Почему у елки колкие иголки доклад

Обновлено: 24.04.2024

- проверять правильность выдвинутых гипотез, упражнять в умении делать самостоятельные умозаключения.

Материал и оборудование:

Под музыку из мультфильма появляется Нолик, здоровается с детьми.

Воспитатель. Нолик, а ты почему такой задумчивый?

II. Постановка практической задачи

Воспитатель. Какой интересный вопрос задал нам Нолик. Ребята, мы можем на него сразу ответить?

Воспитатель. Что нам для этого нужно?

Дети. Провести исследование

(на экране появляется изображение ёлки)

Воспитатель. Ребята, где можно встретить елку?

Дети. В хвойном лесу

Воспитатель. Почему лес называют хвойным?

Дети. На ветках вместо листьев растут иголки, хвоя

На столе дети рассматривают картинки хвойных деревьев: сосны, ели, лиственницы, кедра, пихты.

Воспитатель. Как называются эти деревья?

Дети. Пихта, сосна, лиственница, кедр.

Воспитатель. Чем отличаются эти деревья.

Воспитатель. Посмотрите на ветку елки, как вы думаете, зачем елке иголки?

Высказывайте свои предположения (ответы детей). Как ученые называют эти предположения?

Дети: гипотезами, которые необходимо проверить.

Воспитатель: вспомните, с каких слов начинаются гипотезы. (5)

Предположим, иголки нужны для защиты от вредителей.

Допустим: иголки - это форма листьев.

Возможно: иголки нужны дереву для красоты, иголки – это наряд елки.

III. определение средств осуществления деятельности

Выбор методов исследования

Воспитатель. Ребята, вспомните и назовите методы, с помощью которых можно проверить ваши гипотезы. (6)

IV. Планирование деятельности

Составление плана исследования

Воспитатель: Что делают ученые, что провести настоящее исследование.

Дети: составляют план исследования.

Воспитатель: составьте план исследования. Определите, в каком порядке будем использовать методы исследования. (7)

Воспитатель: Что у нас получилось? (план исследования) Назовите по порядку методы.

Мы с Вами составили план нашей исследовательской деятельности, по которому мы и будем собирать информацию о елочке.

V. Осуществление деятельности

Воспитатель. А что исследователи делают при сборе информации, чтобы ее не забыть?

Дети: кратко фиксируют результаты в своих папках.

Воспитатель: с помощью чего мы будем это делать?

Дети. с помощью рисунков, значков, символов, схем полученную информацию.

Воспитатель: назовите первый метод

Воспитатель. Ребята, подумайте и вспомните, что вы знаете о елках?

Дети. Елка всегда зеленая. На ветках растут зеленые иголки, шишки. На елке живут белка и клест.

Воспитатель. Где можно встретить елку? Как называется лес, где растут одни елки?

(Каждому ребенку дается возможность высказаться о том, что он знает о ели).

Воспитатель: что мы пометим …. Не забывайте рисовать только самое основное. (9)

Как мы можем воспользоваться этим методом?

Дети. Попросить взрослого прочитать в книге, посмотреть картинки.

Воспитатель: Какие места выбирают для зимней спячки медведи? Какие птицы связаны с ельником? Какую пользу приносит дятел лесу? Чем питается белка? (11)

Дети: для многих (птиц, животных) обитателей леса елка служит пищей, домом или укрытием) (12).

Воспитатель: зафиксируйте кратко свои результаты (что фиксируем на данном методе (13)

Воспитатель. Ребята, давайте обратимся к плану нашего исследования. Какой следующий метод?

Воспитатель. Какие бывают деревья?

Дети. Хвойные и лиственные.

Воспитатель. Чем они отличаются?

Дети. У лиственных деревьев – листья, а у хвойных иголки. Иголка – это такая форма листа для елки. Иголки тонкие и узкие, очень плотные.

Воспитатель. Что происходит с деревьями осенью?

Дети. Они сбрасывают листья, готовятся к зиме.

Воспитатель. Верно. Листья на деревьях широкие, тяжелые, им требуется много воды. Если лиственные деревья не будут сбрасывать листья - зимой они высохнут. (16)

Есть в лесу три полочки (хлопаем в ладоши). Ели – елки – елочки (руки вверх, в стороны, вниз). Лежат на елях небеса (руки вверх, встать на носочки). На елках – птичьи голоса (руки в стороны, махи руками). Внизу на елочках – роса (руки вниз – присели).

Воспитатель: переходим к следующему методу. Назовите его. (17)

Воспитатель. Давайте подумаем, какой вопрос мы зададим? Вспомните, какие гипотезы вы выдвигали, нам нужно их проверить.

Дети: Почему на Новый год украшают елку, а не березу? (18)

Вывод: береза зимой с голыми ветками, выглядит уныло, как и другие лиственные деревья. Ель зимой единственная из всех деревьев пушистая, радует нас зеленым нарядом.

Воспитатель. Кратко зафиксируйте полученную информацию. (19)

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, сколько лет живет елка?

Дети: много, елка растет всю жизнь.

Воспитатель: Верно, елка растет всю жизнь, иногда это 200 – 300 лет. В ельнике растут разные растения, и взрослые деревья, и молодые.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли определить возраст ели? Хотите увидеть, как это происходит? Каждый год на елке вырастает новый ярус веток. (21)

Дети: Если посчитать ярусы снизу вверх, то можно определить, сколько елочке лет.

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько лет нашей елке.

Какой мы можем сделать вывод - для того, чтобы узнать возраст елки – достаточно посчитать количество крупных веток на стволе дерева.

Воспитатель: кратко зафиксируйте результаты в папках (22).

Дети. На ткани появились зеленые пятна – хлорофилл (24)

Воспитатель. Верно, это зеленое вещество называется хлорофилл. Оно и окрашивает хвою в зеленый цвет. Осенью, когда на улице становится холоднее и меньше солнечного цвета, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому они опадают. Хвоинка покрыта специальным воском, влага испаряется с ее поверхности очень медленно. Поэтому зимой, когда воды мало, только такие деревья могут позволить себе сохранить листья и оставаться зелеными. Вот почему ель считали священным деревом и наряжали к празднику.

Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы увидеть хлорофилл?

Воспитатель. Тогда я предлагаю обратиться к пиомощи цифрового микроскопа (слайд с микроскопа).

Обобщение полученных данных (25).

Воспитатель. Мы завершили наше исследование.

Что мы узнали про ель? Потвердились ли наши гипотезы?

Воспитатель. Теперь я предлагаю рассказать о нашем проведенном исследовании. Опорой для составления рассказа служат пиктограммы, составленные детьми.

Вывод: ель – это вечнозеленое растение, которое растет всю жизнь. Иголка – это такой листочек елки, только очень узкий. Благодаря иголкам ели нужно меньше воды, чем лиственным деревьям, поэтому елка остается зеленой и пушистой круглый год. Для многих обитателей леса ель служит пищей, домом или укрытием.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель исследования.

Цель исследования:
1. Почему у ёлки иголки колки? ? 2.У какой ёлки самые колкие иголки? 3.Отчего у елки зеленые иголки?
4.Почему ёлки называют вечнозелёными?
5.Все ли хвойные деревья одинаковы?
6.Похожи ли они или различаются?

Были выдвинуты гипотезы, предположения: 1.Колючие иголки ёлке нужны для защит.

Были выдвинуты гипотезы, предположения:
1.Колючие иголки ёлке нужны для защиты от вредителей.
2.Колкость иголок зависит от возраста ели, а может быть от места проживания.
3. Ёлка нужна и человеку и животным.

В мире существует более 600 видов хвойных деревьев и только 7 видов растёт у.

В мире существует более 600 видов хвойных деревьев и только 7 видов растёт у нас в России. А вы знаете какие виды хвойных растений растёт на территории нашей страны?

Это сосна, ель, сибирский кедр, лиственница, тис, пихта, можжевельник.
Почему эти деревья называют хвойными?
Все ли хвойные деревья одинаковы?
Существуют ли различия?

ЕльСибирский кедрЛиственницаТисМожжевельник

Ель – дерево, которое живёт довольно долго, 250-300 лет. Встречаются и дерев.

Ель – дерево, которое живёт довольно долго,
250-300 лет. Встречаются и деревья, возраст которых достигает 500 лет.
А почему у ёлки иголки колки?
Иголки у елей – это такие необычные листья. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголочка - хвоинка живёт долго: 5-7 лет, а потом падает на землю.
Рассмотрев, еловую ветку через лупу, мы заметили, что хвоя елей в виде одиночных хвоинок вырастает по всей ветке. Каждая хвоинка четырехгранная, они заострены на конце. Получается, что толстая еловая иголка как бы заканчивается еще одной совсем тонкой иголочкой.

Отчего у елки зеленые иголки? А почему она всегда зелёная? Зимой в заснеженно.

Отчего у елки зеленые иголки?
А почему она всегда зелёная?
Зимой в заснеженном лесу зеленая. Но почему же осенью листья на деревьях желтеют и опадают, а ёлкины иголки остаются? Может, ель зимой не спит? Нет! Крепко спит и она. А свои зеленые иголки – хвою елка бережет к весне. В каждой хвоинке – все те же удивительные зеленые хлорофилы. Правда, в тоненькой хвоинке их куда меньше, чем в листе. Но зато хвоинок много. На ели их гораздо больше, чем листьев на лиственном дереве. Сбрось елка осенью свой колючий наряд – ей, чтобы вновь одеться густой хвоей, всей весны не хватит. И все же елка, как и все хвойные деревья, меняет свой зеленый наряд, но делает это очень медленно, около 7 лет.

Провели эксперимент и сравнили ветки ели, сосны, лиственницы. Чем они похожи.

Провели эксперимент и сравнили ветки ели, сосны, лиственницы.
Чем они похожи? Чем различаются?

Сравните. Что вы увидели?

Сравните. Что вы увидели?

Лес, в котором растут сосны называют бор. Воздух в этом лесу целебный, деревь.

Лес, в котором растут сосны называют бор. Воздух в этом лесу целебный, деревья называют душистым лекарем. Оно может дать не только древесину для строительства, но, оказывается, и хлеб, и масло, а из ее плодов можно сварить вкусную кашу. Древней Руси было принято жевать смолу для укрепления дёсен и зубов.

Вместе с этим деревом приходит в каждый дом сказка, Новый год. Обычай отмечат.

Вместе с этим деревом приходит в каждый дом сказка, Новый год. Обычай отмечать Новый год с елками на Руси ввел царь Петр I в 1669 году.
Леса свои Петр I берёг, потому что знал: без них не видать России величия. Особым указом защищал он свои леса, нарушителей карал строго.

На одном из занятий по исследовательской деятельности в группе мы находили ответ на вопрос: почему у елки колкие иголки?

С мамой и с папой мы ездили в лес и там провели исследования.

1. Взяли веточки от трех елей: взрослой -25 лет, средней – 15 лет и маленькой – 4 года.

2. Мы потрогали иголки на улице на морозе и определили, какая веточка сильнее колется.

3. А также потрогали и в машине в тепле.

Результат: самой колючей была взрослая веточка и маленькая, а средняя не колючая, не жесткая, мягкая. Точно такой же результат получили и в машине.

Мы пришли к выводу, что от возраста ели не зависит насколько колючие иголки.

Я и мама задали себе вопрос, почему у средней ели иголки мягкие, ведь она старше годовалой елки.

Я спросила у учителя и Татьяна Александровна посоветовала прочитать, о том, что такое иглы у ели и из чего они состоят.

Вот что я нашла.

ЕЛЬ, дерево семейства сосновых, распространенных в прохладных областях Северного полушария. Это очень высокие (выше 40 м) деревья с горизонтально отклонёнными ветвями. Видоизмененные листья ели тёмно-зелёные хвоинки. Хвоя держится на побегах 5-7, иногда 9 лет.

В Евразии распространена ель обыкновенная и ель сибирская. Доживает до 400–700 лет.

Видоизмененные листья ели короткие 4-5 см.

В состав хвои входит парафин и кутикула- твердые вещества, которые из года в год накапливаются.

Мы предположили: может причина колкости хвоинок в их возрасте.

Тогда мы решили подсчитать:

Средний возраст хвоинки 7 лет.

Хвоинкам ели 4 лет 4 года

Самые молодые хвоинки у ели средней. Они и не сильно колючие.

Ответ на вопрос: Почему у елки колкие иголки?

1. Хвоинки ели—видоизмененные листья содержат твердые вещества, которые накапливаются из года в год.

2. Колкость иголок—хвоинок зависит от их возраста, а не от возраста дерева.

Во время работы я нашла много интересного материала о ели, научилась анализировать собранный материал и проверять результат.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Зачем ёлке иголки?. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

108126 108123 108130 108111 108115 108112 108128 108132 108129 108133 108122 108136 108125 108109 108117 108116 108127 108110 108119 108114 108135 108108 108134 108131 108118 108124 108120 108121 108113 108107

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Зимой и летом - одним цветом

У всех деревьев есть листья. А как же елки, сосны, кедры и пихты? Ведь у них вместо листьев иголки. Но это только на первый взгляд. Ведь на самом деле иголки – это такая разновидность листьев. Благодаря своему строению листья-иголки могут оставаться на дереве даже зимой!

Зимой и летом - одним цветом: почему?

Почему же от обычных листьев дереву приходится избавляться осенью, чтобы пережить зиму, а хвоя может зеленеть и под снегом? Дело в том, что лист испаряет очень много влаги. Ученые говорят, что дерево – это фонтан водяных паров. Но зимой испарение значительно увеличивается (вспомним, как быстро сохнет белье на морозном воздухе). Корни зимой не могут обеспечить дерево таким количеством влаги, так как земля глубоко промерзает. Поэтому осенью дерево предусмотрительно сбрасывает листву.

Зато листья-хвоинки испаряют очень мало влаги. Ведь верхний слой клеток представляет собой жесткую оболочку. Сверху они покрыты тонким слоем воска. Благодаря этому хвойные растения могут пережить холодную снежную зиму. Именно листья-иголки позволили этим деревьям жить далеко на севере, где круглый год очень холодно. Очень помогла хвоя такому дереву, как эвкалипт, который живет в засушливых районах, где нужно экономить каждую капельку драгоценной влаги.

Правда, не все хвойные деревья стоят зелеными всю зиму. Так, например, избавляется от наряда лиственница. Дело в том, что лиственница живет в особенно суровых условиях и не может позволить себе зимой даже очень малой потери влаги. Кроме того, вместе с иглами лиственница избавляется от вредных веществ, накопившихся в них.

Размеры и польза хвои

Иголки могут быть длинными, а могут быть очень короткими. Так, например, у некоторых видов елей длина иглы составляет всего 1-1,5 см. А самая роскошная хвоя у североамериканской болотной сосны – ее иглы достигают полуметра!

Кстати, очень интересно, что восточная медицина уделяет хвойным растениям особое внимание. Йоги говорят, что иглы деревьев накапливают очень много положительной энергии, которую дерево может передать человеку. Поэтому целители советуют людям чаще гулять в хвойных лесах, прикасаться к хвое, обнимать стволы елей и сосен. А официальная медицина говорит, что эфирные масла, содержащиеся в хвое, благотворно влияют на здоровье человека. Поэтому аромат хвои не только приятен, но и очень полезен.

Читайте также: