Понятие проектной команды принципы и подходы к ее формированию доклад

Обновлено: 18.05.2024

Проектная деятельность, реализующаяся в команде, играет огромную роль не только для развития и поддержания у учащихся устойчивого познавательного интереса, но и гармонизирует межличностные отношения, способствуя формированию сплочённого коллектива, объединённого общей целью и задачами.

ВложениеРазмер
formirovanie_komandy_v_proektnoy_deyatelnosti.doc 32 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование команды в проектной деятельности.

Прежде всего, хочу заметить, что проектная деятельность, реализующаяся в команде, играет огромную роль не только для развития и поддержания у учащихся устойчивого познавательного интереса, но и гармонизирует межличностные отношения, способствуя формированию сплочённого коллектива, объединённого общей целью и задачами.

Поэтому, во-первых: мы с ребятами стараемся выбирать темы проектов и исследований так, чтобы в работу были вовлечены учащиеся всего класса.

И во – вторых, я стараюсь очень осторожно подходить к формированию команд, особенно на первоначальных этапах.

Систему работы стараюсь выстроить таким образом, чтобы деятельность команд являлась не соревновательным моментом, а составной частью целого. Т. е. конечный продукт являлся результатом общей деятельности всех команд. Это позволяет избежать конкурсно – соревновательного момента, который не всегда адекватно воспринимается определённой группой современных детей.

Формирование команд для выполнения исследования или проекта может проходить разными способами. Это может быть группа ребят, назначаемая как учителем, так и формируемая самими учащимися по принципу дружбы и симпатии.

Оба вида, на мой, взгляд, имеют ряд определённых недостатков.

В первом случае в группу могут попасть дети немотивированные, не обладающие определённым набором качеств характера, необходимых для выполнения такой деятельности, более того, враждебно настроенные по – отношению друг к другу. Ясно, что ни о какой результативности в этом случае речь идти не может.

Каким же образом я пытаюсь решать эти задачи в своей деятельности?

- Не стоит вводить в группу двух откровенных лидеров. Это может привести к конфликту внутри команды и серьёзному расколу среди ребят. Яркий лидер должен быть один, а ребята, имеющие склонность к лидерству, но не имеющие в себе достаточной уверенности, получают возможность в процессе работы пронаблюдать причины успеха и ошибок капитана, проанализировать их в результате рефлексии, и проявить себя в будущем.

- Не стоит навязывать ребятам собственного мнения по выбору капитана. С ребятами проговариваются функции, которые должны быть возложены на капитана, особенности его деятельности. И команда самостоятельно определяет своего лидера.

- Может случиться, что лидер в команде чересчур авторитарен или наоборот, пассивен, что вызывает недовольство со стороны участников команды. Стоит обсудить возникшую ситуацию как наедине с капитаном, так и совместно с командой, и дальше следовать по ситуации. Всё же, на мой взгляд, не следует менять капитана команды. Ведь выбор был сделан совместно. А нужно дать возможность капитану и команде найти взаимопонимание и несмотря ни на что, постараться выполнить поставленную задачу.

Таким образом, формируя команды, мы формируем у ребят умение грамотно планировать и распределять совместную деятельность для достижения цели и получения наилучшего результата, проявлять себя и прислушиваться к мнению окружающих, находить взаимопонимание и, при необходимости, идти на компромисс, поддерживать друг друга и комфортный климат в группе, т. е формируем у учащихся одно из главных личностных качеств – умение взаимодействовать и работать в коллективе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленност.

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленност.

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленност.

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах.


Формирование УУД через проектную деятельность.


ФОРМИРОВАНИЕ УУД В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья с презентацией В статье рассматриваются этапы работы над проектом, какие УУД формируются у обучающихся при работе над проектом.


Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Тема 3. Основные принципы формирование проектной команды. Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Тема 3. Основные принципы формирование проектной команды. Даже если один работник работает лучше всех, он никогда не сможет заменить команду единомышленников. Слаженная команда всегда будет работать лучше, чем талантливый одиночка.

К основным факторам, определяющим принципы формирования команды относятся: Специфика проекта. Команда проекта организуется для его реализации, поэтому такая характеристика, как специфика проекта – одна из главных в образовании команды. Организационно-культурная среда. Особенности личного стиля взаимодействия ее руководителя или лидера с другими членами команды.

Специфика проекта определяет: - формальную структуру команды, которая утверждается руководством; - ролевой состав; - перечень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть члены команды; - сроки, этапы, виды работ по проекту. Очевидно, что состав команды для реализации строительного проекта должен включать проектировщиков, строителей, снабженцев и т.д. А в состав команды научного проекта должны входить научные работники, эксперты, специалисты в областях соответствующих знаний и т.п.

Организационно-культурная среда команды проекта делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя среда включает в себя окружение проекта во всех аспектах. Внутренняя среда, или организационная культура самой команды, включает такие характеристики: - принятые и разделенные всеми участниками нормы команды; - способы распределения власти; - сплоченность и связанность членов команды; - характерные способы организации и протекания командного взаимодействия (командных процессов – координации, коммуникации, деятельности по разрешению конфликтов и принятию решений, налаживанию внешних связей); - организация ролевого распределения.

Соответствующая организационная форма должна быть индивидуально подобрана под конкретный проект. При формировании команды могут возникнуть два варианта: Проект реализуется в рамках предприятия. Проект реализуется вне рамок одного предприятия (организации).

1. Проект реализуется в рамках предприятия (организации) – например, в случае реструктуризации предприятия, расширения или диверсификации его деятельности и пр. при этом имеются три возможности: а) Работа над проектом как дополнительная задача в рамках повседневной деятельности. Это означает включение управления проектом в обычный ритм работы. Руководство организации определяет собственного руководителя проекта, который в рамках организационной схемы одновременно выполняет и свои обычные обязанности, и при этом дополнительно руководит проектной командой и имеет профессиональный доступ к значимым сотрудникам (вне зависимости от границ отделов). Он также планирует ресурсы и координирует всю деятельность по проекту. б) Классическая организация проекта (отдельная оргструктура в рамках оргструктуры предприятия). В такой модели, которая выбирается при комплексных и объемных задачах, особенно сильно подчеркнуто значение работы над проектом в организационной структуре предприятия. Работа в команде проекта имеет однозначный приоритет пред иерархическими и дисциплинарными отношениями подчинения классической структуры подразделений предприятия. Проект находится под патронажем непосредственно руководства предприятия (руководитель проекта, а отчасти и отдельные члены команды проекта) полностью или частично освобождаются от своей обычной деятельности. в) Смешанные формы – назначается освобожденный от иных видов деятельности опытный менеджер проекта и, в зависимости от проекта, привлекаются опытные специализированные сотрудники, которые, однако, одновременно занимаются своей обычной деятельностью. При этом вся ответственность лежит на менеджере проекта, который полностью может сконцентрироваться на реализации проекта и имеет больше свободы при назначении сотрудников для этого проекта. (На практике и, прежде всего, на средних предприятиях часто преобладают смешанные формы).

2. Проект реализуется вне рамок одного предприятия (организации), т.е. команда формируется преимущественно из представителей различных организаций. Как правило, проекты реализуются далеко не всегда в рамках отдельного предприятия. Это относится, например, к новым строительным проектам, крупным проектам развития территорий и прочим. В таких случаях под конкретный проект создаются специфические структурные образования, как правило, являющиеся адаптивными организационными структурами.

Роль менеджера проекта в формировании и организации работы команды: Эффективный проект-менеджер помогает членам команды пройти все стадии развития и полностью раскрыть свой потенциал. Он должен уметь предсказывать наступление очередного этапа развития и вести команду вперед. При успешном завершении проекта возникшее чувство удовлетворенности работой формирует желание дальнейшей совместной деятельности. Проект-менеджер должен представлять и анализировать возможные трудности на пути становления команды, так как осознание их помогает наполовину решить проблему.

Источниками проблем, препятствующих процессу становления команды, являются: - нечеткость целей; - нехватка открытости и конфронтация в команде; - неконструктивные взаимоотношения с руководством организации; - отсутствие необходимых ресурсов и финансирования; - плохое техническое оснащение.

Существуют три основных элемента для повышения эффективности труда менеджера проекта. Эффективные менеджеры проекта должны: 1) знать, на что они расходуют свое время. Умение контролировать свое время является важнейшим элементом производительной работы; 2) быть нацеленным не на выполнение работы как таковой, а на конечный результат; 3) строить свою деятельность на преимущественных, сильных качествах, как собственных, так и членов команды, а также обязаны отыскивать положительные моменты в конкретных ситуациях.

Менеджер проекта должен: - быстро и эффективно организовать начало работ по проекту; - организовывать, координировать и контролировать ход работ по проекту; - целесообразно распределять работы по проекту между членами команды проекта; - осуществлять взаимодействие с внешними участниками проекта для эффективной и своевременной его реализации; - контролировать отклонения от запланированного хода работ и следить за изменениями по проекту; - осуществлять коммуникации с членами команды проекта с целью мониторинга проекта, принятия решений по ходу работ, разрешения конфликтных ситуаций в ходе работ взаимодействий.

Команда - это группа людей, взаимодополняющих и при необходимости взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей.

В проектной деятельности под "командой" понимается организационная структура проекта, создаваемая на период осуществления всего проекта либо одной из фаз (стадий) его жизненного цикла.

Главная цель формирования команды - самостоятельное управление и преодоление возникающих проблем. Этот процесс может реализовываться в течение длительного времени. Нередко команде препятствует эффективно работать само руководство или менеджер.

При совместной работе определяются актуальные командные проблемы и появляется возможность достичь равновесного состояния, при котором устанавливается более высокий уровень личного участия и общекомандного климата.

Существует четыре подхода к формированию проектных команд, сущность которых раскрыта в табл. 1.

Подходы к формированию команды проекта

В активной части процесса формирования команды выделяются четыре основные цели:

изменение набора целей или приоритетов;

анализ и распределение способа работы;

анализ норм, способа принятия решений, коммуникаций;

определение взаимосвязей между людьми, выполняющими работу.

Проектная команда должна удовлетворить интересы заказчика и других участников проекта, не входящих в команду, которые выражены в виде декларируемых ими или скрытых (латентных) целей.

В проекте принято определять цели: заказчика, участников проекта, входящих в команду, других его участников, не входящих в команду, родительской (исполняющей) организации, проекта, команды и ее членов.

Задачи, первоначально поставленные перед командой проекта и возникающие в ходе его осуществления, полностью зависят от набора тех декларируемых и скрытых целей, носителями которых являются участники проекта.

Типы проектных команд

Выделяют три типа проектных команд:

команда проекта (КП) - организационная структура проекта, в которую вовлечены как все лица, непосредственно выполняющие работы проекта, так и лица, представляющие интересы его различных участников. Задачами руководства команды являются выработка политики и утверждение стратегии проекта для достижения его целей;

команда управления проектом (КУП) - организационная структура команды, включающая тех членов КП, которые вовлечены в управление проектом, в том числе представителей его некоторых участников и административно-управленческий персонал. Задачей КУП является исполнение всех управленческих функций и работ в проекте по ходу его реализации;

команда менеджмента проекта (КМП) - организационная структура, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая на период его выполнения или одной из стадий жизненного цикла. Часто в КМП входят физические лица, осуществляющие менеджерские и другие функции управления проектом, а также непосредственно участвующие в принятии решений. Главными задачами такой команды являются реализация политики и стратегии проекта, стратегических решений и осуществление тактического (ситуационного) менеджмента. КМП часто называют группой менеджмента, просто менеджментом или топ-менеджментом, руководством и т.п.

Стадии существования проектных команд

Время существования команды всегда связано с началом и окончанием проекта. В этом процессе выделяют пять стадий, наглядно представленных на рис. 1.

Стадии существования проектных команд

Образование (forming) - члены команды объединяются с целью сотрудничества.

Интенсивное формирование (storming) - после начала совместной работы оказывается, что члены команды имеют различные мнения относительно способов достижения целей проекта и подходов к его осуществлению, что может приводить к спорам и даже конфликтам.

Нормализация деятельности (normalizing) - члены команды приходят к взаимному согласию в результате переговоров и разрабатывают нормы, на основании которых будет построена их дальнейшая работа.

Исполнение планов по реализации проекта (performing) - после того, как мотивация членов команды и эффективность ее работы возрастают, процесс осуществления проекта стабилизируется, и команда может работать с высокой эффективностью на протяжении всего его периода.

Трансформация команды, или ее расформирование (transforming) - по мере завершения работы над проектом решается вопрос о будущей деятельности членов команды. По окончании проекта эффективность его выполнения может либо возрасти (члены команды концентрируют усилия на завершении проекта, имея достаточно четкую перспективу своего будущего), либо понизиться (члены команды испытывают сожаление по поводу окончания их совместной работы, особенно если их будущее не определено).

Все описанные стадии в реальной проектной деятельности проявляются в разных формах. Часто бывает так, что команды разваливаются, не дойдя не только до эффективного исполнения проекта, но и до стадии нормализации деятельности. Это зависит от общего уровня профессиональной управленческой культуры как в организации, так и в окружающей среде.

Организационная культура

Задача менеджера заключается в том, чтобы обеспечить конструктивный переход команды проекта из одной стадии его жизненного цикла в другую в рамках проектной деятельности и довести проект до успешного завершения.

Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, философия организации и ее культура играют в настоящее время более весомую роль в достижении целей проектов, чем экономические, организационные и другие ресурсы, исполнение технологических и управленческих норм и стандартов при реализации проектов.

Организационная культура - интегральная характеристика команды проекта как организационной структуры, включающая такие элементы, как система ценностей, образцы поведения, способы оценки результатов, типы управления.

Команда проекта выступает как единый организм и объект управленческой деятельности. Организационная культура является мощным стратегическим инструментом, позволяющим ориентировать команду на общие цели и результаты. Ее составляющими являются:

осознание своего места в команде;

ценности и нормы поведения;

обычаи деловой практики;

коммуникационная система и культура общения;

критерии и правила полномочий и ответственности, статуса и власти;

правила неформальных отношений;

сложившиеся в команде привычки и традиции;

взаимоотношения между людьми;

трудовая и деловая этика.

В общем случае культура команд различного типа в проекте содержит национальную, корпоративную, организационную и профессиональную культуру.

Для проектной команды характерны три типа культуры. Корпоративная включает систему ценностей, ментальность и модель действий организации, в структуре которой находятся проект и команда, а также других основных участников проекта, организационная - систему ценностей, ментальность и модель действий КП, профессиональная - систему профессиональных ценностей, мышления и модель профессиональной деятельности участников проекта и как индивидуумов, и как членов КП.

Для формирования эффективной проектной команды необходимо гармонично соединить различные системы ценностей, ментальности и образы действий, носителями которых являются члены команды - индивидуумы, в интегрированном контексте проекта. В связи с этим основным отличием состоявшейся проектной команды от другого типа команд является организационная и профессиональная культура менеджмента проектов.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Формирование команды — это естественный процесс в развитии любого коллектива и проекта в целом. Процесс образования и сплочения команды — не простой, важно, чтобы в коллективе была рабочая атмосфера, и все стремились работать на общий результат, поэтому необходимо знать этапы формирования команды и какие трудности при этом возникают.

Процесс формирования команды проекта

Иногда, посмотрев на коллектив, может показаться, что команда образовалась спонтанно, но, на самом деле, это всегда результат общей корпоративной культуры, основы которой закладываются владельцем бизнеса.

При приеме специалиста на работу руководитель учитывает следующие признаки, из которых следует, подходит кандидат на эту должность или не подходит:

— необходимость иметь специалиста на этом рабочем месте;
— психологическая совместимость с другими членами команды;
— необходимость наличия у человека качеств, без которых выполнение командных целей не будет полным.

При формировании команды важно, чтобы командные цели объединяли людей, а не приводили к конкуренции сотрудников. К тому же, цели должны быть конкретными, измеримыми во времени и достижимыми при совместных усилиях. Но, тем не менее, цели должны быть значимыми, именно это служит отличной мотивацией для их достижения.

Кстати, хотите запустить свое дело под руководством опытного наставника?

формирование команды

Этапы формирования команды в организации

1. Организационно-аналитический этап. Изучение общекомандных характеристик важно при teambuilding по той причине, что это определяет общую стратегию деятельности, количество уровней команды и их функциональные связи.

2. Оценка индивидуальных характеристик кандидата. На этом этапе определяется соответствие каждого кандидата его конкретной роли в организации в организации.

3. Синтез группового профиля команды. На этом этапе важную роль играют межличностные отношения внутри команды, предрасположенность к совместной работе, личностные параметры, такие как согласованности темпераментов коллег.

На стадии формирования команды происходит распределение ролей, согласование графика работы и совещаний, определяется состав участников.

На этом этапе люди сталкиваются с трудностями перехода от индивидуальной работы к коллективной, поэтому здесь этапе важно убедиться, что у каждого члена команды есть своя определенная роль, а время от времени следует перераспределять роли между членами команды. Чтобы работа велась эффективно, руководитель должен ввести некоторые правила и довести их до сведения каждого участника, а также организовать взаимообмен мнениями.

Чтобы избежать разногласий и конфликтов в процессе формирования команды, необходимо, чтобы каждый участник понимал, что разногласия в любом случае неизбежны, но важно уметь сосредотачиваться на общекомандной цели.

формирование команды

Принципы формирования команды

Существует шесть основных принципов формирования команды

1. Коллективное исполнение работы. Каждый член команды выполняет ту работу, которую ему поручает команда, а не ту, что ранее поручал руководитель.
2. Коллективная ответственность. Если кто-то из членов команды затягивает со сдачей проекта, то наказывают всю команду, которая отвечает за общий результат.
3. Стимулирование сотрудников за результат. Адекватное стимулирование команды и оценка работы зачастую бывает более мотивирующей, чем материальная составляющая.
4. Автономное самоуправление команды представляет собой такую организацию командной работы, когда команда работает самостоятельно, без участия в работе руководителя.
5. Повышенная исполнительская дисциплина. Это принцип, когда каждый член команды добровольно принимает дисциплину внутри команды.
6. Добровольное вхождение в команду. Это основной принцип работы команды, потому что в команду может быть включен лишь тот участник, который изъявил добровольное желание быть в команде.

Таким образом, формирование команды проекта — процесс непростой, и зависит он от грамотно организованной руководителем работы и общего настроя в коллективе.

Получите план по созданию онлайн-бизнеса с доходностью 200-500 тысяч рублей за 120 дней. Записывайтесь на открытый онлайн-мастер-класс!

_______________________________________________________________________________ Хотите, чтобы каждый член вашей команды работал так, чтобы бизнес рос как часы и приносил стабильный доход, а у вас больше не было головной боли, где взять надежных людей в свою команду?

Читайте также: