Право и наука мусульманского мира доклад

Обновлено: 06.07.2024

Задачи моей работы: определить понятие и характерные черты мусульманского права, проанализировать источники мусульманского права, определить отличительные особенности мусульманского права.
Цель работы: раскрыть то, что представляет собой шариат на самом деле, показать его неразрывную связь с исламом, описать его источники и выявить основные черты, изучить традиции, культуру и права исламского народа.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3-
1.Историческое возникновение, черты и понятия мусульманского права……………………………………………………………………………..5
2.Основные источники мусульманского права 4
2.1. Коран и сунна 5
2.2. Иджма 8
2.3. Кияс
3. Основные отрасли и институты мусульманского права 14
3.1. Мусульманское право в современном обществе 14
3.2. Мусульманское гражданское право и современное семейное законодательство 17
3.3. Мусульманские суды в странах Востока 19
Заключение 22
Библиографический список 25

Содержимое работы - 1 файл

курсач сравнительное.docx

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Выполнила: студентка гр.

Проверил: преподаватель кафедры

и транспортного право

1.Историческое возникновение, черты и понятия мусульманского права………………………………………………………………… …………..5

2.Основные источники мусульманского права 4

2.1. Коран и сунна 5

3. Основные отрасли и институты мусульманского права 14

3.1. Мусульманское право в современном обществе 14

3.2. Мусульманское гражданское право и современное семейное законодательство 17

3.3. Мусульманские суды в странах Востока 19

Библиографический список 25

На судьбы цивилизаций огромное влияние оказали три религии: буддизм, христианство, ислам и их религиозные священные книги, которые являются древнейшими памятниками культуры. Около трех тысяч лет назад они начали формировать и формируют в наше время ход развития народов на европейском, американском и азиатских континентах. Все религии взаимосвязаны, ибо в действительности прославляют одного и того же Бога.

Одной из великих религий является ислам, который исповедуют ныне на нашей планете почти миллиард его последователей- мусульман. За многие столетия ислам стал частью бытия миллионов людей в разных странах мира. Для них эта религия является образом мышления и действия, надеждой на справедливость в жизни земной и упования на награду в жизни иной. Главное для мусульманина – искренняя набожность смирение и желание служить Богу. Таков краткий смысл и назначение ислама, который еще годы и годы будет во многом определять поведение огромных масс людей в нашем едином, взаимозависимом и противоречивом мире.

Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического факторов в наше время также остается широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах.

Кроме того, из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская идеология. В свою очередь, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но не в последнюю очередь как универсальная политико-правовая доктрина.

Задачи моей работы: определить понятие и характерные черты мусульманского права, проанализировать источники мусульманского права, определить отличительные особенности мусульманского права.

Цель работы: раскрыть то, что представляет собой шариат на самом деле, показать его неразрывную связь с исламом, описать его источники и выявить основные черты, изучить традиции, культуру и права исламского народа.

1. Историческое возникновение черты и понятия мусульманского права.

Согласно догмам ислама мусульманское право имеет своим происхождением Аллаха, который открыл это право и довел его до всего общества и отдельного взятого человека через своего посланника и пророка Мухаммеда. Личность последнего занимает важное место в религиозной доктрине ислама.

Этот человек был избран самим Богом в качестве посланника пророка, говорится в самых ранних и более поздних богословских исследованиях. Признание пророческой миссии Мухаммеда - один. Из двух непременных символов мусульманской веры. А именно, веры в то, что "нет никакого божества, кроме Аллаха" и что Мухаммед является пророком и посланником Аллаха 1 .

Шариат с самого начала сложился и развивался как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность шариата нашла свое специфическое выражение в том, что его нормы, с одной стороны, регулировали общественные отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породило и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ вообще отрицала свободу воли человека. Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина. Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных 4 .

Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. Одной из характерных черт средневекового мусульманского права (особенно в первые века) была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге - Аллахе - утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове, мусульманское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории. Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране (например, с торговыми целями), должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Это заметно отличало его от права западноевропейских средневековых государств, для которого были характерны такие черты, как партикуляризм, ограниченные сферы действия, внутренняя несогласованность и т.д.

В VIII-Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи - кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний 5 .

Мусульманское право представляет собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Таким образом, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение. Наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. Глубокая оригинальность мусульманского права по самой его природе в сравнении с другими правовыми системами вообще и с каноническим правом в частности 6 . Основанное на Коране мусульманское право следует рассматривать как систему, совершенно независимую от всех других правовых систем, не имеющих того же источника. Сходство с другими системами, которое может наблюдаться в решениях по тому пли иному вопросу, можно объяснить с мусульманской ортодоксальной точки зрения только простым совпадением. Ни в коем случае нельзя говорить о каких-то заимствованиях мусульманским правом иностранных идей и положений 7 . Можно, однако, выдвинуть гипотезу о том, что в определенных обстоятельствах ограниченное влияние могло быть, что элементы талмудистского права, канонического права восточной церкви и персидского права вошли в мусульманское право в эпоху его формирования, даже если допустить, что это влияние осуществлено для очень немногих случаев и что предстоит еще установить уровень распространения этого влияния. Корни мусульманского законодательства и судебной практики ставят перед историком многочисленные и очень интересные проблемы. Влияние мусульманского права на европейские правовые системы столь незначительно, что им можно пренебречь 8 .Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: - обязательные; - рекомендуемые; - дозволенные; - предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания; - запрещенные и подлежащие наказанию.

Таким образом, основная тенденция шариата - оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Поэтому не случайно, что одной из особенностей норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний).

Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату).

Мусульманское право, не являясь самостоятельной отраслью науки, выступает как одна из сторон религии ислама. Говоря об универсальном характере мусульманского права и его нормативных предписаний, я пришла к выводу, что ислам - это одновременно вера в государство, а мусульманское право выступает как собственное право и как религия. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Исламу свойственна лишь религиозная часть и теология, мораль и правила культа, а юридические нормы, если совпадут с предписаниями, то не имеют самостоятельной роли или занимают второстепенное место. Таким образом, мусульманское право - одна из правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияние норм шариата. На современном этапе развития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем. Тем не менее, шариат основан на идее обязанностей, а не на правах 9

Особенности становления и развития права мусульманского.

Одним из наиболее крупных явлений в цивилизации средневековой на Востоке стало мусульманское право (Эта). шариат правовая система, которая со временем мировое

приобрела значение, возникла и оформилась в рамках халифата Арабского. Процесс ее развития был тесно эволюцией с связан арабской государственности от небольшой патриархально-общины

религиозной в начале VII в. (при пророке одной) до Мухаммеде из крупнейших империй VIIIХвв. при Омейядов династиях и Аббасидов.

После падения Арабского мусульманское халифата право не только не потеряло свое значение былое, но приобрело как бы \"вторую жизнь\" (римскому подобно праву в

средневековой Европе) и стало правом действующим в целом ряде средневековых стран Африки и Азии, принявших в той или иной ислам степени (Египет, Индия, Оттоманская империя и

право Мусульманское вобрало в себя многие элементы правовых предшествующих культур Востока, в частности правовые традиции и обычаи, действовавшие в доисламской

Аравии и на завоеванных территориях арабами. Так, при Омейядах некоторое продолжало время применяться право сасанидского Ирана, также, а Византии частично и римское право. Все источники

эти оказали некоторое, хотя внешне и влияние малозаметное на становление шариата, символизируя тем связь самым восточной и западной цивилизаций. Но не они конечном в определили

счете неповторимость и своеобразие шариата самостоятельной как и оригинальной правовой системы. Исключительно роль важную в становлении шариата сыграла деятельность первых и Мухаммеда

четырех так называемых праведных при, халифов которых путем толкования заповедей, поступков и высказываний пророка были составлены священные мусульман книги Коран и Сунна.

Шариат с самого сложился начала и развивался (по крайней мере в первые века два) как строго конфессиональное право. было Оно органически слито с теологией

ислама, его пронизано религиозно-этическими представлениями. Согласно правовые, исламу установления рассматриваются в качестве частицы божественного единого порядка и закона, которым

управляется Особенно. мир на первых порах шариат в целом и собственно его доктринально-нормативная часть (фикх) себя в вобрали не только правовые установления, но и религиозную

мораль и догматику. Такая слитность (синкретизм, нерасчлененность) нашла шариата свое специфическое выражение в .том, его что нормы (правила, предписания), с одной регулировали,

стороны общественные (\"человеческие\") отношения, а с другой отношения определяли мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в божественного шариат проведения и

религиозно-нравственного начала свое нашло отражение в своеобразии правопонимания, а также правомерного оценке и неправомерного поведения. Так, тесная права связь с теологией ислама

нашла свое установлении в выражение в шариате пяти видов действий которым, мусульманина придавался в равной мере правовой и религиозный-морально смысл: обязательные, рекомендуемые,

дозволенные, влекущие, но не предосудительные за собой применения наказания, запрещенные и наказанию подлежащие. Признание божественного предопределения в шариате с породило

неизбежностью и большую значимость вопроса о свободе мусульманина воли и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу философские-религиозно школы заняли разную позицию. одна, Так из этих

школ (джабариты) вообще свободу отрицала воли человека.

Для шариата, первых на особенно стадиях его развития, характерно правам не к внимание мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Нормы. Аллаху, содержащие

такие обязанности, достаточно представлены широко в шариате, и они определяли всю правоверного жизнь мусульманина (ежедневное совершение молитвы, поста соблюдение и правил захоронения

и т.д.). Не случайно особенностью составляющих, норм шариат, является то, что они только применяются к мусульманам и в отношениях между мусульманами. исламу Раннему и шариату были

Развитие научных знаний при Омейядах и Аббасидах

Большой прорыв в исламской науке и культуре был сделан во время правления династии Омейядов, а также во времена династии Аббасидов, эти два периода охватывали промежуток времени с восьмого по четырнадцатый век. История человечества не знала более серьезного прорыва в культурной, научной, интеллектуальной областях, как тот, что был сделан исламской цивилизацией в те века.

Эпоха Возрождения начала развиваться, опираясь на тот фундамент, что был создан в этот период. Многие народы получили тогда мощный импульс для своего всестороннего активного развития. И в наши дни ученые многих стран и народов черпают свою мудрость и знания из того неиссякаемого источника, что представляет собой наследие мусульман в самых разных областях науки, в том числе и шариатских или коранических науках. Это и труды выдающихся мусульманских муфассиров или комментаторов Корана, мухаддисов или хадисоведов, факихов или правоведов. Среди них есть выдающиеся имена, те люди, которых называют родоначальниками прикладных наук и точных дисциплин, и которые внесли огромный вклад в развитие науки не только в мусульманских странах, а в человеческом сообществе. На их примере видно, что все их достижения в любой из научных или культурных областей объясняются их искренней и преданной верой во Всевышнего, в Судный день, их чистой любовью к своему Господу, к Исламу, а также их неукоснительным следованием Сунне и Корану, ведь именно Коран и Сунна побуждают верующих мусульман не просто проявлять интерес к научным достижениям и культуре других народов, но и проявлять к ним терпимость, питать уважение к их научным достижениям, стремиться к получению знаний и перениманию полезного опыта.

Коран и Сунна всегда предписывали верующим мусульманам учиться, приобретать знания, стремиться к этому, а обучение различным наукам всегда считалось в Исламе обязанностью каждого мусульманина. Для мусульманина всегда было страстью приобретать и читать книги, и обладать книгой в мусульманском обществе всегда было показателем образованности и высокого общественного положения. Послы от исламского халифата разъезжались по всему миру, снаряженные большими денежными суммами в золотых и серебряных монетах, и стремились закупить самые ценные экземпляры литературных и научных сочинений. Особенно высок был интерес мусульман к таким дисциплинам, как математика и астрономия, математическая география и геодезия.

Мусульмане в те века относились к книгам как музейным экспонатам, книги переводились и тщательно изучались. Самыми высокооплачиваемыми и уважаемыми профессиями в халифате были такие, как переводчики, переплетчики и переписчики. Мусульманство каждый перевод иностранных книг ценило на вес золота, а наиболее крупных городах даже существовали специальные ведомства по переводам. В Халифате строились и открывались библиотеки.

Когда к власти пришла династия Омейядов, одним из первых указов новой власти был указ построить бумажную фабрику. В развитие культуры и науки вкладывал огромные средства сам лично омейядский принц Халид ибн Язид, его считают первым меценатом Ислама эпохи Средневековья. Он славился тем, что делал щедрые заказы на переводы трудов по научным исследованиям.

Если сравнивать Азию с Европой того времени, то в европейском обществе писать и читать могли в те времена лишь немногие из числа духовенства. В то же самое время на Востоке при каждой мечети, которых в ту пору уже было множество, обязательно действовала школа или медресе, где изучался Коран, а также преподавались самые разные науки Ислама.

Математика

Ислам подарил миру систему арабских цифр: она пришла в мир тогда, когда мусульмане начали распространять по миру Ислам, а территория халифата стала расширяться. Более простая система счисления устранила ненужные сложности, позволила осуществить переход к письменному счету, а когда с подачи мусульманских ученых был введен ноль как символ пустого места, возможности математики расширились многократно.

Человечество обязано мусульманским ученым не только появлением алгебры, но и приведением ее в систему, а также тем, что алгебра получила в дальнейшем развитие в научных трудах и в быту. На основе научных достижений в области алгебры стали возможным научные исследования и открытия в области астрономии и физики.

Химия

Джабир ибн Хайян по праву является отцом и основателем химии. (с арабского "ал кимия" - черный или чернозем) Посмотрите видео о развитии химии в исламской цивилизации.

Астрономия и физика

Из мира Ислама немало выходцев, которых можно назвать учеными универсальной эрудиции. К таким ученым относится аль-Кинди, математик, астроном и физик, живший в девятом веке. Помимо перечисленных наук, он также занимался медициной, философией и был естествоиспытателем. Свои познания он обобщил и изложил в двухстах томах. На основе его научных изысканий, а также на основе его переводов трудов ученого Птолемея, позже аль-Баттани выявил некоторые ошибки, многие из концепций египетского ученого опроверг, углубил познания о том, какое место занимает Земля во Вселенной. Среди его значительных открытий – определение пути движения Солнца, расчет отклонения от оси земной орбиты.

Переводы его научных исследований пришли в Европу только спустя шесть веков, и он стал очень известным под искаженным именем Альбаттаней, стал настоящим научным светилом для ученых эпохи Возрождения. Исследования знаменитых ученых Средневековья основывались на научных исследованиях другого мусульманского ученого Хасан ибн аль-Хайсам. Он получил в Европе известность как Альхазен, и именно на его работах учились такие известные ученые, как Ньютон, Бэкон, Леонардо да Винчи, Коперник и Галилей. Научные открытия касательно излучения телами собственного света и того, что свет тоже имеет свою скорость, принадлежат именно ему.

География

Путешествие Васко да Гамы учебники истории называют временем, когда был открыт Мыс Доброй Надежды. Но правда в том, что хозяевами тех самым берегов задолго до того года были мусульмане: они знали о существовании тех земель минимум за четыре столетия до этого путешествия. В этих морях уже не первый год плавали корабли мусульман: как с торговыми целями, так и с целью распространения мусульманской веры.

Медицина

Ислам и наука врачевания или медицина были настолько тесно взаимосвязаны на всем протяжении мусульманской истории, что уже до наступления девятого века мусульманские ученые-медики добивались в медицинской науке значительных результатов. Искусство врачевания достигло во времена мусульманского Средневековья настоящего расцвета, и на достижения мусульманских медиков равнялся весь мир в последующие полторы тысячи лет.

Распространение Ислама и призыв мусульман к Истине, обращенный к народам мира, позволили первым мусульманским ученым достичь в науке и культуре величайших высот, став во многом основоположниками современной науки, что может стать лучшей иллюстрацией того, как связаны между собой религия ислама и наука. Исламский халифат долгие годы и даже сотни лет являлся настоящим центром духовной жизни и цивилизации, Ислам распространял свое влияние не только на Азию, но и на Европу, и на Африку. Основанные на Священной Книге Коран и Сунне научные знания мусульман уже тогда были на таком уровне, который мы считаем сегодня мировым.

Немногие специалисты могут рассказать о культуре ислама кратко. Ведь она создавалась под многовековым влиянием религии, именно её устои и особенности лежат в основе наук, искусства, ремесел. В мусульманских странах слишком много запретов, которые отражаются на их мировоззрении. Но и строгие ограничения не мешают таким государствам развиваться в разных направлениях.

Культура ислама

Важность религии

Все принципы отражены в главной книге мусульман — Коране. Последователи религии верят в бессмертную душу и загробную жизнь. При этом они соблюдают пять предписанных правил:

Мусульманин совершает молитву

  1. Верить нужно только в Аллаха и его посланника Мухаммеда.
  2. Необходимо 5 раз в день совершать молитвы.
  3. Обязательно подавать в пользу бедных милостыню.
  4. В месяц Рамадан все должны соблюдать пост.
  5. Хотя бы раз в жизни мусульмане совершают паломничество в Мекку — хадж.

После смерти пророка Мухаммеда в 632 году религия раскололась на два течения — шиизм и суннизм. Но все мусульмане верят в единого бога, ангелов, священные книги, пророков и посланников, существование ада и рая. Позже появилось такое понятие, как предопределение. То есть считается, что всё происходящее в мире и жизни каждого человека обусловлено волей всевышнего.

Ислам значительно повлиял на культуру тех государств, в которых он распространён. Это отражается в особых религиозных традициях, архитектуре и науке, искусствах. Коран регулирует даже этичное поведение человека, социальные отношения, юридическую деятельность.

Развитие наук

Божественные откровения ислама побуждали древние цивилизации к изучению наук. Сначала люди пытались истолковать Коран, чтобы приобрести необходимые знания. На основе религиозного наследия и началось развитие:

  • математики;
  • астрономии;
  • химии;
  • истории и географии;
  • медицины.

Арабская система цифр

В древних мусульманских странах развивалась химия. Местные ученые часто работали с разными веществами, металлами, полезными ископаемыми и минералами. Они добывали и перерабатывали их.

Ислам дал начало и таким наукам, как физика и астрономия. Многие ученые написали особые работы, которые были переведены на европейские языки. Исследования мусульман позволили открыть некоторые звёзды, объяснили движение космических объектов. В исламских странах люди верили в астрологов и их предсказания.

Мусульмане работали над созданием трактатов по географии. Они составили атлас из 71 карты и написали первый в мире учебник. В 13 веке в исламских странах появился глобус. А некоторые географы путешествовали практически через весь земной шар. Хотя считается, что мыс Доброй Надежды открыл Васко да Гама, на самом деле на тех берегах задолго до этого события уже обитали мусульмане. Они плавали туда с торговыми целями и с намерением распространить свою веру.

Тесно взаимосвязаны мусульманская культура, религия и медицина. Врачеванием в тех странах занимались многие учёные. А Ар-Рази составил самую большую медицинскую энциклопедию. В её основу легли опыты и наблюдения из его врачебной практики, а также знания из священного Корана.

Искусство ислама

  • каллиграфия;
  • миниатюра;
  • керамика;
  • ковроткачество.

Ковроткачество в исламе

В исламе запрещено изображать человека, хотя на самом деле в Коране нет четких указаний по этому поводу. Но истинные правоверные считают, что некоторые предания и поступки пророка Мухаммеда не разрешают рисовать не только людей, но и любых других живых существ. Ислам осуждает изготовление идолов как объектов поклонения, защищает своих приверженцев от многобожия. А также запрещено изображать человека с четкими чертами лица, так художник может уподобить его самому Создателю. Из-за таких принципов Коран никогда не иллюстрируется, в мечетях также нет изображений святых. Но мусульмане часто используют миниатюры, рисуют уменьшенные человеческие фигуры.

В связи с подобными запретами хорошо развилась каллиграфия. Так называют умение писать разборчивым и четким почерком. Сначала мастера копировали священные тексты из Корана, но позже создавали собственные орнаментально-ритмические композиции. В некоторых случаях каллиграфия сочетает в себе буквы с растительными или геометрическими узорами.

Узорные кирпичные кладки

В исламе зародилась миниатюра, в основу которой легли традиции настенной живописи. Довольно быстро этот вид искусства распространился и в другие восточные страны, где редко соблюдают запрет на изображение живых существ. В Азербайджане, Иране и Турции развилась архитектурная керамика. Мастера создавали узорные кирпичные кладки, особым образом облицовывали здания, а также расписывали фаянсовые сосуды.

Мусульманские страны известны своими коврами. До сих пор в этих государствах продают изделия, сотканные вручную. Самыми дорогими считаются ковры из Персии, Турции и Азербайджана. Они довольно дорогие, зато благодаря высокому качеству могут прослужить не одно десятилетие.

Мусульманская литература

Уже появились авторы, которые создают философские романы. Первыми были Ибн ан-Нафис и Ибн Туфайль. Основы исламской литературы составляют книги разных мусульманских народов. Достойные произведения пишут арабы, иранцы, турки и азербайджанцы. А также ценится литература Индонезии, Пакистана, Сомали, Урду.

Некоторые книги были переведены на латинский и английский языки. Они послужили вдохновением для известных писателей: Даниэля Дефо, Данте Алигьери, Шекспира. На мировоззрение этих творцов повлияли мусульманские сюжеты.

Особенности архитектуры

В реферате об исламской культуре стоит рассказать также и об архитектуре. Изначально мастера строили только культовые сооружения — минареты, мавзолеи и мечети. Но позже появилась необходимость в создании библиотек, общественных бань, госпиталей, крытых рынков и цитаделей. Современные жители мусульманских городов привыкли использовать культурное наследие своих предков. Они ищут места, где уже есть старые здания, и преобразовывают их на современный манер. Даже древние цивилизации ислама во время завоевания городов не разрушали сооружения, а просто переделывали их.

При строительстве мусульмане пользуются критерием полезности. Архитекторы старались разрабатывать универсальные методы возведения зданий. Они применяли их как при строительстве дворцового павильона, так и для создания мощной цитадели. А мусульманские математики разработали специальные способы преобразования простейших геометрических фигур в сложные конструкции.

Архитектура стран Востока

Архитектура стран Востока отличается изысканными формами и богатой отделкой. Архитекторы сочетают полировку, мозаику, роспись и резьбу. Они предпочитают работать с мрамором, стеклом и деревом. Некоторые здания снаружи выглядят непритязательными, но за их стенами скрываются красивые внутренние дворы с мраморными фонтанами.

Практически во всех дворцах и богатых домах есть собственные сады или оранжереи. Выращиванию разных растений и цветов архитекторы уделяли особое внимание, так как флора очень ценится в мусульманских странах. Как в случае с изобразительным искусством, так и в зодчестве запрещено использовать изображение людей. Фрески и мозаики могут передавать разные природные явления или исторические события, но лица и тела человека на них не будет.

Мусульманская культура довольно оригинальная и самобытная. Она завораживает своим глубоким смыслом, эстетикой и красотой. Ее невозможно перепутать ни с одной другой мировой культурой.

Читайте также: