Позитивизм прагматизм структурализм доклад

Обновлено: 28.06.2024

Философия изменялась на протяжении всей истории своего развития, поэтому сегодня невозможно собрать ее в единое точное определение. Однако в многочисленных философских направлениях и школах можно отметить общие мировоззренческие ориентации, свойственные для определенного времени.

По общим критериям философские направления можно разделить по следующим категориям:

  • по интересам к предметной проблематике выделяют такие философские направления, как онтология, гносеология, аксиология и т.д.
  • по методу исследования – трансцендентальная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая философия.
  • по социально-политическим воззрениям можно выделить консервативную, радикальную, либеральную философию и т.п.
  • по другим общим критериям можно обозначить: научная и ненаучная философия, светская и религиозная философия, рациональная – иррациональная и т.д.

Это далеко не полный и не исчерпывающий список классификации философских направлений. Так же они могут выделяться по историческим, культурным, религиозным и другим различиям.

В 20 веке в философии возникло множество течений и направлений, среди которые можно обозначить неопозитивизм и прагматизм.

Вклад О.Конта в неопозитивизм

Неопозитивизм представляет собой философское направление, ориентированное на научное познание и рациональное действие.

Неопозитивизм продолжил традицию позитивизма, которую начал О. Конт (1798–1857).
Конт определил три стадии развития человечества:

Он утверждал, что именно позитивная философия способствует переходу общества на стадию научной рациональной деятельности. Поэтому социальные науки должны быть такими же точными, как и естественные науки, т.е. эмпирически доказуемы.

Эмпирические данные, по мнению Конта, не вызывают сомнения, проверены и обладают высокой степенью надежности.
К условиям получения надежных данных Конт отнес следующие методологические принципы: обращение к фактам, применение процедур наблюдения, индуктивного метода, выведение простых законов на основании фактических знаний, прогнозирование, составление рекомендаций на основе собранных данных.

Согласно Конту, необходимо отказаться и не принимать во внимание положения, которые никак нельзя проверить, подтвердить либо опровергнуть.

Таким образом, естественные науки Конт считал эталоном, а потому он видел необходимым преобразование гуманитарных наук по подобию естественных.

Неопозитивизм взял за идейный источник классический эмпиризм с ориентацией на опыт.
Наиболее важным фактором становления неопозитивизма стал интерес к языку, который обусловил перевод онтологических тем философии в плоскость логики и семантики, исследовавшей проблемы значения.

Прагматизм: основные положения и представители

Прагматизм- философское направление, которое исходит из принципа полезности и практической реализуемости.

Лидерами данного направления являются философы Ч.Пирс (1839–1914) и Дж.Дьюи (1859–1952).

Прагматизм часто отождествляют с неопозитивизмом, однако они имеют различия:
Неопозитивисты придерживаются научной строгости и рациональности в своей философии; прагматики, напротив, попадают в ловушки релятивизма.

Представители философии прагматизма определяют критериями познания реальности
практический успех и наличие общего консенсуса. Это способствует становлению философии чувствительной к социальному контексту науки, ведь язык и наука – это не только форма социального знания, но и социальные институты, функционирующие в обществе.

Поэтому научные положения утверждаются не изолированными в своих сообществах исследователями, которые имеют дело исключительно с фактами, а на различных форумах ученых, где решаются вопросы принятия той или иной концепции с учетом интересов общества. Однако, несмотря на упреки в философском эклектизме и релятивизме, внимание к этим интересам является заслугой философии прагматизма.

Важно отметить, что и эти принятые концепции не должны полностью абсолютизироваться, потому что они могут быть иллюзорными или содержать в себе заблуждения и стереотипы. Именно поэтому прагматическая установка должна быть включена в широкий философский контекст, в котором происходит взаимодействие классических и современных методов.

Классическая философия описывала язык как орудие мысли, как нечто вспомогательное по отношению к миру и познанию.
Лингвистическая революция в философии возникла посредством осознания того факта, что выделение тех или иных сущностей, их классификация обусловлены логико-грамматическими и семантическими (смысловыми) структурами. Эта революция представляет собой изменение методики философствования.
Если в рамках онтологической концепции считалось нормальным ссылаться на мироустройство при объяснении философских утверждений, то новая лингвистическая парадигма, в утверждении сторонников неопозитивизма, привлекает внимание к смыслообразующей роли языка.

Здесь мы можем отметить сходство с гносеологической концепцией, ставящей в основу ответ на вопрос о бытии в зависимость от возможности его познания. Разница в том, что на место сознания и рациональности ставятся язык и его логико-синтаксические и смысловые структуры.

Характер такого превращение можно увидеть в споре между Дж. Э. Муром (1837– 1958) и Л. Витгенштейном (1889 – 1951).

Дж.Э. Мур отмечал достоверные высказывания, которые могут быть названы фактами ("Я знаю, что это моя рука", "Я знаю, что это дерево береза") на том основании, что они подтверждаются чувственным опытом.
Л. Витгенштейн, наоборот, в качестве источника достоверности высказываний в особенностях языка считал, что язык кажется подвижным и изменчивым, но подобно двери, вращающейся на петлях, у него также имеются свои стержни, свое несомненное, благодаря чему возможны наши вопросы и ответы и даже само сомнение.

Если проанализировать данный спор, то можно отметить, что каким бы мы образом не относились критически к прописным истинам, они все равно существуют. Их существование обусловлено не только тем, что они подтверждают наш опыт и разум, как считали философы классической парадигмы, но и тем, что без них мы не могли бы нечто оспаривать или утверждать. Эти истины не являются продуктами специального познания, и философы не могли не обратить внимание на существование данных истин, которые не поддаются простым доказательствам. Классическая философия предлагала опыт и разум как критерии проверки истины, неклассическая философия постепенно освобождалась от некритического отношения к этим источникам знания.

Чтобы понять природу теоретического и эмпирического знания, соотношение науки и философии, следует обратиться к работам неопозитивистов. Более последовательно лингвистическая позиция проводилась ими в отношении философии. С этой точки зрения проблемы философии оказались не совсем правильно поставленными, т.е. они направлены на предметы, в то время как их смысл заключается в проверке способа употребления слов.
Если задаться вопросом о бессмертии души или причинности мироустройства, философ должен отдавать себе отчет в том, что он не ищет некую таинственную духовную субстанцию, а анализирует функционирование самого понятия субстанции, не превращая его при этом в некую непостижимую и таинственную вещь.

Можно привести следующий пример: выражение "потерял совесть" указывает на мысль, что совесть представляет собой своеобразную вещь, которая не может найтись или потеряться, но именно философия и должна обратить внимание на метафорический характер подобных положений, чтобы избавить людей от иллюзий языка. Значит, согласно неопозитивистам, философские проблемы являются свидетельством неправильного употребления языка. Такие часто используемые слова, как "число", "качество", "состояние", "время", "причина" и другие, не обозначают реальных сущностей.

Кроме логико-синтаксических проблем есть еще и содержательные, однако ими занимается наука, а не философия. Для их решения недостаточно одного соблюдения правил логики и грамматики, требуется знание объективного положения дел.

Подтверждаемость и опровергаемость

Важно заслугой аналитической философии является изучение эмпирических высказываний.
Так, изначально факты определялись в качестве высказываниях о наблюдаемых явлениях действительности и обозначались как их констатации, которые исключали сомнение и позволяли решить вопрос об их истинности или ложности на основе наблюдения, измерения и эксперимента. Эти проверенные утверждения составляют базис науки, с их помощью происходит обоснование научных гипотез. Критерием научной состоятельности изначально была предложена верификация (подтверждение).

Подтверждаемость не является простым критерием, когда мы говорим о сопоставлении вещей и слов, ведь они, несмотря на свою непохожесть связаны в человеческом познании, что создает опасность подмены событий словами, которые не имеют реального значения. Т.к. факты интерпретируются на основе теорий, верификация как согласованность, соответствие их друг к другу оказывается процедурой, не обеспечивающей выдвижение гипотез и их жесткой проверки. С этой целью К. Поппером (1902-1994) была предложена фальсификация ( процедура опровержения).

Опровергаемость более жесткий критерий оценки, т.к. факты, которые противоречат теории не зависят от нее и поэтому могут расцениваться как выражение самой реальности, ее сопротивления попыткам реализации неадекватных гипотез.
Многие ученые отмечают отрицательное значение фальсификации и отмечают, что она не может способствовать научному росту.

Заметим, что теория исторического познания, которая отвечает требованиям аналитической философии, в целом соответствует постпозитивисткому видению научного познания. Претензия на статус действительно полного научного познания требует от ряда гуманитарных наук отказа на все идеалы эмпирической и позитивистской методологии. При этом ее представители должны учитывать основные методологические инновации половины прошлого столетия, то есть лингвистического поворота, признание невозможности сравнения и совмещения материализма и реализма, обоснования гносиологизма в качестве эмпирической позиции.

Данные вопросы изучались постпозитивистами – Т. Куном (1922–1996), И.Лакатосом(1922–1974), П.Фейерабендом (1924–1994). Философы обозначили "нагруженность" эмпирического знания теоретическим контекстом, которую невозможно устранить, они утвердили проблематику проверяемости и обоснования знания с учетом не только эмпирических и логико-методологических, но и социально-культурных критериев.

Эпоха конца Х1Х – начала ХХ вв. характеризуется тем, что философские школы пытаются интегрировать накопленные научные знания на одной из философских основ после гегелевского периода.

В ХХ веке появляются многочисленные философские направления: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, персонализм, интуитивизм, фрейдизм и другие.

Позитивизм (лат. Positivus – положительный) — направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. Во Франции и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание.

По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857).

В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

• классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера);

Очень популярным и распространенным в первой половине и середине XX в. был неопозитивизм. Основными представителями неопозитивизма были:

• философы "Венского кружка" (М. Шлик - основатель; его последователи - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах);

• представители Львовско-Варшавской школы (А. Тарский, Я. Лукасевич);

Главная идея неопозитивизма — философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.

Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближается с герменевтикой). Основной принцип неопозитивизма — принцип верификации — сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать — подвергнуть опытной проверке фактами.

Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) — верификации не подлежат, а следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии.

Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Экзистенциализм происходит от латинского слова existentia – существование. Появился экзистенциализм в Германии после I мировой войны, а вторая волна экзистенциализма поднялась во Франции в период её оккупации и сразу после II мировой войны.

Наиболее известными представителями экзистенциализма являются К. Ясперс, М. Хайдеггер (Германия), Жан-Поль Сартр, А. Камю (Франция), Ф. Кафка (Австрия), Л. Шестов и Н. Бердяев (Россия).

Экзистенциалисты рассуждали об абсурдности жизни, о том, что истинное предназначение человеческой жизни – смерть, поэтому человек имеет право уйти из жизни по своему собственному усмотрению. В целом, экзистенциализм достаточно пессимистичен, он стал выражением глубокого кризиса западной философии и культуры в XX веке.

Фрейдизм - общее название различных школ и направлений, стремящихся применить психологическое учение 3. Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку, обществу и культуре. Первоначально фрейдизм возник на основе концепции объяснения и лечения неврозов, учитывающей взаимоотношения бессознательной сферы с сознанием, процесс самоутверждения личности, попавшей в конфликтную ситуацию. Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие не только большинство психических действий человека, но и все исторические события и общественные явления: извечные конфликты в глубинах психики человека становятся причиной и содержанием (часто скрытым от непосредственного осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. Представители фрейдизма – А. Адлер, К. Г. Юнг и др. В кон. 30-х годов возник неофрейдизм (Э. Фромм, В. Райх и др.), который, сохранив осн. логику рассуждений Фрейда, отказался видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку.

Прагматизм (от греч. praqma - дело, действие, философия действия –как философское и этическое течение возникло в конце Х1Х столетия и получило особенно широкое распространение в США.

Его создателем и теоретиком является выдающийся логик и философ Чарльз Пирс (1839-1914), а самыми известными систематизаторами его идей - У. Джеймс (1842-1914) и Дж. Дьюи (1859-1952).

Человек может поступать, как ему вздумается, ибо все средства хороши для достижения цели, цель оправдывает любые средства. Вот почему идеи прагматистской этики пришлись по вкусу американским бизнесменам, дельцам, стяжателям. Прагматисты ставят в упрек прошлым этическим системам, невнимание к человеку. Свою систему считают единственной, утверждающий свободу человеческой личности. Но человек у прагматистов выступает как биологическое существо, а не интеллектуальное, общественное: деятельность человека определяется, по их мнению, субъективным желанием, вызываемым соответствующим инстинктом, бессознательными импульсами.

Позитивизм проходит ряд этапов, в которых видны его качественное развитие и особенности подходов к основополагающей идее - видеть систему научного знания как достоверно выстроенный мир знаний, опирающейся на свои собственные ресурсы обоснованности надежности научного знания.

Позитивизм вызван рядом причин. К характерным факторам относятся: революция в области естественных наук на рубеже Х1Х и ХХ столетий (открытие радиоактивности, электрона, кванта, эффекта относительности и др.); абстрагированность и отдаленность философии, заданная спецификой методологии умозрительных философских подходов, отличающихся от требований верификации (опытной проверки), свойственной естествознания. Сам позитивизм находит поддержку среди ученых естественников, в разных странах, в том числе в России.

Первый этап позитивизма.

Он связан с появлением, зарождением его первой классической формы. Основателем позитивизма был французский философ О.Конт (1798 - 1857). Значительный вклад в развитие позитивизма вносят английские ученые Дж. Миль (1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903).

Характерными для позитивизма является следующие оценки и позиции: объявление вне научного интереса (ненужными в науке) философские направления (материализм, идеализм, диалектику и др.); заявление, о том, что позитивизм имеет всеобъемлющее значение для понимания познания; обозначение задачи – положительная философия (позитивизм ) должна состоять в верификации, систематизации конкретно-научного знания.

Второй этап позитивизма - эмпириокритицизм (махизм, эмпириомонизм).

В конце Х1Х-начале ХХ века австрийский физик и философ Э.Мах и швейцарский философ Р.Авенариус, (в связи революционными открытиями в науке, которые ставили под сомнение достижения классических естественных наук) предложили субъективно - идеалистический вариант позитивизма - эмпириокритицизм (что означает - критика опыта).

В целом позитивисты сводят задачу философии только в области теории познания;

Третий этап позитивизма - неопозитивизм.

Неопозитивизм как отдельная линия позитивизма появляется на базе определенных предпосылок: появление проблем в связи с трудностями развития естествознания. Среди гносеологических причин это: проблема относительности знаний, нарастание процесса математизации и формализации наук в связи с развитием теоретических отраслей науки.

В неопозитивизме рождаются свои течения это логический позитивизм и семантический (лингвистический) позитивизм.

Другой семантический или лингвистический позитивизм появляется в начале 40-х гг ХХ в. Часть логических позитивистов (см. Л.Витгенштейн, М.Шлик, Р.Карнап и др.) заявила о переходе на позиции семантики (учение о значении, об отношении между знаками т.е. между словами и предложениями и тем, что они означают), с целью преодоления противоречия, связанного с изолированностью языка в логическом позитивизме от основной своей функции - функции общения, следовательно, функции передачи значения.

Четвертый этап развития позитивизма – постпозитивизм

Постпозитивизм возникает в 50-х гг. ХХ в. Вследствие внутреннего кризиса из неопозитивизма вырастает постпозитивизм.

Постпозитивизм формируется как направление в рамках позитивизма, т.е. он прямо занимается проблемами научного знания, науки, но на основе критики и ревизии неопозитивизма он выделяет свой круг проблем, связанных с развитием научного знания. Родоначальниками постпозитивизма являются К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, М.Тулмин и др.

К числу известных подходов, идей в нем можно выделить критический рационализм К. Поппера, концепцию парадигм Т.Куна, методологический плюрализм П. Фейерабенда.

По Попперу – в науке должен работать критерий фальсификации (научным является только, что можно фальсифицировать, указать признаки ложности, ограниченности), критерий верификации в позитивизме устарел, несовершенен.

П.Фейерабенд проводит идею о том, что в науке допутимо все, все методы имеют место быть, каждый дает свой результат. Даже отрицательный – это то же результат.

Постпозитивизм имеет свои особенности. Здесь происходит своеобразная "реабилитация философии", возвращение к метафизике, признание ее методологической роли. То, что считается методом в науке - это сложно и комплексно детерминированный способ познания, который включает в себя историко-научный подход, методологический подход, логический подход. Научное знание - это целостное образование и оно жестко не разделяется на эмпирический и теоретический уровни, оно имеет свою историческую динамику, отсюда важным, оправданным является применение к нему исторических критериев и измерения форм развития. Теоретическое понимание науки требует учета динамической структуры научного понимания, оно предполагает учета целостных исторических моделей развития.

В целом динамика, развитие научного знания признается всеми постпозитивистами (в отличии от неопозитивистов не рассматривавших проблему развития научного знания). Целью изменения и измерения роста, развития научного знания является не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких задач по технологии добывания знаний.

Следует отметить заслуги позитивизма в целом. В нем немало сделано для анализа языка, понимания науки и путей её развития. В нем определено понимание роли и места математики и логики. В нем признается роль и значение философии для анализа общих процессов развития точного знания, которое связано с естествознанием, математикой, техническими науками. При влиянии позитивизма сама философия существенно обновляется. Наконец, на этапе развития постпозитивизма дается историко-философский целостный анализ функционирования и развития научного знания.

В самом позитивизме можно увидеть две тенденции, одной стороны, это внутренне развитие - философии неопозитивизма, постпозитивизма, с другой стороны – это движение к практицизму. Эта тенденция нашла выражение в прагматизме.

Прагматизм - это сугубо американская форма развития философского направления, основанная на утилитарном (от лат. - польза, выгода) подходе к окружающему миру, людям и вещам. Создатели прагматизма: - Ч. Пирс, У. Джемс (конец Х1Х века); в наше время – это Д.Дьюи, Р. Рорти.

Ч. Пирс говорит о том, что "наши убеждения фактически полностью являются правилами для действия". Все служит действию, все что дает человеку успешный выход из конкретной ситуации, объявляется истинным (пусть это знания или верования)

Прагматизм обосновывает следующие свои основные идеи и положения. Познание основывается на прагматической вере. Сама же вера есть глубокая подлинная истина. Истинность задается опытом, дающим желательный результат. Истинность в нем отождествляется с полезностью. Рациональность, заключающаяся в разуме и действиях понимается как практическая целесообразность. Требования к человеку заключаются в том как наилучшим образом использовать эти общие идеи, положения. Для самой философии задача состоит в том, чтобы помочь человеку в преобразовании мира.

Экзистенциализм как философское направление.

Одним из самых известных и развернутых философских поисков ХХ века выступает появление экзистенциализма. Чем заметна экзистенциальная философия Экзистенциализм (лат.-existentia) существование) - это направление, которое в основу своего анализа поставило проблему существования человека. К этому направлению, помимо экзистенциализма, относятся еще персонализм и философская антропология.

Экзистенциализм имеет разные истоки. Он присутствует в учениях русских философов Н. Бердяева (1874 - 1948), Л. Шестова (1866 - 1938), появив­шихся в начале XX века.

Но свое распространение и развитие он получает после первой мировой войны в Германии – К. Ясперс (1883 - 1969), и М. Хай­деггер (1889 - 1976), во Франции - Г. Марсель (1889-1973), Ж.П.Сартр (1905 - 1980), А. Ка­мю (1913 - 1960).

Экзистенциальная философия акцентирует внимание и разрабатывает свой ряд актуальных проблем. Их список таков: проблема существования человека и его сущности;

проблема бытия чело­века и бытия мира; проблема человека как уникального существа;

проблема бытия как бытия между жизнью и смертью; проблема отчуждения человека как проявления социально­го кризиса.

Экзистенциализм имеет объективные причины появления. Экзистенциальная философия ХХ века выросла на исторической почве продолжающегося и сегодня социального кризиса, охватившего экономические, политические, духовно-нравственные основы челове­ческого бытия. Философы стремились охватить тот круг проблем, состояний, настроений человека, оказавшихся в эпи­центре разных кризисных процессов. Наиболее крупные из этих философов резко критиковали реакционные режимы, были защитниками демокра­тии, прав и свобод личности. Но вместе с тем отчуждение человека и общества в современном мире не исчезло, а усилилось и как его преодолеть, - на этот вопрос экзистенциалисты не дают ответа.

Следствия из принципа существования человека указывают на следущее: нет неизменной человеческой природы (жизнь человека – это процесс); только сам индивид может осуществить свое превращение в человека (все зависит от самого человека); любой индивид несет ответственность за себя (человек не может переложить ответственность за свой выбор, поступки)

Экзистенциалисты утверждают идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми в контексте диалектики одно-посредством-другого (взаимоубусловленности): тогда взаимообусловлены отношения - свобода требует ответственности и, наоборот, ответственен так как есть свобода выбора. Сам человек обладает свободой, на которую он обречен. Но человек с одной стороны свободен, а с другой стороны - ответственен.

Проблема соотношения бытия человека и бытия мира. Эта проблема важна тем, что признавая существование мира, при этом необходимо видеть и понимать его ценность его. Но человеку приходится начинать оценивать мир с анализа собственного бытия, так как мир дан и задан для человека как существующий, благодаря бытию самого человека. Поэтому исходя из этого, человек оценивает сложность этого мира, его взаимодействие с ним (через свои дела, действия, цели, потребности), через это ранжирует и при­дает всему смыслы, значения при взаимодействии с миром.

Проблема уникальности человека. Такая проблема, проблема уникальности человеческого существования вытекает из того, что каждый человек неповторим, своеобразен в своем бытии. Испанский философ Х. Ортега- и- Гассет достаточно хорошо фиксирует и подчеркивает ее: "Каждый человек имеет миссию истины ….. где находится мой глаз, не находится другой, то, что видит в реальности мой глаз, не видит другой. Мы незаменимы, мы неповторимы". Но в решении данного вопроса важно не только указать на уникальность, но понять как человек может реализовать эту неповторимость, опираться на нее.

Проблема осмысления своего существования философии. По самой сути человек - экзистенциальное существо, он способен чувствовать и понимать себя, существуя во взаимозависимости со всем окружающим, с окружающим миром. Но этот окружающий мир достаточно часто демонстрирует черты враждебности. Тогда в человеке окружающий мир порождает чувства тревоги, страха. И сталкиваясь именно с этим, с этим миром, с этими ситуациями, человек строит самого себя и собственные смыслы и ориентации. Человеку приходится жить в состоянии противостояния, проходить через пограничные состояния, обретая самого себя.

Проблема жизни и смерти. Это одна из важнейших проблем. Каждый человек приобретает опыт, переживал смерть близких, всякого человека обязательно посещают мысли о смерти. У человека возникают разные взгляды на проживаемое. Жизнь либо наполнена смыслом, либо может утратить для него смысл. Для человека значимо достойно жить и значимо понимать свою финальность. И тому и другому учит сама жизнь (она постоянный учитель). Проблема актуальна в силу индивидуальной и планетарной ситуации, так как возможны и гибель человека, и планеты. Сегодня, когда мир во многом нестабилен, в нем достаточно опасностей, сложилась качественно новая ситуация, пограничная между жизнью и смертью человека. Поэтому важно с позиций философского видения найти рецепты выживания, которые наверняка связаны с цивилизационными программами. Важно уйти человечеству от опасных, разрушительных программ, моделей развития цивилизации.

Отчуждение - это особый характер взаимодействия человека и общества, где проявляются противоречия, конфликты, отторжение человека от общества. Эту проблему поднимает еще К.Маркс, рассматривая эти обостренные взаимодействия в условиях капиталистического общества XIX века.

Философы-экзис­тенциалисты отмечают, что отчуждение является атрибутом жизни человека в обществе. Задачи философии помочь человеку найти смысл жизни в разных сложных жизненных ситуа­циях.

Течения в экзистенциализме.

Можно говорить о вариативах в направлениях, в том числе и близких к экзистенциализму. Помимо классического экзистенциализма в это направление входят также персонализм и философская антропология, которые по своим взглядам весьма близки к экзистенциализму.

Персонализм (от лат. рersona - личность) - это философское направление, указывающее на приоритет личности как первичной творческой реальности, высшей духовной ценности, при этом сам мир является проявлением творческой активности верховной личности - бога. Персонализм в личности выделяет как ведущий фактор свободы воли. Личность – это доминанта, она определяет социальное развитие, при этом она опирается на нравственные начала воли. Среди известных представителей этого направления есть М.Мунье, Э.Жильсон. и др.

Философская антропология - это особое философское течение, возникшее в 20-х гг. ХХ века в Западной Европе. Философы этого течения М.Шелер, Г.Гелен и др. Главным выступает то, что здесь философы пытались соединить конкретно-научное изучение различных сфер человеческого бытия с возможностями целостного философского анализа.

Философская антропология расширила понимание аспектов человеческой природы.

Религиозная философия одно из направлений в западной философии ХХ века. Оно имеет свои направления, например, неотомизм, связанный с каталицизмом. Ее место обуславливается сегодня существованием соответствующих религией и связанных с ней религиозных организаций и объединений. Всякая религия несет в себе теоретические позиции и имеет своих теоретиков. В числе известных религиозных философов можно назвать разных представителей: Н.Бердяев, П.Флоренский, С.Булгаков, С. Франк – отечественные философы; Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Марсель, Тейяр де Шарден - католические философы. Все они профессиональные ученые и публицисты. Они не во всем ортодоксальны. Они философски исследовали проблему человека. При этом важным условием является принятие Бога и важных религиозных положений.

С начала 60-х гг. ХХ века религиозная философия (неотомизм и др.) приобрести черты научной формы, как социальное учение - всё более политизируется. В нём появляются целые направления: "теология революции", "теология культуры", "теология мира", "теология бедности и празднеств".

2. Неклассическая философия: иррационализм, прагматизм, позитивизм, экзистенциализм, феноменология, герменевтика, структурализм, синергетика.

3. Неотомизм - философия современного католицизма.

Рационалистические теории Бэкона и Декарта, Спинозы и Локка, Канта и Гегеля при всем различии прославляли разум, утверждали, что познание мира является обязательным условием осуществления гуманистических идеалов, решения коренных проблем человеческого бытия.

Со второй половины XIX века возникают философские теории, критически относящиеся к предшествующим классическим рационалистическим системам, отрицая их способность ориентировать индивида в сложном мире, учитывать существенные стороны его жизни.

Современная философия ведет свой отсчет от рубежа XIX-XX вв., с возникновения и развития неклассических форм мышления, которые, несмотря на продолжающееся развитие традиционных идей и концепций (неокантианство, неогегельянство, неотомизм и другие), становятся определяющим фактором в развитии европейской и мировой философской мысли.

Общая характеристика

Неклассическая философия: иррационализм, прагматизм, позитивизм, экзистенциализм, феноменология, герменевтика, структурализм, синергетика

Рассматривает два типа общества: закрытое и открытое. В первом действует мораль, приносящая личность в жертву обществу, во втором, напротив, личность - высшая ценность.

Прагматизм (гр. pragma - дело, действие) оказал ни с чем не сравнимое воздействие на интеллектуальную жизнь США. Философия прагматизма как нельзя лучше выражает интересы, настроения и в целом мировоззрение американского общества. Прагматизм иногда характеризуют как только лишь утилитарный подход к различным проблемам действительности, но это далеко не так. Рассматривая это направление философской мысли, следует отметить его глубокую взаимосвязь с традициями западной философии, тщательно разработанную собственную понятийную систему, широкий спектр специфических проблем. Устойчивый интерес к проблематике прагматизма безусловно объясняется тем, что в рамках этого направления разработана наиболее влиятельная в XX веке теория деятельности. Тем более, что идеи Маркса, посвященные этой тематике, остались вне поля зрения большинства философов.

Позитивизм (лат. positivus - положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками. Философия же не имеет права претендовать на самостоятельное исследование какой-либо реальности. Подобный вывод имел объективное основание в том, что развитие науки и техники, промышленности, возникновение новых отраслей знания на принципах механики и математики порождали новые проблемы, решение которых было не по силам схоластическим теориям. Этим и объясняются стремление Бэкона, Декарта, Гоббса, Лейбница, а затем Юма, Канта, Гегеля и других организовать философское знание на уровне научного развития своей эпохи.

В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма — неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений.

Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Морица Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия - это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus - истинный; facere - делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа Джордж Эдуард Мур (1873-1958), Людвиг Витгенштейн (1889-1951) - другого влиятельного направления неопозитивизма, принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.

Экзистенциализм (лат. existentia - существование), или философия существования, - одно из наиболее влиятельных и распространенных направлений современной философии.

Различают религиозный экзистенциализм (К.Ясперс, Г.Марсель, Н.А.Бердяев, Л.Шестов) и атеистический (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю).

В работах немецких философов Мартина Хайдеггера (1889-1976) и Карла Ясперса (1883-1969) экзистенциализм окончательно оформился как философское учение.

Проблема свободы - одна из главнейших в экзистенциализме. Особенно много внимания ей уделено у Жана Поля Сартра (1905-1980) и Альбера Камю (1913-1960).

Феноменология, герменевтика, структурализм, синергетика - понятия, обозначающие тесно связанные друг с другом междисциплинарные теоретические направления, различающиеся по своему содержанию, познавательным и методологическим установкам и функциям. В известном смысле, именно эти направления символизируют философский образ мысли XX века.

Структурализм - особое направление в гуманитарном знании. Основные представители: Клод Леви-Стросс (1908), Мишель Фуко (1926), Жак Деррида (1930) и другие.

Структурный метод познания широко используется в языкознании, литературоведении, истории, этнографии, других областях социокультуры с применением моделирования, формализации, математики. В качестве объекта познания выступают различные знаковые системы культуры: мифология, религия, искусство, наука, язык, ритуалы, мода, реклама и т.д, Главная цель научного исследования состоит в выявлении относительно устойчивой (инвариантной) структуры, в которой проявляются общие закономерности развития рассматриваемой структуры и ее элементов. Причем примат отдается структуре, а элементам отводится подчиненная роль; они частично отвлекаются от собственного исторического развития (примат синхронии над диахронией).

Синергетика (греч. synergeia - сотрудничество, содружество) - междисциплинарное научно-исследовательское направление, ориентированное на познание общих закономерностей, определяющих процессы самоорганизации в открытых неравновесных системах любой природы: физических, химических, биологических, экономических, познавательных, социальных. Под самоорганизацией понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в неравновесных состояниях, вблизи особых критических точек (точек бифуркации), в окрестностях которых поведение систем становится крайне неустойчивым. В этих условиях система под воздействием самых незначительных и случайных воздействий может кардинально и совершенно непредвиденно изменить свое состояние. Этот переход характеризуется как возникновение порядка из хаоса. Переосмысливается и само понятие хаоса, как некой сверхсложной упорядоченности, существующей неявно и потенциально и реализующейся в неограниченном многообразии упорядоченных систем.

Синергетика предполагает качественно иную картину мира по сравнению с теми, которые лежали в основе как классического, так и неклассического естествознания (первая половина XX века). Образ мира предстает как совокупность нелинейных процессов.

Читайте также: