Понимание эмоций другого человека доклад

Обновлено: 04.05.2024

Зачем нам нужно понимать эмоции других людей? Даже не так. Зачем нам вообще в нашей жизни другие люди? Ответ простой: для удовлетворения наших же собственных потребностей.

Семья нужна для безопасности, эмоций любви и принятия, продолжения рода. Друзья удовлетворяют потребность в общении, в новом, в юморе.

Коллеги или партнеры по бизнесу делают то, что мы не можем сделать. Или они делают это лучше, эффективнее, повышая нашу продуктивность.

Это что касается постоянных контактов и связей. Но ещё есть, например, продавец на рынке. С его помощью вы закрываете свою потребность в пище, а он – свою, получая от вас деньги. Таксист, парикмахер, автослесарь, учитель вашего ребёнка в школе и т.д.

Для кого-то, может быть, и вы являетесь продавцом: вам платят деньги, получают от вас услуги. А вы закрываете свою базовую потребность обеспечения себя и своей семьи, расходуете деньги на проживание и продукты питания. Или на потребности более высокого порядка: книги, музыку, произведения искусства, образование и т.д.

Image

1. Эмоциональный интеллект и коммуникация

Люди вступают в социальные контакты лишь с одной целью: закрыть свои потребности. Это может быть даже простая потребность в общении и расширении круга знакомств. Недаром нас называют социальными животными. И недаром, например, размещение в одиночной камере тюрьмы является строгим наказанием.

Нам нужны люди, чтобы закрывать свои потребности. Способ, которым мы это делаем – налаживание социальных контактов и связей. Инструмент, с помощью которого мы налаживаем контакты – коммуникация.

Что такое коммуникация?

Это обмен информацией, которая всегда(!) сопровождается эмоциями. В любой коммуникации присутствуют эмоции. Даже бухгалтерская отчётность – казалось бы, жёсткий способ коммуникации и передачи информации. Откуда в ней эмоции? Вы удивитесь, но и в сухих отчетах они есть.

Я знаю одну компанию, которая специализируется на анализе финансовой отчетности, расшифровывая эмоции менеджеров на основании слов, которые те использовали для составления примечаний к цифрам годового отчета. Используя эти данные, специалисты успешно прогнозируют рост или падение финансовых показателей компании в следующем году.

Что важнее в коммуникации?

В повседневном общение между людьми эмоций еще больше, и часто они имеют даже более важное значение, чем факты. Но не всегда эти эмоции просто уловить. Если человек открыт и искренен с вами, не имеет намерения что-то от вас скрывать, вы легко сможете услышать эмоцию в его словах и увидеть на лице. Если захотите, конечно, и сами будете в подходящем состоянии восприимчивости.

Но проблема в том, что открытые эмоции в диалоге присутствуют далеко не всегда. Ведь нас всю жизнь учат не показывать свои эмоции: скрывать их и не проявлять слабость, открывая эмоции другим. В нашем обществе человек не считается взрослым, пока не умеет вести себя на людях, как говорят. Не паспорт или достаток делают человека взрослым, а навык сдерживать свои эмоции.

При это цена зашифрованных эмоций может быть очень велика – особенно если речь идет не о простой беседе двух друзей, а нам необходимо принять важные решения, основываясь на том, что мы видим и слышим.

Как нам понять, что на самом деле думает закупщик о нашем коммерческом предложении? Как руководителю оценить климат в рабочем коллективе? Как в семье не упустить момент, когда невысказанные и накопленные обиды приводят к разрыву долгих отношений? Как нам понять, что мы невольно задели кого-то своим неаккуратным высказыванием?

Понимание эмоций – это ключ к цельному пониманию другого человека. Чаще всего вам нужно не только понять человека, но и повлиять на ситуацию, в которой вы оба задействованы. То есть от понимания эмоций другого человека зависит важный для вас результат, закрывающий ваши потребности.

2. Айсберг понимания: как понять эмоции других

Image

Уровень слов

Уже на уровне слов – самого верхнего и понятного элемента коммуникации – возникают определенные проблемы. А эмоции? А другая невербальная информация?

Уровень эмоций

Она отчасти находится над уровнем воды в айсберге, а частично уже скрыта под водой. Мы ее не видим полностью, потому что люди привыкли скрывать свои эмоции. Да и мы сами не всегда достаточно чутки, чтобы распознать их.

Но подумайте, какой информации нам в действительности стоит больше доверять – той, что содержится в фактической речи, или той, что содержится в эмоциональных проявлениях?

Уровень мотивов и убеждений

И самое интересное скрывается глубоко под водой – то, чего мы не видим и не слышим. Это намерения человека, с которым мы общаемся, его мотивы, его убеждения, его ценности, его потребности, мыслительные привычки. Весь его жизненный опыт, который все это сформировал.

Скрытая часть айсберга другого человека всегда будет отличаться от вашей скрытой части. Это опыт, о котором вы не знаете почти ничего. А мы почему-то по умолчанию предполагаем, что этот опыт такой же или похожий на наш. Судим по себе и допускаем главную ошибку: ожидаем от других людей какого-то определенного поведения, которое будет нам понятно .

Для того, чтобы делать это более эффективно необходимы два навыка – навык внимательно слушать и слышать других людей и навык не давать при этом никаких оценок тому, что вы слышите. Внимательно слушая, мы лучше понимаем эмоции других, а за ними – и потребности, мотивы, убеждения, ценности.

Вопрос о понимание эмоций другого человека во многом является дискуссионным. Есть данные, что уже через девять минут после рождения ребенок может познавать стимулы, которые схематически напоминают лицо. С другой стороны, показано, что чем больше матери обсуждают с трехлетними детьми эмоциональные состояния, которые у них возникают, тем лучше они, достигнув шестилетнего возраста, распознают эмоциональные проявления незнакомых взрослых.

У человека должен быть специальный механизм декодирования экспрессий эмоций. Механизм декодирования экспрессивной информации должен иметь способность дифференцировать паттерны выражения лица, а также идентифицировать их как сигналы определенных эмоциональных состояний.

Экспрессия лица в зависимости от знака эмоции по-разному влияет на эмоциональное состояние и условно-рефлекторные реакции страха в партнеров. Важно, что экспрессия лицо может влиять на уровне подсознания, когда человек не осознает события и факта ее влияния.

Влияние экспрессии лицо на величину условного вегетативной защитной реакции осуществляется автоматически и не зависит от процессов сознания.

Паттерны лицо особенно сильно действуют на людей, которые проявляют социальный страх. Во время восприятия фотографий они усиливают признаки негативных эмоций и ослабляют признаки положительных эмоций.

Следовательно, для распознавания и идентификации паттернов экспрессии человека используют два канала - зрительный, который делает опознания за помощью гностических нейронов нижньоскроневої коры, и пропріорецептпивний, который оценивает паттерны собственной выражения лица и служит обратной связью (подкреплением) реакции на информацию из зрительного канала.

Критика этой концепции основывается на том, что в раскрытии эмоционального интеллекта эмоции подменяются интеллектом. Как считает Г.Г. Гарськова, эта критика не правомерна. Она ссылается на то, что эмоции отражают отношение человека к различным сферам жизни и к самой себе, а интеллект как раз и служит для понимания этих отношений. Итак, эмоции могут быть объектом интеллектуальных операций. Эти операции осуществляются в форме вербализации эмоций, что основывается на их осознании и дифференциации. Итак, за Гарськовою, эмоциональный интеллект - это способность понимать отношение личности, представленное в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.

Необходимым условием эмоционального интеллекта, как пишет далее автор, есть понимание эмоций субъектом. Конечным продуктом эмоционального интеллекта является принятие решений на основе отображения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, которые имеют личностный смысл. Эмоциональный интеллект продуцирует неочевидные способы активности для достижения целей и удовлетворения потребностей. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые воспроизводят закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

Є.П. Ильин считает, что под эмоциональным интеллектом авторы имеют в виду эмоционально-интеллектуальную деятельность.

Эмоциональная память. Вопрос о наличии эмоциональной памяти тоже дискутируется. Однако это понятие уже вошло в учебники.

Считают, что произвольное воспроизведение эмоциональных переживаний дается человеку трудно. Однако П.П. Блонский, например, пришел к выводу, что произвольное воспроизведение эмоций для многих людей почти невозможно. Но нельзя опровергнуть тот факт, что эмоциональная память может воспроизводиться невольно.

Еще один спорный вопрос: какие эмоциональные переживания лучше запоминаются - положительные или отрицательные? Среди западных психологов в первой четверти XX в. распространилось мнение, что лучше сохраняются в памяти положительные эмоции. С. Фрейд обосновывает это вытеснением из памяти всего, что влечет за собой тяжелые ощущения. Однако эксперименты, подтверждающие это положение, не всегда были безупречными. Они подверглись критике многих психологов.

В противоположность взглядам западных психологов, П.П. Блонский доказывал, что лучше запоминаются негативные эмоции, и подкреплял свою тезис как соображениями о биологическую целесообразность этого, так и рядом исследований. В частности, он пишет, что животное, которое забывает то, что причиняет ей страдания, обречена на скорую гибель.

Є.А. Громова отмечает, что одним из свойств эмоциональной памяти является ее постепенная эволюция во времени. Сначала воспроизведения пережитого эмоционального состояния является сильным, ярким. Однако со временем это переживание ослабевает. Эмоционально окрашенная событие легко вспоминается, но уже без переживания эмоции, хотя и с некоторым аффективным оттиском: недиференційованим переживанием приятного или неприятного. Это означает, что эмоция редуцирует к эмоционального тона впечатлений.

При этом наблюдается некоторая генерализация процесса. Если первоначальную эмоцию обусловил некий определенный раздражитель, то со временем память о ней распространяется на другие подобные раздражители. П.П. Блонский делает вывод, что при такой генерализации эмоционального переживания происходит снижение способности дифференцирования его стимулов. Например, если человек в детстве напугал некоторое пес, то будучи взрослым, человек боится собак в целом.

Память о пережитой боли сохраняется очень долго (кроме боли при родах). Этот страх заставляет людей удалить зуб, чем лечить его при помощи бормашины, знакомство с которой произошло еще в раннем детстве (Б.М. Федоров).

П.П. Блонский приводит примеры влияния эмоциональной памяти на формирование характера. Ужасное наказание в детстве может сделать человека робкой, постоянная память о пережитом несчастье - меланхолической и т.д.

На основании результатов, которые получил Ханин, можно считать, что у женщин эмоциональная память лучше, чем у мужчин.

Данные свидетельствуют о том, что эмоциональный слух зависит от опыта, который люди приобретают в процессе общения. Но с другой стороны, есть лица, которые и без опыта способны познать все пять эмоций: грусть, радость, страх, гнев, нейтральность. Значит эмоциональный слух может быть и врожденным.

В отличие от опознания собственной эмоции, где ведущим признаком является субъективное переживание эмоции, опознания эмоций других людей осуществляется, в основном, за внешними проявлениями эмоций: мимикой и позой, изменением речи и голоса, поведением, вегетативными реакциями. Учитываются также антецеденты, то есть то, что предшествует эмоциям и является их причиной: ситуация в ее взаимодействия с имеющейся у человека целью. Следовательно, если наблюдатель представляет себе ситуацию, в которой оказался человек, ее цель в этот момент и внешние проявления эмоции, то он имеет достаточно информации, чтобы познать эмоцию.

Итак, очевидно, что в восприятии других эмоций большое значение имеют условно-рефлекторные связи, которые образовались в онтогенезе между ситуацией и сопутствующей ей эмоцией, а также эффект каузальної атрибуции.

Н.Д. Билкіна и Д.В. Люсін отмечают, что люди дают разные эмоциональные реакции на те же ситуации, даже если цели у них одинаковые. Нет и однозначных связей между эмоцией и ее внешним выражением. Поэтому для идентификации эмоций других людей следует учитывать дополнительную информацию по некоторым промежуточными переменными, такими как индивидуальные особенности человека, культурные особенности той общности, к которой она принадлежит, актуальный физическое и психическое состояние человека, за которым наблюдают. Эти промежуточные переменные авторы называют медиаторами.

Модели характеристик, по которым распознают эмоции других людей. Весьма важным является вопрос: опираясь на какие характеристики эмоций человек распознает их и дифференцирует?

Многомерная модель эмоций рассматривает все эмоции в многомерном пространстве ограниченным количеством переменных (координат): негативность - позитивность, сила - слабость, активность - пассивность. Адекватным методом для многомерной модели является метод многомерного шкалирования (ЮТЭМ). Суть этого метода заключается в том, что он позволяет выявить минимально допустимое количество шкал (факторов, признаков), на которые ориентируется человек при вынесении суждения о несовпадение или подобие эмоций, обусловленных экспрессией на фотографиях. Степень сходства оценивают по дев'ятибальною шкале для 13 фотографий попарно во всех возможных сочетаниях.

Для распознавания эмоций другого человека используют различные каналы экспрессии: мимика, речь, вегетативные и двигательные реакции.

Подростку легче дать общую оценку экспрессии человека за его динамикой в процессе общения, чем за отдельными каналами экспрессии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Способность к распознанию эмоций других людей, как психологический феномен.

В психологии уже давно ведутся поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с эмоциональной сферой человека. В широком смысле к способностям в эмоциональной сфере относят опознание, понимание эмоций и управление ими. Имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей.

Условия функционирования общества в современной действительности оказывают серьезное влияние на развитие эмоциональной сферы на ранних этапах онтогенеза, включая изменение социального аспекта переживаний, а также способы выражения и регуляции эмоций. Взрослое сообщество и социальный контекст в целом демонстрируют новые требования к социально-психологической и эмоциональной зрелости детей и подростков.

Умение понять свои эмоции основывается на умении распознавать и понимать чужие эмоции. Данное умение имеет свои закономерности и этапы развития в онтогенезе.

А.М. Щетининой были выделены следующие уровни понимания эмоциональных состояний детьми:

«1) неадекватный уровень – дети не могут вербализовать эмоцию;

2) ситуативно-конкретный уровень – дети понимают эмоцию, но не могут словесно обозначить ее; однако если им перечислить ряд эмоций, то они могут выбрать верную или похожую эмоцию;

3) уровень словесного обозначения и описания экспрессии – дети могут самостоятельно определить эмоциональное состояние другого человека или правильно выделить эмоцию из ряда предложенных, могут перечислить некоторые элементы экспрессии;

4) уровень осмысления в форме описания – дети самостоятельно определяют эмоциональное состояние другого человека, могут выделить и охарактеризовать экспрессию, а также понять и описать ситуации проявления эмоции;

«1. Задача обнаружения и захвата лица требует определения, присутствует ли лицо на изображении. Если лицо обнаружено, необходимо получить размер лица и его координаты положения на изображении.

2. Задача распознавания и описания особенностей лица требует определения органов (глаза, брови, рот и т.д.) и их форм на лице.

Определение эмоции как базовой (основной) можно выделить по следующим признакам (критериям):

- базовая эмоция может проявляться самостоятельно и имеет вполне определенную структуру;

- базовые эмоции выражаются одинаково в любой точке планеты и не зависят от культурных, ментальных и социальных различий;

- большую часть из остальных (сложных) эмоций можно представить как суперпозицию базовых.

Как указывает О.В. Батенькова, «распознавание эмоций у детей может быть очень сложным из-за ряда причин:

1) особенности в мимике: быстрая смена эмоций и настроений, экспрессивное выражение чувств и неумение контролировать внешнее проявление эмоций;

Таким образом, можно выделить следующие наборы базовых эмоций для детей трех возрастных категорий периода дошкольного детства:

- младший школьный возраст (3–4 года) – радость, печаль, гнев и страх;

- средний дошкольный возраст (4–5 лет) – радость, печаль, гнев, страх и удивление;

- старший дошкольный возраст (5–7 лет) – радость, печаль, гнев, страх, удивление, вина и обида.

Таким образом, способность к пониманию эмоциональных состояний другого человека формируется в дошкольном возрасте в процессе взаимодействия ребенка с близкими взрослыми, затем со сверстниками. Умение ребенка распознавать эмоциональное состояние партнера является одной из важных характеристик, необходимых в общении.

/module/item/name

Мы знаем, что умение распознавать эмоции других людей — одна из составляющих эмоционального интеллекта. За это знание спасибо P. Salovey, J. D. Mayer, Д.В. Люсину и другим исследователям. И как раз из этого знания получается простая истина: умение распознавать эмоции можно развивать, как и другие составляющие эмоционального, и не только, интеллекта. Как именно? Наблюдая, конечно. За собой, в первую очередь. Угол наклона брови в мимическом выражении хорошо бы знать, но за мимическими выражениями стоят эмоциональные реакции. И именно их мы считываем в других, когда по невербальным признакам судим о чужих переживаниях. Почему-то бытует мнение, что распознавать эмоции может далеко не каждый. На мой взгляд, это только вопрос развития способностей. Нужен навык, как в пении или в танце. Если вы не тренируетесь, вряд ли достигнете высот, какие бы изначально великолепные задатки у вас ни были.

В нашей обыденной жизни, чтобы понять, что человек чувствует даже, например, по отношению к вам, достаточно доли секунды. Просто нужно успеть распознать его первую мимическую реакцию – ту, которая возникла до проявления сознательного контроля. Мы все живём в обществе, и поскольку принято не выражать неприязнь открыто, первая реакция будет подавлена, и на лице появится подобающее случаю выражение лица. Это если мы говорим об антипатии, например. С симпатией и другими позитивными переживаниями, как ни странно, то же самое. Некоторые люди скрывают и их, и только первая мимическая реакция показывает отношение.

Я в корне не согласна с подходом, который бытует в интернете: появляется чудовищное множество советов, как расшифровать то или иное мимическое или пантомимическое выражение. Зачем это нужно, кто даст вам гарантию, что в интернете знают всё лучше вас, — мне не понятно. Уж лучше развивать собственные способности и начинать с распознавания своих эмоций. А как иначе? Ребёнок ведь так познаёт мир: он узнаёт, что кому-то больно, только после того как сам испытает боль и становится способным соотнести собственные переживания (и внешние их проявления) с переживаниями других. И вот через понимание собственных эмоций малыш сначала распознаёт, а потом и понимает чужие. Согласитесь, если вы не понимаете себя, как вы сможете понять других? И как, если вы не способны контролировать свои переживания, у вас получится регулировать чужие?

Так что, если перед вами человек, который за доли секунды может определить ваше эмоциональное состояние или сказать, как к вам относится тот, кто рядом, вы вовсе не являетесь свидетелем чуда. Просто вы встретили индивида с хорошо развитым эмоциональным интеллектом. И если вам хочется стать таким, как он, прислушайтесь к себе и тренируйтесь.

Читайте также: