Плеханов г в основоположник и теоретик марксизма в россии доклад

Обновлено: 04.07.2024

Нижеследующая статья была опубликована на английской странице МСВС 5 декабря 2016 года.

Политическое наследие Плеханова оказалось омрачено тем фактом, что его капитуляция перед национал-шовинизмом в последние годы жизни подорвала репутацию Плеханова в среде революционных левых. Он отреагировал на начало мировой войны в 1914 году призывом к защите России против Германии. В 1917 году Плеханов резко выступил против Октябрьской революции. Два этих предательства не были результатом случайных просчетов. Не заходя так далеко, чтобы утверждать, что личная судьба Плеханова была предопределена — люди всегда делают свой выбор, — следует все-таки сказать, что его политическое падение отразило судьбу целого поколения революционеров, которые были в объективном смысле политически сокрушены мировым кризисом, разразившимся в августе 1914 года.

Плеханов был первым теоретиком-марксистом, предвосхитившим возникновение рабочего класса в России как революционной социальной силы. Начало революции 1905 года подтвердило его оценку решающей роли рабочего класса в демократической революции. Но она также подняла важнейшие политические вопросы, касающиеся взаимосвязи между борьбой за политическую демократию, свержением капиталистического класса и построением социализма, — вопросы, которые противоречили ключевым элементам перспективы, разработанной Плехановым в течение предыдущей четверти века. Его приверженность политической перспективе, которая была превзойдена событиями, запустила в действие длительный процесс упадка, кульминацией которого стало откровенное предательство.

Но конец Плеханова не отменяет его достижений. Итоговое опровержение важных элементов его перспективы также не означает, что изучение его политических сочинений мало что дает сегодня. Как это часто бывает с гениями — независимо от того, работают ли они в сфере политики, науки или искусства, — они оставляют после себя много скрытых жемчужин для последующих поколений. Это, безусловно, относится и к Плеханову. Его слабости и неудачи хорошо известны, и их изучение послужило предостережением для нескольких поколений революционеров. Но сегодня, исследуя его творчество, марксисты найдут в его теоретическом и политическом наследии много такого, что имеет большое значение для возрождения революционного движения международного рабочего класса.

Невозможно адекватно суммировать в рамках одной статьи масштабы вклада Плеханова, сделанного в период раннего развития и защиты марксизма, особенно в течение трех десятилетий, предшествовавших революции 1905 года. Его труды оказали исключительное влияние на теоретическое и политическое развитие Ленина, Троцкого и поколения русских социалистов, ставших во главе Октябрьской революции и создавших первое в истории рабочее государство.

Тем, кто поставил изучение истории на материалистическую основу, был Карл Маркс.

Недоброжелатели Плеханова утверждают, что он в своих сочинениях демонстрировал вульгарное позитивистское равнодушие к значению философского метода. На это лучше всего ответить, обратив внимание на слова самого мастера:

В ходе своей беспощадной атаки на Эдуарда Бернштейна Плеханов подчеркивал незнание ревизионистом методологических основ марксизма:

Степень влияния Плеханова на марксистскую эстетику отчетливо видна в большом эссе соратника и соратника Троцкого Александра Воронского, написанном много лет спустя:

Изучение трагической судьбы Плеханова имеет огромное значение для понимания развития теории перманентной революции Троцкого, которая обеспечила стратегическую ориентацию для взятия большевиками власти. Важнейшие вопросы таковы: какова связь между политической теорией, разработанной Плехановым на пути от народничества к марксизму в начале 1880-х годов, и перспективой Октябрьской революции? Есть ли связь между теорией перманентной революции и концепциями, разработанными Плехановым в 1880-е годы? Разве победа большевиков в 1917 году, опиравшаяся на теорию перманентной революции, не означала более или менее полного отказа от всего политического наследия Плеханова? В конце концов, разве не известно, что он не принял захвата власти большевиками, осудив это как преждевременную авантюру?

Такая чисто отрицательная оценка наследия Плеханова была бы глубоко ошибочной и противоречила бы оценке, сделанной Троцким в 1918 году, когда он заявил в своей речи, посвященной памяти Плеханова вскоре после смерти последнего:

Приход большевиков к власти в октябре 1917 года стал возможен только благодаря определенной социально-политической ориентации — теории перманентной революции, впервые разработанной Львом Троцким в годы первой русской революции 1905–1907 годов и сразу после нее. Согласно этой теории, задачи буржуазно-демократической революции (уничтожение остатков феодализма, провозглашение равных для всех граждан конституционных прав и свобод и т.д.) не могут быть решены в эпоху империализма иначе, как только путем взятия власти рабочим классом, установления диктатуры пролетариата и проведения в жизнь мер непосредственно социалистического характера.

Первоначально сформулированная применительно к такой относительно отсталой стране, как Россия, теория Троцкого обеспечила стратегическую ориентацию в рамках перспективы мировой социалистической революции. Именно признание Троцким международной динамики классовой борьбы позволило ему предсказать, что демократическая революция в России примет под давлением мировой экономики и империализма социалистический характер. Ответ, который дал Троцкий на проблему общественного развития России в эпоху мирового империализма, представлял собой огромный шаг вперед по сравнению с концепциями Плеханова.

Однако признание огромного вклада Троцкого в победу русского рабочего класса в октябре 1917 года не противоречит тому факту, что его творчество в исторически значимом смысле коренится в первоначальных и пролагающих новые пути усилиях Плеханова.

Выдающее значение Плеханова как политического мыслителя в том, что он предвидел решающую роль рабочего класса задолго до того, как тот сложился в качестве массовой социальной группы, занимающей специфическое место в экономической и политической жизни, а также в условиях, когда капитализм в России еще только делал свои первые шаги.

Отец русского марксизма не предвидел объективной возможности того, что Россия в случае падения царизма немедленно начнет переход к социализму. Но это не умаляет значения центрального элемента его исторической перспективы — его идеи гегемонии пролетариата в буржуазной революции.

От народничества к марксизму

Процесс развития Плеханова от народничества к марксизму и подлинный характер его ранней политической концепции был с исчерпывающей полнотой реконструирован еще в начале 1920-х годов замечательным советским марксистским автором и левым оппозиционером Вагаршаком Тер-Ваганяном (1893–1936). В 1924 году тот опубликовал обширное, почти на 700 страниц, исследование, специально посвященное вопросу о развитии социально-политических взглядов Плеханова [17].

Тер-Ваганян в 1920 году стал сотрудником Института К. Маркса и Ф. Энгельса, директором которого был один из наиболее авторитетных знатоков истории международной социал-демократии и марксизма своего времени Д.Б. Рязанов. Ваганян занимал пост главного редактора теоретического журнала Под знаменем марксизма. Оценив интерес, проявленный Тер-Ваганяном к творчеству Плеханова, Рязанов создал в институте Кабинет Плеханова и привлек Тер-Ваганяна к подготовке издания 24-томного собрания сочинений основоположника русского марксизма. Промежуточным итогом исследовательских усилий Тер-Ваганяна стало появление в 1923 году его работы Опыт библиографии Г.В. Плеханова. Следующее, расширенное и дополненное, издание этой книги было подготовлено в начале 1930-х годов, однако не было осуществлено из-за негативной позиции в отношении Плеханова, которую занял к тому времени Сталин. В 1936 году Тер-Ваганян оказался в числе обвиняемых на Первом Московском процессе и был приговорен к смертной казни вместе с Зиновьевым и Каменевым.

В дальнейшем мы будем опираться на ценный материал, представленный в исследовании Тер-Ваганяна. Мы ограничимся вопросом о переходе Плеханова от народничества к марксизму и тем, как его политическая теория была сформулирована в его первой марксистской брошюре 1883 года Социализм и политическая борьба.

Главной особенностью русского народничества была идеализация им крестьянства и представление о том, что русская крестьянская община образует естественную основу бесклассового общества. Эта теория напрямую противостояла укреплявшему свое влияние в Европе марксизму. И хотя народники с уважением и симпатией относились к учению К. Маркса, они считали это учение неприменимым к условиям России.

В 1870-е годы значительный слой молодого поколения русской разночинной интеллигенции вступил в период радикализации и был увлечен идеей провоцирования крестьянства на бунт против царизма, который виделся им как пролог к освобождению общины от гнета крепостничества и самодержавия и к построению вольного общества равноправных и свободных тружеников.

Этому настроению способствовало то, что после отмены крепостного права в 1861 году положение русского крестьянства едва ли стало лучше. Предоставление личной свободы никак не распространялось на землю, которая продолжала оставаться в руках помещиков. Выкуп земли по условиям крестьянской реформы был настолько сложен и дорог, что становился почти непосильной ношей. Кроме того, крестьянская реформа усилила внутреннюю дифференциацию общины, подтачивая основы этой господствующей формы организации русского крестьянского быта.

Здесь важно отметить, что характерной чертой народнического мировоззрения было противопоставление политики и социальной революции, классовой борьбы. Народники были анархистами, рассматривая любую форму государства неисторически — как зло, которое нужно уничтожить в одночасье. При этом в рядах народников выдвинулось три главных интеллектуальных лидера и, соответственно, сложилось три оттенка в рамках общего направления.

Лидером другого направления был Петр Ткачев (1844–1886). Он ставил во главу угла идею немедленного захвата власти революционной группой, пропагандировал идею заговора и представлял собой тип русского бланкиста. (Ставка на решительные действия небольшой группы заговорщиков и отказ считать рабочий класс революционной силой стали причиной, по которой Ткачев оказал влияние на Че Гевару, который неоднократно упоминал русского народника в качестве вдохновляющего героического образа для современности).

Важную роль в этом процессе сыграла зима 1878–79 годов, которую Плеханов провел в Санкт-Петербурге, где он ближе познакомился с нарождающимся рабочим движением и наблюдал волнения среди рабочих.

Именно в этот период происходит решающий перелом в его эволюции от народничества к марксизму. В январе 1881 года Плеханов в письме в редакцию Черного Передела дает следующий ответ на вопрос о том, что такое социализм:

Плеханов решительно меняет свое отношение к федерализму, рассматривая отныне государственную централизацию как важнейшую предпосылку для преобразования общества на началах социального равенства.

В этой статье Плеханов формулирует ту мысль, что в глазах буржуазных авторов все делятся на тех, кто признает за рабочим классом право борьбы за свое освобождение, и тех, кто этого права за ними не признает. Он пишет:

Здесь Плеханов — в начале 1882 года — уже совершенно ясным образом высказывает мысль о необходимости и неизбежности организации рабочего класса в особую классовую политическую партию.

После убийства Александра II главные усилия Плеханова были сконцентрированы на максимальной теоретической проработке вопросов, которые имели решающее значение для будущего русского революционного движения. Проводя свое теоретический разрыв с народниками, Плеханов проявил огромное физическое и умственное мужество.

Брошюра Социализм и политическая борьба

Эта работа стала поворотным пунктом в развитии русского социализма и привлекла внимание социалистов по всей Европе. Через несколько лет Плеханов встретился в Лондоне с Фридрихом Энгельсом, где тот признал в нем знатока философии. В ходе этой беседы Энгельс, по свидетельству Плеханова, заявил, что современный материализм является, по существу, очищенным от недостатков и доведенным до своего логического завершения спинозизмом — тезис, который лежал в основе всей дальнейшей борьбы Плеханова по защите материализма от всевозможных идеалистических искажений и нападок.

В брошюре Социализм и политическая борьба Плеханов пишет:

Затем Плеханов продолжает:

Другими словами, Плеханов настаивает на том, что анализ внутреннего социально-политического развития России возможен только в рамках общей интернациональной перспективы пролетарской революции.

Однако Плеханов никогда не прибегал к подобному бесплодному подходу. Он писал:

Из этих слов видно, что Плеханов прекрасно осознавал, что угроза антикапиталистического политического выступления пролетариата в России толкнет либеральную буржуазию в объятия самодержавной реакции. Он стремился избежать такого исхода, одновременно выступая за укрепление позиций рабочего класса в рамках борьбы за демократию. Пытаясь найти адекватный ответ на внутренне противоречивую ситуацию, Плеханов утверждал:

Плеханов не видит возможности для пролетариата в условиях социально-экономической отсталости царской России начала 1880-х годов непосредственно перейти к строительству социалистического общества. Однако стоящая перед ним задача требовала ответа на вопрос, как должна вести себя рабочая партия в том случае, если развитие русской революции обгонит темп пролетарской революции на Западе и поставит в порядок дня необходимость свержения самодержавия при сохранении господствующего буржуазного порядка в Европе.

Плеханов дает на этот вопрос глубоко диалектический ответ с исторической точки зрения, — в соответствии с объективной социальной реальностью России того времени. Но по этой же самой причине этот ответ не имеет окончательного характера и несет вполне очевидные черты противоречия.

Русский пролетариат, говорит Плеханов, должен быть политическим руководителем всех других слоев общества, в том числе буржуазии, в борьбе против деспотизма. Но он не может начать реализацию своей собственной классовой программы непосредственно после победы над царизмом. Вопрос, который объективно оставался открытым, сводился таким образом к следующему: возможна ли передача власти буржуазии, если и когда пролетарская партия победит в демократической революции, и каков должен быть конкретный механизм этого процесса?

Плеханов не мог, по условиям своего времени, дать законченный ответ на все эти вопросы. Настаивая на решающей роли пролетариата в революционном процессе, он не верил, что революция сможет без достаточно длительного перерыва выйти за пределы своей буржуазно-демократической стадии. Переход от буржуазно-демократической революции к социалистической, по всей вероятности, растянется на десятилетия. Истоки будущего меньшевизма, несомненно, можно увидеть уже здесь.

Плеханов не видел возможности прямого соединения борьбы за политическую свободу с борьбой за социализм. Справедливости ради следует сказать, что в 1880–1890-е годы такой возможности и не существовало. Но даже отвергая прямую и непосредственную связь между демократической и социалистической революциями, Плеханов указывал, что сознательные действия пролетариата будут способствовать переходу — пусть и в течение длительного срока — от демократической к социалистической стадии. В брошюре Социализм и политическая борьба он писал:

Несколько лет спустя, в 1922 году, Троцкий был вынужден ответить на нападки историка Михаила Покровского относительно плехановской концепции, касавшейся ряда особых черт исторического развития России. Хорошо известно, что на понимание Троцким исторического развития России большое влияние оказали более ранние теоретические работы Плеханова. Нападая на Плеханова, Покровский, становившийся в тот момент ярым сторонником сталинской фракции, стремился подорвать исторические основы теории перманентной революции Троцкого. В подтверждение своих слов Покровский напомнил о политических слабостях Плеханова и его предательстве социалистической революции. Защищая исторические теории Плеханова от нападок Покровского, Троцкий писал:

Плеханов остается, спустя 160 лет после своего рождения и спустя почти столетие после своей смерти, важнейшей фигурой в истории социалистической и марксистской мысли. Последняя дань уважения Плеханову, которую выразил Ленин в 1922 году, полностью оправдана:

Примечания:

7. Там же, с. 438–439.

8. Там же, с. 444–445.

12. Там же, с. 242.

14. Воронский А.К., Искусство видеть мир: Статьи, портреты. М.: Советский писатель, 1987, с. 381.

15. Валентинов Н., Недорисованный портрет. М.: ТЕРРА, 1993, с. 167–168.

16. Троцкий Л.Д., Политические силуэты, М., 1990, с. 66.

17. Тер-Ваганян В., Г.В. Плеханов. Опыт характеристики социально-политических воззрений. М., 1924.

18. Вильгельм Телль — легендарный народный герой Швейцарии, предположительно живший в конце XIII-начале XIV веков, искусный стрелок и борец за независимость своей страны от Австрии и Священной Римской империи.

19. Тер-Ваганян, с. 42, 43.

20. Плеханов Г.В. Сочинения. Под ред. Д. Рязанова. В 24-х тт. М., 1922–1927. Том 1, с. 70.

21. Тер-Ваганян, с. 30.

22. Плеханов Г.В. Сочинения, том 1, с. 131.

23. Тер-Ваганян, с. 35.

25. Плеханов Г.В. Сочинения, том 1, с. 134.

27. Там же, с. 220.

28. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в пяти томах. Том 1. М1. М., 1956, с. 357.

33. Там же, с. 108.

34. Троцкий Л.Д., Сталин. Том 2. М2. М.: ТЕРРА, 1990, с. 283–284.

35. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в пяти томах. Том 1. М1. М., 1956, с. 110.

36. Бэрон Самуэль Х. Г.В. Плеханов — основоположник русского марксизма. СПб.: Изд-во Рос. нац. б-ки им. Г. В. Плеханова, 1998, с. 152.

37. Наши разногласия. В кн.: Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в пяти томах. Том 1. М1. М., 1956, с. 364.

39. Троцкий имеет здесь в виду все более оппортунистическую пропаганду Плехановым союза с буржуазной кадетской партией после 1905 года.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Плеханов Г. В. и развитие марксистской теории

Плеханов Георгий Валентинович (29.11.1856 - 30.5.1918) был выдающимся деятелем русского, международного социалистического и рабочего движения, экономист, философ, теоретик и пропагандист марксизма.

Критикуя экономическую концепцию В. П. Воронцова, П. показал примитивизм экономической доктрины либерального народничества, его отступление от революционных традиций народничества 70-х годов и непонимание объективных законов экономического развития. П. вскрыл ошибочность взглядов либеральных народников по обширному кругу вопросов - в теории стоимости, теории воспроизводства, теории экономических кризисов. Критика П. либерального народничества в 90-х г. XIX в. и борьба Ленина против этого течения мелкобуржуазного социализма стали важной предпосылкой победы марксизма в России.

Велики заслуги П. в борьбе против "экономизма" и струвизма. Борьба П. против этих течений оппортунизма велась в различных аспектах - философском, социологическом, политэкономическом. Гл. внимание П. уделял эконом. обоснованию теории научн. социализма П. подчеркивал что социализм как цель есть ". полное отрицание современного общества ", а социализм как движение есть ". стремление, практическое приближение к этой цели". Критикуя струвистскую теорию смягчения социально-экономический противоречий по мере развития капитализма, П. показал что осн. противоречие капитализма обостряется и в этом состоит предпосылка грядущей социальной революции пролетариата. П. исходил и того что окончательное решение социального вопроса может дать лишь классовая борьба. В вопросах политэкономии П. в основном стоял на марксистских позициях, многое сделав для обоснования и пропаганды экономической теории марксизма. В частности отделяя предмет политической экономии как научное развитии производительных отношений, он внес существенное уточнение различая собственно производственные отношения социально-экономические, и отношения производственно-организационные относящиеся к общественной организации производительных сил.

В теории капитала и прибавочной стоимости, составляющей краеугольный камень экономической теории марксизма, четко проводил различие между трудом и рабочей силой, на этой основе открывая сущность капиталистической эксплуатации. П. занимал марксистские позиции и с этих позиций выступил с критикой оппортунизма в области политической экономии, хотя допускал иногда неточные формулировки. Вместе с тем в меньшевистский период деятельности П. допустил ряд серьезных теоретических ошибок. В частности недооценивал степень остроты противоречий между помещиками и крестьянами, принижая революционные способности крестьянства, роль вооруженного восстания как средства борьбы.

П. как теоретик марксизма внес огромный вклад в защиту и пропаганду экономического учения Маркса, в развитие русской экономической мысли.

Социальные группы, которые ушли в тень на этом этапе:

февраль 1917 — октябрь 1917

  • иерархия РПЦ,
  • многопартийные либерал-демократы,
  • большевики,
  • троцкисты,
  • масоны во всех группировках.

В политическом поле они были представлены различными партиями.

  • Большевики в союзе с истинными марксистами-троцкистами, которые были представлены в различных политических группировках.
  • Знахари,
  • монархисты,
  • иерархи РПЦ
  • либерал-демократы.

Г.В.Плеханов, как до революции 1917 года, тяготел к идеям меньшевизма, так и после неё, но с точки зрения и классификации социальных групп, сначала был марксистом-большевиком, а затем — марксистом-троцкистом.

К началу Октябрьской революции число членов партии большевиков составляло около 80 тысяч человек, тогда как у кадетов было 90 тысяч, у меньшевиков — 150 тысяч, у эсеров — около 700 тысяч членов.

Эта характеристика политической биографии Плеханова в третий период его деятельности (конец 1903-го — 1917), данная Лениным, должна служить исходным пунктом при рассмотрении жизни и деятельности Плеханова после II съезда РСДРП.

Но прежде — краткая биография этого известного политического деятеля.

image5

Плеханов в 1870-е годы

Впоследствии эту сентенцию повторял и Георгий Валентинович.

В Воронежской военной гимназии он попал в руки опытного преподавателя русского языка Бунакова, который привил мальчику любовь к словесности, приучил говорить и писать правильно, определённо, ясно и просто. Гимназию Плеханов окончил с отличием, его имя занесли на мраморную доску лучших выпускников (позже за революционную деятельность Плеханова его имя было стёрто — как это по-российски: высоко вознести, а потом низвергнуть).

После гимназии Георгий недолго учится в Константиновском артиллерийском училище, но по состоянию здоровья (грудная жаба) вынужден оставить его. В сентябре 1874 года он поступает в Петербургский горный институт. Занимается со страстью. Особенно увлекает его химия. Помимо Чернышевского (кумира передовой молодёжи) в любимых писателях ходили Лев Толстой, Гоголь, Достоевский. В кипящий того времени революционный студенческий котёл попал и Г.В.Плеханов.

image6

На короткое время он возвращается в Россию. 30 декабря 1877 года Плеханов выступает на похоронах Некрасова, которого, возражая Достоевскому, ставит выше Пушкина.

Заметки на полях

image4

Живёт во Франции и в Швейцарии. Слушает лекции в Сорбонне. Изучает марксистскую

литературу, историю западно-европейского рабочего движения. Пишет статьи. А чтобы заработать на жизнь, даёт частные уроки и занимается переводами.

image8

Весной 1895 года Г.В. Плеханов впервые встретился с приехавшим в Швейцарию В.И. Лениным.

image10

Вместе с В.И. Лениным Г.В. Плеханов проделал большую работу по организации II съезда РСДРП (1903 год).

Но тут произошёл переворот — раскол между сторонниками Мартова, будущими меньшевиками, и сторонниками Ленина, будущими большевиками.

Плеханов искренне пытался примирить большевиков с меньшевиками, однако он не смог до конца освободиться от груза социал-демократических традиций партий II-го Интернационала, не понял новых задач в эпоху империализма.

Уже в это время между Лениным и Плехановым обнаружились глубокие расхождения по многим вопросам рабочего движения. Плеханов выступил против ленинского курса на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую.

image13

Если на съезде и какое-то время после него он горячо защищал Ленина, то уже в конце октября 1903 года резко разошёлся с ним во взглядах, перешёл на сторону меньшевизма и стал одним из его лидеров.

Поскольку в тексте есть упоминания терминов: большевизм, меньшевизм и др., то необходимо пояснить суть данных политических течений.

image14

Большевизм, как учит история КПСС, возник в 1903 году на II съезде РСДРП как одна из партийных фракций. Как утверждали его противники, большевики до 1917 года никогда не представляли собой действительного большинства членов марксистской партии, и потому оппоненты большевиков в те годы всегда возражали против их самоназвания. Но такое мнение проистекало из непонимания разнородными меньшевиками сути большевизма.

Большевизм как явление духа Русской цивилизации, существовал до марксизма, потом заявил себя при марксизме, был подзабыт после госпереворота 1953 года, но не только сохранился после его завершения в 1993 году, но и незримо соучаствует в сегодняшней политической жизни. И хотя его сторонники могут себя и не называть большевиками, но выражают в своих делах интересы большевизма.

Коммунизм — общность людей на основе совести: всё остальное в коммунизме — следствие единства совести у разных лиц.

Коммунизм, как идеал, к которому должно стремиться человечество в своём развитии, пропагандируется издревле, и история знает попытки его осуществления как на принципах организации общественной жизни государством (инки), так и в сообществе единомышленников, ведущих жизнь в соответствии с принципами коммунизма (община ессеев), в обществе, где государство поддерживает право частной собственности (древняя Иудея) на всё без исключения.

Марксизм — это наименование мировоззренческой системы и проистекающего из неё понимания законов развития общества и его перспектив, данное по имени одного из основоположников.

Это означает, что троцкизм — явление психическое. Троцкизму в искреннем личном проявлении благонамеренности его приверженцами свойственен конфликт между индивидуальным сознанием и бессознательным как индивидуальным, так и коллективным, порождаемым всеми троцкистами в их совокупности. И в этом конфликте злобно торжествует коллективное бессознательное троцкистов, подавляя личную осознаваемую благонамеренность каждого из них совокупностью дел их всех.

Большевизм — это общность людей, старающихся выразить в своей деятельности стратегические интересы трудового большинства, вне зависимости от того, насколько само это большинство осознаёт свои стратегические интересы и верно им в жизни. Суть большевизма не в численном превосходстве приверженцев неких идей над приверженцами других идей и бездумной толпой, а именно в искреннем стремлении выразить и воплотить в жизнь долговременные стратегические интересы трудового большинства, желающего, чтобы никто не паразитировал на его труде и жизни.

Таким образом, уяснив и поняв трактовку данных терминов, мы сможем более точно подойти к пониманию политической деятельности Г.В. Плеханова.

image17

image11

image3

Итак, в программы меньшевиков и большевиков в качестве основы легло учение Маркса, хотя меньшевики более вольно интерпретировали его. Но всё же, можно заметить отличия. Характерной чертой меньшевиков было то, что в отличие от большевиков, они допускали в своей среде полную свободу мнений и возможность самого различного толкования основных постулатов марксистской теории. Плеханов и Мартов строили свои расчёты, исходя из европейских порядков, ленинцы — из российского образа жизни. Меньшевики соглашались на сотрудничество с либеральными партиями, большевики же не видели в этом смысла.

Оглашённая конечная цель меньшевиков и большевиков совпадала, но путь к этой цели, место России в революционном движении, стадии развития и методы борьбы они трактовали различно, также были расхождения в социальной базе и её составе.

Как пример этому, можно представить их действия и взгляды в период Первой Мировой войны…

Не нуждаются в комментариях и призывы меньшевиков-оборонцев отказаться на время войны от наиболее острых форм классовой борьбы внутри страны под тем надуманным предлогом, что война — это тоже классовая борьба, но только не с отечественными, а с иностранными эксплуататорами. Правда, к осени 1915 года, меньшевики-оборонцы вместе с правыми эсерами заговорили о революции во имя победы над Германией, однако реальных шагов в этом направлении вплоть до 1917 года они не предпринимали .

Меньшевизм выступил против Октябрьской революции 1917 года. Состоявшийся в ноябре 1917 года последний в истории меньшевизма съезд прошёл под знаком антибольшевизма и мобилизации сил для антисоветской борьбы.

image16

Теперь приведём определение научного коммунизма из Большой Советской Энциклопедии:

Что об этом говорили ещё классики марксизма — Маркс и Энгельс:

И наконец, посмотрим, что говорил о научном социализме сам Плеханов:

image2

Но, спрашивается, была ли у Плеханова своя программа выхода из того глубокого кризиса, которым была охвачена в 1917 году вся Россия?

Февральская революция, пи­сал тогда Плеханов, знаменует собой начало новой эпохи (тер­мин говорит сам за себя) в ис­тории русского капитализма.

Наивно было ожидать, что в накалённой атмосфере России 1917 года подобные советы могли иметь успех. Что касается политической платформы Плехано­ва, то она в то время сводилась к следующему.

  • Во-первых, поддержка Временного правительства;
  • Во-вто­рых, коалиция меньшевиков и эсеров с кадетами;
  • В-третьих, осуждение корниловщины;
  • В-четвёртых, война до победы.

Не будет преувеличением сказать, что Плеханов был политическим противником Ленина. Ещё в разгар борьбы между большевиками и меньшевиками Плеханов строил прогнозы относительно того, что будет с партией, если победит Ленин, говорил о бонапартизме Ленина и о возможных последствиях насаждения в партии антидемократических методов руководства.

И немного дальше:

Каждый, кто знаком с историей нашей партии при жизни Ленина, сможет без особого труда отвести эти обвинения. Вспомним: на каждом партийном съезде тогда шли активные дискуссии, а сама партия была далеко не монолитна и объединяла различные социальные группы.

В дальнейшем Плеханов осудил такие шаги молодого Советского правительства, как роспуск Учредительного собрания (хотя сам на II съезде РСДРП в 1903 году теоретически допускал такую возможность в интересах революции) и заключение Брестского мира. Однако принять участие в борьбе с Советской властью и войти в состав контрреволюционного правительства, как предлагал ему Б. Савинков, наотрез отказался.

Суть конфликта между последовательными, идейными марксистами и российскими большевиками, на наш взгляд, имеет самое прямое отношению к времени настоящему.

Стоит обратить внимание на настойчивое повторение идеи, будто большевики были силой Азии, в то время как и либералы-кадеты, и марксисты-меньшевики считали себя силой Европы. Они подчеркивали, что их столкновение с большевиками представляет собой войну цивилизаций. Только не Европейской и Азиатской, а Западной и Русской соответственно.

Доводом для отрицания Октябрьской революции была марксистская догма, согласно которой антикапиталистическая революция должна произойти в развитых промышленных странах Запада, а русские революционеры должны действовать под контролем западных социалистов.

Вот суждение родоначальника российского марксизма Г.В. Плеханова относительно Октябрьской революции и капитализма:

Сразу после революции, 28 октября 1917 года Плеханов опубликовал открытое письмо петроградским рабочим, в котором предрекал поражение Октябрьской революции:

Либер писал (в 1919 году):

По сути это попытки идентификации произошедшей активации ядра русского духа нашей Русской цивилизации. Чистым, почти экспериментальным случаем можно считать политику меньшевиков, которые пришли к власти в Грузии. Руководил ими марксист Жордания, в прошлом член ЦК РСДРП (кстати, как и Сталин, исключённый из духовной семинарии). В отличие от меньшевиков в Петрограде Жордания в Грузии убедил партию не идти на коалицию с буржуазией и взять власть. Сразу была образована Красная гвардия из рабочих, которая разоружила солдатские Советы, поддерживавшие большевиков (в этих Советах русские были в большинстве).

В феврале 1918 года эта Красная гвардия подавила демонстрацию большевиков в Тифлисе. Внутренняя политика правительства Жордании была социалистической. В Грузии была проведена стремительная аграрная реформа — земля помещиков конфискована без выкупа и продана в кредит крестьянам. Затем были национализированы рудники и почти вся промышленность (по найму у частных собственников к 1920 году в Грузии работало всего 19 % занятых). Была введена монополия на внешнюю торговлю.

Таким образом, возникло типично социалистическое правительство под руководством марксистской партии, которое было непримиримым врагом Октябрьской революции. И это правительство вело войну против большевиков. Как это объясняется? Жордания объяснил это в своей речи 16 января 1920 года:

Довольно откровенное саморазоблачение меньшевизма. Другим примером может служить Юзеф Пилсудский, ставший диктатором Польши и начавший, под давлением Антанты, войну против Советской России в 1920 году. Он был российским революционером и социалистом, поклонником Энгельса, после 1917 года — руководителем Польской социалистической партии.

Не правда ли, каким актуальным выглядит всё это на фоне того геополитического конфликта Запада и Русской цивилизации уже в союзе с Востоком, который мы наблюдаем и в начале XXI века?

image9

Памятник на могиле Г.В. Плеханова в Петербурге на Волковом кладбище. Скульптура И.Я. Гинзбурга

Он является автором работ по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России.

image7

Наиболее известные произведения Г.В. Плеханова:

image15

Плеханов включил марксистскую философию в мировую традицию материалистической философии. Первым из мыслителей-марксистов уделил внимание проблемам общественной психологии и влиянии географической среды на общество. Основоположник марксистской эстетики, автор работ по теории искусства и литературно-критических статей.

Теперь достаточно посмотреть на современное общество, которое по мнению Плеханова уже должно было бы развиться до пролетарской революции… Но нет этого. Есть засилье меньшевизма, как мы его определили выше:


Георгий Валентинович Плеханов один из самых авторитетных русских революционеров. Он вошёл в число самых первых теоретиков и распространителей идей Маркса и Энгельса в России и стал признанным лидером фракции меньшевиков в РСДРП.

Детство и молодость

Народнический период революционной деятельности

Когда его выследила полиция, и над ним нависла угроза неминуемого ареста, Плеханов в 1880 г. бежал за границу и стал политическим эмигрантом, найдя убежище в Швейцарии. Он также подолгу проживал во Франции и в Италии. Там к нему присоединились и другие эмигранты из числа народников. Вместе они заинтересовались идеями западных социалистов и прежде всего теорией Карла Маркса и его соратника Фридриха Энгельса.

Марксистский период революционной деятельности в эмиграции

Во время революции 1905 г. Плеханов выступал против призывов к вооружённому восстанию. Но после завершения революции он был противником перехода РСДРП исключительно к легальным формам деятельности. После начала I Мировой войны в августе 1914 г. Плеханов занял оборонческие позиции и выступал за победу Антанты над блоком Центральных государств во главе с Германией.

Возвращение в Россию

Вскоре после февральской революции 1917 г. Плеханов вернулся в Россию. Он резко осудил захват власти большевиками в октябре 1917 г., потому что считал проведение социалистической революции в отсталой крестьянской России преждевременным. Согласно его пониманию марксистской теории прежде Россия должна пройти длительный этап капиталистического развития под руководством буржуазии. А при преждевременном забегании вперёд сильные феодальные пережитки, сохранявшиеся в России, не позволят создать гармонические социалистические отношения. Можно сказать, что ход истории подтвердил этот прогноз Плеханова.

Вскоре после октябрьского переворота Плеханов тяжело заболел и был направлен на лечение в санаторий в Финляндии в Териоках. Там он скончался 31 июля 1918 г. и был похоронен в Петрограде.

Читайте также: