Питание народов севера доклад

Обновлено: 17.06.2024

В целом продуктовый ассортимент полярной кухни не так уж и беден, тем более что ряд народов — например, саамы, коряки, ненцы, эвенки, — пополняют свой рацион ценнейшими видами рыбы (семга, лосось, омуль), а в последние 100−200 лет и рядом зерновых продуктов, получаемых по обмену у русских. Алексеева Е. К. Традиционное питание народов Севера: сохранность и трансформации (на материалах эвенов… Читать ещё >

Кухня северных народов России ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Как правило, отсутствует в кухне северных народов и первое горячее блюдо. Его заменяют чай, чай с молоком, или продукты перегонки оленьего молока у некоторых народов (например, корчак у эвенков [3, cтр. 17]). Хотя в современном варианте у ненцев мы и встречаем что-то отдалённо напоминающее привычные нам супы (например, суп с мукой). Но ненецкая кухня из всех кухонь северных народов самая богатая заимствованиями кулинарных приёмов из русской кухни. Тем не менее, благодаря традиционному продуктовому ассортименту, её блюда продолжают относить к кухне Заполярья. Довершает же продуктовый ассортимент субарктической кухни изредка попадающаяся пернатая дичь — полярные куропатки, перелётные гуси, утки, а так же их яйца.

В целом продуктовый ассортимент полярной кухни не так уж и беден, тем более что ряд народов — например, саамы, коряки, ненцы, эвенки, — пополняют свой рацион ценнейшими видами рыбы (семга, лосось, омуль), а в последние 100−200 лет и рядом зерновых продуктов, получаемых по обмену у русских [2, стр. 10].

По поверьям коренных народов Севера, пища является основой жизни человека, поэтому в ней аккумулированы мудрость и вековой опыт народа. Стараясь жить в гармонии с окружающей средой, предки современных жителей севера создали свой единый календарный цикл питания, благодаря которому организм человека получает все необходимые для него вещества. Поэтому вспоминая старинные рецепты северной заполярной кухни мы приближаемся к забытым законам единения человека с природой, частью которой он является [5, стр. 25].

Агаджанян Н.А., Петрова П. Г. Человек в условиях Севера. — М.: Крук, 1996. — 208 с (7, "https://referat.bookap.info").

Алексеева Е. К. Традиционное питание народов Севера: сохранность и трансформации (на материалах эвенов Якутии). — Тюмень: Изд-во Тюменского научного центра РАН, 2007 — 50 с.

Мухачев А. Кухня Севера. — Норильск: Апекс, 2006. — 100 с.

Похлёбкин В. В. Национальные кухни наших народов. М.: Центрполиграф, 2010. -504 с.

Роббек М. Е. Традиционная пища эвенов. Новосибирск: Наука, 2007. — 164 с.

На нашей планете есть множество уникальных и интересных уголков и в этих местах живут не менее интересные люди, точнее целые народы: чукчи, якуты, эвенки, ханты, манси, нанайцы, ненцы, селькупы, эскимосы и многие, многие другие.

1. Нувкурак.

У якутов это блюдо готовится из вареных языков.

У чукчей – это мясо кита, приготовленное особым образом. В начале его вялят на открытом воздухе до такого состояния, что бы сверху образовалась обветренная корочка, но внутри оставалось сырым.

Затем происходит термическая обработка, проще говоря, подвяленное мясо варят. Но даже после этого, блюдо не торопятся употреблять в пищу.

Для чукчей, нувкурак – это сродни нашим консервам и заготавливают его впрок, что бы пережить долгую суровую зиму. Благо, хранить продукт в условиях практически вечной мерзлоты не составляет особых проблем.

Правда, что бы мясо полностью не промерзало, его закатывают в бочки с большим количеством тюленьего жира, и в таком виде оно ждет своего часа, прежде чем попасть на стол.

2. Искэх алаадьы.

По внешнему виду и даже по названию, сразу напрашиваются ассоциации с нашими, русскими оладьями. По сути, это так и есть. Вот только продукты используются немного другие.

Помимо традиционной муки и молока, в состав Искэх Алаадьы входит перетертая красная икра, лук, соль и специи, ненцы, вместе с водой, в тесто замешивают кровь, преимущественно оленью. В остальном они готовятся точно также, как и классические оладьи.

3. Чохочу.

Жареное блюдо их говяжьей печени и внутреннего сала. Нарезанную на тонкие пластины печень заворачивают в пленку внутреннего жира и обжаривают на сковороде с добавлением масла.

Те, кто пробовал чохочу, отмечают особый тонкий вкус этого блюда.

4. Утка вяленая (эвенская кухня).

Ощипать утку, начиная с шеи, при этом стараться не повредить кожу. Затем тщательно удалить пеньки перьев. Осторожно выпотрошить, промыть сгустки крови с внутренней стороны. Тушку птицы надрезать вдоль по грудке на две части, отделить от крупных костей. Тушку развернуть, распять на палочки для просушки. Вялить лучше в жаркое время, повесив на продуваемом со всех сторон месте. Солить не следует, соль задерживает влагу, что ухудшает качество готового продукта. Вяленую утку хранить в прохладном сухом месте.

Разрубить на куски, опустить в крутой соленый кипяток и прокипятить несколько минут. Это очень вкусное блюдо, можно подать с солеными огурцами или с другим острым гарниром.
Таким же способом вялят и другую пернатую дичь.

5. Хаан (кровяная колбаса).

6. Лапа медведя.

Это блюдо, вероятно, готовят бывалые охотники. Опалив шерсть, зачистив и отпарив в горячей воде, лапу оборачивают тряпкой и заливают кипятком. После этого снова чистят и опускают в котел вариться на медленном огне около пяти часов.

7. Языки карасей.

Коренные народы Севера считают, что самая вкусная часть карася – язык. По вкусу слегка напоминает отварные мозги. Жирное и нежное блюдо. У крупного карася язык может быть величиной с ноготь большого пальца.

Это считается деликатесом, особенно если мактак приготовлен из полярного кита, нарвала или белуги.

Есть мактак можно в свежем виде, в жареном, соленом или маринованном. Вкус у него слегка ореховый, а кожа немного жестковата. Мактак содержит большое количество витамина С, который предотвращает заболевание цингой. Многие арктические культуры Гренландии, Канады, Сибири и Аляски употребляют в пищу мактак в традиционном именно для них виде. В последнее время это блюдо редко употребляют в пищу из-за экологических проблем с чистотой морской воды, так как в рыбе концентрируются токсины.

Готовят блюдо в летнее время, а к употреблению оно будет готово только зимой.

Удивительно, но в процессе приготовления не используют никаких специй, даже соли.

Пролежав в таком импровизированном леднике несколько месяцев мясо становится солоноватым и, по мнению местного населения, весьма вкусным.

10. Копальхен (копальхем, копальхын, копальгын, копальха, игунак).

У каждого народа есть свои уникальные национальные блюда. Чешскую кухню сложно представить без свиной рульки, итальянскую – без тонких ломтиков карпаччо, а испанскую – без хамона. А вот национальное блюдо ненцев, чукчей и эскимосов называется копальхен. Его готовят из свежего мяса ферментированием под прессом. Из-за образования в процессе приготовления трупного яда, блюдо смертельно опасно для представителей большинства других народностей.

Копальхен готовят из моржа, тюленя, оленя (ненецкий, чукотский, эвенкийский вариант), утки (гренландский вариант), кита (эскимосский вариант).

Если это не кит, тушу животного заготавливают целиком, такого запаса еды может хватить целой семье на несколько недель или даже месяцев.

Тушу оставляют под водой на срок не менее полугода. После, зимой, откапывают и едят. За это время мясо начинает разлагаться, выделяются трупные яды, именно поэтому неподготовленному человеку ни в коем случае нельзя пробовать копальхен. Да и вряд ли кто-то из туристов захочет отведать мертвечины: у копальхена специфический вид и запах, который напрочь отбивает аппетит. Местные же народы едят такое мясо с удовольствием, для них это спасительный запас в том случае, если охотникам долго не удается добыть пищу. Эскимосы и ненцы приловчились нарезать замерзший копальхен тонкими ломтиками и перед употреблением приправлять солью.

Копальхен известен с древних времен. Такое мясо высококалорийно, поэтому всего нескольких кусков достаточно для того, чтобы взрослый мужчина целый день мог работать на холоде, не замерзая и не испытывая физического истощения.
Чтобы употребление копальхена не вызвало отравления, детей приучают к свежему мясу с рождения. Младенцам вместо соски дают кусочек мяса или сала, а после того, как ребенок подрос, он ест копальхен наряду со старшими членами семьи. Копальхен, кстати, используется и для того, чтобы накормить ездовых собак.

У каждого северного народа – свои традиции. Например, ненцы предпочитают заготавливать на зиму мясо оленей, чукчи – моржей, а канадские инуиты – китов. Еще один вариант этого блюда – тюлень, фаршированный чайками. Способ приготовления аналогичный: оставить освежеванную тушу на несколько месяцев в вечной мерзлоте, а затем, откопав, употреблять в пищу.

10В. Копальхем чаще всего едят, нарезая тонкими ломтиками, присыпая солью.

Для местных жителей это было и настоящим спасением от голодной смерти и лакомством.

11. Кивиак.

Чем-то напоминает предыдущее блюдо. Хотя здесь идет речь о приготовлении птицы – чайки, чистика (люрика).

Кивиак – деликатесное блюдо северных народов, обитающих в зонах вечной мерзлоты. Например, его можно попробовать в Гренландии, поехав в специальный тур. Рецепт прост: у тюленя отрубают голову, фаршируют его мёртвыми неощипанными чайками или чистиками. Необходимо вытравить из туши как можно больше воздуха и закрыть все полости тюленьей туши салом. Подготовленную тушу оставляют в вечной мерзлоте под грудой камней. 6-7 месяцев хватит, чтобы птицы разложились внутри и их ферменты успели переработать тюленьи кишки. Готовый кивиак выкапывают и едят без какой-либо обработки, лучше на свежем воздухе, т.к. от запаха обычный человек может потерять сознание. По вкусу напоминает пикантный острый, слишком состарившийся сыр.

Подобным образом готовится и долганское национальное блюдо:

12. Гусь (с душком).
Приготовленная тушка гуся кладется в мешок из гагачьей кожи, мешок плотно зашивают и опускают в яму-погреб, вырытую в вечной мерзлоте. В естественном холодильнике гуси остаются 2–3 месяца. За этот срок мясо гуся приобретает не только специфический запах, но и становится мягче, нежнее. Из него варят суп, готовят жаркое.

13. Личинки подкожного овода.

Злейший враг оленя – подкожный овод, который появляется в конце июня-начале июля. Численность овода нарастает и достигает максимума к началу августа, а со второй половины августа – значительно снижается. Самки овода откладывают яйца на отрастающие после линьки волосы оленя. Каждая самка откладывает несколько сотен яиц. Они прочно приклеиваются к волосу оленя. Через 3–4 дня из яиц выходят червеобразные личинки длиной 0,7 мм, сползают к основанию волоса, проникают через кожу и медленно продвигаются по подкожной соединительной ткани.

Через 3–4 месяца личинки располагаются под кожей в области спины и поясницы, где проделывают отверстия – свищи. Вокруг каждой личинки образуется соединительная капсула. Здесь личинки находятся около семи месяцев, проходя за это время две линьки. В мае-июне созревшие личинки через свищевые отверстия выпадают на землю, зарываются в поверхностном слое почвы и окукливаются. Через 20–60 дней из куколок появляются половозрелые особи, которые через несколько часов спариваются, и оплодотворенные самки отправляются на поиски оленей. Цикл начинается заново.

Пораженность оленей подкожным оводом очень высока. На отдельных животных насчитывалось до тысячи и более личинок. Олени, бывало, настолько были истощены, что погибали.

Созревшие личинки подкожного овода достигают длины 30 мм и толщины 13–15 мм. Это в триста тысяч раз больше по сравнению с объемом, который они имели при выходе из яйца. Для них характерно очень высокое содержание белка и жира.

Некоторые коренные народы севера едят зрелых личинок подкожного овода в сыром виде. Северо-американские и канадские индейцы, чукчи жарят их и относят эту пищу к деликатесной. В таком виде они значительно вкуснее и полезней, чем китайские сушеные кузнечики.

14. Каныга с ягодой.

Это экзотическое северное блюдо считается деликатесным у многих коренных малочисленных народов севера. Особенно оно популярно у чукчей, коряков, индейцев, эскимосов. Как известно, домашний и дикий северный олень питается в основном различными лишайниками, листвой кустарников, зелеными и зимне-зелеными травами, грибами, если они есть. Данные корма служат для оленей основным источником углеводов, белков, жиров, витаминов, макро- и микроэлементов.

Каныга – это полупереваренное содержимое желудка северного оленя. Едят эту массу ложками, смешивая с ягодой – голубикой, шикшей, брусникой в произвольной пропорции.

У россиянина, возможно, эта пища ни запахом, ни вкусом не получит должной оценки. Однако у аборигена запах каныги вызывает восторг и аппетит. Данная пища способствует лучшему перевариванию и усвоению жирной мясной пищи. При этом организм аборигена дополнительно обогащается витаминами, макро- и микроэлементами.

15. Моняло.

Это полупереварившийся мох, извлечённый из большого оленьего желудка. Как самостоятельное блюдо моняло не едят. Из него готовят различные консервы и свежие блюда. Например, моняло по-чукотски: в большой ёмкости нужно вскипятить воду, добавить мелко порезанное мясо, через десять минут – жир. Довести до полуготовности, добавить кровь, и моняло. Варить до полной готовности мяса. Специи обычно не применялись. До ХХ века моняло было самым распространенным горячим блюдом у чукчей.

16. Квашеные головы лосося.

В середине лета, во время первого хода лосося, начинают квасить головы этой рыбы. В начале копают яму, сняв дерн с земли. Объем ямы определяется количеством заготовляемых голов. Дно устилают ивовыми прутьями или снятым дерном, на который укладывают рыбьи хребты, на эти хребты кладут головы. Затем головы покрывают также слоем хребтов, а на них – дерн. Ледник засыпают землей и слегка уплотняют. В дальнейшем, как только засыпанная горка земли просядет, сравняется с поверхностью дерна, головы вынимают из ямки. Квашение голов делают с таким расчетом, чтобы они доспели к сентябрю, к приходу тех, кто уехал далеко на работу.

17. Вильмулимуль.

Кровь оленя сливается в вычищенный желудок. Туда же закладывают варёные почки, печень, уши, жареные копыта (предварительно сняв роговицу) и губы, добавляют ягоды и щавель. Набитый желудок аккуратно зашивают, опускают в кэтыран (ледник) на зиму. Этот калорийный и витаминный продукт употребляют в пищу весной.

18. Глаза оленя.

Эвены не прочь полакомиться сырыми глазами оленя. Для них это как обыкновенная жвачка.

19. Десерты и напитки.

В качестве десерта для гренландцев, например, выступает акутак – мороженое инуитов, которое делают из ягод, рыбы (чаще всего лосося), сахара (отличное сочетание ингредиентов, не так ли?) и взбитого жира (. ). На самом деле рецептов приготовления акутака очень много, но вышеупомянутый наиболее традиционен. Источником жира для этого десерта приходятся олени, лоси и моржи.

19А.

19Б. Из напитков представители северных народа предпочитали отвары из трав, похожие на чай, а так же кровь животных.

Кухня жителей Крайнего Севера - кулинарные традиции и основные блюда северных народов

Народы Крайнего Севера (ненцы, эвенки, чукчи, эскимосы, коряки, саамы и др.) входят в разные этнические группы, изъясняются на разных наречиях и населяют огромное пространство Заполярья: от Чукотского до Кольского полуострова. Но, несмотря на эти и другие различия, благодаря сходным природным условиям их обитания, за многие века у северных народов сформировался единый тип ведения хозяйства, в основу которого были положены оленеводство, зверобойный промысел и рыболовство. Поэтому кухня народов Крайнего Севера имеет общие кулинарные особенности и традиции.

Не до жиру – быть бы живу!

Великий Гиппократ справедливо полагал, что пища сродни лекарству – все, что съедает человек, в его организме может преобразоваться, как в исцеляющий препарат, так и в яд. Северным народам при всей скудности пищевого сырья удалось создать своеобразное кулинарное направление, которое позволяет им не просто выживать в суровых субарктических условиях, но и избегать множества болезней. Многие европейские исследователи Крайнего Севера, отмечали, что пища коренных народов крайне однообразна, но при этом им не страшны цинга и авитаминоз, которым в этих широтах подвержены европейцы.

В кухне народов Севера практически отсутствуют первые блюда. Основными и чуть ли не единственными в рационе являются различные блюда из мяса, рыбы, которые часто употребляются без тепловой обработки и без гарнира. Как раз в этом, на первый взгляд, примитивном меню и содержатся главные секреты здоровья жителей субарктических территорий.

Кухня народов Крайнего Севера - кулинарные особенности и традиции

Во-первых, сытная, богатая на протеины, пища помогает коренным жителям поддерживать теплообмен, необходимый в суровом климате Крайнего Севера. Во-вторых, сырое мясо с кровью удовлетворяет потребность организма в витаминах С и В2, которые уберегают от цинги.

Еще одной особенностью кухни северных народов является отсутствие кухонной утвари из металла, которую с успехом заменяют горшки и пластины из камня (своеобразные сковороды), позволяющие готовить блюда на углях, золе, а также запекать мясо под давлением абсолютно без масла. Мясные навары и вареное мясо стали использоваться в субарктической кухне после освоения севера европейцами, но большой популярности такой вид пищи не получил.

Северная экзотика: мясо, рыба, ягоды

Мясо в кухне народов Заполярья занимает основную нишу и употребляется в трех видах: свежепарное мясо, строганина и сушеное мясо. Европейские путешественники, отведавшие свежепарное мясо (оленина, моржатина, тюленина, китовое мясо), отмечают его необычайную мягкость, нежность и приятный вкус.

Однако, нередко шокирующей неожиданностью для них становится тот факт, что такое мясо, а также жир и кровь, берут у еще неубитого, раненного животного. Чтобы не перебить необычную сладость свежепарного мяса, его едят абсолютно без соли.

Блюда кухни Крайнего Севера - Строганина

Строганину готовят из свежего мяса, которому позволяют слегка схватиться на морозе, чтобы оно не потеряло сочности. После чего мясо строгают длинными тонкими брусочками (стружками) и щедро заправляют различными острыми приправами местной флоры (ложечная трава, кресс, черемша, сарана).

В отличие от свежепарного мяса строганину присаливают, а также подают к ней квашеные или моченые полярные ягоды. Сушеное мясо готовится тоже без тепловой обработки, то есть высушивается исключительно ветром и морозом. Такое мясо обычно заготавливают впрок, оно играет роль своеобразного запаса и может храниться довольно долго.

Рыба как один из основных продуктов промысла жителей Крайнего Севера в их рационе также присутствует в большом количестве. Семга, лосось, омуль, щука и другие ценные виды подаются здесь в сыром, соленом, сушеном (юкола), мороженом (строганина) виде, а также запеченные в золе, но уж никак не в вареном и тем более не в жареном виде.

Кухня жителей Крайнего Севера - восполнение нехватки витамин за счёт ягод

К рыбе, как и к мясу, редко подается гарнир, который заменяют ягодами, травами или кореньями. С 20-го века под влиянием европейцев в меню коренных народов Крайнего Севера стали появляться грибы, считавшиеся ими ранее лишь лакомством для оленей.

Нехватку витамин в кухне жителей Крайнего Севера восполняют дикорастущие ягоды, коих в тундре огромное множество: голубика, морошка, клюква, воронья ягода, брусника, куманика, водяника. Дикий щавель, черемша, гусиная пажить, исландский мох и другие дикорастущие травы тоже являют собою богатые источники витаминов и микроэлементов, а также часто используются в блюдах в качестве консерванта и ароматизатора.

Запись опубликована в рубрике Колоритная культура с метками кулинарные традиции. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет по образованию Администрации города Тобольска

IX научно-практическая конференция

Секция: Окружающий мир

Питание коренных жителей севера

Автор работы: Кашкаров Григорий Николаевич

Место выполнения работы: МАОУ СОШ №13, 4а класс

г. Тобольск, Тюменская область

Научный руководитель: Орлова Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов, МАОУ СОШ №13

г. Тобольск, 2012

II . Теоретическая часть

III . Исследовательская часть……………………………………………………..9

Питание коренных жителей севера

Россия, Тюменская область, г. Тобольск, МАОУ СОШ №13, 4а класс

Весенние каникулы прошлого года я провел на своей малой родине в городе Новый Уренгой, что находится в Ямало-Ненецком Автономном Округе. По приезду в гости родственники, у которых я остановился, накрыли стол с угощениями. Мое внимание привлекли блюда, которые я никогда не пробовал. Это были строганина из муксуна, мясное блюдо из оленины, ягоды морошка. И мне стало интересно, а чем же питаются коренные жители севера, где они берут продукты для своих обедов, ведь магазинов в тундре нет.

На специально отведенном месте около озера Безымянного они ставят свои чумы, празднично украшают оленьи упряжки, одеваются в нарядную одежду. В чум можно зайти. Хозяйка чума гостеприимно приглашает к столу. Тут и строганина из мяса и рыбы, молосол и прочие угощения. На оленьих упряжках можно прокатиться. На спортивной площадке проходят соревнования по национальным видам спорта (борьба, метание топора, перетягивание палки, гонки на оленьих упряжках и так далее). Всё это делается, для того чтобы поближе познакомить городских жителей с бытом и жизнью местного населения.

Цель: выявить основные виды пищи коренного населения севера.

Изучив материалы, я не нашёл ответ на свой вопрос. Поэтому были определены задачи проектно-исследовательской деятельности:

1. Узнать, чем питаются жители тундры.

Провести опрос среди взрослого и детского населения города Новый Уренгой.

Выяснить, заготавливают ли тундровики впрок дары природы.

Научиться работать с разными источниками информации.

Расширить знания, представления в данной теме.

Предмет исследования: питание коренных жителей севера

Объект исследования: коренные жители севера, жители города Новый Уренгой.

Методы исследования:

Интервьюирование коренных жителей.

Просмотр фильмов о жизни тундровиков.

Надеюсь, что составленный мной сборник поможет одноклассникам и их родителям научиться готовить северные национальные блюда, а подобранный материал, также расширят кругозор сверстников при проведении внеклассных мероприятий.

II . Теоретическая часть

2.1 Субарктическая кухня

Народы Крайнего Севера – ненцы, эвенки, чукчи, коряки и другие – принадлежат к разным этническим группам, говорят на разных языках и разбросаны на огромных пространствах Заполярья. Но объединяет их единый тип хозяйства, основанный на оленеводстве, зверобойном промысле и рыболовстве.

Изучив литературу по данному вопросу и проведя опрос коренных жителей, я узнал, что они употребляют в пищу сырые продукты (мясо и рыбу). На первый взгляд мне это показалось примитивным, но это не так.

В субарктической кухне имеется три вида употребляемого сырого (т. е. без тепловой обработки) мяса. Первый вид – свежепарное мясо, кровь и жир. Второй вид – свежее мясо, схваченное морозом. Третий вид – сушеное мясо на ветру и морозе.

Первый вид: свежепарное мясо и жир. Кровь животного (оленя, моржа, тюленя, кита) относят сюда же. В субарктической кухне кровь смешивается с парным оленьим молоком и является изысканным блюдом. Казалось бы использование сырого мяса очень просто. На самом деле здесь важны сроки употребления парного мяса: его нужно есть немедленно, так как оно теряет вкус почти мгновенно. Едят такое мясо без приправ и соли.

Второй вид употребляемого сырого мяса также своеобразен. Это свежее мясо, схваченное морозом и не потерявшее сока. Оно строгается тонкими длинными стружками и называется строганиной.

Третий вид - мясо сушёное на морозе и ветру. Других способов консервации – засол, копчение – здесь не применяют. Такое мясо хранится очень долго.

Существуют также и способы варки и жарения мяса, но без добавления масла – на жиру.

Иногда пернатая дичь – полярные куропатки, утки, гуси и яйца перелётных птиц (тех же уток и гусей) – довершают продуктовый ассортимент субарктической кухни.

Кроме мяса местное население употребляет в пищу рыбу (щокур, ряпушка, сырок, муксун, пыжьян и др.). Подаётся рыба сырой, солёной, квашеной, вяленой на солнце и ветру, мороженой. А строганина из муксуна стала визитной карточкой всего Севера.

Итак, рыбу вялят, из неё варят уху, она идёт на засолку, строганину и айбат (это рыба которую только что выловили из реки и сразу употребляют в пищу), её запекают в золе, но не жарят.

Самостоятельным блюдом является икра рыбы. Из опроса жителей города стало известно, что они чаще употребляют в пищу икру северной рыбы - ряпушки. Её слегка подсаливают, добавляют репчатый лук или чеснок, чёрный молотый перец, заправляют растительным маслом.

В ходе работы я выяснил, что вместо хлеба коренные жители употребляют в пищу лески (пресные лепёшки), приготовленные прямо на раскалённой железной печи, а иногда на сковороде. При случае покупают хлеб в продуктовых магазинах в близлежащих посёлках и факториях. Его покупают впрок, замораживают, а по мере необходимости оттаивают и кушают.

Так же я узнал, что суп в тундре не готовят. Его заменяет чай или чай с молоком, а у некоторых народов - продукты перегонки оленьего молока.

В качестве гарнира подают ягоду — бруснику, чернику, голубику и морошку. Варенье тундровики не варят, ягоды впрок не заготавливают. Их употребляют только свежими.

Из мяса наиболее распространена оленина и морской зверь. Здесь это главные источники белка. Но любое мясное блюдо здесь готовят с травами и ягодами. Например, силавун — мясо, маринованное в ягодном соке. Или нимин — свежая протертая икра с добавлением ягодного пюре. Исходя из этого, можно сделать вывод, что субарктическая кухня довольно разнообразна.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Традиции национальной кухни народов севера. Презентация на заданную тему содержит 21 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Запреты и приметы в семьях хантов, манси, ненцев, эвенков и всех остальных закрепляются в сознании ребенка с младенчества. Конечно, отцы и матери направленно не обучают подрастающее поколение соблюдать все эти негласные правила, однако, наблюдая за поведением родителей и других родственников, ребенок сам может сделать определенные выводы и научиться уважительному отношению к пище и предметам быта, окружающим его.

Плохо, когда нож на столе своим острием направлен прямо на человека. Это же относится и к носику заварного чайника. Северный народ полагает, что тот, кто преднамеренно кладет нож острием (или ставит чайник носиком) в чью-то сторону, злится на этого человека и таким образом выражает желание как-то навредить ему.

Если при трапезе присутствует грудной ребенок, его губы необходимо намазать жирной пищей или же дать попробовать ему какой-либо другой еды. Не сделавшие этого родители рискуют потерять свое чадо навсегда. Согласно легендам, с самого дня рождения ребенка рядом с ним постоянно присутствует невидимый женский дух-покровитель Пупа ангки.

Манси, как и любой северный народ, очень радушные хозяева. Гость для них, даже нежданный, – человек, которому всегда рады и которого примут со всем уважением. Отпустить заглянувшего на огонек, не напоив чаем, для мансийцев неприемлемо. В тот же миг, как только гость переступает порог дома, на огонь ставится чайник. Спрашивать гостя, будет ли он ароматный напиток, считается просто неприличным. Одним чаем, конечно, дело не ограничивается. Хлебосольные манси всегда готовы угостить пришедшего к ним в дом человека всем, что припасено у них в запасах.

Так же, как и у многих других, не только северных, народов, у манси существует особое почтительное отношение к хлебу, впрочем, как и к пище в целом: любая снедь священна и ее надо уважать. В связи с этим для сохранения достатка и уюта в доме тщательным образом в мансийском доме соблюдаются правила обращения с едой. Так, никогда рачительная хозяйка не позволит, чтобы остатки пищи и хлеба в частности оказались в помойном ведре. Женщина, вытирая стол влажной тряпкой и убирая со стола оставшиеся на нем крупинки, никогда не сметет их в направлении входной двери: вместе с ними через дверь могут уйти и благополучие семьи. Так же, как и у многих других, не только северных, народов, у манси существует особое почтительное отношение к хлебу, впрочем, как и к пище в целом: любая снедь священна и ее надо уважать. В связи с этим для сохранения достатка и уюта в доме тщательным образом в мансийском доме соблюдаются правила обращения с едой. Так, никогда рачительная хозяйка не позволит, чтобы остатки пищи и хлеба в частности оказались в помойном ведре. Женщина, вытирая стол влажной тряпкой и убирая со стола оставшиеся на нем крупинки, никогда не сметет их в направлении входной двери: вместе с ними через дверь могут уйти и благополучие семьи.

Хлебные крошки всегда аккуратно убираются со стола, чтобы ни одна из них не оказалась на полу. В противном случае, мизгирь-паук соберет их все и унесет с собой на небо, чтобы показать Верхнему Богу Торуму, как обращаются с его дарами на земле. Из небольшой горсточки хлебных крошек, принесенных пауком, образуется куча вдвое больше размером, чем прежняя. Торум, увидев, что человек не ценит еду, которую он ему послал, может рассердиться и наслать на него и его родных голод и лишения.

Пожилые люди советуют своим молодым родственникам всегда очень осторожно обращаться с хлебом. По их словам, горячий, недавно испеченный хлеб нельзя резать ножом. Считается, что, только что вынутый из печи, он еще живой и его ранит острый предмет, поэтому лучше отламывать куски руками.

С хлебом у манси связана еще одна примета. Когда хозяин режет буханку на ломтики, ее не стоит поворачивать вкруговую: ведь если хлеб вертится, то и в жизни человека все пойдет кувырком. С хлебом у манси связана еще одна примета. Когда хозяин режет буханку на ломтики, ее не стоит поворачивать вкруговую: ведь если хлеб вертится, то и в жизни человека все пойдет кувырком.

В некоторых семьях манси женщинам запрещено разделывать и есть в сыром виде щуку. Как объясняют хранители традиций, у представителей этих родов в образе щуки выступает дух- покровитель. Нарушение этого правила ведет к наказанию со стороны божества. Правда, данный запрет иногда может быть снят в случае, если женщина выходит замуж за представителя другого рода и уезжает жить в другое поселение, где щука уже не является священным животным.

Что касается отказа от употребления мяса лося и медведя, данный принцип до сих пор действует в мансийских поселениях. Мужчины и женщины не едят в сыром виде лосиное мясо, печень, сердце. В отварном виде голову, сердце, язык лося и медведя женщинам запрещено есть в принципе. Все эти запреты соблюдаются с одной целью – не отпугнуть от охотника удачу в промысле и обеспечить ему безопасность при встрече с медведем или лосем.

Читайте также: