Правила профессионального такта в работе с родителями учащихся доклад на мо

Обновлено: 25.04.2024

1. Терапевтический момент: учтиво поздороваться, поинтересоваться, как идет жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит содержание предстоящей беседы. Если учитель узнает, что в семье горе или серьезные неприятности, то он не станет говорить о негативных сторонах школьной жизни ребенка, предъявлять претензии родителям. Все это можно сказать при следующей встрече.

4. Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций скажите о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере и поведении.

5. С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности.

6. Беседа завершается терапевтическим моментом: не забудьте вежливо попрощаться, передать привет знакомым членам семьи, наметить ориентиры следующей встречи, если она прогнозируема.

ПРИЛОЖЕНИЯ № 6.

День открытых дверей.

Дни открытых дверей для родителей проводятся с различными задачами, основываясь на ключевых, базовых аспектах деятельности образовательного учреждения.

НЕДЕЛЯ “НА ОТЛИЧНО”

В настоящее время отмечается большой подъем активности школьников, но, к сожалению, далеко не всегда положительно направленной. Многие подростки и родители потеряли веру в школу, стремятся меньше в ней находиться.

Успешно занимающиеся учащиеся лучше относятся друг к другу, к учителям, к родителям. И родители в ответ испытывают положительные эмоции к школе и к своим детям. Неделя "На отлично" помогает получить положительные эмоции и удовлетворение учащихся и их родителей. Учителя поощряют учеников, пишут похвалу в дневник за знания, за старания, примерное поведение, за умения и достижения, за успехи в учебе. У учащихся с низкими учебными возможностями надо воспитывать любовь к школе, повышать самооценку, давая возможность участвовать в разных школьных мероприятиях, приобщать и заинтересовывать их родителей, дать родителям возможность почувствовать гордость за своего ребенка. Ученики и их родители ответят добром и благодарностью.

За неделю до праздника вывешивается объявление о предстоящем мероприятии. В нем сообщается всем учащимся о конкурсе “Неделя "на отлично" или «Подарок для родителей”. Все учащиеся могут принять участие в этом конкурсе. Кто больше соберет за неделю пятерок в дневник и похвальных записей, те учащиеся и победители конкурса. Победителям - благодарственное письмо родителям.

В конце недели подводятся итоги и на линейке объявляются победители.

Приглашаются на сцену родители для вручения благодарственных писем.

Школьный сайт.

Стремительно меняется жизнь, также стремительно меняются взгляды и представления детей, появляются новые объективные потери у них интереса к школе. Наступило время переосмысления, расширения традиционных направлений обучения, поиск новых методов и приёмов заинтересовать детей к учёбе, в чём “плюс” Интернета для учителя, а для родителей учащихся – каждый день – “Дни открытых дверей” в школе. Таким образом, сегодня является актуальным вопрос о необходимости и перспективах создания школьного сайта, сайта как “визитка”, PR-инструмента школы, сайта как инструмент внутри- и внешкольного взаимодействия. Иметь школе собственную страничку в мировой сети не только престижно, но и удобно. Сайт связывает в единую цепь учеников, родителей и учителей школы, сближая всех общими интересами.

Основная цель школьного сайта — связать между собой учеников, родителей и учителей обменом информацией по различным направлениям школьной жизни. Например, в связи с занятостью родители не всегда могут прийти в школу лично, и лучше ввести их в курсе дела школы посредством объявления на сайте. С помощью школьного сайта, на котором отражена вся школьная жизнь, подростки будут больше вовлечены в социальную деятельность, смогут получать дополнительное образование дистанционно, учителя получат удобную доску объявлений о проводимых конференциях, смогут публиковать свои методические наработки и многое, многое другое. Школьные сайты должны быть по существу виртуальной школой. Это в значительной степени сможет облегчить выбор школы, класса для ребенка, так как родители получают большое количество разноплановой информации. Также школьные сайты — это прекрасная возможность показать творческие способности учащихся и способы самореализации подростков, отразить атмосферу в школьном коллективе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Истринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I , II видов Московской области

« ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТАКТА

д. Сокольники-201 6

ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТАКТА

В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

В беседе с родителями обучающихся необходимо учитывать следующее:

1. Терапевтический момент: учтиво поздороваться, поинтересоваться, как идёт жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит содержание предстоящей беседы. Если учитель узнаёт, что в семье горе или серьёзные неприятности, то он не станет говорить о негативных сторонах школьной жизни ребёнка, предъявляя претензии родителям. Всё это можно сказать при следующей встрече.

4. Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций скажите о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере и поведении.

5. С учётом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон личности.

6. Беседа завершается терапевтическим моментом: не забудьте вежливо попрощаться, передать привет знакомым членам семьи, наметить следующую встречу, если она прогнозируема.

Учитывая наши специфические условия круглосуточного нахождения детей в интернате, педагогам почти не приходится посещать детей на дому. Такую форму работы с родителями, как посещение семей , можно использовать только в зависимости от конкретной ситуации, заранее продумав вопросы, которые надо решить.

Не планировать визит больше чем на час. Не беседовать у двери, на ходу. Заблаговременно сообщите родителям о времени и цели своего визита. Иначе семья может оказаться неподготовленной (беспорядок в квартире, занятость бытовыми делами, сугубо домашняя, не для посторонних, одежда) и будет поставлена в неудобное положение. Тогда психологический микроклимат будет неблагоприятным, откровенный душевный разговор не получится.

Тон в беседе должен задавать классный руководитель. Тон должен быть дружелюбным и спокойным. От нас требуется максимум тактичности и выдержки. Дело в том, что родители могут принять оборонительный или снисходительный тон. Не стоит забывать, что они – дилетанты во многих вопросах, а вы – педагог. Но надо не поучать, а советовать родителям, больше задавать вопросов, но при этом не стоит превращать разговор в допрос.

Желательно продумать вопросы или основные пункты разговора. Беседа должна быть естественной и непринужденной. Записи делать нежелательно. Однако после посещения надо записывать все услышанное и выводы.

Сам ребенок должен участвовать в беседе, так как говорят все-таки о нем. Но есть моменты, когда присутствие ребенка исключено. Мы заранее обговариваем эти моменты

Не ходите в семью только с жалобой на ребенка.

Визит оправдан лишь в том случае, если он способствует установлению в семье добрых взаимоотношений, согласию детей и родителей, применению правильных методов воспитания.

Правила профессионального такта должны использоваться и при проведении родительского собрания.

Каждое родительское собрание должно иметь конкретную тему и по своему содержанию быть коллективной педагогической консультацией по формированию и развитию личности детей. Не оправдывают себя и вызывают досаду большинство родителей собрания, на которых классные руководители говорят лишь об успеваемости и поведении каждого ученика.

Обсуждая на собраниях вопросы развития учащихся, просите поделиться опытом воспитания родителей хорошо воспитанных детей.

Не навреди! Общаясь с родителями учащихся, обязательно думай о том, что будет после разговора с вами. При несоблюдении профессионального такта результат общения может оказаться прямо противоположным ожидаемым воспитательным целям педагога.

Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на сегодня одна из самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены самим себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома - прогулка.

Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, важно установить с ними доверительный контакт, найти верный тон разговора. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка;
отметьте сначала положительные факты его жизни;
замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;
если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;
желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;
надо вселять в родителей веру в своего ребенка;
щадите самолюбие родителей;
не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.

ЧТО ЗНАЧИТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО?
Установите обратную связь с семьёй с целью получения полной информации о развитии ребёнка и консультирования семьи;
Найдите возможность встретиться с родителем в спокойной обстановке;
Проясните проблему: сформулируйте свою точку зрения;
Вначале выслушайте точку зрения родителей: постарайтесь понять его цели, намерения, опасения;
Если есть проблема, сформулируйте её суть, прежде чем обратиться к родителям;
Поставьте перед собой и родителями вопрос: что можно сделать в данной ситуации?
Обсудите как можно больше вариантов решения и выберите оптимальный вариант для обеих сторон;
Обсудите действия каждой стороны в рамках принятого решения;
Договоритесь о сроках и способах связи друг с другом.

ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С РОДИТЕЛЯМИ

Контакт зависит от того, что мы говорим, как мы себя держим. Каждое движение – слово в языке жестов. Элементами невербальной коммуникации, в частности, являются:
тембр голоса и интонация,
пространство, разделяющее говорящих,
частота дыхания,
жесты,
осанка,
одежда,
выражение лица,
контакт глазами.

При общении очень важно, чтобы Ваше тело, взгляд, мимика были максимально открытыми, располагали к доверию.

Если вы проявляете нетерпение, говорите на повышенных тонах, раздражаетесь, то о Вас может сложиться впечатление, что Вы:
Не уважаете других,
Боитесь,
Недоброжелательны,
Плохо воспитаны и др.

Взгляд. Хотите установить контакт – начните со взгляда в глаза, но тут важно не перегнуть палку, так как человек при слишком устойчивом визуальном контакте может истолковать это по-своему: может, со мной что-то не так, слишком навязчивый собеседник и т.п.

Голос. При разговоре используйте мягкий доверительно – деловой тон, средний темп, говорите внятно, четко излагайте свою позицию, просьбы.

Организация пространства. Вокруг каждого из нас существует некоторое пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Деликатность и умение держать дистанцию – непременное условие плодотворного общения. Возникающее напряжение в процессе общения может быть индикатором нарушения личностного пространства. В этом случае необходимо посторониться или отодвинуться, занять удобное положение.

Памятка для педагога по работе с родителями.

1.Помните , что вы только помощник родителей, а не лицо, их заменяющее.

2. Родители несут всю полноту ответственности за развитие, обучение и сохранение здоровья своего ребенка. Ваша задача- помочь им в этом, но не взваливать весь груз ответственности на себя.

3. Вы не обязаны любить всех детей вашей группы. Любовь- это прерогатива родителей. Вы обязаны понять детей, принять их такими , какие они есть , и помочь им в преодолении проблем психофизического развития.

4. Каждый ценит только то, что ему удалось сделать самому. Следовательно, чем больше вы будете предоставлять родителям возможностей для самореализации , тем выше они будут оценивать эффективность работы детского сада в целом и вашу в частности.

5. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь , чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших воспитанников не было запланировано никаких важных дел и т.п.

6.Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся воспитанников вашей группы , и на ее обсуждение постройте разговор с родителями.

7. Особое внимание обратите на размещение родителей в группе, например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

8. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно, не допускается молчание при обсуждении проблемы; отвергая предложение ( мнение) , необходимо вносить встречное ;называть друг друга по имени отчеству или только по имени и т.д.

9. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

10. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

11.При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета дошкольного учреждения.

12.Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

13.Используйте все преимущества конкурсов и соревнований при формулировке домашних заданий. Это позволит создать атмосферу заинтересованности и сопричастности родителей к образованию ребенка.

Как воспитателю организовать беседу с родителями.

1.Ответственность за успех или провал встречи лежит на педагоге.

2.Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.

3.Взаимопонимание быстрее наладится , если воспитатель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства , а не партнера.

4.Важно спокойное дружеское вступительное слово воспитателя.

5.Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.

6. Нужно выяснить , что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Воспитатель не сможет понять поведение ребенка прежде , чем он поймет отношение к нему родителя.

7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше , чем навязывать родителю мнение воспитателя.

8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.

9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.

11. Воспринимайте все , что говорят родители , не выражая своего изумления или неодобрения.

КАК СОБЛЮДАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ В БЕСЕДЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на сегодня одна из самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены самим себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома - прогулка.

Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, важно установить с ними доверительный контакт, найти верный тон разговора. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка;
отметьте сначала положительные факты его жизни;
замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;
если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;
желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;
надо вселять в родителей веру в своего ребенка;
щадите самолюбие родителей;
не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.

ЧТО ЗНАЧИТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО?
Установите обратную связь с семьёй с целью получения полной информации о развитии ребёнка и консультирования семьи;
Найдите возможность встретиться с родителем в спокойной обстановке;
Проясните проблему: сформулируйте свою точку зрения;
Вначале выслушайте точку зрения родителей: постарайтесь понять его цели, намерения, опасения;
Если есть проблема, сформулируйте её суть, прежде чем обратиться к родителям;
Поставьте перед собой и родителями вопрос: что можно сделать в данной ситуации?
Обсудите как можно больше вариантов решения и выберите оптимальный вариант для обеих сторон;
Обсудите действия каждой стороны в рамках принятого решения;
Договоритесь о сроках и способах связи друг с другом.

ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С РОДИТЕЛЯМИ

Контакт зависит от того, что мы говорим, как мы себя держим. Каждое движение – слово в языке жестов. Элементами невербальной коммуникации, в частности, являются:
тембр голоса и интонация,
пространство, разделяющее говорящих,
частота дыхания,
жесты,
осанка,
одежда,
выражение лица,
контакт глазами.

При общении очень важно, чтобы Ваше тело, взгляд, мимика были максимально открытыми, располагали к доверию.

Если вы проявляете нетерпение, говорите на повышенных тонах, раздражаетесь, то о Вас может сложиться впечатление, что Вы:
Не уважаете других,
Боитесь,
Недоброжелательны,
Плохо воспитаны и др.

Взгляд. Хотите установить контакт – начните со взгляда в глаза, но тут важно не перегнуть палку, так как человек при слишком устойчивом визуальном контакте может истолковать это по-своему: может, со мной что-то не так, слишком навязчивый собеседник и т.п.

Голос. При разговоре используйте мягкий доверительно – деловой тон, средний темп, говорите внятно, четко излагайте свою позицию, просьбы.

Организация пространства. Вокруг каждого из нас существует некоторое пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Деликатность и умение держать дистанцию – непременное условие плодотворного общения. Возникающее напряжение в процессе общения может быть индикатором нарушения личностного пространства. В этом случае необходимо посторониться или отодвинуться, занять удобное положение.

Памятка для педагога по работе с родителями.

1.Помните , что вы только помощник родителей, а не лицо, их заменяющее.

2. Родители несут всю полноту ответственности за развитие, обучение и сохранение здоровья своего ребенка. Ваша задача- помочь им в этом, но не взваливать весь груз ответственности на себя.

3. Вы не обязаны любить всех детей вашей группы. Любовь- это прерогатива родителей. Вы обязаны понять детей, принять их такими , какие они есть , и помочь им в преодолении проблем психофизического развития.

4. Каждый ценит только то, что ему удалось сделать самому. Следовательно, чем больше вы будете предоставлять родителям возможностей для самореализации , тем выше они будут оценивать эффективность работы детского сада в целом и вашу в частности.

5. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь , чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших воспитанников не было запланировано никаких важных дел и т.п.

6.Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся воспитанников вашей группы , и на ее обсуждение постройте разговор с родителями.

7. Особое внимание обратите на размещение родителей в группе, например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

8. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно, не допускается молчание при обсуждении проблемы; отвергая предложение ( мнение) , необходимо вносить встречное ;называть друг друга по имени отчеству или только по имени и т.д.

9. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

10. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

11.При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета дошкольного учреждения.

12.Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

13.Используйте все преимущества конкурсов и соревнований при формулировке домашних заданий. Это позволит создать атмосферу заинтересованности и сопричастности родителей к образованию ребенка.

Как воспитателю организовать беседу с родителями.

1.Ответственность за успех или провал встречи лежит на педагоге.

2.Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.

3.Взаимопонимание быстрее наладится , если воспитатель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства , а не партнера.

4.Важно спокойное дружеское вступительное слово воспитателя.

5.Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.

6. Нужно выяснить , что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Воспитатель не сможет понять поведение ребенка прежде , чем он поймет отношение к нему родителя.

7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше , чем навязывать родителю мнение воспитателя.

8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.

9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.

11. Воспринимайте все , что говорят родители , не выражая своего изумления или неодобрения.

Профессиональной этикой называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и единство с общей теорией морали.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием. Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных проблем:

- исследование проблем методологического характера,

- выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя,

- разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда,

- выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.

Педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Авторитет педагога зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственности -этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя. Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.

Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений педагогов с ними, с коллегами, родителями обучающихся и т.д.

Педагог общается с обучающимися в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов учителя. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.

Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Основными элементами педагогического такта являются:

· требовательность и уважительность к воспитаннику;

· умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

· деловой тон общения;

· внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

Ø во внешнем облике педагога;

Ø в умении быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

Ø в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

Ø в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

Ø в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

Ø в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В систему отношений “педагог – родители учащихся” учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления педагогического процесса. Эта система отношений способна функционировать и без непосредственного контакта её участников, потому что их связывает учащийся как объект взаимного влияния. Отношения “учитель – родители учащихся” являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся. Осуществление ведущей роли учителя в сотрудничестве с родителями учащихся представляет значительную трудность. Морально-педагогический фактор в формировании этих отношений играет важную роль.

Ещё одно важное обстоятельство, которое должно приниматься во внимание при изучении нравственных отношений колледжа и семьи: колледж или развивает нравственные качества ребёнка, заложенные в семье, или вынужден его перевоспитывать. В этих случаях педагог должен знать семейную нравственную ситуацию, а родители – знать нравственно-педагогические требования учителя.

Требования к поведению учителя при установлении им контактов с родителями учащихся

Педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к личности учителя, которые являются педагогически целесообразными и необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся. Среди них выделяются:

1) Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания;

2) Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества.

Уже подчёркивалось, что родители учащихся и учитель – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учёте её в работе учителя, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты учителя с родителями учащихся должны носить постоянный характер. Причины нежелания учителя устанавливать контакты с родителями учащихся могут лежать в области высокой самоуверенности в своих педагогических возможностях, равнодушии, отсутствии чувства сознания и ответственности.

3) Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей.

Ведь всякая небрежность и предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим родителям, которые чутко реагируют на это. Учитель обязан давать ученикам только объективную характеристику. Когда классный руководитель осведомлён о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он говорит о ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников в обучении и воспитании.

4) Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей.

Педагогическая целесообразность этого велика – учитель приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут. Иногда учителю, правда, приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Учитель, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.

5) Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей.

Это означает, что родители могут в чём-то ошибаться, совершать непедагогические действия, в чём-то пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям – и учитель из соображений сотрудничества и создания благоприятных условий для педагогического процесса должен помочь развивать педагогическую культуру родителей, объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к их ребёнку. Однако при этом учитель не должен пытаться переложить свои обязанности на родителей, так как этим он расписывается в собственном педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ученика.

6) Анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к учителю.

Педагогическая мораль требует от учителя доброжелательного отношения к замечаниям родителей в его адрес. Хотя психологически учителю далеко не всегда приятно бывает слышать критические замечания, так как многие их высказывающие мало осведомлены в педагогике вообще. Критика от родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер, когда учитель сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему необходимо знать их мнение о том, правильно ли его понимают ученики и родители, имеются ли промахи в организации педагогического процесса. Требовательный к себе учитель со здоровой самокритикой всегда найдёт в замечаниях родителей нечто полезное. Тем более, что при отсутствии критики недовольство родителей сохраняется, приводя к взаимному непониманию и недоверию к авторитету учителя. В конечном итоге родители должны оценивать и положительные качества педагога.

Читайте также: