Правовое обеспечение военного управления доклад

Обновлено: 04.07.2024

Военная служба в России всегда считалась и считается почетной обязанностью и священным долгом, исключительным по своей важности и необходимости. Исполнение обязанностей военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы, повседневную боевую подготовку. Основная задача военной службы – постоянная и целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

Военная служба имеет ряд существенных отличий от других видов государственной службы. Она требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответственности за исполнение обязанностей. К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования, особенно по состоянию здоровья, образовательному уровню, морально-психологическим качествам и физической подготовленности.

Одной из особенностей военной службы является обязательное принятие каждым военнослужащим военной присяги.

Отличительной чертой военной службы является высокая степень ответственности за исполнение каждым военнослужащим своих служебных обязанностей.

По своему служебному положению одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками и подчиненными. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, являются прямыми начальниками. Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их выполнения. Подчиненные обязаны беспрекословно выполнять приказы начальника.

Для военнослужащих устанавливается военная форма одежды и знаки различия, которые утверждаются Президентом Российской Федерации.

Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время имеют право на хранение, ношение и применение оружия.

Исполнение обязанностей военной службы как составной части воинской обязанности граждан строго регламентировано Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Конституцией установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

• основы и организация обороны;

• полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обороны;

• функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны;

• предназначение Вооруженных Сил РФ, их комплектование и руководство, функции Министерства обороны и Генерального штаба;

• основные положения: состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона;

• положение об ограничении деятельности политических партий и общественных объединений в Вооруженных Силах РФ.

Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, способы ведения боевых действий и принципы использования войск регламентируются уставами, которые подразделяются на боевые и общевоинские.

Общевоинские уставы устанавливают общие для всех видов Вооруженных Сил положения, определяющие взаимоотношения между военнослужащими, их общие и должностные обязанности и права, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб, сущность воинской дисциплины, порядок выполнения строевых приемов и движения без оружия и с оружием. К общевоинским уставам относятся: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Боевые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации разработаны на основе положений нашей военной доктрины, опыта войн и уровня технического оснащения. Они содержат теоретические положения и практические рекомендации по использованию войск в бою.


Правовой основой военной службы являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, а также международные договоры Российской Федерации.


Началом военной службы считается:

а) для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;
б) для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;
в) для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, - день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;
г) для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта;
д) для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, - день зачисления в указанные учебные заведения.
Срок военной службы устанавливается:

а) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 года, за исключением военнослужащих, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, - 24 месяца;
б) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением военнослужащих, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, - 18 месяцев;
в) для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 года, - 12 месяцев;
г) для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 года, - 24 месяца;
д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, - 12 месяцев;
е) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.

Порядок прохождения военной службы определяется Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Законодательство устанавливает особенности прохождения военной службы в период проведения мобилизации, при введении чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов.
Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с действующим законодательством определяется служебно-правовое положение военнослужащих.

Не засчитывается в срок военной службы:
а) время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;
б) время отбывания ареста осужденным военнослужащим;
в) время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;
г) время самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.
Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (ст. 49) устанавливает предельный возраст пребывания на военной службе, который составляет:
для Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 60 лет;
для генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 55 лет;
для полковника, капитана 1 ранга - 50 лет;
для военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 45 лет.
Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.
Увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом Российской Федерации, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащие увольняются с военной службы в запас, а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе, - в отставку.
Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы (п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"):
по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;
в связи с лишением его воинского звания;
в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;
в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы (п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"):
в связи с организационно-штатными мероприятиями;
в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
в связи с невыполнением им условий контракта;
в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
как не выдержавший испытание;
в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

от 3 декабря 2015 года N 717

(с изменениями на 8 ноября 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях повышения уровня правовой работы, укрепления законности и правопорядка в деятельности органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации

2. Возложить на главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителей центральных органов военного управления, командующих объединениями, командиров соединений и воинских частей, начальников (руководителей) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации персональную ответственность за состояние правовой работы в подчиненных органах военного управления, воинских частях и организациях.

3. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации:

обеспечить соблюдение законности и правопорядка во всех видах деятельности войск (сил) и органов военного управления.

4. Признать утратившими силу:

пункт 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 октября 2013 года N 775дсп "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по списанию с учета сумм ущерба".

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра обороны Российской Федерации.

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 3 декабря 2015 года N 717

Наставление по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации

(с изменениями на 8 ноября 2018 года)

I. Общие положения

1. Правовая работа - комплекс мер нормотворческой, правоприменительной и правовоспитательной направленности, разрабатываемых и осуществляемых с использованием правовых средств органами военного управления, командирами (начальниками), подразделениями (должностными лицами) юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации*, органами по работе с личным составом в пределах их компетенции в целях обеспечения законности и правопорядка, соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, реализации требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, общевоинских уставов, нормативных правовых (правовых) актов Министерства обороны, успешного решения задач боевой подготовки, повышения боевой и мобилизационной готовности войск (сил), воинской и трудовой дисциплины, защиты прав и законных интересов воинских частей, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил по вопросам их служебной деятельности.

* Далее в тексте настоящего Наставления, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерство обороны; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом; юридическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации - юридической службой; органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации - воинскими частями; территориальные управления имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, региональные управления и территориальные органы военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, территориальные управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, региональные управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и военные комиссариаты - региональными (территориальными) органами Министерства обороны; региональные управления правового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - региональными управлениями правового обеспечения.

2. Правовая работа в Вооруженных Силах проводится на стадии:

формирования правовых норм;

соблюдения, исполнения и применения правовых норм.

3. Деятельность воинских частей, командиров (начальников), подразделений (должностных лиц) юридической службы, органов по работе с личным составом по реализации комплекса мер, указанных в пункте 1 настоящего Наставления, включает в себя проведение правовой работы при:

издании командирами (начальниками) воинских частей приказов (директив, указаний, приказаний) и других служебных документов;

упорядочении и систематизации правовых актов Министерства обороны, приказов (директив) командиров (начальников) воинских частей;

ведении справочной работы в воинских частях;

организации деятельности подразделений юридической службы и методического руководства правовой работой в нижестоящих подразделениях (должностных лиц) юридической службы;

производстве административных расследований;

организации консультирования военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, членов их семей;

обеспечении действий войск (сил) в вооруженных конфликтах;

организации и ведении договорной работы в воинских частях;

организации и ведении работы по защите в судах прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (по их поручениям), Министерства обороны, Министра обороны Российской Федерации и воинских частей;

организации правового обучения военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;

осуществлении иных направлений деятельности*.

* Проведение правовой работы по не регламентированным настоящим Наставлением направлениям деятельности регулируется иными правовыми актами Министерства обороны.

4. Твердое знание командирами (начальниками) воинских частей Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, их высокая правовая культура* являются необходимым условием организации служебной деятельности, успешного выполнения общих, должностных и специальных обязанностей.

* Под правовой культурой понимается совокупность социально полезных качеств, которые находят свое проявление в организаторской, административной, воспитательной и иных видах деятельности, основанной на знании и глубоком уважении российского законодательства, его правильном понимании, исполнении и применении в соответствии с определенными законодательством требованиями.

5. Командир (начальник) воинской части обязан:

устанавливать полномочия и ответственность должностных лиц воинской части в вопросах организации и осуществления правовой работы;

издавать приказы (директивы) в пределах предоставленных полномочий;

планировать мероприятия по организации правовой работы, своевременно вносить в планы необходимые изменения и уточнения и добиваться их выполнения;

координировать правовую работу, проводимую в воинской части;

принимать меры, направленные на обеспечение законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, защиту прав и законных интересов воинской части;

обладать знаниями правовых минимумов и требовать этого от подчиненных;

организовывать правовое обучение подчиненных военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, направленное на усвоение ими установленных правовых минимумов;

внедрять новые, передовые методы, способствующие повышению эффективности правового обучения и воспитания военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;

вносить предложения по совершенствованию правовой работы;

обеспечивать в пределах своих полномочий реализацию положений нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих права, свободы и обязанности военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;

организовывать контроль за состоянием правовой работы в воинской части.

6. Командир (начальник) воинской части, имеющий в непосредственном подчинении подразделение (должностное лицо) юридической службы, кроме того, обязан:

утвердить положение о подразделении (обязанности должностного лица) юридической службы, разработанное в соответствии с Положением о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 700, и с учетом особенностей и задач, решаемых воинской частью;

организовать в установленном порядке материально-техническое обеспечение подразделения (должностного лица) юридической службы (персональными электронно-вычислительными машинами, средствами связи, справочно-правовыми системами, периодическими изданиями правового характера, канцелярскими принадлежностями, транспортом, техническими и другими средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них задач (должностных обязанностей);

осуществлять подбор кадров для замещения должностей юридического профиля и организовывать их обучение по программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации);

рассматривать заключения, справки и доклады подразделения (должностного лица) юридической службы;

принимать меры по устранению выявленных нарушений законности и правопорядка, защите прав и законных интересов воинской части;

вносить предложения по совершенствованию правового обеспечения;

непосредственно руководить подчиненными подразделениями (должностными лицами) юридической службы;

согласовывать предложения по проведению организационных мероприятий в подчиненных подразделениях (в отношении должностных лиц) юридической службы с вышестоящим подразделением (должностным лицом) юридической службы.

II. Правовая работа при подготовке и представлении на подпись проектов правовых актов Министерства обороны, приказов (директив) командиров (начальников)

7. Подготовка и представление на подпись проектов правовых актов Министерства обороны осуществляется в соответствии с Инструкцией по подготовке и представлению на подпись проектов правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 декабря 2014 года N 888 "О порядке подготовки, оформления и государственной регистрации официальных документов Министерства обороны Российской Федерации".

Подготовка проектов приказов (директив) командиров (начальников)

8. Подготовка проектов приказов (директив) командиров (начальников) осуществляется соответствующими подразделениями (далее - подразделения) воинских частей по поручению вышестоящего командира (начальника) или в инициативном порядке в соответствии с инструкцией о порядке разработки, согласования и представления проектов приказов (директив) на подпись командиру (начальнику) воинской части, разрабатываемой в соответствии с настоящим Наставлением и утверждаемой в каждой воинской части*.

* Подготовка проектов приказов (директив) командиров (начальников) осуществляется, если иное не установлено настоящим Наставлением, с учетом требований по подготовке служебных документов, установленных соответствующими правовыми актами Министерства обороны.

9. Подготовка приказов (директив) командиров (начальников) по поручению вышестоящего командира (начальника) воинской части осуществляется как одним подразделением, так и несколькими подразделениями, указанными в поручении, с учетом их предназначения и возложенных на них задач.

При этом организация работы по подготовке приказов (директив) командиров (начальников) возлагается на подразделение, руководитель которого в поручении указан первым или назначен ответственным (далее - подразделение-разработчик).

10. Другие подразделения, указанные в поручении, обязаны обеспечить своевременное представление предложений, необходимых документов, справок, расчетов и других материалов, а при необходимости подготовки проекта приказа (директивы) командира (начальника) в сжатые сроки - выделение специалистов.

11. По своей инициативе подразделение подготавливает проект приказа (директивы) командира (начальника) при необходимости решения вопросов, возникающих в процессе повседневной деятельности, устранения возможных противоречий в правовых актах, множественности правовых актов по одному и тому же вопросу, актуализации правовых норм.

12. Подготовка проекта приказа (директивы) командира (начальника) должна начинаться с изучения существа вопроса, подлежащего урегулированию, действующих по этому вопросу законодательных актов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Министерства обороны, вышестоящих командиров (начальников), командира (начальника) воинской части, практики их применения, справочного материала (обобщения, предложения, отчеты, доклады и другие материалы), а также научной литературы и материалов периодической печати по рассматриваемому вопросу, данных социологических и иных исследований, если такие проводились.

13. Подготовка проекта приказа (директивы) командира (начальника) осуществляется исходя из требований конкретности в определении целей и задач, средств их достижения, соответствия законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, обеспечения необходимыми материально-техническими средствами и финансовыми ресурсами, определения исполнителей и сроков выполнения, назначения должностных лиц, ответственных за контроль выполнения приказов (директив) командиров (начальников).

14. Приказы (директивы) командиров (начальников) не должны противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, правовым актам Президента Российской Федерации, в том числе издаваемым им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, правовым актам Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их компетенции, правовым актам Министерства обороны.

15. Приказы (директивы) командиров (начальников) должны полностью охватывать рассматриваемые вопросы, действовать длительное время без изменений. По одному и тому же вопросу должен действовать, как правило, один правовой акт.

Законодательство о воинской обязанности и военной службе и ответственность за его нарушение

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, прохождение которой гражданами осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту).

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. В частности, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Статьей 1 закона о воинской обязанности и военной службе установлено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Статьей 7 закона о воинской обязанности и военной службе регламентировано, что в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету статьей 21.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Санкцией статьи за указанное правонарушение предусматривается административное наказание в виде предупреждения или штрафа в размере до 500 рублей.

При этом неисполнение обязанностей по воинскому учету может выражаться в следующем:

- неявке гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины;

- неявке гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, в установленный двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

Уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата предусмотрены ч. 2 ст. 7 указанного закона. При этом отдельно предусмотрено, что все перечисленные случаи для признания причины неявки уважительной должны быть подтверждены документально.

Частью 2 стать 28 закона о воинской обязанности и военной службе предусмотрено, что в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В частности, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации (уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы), предусматривающей за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Частью второй ст. 328 УК РФ за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Следует также отметить, что в соответствии со ст. 57.7 закона о воинской обязанности и военной службе, пребывающее в резерве лицо (резервист), обязано явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности, исполняет и иные обязанности, установленные Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

В случае неисполнения обязанностей резервиста гражданин, пребывающий в резерве, привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Ключевые слова: государственная служба, военная служба, обязанность, военнослужащий, вооруженные силы.

На современном этапе проведения экономических, политических и социальных реформ проводятся комплексные мероприятия и в сфере прохождения военной службы населением. Главная роль в обеспечении демократии, целостности территорий и обороны принадлежит военнослужащим.

Согласно Конституции РФ [1], граждане обязаны нести воинскую службу. Незамедлительного реагирования требуют разногласия между государством и населением в сфере исполнения гражданского долга по защите Отечества, так как формирование гражданского общества и правового государства сопровождается с угрозами, в том числе интернациональных террористических организаций.

По сей день исследователи не пришли к единому мнению по поводу отнесения военной службы к конкретному сектору государственной службы РФ. Так, к примеру, Юрий Николаевич Старилов пишет, что военная служба относится к государственной службе в общем, не отнеся ее к какому-либо сектору [7].

По мнению Демьяна Николаевича Бахраха, военная служба относится к милитаризованному сектору государственной службы [5].

Василий Михайлович Манохин считает, что военная служба все-таки относится к федеральному сектору государственной службы [6].

Прежде чем относить военную службу к какому-либо сектору, нужно отметить, что любая государственная служба действует, опираясь на нормативно-правовые акты РФ. Государство имеет исключительное право на формирование структур, предусматривающих военную службу.

К государственной военной службе РФ относятся Вооруженные силы РФ и иные войска и формирования РФ, а так же различные военно-промышленные, научные и технические комплексы РФ, объединенных единой задачей — обеспечение национальной безопасности страны.

ВС РФ являются главной оборонительной организацией страны, деятельность которой направлена на отражение угроз, а также на решение задач согласно международным договорам РФ.

На рисунке 1 представлена схема государственного устройства вооруженных сил РФ.

Схема государственного устройства вооруженных сил РФ

Рис. 1. Схема государственного устройства вооруженных сил РФ

Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим ВС РФ.

Правительство Российской Федерации осуществляет деятельность по снабжению и обеспечению обороны и безопасности страны.

Министерство обороны Российской Федерации — это исполнительный орган федерального уровня, деятельность которого направлена на государственное управление обороной.

Центральным органом в сфере обороны является Генеральный Штаб ВС РФ, деятельность которого направлена на организацию мобилизации, обороны страны, управление ВС РФ.

Основной военно-административной единицей является Военный округ ВС РФ, деятельность которого направлена на реализацию мероприятий по военной подготовке и обороны страны в определенных Генеральным Штабом РФ границах. Президент РФ назначает и освобождает от должности Командующего войсками военного округа.

В субъектах Российской Федерации находятся военные комиссариаты, деятельность которых направлена на обеспечение обороны РФ при помощи подготовки граждан к военной службы, осуществление призывов в ряды ВС РФ.

Военная служба в Российской Федерации — это ежедневный труд, направленный на исполнение обязанностей согласно Конституции РФ, Федеральных законов и иных нормативно-правовых актов в целях обеспечения безопасности граждан и территорий, подготовка и переподготовка военнослужащих, а также непосредственное участие в боевых действиях.

Военная служба в РФ является особенным элементом государственной службы. Она представляет собой деятельность, направленную на обеспечение государственной безопасности. Главной функцией военной службы является оборона государства от внутренних и внешних угроз. Военная служба в РФ осуществляет деятельность по обеспечению защиты высшей ценности — прав и свобод человека.

Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, государственная служба, Российская Федерация, деятельность, Конституция РФ, РФ, воинская обязанность, государственное устройство, защита Отечества, какой-либо сектор.

Читайте также: