых средств. [3; с.27]

Таким образом, маргинальность - следствие и результат объективных противоречий общественного развития, где человек выступает как персонификация экономических, религиозных, этнокультурных отношений, социальных и психологических отношений. Векторы развития маргинальных субъектов могут задавать различную направленность динамики развития: как негативную – деформация и разрушение устоявшихся социумов, свойственная нисходящему типу маргинальности, так и позитивную – формирование качественно новых социокультурных структур на микро- и макроуровне, свойственное для восходящего типа маргинальности. Кроме того, в зависимости от источника маргинализации разделяют маргинальность социальную, физиологическую, психологическую, профессиональную, религиозную, этнокультурную и экономическую.

2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества

Социальную трансформацию общества сегодня характеризуют не только появление ранее не существовавших страт в системе стратификации - прежде всего класса крупных и средних собственников, слоя "новых бедных", маргиналов, безработных, но и соответствующая адаптация этих слоев ко вновь возникающим статусно-ролевым функциям.

Акцент в разные годы делался на различных аспектах структурного неравенства, на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации общества; на проблемах формирования среднего класса; автономии труда в социально-производственных структурах. Чтобы составить достаточно полное представление о процессах, происходящих в социально-структурной сфере российского общества, надо рассмотреть тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей, динамика которых детерминирована качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных социальных групп и слоев, законами структурной перестройки хозяйства и занятости населения. Известно, что определенная часть занятого населения в результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы производств, осталась вне сферы занятости, приобрела статус безработных. На сегодня это 8% активного населения России. Появление этого слоя существенно влияет вообще на качество жизни всего населения. Но в то же время, изменив статус занятости, эта часть населения сформировала черты групповой определенности со своими ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством и образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями. Таким образом, произошла реализация целого комплекса новых социально-групповых процессов, становление феномена группового сознания и групповой консолидации и интеграции.

Специфика российского общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации, сопровождающийся углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения. Рост маргинальных слоев наблюдается в российском обществе. Трансформация российского общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей.

Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент: продолжая причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно расшатанные экономическими процессами. Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных- человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этонокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов людей.

Читайте также: