Природа орловщины в стихотворениях бунина доклад

Обновлено: 17.05.2024

Русская лирика богата поэтическими образами природы. Поэты обожествляли родной край, незабываемые русские просторы, красоту обычных пейзажей. И. А. Бунин не был исключением. Полюбив один раз природу родной страны, он постоянно обращается к этой теме в своих стихах, передавая необычные краски, звуки, запахи родной стороны.

Тема природы станет для лирика Бунина главной, множество стихотворений будет посвящено ей.

И. А. Бунин запечатлел в своей поэзии различные мгновения бытия. Поэту важно передать различные состояния природы. В стихотворении

Бунин передал природные изменения, когда “спят грачи”, “по лугам холодный сумрак лег”, “ямы светят тихою водой”. Читатель не просто ощущает прелесть апрельского вечера, его особое дыханье, но и чувствует, что “пахнет зеленями молодой озябший чернозем”, слышит как “журавли, друг друга окликая, осторожно тянутся гурьбой”, “чутко внемлет шороху деревьев”. Все в природе притаилось и вместе с самой Весной “ждет зари, дыханья затая”.

От бунинских строк веет тишиной,

Особую роль в бунинской поэзии имеет запах, читатель чувствует необъяснимую прелесть среднерусской природы. В стихотворении “Полями пахнет, – свежих трав” лирический герой ловит благоуханье “от сенокосов и дубрав”. В стихотворении передано “лугов прохладное дыханье”.

В природе все замерло в предвкушении грозы, которая олицетворяется поэтом и представляется таинственной незнакомкой, имеющей “безумные глаза”. “Сумрак и томленье” в природе перед грозой. Поэт изобразил краткий миг, когда “над полями даль темнеет”, “туча растет, закрыла солнце и синеет”. Молния напоминает “меч, блеснувший на мгновенье”.

Первоначально Бунин озаглавил стихотворение “Под тучей”, но потом заглавие снял, так как такое название не дает той полной картины, которую хотел изобразить поэт. Вообще множество стихотворений И. А. Бунина о природе не имеют названий, так как невозможно в двух-трех словах выразить состояние природы и передать ощущения лирического героя.

В стихотворении “Еще и холоден и сыр…” нарисован февральский пейзаж. В лирическом произведении дан образ Божьего мира, который преображается и молодится с наступлением весны: “кусты и лужи”, “деревья в лоне небосклона”, снегири. Значима последняя строфа поэтического произведения. Лирического героя влечет не открывающийся пейзаж,

…А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Чувства человека, мечты и желания тесно переплетены в бунинской поэзии с образами природы. Через пейзажные зарисовки И. А. Бунин передает сложный мир человеческой души. В стихотворении “Сказка” реальность и фантазия смешиваются, сон и явь, сказка и действительность неотделимы друг от друга.

Лирическому герою снится сказочный сон: пустынные берега, лукоморье, “розовый песок”, северное море”. Перед читателем открывается картина сказочного края. Ощущение нереальности происходящего передают эпитеты: “вдоль пустынных берегов”, “под диким синим лукоморьем”, “в глухом бору”, “розовый песок”, “зеркальный отблеск моря”, которые создают настроение таинственного ожидания чуда.

Из финального четверостишия стихотворения видно, что пейзажные зарисовки далекого пустынного края помогают поэту передать чувство тоски, томления по безвозвратно ушедшей молодости:

Мне снилось северное море,

Лесов пустынные края…

Мне снилась даль, мне снилась сказка –

Мне снилась молодость моя.

Поэтический мир И. А. Бунина разнообразен, но именно картины природы раскрывают в его поэзии внутренний мир лирического героя. Самой светлой безоблачной порой человеческой жизни считается детство. Именно о нем пишет И. А. Бунин свое стихотворение “Детство”, где также через природные образы передает чувства, переживания лирического героя. Детство ассоциируется у поэта с солнечным летом, когда “сладостней в бору дышать сухим смолистым ароматом”.

Ощущения счастья лирического героя, полноты жизни передают следующие поэтические эпитеты, сравнения и метафоры: “бродить по этим солнечным палатам”, “песок – как шелк”, “повсюду яркий свет”, “кора… так тепла, так солнцем вся прогрета”.

И. А. Бунин по праву считается певцом русской природы. В лирике поэта пейзажные зарисовки раскрывают чувство, мысли, переживания лирического героя, передают краткий миг очарования картинами бытия.

В сизых ржах васильки зацветают, Бирюзовый виднеется лен, Серебрится ячмень колосистый, Зеленеют привольно овсы. [1, c. 65].

Для пейзажной лирики И.А. Бунина характерно одухотворение природных явлений: А весна в зазеленевшей роще

Ждет зари, дыханье затая,

Чутко внемлет шороху деревьев,

Зорко смотрит в темные поля [1, c. 93].

Олицетворение явлений природы дополняется написанием с заглавной буквы: И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой [1, c. 84].

И неподвижно Ночь сидит Над тихим морем: на колено Облокотилася, – глядит

На валуны, где тает пена [1, с. 146].

Почти все стихотворения молодого поэта – это неустанный гимн красоте и гармонии природной жизни. Одним из лейтмотивов ранних поэтических сборников Бунина является мотив единения лирического героя с миром природы. Стихотворения, написанные в начале творческого пути, полны радостного принятия жизни, единения с природой:

Ты раскрой мне, природа, объятья, Чтоб я слился с красою твоею! [1, 53].

Единство поэта с миром природы звучит и в его стихотворении "Оттепель": И, упиваясь красотой,

Лишь в ней дыша полней и шире,

Я знаю, – всё живое в мире Живёт в одной любви со мной.

Красота природы для Бунина – вечная ценность, поэтому мотив красоты также является лейтмотивным в пейзажной лирике:

А мир везде исполнен красоты.

Мне все теперь в нем дорого и близко: И блеск весны за синими морями,

И северные скудные поля. [1, с.72].

Человек в стихах Бунина предстает не зрителем природы, а, как говорил Тютчев, "мыслящим тростником", частью природы:

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия [1, с.101].

Гармония природной жизни всегда рождает в душе лирического героя ощущение счастья: Вон радуга. Весело жить

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе

И счастьем простым дорожить: С открытой бродить головой, Глядеть, как рассыпали дети

В беседке песок золотой.

Иного нет счастья на свете [1, с.83].

Дивен мир твой! Расцветает Он, тобой согрет,

В небесах твоих сияет Солнца вечный свет,

Гимн природы животворный

Льется к небесам.

В ней твой храм нерукотворный, Твой великий храм! [1, с. 52].

…И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света [1, с.177].

Но пейзаж, который показывает нам Бунин – это еще и картина его души. Тесное общение с природой, понимание ее жизни делает человека молодым и счастливым.

В пейзажной лирике Бунин стремился запечатлеть красочное природное бытие во всем его полноте и многообразии. Отсюда в поэзии Бунина обилие эпитетов, олицетворений, метафор, максимальная насыщенность образной детали.

Список литературы

1. Бунин И. А. Собрание сочинений: в 6 т. Т.1.– М.: Художественная литература, 1987.

ГОРОДА: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж, Владивосток, Ярославль, Обнинск, Калининград, Орел, Тюмень, Томск, Тамбов, Тверь, Улан-Удэ, Смоленск, Саранск, Сочи, Ставрополь, Сыктывкар, Рязань, Пенза, Оренбург, Набережные Челны, Новгород Великий, Новороссийск, Магадан, Магнитогорск, Липецк, Калуга, Кемерово, Краснодар, Ижевск, Иваново, Иркутск, Забайкальск, Владимир, Вологда, Белгород, Брянск

Инновационный Центр Развития Образования и Науки © 2013 - 2022 гг. Все права защищены
Использование материала сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.

Иван Алексеевич Бунин – писатель и поэт, произведения которого воспевали простую жизнь русской деревни и обычных людей, их цельность и простота свидетельствуют о величайшем таланте и владении искусством слова. Тема природы – одна из главных в творчестве Бунина.

Родился Бунин в обедневшей дворянской семье, свое детство и юность он провел в деревне в Орловской губернии, где полюбил природу, научился ценить ее красоту. Его горячим желанием было стать художником, и он действительно им стал, но художником слова, который безыскусными мазками создает безупречное полотно.

Бунин-прозаик продолжал создавать поэтичные, романтичные, очень чистые произведения, многие из которых похожи скорее на стихотворение в прозе, чем на рассказы. Недаром говорят, что у него нет обычных рассказов, а есть рассказ-впечатление, рассказ-настроение. И в них продолжает он тему природы.

Бунин – это поэт, воспевающий природу, продолжатель традиций Пушкина и Тютчева, романтик, который всегда будет грустить о своей родине, и который даже в разлуке будет писать только о родных просторах, лесах, полях, цветах. Все его творчество – это выражение его тихой любви к родной природе и обычному человеку.

Приверженность поэтической традиции

Иван Алексеевич жил и творил на рубеже 19-20 вв. В это время в поэзии активно развивались различные модернистские течения. Словотворчество было в моде, им занимались многие авторы. Для выражения своих чувств и мыслей они искали весьма необычные формы, чем порой шокировали читателей. Однако Иван Бунин придерживался классических традиций русской поэзии, которые в своем творчестве развивали Тютчев, Фет, Полонский, Баратынский и другие. Иван Алексеевич создавал реалистические лирические стихотворения и вовсе не стремился к модернистским экспериментам со словом. Поэту вполне хватало событий действительности и богатств русского языка. Основные мотивы лирики Бунина остаются в целом традиционными.

Северная береза

Детство. Сборник стихов - Бунин И.

На пруде

Детство. Сборник стихов - Бунин И.

Ясным утром на тихом пруде Резво ласточки реют кругом, Опускаются к самой воде, Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют, А вокруг зеленеют луга, И стоит, словно зеркало, пруд, Отражая свои берега.

И, как в зеркале, меж тростников, С берегов опрокинулся лес, И уходит узор облаков В глубину отраженных небес.

Облака там нежней и белей, Глубина — бесконечна, светла… И доносится мерно с полей Над водой тихий звон из села.

Родник

Детство. Сборник стихов - Бунин И.

В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный Глядят, задумавшись в тиши, Как в светлой влаге голыши Дрожат мозаикой узорной.

Ещё от дома на дворе…

Детство. Сборник стихов - Бунин И.

Ещё от дома на дворе Синеют утренние тени, И под навесами строений Трава в холодном серебре; Но уж сияет яркий зной, Давно топор стучит в сарае, И голубей пугливых стаи Сверкают снежной белизной.

С зари кукушка за рекою Кукует звучно вдалеке, И в молодом березняке Грибами пахнет и листвою. На солнце светлая река Трепещет радостно, смеется, И гулко в роще отдается Над нею ладный стук валька.

Трансформация пейзажной лирики в философскую

Бунин в своих стихах пытался найти смысл жизни человека, гармонию мира. Он утверждал мудрость и вечность природы, которую считал неиссякаемым источником красоты. Это основные мотивы лирики Бунина, проходящие через все его творчество. У Ивана Алексеевича жизнь человека всегда показана в контексте природы. Поэт был уверен в том, что все живое разумно. Он утверждал, что нельзя говорить о природе, отдельной от нас. Ведь любое, даже самое незначительное движение воздуха — это движение нашей жизни.

Постепенно пейзажная лирика Бунина, особенности которой мы отметили, превращается в философскую. Для автора в стихотворении теперь главное — мысль. Множество творений Ивана Алексеевича посвящено теме жизни и смерти. Весьма разнообразна в тематическом отношении философская лирика Бунина. Стихи его, однако, нередко трудно бывает уложить в рамки какой-то одной темы. Об этом стоит сказать отдельно.

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…

Детство. Сборник стихов - Бунин И.

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса, Прошел внезапный дождь косыми полосами — И снова глубоко синеют небеса Над освеженными лесами.

Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи, На солнце бархатом пшеницы отливают, И в зелени ветвей, в березах у межи, Беспечно иволги болтают.

И весел звучный лес, и ветер меж берез Уж веет ласково, а белые березы Роняют тихий дождь своих алмазных слез И улыбаются сквозь слезы.

Бушует полая вода…

Детство. Сборник стихов - Бунин И.

Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам!

Детство. Сборник стихов - Бунин И.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой И чувствую: мне только десять лет, А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна, Но так тепла, так солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного света.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Природные ландшафты в лирике И.А. Бунина

Выполнила: Беляева Анна, ученица 11 класса

Научный руководитель: Смолина Назира

Мунвировна, учитель русского языка и

литературы 1 категории

И.А. Бунин как творческая индивидуальность………………………………………4

Поэтическая манера И.А.Бунина………………………………………………. 4

Бунин – замечательный поэт – пейзажист…………………………………………….4

Образы природы в поэзии И. А. Бунина……………………………………………5

2.1.Любимые природные ландшафты……………………………………………………. .5

2.2. Самый распространённый ландшафт………………………………………………. ..5

2.3.Сад в предметном мире Бунина……………………………………………………… 6

2.4.Степь как природный ландшафт…………………………………………………….. 7

2.5.Мысль о превосходстве сил природы над цивилизацией………………………… 7

2.7.Анализ проведённых исследований………………………………………………. 9

Поэт – всегда индивидуальность, единственная и неповторимая.

Наш интерес вызвало поэтическое творчество И.А.Бунина, отличающееся выразительным многообразием, поиском способов художественного выражения, что стало своего рода средством самоутверждения творческой личности.

Нам важно было проследить, как один и тот же мотив в художественной системе автора развивается в особый образный комплекс, анализ которого открывает путь к пониманию творческой индивидуальности поэта.

В настоящей работе мы поставили перед собой цель : проанализировать особо характерные для поэта образы природы.

Для достижения указанной цели в ходе исследования решаются следующие задачи : изучить специальную литературу по данной теме, ознакомиться со стихотворениями И.А.Бунина, дать сравнительный анализ природных ландшафтов, провести взаимосвязь между ними.

Работая по теме, мы нашли и отметили изобразительно – выразительные средства, с помощью которых Буниным создаются образы природы, составив краткий словарь к стихотворениям поэта. Также проследили рост творческой продуктивности Бунина, оформив это в виде хронологической таблицы.

Считаем поставленную нами проблему актуальной . Ведь любовь к природе делает нас зорче, способными одухотворить обычное, окружающее нас и склонить его – это обычное, даже обыденное – делиться с нами радостью и красотой. А поэтическое слово вливается в душу, воздействуя всеми своими богатствами, достигая самых тайных глубин нашего сердца.

Лирическая поэзия – это еще и наиболее яркий пример искусства слова.

Итак, объектом нашего исследования является поэзия И.А.Бунина.

Предмет исследования – природные ландшафты в стихотворениях Бунина.

Нами применены следующие методы : поисковый, исследовательский, наглядный,

обзорно-аналитический, метод сравнения.

. И.А.Бунин как творческая индивидуальность

1.1. Поэтическая манера И.А.Бунина

. Среди поэтов конца  -  веков были такие, чьё творчество не вписывалось в существовавшие тогда течения и группы. И.А.Бунин – один из наиболее выдающихся мастеров литературы  века, стремившийся продолжать традиции русской классической поэзии. [8]

Основное настроение лирики Бунина – элегичность, созерцательность, грусть как привычное душевное состояние, как желание радости, как естественное чувство.

1.2.Бунин – замечательный поэт – пейзажист

Детство и юность И.А.Бунина прошли на лоне природы, что сказалось на формировании в будущем поэте творческих качеств. [3]

Бунин вступил в литературу поэтом. Уже в его юношеских стихотворениях звучали мотивы, которые во многом определят смысл позднейшего, зрелого творчества. Он говорит о природе как средоточии гармонии. Быть естественным, как сама природа, - вот идеал юного поэта. Не только восторг перед природой, а и страстная жажда воссоединения с ней.

Пейзажная лирика наиболее характерна для бунинской поэзии в начале творчества. Она обладает удивительной конкретностью, точностью обозначений. Поэт тонко детализирует картины природы. У Бунина в стихах нет просто лесов, полей, степей, деревьев, животных, птиц, насекомых. Все они названы. Так, мы встретим в его стихотворениях дрозда и сову, чайку и соловья, сороку и скворца, березу и ель, сосну и дуб.

Каждая птица показана в её своеобразии. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только, какая птица поёт, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе её голоса.

Можно сказать, что всё это – естественный результат хорошего знания природы человеком, который много лет прожил в непосредственной близости к ней. [5]

Итак, мы приходим к выводу: И.А.Бунин любит и знает природу. У Бунина природа – объект художественного восторга, эстетического наслаждения.

 . Образы природы в лирике И.А.Бунина

2.1. Любимые природные ландшафты

Что же собой представляет природа в поэзии Бунина? В ней – обострённое чувствование природно - предметного мира. Поэт словесно живописует картину леса, причем в описании объективируется не только авторское видение (зрение), но и обоняние, осязание, слух. Бунинский пейзаж – отражение природы подвижной, переменчивой, красочной.

Особенно характерно для поэта обращение к среднерусским пейзажам на раннем этапе творчества, до периода путешествий по миру. Позже он стал вводить в свои произведения и море, и горы, и африканские дали.

2.2. Самый распространённый ландшафт

Едем бором, чёрными лесами,

Вот гора, песчаный спуск в долину.

Вечереет. На горе пред нами

Лес щетинит новую вершину.

И темным-темно в той новой чаще,

Где опять скрывается дорога,

И враждебен мой ямщик молчащий,

И надежда в сердце лишь на Бога…

Однако в большинстве случаев лес в произведениях поэта – это часть реального пейзажа, и характеризует его поэт оценочными эпитетами: поблёкший осинник, яркий орешник, сумрачный ельник, сонный бор и т.д. В зависимости от времени года и душевного состояния лирического героя меняется цветовая и звуковая гамма леса: зелёный, изумрудный, лиловый, золотой, багряный, чёрный, синий, белый; молчаливый, тихий, унылый. [7]

2.3. Сад в предметном мире Бунина

Сад у Бунина получает двойную символику: райский (божий) сад и типичная для России цветочная и кустарниковая композиция.

2.4. Степь как природный ландшафт

2.5. Мысль о превосходстве сил природы над цивилизацией

В произведениях Бунина наряду с растениями часто присутствуют звери и птицы.

Вся в снегу, кудрявом, благовонном,

Вся – то ты гудишь блаженным звоном

Пчел и ос, от солнца золотых…

Старишься, подруга дорогая?

Не беда. Вот будет ли такая

Молодая старость у других!

По Бунину, всё, относящееся к цивилизации, преходяще и рано или поздно возвращается в лоно природы. [6]

Алёнушка в лесу жила,

Алёнушка смугла была,

Глаза у ней горячие,

Мала, мала Алёнушка,

А пьёт с отцом - до донушка.

Пошла она в леса гулять,

Дружка искать, в кустах вилять,

Да кто ж в лесу встречается?

Одна сосна качается!

Зажгла она большой костёр,

А в сушь костёр куда востёр!

Сожгла леса Алёнушка

На тыщу верст, до лёнушка,

И где сама девалася –

Доныне не узналося!

2.7. Анализ проведенных исследований

Работая по теме доклада, мы провели ряд исследований и пришли к определённым выводам. Пейзажная лирика Бунина относится к наиболее идеальной сфере его поэтического бытия.

Поразило богатство языка, отличающееся изящными определениями, метафорами, олицетворениями. Например: завороженный лес; как юные черницы, смиренно ёлочки зелёные стоят; сад идёт, темнея; листва вся серебристой млела дрожью.

Наши исследования не претендуют на полный анализ природных ландшафтов в стихотворениях И. А. Бунина. Мы лишь попытались открыть страницу небольших общих исследований.

Читайте также: