Проблемы интеграции слепых и слабовидящих доклад

Обновлено: 19.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Факультет повышения квалификации педагогических кадров, переподготовки и специализации

Кафедра менеджмента образования и психологии

Выполнил: слушатель группы 14.1

Абашина Ирина Анатольевна, методист ГУ ДО «Республиканский центр

для слепых и слабовидящих

Руководитель группы:

Гордон В.В., заведующий центром воспитания и развития творческой личности

В данной работе рассматривается одна из актуальных проблем современного, развитого общества такая, как социализация и интеграция лиц с нарушениями зрения. Раскрывается ряд основных направлений коррекционно-воспитательной работы для слепых и слабовидящих детей и взрослых, способствующих дальнейшему, более полноценному включению данной категории лиц в окружающую действительность и активную жизнедеятельность.

Ключевые слова:

РАЗДЕЛ І. ТРУДНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ

РАЗДЕЛ II . СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА И ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

РАЗДЕЛ III . АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА У НЕЗРЯЧИХ ЛЮДЕЙ

РАЗДЕЛ І V . НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблемы учреждения дополнительного образования для детей и взрослых с нарушениями зрения в последние годы
приобретают более острый характер, что связано с необходимостью
переориентировки задач в сторону усиления внимания к
проблемам интеграции и социальной адаптации лиц с нарушениями зрения. В сфере образования под воздействием запросов социума встает вопрос об обеспечении целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности, общества и республики. Ориентируясь на основные законы, принятые в нашей республике, данное направление предполагает в процессе развития обучаемых не только образовательное начало, а так же воспитательное и развивающее, включающие социализацию личности, культуру поведения, гармонизацию межличностных отношений, интериоризацию нравственных норм и многое другое.

Собранный материал, помогает расширить информационный спектр в области применяемых форм и методов работы с лицами с нарушениями зрения, помогут руководителям кружков, секций, любительских объединений улучшить успехи и достижения обучающихся, их желание познавать, открывать для себя новое, доводить дело до конца, отвечать за свой выбор в деятельности.

РАЗДЕЛ І.

ТРУДНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ

В настоящее время процесс социализации и интеграции лиц с нарушениями зрения является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т.д. раскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы, стадии и факторы социализации.
Проблемы социализации и интеграции лиц с нарушениями зрения , особенно полностью незрячих людей, все чаще являются предметом специального исследования.

Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение незрячими социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (для этого необходимы специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации.
Медицинский аспект проблемы инвалидности требует анализа состояния здоровья, учета степени нарушения психофизиологических функций организма, и с этой точки зрения инвалидность является объектом изучения медицины.

Социальный аспект проблемы инвалидности ставит вопросы исследования ограничения возможностей социального функционирования человека, его связей с социумом, с ближайшим окружением, определения его места в социальной сети.

Было бы нелогично противопоставлять эти аспекты изучения инвалидности по той лишь причине, что они тесно связаны, что ограничения социального функционирования вытекают непосредственно из ущербности психофизиологических функций организма человека.

На пути возвращения незрячего в социум, его интеграции в общество используются разнообразные методы реабилитационного воздействия медицинского и социального характера. При рассмотрении реабилитационных мер социального содержания возникают вопросы не только понятийного, но и сущностного характера.

Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий: как социально-контролируемых и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она и есть атрибут образа жизни личности и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.

Какими бы благоприятными ни были условия социализации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.

В традиционной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.
Важно иметь в виду, что социализация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.
В связи с этим обычно различают определенные этапы социализации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.

Социализация личности незрячего человека – это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.
Процесс вхождения индивида в социум порождает изменения в социальной структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее. Наиболее распространенными формами, описывающими характер взаимодействия индивида и социальной среды в процессе социализации, являются адаптация и интеграция.

Адаптация означает пассивное приспособление человека к социальной среде и ее требованиям. Однако адаптированный характер взаимодействия с обществом может быть обусловлен и самой личностью, ее биопсихологическими и социальными ограничениями.

Интеграция предполагает активное взаимодействие индивида со средой, в которой человек делает сознательный выбор и которую он способен изменять, когда в этом есть необходимость и целесообразность.

В процессе социализации незрячих людей происходит преобразование социального опыта в собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм, ролей и навыков. В процессе социализации индивид проявляет свою автономность и независимость, формирует личный опыт, осуществляет самосоциализацию, т.е. образование внутреннего контроля совести, механизмов самоконтроля и самокоррекции.

Таким образом, процесс социализации включает в себя не только социальное познание и освоение универсума культуры, но и осуществление навыков практической деятельности, построение системы социальных связей и ориентации, где индивид себя проявляет как личность, как субъект деятельности, как индивидуальность. Следовательно, чтобы социализация инвалидов по зрению протекала успешно, она должна включать в себя субъектность, развитие самосознания, формирование адекватных представлений личности о себе.

Существуют различные взгляды на процесс социализации личности. Так, по мнению Г.М. Андреевой, процесс социализации состоит из трех основных этапов:

первичной социализации, или социализации ребенка;

маргинальной (промежуточной или псевдоустойчивой) социализации подростка;

устойчивой, т.е. концептуальной, целостной социализации, которая знаменует собой переход от юношества к зрелости, т.е. период от 17-18 и старше.

Н.С. Данакин показывает, что поскольку социальный опыт осваивается, прежде всего, в ходе трудовой деятельности, постольку основание для классификации стадий процесса социализации открывается в их отношении именно к данной деятельности. Соответственно, выделяются три основные стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.

РАЗДЕЛ ІІ.

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА И ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.

В социализаци и лиц с нарушениями зрения рассматрива ютс я разны е стад ии индивидуального жизненного цикла.

Дети и подростки (от рождения до 16 лет).

Молодежь (16 до 26 лет).

Взрослые (26-60 лет).

Пожилые (после 55-60 лет).

Рассмотрим стадии более подробно.

2. Молодежь (от 16 до 26 лет). В этой возрастной группе выделяются несколько причин, влияющих на социальную интеграцию в процессе социализации незрячих людей. Одной из первых причин является низкий уровень пространственной ориентировки выпускников специальных школ для незрячих. Овладение способами ориентировки в свободном пространстве – ведущее условие воспитания навыков поведения самостоятельной личности у слепых с детства и у ослепших. Это главный путь и способ преодоления изоляции, условие реализации потенциальных возможностей.

Серьезной опасностью на пути социализации незрячих являются трудности в коммуникации слепого со зрячими в смешанных коллективах (коммуникации – это ключевой аспект полноценной социокультурной жизни, социального взаимодействия, информационных обменов между людьми ) . Личные контакты со зрячими сверстниками и взрослыми в школах для незрячих сведены до минимума. Недоразвитие коммуникативных связей, их недостаточная сформированность в условиях обучения и воспитания нарушает такие свойства личности, как активность, коллективизм, внимательность, дружелюбие, предупредительность и др.

3. Взрослые (26-60 лет). В этой возрастной группе инвалидов по зрению можно выделить две категории: инвалидов с детства и людей, ставших инвалидами в зрелом возрасте (после 16 лет). Способы интеграции этих групп в обычную жизнь неодинаковы. В первом случае речь идет о людях, свыкшихся с собственным дефектом и имеющих навыки и опыт компенсации его в основном наборе простейших стереотипных социокультурных ситуаций.

4. Пожилые (после 55-60 лет). В настоящее время пенсионеры в целом (как возрастная группа) занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Предельно ограничен выбор социальных ролей и культурных форм активности, доступных пенсионерам. Чрезвычайно сужены рамки их образа жизни: выбор социально санкционированных возможностей в сфере жизнеобеспечения, коммуникации, рекреации для них предельно ограничен, а структуры ресоциализации практически отсутствуют.

Отсюда следует, что социализация и интерация незрячих людей имеет разные стадии индивидуального жизненного цикла: дети и подростки (от рождения до 16 лет), молодежь (от 16 до 26 лет), взрослые (26-60 лет), пожилые (после 55-60 лет). Каждая из стадий имеет свою специфику жизненных затруднений, где главным препятствием в процессе социализации является ухудшение или потеря зрения. Поэтому при их интеграции в общество необходимо учитывать индивидуальные, психологические и возрастные особенности.

РАЗДЕЛ ІІІ.

АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА У НЕЗРЯЧИХ ЛЮДЕЙ.

Были проведены социологические исследования среди незрячих людей. Основной целью исследования являлось выявить трудности социализации незрячих людей.
В опросе участвовало более 300 человек, 59 % мужчин и 41 % женщин в возрасте от 20 до 70 лет. Можно выделить пять возрастных групп среди опрашиваемых (от 20 до 29 лет – 38 %, от 30 до 39 лет – 20 %, от 40 до 49 лет – 11 %, от 50 до 59 лет – 11 %, от 60 лет и старше – 20 %).

Во время исследования была цель : выявить, какие черты характера присутствуют у незрячих людей в связи с потерей зрения. Независимо от пола, уровня образования, группы инвалидности и рода занятий респондентов среди черт выделяют конформность – 30%, целеустремленность – 30%, негативизм – 25 %, ленивость – 10 % и внушаемость – 5 %. На основе полученных результатов можно сделать вывод, что в целом у незрячих людей присутствует тенденция изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей с тем, чтобы оно соответствовало мнению окружающих, так как у 30 % опрошенных присутствует такая черта характера, как конформность. Также достаточно большая группа незрячих выделила такую черту, как целеустремленность, что является показателем того, что незрячие не хотят запираться в себе в связи со своим недугом, а ставят перед собой определенные задачи и, самое главное, стремятся достигать их.

С целью уменьшения влияния ограничений по зрению на жизнь незрячих проводятся реабилитационные мероприятия, которые направлены на восстановление социальных функций незрячего человека, его социального и психологического статуса в обществе. Реабилитационные мероприятия – это мероприятия, направленные на восстановление здоровья пострадавшего в результате болезни, несчастного случая до возможного оптимума в физическом, духовном и профессиональном отношениях. Сделаем попытку выяснить, какие реабилитационные мероприятия прошли незрячие люди с целью адаптации их к новым условиям в связи с потерей зрения.

Большинство опрошенных отметили, что они в рамках реабилитационных мероприятий получили образование – 21%, прошли бытовую реабилитацию 19% респондентов, 11% обучались в системе Брайля, 10% приобрели трудовые навыки в специализированных учреждениях, всего 3 % прошли обучение ориентировки и мобильности, никаких мероприятий не проходили 20% незрячих людей, а все перечисленные мероприятия прошли 16 %. Каждый пятый незрячий вообще не участвовал ни в каких реабилитационных мероприятиях. Также очень низок процент людей, прошедших обучение ориентировке и мобильности. Обоснованность данного предположения подтверждают данные о наличии мероприятий социально-трудовой адаптации незрячих. Социально-трудовая адаптация – это психический процесс адаптации (привыкания) незрячего к своему дефекту и, как следствие его, – полноценное включение в трудовой коллектив. В довоенный период имелась сеть производственных предприятий и объединений, где были созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих. По данным видно, что профессиональное обучение прошли всего 33 % незрячих, повышение квалификации – всего 14 %, рациональное и качественное трудовое устройство освоили 10 %, изучили средства тифлотехники 12 % опрошенных. Большое количество респондентов никаких мероприятий не проходили (26 %), а все мероприятия социально-трудовой адаптации прошли всего лишь 5 % незрячих людей.

Таким образом, реабилитационные мероприятия инвалидов по зрению должны носить комплексный характер. Проведение реабилитационных мероприятий и оказание различной помощи незрячим людям позволяет индивиду не только адаптироваться к своему состоянию, но в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки самопомощи и создания сети социальных связей. В настоящее время следует отметить недостаточное количество реабилитационных мероприятий в Донецкой Народной Республике в целом и малый процент задействованных в них инвалидов по зрению, однако создание и деятельность Республиканского центра слепых дает надежду на улучшение ситуации в этом направлении.

Результаты исследования показали, что социализация незрячих людей происходит в сложных современных условиях, жизненные трудности не дают возможности незрячим воспользоваться адаптационным опытом здоровых людей. Поэтому жизненные позиции незрячих, являясь определенным результатом их адаптации, характеризуются эклектизмом, который проявляется в одновременном сочетании разнородных оценок, ценностных установок, которые затрудняют поступательность адаптационного процесса.

РАЗДЕЛ І V .

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В деятельности учреждений дополнительного образования во время работы с лицами с нарушениями зрения необходимо знать следующую нормативно-правовую документацию, регулирующую образовательный процесс в системе дополнительного образования:

Конвенцию о правах инвалидов ООН;

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 – педагогика дополнительного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17 марта 2016 г. № 222;

Концепцию развития дополнительного образования детей, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2016 г. № 310;

Концепцию патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 22.06.2015 г. № 94;

Концепцию формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016 года № 815;

инструкцию об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.12.2015 г. № 905;

план мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в образовательных организациях, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.09.2016 г. № 931;

план мероприятий Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики по профилактике правонарушений среди обучающихся, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.01.2017 года № 11;

типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, утверждённое приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 января 2015 г. № 8;

требования к программам дополнительного образования детей, утверждённые приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11 августа 2015 г. № 392;

порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 июля 2016 г. № 793;

порядок проведения республиканских мероприятий с участием детей и обучающихся образовательных организаций, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.04.2016 г. № 379;

временное положение о проведении аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённое приказом образования и науки Донецкой Народной Республики от 20.07.2015 г. № 330;

В странах мирового сообщества интеграция детей с нарушениями в развитии в общеобразовательные школы понимается единообразно. Это процесс, создающий оптимальные условия для общения детей с проблемами в развитии со здоровыми детьми. При очевидной простоте определения понятия сам процесс интеграции является весьма сложным. Необходимо менять законы, политику просвещения, организационные структуры, учебные программы, подготовку учителей; изыскать финансовую поддержку. Этот процесс должен охватить тесное сотрудничество учителей с родителями, ассоциациями, медиками, социальными учреждениями.

Вложенные файлы: 1 файл

Интеграция и социализация лиц с нарушением зрения.docx

Интеграция и социализация лиц с нарушением зрения

В странах мирового сообщества интеграция детей с нарушениями в развитии в общеобразовательные школы понимается единообразно. Это процесс, создающий оптимальные условия для общения детей с проблемами в развитии со здоровыми детьми. При очевидной простоте определения понятия сам процесс интеграции является весьма сложным. Необходимо менять законы, политику просвещения, организационные структуры, учебные программы, подготовку учителей; изыскать финансовую поддержку. Этот процесс должен охватить тесное сотрудничество учителей с родителями, ассоциациями, медиками, социальными учреждениями.

В 1987 г. интеграция детей с особыми нуждами стала официальной политикой просвещения стран Европейского сообщества.

Интеграция лиц с нарушенным зрением в общество представляет собой сложный, многоэтапный социальный процесс. Условно можно выделить три основных уровня:

1 уровень – ранняя интеграция ребенка

2 уровень – интегрированное (совместно с нормальными) обучение и воспитание. Интегрированное обучение рассматривается как средство достижения интеграции в обществе.

3 уровень – подготовка к трудовой деятельности в коллективе.

Успешность интеграции в значительной мере определяется социально значимыми личностными качествами инвалида, рациональной реорганизацией системы обучения и воспитания детей со специальными потребностями, а также позитивными изменениями взглядов общества на инвалидность для преодоления отчуждения инвалида в социальной среде.

Полная интеграция. Полная интеграция детей с нарушением зрения предполагает возможность выполнения ребенком требований педагога и учителя без скидки на его зрительную недостаточность. Модель полной интеграции рассчитана, как правило, на детей со снижением зрения, компенсирующимся оптикой, и способных работать, используя зрение в течение учебного дня, и получать учебную информацию на основе зрительного восприятия. Однако даже при полной интеграции дети с нарушением зрения в процессе воспитания и обучения нуждаются в специализированной поддержке и организации условий зрительной работы: освещенность, специфический дидактический материал и учебники, тифлотехнические и оптические средства. Для этих детей необходим постоянный контроль за состоянием зрения и осуществление режима посильной зрительной нагрузки. Помимо школьных занятий каждый ребенок с нарушением зрения должен быть обеспечен коррекционными занятиями по развитию зрительного восприятия в офтальмологических кабинетах или кабинетах развития зрения не менее чем 1 часа в неделю. Первый опыт интегрированного обучения слепых учащихся старших классов в массовой средней образовательной школе показал, что проблемы, возникшие в процессе учебы и общения, – это проблемы не только учащихся с нарушением зрения, но и проблемы их нормально видящих сверстников, учителей и всей общеобразовательной системы в целом. Дети с нарушениями зрения испытывают не только эмоциональный дискомфорт, но и проблемы физической ориентировки в пространстве класса, школы. Им требуется гораздо больше времени на то, чтобы познакомиться со, своими сверстниками. Переход из закрытого специализированного учебного заведения, где все дети имеют те или иные нарушения зрения, в среду нормально видящих сверстников требует личного мужества от ученика с нарушениями зрения, поскольку подобный переход оказывает стрессовое воздействие на него. Ему должна быть оказана квалифицированная психологическая помощь как перед интеграцией, так и в ее процессе. Опыт интеграции старших школьников показал, что темп работы учащегося с нарушениями зрения более замедлен и они не успевают за темпом урока в массовой школе. Это приводит к тому, что даже при наличии записывающей аппаратуры незрячим школьникам приходится дважды изучать материал, проходимый в классе. Учителя часто забывают проговорить то, что пишут на доске, и синхронизировать речевые объяснения того, что представлено на уроке в зрительной модальности. Тактичное и корректное отношение к ученику с нарушением зрения должно начинаться с учителя. Особое место в полной интеграции детей с нарушением зрения дошкольного возраста занимают создаваемые консультативные группы, которые дают специфические навыки и знания детям, не посещающим специальные дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения, или детям, воспитывающимся в массовых дошкольных учреждениях. В условиях интеграции детей с нарушениями зрения особенно важно не допустить снижения остроты зрения, обострения текущих глазных заболеваний.

Временная (эпизодическая) интеграция связана с подготовкой детей к полной или частичной интеграции в массовое учреждение. Одно из основных направлений работы с детьми в этом периоде – формирование умений общаться со своими зрячими сверстниками, преодолевая боязнь общения и стеснение из-за своего дефекта. Особое место в осуществлении временной, или эпизодической, интеграции детей с нарушением зрения занимают летние лагеря. Жизнь детей с нарушением зрения вместе со зрячими позволяет им лучше усваивать социальные нормы поведения, культуру поведения зрячих, спокойно принимать в необходимых случаях их помощь. Однако и временная интеграция требует помощи тифлопедагога или тифло-психолога. Это необходимо, так как нормально видящие дети часто избегают общения со слепыми, смеются нал ними или боятся их, испытывая нездоровый интерес.

Частичная (фрагментарная) интеграция. Частичная, или фрагментарная, интеграция детей с нарушением зрения осуществляется в случаях, когда ребенок способен посещать все или некоторые занятия, уроки в массовом учреждении, в то же время продолжая находиться в специализированном. Так, опыт интеграции детей московской школы слепых в старших классах показал, что учащиеся могут посещать общеобразовательные занятия в массовой школе, но коррекционные занятия и выполнение домашних заданий, т.е. самоподготовка, осуществляются в условиях специальной школы-интерната для слепых или слабовидящих под руководством и при контроле специалистов-тифлопедагогов.

Родители детей с нарушением зрения встречают намного больше проблем, чем родители зрячих детей. Социальных проблем в жизни ребенка с нарушением зрения много, и они серьезные. Прежде всего его положение в семье не такое же, как здо¬рового ребенка. Уже в младенчестве с ним обращаются не как с социально равным его зрячим братьям и сестрам. Такое особое положение вызывает, соответственно, неадекватные социальные реакции, которые могут остать-ся с ним на всю жизнь. Ребенок, который растет пассивно и без разбора принимает помощь, очень скоро привыкает к этому. Причем, сначала он принимает помощь, затем ожидает ее и, наконец, требует. Очень важным условием воспитания ребенка с нарушением зрения является активное включение его в домашнюю жизнь. Необходимо, чтобы ребенок знал, что у него есть определенные обязанности перед другими и что к нему предъявляются такие же требования, как и к другим. Например, незрячий Денис С., 10 лет, отвечает за санитарное состояние территории дачи. В его обязанности входит уборка двора, сжигание сухих веток, рас¬пилка дров. По дому мальчик умеет делать практически все: моет посуду, полы, вытирает пыль, пытается ремонтировать мебель. Денис чувствует себя полноправным членом семьи. С другой стороны, существует много примеров, когда родители, жа¬лея своих детей, имеющих нарушения зрения, не дают им ничего делать, выполняют за них практически все. Но это неправильно, ни в коем случае нельзя стараться сделать жизнь незрячих легче. Задачей родителей являет¬ся только создание таких условий, которые обеспечивали бы естественное развитие детей со зрительной патологией. Поскольку патология зрения ведет к нарушению социальных отноше¬ний, у ребенка может возникнуть ряд негативных социальных установок (установка на избегание зрячих, иждивенчество, неадекватное ситуативное поведение). От этого страдает его подготовка к самостоятельной жизни. Уровень притязаний незрячих несколько ниже, чем у их зрячих свер-стников. Это говорит о неблагоприятном личностном развитии людей с нарушением зрения, их неуверенности в себе. Причем, комплекс неполно¬ценности у слабовидящих более выражен, чем у тотально слепых. Так, они испытывают больший дискомфорт, чем незрячие, когда вынуждены обра¬щаться за помощью к окружающим. С одной стороны, они считают себя зрячими, с другой, их неполноценное зрение не дает им возможности чув¬ствовать себя уверенно в разных жизненных ситуациях. Необходимо объяснить детям, что не надо стесняться обращаться за помощью к людям. Для этого надо научить их, как вежливо обратиться с просьбой, объяснить, что иногда человек может ответить не совсем при¬ветливо не из-за того, что не хочет общаться с инвалидом по зрению, а по¬тому, что устал, у него плохое настроение или, может быть, что-то случи¬лось в семье. Воспитание детей с нарушением зрения связано с формированием компенсаторных навыков, не владея которыми они не смогут полноценно адаптироваться в обществе зрячих. Эти специальные навыки помогут не¬зрячим и слабовидящим научиться без зрительного контроля или под кон¬тролем дефектного зрения качественно, эстетично быстро выполнять свои действия, используя все сохранные анализаторы, в том числе остаточное зрение. Социализация предполагает формирование таких качеств личности, как трудолюбие, стремление к самостоятельности, самосовершенствова¬нию, упорству, выдержке, инициативе, решительности и др. Самостоя¬тельная деятельность при зрительной недостаточности формируется пре¬имущественно в результате специального обучения, в ходе которого у ре¬бенка возникают и укрепляются социально-адаптивные навыки. Осознание детьми важности овладения такими специальными навыками - необходи¬мое условие социализации детей с нарушением зрения. Таким образом, воспитание ребенка со зрительной недостаточностью представляет собой комплекс психологических, педагогических, коррек¬ционных методов работы, направленных на формирование социально-адаптивных навыков и, в конце концов, на его социальную реабилитацию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовила учитель обслуживающего труда Кравченко Л.А.

ГОАУ Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат.

Идея обучения детей со специальными образовательными потребностями вместе со здоровыми сверстниками не нова. Интегрированное обучение гарантирует родителям право обучать ребенка с проблемами в развитии в образовательных заведениях, при этом специальные потребности каждого должны наиболее оптимально удовлетворяться.

Интегрированное образование – процесс совместного обучения и воспитания детей, не имеющих отклонений в развитии и детей с ограниченными возможностями, и по средствам создания специальных условий для получения ими образования.

Сегодня в России существует 2 формы интеграции.

Внешняя интеграция – открытие специальных коррекционных классов в структуре массового учебного заведения, или школ-интернатов.

Внутренняя интеграция – дифференцированное обучение детей с отклонениями в условиях общеобразовательного класса.

Воспитание и обучение со специальными образовательными потребностями должно опираться на общую программу обучения, но ее содержание должно быть адаптировано с учетом разных типологических и индивидуальных потребностей детей. На основе адаптированных программ в школах должны создаваться индивидуальные программы. Это новое, мало практикуемое в наших школах дело, однако, желая не только декларировать индивидуальный подход, но и реально помочь каждому ребенку, без создания индивидуальных программ не обойдется ни один педагог.

Каждый педагог, обучающий детей в условиях интегрированного обучения, должен учитывать, что любая форма педагогического общения носит 3 четко определенных цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.

Интегрированное обучение детей со специальными образовательными потребностями в условиях массовой школы обязательно учитывает проведение групповых или индивидуальных коррекционных занятий.

Коррекция – это исправление, а так же система мероприятий, направленных на него.

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти; представлений, звукового анализа.

Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих в принципе строится так те, как и в массовой школе, но в специальных школах слепых и слабовидящих трудовое обучение имеет свои специфические особенности, которые позволяют решать, кроме общих (это-осознание отношение к учебе, гражданское становление, интеллектуальное и физическое развитие личности, воспитание трудолюбия и другие), и специальные задачи, обеспечивающие коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, коррекцию представлений, формирование приемов и способов двигательно-пространственной ориентации. При этом принимается во внимание своеобразие психического развития отдельных групп учащихся, что предполагает применение в процессе трудового обучения дифференцированных форм коррекционно-воспитательной работы, сообразующихся с характером аномалий развития и зрительными возможностями.
Наша школа- интернат 4 вида обучения ( для слепых и слабовидящих), с ними вместе в классе обучаются дети 7 вида ( это дети граничащие с 8 видом обучения), так же есть классы с 8 видом обучения,

У детей при глубоком нарушении зрения возникает ряд вторичных отклонений в развитии. У них ослаблены познавательные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, воображение, эстетический вкус…), занижена самооценка. Происходят изменения в физическом развитии и развитии двигательных функций (нарушаются быстрота, темп движения, координация, соразмерность двигательных актов, точность и др.). Дети с нарушением зрения слабо ориентируются в большом и малом пространстве.

Занятия по трудовому обучению с детьми, имеющими разную остроту центрального зрения, имеет свои особенности.

В настоящее время я обучаю две основные категории детей:
А). Частичновидящие дети с остротой зрения от 0, 01 до 0,05, которые пользуются в работе при выполнении трудовых действий зрительно – кинестезическим и слуховым способом восприятия;
Б). Слабовидящие дети – с остротой зрения от 0,05 до 0,2 и выше, пользуются остаточным зрением и слуховым способом восприятия.

Развитие детей при врожденной патологии зрения нередко сопряжено с другими сложными нарушениями функции центральной нервной системы. Поэтому требуется дифференцированный подход к учащимся, в некоторых случаях индивидуальные формы обучения.

При обучении вязанию использую схемы и образцы для вязания, эти занятия направлены на коррекцию зрительного восприятия, зрительной памяти и внимания. Вся эта работа проводится с учетом индивидуальных особенностей развития учащихся.

В процессе трудового обучения особое внимание обращается на развитие сенсорных функций: осязания, слуха, остаточного зрения и других. Знакомясь в процессе занятий по труду с материалами, оборудованием, инструментом, слепые и слабовидящие дети наряду с сознательным овладением знаниями и умениями вырабатывают приемы осязания. Обследуя предметы и изменяя их формы при обработки разных материалов, учащиеся развивают представления о конфигурации, размерах, объеме, весе, характере поверхности предметов. Это облегчает им формирование динамических образов об объектах, о процессах и явлениях окружающей жизни.

Использование 2-хсторонних пазлов для составления технологической карты.


ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ СВЕРСТНИКОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Маленький человек приходит в этот мир, чтобы познать окружающую действительность, довериться ему и открыться. Дети с нарушениями зрения испытывают трудности, когда осознают свою не похожесть на других детей. Уже в дошкольном возрасте, родители задумываются о будущем своего ребенка, о его дальнейшем обучении и развитии. Многие выбирают путь интегрированного или инклюзивного образования. В связи с этим, возникают педагогические и коррекционные задачи, решение которых будет способствовать облегчению процесса интеграции и адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников.

Несомненно, есть много способов помогающие адаптироваться в окружающем мире. А.С. Скребицкий считал, что слепые могут и должны передвигаться самостоятельно и приучать детей к этому нужно с детства [4, с. 699]. Обычно ребенка с глубокими нарушениями зрения сопровождает поводырь, и это приводит к тому, что ребенок становится более зависимым и менее самостоятельным. Наша задача состоит не в том, чтобы отказаться от всех видов поддержки, а в том, чтобы помочь ребенку адаптироваться в обществе, быть более гибким и уверенным в своих силах. Задача педагога быть внимательным и знать меру в том, когда необходимо сопровождение, а когда нет.

Существуют технические средства, помогающие ребенку в ориентировке. Основным и незаменимым средством является белая трость. Технические средства для дошкольников с нарушениями зрения должны быть выполнены таким образом, чтобы не представлять угрозы безопасности ребенка, способствовать его развитию и коррекции зрительного дефекта. Помимо технических средств необходима интенсивная, комплексная работа всех специалистов, помогающих детям осваивать окружающий мир. Важная роль в коррекции недостатков ориентировки в пространстве принадлежит педагогам образовательных организаций, в которых осуществляется образование детей с нарушениями зрения, ответственность и квалифицированность которых, поможет ребенку лучше адаптироваться к миру.

Все в жизни ребенка должно происходить естественно, ведь только в спокойном состоянии дети раскрываются и идут на контакт. Как у здоровых детей, так и слабовидящих, незрячих, дошкольный возраст является периодом познания мира посредством игры. Эффективность развития пространственных представлений и практического ориентирования в дошкольный период развития достигается тем, что ориентировочная деятельность ребенка стимулируется его желанием принять участие в игре.

Игровой деятельности, по мнению Д.М. Малаева, в системе образования дошкольников отводится большое место. Эффективность обучения, в первую очередь достигается тем, что деятельность ребенка стимулируется его желанием принять участие в игре, то есть наличием потребности и мотива. Сильнейшим средством всестороннего развития и обучения слепых и слабовидящих детей, являются различные виды игры. Опираясь на утверждение Л.С. Выготского о единстве закономерностей нормального и аномального развития, мы можем утверждать, что у ребенка с нарушениями зрения, как и у детей дошкольного возраста в норме, в данный возрастной период ведущей деятельностью является игра. Слепой ребенок имеет потребность играть и совершенно так же, как нормально видящий, способен играть в любые игры, доступные зрячим, однако в связи с наличием у незрячего вторичных отклонений в виде трудностей дистантного восприятия пространства и объектов, наполняющих его, а также в практической ориентировке в пространстве, в котором осуществляется игровая деятельность, поэтому необходимой становится специальная пропедевтическая работа коррекционной направленности по обучению слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста игре [5, с. 26.]. Педагог должен организовать работу с детьми таким образом, чтобы их игровые действия были тесно связаны с формируемыми навыками практической ориентировки в пространстве. Чем лучше ребенок усвоит необходимые навыки ориентировки, тем шире будут его возможности в игре. Задачей педагогов является целенаправленное обучение ребенка с нарушением зрения игровым действиям, самостоятельной практической ориентировке в игровом пространстве, а также совместному игровому взаимодействию с детьми, которые не имеют нарушений со зрением.

Процесс интеграции ребенка с нарушениями зрения в коллектив нормативных детей не простой, существует много препятствий на пути к успешной адаптации ребенка с нарушениями зрения, однако правильно и своевременно выстроенная коррекционная работа с ребенком в сочетании с внимательным и чутким руководством его деятельностью, учет эмоционального состоянию ребенка, уровня скомпенсированности и своевременность дозированного включения его в игровое взаимодействие с нормально видящими сверстниками, обеспечение ситуации успеха в таких контактах, несомненно положительно отразятся на всех участниках совместных игр и образования. Действуя так, для ребенка становится возможным пройти этот непростой путь интеграции и адаптации в детском коллективе, а педагогам добиться желаемых результатов дошкольного образования.

Венедиктова, М. В., Галкина, Л. Н. Методическое пособие по обучению и воспитанию детей с нарушением зрения дошкольного возраста. – Нижний Новгород : Перспектива, 2004.

Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения методические рекомендации / Л. А. Дружинина и др.; науч. ред. Л. А. Дружинина. – Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.

Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. – М. : ГороД, 1998.

Читайте также: