Предпринимательство как экономический ресурс доклад

Обновлено: 23.06.2024

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес.

Содержание

Введение
1.Предпринимательство как экономический ресурс
1.1Основные теории предпринимательства
1.2Цели и мотивы предпринимательской деятельности
1.3Предпринимательство как фактор производства
2.Особенности развития предпринимательской деятельности
2.1 Оценка состояния предпринимательства РФ
2.2 Анализ предпринимательской деятельности РМ
3 Перспективы развития Российского предпринимательства
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР (2).docx

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической теории

Предпринимательская способность как экономический ресурс

Автор курсовой работы (подпись) Е.Ф. Тактайкина

Направление 101100 Гостиничное дело

Обозначение курсовой работы КР-02069964-101100-ЭТ-12-12

канд. экон. наук, доц. (подпись) Т. Н. Савина

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической теории

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студент Тактайкина Елена Федоровна

1 Тема Предпринимательская способность как экономический ресурс

______________________________ ______________________________ _____

2 Срок представления работы к защите 06.12.2012 г.

3 Исходные данные для научного исследования: переодика, журналы, работы отечественных и зарубежных авторов, статистические данные,учебные пособия.

4 Содержание курсовой работы

4.1 Предпринимательство как экономический ресурс

4.2Особенности развития предпринимательство в РФ и РМ

4.3Проблемы развития предпринимательства в России и их решения

Руководитель работы Т. Н. Савина

Задание принял к исполнению 05.12.2012 г.

1.Предпринимательство как экономический ресурс

1.1Основные теории предпринимательства

1.2Цели и мотивы предпринимательской деятельности

1.3Предпринимательство как фактор производства

2.Особенности развития предпринимательской деятельности

2.1 Оценка состояния предпринимательства РФ

2.2 Анализ предпринимательской деятельности РМ

3 Перспективы развития Российского предпринимательства

Список используемой литературы

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.

Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.

1 Предпринимательство как экономический ресурс

1.Основные теории предпринимательства

Отношение к феномену предпринимательства можно встретить еще в трудах древнегреческих философов и ученых. В частности, Аристотель (384-322гг. до н.э.) считал неприемлемыми мотивы деятельности предпринимателей, заключающиеся в стремлении их к наживе. Он считал, что в этом кроется причина разрушения естественного (природного) общественного уклада.

Последующая эволюция взглядов на предпринимательство весьма разнообразна и противоречива.

У Адама Смита предприниматель рассматривался в контексте персонификации капитала как собственник и организатор экономического процесса. Предприниматели являются ключевыми фигурами в поле свободной конкуренции, их соперничество ведет к сокращению издержек, снижению цен, внедрению передовых технологий.

Д. Рикардо отводил предпринимателю лишь роль капиталиста-инвестора, рассматривая его в качестве одного из двух общественных классов – класса капиталистов.

Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) — это способность к эффективной организация взаимодействия остальных экономических ресурсов — труда, земли, капитала, знаний — для осуществления хозяйственной деятельности.

Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители — предприниматели, его инфраструктура — рыночные институты, его этика и культура.

Выдающийся американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер в рамках своей теории созидательного разрушения (создавая новые эффективные производства,, капитализм разрушает прежние неэффективные) главную роль отводит

предпринимателю. Внедряя в хозяйственную жизнь и реализуя на рынке на свой страх и риск новые изобретения, идеи, организационные мероприятия, предприниматель осуществляет тем самым нововведения (инновации). Подобная инновационная деятельность предпринимателей и является, по Шумпетеру, двигателем экономического развития.

C его точки зрения, предпринимательские способности — это уникальная и нечасто обнаруживаемая способность продвижения инноваций посредством рискового бизнеса.

Другая составная часть предпринимательского ресурса той или иной страны — это рыночная инфраструктур а, т.е. такие институты и нормы рыночной экономики, как биржи и банки, страховые и аудиторские компании, консультационные и юридические фирмы, суды, государственные экономические органы, хозяйственное законодательство.

Наконец, составная часть национального предпринимательского потенциала — это этика и культура, сам предпринимательский дух общества. Если предпринимательская этика (а не только национальное законодательство) не допускает обмана партнера, а культура предпринимательства имеет длительную историю и значительная часть общества стремится к нему, то подобная атмосфера способствует изобилию предпринимательского ресурса в стране.

В целом можно сделать вывод, что в той или иной стране предпринимательский ресурс обилен, если в ней немало опытных и образованных предпринимателей, развита рыночная инфраструктура, имеет глубокие корни предпринимательская этика и культура, а сам дух общества не просто благожелателен к предпринимательству, а пронизан стремлением к нему значительной части населения. Подобными характеристиками обладают прежде всего развитые страны, большинство из которых взращивали предпринимательский ресурс столетиями (Европа) или являются наследниками старой предпринимательской культуры (Северная Америка и другие переселенческие страны), а также некоторые из новых развитых и новых индустриальных стран с глубокими торговыми традициями (это прежде всего государства Восточной и Юго-Восточной Азии).

Мировой опыт также показал, что предпринимательские способности наиболее эффективно реализуются в указанных странах, если сильная степень либерализации хозяйственной деятельности сочетается с высокой эффективностью государственных институ-

тов, а также активной государственной поддержкой мелкого и среднего предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке.

Читайте также: