Платные медицинские услуги доклад

Обновлено: 04.07.2024

Платные медицинские услуги – это совокупность профессиональных лечебно-профилактических действий медучреждения, направленных на сохранение, поддержание и восстановление здоровья пациента, потребляемых в процессе оказания возмездной услуги.

Порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг, регулируются :

Медицинские учреждения оказывающее платные медицинские услуги обязаны в доступном месте в течение всего времени работы учреждения предоставить информацию для потребителей:

- наименование юридического лица (фирменное наименование), ФИО индивидуального предпринимателя;

- адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

- сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

- перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

- порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

- сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

- режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг.

Требования к учреждениям согласно Правил:

1.Организации, предлагающие платную медпомощь, должны иметь лицензию на право оказывать медуслуги, определяющую список услуг.

2.Лекарственная, материально-техническая и кадровая базы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством для оказания качественной помощи.

Дополнительные медицинские услуги населению

Платную помощь, если она не предусмотрена госпрограммой, могут оказывать как государственные медицинские учреждения, так и частные клиники в соответствии с их лицензией и условиями заключённого с пациентом договора.

В государственных больницах, поликлиниках коммерческая медпомощь предоставляется по показаниям, не предусмотренным госпрограммой, и реализуется в качестве дополнительных услуг как стационарно, так и амбулаторно.

Дополнительные услуги в стационаре — это:

- диагностика, не предусмотренная госстандартом;

- госпитализация в палаты повышенной комфортности;

- предоставление индивидуального ухода;

- обеспечение дополнительными медикаментами.

Амбулаторно оказанные платные услуги могут включать в себя:

- консультацию узкого специалиста;

- проведение дополнительной диагностики;

- посещение пациента на дому без необходимых показаний к этому.

Права потребителя при некачественно предоставленных медицинских услугах

Важно. Согласно части 1 статьи 1095 ГК РФ и статье 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 исполнитель услуги обязан возместить вред, причинённый им потребителю вследствие оказания некачественной услуги или недобросовестного информирования о ней. Возможные недостатки медицинской помощи перечислены в Приказе ФФОМС от 28.02.2019 №36:

Оплата

Платная помощь оказывается по предварительно заключённому договору оказания услуг. На основании статьи 84 Закона пациент может получить её как в полном объёме, так и в виде отдельных вмешательств или консультаций. Если потребитель по направлению участкового терапевта обратился в коммерческую клинику, участвующую в госпрограмме, он может получить по полису ОМС услугу, указанную в направлении, и, оформив договор на оказание платных услуг или полис ДМС (добровольный медицинский полис), сделать, например, те анализы, которые его лечащий врач не посчитал нужным рекомендовать.

Ценообразование при оказании платных медицинских услуг:

  1. Цены на платные услуги, оказываемые медицинской организацией, рассчитываются на основании размера затрат на оказание медицинских и других услуг по основным видам деятельности, а также размера затрат на содержание имущества с учетом.
  2. Прейскурант, предоставляемый медицинской организацией, утверждается приказом руководителя (генерального директора, его заместителя).

Оформление налогового вычета на лечение

Налоговый вычет за платные медицинские услуги – это деньги, которые государство возвращает из уплаченного пациентом в процессе трудовой деятельности НДФЛ (статья 219 НК РФ). Получить его может и гражданин, оплативший лечение супруга, родителей или несовершеннолетних детей, если платёжный документ оформлен на него.

В целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в местах скопления людей, необходимо помнить о соблюдении мер безопасности – ношении маски, социальной дистанции (1,5 м) или отказаться от их посещения.

Если Вам требуется консультация, Вы можете обратиться в Консультационный центр по защите прав потребителей.

На базе Консультационного центра осуществляется также оказание услуг по составлению претензий, жалоб, исковых заявлений, приведению независимых экспертиз.

© Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области", 2014-2022 гг.


В статье автор пытается определить необходимость платности медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских учреждениях.

Ключевые слова: платные медицинские услуги, государственные и муниципальные медицинские учреждения.

Учредители государственных медицинских организаций самостоятельно устанавливают цены на платные медицинские услуги, что не регулируется государством и приводит к снижению доступности медицинской помощи для малообеспеченных граждан, росту коррупции в сфере здравоохранения.

К платным медицинским услугам относятся:

  1. повышенные условия комфортного пребывания в лечебном учреждении;
  2. пластическая хирургия;
  3. др. медицинская помощь, которая выходит за рамки программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
  1. первичная медико-санитарная помощь;
  2. специализированная медицинская помощь;
  3. бесплатное пребывание одного из родителей (законного представителя) с ребенком младше 3 лет в лечебном учреждении;
  4. замена лекарств на более дорогостоящее в случае непереносимости;
  5. транспортные услуги при обследовании, которые не могут быть проведены в данном лечебном учреждении;
  6. одноместная палата в случае тяжести заболевания, по эпидемиологическим показаниям.

Медицинское учреждение, предоставляющее платные медицинские услуги, должно иметь сертификат и лицензию на оказание данной деятельности.

Медицинские учреждения имеют право на оказание платной медицинской помощи только по определенным видам:

  1. оказание медицинской помощи, не являющейся обязательной для оказания на бесплатной основе (скорая медицинская помощь, помощь при социально значимому заболеванию, заболеванию, представляющему опасность для населения и др.);
  2. оказание медицинской помощи лицам, которые не имеют права на оказание бесплатной медицинской помощи по программе ОМС (лица без гражданства, при отсутствии соответственных международных соглашений с РФ);
  3. медицинская помощь по видам услуг сверх предусмотренных стандартов лечения;
  4. медицинская помощь по видам специализированной медицинской помощи, не являющейся обязательной для данного медицинского учреждения с учетом его уровня, специализации (эндоскопические операции, которые выполняются в районных больницах, не ниже уровнем);
  5. комфортабельные условия при нахождении в лечебном учреждении (палаты повышенного комфорта, дополнительное питание);
  6. оказание медицинских услуг альтернативными методами, сложные методики лечения заболеваний, дорогостоящие методы лечения и др.;
  7. услуги, косвенно связанные с медицинской помощью (пребывание в стационаре с целью ухода родственника, прокат изделий медицинского назначения, доставка лекарств на дом, ритуальные услуги и др.).

Исключение из вышеперечисленного списка является оказание экстренной медицинской помощи, которая, согласно законодательству РФ, предоставляется на бесплатной основе.

Медицинские учреждения обязаны вести бухгалтерский и статистический учет предоставляемых платных услуг гражданам.

Контроль над качеством оказанных медицинских услуг осуществляется органами управления здравоохранением РФ, государственными органами и организациями на которых возложена данная функция (Росздравнадзор).

На медицинские учреждения возлагается обязанность в предоставлении перечня платных медицинских услуг, с указанием стоимости услуг, условие их предоставления, льготы для определенных категорий граждан, если таковые имеют место быть, сведения о квалификации специалистов, оказывающих данную платную медицинскую услугу.

Оказание платных медицинских услуг оформляется в виде договора, где указаны права, обязанности, ответственность субъектов таких правоотношений, объем услуг, срок предоставления услуги, система оплаты услуги. Оплата за медицинскую услугу осуществляется в кассе медицинского учреждения, по реквизитам через банк.

Несоответствие в гарантированности бесплатных медицинских услуг вынуждает граждан пользоваться платными медицинскими услугами.

За счет платных медицинских услуг происходит финансирование бесплатной медицинской помощи, т. к. полученные денежные средства за эти услуги идут на приобретение расходных материалов, ремонт зданий, где осуществляется прием пациентов по ОМС.

Распределение ресурсов от оказания платных медицинских услуг недостаточно регулируется, что приводит к коррупции в сфере здравоохранения. Следует постепенно отказаться от платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских учреждениях в пользу совместной модели оплаты — бюджетного медицинского учреждения и системы ОМС.

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, услуга, бесплатная медицинская помощь, лечебное учреждение, оказание, медицинское учреждение, муниципальное учреждение здравоохранения, учреждение, бесплатная основа, специализированная медицинская помощь.


Наиболее актуальной в наши дни является проблема платной медицины, которая пройдя свой определённый путь развития, довольно прочно обосновалась в жизни россиян.

Под платными медицинскими услугами понимаются медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

Платные медицинские услуги могут предоставляться в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи и осуществляются в рамках договоров с гражданами или организациями, предприятиями,учреждениями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.

Исходя из требований указанных нормативных документов к оказанию медицинских услуг на возмездной (платной) основе предъявляется ряд требований и условий. В первую очередь это обязательное лицензирование. Право на занятие частной медицинской практикой предоставлено лицам, получившим диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на медицинскую деятельность. Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.

Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, о квалификации и сертификации специалистов.

При обращении в медицинское учреждение за получением платных медицинских услуг потребитель имеет право на:

- сведения о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках и их последствиях;

- информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

- обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

- соответствие качества полученных медицинских услуг условиям договора, а при отсутствии их в договоре – требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида;

- получение медицинских документов (копий), отражающих состояние его здоровья после предоставления платных медицинских услуг и сведений об используемых лекарственных препаратах и медицинских изделиях;

- сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;

- допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

- допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов;

- отказ от получения медицинских услуг после заключения договора;

- возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при предоставлении некачественной платной медицинской услуги.

Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг

При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

а) порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.

До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

Договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме и должен содержать:

а) сведения об исполнителе:

- наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

- фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

- номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;

б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);

- фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;

- наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;

в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;

з) порядок изменения и расторжения договора;

и) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах.

На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.

Важно: В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика).Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

Потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и в порядке, которые определены договором.

Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)).

Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителюпотребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.

ВАЖНО:При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:

- назначить новый срок оказания услуги;

- потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;

- потребовать исполнения услуги другим специалистом;

- расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" или договором.

Ответственность исполнителя за оказание медицинских услуг ненадлежащего качества

Если медицинское учреждение не выполнило хотя бы одно из требований, установленных законодательством РФ, или результат лечения не соответствует тому, который указан в договоре об оказании платных медицинских услуг, или медицинский персонал нанёс ущерб здоровью или жизни пациента, медицинскую услугу можно считать некачественной.

В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.

- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами;

- отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Потребители вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ежегодно около 30% пациентов обращаются к платным врачам по следующим причинам: надёжность и высокое качество услуг; возможность получить помощь быстро; использование высококачественного оборудования, технологий и медикаментов.

Определение понятия и законодательство в 2020 году

Справка. Платные медицинские услуги – это совокупность профессиональных лечебно-профилактических действий медучреждения, направленных на сохранение, поддержание и восстановление здоровья пациента, потребляемых в процессе оказания возмездной услуги.

  1. Клиники потеряют право добавлять в список услуги на своё усмотрение.
  2. Регионы должны будут разработать документ, определяющий порядок контроля и учёта использования лекарственных и расходных препаратов в процессе оказания платной помощи.
  3. Перечень пополнят новые медуслуги:
    • в случае отсутствия эпидемиологических и медицинских показаний будет разрешено размещать пациентов в маломестных палатах и боксах;
    • средний и врачебный медперсонал получат право на сопровождение пациента к месту реабилитации, лечения или диагностики при условии, что подобная услуга не предоставляется госпрограммой.

Постановление Правительства № 1006

Деятельность коммерческих медицинских учреждений и условия предоставления платных медуслуг, взаимодействие бесплатной и платной медицины регламентируются постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006. Согласно этому постановлению взаимоотношения пациента и врача, оказывающего платную помощь, регулируются договором на оказание услуг.

ФЗ-323

ЗоЗПП

ГК РФ

Правила взаимодействия сторон на основании договора возмездного оказания услуг населению, в том числе и медицинских, определяются статьями 779-783 ГК РФ. В случае причинения ущерба здоровью пациента, медучреждения применяют положения главы 59 ГК РФ о возмещении ущерба. Гражданское право применяется и при возмещении вреда, причинённого пациенту (параграф 2 главы 59 ГК РФ).

Перечень

Внимание. Перечень платных медицинских услуг, включает в себя утверждённый главным врачом список услуг, отличных от предлагаемых госпрограммой, где указывается номер, код и вид услуги, её единица (посещение, операция, манипуляция, процедура).

В списке обозначена стоимость каждого вида помощи. В примечании может быть отмечен способ лечения или врач, ведущий приём.

Заболевания указываются по разделам:

  • травматология-ортопедия;
  • физиотерапия;
  • функциональная диагностика;
  • рентгенография;
  • массаж;
  • лечение в дневном стационаре;
  • дерматовенерология и другие.

Список довольно большой, рассмотрим некоторые из коммерческих услуг:

  1. анонимное лечение и диагностика;
  2. консультации, лечение и диагностирование, проводимые на дому;
  3. лечение сексуальных расстройств;
  4. логопедическое лечение для пациентов взрослых поликлиник;
  5. профвакцинация, кроме обязательной;
  6. искусственное оплодотворение;
  7. санаторное лечение, кроме детского и специализированного взрослого;
  8. стоматологические услуги;
  9. помощь психолога;
  10. услуги косметолога.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Организация и порядок предоставления

Кто может оказывать?

Платную помощь, если она не предусмотрена госпрограммой, могут оказывать как государственные медицинские учреждения, так и частные клиники в соответствии с их лицензией и условиями заключённого с пациентом договора.

Требования к учреждениям согласно правилам

В каких организациях могут оказывать дополнительные медуслуги населению?

Важно. Помощь на коммерческой основе может предоставляться не только в частных клиниках и на дому, но и в государственных медучреждениях, если она не входит в госпрограмму.

Объём таких услуг определяет потребитель. Получить их можно как по полису ДМС, так и на договорной основе.

Государственные больницы, поликлиники

В данных учреждениях коммерческая медпомощь предоставляется по показаниям, не предусмотренным госпрограммой, и реализуется в качестве дополнительных услуг как стационарно, так и амбулаторно.

Дополнительные услуги в стационаре — это:

  • диагностика, не предусмотренная госстандартом;
  • госпитализация в палаты повышенной комфортности;
  • предоставление индивидуального ухода;
  • обеспечение дополнительными медикаментами.

Амбулаторно оказанные платные услуги могут включать в себя:

  • консультацию узкого специалиста;
  • проведение дополнительной диагностики;
  • посещение пациента на дому без необходимых показаний к этому.

Частные клиники

Такие организации могут оказывать помощь как стационарно, так и амбулаторно, в том числе и с выездом на дом. Как и государственные медучреждения, коммерческие клиники должны соответствовать требованиям законодательства по тем видам услуг, которые они оказывают, быть обеспечены необходимым оборудованием, помещениями, медикаментами и специалистами.

Внимание. Список услуг, оказываемых частными учреждением, определяется лицензией и договором с пациентом.

На дому (выездные)

В соответствии со статьёй 32 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ вызов врача на дом считается помощью, оказываемой амбулаторно. Предложить такую услугу могут как государственные, так и частные медорганизации. Возможность обслуживания пациента на дому определяется лицензией, полисом ДМС или договором на оказание услуг.

Когда запрещено?

Медицинская помощь должна предоставляться бесплатно в следующих случаях:

  1. пациенту требуется неотложная помощь;
  2. бесплатное лечение предусмотрено госпрограммой (в госучреждениях);
  3. назначенные лекарства входят в перечень жизненно важных;
  4. пациент не давал согласие на оказание дополнительных услуг.

Ответственность

За оказание некачественной услуги медработник может понести гражданско-правовую, административную, дисциплинарную и уголовную ответственности (статья 98 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

  • Гражданская ответственность врача предполагает компенсацию финансовых потерь пациента (статья 1085 ГК РФ) и причинённого ему морального ущерба (статья 151 ГК РФ). В качестве наказания применяются имущественные санкции.
  • Административная ответственность наступает в случае совершения медработником противоправных действий социального плана и нарушения свободы личности пациента. В качестве наказания применяют штраф и дисквалификацию. Например, за некачественно выполненную прививку медсестра будет оштрафована на основании статьи 3.5 и 6.3 КоАП РФ.
  • Дисциплинарная ответственность наступает при несоблюдении условий трудового договора. Наказанием за проступки такого типа являются: замечание, выговор и увольнение (статья 192 ТК РФ).
  • Уголовная ответственность наступает при совершении уголовно наказуемого преступления и карается лишением свободы, исправительными работами и штрафами. Например, если врач не оказал помощь больному без указания уважительной причины, и пациент умер, то на основании статьи 124 УК РФ доктора могут посадить в тюрьму на 4 года.

Права потребителя при некачественно предоставленных медуслугах

Важно. Согласно части 1 статьи 1095 ГК РФ и статье 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 исполнитель услуги обязан возместить вред, причинённый им потребителю вследствие оказания некачественной услуги или недобросовестного информирования о ней.

Возможные недостатки медицинской помощи перечислены в Приказе ФФОМС от 28.02.2019 №36:

  1. нарушение условий оказания услуг (например, невыполнение обязательств и нарушение сроков), установленных договором;
  2. причинение вреда здоровью, в том числе и бездействием, если в результате такого состояние пациента ухудшилось;
  3. нарушение медицинскими работниками этических норм и принципов поведения, обязательных при выполнении профессиональных обязанностей;
  4. невыполнение или некачественное выполнение мероприятий диагностики и лечения;
  5. нарушение правил госпитализации и преемственности в лечении;
  6. непредставление документации, подтверждающей факт обслуживания гражданина в медучреждении;
  7. нарушение оформления документации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 потребителю должна быть оказана качественная услуга. Критерии оценки качества медицинской помощи определены Приказом Минздрава РФ от 10.05.2017 № 203н.

На основании статьи 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 получатель некачественной услуги имеет право на компенсацию морального вреда, размер которой определяется судом.

Статья 15 ЗоЗПП. Компенсация морального вреда

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Пациент, как потребитель медуслуги, на основании части 1 статьи 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 в случае оказания ему некачественной помощи может потребовать возмещения средств, затраченных им на устранение дефектов услуги своими силами или третьими лицами.

Оплата

Платная помощь оказывается по предварительно заключённому договору оказания услуг или полису ДМС. На основании статьи 84 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ пациент может получить её как в полном объёме, так и в виде отдельных вмешательств или консультаций.

Если потребитель по направлению участкового терапевта обратился в коммерческую клинику, участвующую в госпрограмме, он может получить по полису ОМС услугу, указанную в направлении, и, оформив договор на оказание платных услуг или полис ДМС, сделать, например, те анализы, которые его лечащий врач не посчитал нужным рекомендовать.

Можно ли оформить налоговый вычет на лечение?

Справка. Налоговый вычет за платные медицинские услуги – это деньги, которые государство возвращает из уплаченного пациентом в процессе трудовой деятельности НДФЛ (статья 219 НК РФ).

Получить его может и гражданин, оплативший лечение супруга, родителей или несовершеннолетних детей, если платёжный документ оформлен на него.

Размер выплаты зависит от суммы, потраченной на лечение, но не может превышать размер вычета, рассчитанного за лечение стоимостью 120 тысяч рублей. Чтобы получить вычет, нужно предоставить в отделение ФНС следующие документы:

  1. заполненную декларацию (3 НДФЛ);
  2. справку об уплаченных налогах (2 НДФЛ);
  3. договор, подтверждающий получение медуслуг и заключение врача;
  4. чек и подтверждающая плату справка на имя того, кто будет получать вычет;
  5. полис ДМС, если лечение оформлялось через него.

Чтобы иметь право предоставлять платные услуги, учреждение должно разработать следующие документы:

  1. Положение об оказании медуслуг на платной основе (законодательно не обязательно).
  2. Прейскурант на эти услуги с расчётом цен.
  3. Договор на предоставление услуг или акт об оказании услуг.
  4. Маркетинговая политика оказания помощи ( документ о скидках и акциях). Обычно проверяется органами контроля.
  5. Положение о распределении дохода от медицинской деятельности (может быть включено в документ об оплате труда).

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Читайте также: