Пищевая промышленность нижегородской области доклад

Обновлено: 05.07.2024

Основные отрасли промышленности Нижегородской области — машиностроение , химия , передельная чёрная металлургия , лесная, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая.

Предприятия передельной чёрной металлургии ( Выкса , Кулебаки , Нижний Новгород , Бор ) и цветной металлургии ( Нижний Новгород ). Целлюлозно-бумажное производство ( Правдинск , Балахна ).

Машиностроение и металлообработка

Старинные центры металлообработки — Павлово , Ворсма и др.

Нижегородский машиностроительный завод (выпускает оборудование для атомной промышленности, артиллерийские вооружения и др.); в 2007 году выручка от реализации составила 4073 млн рублей,

Завод аппаратуры связи им. А. С. Попова — разработчик и производитель средств радиосвязи; в 2008 году выручка 390 млн [5] ,

Также тяжёлая индустрия города представлена Горьковским металлургическим заводом (выпускает сталь, горячий прокат, инструменты) и др.

В 2009 году Нижний Новгород был выбран в качестве одной из пяти экспериментальных площадок где будет выполняться утилизация старых автомобилей в рамках государственной программы

Лёгкая и пищевая промышленность

Химическая промышленность

Химическая промышленность : продукты органического синтеза, пластмассы и синтетические смолы, оргстекло, лаки, краски, ядохимикаты и др. — Дзержинск , Нижний Новгород .

В городе Бор расположено крупнейшее в россии предприятие производитель полированного, автомобильного стекла и стеклопосуды — Борский стекольный завод

Также в области представлены многие известные народные художественные промыслы: городецкая резьба и роспись по дереву (Городец), хохломская роспись (Семенов и села Ковернинского района), полховско-майданская роспись (села Крутец, Вознесенское, Поховский Майдан Вознесенскогого района на юге области), а также роспись по дереву и крежевоплетение (Балахна), плетение из лозы (с. Вознесенское), художественная обработка металлов, в т.ч. изготовление сундуков (Лысково) и медных замков (Павлово).

На территории Нижегородской области расположена Нижегородская ГЭС ( Заволжье ).

Тепло- и энергообеспечение Нижнего Новгорода осуществляют Автозаводская ТЭЦ электрической мощностью 580 МВт, Сормовская ТЭЦ ( ТГК-6 ) — 340 МВт [9] . В 60 км от города находится Горьковская ГЭС . Нижний Новгород расположен в энергодефицитном регионе. Это в том числе связано с отменой строительства в конце 1980-х Горьковской АСТ . В 2009 года инвестиционный совет при губернаторе нижегородской области одобрил проект строительства в Нижнем Новгороде парогазовой ТЭЦ электрической мощностью 900 МВт и тепловой мощностью 840 Гкал/час. [10] К 2016 году планируется ввести в эксплуатацию первый блок Нижегородской АЭС .

В регионе выращивают рожь , овёс , ячмень , пшеницу , гречиху , сахарную свёклу , лён-долгунец . Возделывают лук , картофель . Также развито молочно-мясное и молочное скотоводство , свиноводство , птицеводство . Тепличные комбинаты выращивают около 12 тыс. тонн внесезонной овощной продукции. [6] В 2009 году было собрано 1,5 млн тонн зерна [7] , что превышало потребности области. [8] Собственной мясной продукции в области выращивается недостаточно, мясо импортируется из Аргентины и других стран.

Выгодное географическое положение Нижегородской области,традиционная функция Нижнего Новгорода как торгового центра обеспечили создание сравнительно высокоразвитой транспортной инфраструктуры. Железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные пути удобно соединяют Нижегородский регион с любым регионом России и СНГ, с зарубежными странами. Нижегородский транспортный узел - один из наиболее насыщенных и развитых в России. Железнодорожные пути ведут на юг, север, запад и восток России. По рекам и каналам можно попасть в Балтийское, Чер- ное и Белое моря с дальнейшим выходом в порты Скандинавских стран, Западной Европы, Африки и Азии. Нижний Новгород, протяженность путей которого постоянно увеличивается, с 1985 года имеет свое метро. Все это в совокупности обеспечивает предпосылки для создания современной системы грузопассажирских перевозок.

Транспортная сеть области имеет 1234 км железнодорожных путей, более 14 тыс. км автомобильных дорог, 1039 км внутренних судоходных путей. Общий грузооборот по всем видам транспорта в 1993 г, составил 17700,8 млн. т/км.

Железнодорожный транспорт представлен двумя отделениями: Горьковским и Муромским, в составе которых Функционируют 7 железнодорожных участков. В основном все участки электрифицированы. В пределах области имеется два железнодорожных узла: Горьковский и Арзамасский. К основным из отправляемых с железнодорожных станций области грузам относятся: нефтепродукты, бумага, лесные и строительные материалы, черные металлы, продукция химического и маши- ностроительного комплексов.

Сеть автомобильных дорог Нижегородской области составляет 15,7 тыс. км, из них 95% дорог с твердым покрытием. По территории области проходят автомагистрали федерального значения: Москва - -Н.Новгород - Казань и Н.Новгород - Саранск. Все районные центры области связаны с областным центром и между собой только дорогами с твердым покрытием. Автомобильные перевозки составляют 49% от общего объема грузовых перевозок и 92% от пассажирских. Предприятия автомобильного транспорта общего пользования в течение 1992 - 1993 гг. были первыми в России полностью приватизированы и в настояшее время имеют около 11 тыс. автомобилей. В частном владении находится более 63% от общего числа грузовых автомобилей. Создан рынок транспортных услуг на грузовые перевозки, которые сегодня полностью удовлетворяют потребности области в перевозках. Продолжает развиваться и совершенствоваться система транспортно-эксплуатационного обслуживания клиентуры. На основе опыта, накопленного Нижегородской областью, разработана и реализуется целевая Федеральная программа "Терминал", в рамках которой в области осуществ- ляется строительство баз-терминалов.

С пуском этих терминалов на совершенно новом качественном уровне клиентам будут предоставляться транспортно-экспедиционные услуги по схеме "от ворот до ворот". "Терминал" является одной из составляющих частей проекта скоростной линии доставки грузов в направлении Запад - центр - Волго-Вятский экономический регион. Пассажирские перевозки на автомобильном транспорте области осуществляют 42 автотранспортных предприятия. Всего в области маршрутная сеть насчитывает 945 маршрутов общей протяженностью 49084 км. На маршрутах работают автобусы марок "Икарус", "ЛАЗ", "ЛиАЗ", "ПАЗ". В последние 2 года в области ведется работа по обновлению подвижного состава за счет средств областного бюджета, в основном моделями автобусов собственного производства, для чего осуществляется реконструкция Борского авторемонтного завода под сборку автобусов марки "ЛиАЗ". Кроме того, разрабатывается целевая программа "Нижегородский автобус", которая предусматривает использование возможностей конверсионных предприятий для развития автобусостроения. С ростом внешнеэкономических связей и торговли в условиях рыночного хозяйствования в области увеличивается потребность в международных автомобильных перевозках.

Большую роль в жизни области играет речной транспорт. До недавнего времени основным перевозчиком грузов и особенно пассажиров являлось Волжское объединенное речное пароходство, которое обслуживало экономику и транспортные потребности 5 республик и 11 областей Поволжья.

В 1994 году закончилась приватизация ВОРПа. На базе пароходства в области созданы и действуют в настоящее время 3 речных порта, 3 пароходные компании, одно пароходство и 25 организаций, обслуживающих флот. В основном все эти предприятия - акционерные обшества. Наиболее крупными предприятиями речного флота на территории области являются акционерные общества открытого типа: судоходная компания "Волжское пароходство", "Ветлуга - транспорт", "Нижегородский порт", "Нижегородский теплоход", Городецкий судоремонтно-механический завод; государственные предприятия: "Водные пути Волжского бассейна", районное управление пароходства "Волготанкер", порт "Дзержинск". Теплоходы судоходной компании "Волжское пароходство" работают как на внутренних волах, так и в смешанном "река-море" плавании. В навигационный период суда компании "Волжское пароходство" имеют возможность осуществлять бесперевалочную перевозку различных грузов из Нижегородского региона и обратно в любой из портов Белого, Балтийского, Северного, Черного, Мраморного, Средиземного морей, что значительно удешевляет стоимость перевозки, сокращает время доставки грузов. На начало навигации 1994 года в области имели суда 55 предприятий различных форм собственности, в том числе 4 частных предприятия являлись собственниками 12 судов, у 19 совместных предприятий имелось в собственности 72 судна. Основные перевозимые грузы: лес, стройматериалы, зерно, черные металлы, удобрения, продукты переработки нефтяного, химического и машиностроительного комплексов.

Воздушными воротами области является аэропорт Н. Новгорода, который до 1994 года входил в состав Нижегородского объединенного авиаотряда. В рамках процесса демонополизации эта организация разделилась на четыре самостоятельные структуры с правами юридических лиц: акционерную авиакомпанию "Нижегородские авиалинии", государственные предприятия: междунардоный аэропорт "Нижний Новгород", "Аэронавигация" и "Авиа Нижний Новгород". В основном международный аэропорт "Нижний Новгород" обслуживается авиакомпанией "Нижегородские авиалинии", которая начинает работать с другими авиакомпаниями, в том числе и с зарубежными.

2003201

Общие сведения о промышленности Нижегородской области

Нижегородская область находится в центральной части европейской территории РФ. Нижний Новгород (в недавнем прошлом г. Горький) — является административным центром Приволжского федерального округа. Этот старинный город стоит там, где Волга сливается с Окой. В дореволюционной Нижегородской губернии существовали крупные промышленные заведения, связанные с железнодорожным машиностроением, строительством судов, были развиты кустарные промыслы, кожевенно-меховое производство, активно велась торговля.

В советский период область стала развиваться как крупный машиностроительный регион, машиностроение и металлообработка играли роль фундамента экономики области. В настоящее время машиностроительная отрасль по-прежнему является ведущей, более половины выпускаемой продукции приходится на ее долю, выпускается оборудования от бытового до сложного высокоточного. Промышленность базируется на привозном сырье и топливе из Поволжья, Сибири, с Урала, Центрального Черноземья и т.д.

Это обусловливает ее специализацию на обрабатывающих отраслях. В области находятся месторождения полезных ископаемых: железных руд, фосфоритов, кварцевого песка, суглинков, торфа. В бассейне р. Пьяна открыто месторождение титан-циркониевых руд. Среди крупных городов Нижегородской области наряду с Нижним Новгородом выделяют такие города как Дзержинск, Арзамас, Саров, Выкса, Навашин, Чкаловск.

Специализация промышленности Нижегородской области

Как упоминалось выше промышленность области специализируется на машиностроении и металлообработке. Также развиты металлургия, оборонная промышленность, легкая и пищевая промышленность; химической и нефтехимическая промышленность; строительная промышленность.

Металлургическая промышленность Нижегородской области

Тяжелая индустрия региона представлена в основном предприятиями черной передельной металлургии.

2003201

Во главе автомобильной промышленности стоит одно из старейших автомобилестроительных предприятий в России — Горьковский автомобильный завод (г. Нижний Новгород). Завод является частью холдинга Группа ГАЗ. Завод производит легковые автомобили (в настоящее время это иностранные марки Chevrolet, Volkswagen и Skoda), легкие грузовые авто, микроавтобусы. Продукция выпускается на российский рынок и экспортируется более, чем в 25 зарубежных стран.

Оборонная промышленность Нижегородской области

Легкая и пищевая промышленность Нижегородской области

Предприятия легкой промышленности Нижегородской области специализируются на различных направлениях, наиболее крупными предприятиями представлены текстильное, швейное, обувное производство.

Химическая и нефтехимическая промышленность Нижегородской области

Завод НОРКЕМ (г. Нижний Новгород) является крупным производителем поверхностно-активных веществ (ПАВ) и полиэтиленгликолей. Продукция известна как на российском, так и зарубежном рынках.

Другие отрасли промышленности Нижегородской области

Важную роль в промышленном производстве области играют предприятия лесопромышленного комплекса (лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная отрасли).

В Балахне и Дзержинске находятся ЦБК.

Строительный комплекс области подразумевает добычу строительного сырья, производство стройматериалов и выполнение строительства.

Нижний Новгород – один из крупных городов в Центральной части Европейской территории России. Является административным центром Нижегородской области и Приволжского федерального округа. Это один из старейших городов страны. Он расположился в месте слияния рек Волги и Оки. В советский период имел название Горький.

Нижний Новгород находится к востоку от Москвы. Численность населения составляет 1,26 млн чел. и город занимает по этому показателю пятое место в стране. Также он образует Нижегородскую агломерацию с населением 2,09 млн чел. Площадь Нижнего Новгорода составляет 411-467 км2.

Вам будет интересно: Сельское хозяйство Финляндии: отрасли и характеристика

нижний новгород

Город является важным промышленным, культурным, транспортным и экономическим центром России. Также здесь развит речной туризм, научная и образовательная деятельность. Есть много достопримечательностей, связанных с длительной историей этого города. Промышленность Нижнего Новгорода высоко развита.

Природные условия

Климат в Нижнем Новгороде умеренно континентальный, немного жестче, чем в Москве. Зима довольно холодная и долгая, а лето короткое и теплое. Количество осадков умеренное. В разных частях города температуры и суммы осадков не одинаковы. Среднегодовая температура воздуха составляет +4,8 градуса.

Экономика Нижнего Новгорода

С советских времен город развивается как крупный промышленный центр. Здесь расположен один из крупнейших заводов страны – Горьковский автомобильный завод. Традиционно развита торговля. По уровню жизни город находится на первом месте в России (в 2019 году). При его определении учитывались разные показатели, в том числе качественные, поэтому оценки довольно субъективны. В связи с этим не удивительно, что по данным другой организации он не вошел даже в первую десятку городов страны.

Промышленность Нижнего Новгорода

Это один из главных промышленных центров страны. Важнейшими направлениями производственной деятельности являются металлообработка и машиностроение. Наиболее развиты автомобилестроение и судостроение. Также налажен выпуск вооружения. Немалую роль играют коммерческие предприятия.

завод нижнего новгорода

Отрасли промышленности Нижнего Новгорода

Больше всего развиты такие направления промышленного производства, как:

  • Металлообработка и машиностроение. В этой сфере задействованы различные предприятия города.
  • Энергетическая отрасль.
  • Пищевая и легкая промышленность: завод шампанских вин, молочные и мясные комбинаты, пивоваренный завод, швейные и обувные фабрики.
  • Лесная и аграрная промышленность (в основном лесозаготовка и пчеловодство).
  • Химическая промышленность (производство пластмасс, смол, ядохимикатов и т. д.).
  • Строительная индустрия (изготовление железобетона, стекла, асфальта).

Функционирование промышленности контролируется Министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области.

нижний новгород химическая промышленность

Наиболее важные предприятия города

Химическая промышленность Нижнего Новгорода представлена двумя крупными предприятиями:

В машиностроении задействовано очень много предприятий. Среди наиболее крупных:

Также в городе функционирует множество предприятий про производству стройматериалов, мясокомбинат, колбасный завод, масложировой комбинат, деревообрабатывающие предприятия и другие. Пищевая промышленность Нижнего Новгорода хорошо развита.

промышленность нижнего новгорода

Энергетика

Основными предприятиями энергетической сферы являются Автозаводская ТЭЦ, Нижегородская ГЭС, Сормовская ТЭЦ. В то же время в регионе наблюдается дефицит электроэнергии.

Заключение

Таким образом, промышленность Нижнего Новгорода очень развита и представлена разными секторами. Особенно большое значение имеет машиностроение. В городе сосредоточено много крупных предприятий. Все это приводит к хорошим показателям экономики и отражается на уровне жизни населения.


Основные отрасли промышленности Нижегородской области — химия, передельная чёрная металлургия, машиностроение, лесная, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая.

Крупнейшее предприятие передельной чёрной металлургии (более 90% объёма производства отрасли в регионе) - Выксунский металлургический завод (Выкса). Целлюлозно-бумажное производство (Правдинск, Балахна).

Содержание

История

Самое общее представление об естественно-исторических условиях Нижегородской губернии, её кустарных промыслах и экономической политике нижегородского губернского земства можно получить из издания "Нижегородская губерния по исследованиям губернского земства. Вып. I-III" (СПб., 1896).

Машиностроение и металлообработка

Старинные центры металлообработки — Павлово, Ворсма и др.






Также тяжёлая индустрия города представлена Горьковским металлургическим заводом (выпускает сталь, горячий прокат, инструменты) и др.

В 2009 году Нижний Новгород был выбран в качестве одной из пяти экспериментальных площадок где будет выполняться утилизация старых автомобилей в рамках государственной программы. [8]

Лёгкая и пищевая промышленность

Промышленность строительных материалов

Значительное число предприятий по производству строительных материалов (заводы железобетонных конструкций, асфальтобетонные и др.).

Химическая промышленность

Химическая промышленность: продукты органического синтеза, пластмассы и синтетические смолы, оргстекло, лаки, краски, ядохимикаты и др. — Дзержинск, Нижний Новгород.

Стекольная промышленность

В городе Бор расположено крупнейшее в россии предприятие производитель полированного, автомобильного стекла и стеклопосуды — Борский стекольный завод.

Электроэнергетика

Тепло- и энергообеспечение Нижнего Новгорода осуществляют Автозаводская ТЭЦ электрической мощностью 580 МВт, Сормовская ТЭЦ (ТГК-6) — 340 МВт [10] . В 60 км от города находится Горьковская ГЭС. Нижний Новгород расположен в энергодефицитном регионе. Это в том числе связано с отменой строительства в конце 1980-х Горьковской АСТ. В 2009 года инвестиционный совет при губернаторе нижегородской области одобрил проект строительства в Нижнем Новгороде парогазовой ТЭЦ электрической мощностью 900 МВт и тепловой мощностью 840 Гкал/час. [11] К 2016 году планируется ввести в эксплуатацию первый блок Нижегородской АЭС.

Читайте также: