Православие в советской россии 5 класс однкнр доклад

Обновлено: 02.07.2024

Предварительный просмотр:

Тема урока: Православие при царях и императорах России.

Цель урока: познакомить обучающихся с изменениями, произошедшими с православной церковью в XVI – начале XX века.

1) формировать представление о роли РПЦ в русской истории в период с XVI по начало XX века;

2) развивать творческое мышление учащихся; умение определять причинно-следственные связи, строить логические цепочки, высказывать свое мнение;

3) воспитывать толерантность, веротерпимость, гуманизм, уважительное отношение к православным традициям.

– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

– развитие познавательной деятельности школьника в гуманитарной сфере;

– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

– умение описывать достопамятные события родной страны.

- знакомство с понятиями Патриарх, Синод, старцы, ополчение, канонизация;

- понимание хода исторических событий и роли православия в этих событиях, а также в развитии российской цивилизации;

– знание имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

- совместно с учителем составлять план решения задачи.

- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, рисунок и др.).

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Тип урока: комбинированный урок

Основные понятия: Патриарх, Синод, старцы, ополчение, канонизация.

Оборудование: компьютер, презентация, проектор, интерактивная доска.

1) Проверка домашнего задания

-чтение учащимися мини-сочинений об отношении православного христианина к богатству;

2) Работа по карточкам

-Соедини начало и конец предложения:

В 13 веке на Русь напали монголы

стала центром русского православия

При митрополите Петре Москва

храмы и монастыри Киева в пепел и руины

Митрополит Алексий убеждал русских людей

РПЦ стала автокефальной (самостоятельной)

При московском князе Василии 2

помнить о евангельских заповедях, о любви к ближнему

заступаться за тех, кого правитель подверг наказанию

Нил Сорский и другие монахи выступали против обогащения монастырей

При монастырях существовали

приюты для нищих

-Прочитайте запись на слайде, расшифруйте:

-Что знаете по этой теме?

-Сформулируем задачи урока. Необходимо дополнить предложения:

-По данной теме я хотел(а) бы узнать …

-Это мне нужно потому что …

-Для этого я должен на уроке…

- А изучать данную тему будем по плану:

  1. Установление в России пятого Патриаршего престола.
  2. РПЦ во время правления царя Ивана Грозного.
  3. РПЦ во время Смуты.
  4. РПЦ при царе Алексее Михайловиче.
  5. РПЦ при императорах Петре 1 и Екатерине 2.
  6. Старцы и их роль в проповеди православия среди народа.
  1. Открытие нового знания

Зная задачи урока, приступим к их реализации.

Для этого вы объединились в группы историков-исследователей.

Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера дружбы, взаимовыручки.

- Как будем оценивать работу групп? (Критерии оценки: полнота представленной информации, ясность, точность).

-Наметим этапы работы:

1. Прочитать вопросы.

2. Распределить задания между членами группы.

3. Найти ответы на вопросы.

4. Пересказать участникам группы.

5. Выступить группой перед классом.

Каждая группа получает задание. Время подготовки – 10 – 12 минут.

- Прочитайте текст и найдите ответы на вопросы:

1. Сколько лет продолжалось монгольское нашествие?

2. Как изменилось Русское государство?

3. Как стали именовать главу государства?

4. Кто такой патриарх?

5. Сколько Патриарших престолов существовало на территории бывшей Византии?

Самым важным результатом Собора стало решение о восстановлении в Российской Церкви патриаршества. 5 ноября 1917 года жребием из трех кандидатов, получивших большинство голосов Собора, Всероссийским святейшим патриархом был избран митрополит Московский Тихон (1865–1925).

Патриарх Тихон, а после его смерти его преемники Петр (1863–1937) и Сергий (1867–1944) искали пути к компромиссу с Советской властью. Весной 1927 года митрополиту Сергию удалось добиться регистрации Временного патриаршего священного Синода. За эту уступку от Церкви потребовали издания декларации о политической лояльности Церкви к Советской власти, которая была опубликована в июле 1927 г. Декларация и ряд действий митрополита Сергия были восприняты частью духовенства и верующих негативно. Появились оппозиционные движения против Сергия. Эти новые разделения были на руку власти, которая перешла к новым репрессиям.

Отношение к Церкви изменилось после начала Второй мировой войны. Советское руководство поняло, что Церковь может привлечь на сторону СССР союзников, и власть отказалась от курса на уничтожение Церкви, решив допустить некоторое ее расширение.

Но все эти изменения проходили под пристальным вниманием государства. Был создан специальный орган – Совет по делам религий.

В период, когда Политбюро ЦК КПСС возглавил Н. С. Хрущев (1953–1964), на Церковь снова обрушились невзгоды. Религия была объявлена пережитком прошлого, и новая антирелигиозная компания привела к закрытию 7 тысяч церквей, из восьми семинарий уцелело три, из 85 монастырей – только 15. После отставки Хрущева закрытие церквей было приостановлено.

Пострадавших за веру в годы Советской власти именуют новомучениками и исповедниками российскими. К числу новомучеников относятся те, кто был заключен или умер в заключении, к числу исповедников – пострадавшие за веру, но умершие на воле своей смертью.

По подсчетам, к концу 1930 гг. в СССР, наряду с приверженцами других религий, было репрессировано около 300 тыс. верующих, половину из которых составляли священнослужители. Половина из этих 300 тыс. была расстреляна.

С конца 1980 гг. Русская Православная Церковь начала канонизацию мучеников и исповедников советского периода. На соборе 2000 г. было канонизировано около 1000 пострадавших за веру. Праздник, посвященный новомученикам и исповедникам российским, отмечают 7 февраля. Отмечая их память, Церковь не столько скорбит о погибших, сколько празднует их победу над смертью.

Разделение на белых и красных во время гражданской войны нанесло непоправимый ущерб Русской Православной Церкви. Произошло разделение самой Церкви. После гражданской войны миллионы людей были вынуждены эмигрировать. Среди них были священники, епископы. Позднее они организовались как Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ).

В 1921 году заграничный церковный собор, проходивший в Югославии, призвал свергнуть власть большевиков и восстановить монархию. Это заявление было использовано Советской властью против Церкви в России, что привело к разрыву единой Русской Церкви. Окончательный разрыв произошел после издания митрополитом Сергием декларации о лояльности Советской власти, которая была неприемлема для многих эмигрантов.

Русская Православная Церковь только после Второй мировой войны смогла восстановить церковные связи со своими бывшими епархиями.

В 1988 году Русская Православная Церковь праздновала 1000-летие крещения Руси.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Внутренний Предиктор СССР:

Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии

Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии После завершения работы двух Брестских соборов — православного и униатского, участники которых взаимно предали друг друга анафеме, королю Сигизмунду III надлежало утвердить деяния одного из них. Разумеется,

Глава 6. Секта в нацистской Германии и в СССР

Католическая церковь в СССР

Годы перестройки. Прекращение давления на Русскую православную Церковь со стороны государства

Годы перестройки. Прекращение давления на Русскую православную Церковь со стороны государства С 1986 г. церковная жизнь в Советском Союзе начала понемногу налаживаться, хотя у власти по-прежнему находилась компартия с ее антирелигиозной идеологией. В печати, несмотря на

БУДДИЗМ И БУДДО-ЛАМАИЗМ НА ТЕРРИТОРИИ СССР

БУДДИЗМ И БУДДО-ЛАМАИЗМ НА ТЕРРИТОРИИ СССР До недавнего времени считалось, что буддизм проник на территорию современного СССР только в форме ламаизма через Тибет и Монголию. Теперь археологическими исследованиями установлено, что буддизм имел уже известное

Изучение ламаизма в СССР (1917–1976

Изучение ламаизма в СССР (1917–1976 (опубликовано: Народы Азии и Африки. 1977. № 2. С. 187–196)Исследования по ламаизму можно рассматривать как одно из направлений буддологии – науки о буддизме, в формировании которой большую роль сыграли классическое востоковедение,

12.1.2. Православие в Польше после Люблинской унии до конца XVIII в.

12.1.2. Православие в Польше после Люблинской унии до конца XVIII в. Начиная с заключения Флорентийской унии в 1439 г., вырабатывается новая тактика отношения католической Церкви к Православию. Вместо насильственного перехода в католичество практикуется давление с целью

ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ В СССР

ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ В СССР В настоящее время большинство советских людей — неверующие. В то же время некоторая часть населения страны еще придерживается различных религиозных верований. Верующими остаются преимущественно представители старшего поколения (особенно

АНДРЕИ ДИКИЙ – ЕВРЕИ В РОССИИ И В СССР

АНДРЕИ ДИКИЙ – ЕВРЕИ В РОССИИ И В СССР Э. Райс. – “Часовой” – №501А. Дикий сумел дать наглядную и яркую картину впечатления, произведенного на население России чрезмерным участием многих евреев в руководящих кадрах октябрьской революции,Он нам рассказал, какими глазами

Окончена ли борьба с религией в СССР?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : определить основные обычаи русского народа и выяснить, насколько они сохранились в современном мире.

задачи: - ознакомиться с русскими национальными обычаями и обрядами как важнейшим блоком в системе духовной культуры русского народа;

- получить представление об основных обычаях

- исследовать современное знание обычаев русского народа среди учеников;

- осмыслить роль и значение обычаев в жизни в наше время.

Предварительная организация класса (Оргмомент)

Проверка домашнего задания: творческое задание

Актуализация опорных знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с традициями и обрядами нашего народа.

Ребята, у каждого народа своя история, свои обряды, праздники, народные традиции. Сегодня мы познакомимся с некоторыми произведениями устного народного творчества, которые создавались для того, чтобы воспитывать любовь к семье, родной земле, чувство национальной гордости, умение дружить и жить в гармонии с окружающим миром.

Ходить в гости, пить чай с бубликами, ватрушками, пирогами – это старинный русский обычай. Не забыт этот обычай. Зайди в любой дом, к молодым ли старым, везде тебя приветливо встретят, пригласят к столу.

На Руси обычай древний- дорог гость – так привечай

Наливай ему целебный ароматный, крепкий чай.

Узнали мы и чем раньше угощали хозяева дорогих гостей. На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Хозяин дома сидел за столом на почетном месте. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть. Ели деревянными ложками. Традиционной пищей были колобки – небольшие круглые хлебцы .

Ребята, в основе какой русской сказке лежат хлебцы. (Сказка Колобок)

Учитель: Ребята, на столах лежат конверты. Ваша задача прочитать, обсудить в группах и рассказать классу о данных обрядах и традициях.

Колядки - старинный рождественский обряд прославления праздника. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки - старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В царские времена даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поколядовать. Колядование начинали дети и молодежь, которые пели песни под окнами и получали за это различное угощение. Отправляясь колядовать, богатые, как правило, переодевались - рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю одежду наизнанку и надевали маски животных.

Святочные гадания. В сем всегда хочется хоть немножко заглянуть в будущее, а святки считались идеальным временем для гаданий - и люди гадали. Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, музыка скорую свадьбу, топот коня - дельную дорогу; гадали не только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и т.д.

Масленица. Время перехода от зимы к весне отмечено Масленой неделей.

Широко празднуется русская масленица. Масленица всегда превращалась в народное гулянье. Это катание с гор на салазках, на лошадях. На Масленицу обязательным угощением являются блины. В последний день Масленицы мастерили из соломы куклу – чучело. Одевали куклу во все старое, негодное. Лицо ее расписывали красками. А затем куклу сжигали. Это были символические проводы зимы. Пепел разбрасывали по полю, чтобы был хороший урожай.

Как отмечается Масленица

Понедельник – Встреча. На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы - широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы. Пекли блины.

Вторник – Заигрыши. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. Дети катались с гор во все дни масленицы – съезжали с гор на санях, на салазках, или на обледенелых рогожах.

Среда – Лакомка. На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен.

Пятница - Тещины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Суббота - Золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Воскресение - (Последний день Масленицы) — прощёное воскресенье

Пасха. Во время празднования Пасхи русские вспоминают о жизни, смерти и воскресенье Иисуса Христа.

4 группа- Рождение младенца.

Русские спешили крестить младенца, и чаще всего крещение происходило в сороковой день. Имя сейчас новорожденному стараются давать в честь Святого, именины которого приходятся на день рождения младенца. (обряд припекания)

Свадьба в России - это не просто церемония заключения брака, это обычай. Свадьбы всегда несут в себе очень много национального. Свадьбы в России заключались в определенную пору года, обычно осенью или зимой, в промежутки между большими постами. Сегодня свадьбы проводят круглый год.

Однако Обряд церковного венчания становится все более частым. Венчание - очень красивый и трогательный обряд, когда, стоя под венцом, молодые дают клятвы быть верными в горе и радости.

Закрепление. Учитель: Какие современные традиции мы поддерживаем с давних времен?

1. Какие народные обычаи и обряды вам известны?

2. Соблюдает ли кто – либо в вашей семье обряды, обычаи, праздники? Укажите какие

3. Знаете ли Вы рождественские обычаи?

4. Как вы думаете, соблюдаются ли в нашей местности какие – нибудь обычаи, обряды? Если да, то какие именно?

5.Какую свадьбу вы хотели бы устроить себе?

Современный гражданский обряд_______________

Гражданский обряд с элементами народной свадьбы_______

6.Какие народные обычаи и обряды известны вам, связанные с рождением ребенка?________________

7. Какие народные обычаи ты чтишь?

8. Какие современные обычаи тебе известны?

Учитель: Объясните смысл данных пословиц.

От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Анализ деятельности учащихся, выставление оценок.

Ответьте на вопросы:

С каким настроением вы изучали новый материал на уроке?

Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок основы религиозных культур народов России в 5 классе Учитель: Н.А. Фрол.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок основы религиозных культур народов России в 5 классе Учитель: Н.А. Фрол.

Урок основы религиозных культур народов России в 5 классе Учитель: Н.А. Фролова

Православие. От советской России до современности Урок основы религиозных ку.

Православие. От советской России до современности Урок основы религиозных культур народов России в 5 классе Учитель: Н.А. Фролова

Уничтожались Церкви

Из храмов забирались и выбрасывались святыни, иконы, мощи святых

Из храмов забирались и выбрасывались святыни, иконы, мощи святых


Священников расстреливали, сжигали заживо, сажали в тюрьму

Священников расстреливали, сжигали заживо, сажали в тюрьму

В 1917 году произошла великая октябрьская революция, которая свергла царскую.

В 1917 году произошла великая октябрьская революция, которая свергла царскую власть и уничтожила Российскую империю. Вместо нее возникло новое государство – Союз Советских социалистических республик.

Руководившие страной революционеры – большевики объявили Церковь и религию с.

Руководившие страной революционеры – большевики объявили Церковь и религию своими врагами. На долгие годы воцарил в стране атеизм – отрицание веры и Бога Памятник священнослужителям и мирянам русской Православной Церкви

В 1917 году был избран патриархом митрополит московский Тихон По распоряжению.

В 1917 году был избран патриархом митрополит московский Тихон По распоряжению властей патриарх был арестован.

Многие священники Православной Церкви уехали в эмиграцию. За границей они соз.

Многие священники Православной Церкви уехали в эмиграцию. За границей они создали Русскую Православную Церковь Заграницей


22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Она заставила Советск.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Она заставила Советскую власть изменить отношение к Православной Церкви

Обращение Патриарха Сергия к русскому народу «Наши предки не падали духом и п.

Патриарх Сергий напомнил людям заповедь Иисуса Христа, что нет большей любви.

Епископ Лука Войно-Ясенецкий Врач – хирург, профессор медицины, герой Великой.

Епископ Лука Войно-Ясенецкий Врач – хирург, профессор медицины, герой Великой Отечественной войны. За заслуги перед Отечеством удостоен главной премии советского Государства. Епископ Лука канонизирован Русской православной церковью

Святитель Лука. Икона

Святитель Лука. Икона

 Выполни творческие задания

Выполни творческие задания

Закончи пословицы: 1. С другом по-братски, с врагом - _______ 2. После драк.

Закончи пословицы: 1. С другом по-братски, с врагом - _______ 2. После драки _________________________ 3. Важен тот пост, на который ____________ 4. Командир без воли, что _______________ 5. Где тревога, туда ______________________ Слова подсказки: птица без крыльев; ты поставлен; по-солдатски; и дорога; кулаками не машут.

Подумай и напиши, как должен вести себя воин со своими личными врагами? ____.

Подумай и напиши, как должен вести себя воин со своими личными врагами? ________________ с врагами Отечества? _____________ с детьми? ______________________________ с пленными?___________________________ со стариками? ________________________ с командиром? __________________

Догадайся, какие знаменитые битвы запечатлены на картинах? 1.Куликовская битв.

Догадайся, какие знаменитые битвы запечатлены на картинах? 1.Куликовская битва 2.Бородинское сражение 3.Невская битва 1 2 3

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 124 человека из 44 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 344 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.08.2015 7481
  • PPTX 8.9 мбайт
  • 292 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Фролова Наталья Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: