Проблема внеземного разума в научно фантастической литературе доклад по астрономии

Обновлено: 05.07.2024

Пришельцы. О них пишут книги, снимают фильмы, строят догадки, фантазируют. Их существование доказывают и отрицают. В одной только нашей галактике, названной Млечным Путём, пылают, или едва мерцают миллиарды звёзд. Неужели нет ни одной вращающейся около них планеты, где бы существовала разумная жизнь? А может, она развилась в самом космосе, и безвоздушное пространство вовсе не безжизненно? И тогда они просто не могли не побывать на Земле? Проблему инопланетного разума рассматривали с разных сторон, в том числе, и представители самой гуманитарной и умозрительной из наук: философии.

Кардинал, который верил в инопланетян

Одним из первых мыслителей, называемых гуманистами, был крупнейший немецкий теолог и математик Николай Кузанский. Эпоха Возрождения ещё не началась, но века, названные поздним Средневековьем, заканчивались. В 1448 году он стал кардиналом, но ещё раньше в его работах появлялись идеи, на которые, ввиду их новизны, тогда просто не обратили внимания. Это произошло позднее. Так, ещё за два века до рождения Галилея он утверждал, что движутся все тела в космосе. Можно найти у него и мнение о бесконечности Вселенной, где всё состоит из той же материи, что и Земля. На основании этого он предположил существование жизни вне нашей планеты.

Есть ли люди на Луне?

К русской философии

От материи к Духу

Козмизм возник, конечно, на пересечении христианства и науки. Дух, где хочет, там и дышит, следовательно, и жизнь не может ограничиваться одной из многих триллионов планет. Тесная связь духа с материей, а значит, со всей беспредельностью космоса легла в основу трудов Н.Ф. Фёдорова. Человек призван преобразовывать то, что его окружает. Но его первоочередная задача – преобразовать себя самого. Духовная жизнь станет важнее материальной, а потом и единственно возможной. Через это люди и подобные им существа станут проводниками жизни во всей Вселенной. Об этом много говорил и писал другой великий учёный России Владимир Иванович Вернадский.

Эволюция, причём, активная, стала ещё одной из центральных идей русского космизма, возникшего в конце позапрошлого века. После изменения себя человек будет призван управлять всей материей. Поскольку она прежде всего духовна, происходить это будет на высочайшем нравственном уровне. Отсюда следует и такой неизбежный этап, как освоение космического пространства. Тут нельзя не упомянуть К.Э. Циолковского. Он, как известно, был глубоко религиозным человеком. А Павел Флоренский был священником, что не мешает причислять его всё к тем же космистам. Вот только с мнением Н.Ф. Фёдорова о всеобщем воскрешении людей на основе электромагнитной энергии он согласился бы вряд ли. Но это мы уже вышли за пределы заявленной темы.

Разум всеобъемлющ, значит – вездесущ. Наверное, так можно попробовать подытожить и объединить творчество вышеперечисленных философов. Это настолько грандиозно и обширно, что современная уфология с её поисками летающих тарелок по сравнению с этим мировоззрением – всего лишь ролевая игра досужих людей. Можно упоминать ещё очень многих людей, которые были убеждены: так же, как Земля не является центром Вселенной, что доказал ещё Коперник, она не является и единственным прибежищем разумной жизни. Впрочем, пока что это остаётся только теорией.

Слайды и текст этой презентации

Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературеВыполнела:Студентка группы ТОП19 1/9Бодня Евгения

Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе

Выполнела:
Студентка группы ТОП19 1/9
Бодня Евгения

Научная фантастика — фантастический жанр в литературе, сюжет которого строится на развитии событий, ставших возможными в результате

Научная фантастика — фантастический жанр в литературе, сюжет которого строится на развитии событий, ставших возможными в результате вымышленных научных открытий и технологий.

Корни научной фантастики, пытающейся описать гипотетические сообщества разумных существ в Космосе, уходят в далекое прошлое человечества.Элементы фантастичности

Корни научной фантастики, пытающейся описать гипотетические сообщества разумных существ в Космосе, уходят в далекое прошлое человечества.
Элементы фантастичности встречаются в древнейшей литературе различных народов земного шара. Это - и легенды о полетах на реактивных аэролланах в Атлантиде, и мифы о сошествии с небес первых учителей, правителей или богов, и египетские сказания об обитаемости звезд, планет и Луны, и индусские представления о переселении душ на небесные светила с возвращением их на Землю, и сказки о полетах героев и царей к Солнцу, Луне и звездам.

В более поздней литературе можно найти и описания гипотетических встреч землян с инопланетянами как особый прием художественно-философских

В более поздней литературе можно найти и описания гипотетических встреч землян с инопланетянами как особый прием художественно-философских произведений, использовавшийся для того, чтобы можно было в увлекательной форме обсудить вместе с читателем важнейшие философские и социальные проблемы. В качестве примера достаточно вспомнить "Микромегас" Вольтера или романы Сирано де Бержерака. Но во всех этих литературных памятниках речь шла о "встречах" с антропоморфными инопланетянами, отличавшимися от людей, главным образом, лишь размерами тела или количеством глаз либо конечностей

И сейчас мы действительно видим, что авторы сказочной фантастической литературы для детей и для взрослых -

И сейчас мы действительно видим, что авторы сказочной фантастической литературы для детей и для взрослых - "фэнтези" - населяют Вселенную и духами, и демонами, и героями мифов, и даже творцами всего сущего, включая наш мир. При этом подчас неискушенному читателю оказывается затруднительным отделение "фэнтези" от научной фантастики, так как авторы сказочной фантастики маскируют используемый в "фэнтези" арсенал магии, чародейства и мистики научными теориями гипноза и околонаучными теориями телекинеза, телепортации, левитации и т. д.

Некоторые писатели-фантасты, приняв тезис о том, что признание возможности существования некоторого образа равносильно доказательству того, что он

Некоторые писатели-фантасты, приняв тезис о том, что признание возможности существования некоторого образа равносильно доказательству того, что он где-то реально существует, "построили" миры, разительно отличающиеся от нашего.
Появилось в науке представление о неевклидовой геометрии - и в фантастической литературе появились описания бесконечных, но ограниченных, либо конечных, но неограниченных, и т. д. миров с различной метрикой и кривизной пространства. Высказал в конце XIX в. английский философ Ф. Бредли; утверждение, что кантовское положение о единстве пространства не является фактом, - и появились в фантастике "параллельные вселенные", сосуществующие в каждой точке пространства с нашей Вселенной.

Представление о возможной многомерности пространства привело к появлению в фантастике вселенных с различным числом измерении и даже

Представление о возможной многомерности пространства привело к появлению в фантастике вселенных с различным числом измерении и даже вселенных, вложенных одна в другую, наподобие матрешек. И обсуждаемая в философии проблема природы времени получила отражение в фантастике, "построившей" миры с течением времени, обратным течению нашего времени, либо с застывшим относительно нас временем, которое "течет" перпендикулярно к нашему времени. Все эти миры соответственно были "заселены" экстравагантными существами с самыми немыслимыми в нашей реальности свойствами.

Жизнь в Космосе пока не обнаружена. Обширные программы поиска радиосигналов от внеземного Разума не увенчались успехом. Мертвыми

Жизнь в Космосе пока не обнаружена. Обширные программы поиска радиосигналов от внеземного Разума не увенчались успехом. Мертвыми оказались ближайшие к нам небесные тела. Появились пессимистические прогнозы в вопросах, связанных с возможностью жизни где-либо вне Земли.
Известный ученый И. С. Шкловский, бывший прежде горячим сторонником идеи множественности обитаемых миров во Вселенной, в последние годы своей жизни пришел к убеждению, то мы, скорее всего, вообще одиноки в бесконечном или безграничном Космосе.

Что же касается писателей-фантастов, стоящих на позициях признания возможности существования вне земли научно обоснованных форм жизни, то

Что же касается писателей-фантастов, стоящих на позициях признания возможности существования вне земли научно обоснованных форм жизни, то они по-разному относятся к вопросу о множественности ВФЖ. Одни из них полагают, что жизнь возможна лишь на основе привычного для нас белка, другие допускают существование, например, кремнийорганических форм жизни. Некоторые из фантастов считают, что разумная жизнь повсюду должна быть антропоморфной, а остальные наделяют разумом и монстров, и растительную плесень, и колонии микроорганизмов. И если отдельные писатели населяют живыми существами лишь планеты земного типа, то многие считают, что ареной жизни могут стать любые планеты, недра звезд, межзвездная среда и даже абсолютный вакуум, заполненный виртуальными (не наблюдаемыми) элементарными частицами.

По-разному относятся писатели-фантасты и к оценке дружественности чужого Разума относительно разума земного Человечества. Одни писатели-фантасты считают, что

По-разному относятся писатели-фантасты и к оценке дружественности чужого Разума относительно разума земного Человечества. Одни писатели-фантасты считают, что альтруизм - общая черта любых высокоразвитых существ; другие пугают нас неизбежной враждебностью Чуждого Разума; третьи постулируют превосходство человеческого разума над разумом "аборигенов Космоса"; четвертые утверждают ничтожество разума землян по сравнению с разумом уже овладевших Космосом представителей внеземных цивилизаций; пятые вообще полагают, что принципиально не может быть никаких общих проблем и интересов у людей и у космитов, жителей населенного Космоса, и что, встретившись, они разминутся, как разминаются вода и заброшенный в реку рыбацкий невод, и даже могут не заметить друг друга.
Эти столь различные точки зрения, конечно, отражают не столько научные, сколько социальные и идеологические позиции авторов многочисленных НФ-произведений.

Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе

Первый слайд презентации: Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе

Выполнила работу студентка группы Топ 19 1/9 СагермановаВ.

Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе

Слайд 2

Слайд 3: Занимается ли вопросом о внеземных цивилизациях современная наука? И если занимается, то, как она его решает

Прежде всего, следует отметить, что вопрос о внеземных цивилизациях имеет свою научную постановку, которая существенно отличается от его трактовок массовым, обыденным, вненаучным сознанием. Современная наука трактует внеземные цивилизации как общества разумных существ, которые могут возникать и существовать вне Земли (на других планетах, космических телах, в иных вселенных, средах и др.).

Занимается ли вопросом о внеземных цивилизациях современная наука? И если занимается, то, как она его решает.

Слайд 4

С позиций современной науки предположение о возможности существования внеземных цивилизаций имеет объективные основания: представление о материальном единстве мира; о развитии, эволюции материи как всеобщем ее свойстве; данные естествознания о закономерном, естественном характере происхождения и эволюции жизни, а также происхождения и эволюции человека на Земле; астрономические данные о том, что Солнце - типичная, рядовая звезда нашей Галактики и нет оснований для ее выделения среди множества других подобных звезд; в то же время астрономия исходит из того, что в Космосе существует большое разнообразие физических условий, что может привести в принципе к возникновению самых разнообразных форм высокоорганизованной материи. В начале 1960-х гг. одним из итогов интенсивного развития астрономического познания, широкого научного международного сотрудничества в астрономии явился важный вывод: во-первых, сложились научные основания исследования проблемы внеземных цивилизаций и, во-вторых, эта проблема носит комплексный, междисциплинарный характер, решается совместными усилиями специалистов в области естественных, технических, социально-гуманитарных и философских наук.

Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе

Слайд 5

Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе

Слайд 6

В настоящее время реально возможными контактами с внеземными цивилизациями являются контакты по каналам связи. Если время распространения сигнала в обе стороны t больше времени жизни цивилизации (t > L), то речь может идти об одностороннем контакте. Если же t 7

Слайд 7

Изучение внеземных цивилизаций направлено на установление той или иной формы связи с ними. Эти связи могут быть косвенные и прямые (выявление сигналов, направляемых такими цивилизациями либо нам, либо какой-нибудь другой цивилизации, либо безадресно). В настоящее время наметилось несколько направлений поиска следов активности внеземных цивилизаций.

Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе

Слайд 8

Целенаправленный поиск внеземных цивилизаций осуществляется уже свыше сорока лет. Однако итоги оказываются обескураживающими. За сорок с лишним лет проведения в различных странах систематических наблюдений с целью обнаружения признаков внеземных цивилизаций или сигналов от них положительных результатов получено не было. Ни очевидных признаков существования мощных внеземных цивилизаций ( сверхцивилизаций ), следов их активности, ни сигналов, которые можно было трактовать как искусственные, передаваемые внеземными цивилизациями, обнаружить не удалось. Эту ситуацию определили как астросоциологический парадокс: теоретические предсказания, оценки и ожидания противоречат бесспорным результатам эксперимента.

Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе

Слайд 9

Внеземны́ е цивилиза́ции — гипотетические цивилизации, возникшие и
развивающиеся (развивавшиеся) не на Земле. Понятие используется
главным образом в научной сфере, а также в фантастике и уфологических
теориях. Существование (равно как и несуществование) внеземных
цивилизаций в настоящее время строго не доказано, но статистически
возможно.

Гипотеза о существовании внеземных цивилизаций следует из
представлений о естественном происхождении жизни на Земле
и её эволюции. Если возникновение жизни, а затем и разумной
жизни — естественный процесс, то подобное могло произойти и
в любом другом месте, где есть подходящие условия. Хотя, по
современным представлениям, остальные планеты нашей
системы, скорее всего, безжизненны, Солнечная система не
единственная: Солнце — одна из сотен миллиардов звёзд нашей
галактики. Исследования показывают, что вокруг многих других
её звёзд также обращаются планеты (которые называют
экзопланетами). Сама наша галактика — также не единственная.
В телескопы наблюдаются миллиарды галактик, многие из
которых очень похожи на нашу.

Проблема контакта.Причины поиска контакта
и возможные последствия
Многие люди с воодушевлением относятся к
мысли о контакте между нашей и иной
цивилизациями, возлагая на внеземные
цивилизации надежды на разрешение наших
извечных проблем — бедности, болезней, смерти,
перенаселённости Земли и других. На самой Земле
контакты между разными человеческими
цивилизациями в прошлом часто давали толчок
развитию торговли, экономики и культуры. С
другой стороны, довольно часто народы, стоящие
на более низкой ступени развития, либо
порабощались, либо уничтожались вообще (стоит
только вспомнить геноцид индейцев в Америке,
обращение в рабство африканцев-негроидов,
разграбление колоний, эксплуатацию коренного
населения и т. п.).

Принципиальная возможность контакта
Принципиальная возможность контакта Со стороны
человечества непосредственный контакт при текущем
уровне научно-технического прогресса невозможен изза огромных межзвёздных расстояний. Даже
ближайшая к нам звезда (после Солнца) Проксима
Центавра находится на расстоянии примерно 40
триллионов километров, и чтобы долететь до неё, даже
с максимально возможной скоростью — скоростью
света, космическим аппаратам потребовалось бы около
четырёх земных лет. При этом совсем не обязательно,
что в окрестностях самой близкой звезды обитают
живые существа. Расстояния же до других звёзд — в
десятки, сотни и тысячи раз больше, не говоря уже о
расстоянии до других галактик. Таким образом,
теоретическая возможность непосредственного
контакта сохраняется лишь при допущении, что иные
цивилизации владеют способами перемещения со
сверхсветовыми скоростями, хотя важно учитывать, что
возможность разработки подобных технологий
другими цивилизациями не вытекает из наших
современных физических знаний.

Читайте также: