Природа полна неожиданностей доклад

Обновлено: 02.07.2024

Организацион ный момент. (1 м ин) Приветствие, проверка к у року.

- Из средств масс овой информации известно немал о случаев, когда человек

оказывается о дин на один с при родой и свою жизне деятельность ему

необходимо поддерживать самому , без посторон ней помощи

- А вы смогли бы правильно де йствовать, оказавшись в под обной ситу ации?

Что такое автон омное существ ование? – (это продолжите льное

существование о дного человека или группы лиц без пополнения запасов

- Каким может быть автон омное существование п о услови ям

(ответы детей : добровольная ав тономия - это ситуация, к огда человек или

группа люде й, по собственной в оле, с определе нной целью, на

определенное вр емя переходит н а самостоятельн ое существование в

Вынужденн ая автономия - по воле обстоятельств, человек остается один

Учитель: - Какие з нания и умени я ему потребую тся, чтобы выж ить в

(ответы детей – устроить ночлег и укрытие от неп огоды, добыть п итьевую

воду, обеспеч ить себя пищей, уметь ориент ироваться на ме стности и

двигаться в ну жном направлении, а при необход имости подавать сигнал

- Какие временны е укрытия можно со орудить из подр учных средств?

( ответы детей: навес, заслон, шалаш, снежная пещ ера, снежная т раншея).

- От чего зависи т выбор типа укрытия? - (от времени г ода, сначала ну жно

определить, заче м оно потре буется, какие мате риалы вы можете

- Не забывайте, чт о место для вре менного у крытия должно быть сухим, и по

- Умение добыть огонь и развест и костер у величивает шансы чел овека на

(ответы детей – для обогрева, су шки одежды, п риготовления пищ и, подачи

сигналов бедствия, отпугивания зве рей, комаров, гл ядя на костер можн о

(ответы детей) – существует способ добывания огня - с помощь ю лука и

палочки. С пе рвобытных времен огонь добывали п ри помощи огнив а,

кремня и тру та; в качестве тру та можно использовать : сухой мох, мелк о

раздробленну ю кору. В качестве к ремня может слу жить твердый камень,

огнива (или к ресала) – лезвие ножа или лю бой стальной предмет. Каме нь

следует держать как можно ближ е к труту , ударяя кресалом так, чтобы

искры падали на середину трута, когда трут начнет пот ихоньку тлеть,

нужно разду ть это тление до появления огня, от к оторого по джечь заранее

приготовленну ю растопку. В солнечны й день можно до бывать огонь с

помощью у величительного стекла, сфоку сировав солнечные лу чи на трут. В

качестве увел ичительного стекла м ожно использ овать линзу фотоап парата,

- Какое еще одно условие для поддер жания жизн и вы знаете?

- Ребята, мож но ли использов ать для пи тья воду из водоемов?

(ответы детей) – природную воду, кроме родник овой и вод ы из

высокогорных чи стых ру чьев, перед у потреблением необхо димо оч истить и

прокипятить. В оду можно продезинфициров ать марганцовко й, сделав

бледно - розовы й раствор и вы держав его в т ечение часа; можно

использовть 5 - ти процентну ю спиртовую йодную настойку 2 - 3 капли й ода

на 1 литр вод ы, хорошо перемеш ать и дать отстояться в течение одног о

- А что делать, ес ли по близос ти нет источник а воды, как ее можн о

(ответы детей) – можно полу чить воду, если на ветку лиственного дерева

надеть полиэтиле новый мешок, положив в него камешек и т уго завязав его

у основания. Че рез некоторое вр емя на вну тренней стороне пленки появятся

капли влаги, кото рые буду т стекать на дно пакета. Мо жно пить у треннюю

росу. Для э того надо с вечера у ложить ку чу мелких камней (гал ьки) на

- И направо, и налев о (Наклониться и к оснуться л евой ступни правой ру кой,

- Что еще необх одимо человеку д ля поддерж ания сил? (пи ща).

(ответы детей) – ее можно доб ыть охотой и рыб оловством, но эт о потребует

от человека оп ределенные у мения и навыки, соответству ющие

приспособлен ия. Растительная п ища тоже спос обна в течение дл ительного

(ответы детей) – малина, сморо дина, черника, бру сника, клюква, земляника.

Съедобны моло дые побеги тр остника, вну тренний слой кор ы молодых

- Какие правила безопасности н еобходимо при э том соблюдать?

(ответы детей) – никогда не есть нез накомые ягод ы, грибы и растен ия, не

- Посмотрите на слайд, перед вам и съедобные гр ибы, назовите я довитые

- Что еще необх одимо знать и уметь в ситуации в ынужденной

(ответы детей) – правильно подавать с игналы бед ствия.

ответы детей – сре дством сигнализа ции может слу жить яркая о дежда,

разложенная на открытом пространстве в виде стандартных международных

сигналов. Между народные с игналы можно в ытаптывать на снегу или

выкладывать из вет ок деревьев. Дл я обозначения св оего местонахождения

днем пользу ются дымовыми сиг нальными кост рами. Дыма бу дет больше,

если в костер д обавить свежу ю траву или сырой м ох. Ночью для

сигнализации ис пользуют эл ектрический фонарь или яркий костер.

Найди в тексте ошибочно вписанн ые слова, подчеркните их, замените их на

Место для костр а. Костер необходим д ля приготовлени я жилища, су шки

одежды, освеще ния, отпугивания н асекомых и звер ей. Чтобы развести

костер, нужн ы спички, дрова, песок. Для надеж ности можно о бложить

костер рюкзаками. Не разводите ко стер возле стройны х деревьев, они могу т

загореться. Для заг отовки дров необязательно и меть пилу , топор и рюкзак.

В лесу всегда достаточно су хостоя и вал ежника. Зимой не с ледует

разжигать косте р под деревьям и: пар, скопивши йся на них, может капать

- А теперь, использ уя полученные зн ания и текст памя тки, реши те

Карточка. Гру ппа туристов из п яти человек попала в экстремальну ю

ситуацию. У о дного из ту ристов подвернул ась нога, у дру гого поднялась

температура. О ба пострадавших сам остоятельно двигать ся не могу т.

Помощь может прибыть не ранее, ч ерез 2 - 3 дня. До ближай шего

населенного пу нкта около двухсот километр ов. Палатки нет . Подумайте и

- Какое решение в ы посовету ете принять старшему гру ппы?

(ответы детей) – остаться на месте до п рибытия спасателе й. Организовать

сооружение вре менного укрыт ия, разведения к остра, приготовл ение пищи,

- Итак, что долже н у меть человек для обеспечени я безопасности в у словиях

Чтобы обеспечить с вою безопасн ость в природной сре де, необход имо уметь

не только ориент ироваться на местности и дв игаться по ма ршруту в

заданном нап равлении ,но и соору жать из подру чных средств временн ое

укрытие от ветра, дождя, снега ; обеспечить се бя питьевой водой, разводить

костер, готов ить на нем пищу , применять сигнал ы бедствия. Н еобходимо

также знать, как ие ягоды, расте ния и грибы мо жно использовать в пищу.

Учитель: А зак ончить наш у рок мне бы хотелось притчей: «Жил мудрец,

который знал все. Один человек за хотел доказать, что мудрец знает не все.

Зажав в ладоня х бабочку, он спр осил: «Скажи, му дрец, какая баб очка у

Вывод: какая бы сит уация не слу чилась, человек сто ит перед выбор ом, и все

Нажмите, чтобы узнать подробности

- выработать моральную готовность к преодолению трудностей автономного пребывания в природной среде.

-характеристика опасностей, которые могут встретиться во время прогулок на природе.

--общие правила поведе­ния во время экскурсий в природу.

- правила поведения в экстремальных ситуациях (при потере ориентиров на незнакомой местности и др.).

- опасные встречи (звери, насекомые, змеи).

Задачи:

- уточнить у учащихся причины попадания человека в условия вынужденной автономии;

- закрепить у учащихся правила поведения и способы жизнеобеспечения в условиях автономного существования в природе;

- воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи, также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

Ход урока.

Организационный момент. (1 мин) Приветствие, проверка к уроку.

Учитель:

-Из средств массовой информации известно немало случаев, когда человек оказывается один на один с природой и свою жизнедеятельность ему необходимо поддерживать самому, без посторонней помощи

Учитель:

- А вы смогли бы правильно действовать, оказавшись в подобной ситуации?

Что такое автономное существование? – (это продолжительное существование одного человека или группы лиц без пополнения запасов продовольствия и воды, и без связи с внешним миром).

Учитель:

- Каким может быть автономное существование по условиям возникновения?

(ответы детей: добровольная автономия - это ситуация, когда человек или группа людей, по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях).

Вынужденная автономия - по воле обстоятельств, человек остается один на один с природой.

Учитель: - Какие знания и умения ему потребуются, чтобы выжить в условиях вынужденной автономии?

(ответы детей – устроить ночлег и укрытие от непогоды, добыть питьевую воду, обеспечить себя пищей, уметь ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении, а при необходимости подавать сигнал бедствия).

Учитель: (Как бы вы сформулировали тему нашего урока?)

- Давайте поговорим об этом подробнее.

- Какие временные укрытия можно соорудить из подручных средств?

( ответы детей: навес, заслон, шалаш, снежная пещера, снежная траншея).

- От чего зависит выбор типа укрытия?- (от времени года, сначала нужно определить, зачем оно потребуется, какие материалы вы можете использовать, какие инструменты у вас есть).

Учитель:

- Не забывайте, что место для временного укрытия должно быть сухим, и по возможности, находиться недалеко от водоема!

Учитель:

- Умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание.

- Для чего необходим костер?

(ответы детей – для обогрева, сушки одежды, приготовления пищи, подачи сигналов бедствия, отпугивания зверей, комаров, глядя на костер можно успокоиться).

- А что делать, если нет спичек или зажигалки?

(ответы детей) – существует способ добывания огня- с помощью лука и палочки. С первобытных времен огонь добывали при помощи огнива, кремня и трута; в качестве трута можно использовать: сухой мох, мелко раздробленную кору. В качестве кремня может служить твердый камень, огнива (или кресала) – лезвие ножа или любой стальной предмет. Камень следует держать как можно ближе к труту, ударяя кресалом так, чтобы искры падали на середину трута, когда трут начнет потихоньку тлеть, нужно раздуть это тление до появления огня, от которого поджечь заранее приготовленную растопку. В солнечный день можно добывать огонь с помощью увеличительного стекла, сфокусировав солнечные лучи на трут. В качестве увеличительного стекла можно использовать линзу фотоаппарата, выпуклую линзу бинокля или фонарика.

Учитель:

- Какое еще одно условие для поддержания жизни вы знаете?

ответы детей – вода.

Учитель:

Ребята, можно ли использовать для питья воду из водоемов?

(ответы детей) – природную воду, кроме родниковой и воды из высокогорных чистых ручьев, перед употреблением необходимо очистить и прокипятить. Воду можно продезинфицировать марганцовкой, сделав бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа; можно использовть5-ти процентную спиртовую йодную настойку 2-3 капли йода на 1 литр воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение одного часа.

Учитель:

- А что делать, если по близости нет источника воды, как ее можно добыть?

(ответы детей) – можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив в него камешек и туго завязав его у основания. Через некоторое время на внутренней стороне пленки появятся капли влаги, которые будут стекать на дно пакета. Можно пить утреннюю росу. Для этого надо с вечера уложить кучу мелких камней (гальки) на брезент и к утру на нем соберется вода.

Физкультминутка со словами.

-Вместе по лесу идем,

-Не спешим, не отстаем.

-Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)

-Тысяча цветов вокруг!(Потягивания рук в стороны

-Вот ромашка, василек,

-Медуница, кашка, клевер,

-И направо, и налево (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой).

-К небу ручки потянули,

-Потянитесь вверх повыше-

-Вы достать хотите крышу.(Потягивания рук вверх).

-Отдохнуть мы все успели

-И на место снова сели.(Дети садятся).

Учитель:

- Что еще необходимо человеку для поддержания сил? (пища).

- Что можно употреблять в пищу?

(ответы детей) – ее можно добыть охотой и рыболовством, но это потребует от человека определенные умения и навыки, соответствующие приспособления. Растительная пища тоже способна в течение длительного времени поддерживать жизнедеятельность человека.

- Что можно использовать в пищу?

(ответы детей) – малина, смородина, черника, брусника, клюква, земляника. Съедобны молодые побеги тростника, внутренний слой коры молодых деревьев, почки березы, липы.

Учитель:

- Какие правила безопасности необходимо при этом соблюдать?

- Посмотрите на слайд, перед вами съедобные грибы, назовите ядовитые грибы.

Учитель:

- Что еще необходимо знать и уметь в ситуации вынужденной автономии?

(ответы детей) – правильно подавать сигналы бедствия.

Учитель:

- Вы знаете, как можно подавать сигнал?

ответы детей – средством сигнализации может служить яркая одежда, разложенная на открытом пространстве в виде стандартных международных сигналов. Международные сигналы можно вытаптывать на снегу или выкладывать из веток деревьев. Для обозначения своего местонахождения днем пользуются дымовыми сигнальными кострами. Дыма будет больше, если в костер добавить свежую траву или сырой мох. Ночью для сигнализации используют электрический фонарь или яркий костер.

Задание.

Найди в тексте ошибочно вписанные слова, подчеркните их, замените их на правильные.

Место для костра. Костер необходим для приготовления жилища, сушки одежды, освещения, отпугивания насекомых и зверей. Чтобы развести костер, нужны спички, дрова, песок. Для надежности можно обложить костер рюкзаками. Не разводите костер возле стройных деревьев, они могут загореться. Для заготовки дров необязательно иметь пилу, топор и рюкзак. В лесу всегда достаточно сухостоя и валежника. Зимой не следует разжигать костер под деревьями: пар, скопившийся на них, может капать вниз и погасить костер.

- А теперь, используя полученные знания и текст памятки, решите ситуационную задачу.

Карточка. Группа туристов из пяти человек попала в экстремальную ситуацию. У одного из туристов подвернулась нога, у другого поднялась температура. Оба пострадавших самостоятельно двигаться не могут. Помощь может прибыть не ранее, через 2-3 дня. До ближайшего населенного пункта около двухсот километров. Палатки нет. Подумайте и ответьте:

- Какое решение вы посоветуете принять старшему группы?

(ответы детей) – остаться на месте до прибытия спасателей. Организовать сооружение временного укрытия, разведения костра, приготовление пищи, подготовить сигнальные костры.

- Итак, что должен уметь человек для обеспечения безопасности в условиях автономного существования?

Чтобы обеспечить свою безопасность в природной среде, необходимо уметь не только ориентироваться на местности и двигаться по маршруту в заданном направлении ,но и сооружать из подручных средств временное укрытие от ветра, дождя, снега; обеспечить себя питьевой водой, разводить костер, готовить на нем пищу, применять сигналы бедствия. Необходимо также знать, какие ягоды, растения и грибы можно использовать в пищу.

*Как вы понимаете эту притчу?

Вывод: какая бы ситуация не случилась, человек стоит перед выбором, и все зависит от него.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- выработать моральную готовность к преодолению трудностей автономного пребывания в природной среде.

-характеристика опасностей, которые могут встретиться во время прогулок на природе.

--общие правила поведе­ния во время экскурсий в природу.

- правила поведения в экстремальных ситуациях (при потере ориентиров на незнакомой местности и др.).

- опасные встречи (звери, насекомые, змеи).

Задачи:

- уточнить у учащихся причины попадания человека в условия вынужденной автономии;

- закрепить у учащихся правила поведения и способы жизнеобеспечения в условиях автономного существования в природе;

- воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи, также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

Ход урока.

Организационный момент. (1 мин) Приветствие, проверка к уроку.

Учитель:

-Из средств массовой информации известно немало случаев, когда человек оказывается один на один с природой и свою жизнедеятельность ему необходимо поддерживать самому, без посторонней помощи

Учитель:

- А вы смогли бы правильно действовать, оказавшись в подобной ситуации?

Что такое автономное существование? – (это продолжительное существование одного человека или группы лиц без пополнения запасов продовольствия и воды, и без связи с внешним миром).

Учитель:

- Каким может быть автономное существование по условиям возникновения?

(ответы детей: добровольная автономия - это ситуация, когда человек или группа людей, по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях).

Вынужденная автономия - по воле обстоятельств, человек остается один на один с природой.

Учитель: - Какие знания и умения ему потребуются, чтобы выжить в условиях вынужденной автономии?

(ответы детей – устроить ночлег и укрытие от непогоды, добыть питьевую воду, обеспечить себя пищей, уметь ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении, а при необходимости подавать сигнал бедствия).

Учитель:

- Давайте поговорим об этом подробнее.

- Какие временные укрытия можно соорудить из подручных средств?

( ответы детей: навес, заслон, шалаш, снежная пещера, снежная траншея).

- От чего зависит выбор типа укрытия?- (от времени года, сначала нужно определить, зачем оно потребуется, какие материалы вы можете использовать, какие инструменты у вас есть).

Учитель:

- Не забывайте, что место для временного укрытия должно быть сухим, и по возможности, находиться недалеко от водоема!

Учитель:

- Умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание.

- Для чего необходим костер?

(ответы детей – для обогрева, сушки одежды, приготовления пищи, подачи сигналов бедствия, отпугивания зверей, комаров, глядя на костер можно успокоиться).

- А что делать, если нет спичек или зажигалки?

(ответы детей) – существует способ добывания огня- с помощью лука и палочки. С первобытных времен огонь добывали при помощи огнива, кремня и трута; в качестве трута можно использовать: сухой мох, мелко раздробленную кору. В качестве кремня может служить твердый камень, огнива (или кресала) – лезвие ножа или любой стальной предмет. Камень следует держать как можно ближе к труту, ударяя кресалом так, чтобы искры падали на середину трута, когда трут начнет потихоньку тлеть, нужно раздуть это тление до появления огня, от которого поджечь заранее приготовленную растопку. В солнечный день можно добывать огонь с помощью увеличительного стекла, сфокусировав солнечные лучи на трут. В качестве увеличительного стекла можно использовать линзу фотоаппарата, выпуклую линзу бинокля или фонарика.

Учитель:

- Какое еще одно условие для поддержания жизни вы знаете?

ответы детей – вода.

Учитель:

- Ребята, можно ли использовать для питья воду из водоемов?

(ответы детей) – природную воду, кроме родниковой и воды из высокогорных чистых ручьев, перед употреблением необходимо очистить и

прокипятить. Воду можно продезинфицировать марганцовкой, сделав бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа; можно использовть5-ти процентную спиртовую йодную настойку 2-3 капли йода на 1 литр воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение одного часа.

Учитель:

- А что делать, если по близости нет источника воды, как ее можно добыть?

(ответы детей) – можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив в него камешек и туго завязав его у основания. Через некоторое время на внутренней стороне пленки появятся капли влаги, которые будут стекать на дно пакета. Можно пить утреннюю росу. Для этого надо с вечера уложить кучу мелких камней (гальки) на брезент и к утру на нем соберется вода.

Физкультминутка со словами.

-Вместе по лесу идем,

-Не спешим, не отстаем.

-Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)

-Тысяча цветов вокруг!(Потягивания рук в стороны

-Вот ромашка, василек,

-Медуница, кашка, клевер,

-И направо, и налево (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой).

-К небу ручки потянули,

-Потянитесь вверх повыше-

-Вы достать хотите крышу.(Потягивания рук вверх).

-Отдохнуть мы все успели

-И на место снова сели.(Дети садятся).

Учитель:

- Что еще необходимо человеку для поддержания сил? (пища).

- Что можно употреблять в пищу?

(ответы детей) – ее можно добыть охотой и рыболовством, но это потребует от человека определенные умения и навыки, соответствующие приспособления. Растительная пища тоже способна в течение длительного времени поддерживать жизнедеятельность человека.

- Что можно использовать в пищу?

(ответы детей) – малина, смородина, черника, брусника, клюква, земляника. Съедобны молодые побеги тростника, внутренний слой коры молодых деревьев, почки березы, липы.

Учитель:

- Какие правила безопасности необходимо при этом соблюдать?

- Посмотрите на слайд, перед вами съедобные грибы, назовите ядовитые грибы.

Учитель:

- Что еще необходимо знать и уметь в ситуации вынужденной автономии?

(ответы детей) – правильно подавать сигналы бедствия.

Учитель:

- Вы знаете, как можно подавать сигнал?

ответы детей – средством сигнализации может служить яркая одежда, разложенная на открытом пространстве в виде стандартных международных сигналов. Международные сигналы можно вытаптывать на снегу или выкладывать из веток деревьев. Для обозначения своего местонахождения днем пользуются дымовыми сигнальными кострами. Дыма будет больше, если в костер добавить свежую траву или сырой мох. Ночью для сигнализации используют электрический фонарь или яркий костер.

Задание.

Найди в тексте ошибочно вписанные слова, подчеркните их, замените их на правильные.

Место для костра. Костер необходим для приготовления жилища, сушки одежды, освещения, отпугивания насекомых и зверей. Чтобы развести костер, нужны спички, дрова, песок. Для надежности можно обложить костер рюкзаками. Не разводите костер возле стройных деревьев, они могут загореться. Для заготовки дров необязательно иметь пилу, топор и рюкзак. В лесу всегда достаточно сухостоя и валежника. Зимой не следует разжигать костер под деревьями: пар, скопившийся на них, может капать вниз и погасить костер.

- А теперь, используя полученные знания и текст памятки, решите ситуационную задачу.

Карточка. Группа туристов из пяти человек попала в экстремальную ситуацию. У одного из туристов подвернулась нога, у другого поднялась температура. Оба пострадавших самостоятельно двигаться не могут. Помощь может прибыть не ранее, через 2-3 дня. До ближайшего населенного пункта около двухсот километров. Палатки нет. Подумайте и ответьте:

- Какое решение вы посоветуете принять старшему группы?

(ответы детей) – остаться на месте до прибытия спасателей. Организовать сооружение временного укрытия, разведения костра, приготовление пищи, подготовить сигнальные костры.

- Итак, что должен уметь человек для обеспечения безопасности в условиях автономного существования?

Чтобы обеспечить свою безопасность в природной среде, необходимо уметь не только ориентироваться на местности и двигаться по маршруту в заданном направлении ,но и сооружать из подручных средств временное укрытие от ветра, дождя, снега; обеспечить себя питьевой водой, разводить костер, готовить на нем пищу, применять сигналы бедствия. Необходимо также знать, какие ягоды, растения и грибы можно использовать в пищу.

*Как вы понимаете эту притчу?

Вывод: какая бы ситуация не случилась, человек стоит перед выбором, и все зависит от него.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 8 материалов









Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

– выработать моральную готовность к преодолению трудностей автономного пребывания в природной среде.

-характеристика опасностей, которые могут встретиться во время прогулок на природе.

-общие правила поведения во время экскурсий в природу.

– правила поведения в экстремальных ситуациях (при потере ориентиров на незнакомой

– опасные встречи (звери, насекомые, змеи).

– уточнить у учащихся причины попадания человека в условия вынужденной автономии;

– закрепить у учащихся правила поведения и способы жизнеобеспечения в условиях автономного существования в природе;

– воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи, также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

Организационный момент. (1 мин) Приветствие, проверка к уроку.

-Из средств массовой информации известно

немало случаев, когда человек оказывается один на один с природой и свою жизнедеятельность ему необходимо поддерживать самому, без посторонней помощи

– А вы смогли бы правильно действовать, оказавшись в подобной ситуации?

Что такое автономное существование? – (это продолжительное существование одного человека или группы лиц без пополнения запасов продовольствия и воды, и без связи с внешним миром).

– Каким может быть автономное существование по условиям возникновения?

(ответы детей: Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей, по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях).

Вынужденная автономия – по воле обстоятельств, человек остается один на один с природой.

Учитель: – Какие знания и умения ему потребуются, чтобы выжить в условиях вынужденной автономии?

(ответы детей – устроить ночлег и укрытие от непогоды, добыть питьевую воду, обеспечить себя пищей, уметь ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении, а при необходимости подавать сигнал бедствия).

– Давайте поговорим об этом подробнее.

– Какие временные укрытия можно соорудить из подручных средств?

( ответы детей: навес, заслон, шалаш, снежная пещера, снежная траншея).

– От чего зависит выбор типа укрытия?- (от времени года, сначала нужно определить, зачем оно потребуется, какие материалы вы можете использовать, какие инструменты у вас есть).

– Не забывайте, что место для временного укрытия должно быть сухим, и по возможности, находиться недалеко от водоема!

– Умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание.

– Для чего необходим костер?

(ответы детей – для обогрева, сушки одежды, приготовления пищи, подачи сигналов бедствия, отпугивания зверей, комаров, глядя на костер можно успокоиться).

– А что делать, если нет спичек или зажигалки?

(ответы детей) – существует способ добывания огня – с помощью лука и палочки. С первобытных времен огонь добывали при помощи огнива, кремня и трута; в качестве трута можно использовать: сухой мох, мелко раздробленную кору. В качестве кремня может служить твердый камень, огнива (или кресала) – лезвие ножа или любой стальной предмет.

Камень следует держать как можно ближе к труту, ударяя кресалом так, чтобы искры падали на середину трута, когда трут начнет потихоньку тлеть, нужно раздуть это тление до появления огня, от которого поджечь заранее приготовленную растопку. В солнечный день можно добывать огонь с помощью увеличительного стекла, сфокусировав солнечные лучи на трут. В качестве увеличительного стекла можно использовать линзу фотоаппарата, выпуклую линзу бинокля или фонарика.

– Какое еще одно условие для поддержания жизни вы знаете?

Ответы детей – вода.

– Ребята, можно ли использовать для питья воду из водоемов?

(ответы детей) – природную воду, кроме родниковой и воды из высокогорных чистых ручьев, перед употреблением необходимо очистить и

Прокипятить. Воду можно продезинфицировать марганцовкой, сделав бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа; можно использовть5-ти процентную спиртовую йодную настойку 2-3 капли йода на 1 литр воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение одного часа.

– А что делать, если по близости нет источника воды, как ее можно добыть?

(ответы детей) – можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив в него камешек и туго завязав его у основания. Через некоторое время на внутренней стороне пленки появятся капли влаги, которые будут стекать на дно пакета. Можно пить утреннюю росу.

Для этого надо с вечера уложить кучу мелких камней (гальки) на брезент и к утру на нем соберется вода.

Физкультминутка со словами.

-Вместе по лесу идем,

-Не спешим, не отстаем.

-Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)

-Тысяча цветов вокруг!(Потягивания рук в стороны

-Вот ромашка, василек,

-Медуница, кашка, клевер,

-И направо, и налево (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот – правой ступни левой рукой).

-К небу ручки потянули,

-Потянитесь вверх повыше –

-Вы достать хотите крышу.(Потягивания рук вверх).

-Отдохнуть мы все успели

-И на место снова сели. .

– Что еще необходимо человеку для поддержания сил? (пища).

– Что можно употреблять в пищу?

(ответы детей) – ее можно добыть охотой и рыболовством, но это потребует от человека определенные умения и навыки, соответствующие приспособления. Растительная пища тоже способна в течение длительного времени поддерживать жизнедеятельность человека.

– Что можно использовать в пищу?

(ответы детей) – малина, смородина, черника, брусника, клюква, земляника. Съедобны молодые побеги тростника, внутренний слой коры молодых деревьев, почки березы, липы.

– Какие правила безопасности необходимо при этом соблюдать?

(ответы детей) – никогда не есть незнакомые ягоды, грибы и растения, не употреблять в пищу растения, выделяющие на изломе белый “молочный” сок, а также ягоды и грибы с неприятным запахом.

– Посмотрите на слайд, перед вами съедобные грибы, назовите ядовитые грибы.

– Что еще необходимо знать и уметь в ситуации вынужденной автономии?

(ответы детей) – правильно подавать сигналы бедствия.

– Вы знаете, как можно подавать сигнал?

Ответы детей – средством сигнализации может служить яркая одежда, разложенная на открытом пространстве в виде стандартных международных сигналов. Международные сигналы можно вытаптывать на снегу или выкладывать из веток деревьев. Для обозначения своего местонахождения днем пользуются дымовыми сигнальными кострами. Дыма будет больше, если в костер добавить свежую траву или сырой мох.

Ночью для сигнализации используют электрический фонарь или яркий костер.

Найди в тексте ошибочно вписанные слова, подчеркните их, замените их на правильные.

Место для костра. Костер необходим для приготовления жилища, сушки одежды, освещения, отпугивания насекомых и зверей. Чтобы развести костер, нужны спички, дрова, песок. Для надежности можно обложить костер рюкзаками.

Не разводите костер возле стройных деревьев, они могут загореться. Для заготовки дров необязательно иметь пилу, топор и рюкзак. В лесу всегда достаточно сухостоя и валежника.

Зимой не следует разжигать костер под деревьями: пар, скопившийся на них, может капать вниз и погасить костер.

– А теперь, используя полученные знания и текст памятки, решите ситуационную задачу.

Карточка. Группа туристов из пяти человек попала в экстремальную ситуацию. У одного из туристов подвернулась нога, у другого поднялась температура. Оба пострадавших самостоятельно двигаться не могут.

Помощь может прибыть не ранее, через 2-3 дня. До ближайшего населенного пункта около двухсот километров. Палатки нет. Подумайте и ответьте:

– Какое решение вы посоветуете принять старшему группы?

(ответы детей) – остаться на месте до прибытия спасателей. Организовать сооружение временного укрытия, разведения костра, приготовление пищи, подготовить сигнальные костры.

– Итак, что должен уметь человек для обеспечения безопасности в условиях автономного существования?

Чтобы обеспечить свою безопасность в природной среде, необходимо уметь не только ориентироваться на местности и двигаться по маршруту в заданном направлении, но и сооружать из подручных средств временное укрытие от ветра, дождя, снега; обеспечить себя питьевой водой, разводить костер, готовить на нем пищу, применять сигналы бедствия. Необходимо также знать, какие ягоды, растения и грибы можно использовать в пищу.

Учитель: А закончить наш урок мне бы хотелось притчей: “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”.

Мудрец. Подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Как вы понимаете эту притчу?

Вывод: какая бы ситуация не случилась, человек стоит перед выбором, и все зависит от него.

Читайте также: