План юнга доклад комитета экспертов репарационной комиссии январь 1930 г

Обновлено: 30.06.2024

Основная тяжесть репараций в Германии пришлась на первые послевоенные годы, когда промышленность была наполовину разрушена, а победители настойчиво добивались платежей. Сначала из Германии ушло все золото, а затем в счет репараций стали вывозить уголь, сельхозпродукцию, паровозы. Одновременно с этим падала марка. В стране наступила невиданная инфляция, разорившая массу мелкой буржуазии.

Но промышленная буржуазия и корпорации от инфляции только выиграли. Они платили зарплату бумажками, ими же платили налоги государству и возвращали долги банкам. Расплатившись с банками, промышленные корпорации становились от них независимыми. Банки разорились, а собственный капитал промышленных корпораций – оборудование, корпуса фабрик, запасы сырья и продукции – оставался неприкосновенным.

Однако рост производства сдерживался узостью внутреннего рынка – германское население обнищало в период инфляции, а правительство все еще продолжало платить репарации. Потенциальные покупатели потеряли свои сбережения. Следствием же узости внутреннего рынка была незагруженность производственных мощностей и безработица. Производственные мощности в тот период использовались только на 70%, а безработных было 4 миллиона человек. Усилившиеся германские монополисты потребовали отменить план Дауэса.

Срок действия плана заканчивался в 1929 г., но он не определял ни окончательной суммы репараций, ни периода их выплаты. Союзники‑победители, опасаясь, что Германия отменит план Дауэса в одностороннем порядке, в 1929 г. создали комитет экспертов во главе с американским банкиром О. Юнгом, который разработал новый репарационный план. Американские банкиры приняли живейшее участие в составлении нового плана, поскольку именно они кредитовали промышленность Германии, а репарации в значительной степени подрывали платежеспособность немецких капиталистов.

План устанавливал общую сумму репараций с Германии (в 1921 г. определялось 132 млрд марок, теперь – 113,9 млрд марок). Окончательный срок уплаты был установлен до 1988 г. Размер ежегодных репараций уменьшался на 20% – до 2 млрд марок. Был отменен репарационный налог на промышленность, ликвидированы все виды иностранного контроля над народным хозяйством и финансами Германии, основан Базельский банк международных расчетов (вместо репарационной комиссии). Предусматривалась определенная система уплаты долгов: Германия торгует с Россией, выплачивает репарации европейским союзникам, а те, в свою очередь, выплачивают долги Соединенным Штатам Америки. Практически все ограничения в развитии промышленности страны были сняты, что в дальнейшем способствовало милитаризации экономики Германии.

Одним из основных решений конференции было также соглашение о досрочном выводе (на 5 лет раньше срока, установленного Версальским мирным договором 1919 г.) всех оккупационных войск из Рейнской области (не позже 30 июня 1930 г.).

Однако Германия стремилась к тому, чтобы вовсе избавиться от Версальских соглашений. Франция требовала, чтобы причитающиеся ей репарации превышали ее задолженность Америке. Англия, в свою очередь, собиралась аннулировать свои долги. Мировой экономический кризис еще более обострил международные противоречия по этим вопросам.

По просьбе президента Германии Гинденбурга президент США Г. Гувер 20 июня 1931 г. предложил всем державам объявить всеобщий мораторий на долги – приостановить на год выплату репараций и союзнических долгов. Мораторий Гувера действовал до 20 июня 1932 г. С ним согласились все заинтересованные стороны. Но усиление экономического кризиса вынудило политиков вновь обратиться к проблеме репараций. План Юнга не мог остановить финансовую панику. Размах кризиса и угроза экономической катастрофы Германии (чтобы выплатить репарации согласно плану, ей надо было увеличить экспорт до 5 млрд марок, что вызвало резкое сопротивление других государств) – все это делало невозможным выполнение замысла западной дипломатии.

Начались новые консультации и конференции. Наконец на международной репарационной конференции в Лозанне (июнь – июль 1932 г.) было решено вообще ликвидировать репарации. Германия должна была выплатить за 15 лет остаток в размере 3 млрд марок через облигации и на 1 млрд марок осуществить некоторые поставки в натуральном виде, после чего она официально освобождалась от всех выплат. Но и этого не произошло. Еще 15 июля 1931 г. правительство Германии в одностороннем порядке прекратило выплату репараций.

ПЛАН ЮНГА - второй репарационный план для Германии, принятый в 1929 году и служивший тем же целям, что и План Дауэса (. ). По мере восстановления и дальнейшего развития германской индустрии (в особенности тяжёлой), чему в решающей степени содействовали крупные американские капиталовложения, германские империалисты предъявляли всё большие требования к странам-победительницам, учитывая, что сочувствие правящих кругов этих стран на их стороне. Очередным шагом правительства Германии было предъявление требования о досрочном очищении Рейнской области от оккупационных войск держав-победительниц. Представители германского правительства связали это требование с вопросом о пересмотре репарационного плана Дауэса.

Требования Германии были энергично поддержаны США. Правительства Англии и Франции также не возражали против удовлетворения германских требований, так как и они помышляли об использовании германского империализма против СССР.

Образованная Лигой наций комиссия шести держав (из представителей Германии, Англии, Франции, Италии, Японии и Бельгии) согласилась с тем, что размер репараций должен быть пересмотрен, и признала целесообразным "изучить" требование Германии об очищении Рейнской области. Решено было также, что репарационная проблема будет передана в специальный комитет экспертов.

Комитет экспертов был окончательно сформирован в конце 1928 году и приступил к работе в начале февраля 1929 года. В его состав вошли 14 экспертов - по два от каждой страны. США были представлены Оуэном Юнгом (президентом электротехнического треста Моргана) и Джоном Пирпонтом Морганом (крупнейшим монополистом США). Их заместителями были: компаньон Моргана-Томас Ламонт и Томас Нельсон Перкинс, тесно связанный с моргановским семейством. Таким образом, репарационную проблему непосредственно взял в свои руки дом Моргана. Председателем комитета экспертов был назначен Юнг.

Дискуссия в комитете затянулась на полгода. Германские представители, поддерживаемые американскими экспертами, настаивали на значительном уменьшении размеров репарационных платежей, в то время как заинтересованные в получении репараций державы (Франция, Бельгия, Италия) возражали против их снижения. Выработанные комитетом экспертов предложения и получили название План Юнга. Этот план обсуждался также на двух конференциях, заседавших в Гааге в августе 1929 года и затем в январе 1930 года. Вторая Гаагская конференция 20. I 1930 года утвердила План Юнга. Его принципиальное содержание мало отличалось от плана Дауэса. По-прежнему империалисты западных держав делали ставку на возрождение военно-промышленного потенциала Германии и стремились этому всячески содействовать. Германию продолжали готовить к агрессии против СССР.

Новый репарационный план в отличие от плана Дауэса определил общую сумму репараций, подлежащих взысканию с Германии, в размере 113,9 млрд. марок. Размер ежегодных платежей был снижен в сравнении с платежами по плану Дауэса на 20% и определён на ближайшие 37 лет в 2 млрд. марок ежегодно. Серьёзным изменениям подвергся порядок взимания репараций. Облигации на промышленные предприятия Германии, выданные в соответствии с планом Дауэса, подлежали аннулированию, т. е. германские промышленники избавлялись от платежей, снижавших их прибыли. Источником покрытия репарационных платежей оставались прибыли железных дорог и государственный бюджет. Иначе говоря, теперь уже вся тяжесть репараций безраздельно перекладывалась на плечи трудящихся масс страны.

Согласно Плану Юнга все формы и виды контроля над Германией, её народным хозяйством и финансами окончательно ликвидировались. Отныне германский империализм получал возможность ещё шире развернуть свои военные приготовления. Банк международных расчётов был призван широко финансировать германскую тяжёлую промышленность и военное производство, что и стало его главной функцией.

Формальной же задачей Банка международных расчётов было получение репараций с Германии и их распределение среди держав, а также осуществление расчётов по межсоюзническим долгам и кредитование экономики европейских стран. В соответствии с Планом Юнга банк должен был укрепить позиции американского капитала в Европе, в частности в Германии.

Германская дипломатия настаивала на том, чтобы одновременно с принятием Плана Юнга был решён вопрос о досрочном освобождении Рейнской области от оккупационных войск.

Решение о выводе союзных войск из Рейнской области было принято одновременно с Планом Юнга. Первая зона оккупации была очищена ещё в 1925 году. Вторая зона оккупации очищалась к декабрю 1929 года, т. е. на 1 месяц ранее обусловленного Версальским договором срока. На 5 лет раньше срока выводились союзные войска из части третьей зоны. Остальная часть третьей зоны освобождалась к июню 1933 года, т. е. на 1,5 года ранее срока.

Мероприятия по дальнейшему кредитованию германского хозяйства, прежде всего военного, осуществлялись в полном объёме. От дальнейших платежей по репарациям Германия вскоре отказалась, ссылаясь на затруднения, вызванные мировым экономическим кризисом. В действительности же вопрос об отказе Германии от репарационных платежей был согласован с американскими правящими кругами, которые не желали более, чтобы вооружения Германии тормозились существованием репарационных платежей. К тому же американский капитал был заинтересован прежде всего в поступлении прибылей от вложенных им инвестиций.

Правительство США оказало прямую поддержку Германии. Президент США Гувер выступил с предложением приостановить на один год все платежи по международным правительственным долгам, репарациям и займам. Предложение Гувера было первоначально холодно встречено во Франции и Италии. Правительство США прибегло тогда к мерам экономического давления и вынудило эти державы согласиться с годичной отсрочкой платежей. Предложенный Гувером мораторий вступил в силу с 15. VII 1931, и План Юнга перестал функционировать, хотя формально он был отменён лишь на Лозаннской конференции 1932 года. Однако Германия продолжала получать новые крупные займы, в частности и через Банк международных расчётов.

Американские монополисты продолжали вкладывать свои капиталы в промышленность Германии и после прихода к власти Гитлера (1933). Именно этот "золотой дождь американских долларов оплодотворил тяжёлую промышленность гитлеровской Германии и. в частности, военную промышленность. Это миллиарды американских долларов, вложенных заокеанскими монополиями в военную экономику гитлеровской Германии, воссоздали германский военный потенциал и вложили в руки гитлеровского режима оружие, необходимое для осуществления его агрессии" ("Фальсификаторы истории. Историческая справка").

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

По мере того как восстанавливалось экономическое могущество германского империализма, он все меньше желал мириться с ограничениями, наложенными на Германию Версальским мирным договором и планом Дауэса.

Осенью 1928 г. германское правительство официально потребовало досрочной эвакуации Рейнской зоны и пересмотра плана Дауэса. Требования Германии были поддержаны правящими кругами США.

В конце 1928 г. правительства заинтересованных держав договорились о создании нового комитета экс­пертов под председательством американского банкира Оуэна Юнга. В июне 1929 г. комитет экспертов представил новый репарационный план для Германии, получивший наименование плана Юнга. План Юнга обсуждался на международной конференции в Гааге, состоявшейся в августе 1929 г., и был принципиально одобрен в протоколе, подписанном участниками конференции.

В окончательной форме план Юнга был утвер­жден на второй Гаагской конференции в январе 1930 г.

На первой Гаагской конференции было решено также завершить полную эвакуацию Рейнской зоны в 1930 г. (вместо 1935 г. по Версальскому мирному договору). План Юнга устанавливал, что Германия будет платить репарации еще в течение 59 лет (до 1988 г.). Германия долж­на была уплатить союзникам в течение этого срока еще 113,9 млрд. марок. Размер ежегодных платежей Германии был определен на ближайшие 37 лет в размере 2 млрд. марок.

Это представляло значительное облегчение для Германии по сравнению с планом Дауэса. Большие изменения были внесены в порядок уплаты Германией репараций. Долговые обязательства, возложенные на немецкую промышленность планом Дауэса, были аннулированы.

Единственным источником покрытия репарационных платежей были признаны прибыли железных дорог и доходы государственного бюджета. Это означало, что отныне промышленные концерны даже формально были освобождены от всякого участия в уплате репараций (фактически и раньше вся тяжесть репарационных платежей падала исключительно на трудящихся). Окончательно снимались все виды союзнического контроля с финансов и народного хозяйства Германии.

Должность генерального агента по репарациям и весь его аппарат ликвидировались. Сбор репарационных платежей возлагался на германское правительство. Для распределения германских репараций между союзниками, а также для осуществления всех расчетов по межсоюзническим военным долгам в Базеле создавался Банк международных расчетов.

План Юнга позволял германскому империализму еще шире развернуть подготовку своей экономики к войне.

После победы над Германией и ее союзниками в Первой мировой войне страны Антанты желали как можно быстрее компенсировать собственные военные потери за счет побежденных. Среди прочего, мирные договора предусматривали гигантские репарационные выплаты. Однако вскоре выяснилось, что разоренная войной Германия просто не в состоянии платить. Для того, чтобы обеспечить немецкую платежеспособность и были разработаны планы Дауэса и Юнга.

Цели победителей при пересмотре вопроса репараций

Условия Версальского договора были неоправданно тяжелы, и разоренная войной и революцией Германия объективно не могла их выполнять. Репарации могли быть выплачены только при условии быстрого развития немецкой промышленности, а также определенных уступок со стороны победителей (по срокам и размерам выплат).

Карикатура на репарационные требования к Германии

Франция, как наиболее пострадавшая от войны страна Антанты и главный получатель репараций, была настроена особенно непримиримо. Здесь требовали выплат в полном объеме и в установленные сроки. В 1923 году из-за задержек по уплате репараций Франция оккупировала Рурскую область Германии.

Ч. Дауэс - автор плана восстановления Германии

Сущность и реализация плана Дауэса

Комиссия под руководством Дауэса представила свой доклад 9 апреля 1924 года, 16 августа того же года он был подписан представителями государств-победителей на Лондонской конференции. Франция была вынуждена согласиться с ним под давлением Великобритании и США. 29 августа план был ратифицирован германским рейхстагом, и 1 сентября вступил в силу.

Содержание плана Дауэса

План Дауэса вносил ряд изменений в условия Версальского мира. Положение Германии таким образом облегчалось, а контроль победителей за нею ослаблялся.

  1. Общий объем причитающихся репараций не устанавливался. Вводились только нормы годичных платежей: 1 млрд. марок в 1924-1925 гг., по 1,2 млрд. – в 1925-1927 гг., 1,75 млрд. в 1927-1928 гг., далее по 2,5 млрд.
  2. Для гарантий поступления выплат под контроль победителей ставились Рейхсбанк и германские железные дороги.
  3. Репарации должны были поступать за счет госбюджета и отчислений из прибылей промышленности. Для получения части прибыли были выпущены особые облигации.
  4. Для обеспечения поступлений в германский госбюджет сумм, необходимых для репарационных выплат, вводилось множество косвенных налогов – на железнодорожные перевозки, сахар, обувь, ткани, табак, алкоголь.
  5. Роль союзнических контрольных органов сводилась к контролю своевременного поступления платежей.
  6. Германии предоставлялся международный кредит на 800 млн. марок.

Контроль за выполнением плана также получили США. Генеральным комиссаром по репарациям стал П. Джильберт.

Реализация плана Дауэса и ее последствия

Вступление в действие плана Дауэса означало конец политики давления на Германию и переход к ее восстановлению и признанию. Кроме начального транша в 800 млн. марок до 1929 года в Германию поступило еще 21 млрд. иностранных инвестиций и заимствований. Это дало толчок к экономической стабилизации и началу восстановления германской экономики, в первую очередь промышленности. Веймарская республика была признана на международном уровне.

План Дауэса: схема

Французская оккупация Рура была прекращена. Францию вообще фактически отстранили от решения немецкого вопроса, и она была не в состоянии настаивать на своем.

Частично была достигнута и цель превратить в источник для репараций денежные поступления из СССР. Германия (по Рапалльскому договору) фактически была единственным государством, где СССР мог закупать промышленное оборудование. Однако советское руководство, обеспечив в основном восстановление экономики, тут же взяло курс на индустриализацию, поэтому окончательно превратить страну в источник восстановления Германии не получилось.

Принятие плана Юнга и его значение

О. Юнг - финансовый эксперт

Основные положения плана Юнга

План Юнга был еще более мягким по отношению к Германии в сравнении с планом Дауэса. Уменьшались не только ежегодные выплаты, но и их общий размер.

  1. Отменялся размер ежегодной выплаты в 2,5 млрд. марок, предусмотренный планом Дауэса. Вместо этого в течение 37 лет Германия должна была платить от 1,7 до 2,1 млрд., а далее – в размере долгов европейских союзников США
  2. Общая сумма выплат устанавливалась в 113, 9 млрд. марок.
  3. Оккупационные войска выводились из Рейнской области.
  4. Вместо репарационной комиссии создавался Банк международных расчетов.
  5. Источником репараций становились только железные дороги и госбюджет Германии.

Немалую роль в принятии плана Юнга сыграла американская финансовая группа Моргана. В целом план был выгоден именно США.

Реализация плана Юнга

Фактически план Юнга остался нереализованным. Он был приостановлен в 1931 году – в связи с мировым экономическим кризисом. Его полная отмена произошла на Лозаннской конференции 1932 года.

Заседание конференции по плану Юнга

Однако его принятие способствовало увеличению объемов иностранных вложений в германскую промышленность и ее кредитование (в том числе через Банк международных расчетов). Эти меры способствовали восстановлению военного потенциала Германии – через наращивание военного производства.

При этом, несмотря на смягчение планами Дауэса и Юнга давления победителей на Германию, в самой стране они воспринимались отрицательно – как новая форма эксплуатации. Поэтому реализация планов Дауэса и Юнга входит в число предпосылок к приходу в Германии к власти нацистов и началу Второй мировой. Они способствовали росту недовольства внутри Германии (чем успешно воспользовался Гитлер) и восстановлению немецкого ВПК.

В 1928 г. верховный комиссар по репарациям С. Паркер Джильберт, работавший в Берлине в соответствии с договоренностями, принятыми в рамках плана Дауэса, подчеркнул в своем ежегодном докладе необходимость заново оценить ситуацию,

учитывая, что срок действия плана истекал, и что до сих пор немецкие платежи обеспечивались преимущественно внешними займами, а это ставило вопрос об определении реальной платежеспособности Германии в нормальных условиях. Заинтересованность в наиболее полном решении вопроса была связана также с тем, что французы настаивали на определении общей суммы репараций, которые должны заплатить немцы, в то время как немцы надеялись на уменьшение своих ежегодных платежей и на получение, в конечном счете, политических уступок в отношении все еще осуществлявшегося над ними контроля и пребывания оккупационных войск на их территории.

Именно совпадение этих устремлений облегчило созыв в Париже в феврале 1929 г. комитета экспертов во главе с американцем Юнгом, участвовавшим еще в разработке плана Дауэса. Доклад комитета Юнга обсуждался в августе 1929 г., был принят в январе 1930 г. и вступил в силу в апреле того же года. В политическом плане он предусматривал ликвидацию агентства и комиссии по репарациям; оккупационные войска, все еще находившиеся в Германии, должны были покинуть ее до июня 1930 г., на пять лет раньше предусмотренного Версальским договором срока. В экономическом плане он устанавливал, что в погашение оставшейся части репараций в 109,6 млрд золотых марок немцы должны будут вносить платежи в течение 59 лет (вплоть до 1988 г.). В течение первых 36 лет немцам надлежало выплачивать ежегодно немногим более 2 млрд — треть в виде обязательных платежей, другие две трети — при условии, что не будет трудностей, связанных с выплатой межсоюзнических долгов (это означало первое признание американцами такой взаимозависимости, которую Соединенные Штаты всегда категорически отвергали).

Впоследствии платежи должны были снизиться до ежегодных взносов в 1,6—1,7 млрд долларов, соотносимых с продолжением выплаты долгов (пункт, по которому, впрочем, отсутствовало согласие правительства Соединенных Штатов). Для того, чтобы контролировать выполнение договоренностей и сделать технически возможным перевод валюты, был создан Банк международных расчетов, расположенный в Базеле; наконец, с целью запустить механизм новых платежей, был выпущен заем в 300 млрд. долларов, разделенный на две части — 200 млрд для стран-кредиторов и 100 — для немцев. Стоит отметить, что план Юнга обсуждался в 1929 г. Брианом и Штреземаном во время их последней встречи. Несколько месяцев спустя, в октябре 1929 г., министр иностранных дел Германии умер, как бы обозначив конец эпохи.

Хотя план Юнга и был задуман весьма хитроумно, он отправлялся в плавание по бурным водам. Англичане согласовали поря-

Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы 67

док выплаты своего долга Соединенным Штатам начиная с 1923 г., а незадолго до одобрения плана Юнга французская палата депутатов ратифицировала соглашение Меллона—Беранже 1926 г., которое теоретически урегулировало выплату французского долга Соединенным Штатам. Казалось бы, взаимосвязь между долгами и репарациями была разорвана. Но на практике события развивались в другом направлении. Экономический кризис тяжело поразил Соединенные Штаты, Германию, Великобританию и, в меньшей степени, Францию. Когда в начале 1930 г. план Юнга вступил в силу, кризис начинал распространяться по всей Европе. Взаимосвязь, отрицавшаяся на бумаге, подтверждалась в действительности. И, следовательно, не оставалось ничего другого, как учитывать новую ситуацию.

В самом деле, когда экономический кризис полностью охватил Германию, немецкий президент Гинденбург попросил Соединенные Штаты о вмешательстве. Американский президент Герберт Гувер положительно ответил на просьбу и высказался в том духе, что платежи как в счет репараций, так и по межсоюзническим долгам могут не осуществляться с 1 июля 1931 г.

по 30 июня 1932 г. Своим предложением, которое сразу вступило в действие, Гувер подтвердил типичное для американцев разделение между долгами и репарациями, но в то же время открыл путь для окончания выплат последних. Годичный срок был использован для поиска всеобъемлющего решения. Затем обсуждение темы было продолжено на новой международной конференции, проходившей в Лозанне с 26 июня по 9 июля 1932 г. На ней было решено закрыть тему, положив конец немецким платежам и назначив символическую цифру заключительной выплаты — 3 млрд рейхсмарок, которую следовало осуществить до 1935 г. и которая в действительности никогда не была выплачена. Теоретически открытым оставался только вопрос о долгах Соединенным Штатам. Ни Гувер, ни Рузвельт, впервые избранный президентом в ноябре 1932 г., не хотели соглашаться с их аннулированием. Британская сторона признавала законность своих обязательств в отношении Соединенных Штатов и до тех пор, пока это было возможно, платежи продолжались. Французы в конце 1932 г. решили прервать выплату суммы, причитавшейся с них. Оставалось совсем немного до прихода к власти Гитлера, и этот аспект международной финансовой жизни лишь подтверждал хрупкость нормализации. В конце 1932 г. было отчетливо видно, что она была всего лишь иллюзией, сохранявшейся в течение нескольких лет, и что конфликты, унаследованные от войны, вновь вставали в еще более обостренной форме.

Читайте также: