Преступность среди глухонемых доклад

Обновлено: 18.05.2024

Причины преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Одними из которых являются кризисные явления в таких важнейших социальных институтах как семья и школа.

О влиянии семьи и школы на преступность несовершеннолетних говорится во многих работах юристов, психологов, социологов, педагогов. К тяжелым последствиям для несовершеннолетнего от недостатка и ослабленного воздействия как семейного, так и школьного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления.

Целью нашей работ ы является – анализ влияния на преступность семьи и школы.

Согласно ст. 87 Уголовного кодекса России, несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнил ось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Криминалистами выделяется четыре типа несовершеннолетних преступников:

1) которые совершили преступление в результате случайного стечения обстоятельств, вопреки положительной направленности личности;

2) которые совершили преступление в результате попадания в криминогенную ситуацию из-за неустойчивости личности;

3) в результате преобладающей отрицательной направленности личности;

4) которые совершили преступление в результате устойчивой доминирующей антиобщественной направленности личности.

Культурная и образовательная характеристика большинства детей-преступников очень снижена по сравнению со сверстниками. Среди них наблюдается значительная доля неуспевающих, и лиц, которые не окончили школу.

Специалисты (криминологи и психологи) отмечают, что несовершеннолетние преступники имеют свои особенности интересов и потребностей: во-первых, это утрата интереса к учебе и равнодушие к проблемам общества; во-вторых, примыкание к неформальным и экстремистским проявлениям общества: в третьих, употребление алкоголя, наркотиков и других одурманивающих веществ.

Для подростков-преступников характерно бесцельное времяпровождение; типично искажения нравственного и правового сознания. Такие моральные ценности, как долг и совесть толкуются ими, исходя из личных желаний или групповой солидарности. Кроме того, они ориентированы на получение сиюминутного удовольствия и равнодушны к переживаниям, страданиям окружающих.

Влияние семьи.

Семья всегда была и будет важнейшей средой формирования и воспитания личности, отвечающей не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни ребенка, взрослого. Семья – одна из значимых структур общества, которая способна ослабить или заблокировать криминогенное влияние многих отрицательных факторов социальной жизни. Именно семья обладает колоссальными возможностями удержания своих детей от преступной стези.

Именно родители способны пресечь формирование негативных взглядов и привычек у детей. И в этом смысле семья обладает самыми большими возможностями. Главным направлением семейного воспитания является нравственное совершенствование самих родителей, так как большое воздействие на детей оказывают не только слова и поступки родителей, но и их мысли, образ жизни. Нравственные нормы и ценности выступают главными гарантами взаимопонимания и взаимоотношений между детьми и родителями. Кроме того, главным компонентом семейного воспитания является родительская любовь. Если ребенок утрачивает веру в родительскую любовь, это нередко оказывается первым шагом по пути криминализации.

В семейной педагогической практике для формирования положительных взглядов и привычек детей используют следующие методы воздействия на детей:

- родители рассказывают своим детям, как правильно себя вести в различных ситуациях, и объясняют, почему тот или иной поступок может обернуться бедой;

- организовывают деятельность ребенка, в которой оказывают помощь в преодолении трудностей; контролируют и пресекают нежелательные поступки детей;

- воспитывают положительные качества у ребенка своим примером.

О влиянии семьи на преступность несовершеннолетних говорится во многих работах юристов, психологов, социологов, практических работников. К тяжелым последствиям недостатков семейного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления, источником которых во многом были обстоятельства, которые окружали ребенка в семье.

Основной причиной преступности несовершеннолетних, на наш взгляд, является семейное неблагополучие:

1) воспитание детей в условиях неполной семьи, одним родителем;

2) наличие в семье судимых родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек);

3) злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки, сексуальная распущенность;

4) тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей, отсутствие отдельной комнаты для детей, нужда в питании, одежде;

5) низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и других взрослых членов семьи;

6) грубость, жестокость, насилие в семье, воспитание детей в условиях эмоционального голода.

Таким образом, семья способна ослабить или заблокировать криминогенное влияние многих отрицательных факторов социальной жизни и обладает колоссальными возможностями удержания своих детей от преступной стези. Или, наоборот, стать источником формирования будущего преступника.

Влияние школы, образования.

То есть роль школьного воспитания постепенно переходят в главную функцию школы, которая заключается в подготовке детей в непростую взрослую жизнь, в которую они так рвутся.

Преступность во всем мире и в России в частности, является одной из самых актуальных социальных проблем. И причины преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Одними из которых являются кризисные явления в таких важнейших социальных институтах как семья и школа.

Роль школы и семьи в воспитании и формировании положительных качеств подростка велика.

Именно школа и семья, как два наиболее важных социальных института, способны ослабить или заблокировать криминогенное влияние многих отрицательных факторов социальной жизни на порастающее поколение, а значит, повлиять и снизить уровень преступности в целом, так и среди подростков.

Преступность несовершеннолетних называют одной из наиболее важных проблем современного общества. Задача любого государства – воспитать подрастающее поколение таким образом, чтобы получить достойных членов общества, квалифицированных молодых специалистов. Если же молодежь становится на путь криминала, то с этой проблемой нужно бороться, находя причины подобного поведения. Ниже мы поговорим о преступности несовершеннолетних в России.

Общие положения

Если же закон нарушает лицо, не достигшее 14 лет, то привлечь его к уголовной ответственности не удастся. Таких преступников ставят на учет в детской комнате полиции. Вместо наказаний, с ними проводятся воспитательные беседы сотрудниками правоохранительных органов.

Значительный рост преступности среди несовершеннолетних наблюдается в течение последних 3-5 лет. Сегодня лица в возрасте 16-18 лет являются субъектами практически всех видов преступлений, ответственность за которые предусматривается Уголовным кодексом РФ.

Особенности преступности несовершеннолетних

Рассмотрим ключевые особенности преступности несовершеннолетних:

Преступность несовершеннолетних: статистика, особенности, причины

Многие преступления совершаются подростками, преследующими корыстные цели. Например, желание получить дорогую, престижную вещь или денег для развлечения, покупки алкоголя или наркотиков. Порядка 70% преступлений, совершенных несовершеннолетними, носят групповой характер. Причем преступные группы, как правило, малочисленны и состоят из 2-3, реже 5-6 участников. Такие формирования являются нестойкими и распадаются спустя 1-3 месяца.

Причины преступности несовершеннолетних

Подрастающее поколение связывает свою жизнь с криминалом по целому ряду причин. По статистике большинство малолетних преступников являются выходцами из следующих семей:

  1. Неблагополучные семьи, где дети предоставлены сами себе. Ухудшает ситуацию алкоголизм, наркомания родителей. Дети в таких семьях нередко терпят истязания, избиения. Действия ребенка никто не контролирует, родители не объясняют ему, что хорошо, а что плохо, своим примером подталкивая к принятию неверных решений. Кроме того, в ряде неблагополучных семей детей заставляют заниматься кражами, проституцией, просить милостыню и т. д.
  2. Семьи с гиперопекой. Такие родители пытаются всячески оградить ребенка не только от проблем, но и от внешнего мира. В результате несовершеннолетний не имеет возможности самостоятельно принимать решения и начинает совершать преступления назло своим родителям.
  3. Попустительские. Ребенку всячески потакают, приветствуют любые его идеи и исполняют любые желания. Дети в таких семьях нередко оказываются избалованными. Им никто не объясняет, какие действия являются недопустимыми, родители никак их не контролируют. Соответственно, ребенок может попросту не понимать, что совершает преступление, привыкнув к вседозволенности.

Среди социально-экономических факторов следует выделить такие:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

  1. Отсутствие нормальных условий существования, необходимость самостоятельно добывать средства на обеспечение базовых потребностей. Преступниками нередко становятся беспризорники, дети, занимающиеся бродяжничеством.
  2. Корыстные мотивы. Зависть и желание иметь дорогие вещи нередко толкают подростков на совершение грабежей.

К психологическим факторам, побуждающим детей к преступной деятельности, относится:

  1. Клептомания. Речь идет о болезненном, навязчивом влечении к воровству. Сегодня клептомания признается расстройством психики. Многие несовершеннолетние не осознают, что они больны, будучи не в состоянии контролировать свои действия.
  2. Отчуждение от общества, что приводит к тому, что у несовершеннолетнего формируется враждебное отношение к окружающим. Подобное выливается в агрессию по отношению к окружающим, противопоставление себя взрослым.
  3. Отсутствие волевых качеств при сильном влиянии посторонних. Часто несовершеннолетние становятся на путь преступности под воздействием взрослых. Также склонить подростка к совершению преступлений могут более волевые сверстники.
  4. Психологическое унижение. В данном случае несовершеннолетний может подвергаться насмешкам со стороны сверстников. Преступником может также стать ребенок, не имеющий тех материальных возможностей, которые доступны другим детям.
  5. Психологическая склонность к совершению преступлений. Наблюдается у некоторых подростков, демонстрирующих агрессию к окружающим и непринятие установленных в обществе законов.

Одной из причин начала криминальной деятельности среди несовершеннолетних может стать отсутствие организованного досуга. Например, бесцельное времяпровождение, когда подросток не имеет хобби, не посещает кружки и секции, а большую часть времени проводит на улице в компании сверстников. Такие дети проявляют склонность к совершению преступлений.

Преступность несовершеннолетних: статистика, особенности, причины

Недостаток внимания со стороны родителей также может стать причиной ведения преступной деятельности. Когда родственники или опекуны не занимаются ребенком, не контролируют его, он может начать совершать мелкие кражи, что впоследствии перерастает в серьезные проблемы с законом.

Статистика преступлений, совершенных подростками

По статистике преступления совершают не только сироты и дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях. Среди малолетних злоумышленников немало и тех лиц, чьи родители зажиточны и даже богаты. И именно отсутствие контроля со стороны родственников чаще всего приводит к совершению преступлений. Есть и обратная сторона медали, когда ребенок начинает вести асоциальный образ жизни, испытывая чрезмерное давление со стороны родителей.

Среди всех причин детской преступности на первом месте находится семья. Именно неправильное воспитание или же его отсутствие нередко приводит к тому, что ребенок становится жестоким, циничным, демонстрируя асоциальный тип поведения.

Ежегодно в РФ более 100 тысяч детей остаются без родительского попечения. Большая часть из них являются социальными сиротами. То есть, они были брошены родителями или отобраны у матерей и отцов, не справляющихся со своими обязанностями. Такие дети попадают в детские дома. Наиболее благоприятным исходом для них является усыновление, но так везет лишь единицам.

Приблизительно 20% детдомовцев по достижении совершеннолетия становятся преступниками, порядка 30% – бомжами.

Ежегодно более 90 тысяч детей сбегают из дома по причине плохого обращения со стороны родителей. Находясь вне закона, им приходится выживать за счет краж и разбоя. Причем порядка 10% таких беглецов заканчивают жизнь самоубийством.

Лишенные возможности удовлетворять свои базовые потребности, дети из асоциальных семей нередко вовлекаются в криминальные сферы деятельности. Среди такого нелегального заработка лидируют следующие направления:

  • проституция;
  • работа на улице в неудовлетворительных условиях;
  • съемки в порнографических роликах;
  • попрошайничество;
  • торговля алкогольной и табачной продукцией;
  • распространение наркотиков и т. д.

Нередко главарем банды подростков является взрослый человек с криминальным прошлым. Ему подростки должны отдавать львиную долю дневной выручки.

С каждым годом количество подростков, нуждающихся в деньгах для удовлетворения базовых потребностей, увеличивается. В бедных семьях родители не способны давать своим детям достаточно средств на карманные расходы. В результате подросткам приходится искать возможности заработка самостоятельно, что в итоге оборачивается криминальными связями. Возможность брать кредиты привела к тому, что некоторые семьи начали жить в долг, и лишних денег попросту нет.

Отличительная особенность преступлений, совершаемых несовершеннолетними – это проявление насилия и жестокости. Подростки редко проявляют сострадание к жертве, у них снижен порог ощущения смертельной опасности, а потому они не способны трезво оценивать тяжесть своих поступков.

Нередко при совершении разбойных нападений малолетние злоумышленники применяют холодное и огнестрельное оружие (около 20% от всех совершенных преступлений). На втором месте находятся снотворные препараты. Их чаще всего используют при совершении преступлений против половой свободы личности.

В последние годы также возросла доля групповых преступлений, совершенных несовершеннолетними. Причем их показатель втрое выше в сравнении с преступными деяниями, совершенными взрослыми. Среди всех групповых преступлений порядка 65% приходится на несовершеннолетних.

По данным уголовной статистики, около 50% тяжких преступлений совершается несовершеннолетними. Среди них:

  • 22,7% составляет нанесение тяжких телесных повреждений;
  • 27,3% – убийства.

В последние годы количество преступлений, совершенных девочками-подростками, возросло с 11 до 16%. Причем правоохранители отмечают усиление агрессивности, цинизма, дерзости, а также многоэпизодности подобной преступной деятельности. Подростки нередко сопровождают преступления пытками и жестокостью.

Причем с каждым годом увеличивается число малолетних преступников-рецидивистов. В среднем такой прирост составляет по 10% в год. А данный момент рецидив среди злоумышленников-подростков наблюдается в 40% случаев.

По статистике более трети всех преступлений совершается подростками под влиянием взрослых. Нередко к преступной деятельности несовершеннолетних подталкивают ранее судимые матерые воры.


В Англии при решении вопроса об уголовной ответственности физического лица и определении субъекта преступления, рассматривается вопрос вменяемости, которая зависит от возраста лица, его психического заболевания и опьянения.

Что касается душевнобольных, то в английском законодательстве различают две разновидности психически больных:

- «лица, которые не понимают запреты уголовного права, и поэтому применения к ним наказания, оказалось бы чрезмерно жестокой мерой;

- каждый человек считается психически здоровым, пока присяжными не будет доказано обратное;

- при освобождении от ответственности необходимо, что лицо не понимало, что оно делает или не умело распознать противоправность производящих действий и их последствий. Если, лицо понимало, что в конкретном случае нарушает закон, то оно подлежало уголовной ответственности;

Английские юристы допускают, что у лица может отличаться восприятие реальности, вследствие этого быть искажённое представление о действительности.

Что касается опьянения, то в английском законодательстве к любому виду (алкогольное, наркотическое, другое) относятся как к обстоятельству отягчающем вину. Правда, стоит отметить, что разделяя его на добровольное и недобровольное опьянение, строже обстоит дело с добровольным опьянением, когда виновный добровольно употребляет спиртное (то есть присутствует своя воля к действию) или другое вещество. Бремя доказывания недобровольного опьянения лежит на самом виновнике.

Говоря о процессе участия душевнобольного лица, привлекаемого к уголовному судопроизводству, можно определить, что в случаях, когда способность этого лица, совершившего преступное посягательство в невменяемом состоянии, принимать участие при разбирательстве в суде, где разбирается его дело, ставится под сомнение - этот вопрос решается следующим образом:

- Если ни выполняющий уголовное преследование поверенный, ни его защитник не оспаривают выводы доклада квалифицированного психиатра (тот наблюдает в специализированной клиники подсудимого около шестидесяти дней), то суд принимает такое решение на основании доклада;

- Если вывод защитой оспаривается, то суд назначает слушание по этому вопросу в судебном заседании;

- Если после проведения такого слушания доклад устанавливается в качестве доказательства, то сторона, которая оспаривает выводы доклада, может вызвать и устроить перекрёстный допрос психиатров, поддержавших этот доклад, и представить свои доказательства по нему.

В случае, если суд примет решение о неспособности лица участвовать в судебном разбирательстве, то судебное преследование против него откладывается, (суд водворяет это лицо под охрану комиссара по вопросам психической гигиены в соответствующее учреждение) на время, пока существует такая необходимость.

В таком случае, суд может по собственной инициативе, либо по ходатайству указанного комиссара или производящего уголовное преследование поверенного (атторнея), принять решение о восстановлении способности лица, привлечённого к судебному разбирательству. Если же суд посчитает, что времени прошло много, и было бы несправедливо возобновлять против этого лица уголовное преследование, то он отклоняет обвинение и издаёт приказ об освобождении подсудимого от ответственности или содержании его в учреждении ведомства психической гигиены. К этому вопросу можно вернуться, когда лицо обжалует такое решение (ч.2-3, ст. 4.06 Примерного Кодекса) [7].

По немецкому уголовному законодательству, возраст уголовной ответственности наступает с четырнадцати лет.

- «помещение в психиатрическую больницу;

- помещение в учреждение изоляции для алкоголиков или наркоманов;

В § 66 зафиксировано превентивное заключение для лиц, в основном уже совершавших противоправные деяния и склонны совершать их далее.

Запрет на профессию существует для тех, кто находится в невменяемом состоянии, либо не исключающим вменяемости, либо склонен к злоупотреблению профессией и уже совершал грубые нарушения, связанные с этим.

- «лица, страдающие психическими болезнями;

- лица, находящиеся в алкогольном или наркотическом опьянении по причине непредвиденного случая или непреодолимой силы;

И ещё хотелось бы отметить, что лица, признанные судом невменяемыми, либо оправданные ввиду хронического алкогольного либо наркотического опьянения, обязательно помещаются в специальное психиатрическое учреждение сроком не менее двух лет.

Обе категории лиц, должны находиться под контролем их семей, в случае необходимость эти лица из семьи изымаются и одни передаются на воспитание государству, другие на лечение.

Лица, совершившие преступление, страдающие душевными расстройствами, но не утратившими полностью контроль над собой, подвергаются уголовной ответственности, но со смягчающими обстоятельствами. Глухонемые или слепые преступники подлежат либо мягкому наказанию (ниже низшего предела), либо освобождению от ответственности вовсе.

Уголовный кодекс Китая не устанавливает нормы, регулирующие применение принудительные меры медицинского либо воспитательного характера. В статье 34 УПК Китайской Народной Республики, говорится об оказании юридической помощи через суд лицам «слепым, глухим, немым либо несовершеннолетним, в случае если у них до этого не было защитника.

Если осматривать постсоветское пространство, то можно сказать, что уголовное право РСФСР в своё время наложило отпечаток на национальное законодательство ставших Независимыми Государствами, бывших союзных республик СССР, и ту основу понимания вменяемости по возрасту и психическому здоровью, которая была заложена юристами Российской школы. Заложены те же принципы понимания права, преступления, его состава и характеристик элементов и признаков состава преступления.

1. Головко Л.В., Крылова Н.Е. Уголовный кодекс Франции. СПб.: Юридический центр Пресс. – 2002. – С. 79.

2. Закон об уголовном праве Израиля. Перевод судьи Марата Дорфмана. Изд. 2-е. СПб.: Нева - 2010. – С. 32.

5. Козочкин И.Д. Уголовное право зарубежных стран. Общая часть. Учебное пособие. М.: Омега-Л, – 2003. – С. 20.

Основные термины (генерируются автоматически): лицо, уголовная ответственность, мера, мера безопасности, преступление, США, момент совершения, ответственность, преступное деяние, суд.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подростковая преступность: особенности и профилактика

Окуловой Ириной Сергеевной

Антипина Анна Александровна

г. Мезень, 2019 год

ГЛАВА 1. Преступность в подростковой среде………………… ……………5

1.1. Понятие подростковая преступность………………………………………5

1.2. Особенности подростковой преступности. ……………………………….6

1.3 Основные меры профилактики в работе с подростками в образовательных учреждениях РФ…………………………………………………………………7

ГЛАВА 2. Практическая часть……………………………………………… 9-14

2.1 Изучение статистических данных о преступлениях и правонарушениях, совершенных обучающимися Мезенской средней школы за 2016-2017 и 2017-2018 уч. год…………………………………………………………………9

2.2 Анализ методов профилактической работы по предупреждению подростковой преступности в Мезенской средней школе……………………10

2.3 Исследование уровня правовой культуры обучающихся Мезенской средней школы…………………………………………………………………. 13

Подростковая преступность – это негативное социальное явление, которое остается актуальным уже многие годы в нашей стране. Уровень подростковой преступности является важным показателем уровня благополучия жизни в стране.

Согласно данным МВД РФ в период с января по июль 2018 года каждое двадцать седьмое преступление (3,7 %) совершается несовершеннолетними или при их соучастии. Всего выявлено 22 787 несовершеннолетних лица, совершивших преступления. При этом удельный вес в общем числе выявленных лиц составил 4,1 %. 1
Это угрожающие цифры для нашего общества. Не случайно сегодня существует множество структур, которые занимаются профилактикой подростковой преступности, но несмотря на проводимую работу уровень подростковой преступности имеет незначительные тенденции к снижению. Возникает вопрос: почему так происходит? В чем сложность профилактической работы с подростками?

Целью нашей работы стало изучение особенностей подростковой преступности и мер профилактической работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить особенности подростковой преступности

Выяснить какие меры профилактики используются в работе с подростками.

Изучить статистические данные о правонарушениях и преступлениях совершенных обучающимися МСШ

Проанализировать меры профилактической работы по предупреждению подростковой преступности в МСШ

Оценить результаты профилактической работы через изучение уровня правовой культуры обучающихся о средствам анкетирования.

Понятие подростковая преступность.

На современном этапе несовершеннолетними, в соответствии со ст. 87 УК РФ, признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. 3

Преступность несовершеннолетних - это совокупность преступлений в обществе совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет. Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои характерные особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения.

Несовершеннолетних преступников и детей, совершающих общественно-опасные деяния, можно разделить на следующие возрастные группы:

• малолетняя группа (до 14 лет);

• подростковая группа (14-16 лет);

• молодежная группа (17-18 лет). 4

Необходимость такого разделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент формирования личности происходит накопление опыта, в том числе негативного, который может внешне не выявляться или проявиться с существенным запозданием.

1.2.Особенности подростковой преступности

Подростковый возраст – это переломный момент в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на девиантные поступки, в том числе на преступления. 5

Особенности преступности несовершеннолетних следующие:

- резкое возрастание преступлений имущественных и сопряженных с насилием;

- совершение преступлений в группах;

- неадекватные реакции на действия людей, которые воспринимаются подростками как оскорбления;

- импульсивные преступления (в состоянии алкогольного опьянения, аффекта, болезни или усталости, скоротечные преступления).

– высокий риск криминальной деформации личности и рецидива после совершения первого преступления;

Причины подростковой преступности выделяют следующие:

– неустойчивость подростков в отношении влияния взрослых, вовлекающих их в преступную деятельность;

– низкий уровень образования;

– незанятость работой или учебой;

– семейное неблагополучие, невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию;

– проблемы, связанные с организацией досуга подростков.

В качестве объектов преступных посягательств со стороны несовершеннолетних чаще всего выступают собственность, личность и принадлежащие ей права – жизнь, здоровье, половая неприкосновенность, а также общественная безопасность, общественная нравственность и здоровье населения. Они совершают кражи, грабежи, разбойные нападения, угоны автотранспортных средств без цели хищения, причинение вреда здоровью, убийства, изнасилования, хулиганство, вандализм, приобретение и хранение наркотиков.

Для преступлений, совершаемых несовершеннолетними, обычно не свойственна предварительная подготовка. Значительное количество совершаемых ими деликтов носит ситуационный характер и обусловлено конкретными обстоятельствами – отсутствием охраны на данном объекте, ненадежностью запоров в хранилище, нахождением потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения и т.п. 6

Основные меры профилактики в работе с подростками в образовательных учреждениях РФ

В данном законе указаны учреждения и организации, которые осуществляют деятельность в сфере профилактики. К ним относятся: Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних правоохранительных органов, прокуратура, учреждения социальной защиты населения, органы опеки и попечительства, учреждения здравоохранения и образования.

В данной работе, нас интересуют функции образовательной организации. В пункте 2 ст.14 указано следующее: « Организации, осуществляющие образовательную деятельность:

1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

4) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

Основными формами работы школы по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения являются:

– изучение особенностей личности обучающихся, занятия по коррекции их

поведения, обучения навыкам общения;

– организация внеурочной работы, занятости в каникулярное время;

– социально - педагогическое консультирование участников образовательного

процесса: обучающихся, родителей, учителей;

– индивидуальные и групповые профилактические беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями);

– вовлечении обучающихся в социально значимую деятельность через реализацию проектов, занятость их в спортивных секциях, кружках, участия в школьных мероприятиях.

2.1. Изучение статистических данных о преступлениях и правонарушениях, совершенных обучающимися МСШ за 2016-2017 и 2017-2018 уч. год

В Мезенской средней школе с 2007 года существует социально-психологическая служба. В ее состав входит педагог-психолог, социальный педагог и учитель-логопед. Работу с подростками, совершившими какие- либо правонарушения ведет социальный педагог и именно к нему поступает информация о совершенных правонарушениях обучающимися Мезенской средней школой. В данный момент на внутришкольном учете школы состоит 12 человек, в 2017-2018 учебном году состояли 17 человек, в 2016-2017 учебном году 13 человек.

Благодаря совместной работе с социальным педагогом над исследовательским проектом, мне удалось изучить статистические данные за 2016-2017 и 2017-2018 уч.год и сделать следующие выводы:

Возраст обучающихся, которые чаще всего совершают правонарушения составляет 14-17 лет.

Самыми распространенными правонарушениями за исследованный период были – распитие спиртных напитков и мелкое хищение.

Подробные данные приведены в Приложении №1.

2.2. Анализ методов профилактической работы по предупреждению подростковой преступности в Мезенской средней школе

Одним из направлений воспитательной деятельности школы является работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, преодолению девиантных проявлений в подростковой среде.

Целями и задачами данной работы являются:

создание системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;

оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.

организация профилактической работы по предупреждению правонарушений учащимися;

повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;

индивидуальное социально-педагогическое сопровождение детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

организация межведомственного взаимодействия в целях оказания практической помощи семье и ребенку.

Нормативно – правовая база деятельности школы по профилактике правонарушений несовершеннолетних:

Положение о Совете профилактики правонарушений среди несовершеннолетних,

Положение о родительском патруле

В целях предупреждения правонарушений учащихся в школе организуется внутришкольный учет школьников. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.

С целью профилактики правонарушений создан Совет профилактики, в который входят представители КДН, ПДН, КЦСО. На Совете осуществляется подведение промежуточных итогов работы с несовершеннолетними, планирование совместных мероприятий, проводятся беседы с несовершеннолетними и их родителями.

Активная просветительская работа проводится с родителями на родительских собраниях. Собрания проводят классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог или приглашаются представители правоохранительных органов.

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, в том числе состоящими на учете в КЦСО, ПДН, внутришкольном учете. Социальный педагог проводит тематические классные часы и беседы, организует встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, совместно с представителями учреждений профилактики посещает социально неблагополучные семьи и семьи группы риска.

Социальным педагогом проводятся:

1.Индивидуальные беседы по направлениям: здоровый образ жизни, противоправное поведение, межличностное общение, пропуски занятий, успеваемость и т.д.

2.Групповые занятия с несовершеннолетними по направлениям: нормы и правила поведения в коллективе, влияние на человека ПАВ, межличностные конфликты и т.д

3.Индивидуальные беседы с родителями по направлениям: разрешение конфликтов, поощрения и наказания, мотивация учебной деятельности и т.д.

4.Посещения по месту жительства соц. педагога самостоятельно, с классными руководителями, с сотрудниками УУП и ПДН, специалистами КЦСО или КДН и ЗП 5.Организация бесед и занятий с представителями органов внутренних дел

Данная работа фиксируется в журнале социально-педагогической деятельности.

Традиционно проводятся уроки правовой грамотности на которые также приглашают представителей правоохранительных органов, которые рассказывают школьникам об ответственности за совершение правонарушений и преступлений.

Проанализировав работу школы в направлении профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних. Мы пришли к выводу, что в основном это просветительская работа в сфере знаний о правах и обязанностях, об ответственности и законодательстве.

Исходя из того, что основой профилактической работы в Мезенской средней школе является просветительская работа в сфере правонарушений, но несмотря на это правонарушения продолжают совершать обучающиеся, было решено изучить уровень знаний в данной сфере обучающихся.

Подробно исследование представлено в Приложении №2.

Участники тестирования показали в основном хорошие знания. Поэтому мы пришли к выводу, что просветительская работа в сфере профилактики ведется на хорошем уровне. Обучающиеся обладают знаниями прав, обязанностей, законов. Знают об ответственности, которая существует за свершение каких-либо противоправных действий. Но продолжают совершать поступки, которые противоречат закону. В данный момент на учете состоит 12 обучающихся, за совершение каких-либо правонарушений. Данная цифра периодически меняется, так как детей снимают с учета в связи с исправлением, но одновременно и ставят на учет, тех кто совершил правонарушение или преступление.

Читайте также: