Принципы противодействия коррупции доклад

Обновлено: 17.05.2024

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Судебная практика и законодательство — 273-ФЗ О противодействии коррупции. Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

ООО "Лардекс" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2, 3, 5, 6, 7, подпункта "л" пункта 8 Положения, ссылаясь на то, что в совокупности оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 1, 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статье 27 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", а также правовым принципам, установленным статьей 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Федеральный закон "О противодействии коррупции" устанавливает основные принципы противодействия коррупции, такие как законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, а также определяет правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула, статья 3).

В целях реализации основных принципов противодействия коррупции - законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер (статья 3 Федерального закона "О противодействии коррупции") - в нормативных правовых актах установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора. В частности, в части 3.1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", части первой статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и подпункте "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрена возможность заключения бывшим государственным или муниципальным служащим такого договора с организациями, отдельные функции по государственному управлению которыми входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Сходная аргументация приведена в другом постановлении и состоит в том, что установление обязанности работодателя сообщать в десятидневный срок представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим определенные должности государственной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы направлено на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции и комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением (пункты 5 и 6 статьи 3 Федерального закона "О противодействии коррупции").

Возложение на государственных (муниципальных) служащих, наряду с обязанностью уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, обязанности представлять соответствующие сведения, неисполнение которой влечет определенные правовые последствия, направлено на обеспечение эффективного функционирования механизма народовластия и является одной из основных мер профилактики коррупции. Вместе с тем контроль со стороны государства за имущественным положением государственных (муниципальных) служащих призван повысить эффективность противодействия коррупции, основанного на принципах приоритетного применения мер по ее предупреждению, комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением (пункты 5 и 6 статьи 3 Федерального закона "О противодействии коррупции"), и предотвратить риски, связанные с неправомерным влиянием на государственных (муниципальных) служащих и тем самым - с возможностью сращивания публичной власти и бизнеса.

Реализуя указанные в статье 3 названного Федерального закона основные принципы противодействия коррупции - законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, - федеральный законодатель установил ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, предусмотрев в части 1 статьи 12 возможность заключения им такого договора в указанных в данной норме случаях только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Возложение на государственных (муниципальных) служащих, наряду с обязанностью уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, обязанности представлять соответствующие сведения, неисполнение которой влечет определенные правовые последствия, направлено на обеспечение эффективного функционирования механизма народовластия и является одной из основных мер профилактики коррупции. Вместе с тем контроль со стороны государства за имущественным положением государственных (муниципальных) служащих призван повысить эффективность противодействия коррупции, основанного на принципах приоритетного применения мер по ее предупреждению, комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением (пункты 5 и 6 статьи 3 Федерального закона "О противодействии коррупции"), и предотвратить риски, связанные с неправомерным влиянием на государственных (муниципальных) служащих и тем самым - с возможностью сращивания публичной власти и бизнеса.

Реализуя указанные в названном Федеральном законе основные принципы противодействия коррупции - законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер (пункты 2, 3 и 5 статьи 3), - федеральный законодатель установил ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора (статья 12).

Основными принципами противодействия коррупции являются:

1. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина устанавливаются Конституцией Российской Федерации в качестве обязанности государства. Это означает, что данное отношение к правам и свободам человека должно быть присуще любой государственной деятельности, в том числе по противодействию коррупции.

2. Законность как принцип противодействия коррупции имеет несколько проявлений.
Во-первых, это придание "законной" юридической формы предписаниям, направленным на противодействие коррупции. Нормы права, определяющие то или иное поведение как коррупционное, устанавливающие запреты, ограничения, обязанности, должны содержаться в нормативных правовых актах определенных формы и уровня.
Во-вторых, должностные лица, осуществляющие борьбу с коррупцией (пресечение, раскрытие, расследование, предупреждение коррупционных правонарушений), должны обладать полномочиями (компетенцией) на осуществление данной деятельности.
В-третьих, привлечение к юридической ответственности за нарушение норм о противодействии коррупции должно отвечать закрепленным в действующем законодательстве правилам привлечения к ответственности. При этом права и интересы привлекаемых лиц должны быть в полной мере соблюдены.

3. Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Данный принцип в сфере противодействия коррупции должен найти отражение в двух аспектах.
Во-первых, публичность деятельности государственных органов и органов местного самоуправления выражается в публичном характере государственного преследования за коррупционные правонарушения.
Во-вторых, открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления показывает степень общественного контроля за государственным аппаратом, степень соучастия членов гражданского общества в решении государственных и муниципальных дел.

4.Неотвратимость ответственности это и есть максимальная вероятность привлечения к ответственности. Данный показатель обеспечивается в первую очередь работой правоохранительных органов, в ведении которых находится расследование коррупционных правонарушений. Важную роль здесь играет подготовка высококвалифицированных профессиональных кадров, способных справляться с поставленными задачами.

5.Комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.
Коррупция представляет собой определенную степень социального заболевания всего общественного организма, выражающуюся в незаконном перераспределении материальных благ с использованием своего служебного положения. Решение данной проблемы в значительной степени лежит в русле создания такой системы распределения материальных благ, которая в глазах общества выглядит экономически эффективной и социально оправданной. Решение данной задачи требует включения всех мер социального воздействия - от правовых до информационно-пропагандистских.

6.Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции ориентирует на организацию повседневной работы в нормальном режиме ,воспитание в обществе нетерпимости к коррупции, поднятие престижа публичной гражданской службы и обеспечение ее стабильности, воспитание нового поколения государственных и муниципальных служащих.
Этот принцип задает тон реализации всего массива нормативных актов о публичной гражданской службе, а также тех нормативных актов ,которые определяют порядок реализации прав граждан и организаций в административных отношениях. Нормативная база деятельности государственных и муниципальных служащих не должна быть коррупциогенной и подталкивать их к произвольному правоприменению . Важную роль в реализации этого принципа играет на само общество.
7.Сотрудничество.
Данный принцип предполагает
-высокий уровень развития демократических институтов
-подлинный плюрализм мнений
-свободу и независимость прессы
-реальную прозрачность действий власти и ее подконтрольность институтам гражданского общества.
Только при объединении усилий общества и государства, направленных на реализацию указных принципов противодействии, коррупции возможно добиться желаемого результата в этой сфере.

Законом о противодействии коррупции (ст. 2) предусмотрено что, правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Как видим, в основе антикоррупционного законодательства, как и всего законодательства РФ, лежит Конституция РФ.

Вместе с тем, Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, а защита прав и свобод граждан России отнесены к обязанностям государства и его органов (статья 2 Конституции РФ).

Одними из факторов, способных препятствовать осуществлению прав граждан, являются коррупционные проявления в сфере управленческой деятельности.

Обратимся к ст. 15 Конституции РФ. Она устанавливает, что, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, Конституция закрепляет приоритет международных договоров РФ над внутренним законодательством и определяет их в качестве составной части российской правовой системы.

Несколько слов о формировании антикоррупционного законодательства.

Тогда же, начиная с 2007г., началась серьёзная подготовительная работа по принятию антикоррупционного пакета законопроектов.

Национальный план утвержден Президентом РФ 31 июля 2008г. и содержит 4 раздела и приложение, содержащее перечень первоочередных законодательных актов РФ, требующих изменения и дополнения.

В национальном плане впервые предложено внесение изменений в законодательство РФ, касающихся административной ответственности юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям.

Кроме того, также, впервые, внесено предложение об уточнении требований к разным категориям государственных и муниципальных служащих, а также о возложении дополнительных запретов и ограничений при их приеме на работу.

Среди первоочередных мер по реализации Национального плана, руководителям федеральных государственных органов, в пределах своей компетенции, было предложено разработать и принять планы противодействия коррупции.

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

— на развитие нормативно-правовой базы федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

— на организацию работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

— на совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной службы всех видов, и урегулированию конфликта интересов и на совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности указанных комиссий;

— на проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер;

— на обучение федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

В их развитие выпущен ряд указов Президента, определивших порядок представления, проверки и публикации сведений о доходах и имущественном положении государственных служащих, а также общие принципы их служебного поведения.

Закон о противодействии коррупции (№ 273-ФЗ от 25.12.2008г.) является базовым и в нем устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, а также система мер, направленная на противодействие коррупции, которая состоит из 3-х элементов:

— мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих соответствующей угрозе (профилактика в широком смысле);

— по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию конкретных преступлений, (борьба);

— по минимизации и (или) ликвидации ее последствий.

Кроме того, законом устанавливается целый ряд обязанностей, ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы.

Среди них необходимо особо выделить следующие обязанности государственного и муниципального служащего:

— представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

— уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие уполномоченные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

— принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

— передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствие с законодательством Российской Федерации;

— в течение двух лет после увольнения с государственной службы при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя сведения о последнем месте своей службы (при замещении должностей, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации);

— гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов.

Названные обязанности нашли свое развитее в законе о государственной гражданской службе в Российской Федерации, указах Президента РФ и иных нормативных правовых актах.

В рамках одного совещания рассмотреть все нормативные правовые акты антикоррупционной направленности не представляется возможным, а потому в заключении я хотела бы остановиться на вопросах ответственности за совершение коррупционных действий.

В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных.

Дисциплинарная ответственность наступает, если государственный служащий нарушает свои должностные обязанности.

К дисциплинарным коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями нарушения порядка исполнения своих профессиональных обязанностей, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

За данные нарушения может быть применена такая мера дисциплинарного воздействия, как увольнение.

Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка).

К гражданско-правовым коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, предусмотренных главой 32 ГК РФ, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных главой 39 ГК РФ.

Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб., государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. 3 ст. 575 ГК РФ).

К обычным подаркам относятся букет цветов, коробка конфет, книги, небольшой сувенир, флакон духов и т.д.

Служащий имеет право получать любые подарки, предоставляемые ему только в его личном качестве или в связи с его личностными свойствами, обусловленными его отношением к определенной социальной группе (женщины, ветераны, лица, относящегося к определенной профессии, и т.д.), а также в связи с различными событиями (день рождения, годовщина пребывания на государственной службе, уход на пенсию и т.д.) с учетом требований налогового законодательства.

Следует помнить, что различие между подарком и взяткой состоит не в стоимости передаваемого имущества, а в мотивах и целях совершения таких действий.

Таким образом, подарки должностным лицам могут расцениваться, как взятка в случаях, когда эти должностные лица могут повлиять на исход дела и оказать какую-то не законную помощь в решении проблемы дарителя.

Взятка, независимо от ее размера, не является ни обычным подарком, ни подарком вообще. Незначительный размер взятки не исключает ответственности за взяточничество.

Подарки, полученные гражданским служащим в связи со служебными командировками или с какими-либо официальными мероприятиями, и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы.

Административная ответственность — ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

К административным правонарушениям, в которых усматриваются коррупционные риски, могут быть отнесены следующие противоправные, виновные действия (бездействие):

— . Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (19.28 КоАП РФ);

— нецелевое использование бюджетных средств (ст.15.14 КоАП РФ);

— отказ в предоставлении информации гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации (ст. 5.39 КоАП РФ);

— нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, а также незаконное взимание платы за предоставление информации (ст.13.28 КоАП РФ);

— принятие решения о выборе способа размещения заказа с нарушением законодательства (ст.7.29 КоАП РФ);

— нарушение членом конкурсной или единой комиссии порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, порядка открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ст. 7.30 КоАП РФ);

— другие административные правонарушения, установленные ст. 7.30 КоАП РФ.

— нарушения, связанные с выборами и проведением избирательных компаний (ст.ст.5.16-5.20 КоАП РФ);

К ответственности за названные правонарушения привлекаются должностные или юридические лица, а также члены единой комиссии по размещению госзаказа.

Уголовная ответственность применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

К преступлениям, связанным с коррупцией, относятся любые общественно опасные деяния, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, содержащие признаки состава преступлений, предусмотренных УК РФ:

— злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
— незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
— получение взятки (ст. 290 УК РФ);

— дача взятки (ст. 291 УК РФ);

— служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

— воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

— провокация взятки (ст. 304 УК РФ) и другие.

Признаки коррупционного преступления:

— нанесение ущерба авторитету государственной службы;

— незаконный (противоправный) характер получаемых государственным служащим преимуществ (имущества, услуг или льгот);

— использование виновным своего служебного положения вопреки интересам государства;

— наличие у виновного умысла на причинение ущерба законной деятельности государственного аппарата, авторитету государственной службы;

— наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности.

Итоги контрольно-надзорной деятельности Управления
за 2021 год

Принципы противодействия коррупции

1) признание, соблюдение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Перечисленные в законе принципы являются основополагающими при разработке мер борьбы с коррупцией. Рассмотрим по подробнее каждый принцип.

Принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что при осуществлении антикоррупционных мер государство гарантирует равенство прав и свобод лицам, подвергающимся воздействию, независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, а также других обстоятельств.

Принцип законности выражается в том, что деятельность субъектов индивидуальной профилактики должна основываться и регулироваться на основе разработанной законодательной базы. Необходима дальнейшая унификация и соблюдение законодательства с целью более эффективного применения правовых норм в указанной сфере, а также использование в правоприменительной практике четких, прозрачных и предсказуемых процедур и мер.

Реализация принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления связана напрямую с осуществлением следующих мер:

- обеспечение недопустимости ограничения доступа всех заинтересованных лиц к информации о фактах коррупции, коррупциогенных факторах и мерах антикоррупционной политики;

- введение в практику обязательного анализа законопроектов и ведомственных правовых документов на коррупциогенность;

- совершенствование в действующем законодательстве механизмов принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, сделав их более прозрачными и публичными;

- разработка и принятие программы повышения правовой грамотности населения с участием общественных объединений и средств массовой информации;

- поддержка средств массовой информации и общественных объединений, которые занимаются антикоррупционной пропагандой, распространением идей законности и правопорядка в стране;

- постоянное информирование общества о реализации антикоррупционных программ в России и за рубежом; - публичное противостояние мифу о непобедимости коррупции в стране.

Принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений правоохранительные органы в своей деятельности стремятся к тому, чтобы все участники коррупционных проявлений понесли заслуженное наказание за свои противозаконные действия.

Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер заключается в том, что вопросы борьбы с коррупцией затрагивают сферы деятельности многих федеральных органов исполнительной власти, поэтому реализация антикоррупционных программ в полной мере возможна только при условии консолидации их усилий по решению комплекса проблем противодействия проявлениям коррупции. Круг субъектов борьбы с коррупцией достаточно широк, в силу чего их деятельность нуждается в координации. В борьбу с коррупцией наряду с государственными органами вовлечены институты гражданского общества (общественные организации, ассоциации и т.д.), иные юридические и физические лица.

Противодействие различным видам коррупции должно осуществляться на планово - программной основе, в которой главный упор должен быть сделан на приоритет мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений в обществе. В целях реализации данного принципа проводится активная информационно-разъяснительная работа со стороны органов власти и институтов гражданского общества.

В целях реализации принципа сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами:

- привлекаются институты гражданского общества для общественного контроля над деятельностью органов публичной власти;

- развивается двухстороннее и многостороннее международное сотрудничество во всех областях борьбы с коррупцией;

- создаются необходимые условия для правового воспитания и привлечения общественного внимания к коррупционным действиям.

Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России остается достаточно высоким. Коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует поступательному развитию рыночной экономики, созданию и функционированию демократических институтов в стране и, как следствие, снижение доверия граждан и международной общественности к государственной власти.

Эффективность мер антикоррупционного противодействия со стороны государственных структур и институтов гражданского общества на сегодняшний день оставляет желать лучшего, так как система мер является недостаточно совершенной, сложной и дорогостоящей в реализации, а принципами противодействия коррупции зачастую многие и пренебрегают.

Значительная распространенность коррупции, негативные последствия, к которым она приводит, недостижение целей минимизации коррупционных проявлений на современном этапе свидетельствуют об актуальности рассмотрения принципов противодействия коррупции и их роли в сфере предупреждения и пресечения коррупции.

В системе исходных начал противодействия коррупции важное место принадлежит принци­пам, на которых должна строиться и осуществ­ляться указанная деятельность. В целях повышения эффективности антикоррупци­онной деятельности необходи­мо уточнение общей характеристики принци­пов и определения их роли в сфере предупреж­дения и пресечения коррупции [3].

Принципы – это основополагаю­щие начала в деятельности соответствующих структур и формирований по противодействию коррупции [2].

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1)признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

3)публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4)неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5)комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6)приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7)сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами [1].

Но перечис­ленные принципы в законе лишь прописаны, их содержание не раскрывается. На практике, могут быть и иные принци­пы в зависимости от субъектов и видов воздей­ствия, а также различной интерпретации уже имеющихся принципов в законе.

Рассмотрим подробнее прописанные в законе принципы:

Принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина заключа­ется в том, что при осуществлении антикорруп­ционных мер государство гарантирует равенство прав и свобод лицам, подвергающимся воздейст­вию, независимо от пола, национальности, про­исхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, а так­же других обстоятельств. Этот принцип является в определенной степени воплощением и конкретизацией принципа гуманизма.

Принцип законности выражается в том, что деятельность субъектов индивидуальной профилак­тики должна основываться и регулироваться на основе разработанной законодательной базы. Принцип законности вполне обоснованно считается одним из наибо­лее важных и универсальных принципов, имеющих суще­ственное значение для всех отраслей права. Его последовательное про­ведение в жизнь — непременное условие нормального функциониро­вания всего государственного механизма.

Задача противодействия коррупции с помощью законодательных мер охватить развитие почти всей системы права. Государство должно располагать эффективными средствами контроля и надзора за надлежащим осуществлением законов и дру­гих нормативных актов в сфере антикоррупци­онной политики.

Данный принцип связан также с осуществлением следующих мер: обеспечение недопустимости ограничения доступа всех заинтересованных лиц к информа­ции о фактах коррупции, коррупциогенных фак­торах и мерах антикоррупционной политики; введение в практику обязательного анализа законопроектов и ведомственных правовых до­кументов на коррупциогенность; повыше­ния правовой грамотности населения с участием общественных объединений и средств массовой информации; поддержка и поощрение тех средств массо­вой информации и общественных объединений, которые занимаются антикоррупционной пропа­гандой, распространением идей законности и правопорядка в стране; постоянное информирование общества о реализации антикоррупционных программ в Рос­сии и за рубежом; публичное противостояние мифу о непобе­димости коррупции в стране [5].

Принцип неотвратимости ответственно­сти за совершение коррупционных правонару­шений — несмотря на то, что коррупционные противоправные посягательства относятся к кате­гории высоколатентных деяний, правоохрани­тельным органам в своей деятельности необходи­мо стремиться к тому, чтобы все участники кор­рупционных проявлений понесли заслуженное наказание за свои противозаконные действия. Под неотвратимостью ответственности понимают: обязательное применение уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия; обязательное воздействие на правонарушителя компетентных органов; негативную оценку правонарушения государством и обществом; реальность ее действия и осуществления. Закон называет в качестве одного из принципов именно неотвратимость ответственности за коррупционные правонарушения, имеет целью подчеркнуть серьезность антикоррупционной политики и ориентированность на конкретные итоги деятельности по противодействию коррупции. Данный принцип означает, что за каждый факт коррупционного нарушения (при условии доказательства вины, разумеется) должно назначаться адекватное наказание. С этой целью необходимо дальнейшее со­вершенствование оперативно-розыскной дея­тельности в целях выявления, раскрытия, пресе­чения и предупреждения преступлений, связан­ных с коррупцией [4].

Неотвратимость ответственности, будучи реально обеспеченной усилиями государства, демонстрирует его решимость реально проводить антикоррупционную политику, исключая безнаказанность коррупционеров. Данный принцип связан с таким руководящим началом антикоррупционного права, как признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений лиц, замещающих должности, предусмотренные Конституцией и иными законами государства. Речь идет о том, что государство относит коррупционные преступления к тяжким и устанавливает за их совершение суровые санкции, допускает возможность применения конфискации. И здесь уместно сказать о необходимости концентрации усилий на борьбу с верхушечной коррупцией (коррупция высших должностных лиц). Данная борьба должна распространяться на всех уровнях власти (федеральный, региональный, местный) и чем выше статус должностного лица, тем более кратным в отношении него должны быть применены санкции. К примеру, Н. В. Щедрин предлагает связать жесткость ограничений с классификацией государственных должностей, а также со статусом законодательного органа [7].

Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных меротражает специфику коррупции как явления, требующего адекватного и системного реагирования.

Комплексность использования мер противодействия коррупции ориентирована как на профилактическую работу, так и на непосредственную борьбу с коррупционными проявлениями и ликвидацию их последствий. Вдумчивое отношение к реализации данного принципа на практике позволит избежать перегибов, показательных процессов, превратив рассматриваемую деятельность в один из компонентов государственного управления.

Принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицамиподчеркивает общесоциальный характер проблемы коррупции [6].

Для подлинного сотрудничества государства и общества необходимо немало условий, многие из которых ещё не сложились в нашей стране. К таким условиям следует отнести: высокий уровень развития демократических институтов, политическую и гражданскую активность населения, настоящую свободу и независимость прессы, реальную прозрачность действий власти и ее подконтрольность институтам гражданского общества. Данный принцип наиболее слабо реализован как в тексте комментируемого Закона, так и в действующем российском законодательстве.

Можно сделать выводы, что коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с институциональной коррупцией.

Таким образом, сложившаяся криминологиче­ская ситуация предопределяет необходимость вы­работки эффективной государственной программы противодействия коррупции, разработки действен­ной нормативно-правовой базы, основу которой должны составить соответствующие принципы, закрепленные на уровне основ конституционного строя современной России и реализованные в практической деятельности различных субъектов.

Необходимо совершенствование действующего законодательства, выработка единого понятийного механизма. Одним из главных принципов борьбы с коррупцией и организованной преступностью должны быть гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, средств массовой информации, граждан и общественных формирований, формирование антикоррупционного мировоззрения у российских граждан, в том числе путем использования возможностей СМИ.

Государство является определенным способом организации общества. Оно не существует изолированно от окружающей его общественной среды. Поэтому именно от активности свободных, ответственных людей, их жизненной энергии, уровня гражданской, правовой, политической культуры и образования зависит построение правового, эффективного государства, в котором побеждена коррупция.

При четком и добросовестном выполнении всех перечисленных в работе принципов, сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, личной заинтересованности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка в стране, появится шанс миновать криминализацию всех сфер жизни путем коррупции, также это будет служить важнейшим шагом вперед на пути построения гражданского общества.

Список использованной литературы

2.Ожегов СИ., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., доп. — М.,

3. Коннов И.А., Зеленин Н.И. Проблемы коррупции в России и пути их решения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 9. С. 278

4. Противодействие коррупции: учебник и практикум для академического бакалав- риата / под общ. ред. Е. В. Охотского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 367 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.

5. Годунов И.В. Основы противодействия коррупции: учебник / вступ. Статья Н.Д. Никандров – Москва: Российская академия образования, Университет Российской академии образования, Научно-исследовательский институт противодействия организованной преступности 2013. – 302 с.

6. Противодействие коррупции: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. М. Е. Жихаревич, Т. Б. Пасман; 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Американская ассоциация юристов, 2013. — 200 с. — (Из серии: Уголовное право).

7. Щедрин Н.В. О принципах противодействия коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. – 2013. – №1. – с.280-284.

Екимова Олеся Алексеевна – студент (ка) 3 курса группы 1103-02и (542) юридического факультета Псковского государственного Университета.

Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Читайте также: