Принципы организации клубной деятельности доклад

Обновлено: 02.07.2024

В условиях развития гражданского общества в России все большее значение приобретает гуманизация отношений, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья и жизни человека, его свободного развития. В практике этот подход вступает в противоречие с реальными социальными ценностями, которые подростки и молодежь усвоили в повседневной жизни. Поэтому в организации деятельности подростково-молодежного клуба по месту жительства значительную роль играет реализация принципа приоритета общечеловеческих ценностей, здоровья и жизни человека, его свободного развития.

Постепенная трансформация в прошлом изначально клубных объединений в учреждения дополнительного образования, коллективизм как ведущая ценность советской педагогики нивелировали эту важнейшую функцию клуба — создание в клубе практически личного пространства человека, где человек может бытьсамим собой. Однако социальные изменения, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, развитие многообразия клубного движения, ставят перед клубными работниками проблему возвращения клубной педагогики к одному из важнейших принципов — признание права личности на приоритет индивидуальных интересов и потребностей.

Специфическая функция подростково-молодежного клуба по месту жительства заключается в решении задачи социальной адаптации подростков и молодежи к традициям и обычаям локального социума. Поэтому безусловная задача клуба — разработка педагогического инструментария передачи этих традиций от старшего поколения младшему. Этому способствуют и традиционные массовые праздники в микрорайонах, и клубные семейные вечера, и собственно традиции клуба. Вместе с тем, молодежь — наиболее динамичная группа населения, для нее свойственно социальное творчество, инновация. Одной из таких инноваций, безусловно, является современная молодежная культура.

Отрицать огромное значение молодежной культуры на молодежь невозможно, отказывать ей в праве на существование — ошибка.

Поэтому и возникает принцип организации деятельности подростково-молодежного клуба по месту жительства, следовать которому крайне сложно, а не следовать — недопустимо. Это принцип сочетания в деятельности клуба уклада и традиций нации, региона, локального социума с особенностями современной молодежной культуры.

Исходя из закономерности пропорциональной ответственности подростков, молодежи и взрослых в организации деятельности клуба при равенстве их прав мы признаем в клубе организацию двух категорий субъектов — подростков и взрослых. Это определяет две разные функции членов клуба: подростковую — участие в самоуправлении клубом (через институт членства и выборные органы) и взрослую — управление клубом (в том числе и

педагогическое). Найти разумное сочетание подростковой самодеятельности и взрослого педагогического сопровождения — основная задача в реализации принципа сочетания инициативы и самодеятельности подростков и молодежи с адекватным социально-педагогическим сопровождением.

Реализация принципа вариативности клубной деятельности на практике отражается в многообразии направлений деятельности подростково-молодежных клубов по месту жительства.

Итак, выделим основные принципы организации клуба, те необходимые специфические условия эффективности технологий его организационного оформления и коммуникативной деятельности, которые и делают клуб клубом, определяют его типовое своеобразие в мире многочисленных социальных образований, созданных и создаваемых человеком. Совокупность этих принципов представляет организационно-методическую основу, позволяющую уже на технологическом уровне создавать коммуникативную структуру, которую можно квалифицировать как ИНИЦИАТИВНЫЙ КЛУБ, КАК КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ в отличие от клубного учреждения. Десятки других деталей, особенностей, вызванных многими другими временными, средовыми, личностными факторами могут разнообразить ТИП клубного объединения и дифференцировать его на различные ВИДЫ по содержанию, формам, характеру и многим другим параметрам клубной деятельности. Но все равно это будут виды клубного объединения - особой, отличной от других формы общения, имеющей особую притягательную прелесть для тех, кто такие объединения создает.

Мы выделяем и даем краткую характеристику основным принципам организации и деятельности инициативного клуба, которые обычно считают доминантными и другие исследователи.

3.1.1. ПРИНЦИП ИНИЦИАТИВЫ И ДОБРОВОЛЬНОСТИ.

3.1.2. ПРИНЦИП ИНТЕРЕСА

3.1.3. ПРИНЦИП САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

«Подумаешь, Америку открыл!

Еще в пеленках это мы знавали.

А я один, как клад, ее отрыл

и позабыть уже смогу едва ли.

Я смертный пот стирал ладонью.

Рот был сух от жажды

Кто сам, один, добыл ее однажды.

Она во мне. Я ж.ил, ее тая.

Я стиснув зубы, в муках, на пределе.

Ее добыл. Вот истина моя.

Сегодня степеней свободы у молодых людей больше, а значит, больше должно быть и самодеятельности. В чем она может проявляться? Да во всем. В том, что сами придумали идею клуба. Что сами решили собрать инициативную группу (правда, и то, и другое не возбраняется и управленцам) Сами мучительно искали и наиболее удачное название клуба, и формы общения в нем, и механизмы организации самого, самого - первого организационного собрания. И уж конечно, сами разрабатывали уставные документы клуба, распределяли должностные портфели, составляли тематику и сценарные планы первых клубных собраний, изыскивали средства финансирования, подыскивали помещение, разыскивали интересных людей, искали свои свободные таланты, способные пригодиться клубу! Самость во всем и всегда, пусть хуже, пусть менее качественнее и эффективнее, но по возможности, своими силами, с как можно большим включением в клубную деятельность самих клубистов. Как только основная масса членов клуба превратится в инертных зрителей, так и сам клуб из инициативного объединения энтузиастов активного досуга или конкретного дела постепенно превратится в типичное учреждение для пассивного отдыха. Поэтому нужно как можно больше загружать (иначе не скажешь) клуб самостоятельностью участников. Для этого необходимо, чтобы клуб постоянно планировал и осуществлял две своих главных функции.

Но функция внутренняя в приличном клубе так или иначе должна быть связана или ориентирована на функцию ВНЕШНЮЮ, вторичную по отношению к клубу, но не менее важную для оптимизации клубной жизни - функцию работы для других. Функцию обслуживания, развития, воспитания других, функцию активного участия клубистов в просветительной, социально-педагогической и социально-творческой работе, проводимой в определенном СОЦИУМЕ другими учреждениями города, района, микрорайона, функцию активного включения клуба наряду с другими социальными институтами в формирование и развитие культурной среды. Осуществление этой функции убивает сразу двух зайцев. Клубисты учатся уча. Участвуя в процессе социализации других, они социализируются сами. Притом сама по себе эта деятельность и сложная, и творческая, и престижная, и. полезная. Клубисты быстро понимают это и с удовольствием (165) включаются, например, в систему работы клубного учреждения, библиотеки, культурного центра, при котором они начинали вроде сначала работать только на себя. Трансформация внутренней функции клубного объединения во внешнюю происходит незаметно и органично. Первая не вытесняется второй, а дополняется и обогащается ею. Любительское объединение становится инициативным клубом. Клуб по интересам просто клубом. Клубное объединение органически вписывается в пеструю ткань работы клубного учреждения. И тогда - участие клубистов в концертах, фестивалях и смотрах, проводимых Дворцом культуры, в его устных журналах и тематических вечерах, выставках и аукционах, массовых праздниках и эстрадных шоу, в организации платных услуг и рекламно-информационной деятельности. И тогда - клубистов приглашают к участию уже не только клубные учреждения, но и другие организации города и органы власти, и средства массовой информации. Клубное объединение начинают лучше знать в городе, оно обретает имя и имидж, сами клубисты по существу становятся социальными педагогами и социальными технологами досуга, они социально взрослеют и активизируются, они могут мобильно включаться в политические и экономические кампании, в деятельность партий и движений, в региональные и местные социально-культурные программы. Со временем на основе возрастания социальной активности членов клуба может измениться и статус клуба в целом, а лидерство наиболее активных клубистов объединения может перейти в лидерство в других социальных структурах и образованиях.

3.1.4. ПРИНЦИП ОРГАНИЧЕСКОГО СОЧЕТАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛУБЕ

Большинство же клубных коллективов хотели бы быть, да и фактически являются самоучредителями, и Положение это, конечно, ущемляет их самодеятельность.

Как же быть? Плохо без документа, регламентирующего деятельность клубного объединения, еще хуже когда их загоняют в тесное прокрустово ложе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Хорошев Дмитрий Владимирович

Учитель географии ГБОУ СОШ № 553 с углубленным изучением английского языка

Статья рекомендована к публикации к.п.н. Гутник И.Ю.

Клубная форма организации деятельности подростков в школе

В современной системе образования существуют различные факторы, которые указывают на необходимость использования клубов в воспитательном и образовательном процессе. Из основных можно выделить такие, как:

школьная деятельность далеко не всегда реализует интересы учащихся, а также не развивает творческий потенциал;

система образования значительно отстает от новых вызовов времени по причине долгого реагирования и долгой подготовки всех участников образовательного процесса к ним;

неформальные группы молодежи получают огромное распространение в связи с простотой общения внутри группы, а также возможности самовыражаться и реализовать себя.

Именно эти причины, а также ряд других выливаются в ряд проблем, связанных с отсутствием личностного самоопределения и отчуждения ребят от школы.

Кружок — это самодеятельное объединение учащихся по интересам, осуществляющее тематическую деятельность, как правило, познавательного или творческого характера. Студия - определение, чаще всего применяемое к тем объединениям клубного типа, в которых учащиеся занимаются искусством (хореографическая, хоровая, театральная). Секция — это тематическая часть какой-то определенной деятельности, осуществляемой по специальной программе. Чаще термин используется для обозначения структурного подразделения, например, клуба.

Следует отметить, что главное отличие клуба от других клубных объединений — это отсутствие привязки к какому-либо предмету или тематической деятельности, на передний план в случае с клубом встает общение с близкими по интересам людьми.

Несмотря на различия, во всех клубных объединениях существует и много общих признаков, таких как: добровольное вхождение в объединение, общедоступность для всех учеников школы, относительная стабильность состава, диалектическое единство личной значимости.

Данную часть параграфа стоит посвятить небольшому экскурсу в историю клубной деятельности, для понимания преобразования клубной деятельности с течением времени.

Опыт дореволюционных клубов доказывает, что именно в них возможны агитационная и просветительская работа, развитие самодеятельности, активности интересов ребят, их трудовое воспитание, организация разнообразного досуга. Этот опыт сильно повлиял на становление деятельности советских клубов.

Задачи школы и клубной работы, которые должны были удовлетворять, и запросы, составляющие жизненные потребности детей, воспитывать их социальные навыки, устойчиво-положительное отношение к труду. Клубная работа в школе была направлена на удовлетворение интеллектуальной потребности учащихся при помощи живого слова: лекции, чтения, бесед, диспутов. Отличительной особенностью клубов являлось построение работы через инициативу учащихся.

В школьных клубах Ленинграда двадцатых годов наиболее распространёнными были кружки, организованные на основе интересов самих школьников, причем приоритет был отдан клубам полито-просветительского направления. Помимо них встречаются кружки изобразительных искусств, физической культуры, редко встречаются производственные кружки.

Организация работы школьного клуба была четко разработана. План работы любого школьного клуба включал в себя планы кружков, принимался и утверждался Учкомом и включался в общий производственный план школы. Каждый кружок имел свой производственный план, составляемый на год или на определенную тему, если это была временная группа. Ответственным за работу кружка, кроме руководителя, являлось бюро кружка, избираемое на общем собрании. Начало Советского периода является расцветом для развития клубной деятельности.

Воспитательный потенциал школьных клубов заключается в его богатейших возможностях в формировании личностного самоопределения.

Вне зависимости от периода, в котором использовалась клубная деятельность, ее основной чертой было общение, а также субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и воспитанников. Тематика клубов существует разнообразная, мы предлагаем рассмотреть возможности именно литературного клуба.

Идея создать пространство для общения учеников, обсуждения наиболее острых вопросов, формирования ценностей, а также интеллектуального развития подростков обусловила возникновение литературного клуба, деятельность которого целиком строится на использовании библиотерапии.

С давних времен врачи использовали книги для лечения, но только в начале XX столетия библиотерапия получила научное обоснование, тогда возник интерес к проблематике воздействия информации из книг на психику и состояние людей. Научное признание термина происходит в США в 1916 году на съезде Ассоциации больничных библиотек . Определение библиотерапии имеет большую вариативность, наиболее подходящим мы считаем следующее. Библиотерапия - область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения личных проблем.

Многих специалистов объединяет мнение, что эта библиотерапия находится одновременно в плоскостях медицины и библиотечного дела и позволяет активно использовать чтение на основе объединения различных ситуаций с целью решения личных проблем того или иного человека.

Педагогическое воздействие библиотерапии преследует следующие библиотерапевтические цели:

информировать читателя о возможных проблемах;

помочь осознать суть проблемы;

обсудить новые ценности и отношения;

помочь осознать, что другие люди тоже сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали.

В основе воспитательных задач лежит оказание помощи в формулировании ими смысла жизни в условиях кардинальных социально-экономических трансформаций, новых форм хозяйственной деятельности; становление и развитие у учащихся чувства собственного достоинства, постоянного стремления к духовному совершенству.

Занятия литературного клуба проходят один раз в неделю. Средняя продолжительность занятий колеблется от двух до трех часов, в зависимости от того, какие проблемы будут подниматься в процессе работы. Причем участники клуба могут по своему усмотрению и своей занятости приходить и уходить в любое время. Форма проведения встреч литературного клуба — это круглый стол, основным методом работы является дискуссия. Условно занятие клуба можно разделить на три части. Сначала все участники клуба делятся своими общими впечатлениями о прочитанной книге, говорят о положительных и отрицательных эмоциях, пытаясь обосновать их. Во второй части занятия выделяется основная проблематика книги и обсуждаются вопросы, наиболее интересующие ребят. В заключительной третьей части происходит попытка анализа, как произведение повлияло на наше отношение к миру и мировоззрение в целом, в каких жизненных вопросах помогло разобраться. На данных занятиях каждый участник задействован в диалоге и дискуссии, каждый участник является важным вне зависимости от возраста и продолжительности пребывания в клубе. Для того чтобы понять, к чему стремится литературный клуб, необходимо выделить основную цель и задачи:

Цели достигаются при выполнении следующих задач.

Развитие коммуникативных умений. Уметь слушать и принимать точку зрения другого человека не всегда просто. Для достижения этой задачи мы создаем условия, где каждое мнение индивидуально, ценно и важно, где все участники равны. Где нет единого мнения, где каждая точка зрения имеет право на существование.

Сейчас резоннее быть реалистом,

Понимать, что общество - просто разруха.

Жизнь проносится под пулевым свистом,

А войны уже, как жужжащая муха.

Сейчас удобнее быть мазохистом,

Подставлять свою спину под громадную палку.

Каждый день проживается с риском,

И платим за всё огромную плату.

Сейчас всем лучше быть королями,

Проходить с бездушием мимо без действа,

Вошло нынче в моду прослыть всем глупцами,

Науки не стали теперь интересны.

Сейчас уже более тысячи принцев,

И таких же принцесс, и как на подбор,

Лживые все улыбаются лица,

Принцесса твоя, если ходишь тузом.

Сейчас так часто происходят убийства,

Не выудить правды или признанья,

Никто никогда не разбирается быстро,

Хоть есть преступление, но нет наказанья.

Сейчас угоднее быть фаталистом,

Верить: судьба поведёт всё сама,

Лентяем проще теперь становиться,

Ведь виною всему снова станет судьба.

Сейчас так много всяких артистов,

Жизнь, как театр. Тень надевать.

Все хотят стать палачами. Убийства.

Моя же задача такою не стать.

Клуб состоит из 14 человек, 5 мальчиков и 9 девочек. Возраст участников 15-17 лет, у всех представителей развиты коммуникативные способности, у всех развиты моральные принципы, правильно сформированы ценности, коллектив постоянен, взаимодействие происходит не только на занятиях, но и за его пределами.

Интересы участников очень разнообразны, два человека окончили музыкальную школу, 1/3 ребят пишет стихи. В клубе учеников объединяет неравнодушие к литературе и благоприятная обстановка.

Анастасия К .

Литературный клуб - лучшее место для того, чтобы обсудить самые разные сферы нашей жизни. Главную часть занятий занимает обмен нашими эмоциями насчёт прочитанных книг. Больше всего, лично мне, нравится атмосфера, в которой тебя слушают и принимают твоё мнение наравне с остальными. Все высказывают свои мысли и не зависят от мнения старшего: всё честно.

Василиса Т.

Что такое Литературный клуб? Это горячий чай, хорошая компания и новая книга каждую неделю. На каждом заседании обсуждаются самые различные темы, где каждый может свободно высказываться, не боясь какого-то недовольства со стороны остальных. Мне нравится в Литературном клубе больше всего свобода общения. Совершенно необязательно затрагивать только те проблемы, которые были отражены в той или иной книге, можно говорить и на отвлеченные, но не менее важные темы. Сама обстановка заседаний дружеская, и нет никакого напряжения. Все просто разговаривают по душам. И это здорово!

Герман А.

Да, благодаря особой силе воли и инициативе – явлениям, дающимися совместно и в должной степени не часто - многие, к счастью, многие не оставляют важнейшего инструмента совершенствования мысли - книгу. Однако, можно полагать, даже достигший известной образованности читатель едва ли будет вполне удовлетворен своим трудом, не имея возможности поделиться с кем-либо некоторыми своими открытиями. К чему, - задастся он вопросом, - такая работа проделана, если нет обмена мыслями, возможно, даже споров?

Наш клуб - разрешение подобных пагубных сомнений. Каждая книга, для всех участников наших собраний и, в частности, для меня становятся своего рода отправным пунктом для дальнейших бесед. Особенно важно следующее: никто из пришедших не остается безмолвен и не замечен не бывает. Здесь, в рамках кружка, вероятно, истребляется всевозможная робость и застенчивость, что, несомненно, и в педагогическом, и в общенравственном отношении чрезвычайно полезно. Впрочем, отдаляясь от теоретического взгляда, скажу, что я испытал на себе благотворное воздействие всех без исключения перечисленных факторов.

Артем И.

профилактики девиантного поведения учащихся, так и в целях их социальной реабилитации и коррекции личностных качеств.

Клубная работа – один из видов социально-педагогической деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности [2, с. 221]. Напомним, что рекреационная деятельность преимущественно имеет восстановительный характер, досуговая – восстановительный и творческий; клубная же деятельность, будучи творческой, имеет созидательную направленность.

Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, а также самодеятельности и самоуправления, учета возрастных и социокультурных особенностей членов клуба.

Назначение современной клубной работы заключается в следующем:

· включение ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности;

· формирование опыта социального поведения, необходимого для успешного вхождения в систему общественных отношений;

· выявление и развитие интеллектуальных, коммуникативных, экспрессивных, инструментальных способностей.

Основные характеристики клубной работы:

· использование игровой формы усвоения детьми будущих социальных ролей;

· осуществление разнообразной по характеру деятельности, позволяющей решить проблему профессионального самоопределения, самопознания;

· удовлетворение потребности в общении (в отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице ребята общаются в клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов);

· развитое самоуправление, относительная автономия от взрослых;

· построение гуманистически ориентированных межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.

В содержательном плане клубная деятельность может представлять собой свободное общение, совместное проведение досуга либо реализовывать целевые или комплексные программы (социально-педагогические, коррекционные, образовательные и т.п.). Так, например, клубы по месту жительства могут работать по следующим комплексным программам:

В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как учреждения дополнительного образования детей. Работа в них ведется через кружковые и студийные формы.

Кружок – объединение любителей той или иной деятельности, во главе которого стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. В отличие от клуба, кружок всегда представляет собой структурное подразделение какого-либо учреждения (образовательного, учреждения дополнительного образования, центра досуга и т.п.).

Студия – объединение для одаренной молодежи. Студия дает основы специальной подготовки к профессиональной деятельности.

Другие клубы действуют как сугубо досуговые учреждения либо как общественные организации.

сети образовательных учреждений и т.д.) могут быть такие:

– социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов; защита прав ребенка; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности);

– увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

– создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные творческие возможности;

– адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;

– компенсация дефицита общения в школе, в семье, в среде сверстников;

– дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников.

Педагогическая практика последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства:

– помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

– помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;

– привлечение детей и родителей к организации и проведению социально-педагогических мероприятий и акций по месту жительства;

– изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий;

– индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса и т.д.;

– пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

– выявление запросов и потребностей детей, развитие их способностей и интересов в различных видах деятельности через кружковую (мастерские, секции и т.п.) и студийную (творческие коллективы, любительские объединения и т.п.) формы работы;

– создание реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;

– проведение летних профильных смен (трудовых, спортивных, досуговых, творческих и т.д.) по месту жительства детей и подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования.

являются школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства; центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества; центры и станции юных туристов, техников; детско-юношеские спортивные школы.

К условиям эффективности клубной деятельности относятся:

организационно-педагогические условия

· изучение и выявление возможностей для организации клубной деятельности в учреждении или микросреде;

· наличие взрослых, умеющих организовывать определенные виды клубной деятельности;

· наличие или создание в учреждении материальной базы, необходимой для организации клубной деятельности в соответствии с избранной направленностью;

· целенаправленная работа педагогов по формированию клубного коллектива учащихся, обеспечению его достаточно продолжительного и стабильного функционирования;

· создание системы взаимосвязей клубных объединений с другими коллективами и социальной средой;

психолого-педагогические условия

· изучение и выявление интересов воспитанников в сфере досуга, их потребностей, способностей и умений, которые могут быть сформированы, реализованы и развиты в определенных видах клубной деятельности;

· создание возможностей для творческого развития воспитанников в процессе реализации ими своих потребностей, способностей, интересов и умений в клубной деятельности;

· учет половозрастных особенностей и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и видов клубной деятельности, при определении соотношения репродуктивных, продуктивных и творческих компонентов ее содержания;

· обеспечение личностной значимости содержания клубной деятельности;

· стимулирование активности и формирование субъективной позиции воспитанников;

· реализация педагогами и воспитанниками своих личностных ресурсов в процессе жизнедеятельности клубного коллектива;

педагогические условия

· адекватность содержания клубной деятельности интересам воспитанников, социальным условиям и возможностям ее организации;

· комплексный характер деятельности воспитанников клубного коллектива, соответствующий его воспитательным функциям и профилю;

· сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм в процессе организации жизнедеятельности клубного коллектива;

· оптимальное соотношение педагогического руководства и самоуправления участниками клубной деятельностью;

· стимулирование самодеятельности воспитанников, направленное на их самоорганизацию и саморазвитие;

· создание субъект-субъектных отношений в клубном коллективе, как между воспитанниками, так и между воспитанниками и педагогами;

· создание, сохранение и обновление традиций деятельности и отношений в клубном коллективе.

(СПЦ). Цель этих центров заключается в содействии адаптации детей и молодежи в социуме, организации их содержательного внеучебного времени и оказании социально-педагогической и психологической помощи.

Организация досуга детей и молодежи в СПЦ осуществляется через формы клубной работы. Рассмотренная нами ниже структура службы организации досуга в СПЦ Заводского района г. Минска включает различные клубные объединения и может служить примерной моделью для создания социальной службы подобного плана с учетом местных возможностей и потребностей.

Биржа труда. Цели клуба: организация временной занятости молодежи и ее реальная трудовая адаптация.

– организация занятости подростков и молодежи;

– формирование у молодежи профессиональных знаний и опыта для увеличения конкурентоспособности на рынке труда;

– предоставление возможности получения нуждающимися временного или постоянного рабочего места;

– взаимодействие между центрами занятости и биржей труда;

Клуб юного бизнесмена. Цели клуба: формирование экономической культуры молодежи, качеств делового человека; помощь в осознанном выборе профессии и профессиональном становлении. Формы работы: лекции, семинары, разработки проектов. Источник финансирования – средства самих участников, доходы от коммерческой деятельности, взносы предприятий, помощь молодежных организаций, органов образования.

Хобби-центр. Цели клуба: развитие творческих способностей участников, удовлетворение их многообразных интересов и запросов в сфере свободного времени, компенсация отрицательного и недостаточного воздействия внешней среды на детей через развитие положительного интереса к созданию собственной социальной значимости.

– техническое (авиамодельный клуб, компьютерный клуб и т.д.);

– естественнонаучное (клуб садоводов, клуб кинологов и т.д.);

– художественное (музыкальный клуб, фотоклуб, клуб поэзии и т.д.);

– спортивно-оздоровительное (клуб закаливания, легкоатлетический клуб, клуб болельщиков футбольной команды, клуб туристов и т.д.);

– коллективно-собирательское (клуб филателистов и др.);

– досуговое (дискоклуб) [1, с. 18 ].

Клубы хобби-цента проводят учебные занятия, тренировки, походы, готовят и проводят выставки работ своих участников, посещают выставочные залы, помогают в создании экспозиций музеев и т.д. – таким образом используют различные формы проведения культурного досуга.

Клуб семейного досуга. Цели клуба: оказание культурно-образовательных услуг детям до 18 лет и их родителям; создание обстановки семейного благополучия, взаимопонимания между родителями и детьми; организация содержательного семейного досуга.

– приобщение семьи к социокультурным и образовательно-воспитательным ценностям;

– психолого-педагогическое просвещение родителей;

– включение детей и их родителей в систему социальных связей;

– создание условий для реализации личных творческих планов, удовлетворения интересов в выбранных ими сферах деятельности;

– предоставление возможности выбора любительских занятий детям и их родителям в сфере свободного времени;

– оказание компетентной психологической помощи в разрядке напряженности семейных отношений.

Клубы семейного досуга могут быть также образованы в структуре действующих культурно-образовательных учреждений. Здесь могут действовать самые разнообразные игровые, тренажерные, развлекательные площадки; психолого-педагогическая консультация; телефоны доверия; группа социальных педагогов.

Клуб общения. Цели клуба: создание для молодежи среды общения по интересам, условий для творческого развития в сфере досуга.

Направления и формы работы:

– социально-психологическое (обсуждение намеченной заранее актуальной проблемы в форме диспута или дискуссии);

– культурно-творческое (совместное посещение выставок, спектаклей, музеев, соревнований и т.д. с последующим обсуждением увиденного);

Периодичность таких встреч устанавливают сами участники клуба. На первом заседании ими совместно составляется план клубной работы на год, разрабатываются правила общения и ведения дискуссий.

Направления и формы работы:

Цели клуба: создание стабилизированной социальной среды, адаптация детей с физическими и социальными аномалиями в среде сверстников и через них в социуме; возрождение лучших традиций благотворительности, воспитание в детях доброты, чуткости, сострадания.

– оказание неблагополучным детям помощи в решении социально-бытовых, морально-психологических, правозащитно-юридических и образовательно-воспитательных проблем;

– проявление особого внимания к детям-инвалидам, обучающимся на дому и в специальных интернатах, а также к детям со степенью инвалидности, дающей им возможность обучаться в школе.

1. Журлова, И.В. Клубная деятельность – форма организации молодёжного досуга / И.В. Журлова // Пазашкольнае выхаванне. –2000. –№ 5. – С.17 – 19.


Клубное объединение - активная форма организации досуга, общения людей по интересам. Клуб- способ привлечь население в УК для самоорганизации самодеятельности людей, форма народной демократии. Направления: официальная культура, любительское творчество, самодеятельность. Кл. объединение как самодеятельная форма активного досуга. Принципы – это основные положения, кот. надо иметь в виду, организуя д-ть, чтобы была стабильной, эффективной.Кл. объедин.- это романтическое объединение, посвящено много книг, уч. пособий. Смирнова «Кл. объед.", Туев В.В. "Технология и организация инициативных клубов" и "Как организовать свой клуб?", Калинин Иван Егорович "Записки клубника" и "Клубная встреча". ПРИНЦИПЫ:

1.инициативы и добровольности по его созданию, организации, участию, вступлению в него.

2. Интереса, что объединяет людей.

3. Как правило, все клубы созданы на его основе. Интерес формируется 3 манками: а) к содержанию д-ти (хочу узнать), б) к форме д-ти, форме общения, в) к лидеру, личности, харизме, к группе.

3. самости - самоуправления, самоорганизации, самодеятельности, (сами создаем, программируем, организуем)

4. Органического сочетания внутриклубного самоуправления с внешним управлением д-ти клуба.

5.Идентификации - был раньше, теперь клубной корпоративности, клубного снобизма, отличия от других. При помощи уставных документов, раздачи портфелей, титулов.

6. клубной символики, атрибутики, романтики, игры. Клуб - прекрасная игра взрослых в самостоятельность, исключительность, самоуправление, кот. имитирует и прогнозирует управление. Клуб идет игре как человек к шляпе. (Йёхан Хей-зинг в кн. «Человек играющий".) Клуб-форма игры. Зиммель Герберт: Клуб - это такая игра в обществе, кот. одновременно является игрой в общество. Играя в общество, кубисты должны изобретать атрибутику игры (уставы, отчисления, правила поведения, списки членов, лидеров, фотоальбомы, оформление мизансцен

7.Нейлс Смензор автор "Социологии". Он там выделил ассоциации харизматического типа:

1.Кристаллизации (оформляется)- организационное оформление.

3.развития - корректирующая, усовершенствуется.

Стадии могут иметь статусы в развитии, свои видовые модификации:

1.кружок-первичное учебно-твор-ческое учреждение.

2.Люб. объед. - по интересам, любители планируют досуг.

3.Инициат-ный клуб имеет и реализует инициативы.

Его отличие от кружка и любит. Объед. выражается в следующем:

- имеет хорошо разветвленную структуру управления.

- Если кружок и любит. объединение работают на себя, на удовлетворение личностных потребностей, интересов, то в клубе

Читайте также: