Почему в средневековой европе право силы восторжествовало над силой права доклад

Обновлено: 04.07.2024

Учащиеся, основываясь на материалах отечест­венной и зарубежной истории, сами приводят при­меры жестокости средневекового права.

Может помочь объективно оценить монархию как форму правления мнение известного русского правоведа XIX века Б. Н. Чичерина о ее достоинст­вах и недостатках. Среди ее достоинств (выгод, по его словам) выделяются следующие.

Монархией наилучшим образом обеспечивается единство (а следовательно, и сила, прочность) влас­ти. Монархия не зависит от партий. Истинный мо­нарх стоит вне частных интересов; для него все классы, сословия равны. В глазах народа он не лич­ность, а идея. Эта форма правления пригодна для крупных преобразований.

Слабые стороны монархии таковы. К власти приходят далеко не всегда по способностям, а чаще по случайности рождения. Поэтому судьба народа оказывается в зависимости от случайности: гений пришел к власти или человек малоспособный. Без­граничная власть порой негативно влияет на чело­века, занимающего трон. Слабый человек, ставший монархом, превозносится или становится двоедуш­ным. Когда же на престоле царствует порок, то и подданные следуют тому же примеру. Лесть и рабо­лепство становятся господствующим качеством придворных и чиновных сфер. Вокруг монарха об­разуется завеса официальной лжи, мешающая ви­деть истинное положение дел. Монархия легко трансформируется в произвол. И тогда право теря­ет свое значение в жизни общества. Личная и обще­ственная самодеятельность ослабляется, исчезает инициатива.

познакомить учащихся с процессом становления современного права, обратив их внимание на демократичность, универсальность основных принципов и нормативных систем права нового времени.

Понятия для усвоения:

буржуазное право; демократия; юридические аксиомы.

Один из центральных вопросов, которые целесо­образно рассмотреть на уроке, опираясь на уже имеющиеся у учащихся политологические знания по курсам обществознания, — демократический режим как политическая основа права нового вре­мени. Эта основа ощущается в правовых системах не только таких классических буржуазных стран, как США, но и таких государств, которые, как Великобритания, Нидерланды, Швеция, Бельгия

и т. п., соединяют в своей политической системе черты монархизма и демократизма. Учащиеся ха­рактеризуют демократический режим, отмечают его главные черты и особенности. В конце обсужде­ния темы учитель может подвести итог. Он отмеча­ет, что существует множество высказываний и спе­циальных серьезных работ, в которых понятие де­мократии конкретизируется главным образом путем выделения ее основных признаков. Многие из них достаточно спорны и противоречивы. Но других способов приблизиться к пониманию, что такое на самом деле демократия, не существует.

Перечислим признаки демократии

Равенство всех перед законом. В той или иной степени (как общий принцип) реализовано в развитых буржуазных правовых демократических государствах европейского типа.

Гарантии основных прав человека. С гаран­тиями всегда было непросто. История показывает, что права и свободы человека легче провозгласить, чем гарантировать.

Справедливое судопроизводство. Деятельность судов должна быть такой. Часто такой бывает.

Конституционные ограничения деятельнос­ти правительств. Речь идет о возможности поли­тическим силам, представляющим интересы опре­деленных слоев населения, влиять на те или иные решения правительства, корректировать его де­ятельность, направлять ее в определенное русло.

Социальный, экономический и политический плюрализм. Весьма условный признак, поскольку обеспечиваемая гражданскими и политическими свободами возможность выбиваться в стилистике мышления, действий, во взглядах и отношениях из круга большинства реализуется очень незначи­тельными слоями общества. При этом диссидентст­во так же не приветствуется, как и при тоталитар­ных режимах, разве что санкции против инако­мыслящих там и там несопоставимы.

Власть и право в средневековой Европе.

За всё время существования человечества права и обязанности в обществе активно развивались. В средневековой Европе, несмотря на попытки создать единый свод законов, права у людей колоссально отличались. Самую важную роль в определении места играло происхождение, наличие “ Голубой Крови”.
Именно в средние века активное развитие получила частная собственность, что и привело к расслоению прав. Далеко не все земли принадлежали монарху, большинство земель было отдано в частную собственность феодалам, которые, связанные клятвой верности, в случае нужды обязаны были встать под знамёна своих сеньоров. Правитель редко вмешивался и позволял своим вассалам самостоятельно вершить суд на своих землях, зачастую единственным исключением являлись споры между феодалами и, что бы не допустить междоусобных войн, король, герцог или другой предводитель ( титул носил разное название в разных странах) разрешали конфликт через суд. Слово феодала – закон. Именно по такому принципу решались внутренние конфликты. Если сеньор не был заинтересован в исходе, то можно было ожидать беспристрастного и честного суда, в большинстве же случаев справедливости ждать было не откуда и решение выносилось на благо власть имущих.
Вторым мощным рычагом для управления являлась церковь. С её мнением нельзя было не считаться, даже правители находились в некотором подчинении, страшась быть отлучёнными от церкви. Большинство людей в средневековые времена были верующими. При таком исходе монарх мог потерять поддержку народа, что ослабило бы его власть. Ярким примером является наложение пятилетнего интердикта на Англию (1208—1213) в связи с отказом Иоанна Безземельного принять назначенного Римом архиепископа. В итоге Иоанн был вынужден признать себя вассалом папы римского. Из-за крайней набожности это было мощным оружием против противников папы.
Активно практиковались церковные суды. Поиск правды ложился на плечи инквизиции. Главным способом являлись пытки. Ей было придумано множество изощрённых орудий пыток. При попадании в руки церкви человек лишался всякого права, экзекутор получал полную власть над телом жертвы и мог использовать любые средства для получения признания. Зачастую после окончания допроса человек был готов сознаться во всём, лишь бы прекратить свои страдания. Наиболее распространенным методом казни являлось сжигание на костре. Считалось, что это очищает человека и освобождает его душу. В некоторых странах ведьмой считалась женщина весившая менее 50 килограмм, т.к. было просчитано, что это максимальный вес который могла выдерживать метла. Для определения веса чаще всего применялось испытание водой: верёвкой связывали большие пальцы левой руки и правой ноги и правой руки и левой ноги. После этого подозреваемую бросали в воду и, если она тонула, ей сохраняли жизнь. В обратном случае женщину признавали ведьмой и сжигали на костре. В наиболее развитых городах Европы для установления веса использовали весы. Гонения прекратились только к 1820г. По подсчётам за всё время охоты на ведьм было казнено около 50 тысяч человек.
Из этого следует, что права в средневековой Европе были поделены между духовенством и феодалами. И не смотря на то, что в руках последних была официальная власть, церковь имела более широкое влияние на население.
В то время жизнь протекала по варварским законам, но именно тогда было положено начало современным правам человека. Так в 1215 г. была подписана великая хартия вольностей благодаря неосмотрительному правлению Иоанна Безземельного. Взойдя на престол он начал конфликт с Францией, чем очень быстро истощил казну. В поисках средств он начал вводить чрезмерно большие налоги, напрочь перестав слушать мнения баронов. Высокие налоги и вопиющее неуважение короля породили всеобщее недовольство. В 1201 г. графы и бароны отказались выдвинуться в поход по требованию Иоанна, пока он не начнёт соблюдать их законные права. Благодаря поддержке папы им удалось принудить короля подписать хартию. По этому договору назначалось 25 баронов, которые следили за исполнением законов королём и прочих должностных лиц. В случае не исполнения они должны были силой принудить монарха, но королевская семья оставалась неприкосновенной. Решения о составе этих двадцати пяти баронов принималось голосованием. Хартия значительно ограничивала возможности правителя по отношению к своим вассалам. Недостатком этого документа являлось то, что он расширял права лишь привилегированных сословий, а не всего населения. Помимо хартии вольностей Европа так же обязана Английскому парламенту изданием “Хабеас корпус акт”( пусть предъявят тело). Он позволял любому, кто не согласен с задержанием, потребовать суда.
Именно эти 2 документа позволили варварской, средневековой Европе, встать на путь развития и совершенствования прав человека.

Гост

ГОСТ

Феодальные формы средневековой Европы

Европейское Средневековье протянулось более чем на тысячу лет – это период становления государственности, общества и права. В период Средневековья была заложена основа быстрого развития и изменения Европы, интенсивной экспансии европейской цивилизации.

В Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее существовало несколько форм монархии:

  1. Раннефеодальная монархия (V—IX вв.). Характерна для периода формирования феодальной собственности, феодалы сосредотачиваются вокруг укрепившейся власти короля. Создаются первые феодальные государства.
  2. Сеньориальная монархия (X—XIII вв.). Расцветает феодальный способ производства и натурального хозяйства. Начинаются процессы, ведущие к феодальной раздробленности, власть переходит от короля к отдельным феодалам. Государственная власть устанавливается на основе вассальных связей.
  3. Сословно-представительная монархия (XIV—XV вв.). Происходит централизация государства, начинают функционировать сословно представительные органы.
  4. Абсолютная монархия (XVI—XVII вв.). Вся полнота государственной власти (законодательные, судебные, исполнительные функции) сосредоточена в руках короля, создан бюрократический государственный аппарат и профессиональная армия. У короля сосредоточены полный контроль и управление над страной.

Характер политического и общественного строя в средневековой Европе определяли поземельные отношения. Владение землей предоставляло право на осуществление властных полномочий на определенной территории. Атрибутом политической власти выступает феодальная собственность.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль феодального класса в становлении государственности

Класс феодалов является господствующим и представляет собой относительно замкнутую группу лиц, наделенных особыми привилегиями — владением монополией на право участия в суде и управлении, правом собственности на землю и крепостных. Феодальные отношения строились на основе взаимоотношений между феодалами – сеньорами и вассалами. Сеньоры предоставляли вассалам земли, гарантировали им защиту. По отношению к сеньорам вассалы были обязаны военной службой и другими повинностями.

Феодальное владение предоставлялось в пожизненное пользование, однако при нарушении вассальных обязательств отбиралось. Земля сдавалась в пользование под ренту или налоги, землю давали за службу. Количество вассалов и земель определяло статус сеньора, его титул и влияние при дворе.

Отношения сюзеренитета-вассалитета формировали сословность, специфическую политическую иерархию. Экономика же основывалась на собственности господствующих сословий на землю и носила натуральный характер. Желание крупнейших землевладельцев получить полную власть над собственными владениями ослабляли силу феодальных держав. Для сохранения своей власти монархи использовали между феодалами соперничество, использовали методы придворной интриги, заключали династические браки.

Сословное деление выражало неравенство между людьми, для каждой группы населения устанавливалось особое юридическое место. Помимо феодалов и зависимых выделяли духовенство, дворянство, ремесленников, купцов, чиновников и банкиров. Для каждого сословия были определены собственные права и обязанности, неисполнение которых вело к лишению прав. Внутри каждого сословия также выделялась иерархическая система. Значительную роль играли корпоративные связи — гильдии, цехи, общины. Большую роль в жизни государства играла община, выполняющая разнообразные функции: административные, фискальные, судебные, хозяйственные.

Средневековые города плохо вписывались в систему феодальных отношений. Горожане в политической жизни по большей части ориентировались на традиционные античные демократические порядки, игнорируя феодальные методы властвования.

Право в средневековой Европе

В Европе в Средние века функционировали главным образом следующие правовые системы: каноническое право, феодальное ленное право, городское право и римское право. Наблюдается взаимное влияние разных систем друг на друга.

Для правовой системы Средних веков характерно:

  • главное место занимают нормы, которые регулируют поземельные отношения, а также нормы, гарантирующие внеэкономическое принуждение;
  • феодальное право в большой мере закрепляло неравенство разных сословий;
  • в феодальном праве не существовало деления на отрасли права; наблюдалось деление на церковное право, ленное право, городское право и др., что определялось его сословным принципом;
  • на феодальное право огромное влияние оказали церковные нормы, часто видоизменяющиеся в нормы права;
  • отсутствовало единое право на всей территории государства, господствовало право, базирующееся на местных обычаях.

В период позднего Средневековья в Европе закладывались основы будущего правопорядка, судопроизводства, которые восходили к позднеантичному римскому праву.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ Право. 10—11 кл. Профильный уровень: учебник для о.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ Право. 10—11 кл. Профильный уровень: учебник для о.

ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ Право. 10—11 кл. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений / А. Ф. Никитин. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011. — 414, [2] с.

Варварские правды (составлены между V и IX веках) салическая бургундская алем.

Варварские правды (составлены между V и IX веках) салическая бургундская алем.

Варварские правды (составлены между V и IX веках) салическая бургундская алеманская баварская ленное право городское право цеховое право регулировало отношения между сеньорами и вассалами определяло правовое положение горожан цеховые уставы регулировали порядок производства и сбыта ремесленных изделий и отношения между мастерами

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ СУД в его основе лежал сословный принцип каждое сословие имело.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ СУД в его основе лежал сословный принцип каждое сословие имело свой суд

право в Средние века находилось под сильным влиянием РЕЛИГИИ церковные догмат.

право в Средние века находилось под сильным влиянием РЕЛИГИИ церковные догматы придавали правовым нормам силу закона гражданские и семейные отношения регулировались нормами КАНОНИЧЕСКОГО (ЦЕРКОВНОГО) ПРАВА БОЖИЙ СУД (ОРДАЛИИ) – в рабовладельческом и феодальном обществе род испытания, с помощью которого якобы устанавливалась судебная истина. Первоначально связывался с представлением о всезнающем божестве, могущем защитить правого и обвинить виновного. Б.с. известен законам Хаммурапи, но в особенности законам Ману. Был усвоен всеми варварскими правдами, Русской правдой, Польской правдой и др. Наиболее распространённые формы Б.с. — испытания водой (холодной и кипящей), огнем, раскалённым железом. В некоторых районах Африки Б.с. заключался в том, что подозреваемого обязывали переплыть реку, кишащую крокодилами, и т.п. Разновидностью Б.с. были также судебный поединок и жребий; с принятием христианства появились новые виды Б.с. — клятва на кресте и мощах и др. Как правило, Б.с. применяли при отсутствии несомненных доказательств виновности. Сохранялся в Западной Европе вплоть до 17 в. (особенно в делах о колдовстве). Русская правда упоминает об испытании раскалённым железом и водой. Судебный поединок (поле), упомянутый в договоре смоленского князя Мстислава с немцами (13 в.), сохранился в Судебнике 1497, но постепенно перестал применяться. Дольше всего в практике сохранялись крестное целование (скрепленная клятвой присяга) и жребий.

право в Средние века нельзя представить без судов ИНКВИЗИЦИИ Святая инквизици.

Суть христианства толкала некоторые слои общества к борьбе за некоторые ПРАВА.

Грациан (XII в.) – монах из итальянского города Болонья, автор обширного труд.

Грациан (XII в.) – монах из итальянского города Болонья, автор обширного труда, систематизировавшего каноническое (церковное) право. В дополненном виде этот труд называют Сводом декретов (или Сводом Грациана).

Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) – философ и теолог, доминиканец. Считал.

Гроций Гуго (1583-1645) – голланский юрист и общественный деятель. Силе он пр.

Макиавелли Никколо (1469-1527) – итальянский теоретик политики. Считал, что б.

Макиавелли Никколо (1469-1527) – итальянский теоретик политики. Считал, что благая цель создания и сохранения государства оправдывает даже безнравственные средства. По его мнению, единовластие необходимо при создании и формировании государства. В другие времена продуктивнее республиканское правление.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Темы для рефератов: Почему в средневековой Европе право силы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Темы для рефератов: Почему в средневековой Европе право силы восторжествовало над силой права? Государственная власть и права человека: связь, противоречия, перспективы взаимодействия.

Читайте также: