Пиковая дама капитанская дочка доклад

Обновлено: 01.07.2024

В повести разыгрывается трагедия умного человека, пробудившего в себе мрачного двойника, увлекшего его в мир безумия. Пушкин в своей повести ясно показывает, что существуют неведомые силы, обладающие мрачной энергией, которая способна парализовать лучшую сторону человеческой души, заглушить угрызения совести. Человек, позволивший этим силам овладеть своей душой, не в состоянии сопротивляться им. Пушкин, исследуя мистическую сторону нашего бытия, предупреждает читателя об опасности, которая ждет человека, сознательно подвергающего себя искушению карточной игрой.

В I главе автор помещает своего героя Германна в игровое поле. Именно в карточной игре скрыты законы, не поддающиеся никакой логике. Страсти, пробуждаемые карточной игрой, оказываются роковыми для судьбы человека.

Германн, сообщает нам автор, будучи в душе игроком, никогда не играл, но просиживал до пяти утра, наблюдая со страстью за ходом игры, т. е. сознательно подвергал себя искушению, надеясь на свою крепкую натуру…

Сюжетная линия, связанная с Лизой, воспитанницей графини, только подчёркивает силу разрушительной страсти, овладевшей героем. Лиза оказывается лишь средством на пути к овладению тайной. Молчаливая настойчивая фигура инженера, наконец, покорила доверчивую душу девушки, столько, в ней было неизъяснимой силы.

В V главе состоялись похороны графини, где присутствовал и Германн. Этот момент мог бы перевернуть жизнь Германна, вернуть его душу, если бы он раскаялся в своём страшном грехе (убийстве, пусть и невольном, графини), но… этого не случилось. Германн не был религиозным человеком, в повести нигде на это не указывается.

В VI главе происходит развязка. Снова игровое поле, но теперь оно напоминает магический треугольник, во главе которого восседает Чекалинский. Пушкин называет его хозяином. Германн вступает в смертельную схватку, но он обречён: ему позволяют приблизиться к вершине блаженства, но затем безжалостно сбрасывают вниз. В третьей игре на руках у него оказывается не туз, а пиковая дама, показавшая ему уже не тайную, а явную недоброжелательность.

А задачей будет понять, разобраться в том, что владело Германном, на самом ли деле приходил призрак графини к Германну, или это было помутнение рассудка, а самая главное – в чем тайна карт, почему Германн всё - таки проиграл, может старая графиня просто обманула его? В ходе работы я попытаюсь разобраться в этом и ответить на все эти вопросы.

1 Об авторе

Александр Сергеевич Пушкин (06.06.1799 - 10.02.1837)-величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1817). Был близок к декабристам. В 1820 году под видом служебного перемещения был сослан на юг (Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса). В 1824 году уволен со службы и выслан в село Михайловское под полицейский надзор до 1826 года. Умер от раны, полученной на дуэли с Ж. Дантесом, французским подданным на русской военной службе.

Пушкин вошёл в русскую культуру не только как Поэт, но и как гениальный мастер жизни, человек, которому был дан неслыханный дар – быть счастливым даже в самых трагических обстоятельствах. А.Блок говорил: «Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, избирателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин.

Именно об этом ведут разговор герои повести: «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова:

— Что ты сделал, Сурин? — спросил хозяин.

— Проиграл, по обыкновению. Надобно признаться, что я несчастлив: играю мирандолем, никогда не горячусь, ничем меня с толку не собьёшь, а всё проигрываюсь!

— И ты ни разу не соблазнился? Ни разу не поставил на руте. Твёрдость твоя для меня удивительна.

Повесть постоянно держит читателя на грани реального и фантастического, не позволяя окончательно склониться в ту или иную сторону. Повесть разворачивается по аналогии с карточной игрой — направо и налево. Как понтёр постоянно находится между правым и левым, между выигрышем и проигрышем, так и читатель на грани двух миров: реального, где всё объяснимо, и фантастического, где всё случайно, странно. Этот принцип двоемирия последовательно воплощён в повести.

Он играет с Лизаветой Ивановной. Играет в любовь, но имеет в виду совершенно другую цель. Лизавета Ивановна поступает по правилам — она влюбляется, Германн этим пользуется для проникновения в дом графини.

Всё ему кажется игрой, более того, ему кажется, что он управляет этой игрой. Ведь всё получилось: обманул Лизавету, узнал тайну карт. И вот ходи и всё вокруг как бы превратилось в карточные знаки.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И Опыт, [сын] ошибок трудных,

И Гений, [парадоксов] друг,

[И Случай, бог изобретатель].

Итак, Германн проиграл в карты самой жизни, так как случайно обдернулся. Однако на этом содержание повести Пушкина не исчерпывается. Случай воспринимается как наказание Германну. Наказание за что?

Германн — герой своего времени, воплощение целого комплекса общественно-исторических явлений. Для того, чтобы адекватно оценить героя времени Пушкин измеряет его мерой, одинаковой для людей любого социального круга — мерой человечности, то есть способности сочетать упорство в достижении своей жизненной цели с вниманием к нуждам других людей. Именно это качество ценила в своем герое народная сказка. Германн, проведенный через испытания, предстал как ложный герой.

5 Загадка дома Пиковой дамы

Вот Германн впервые приближается к дому старой графини: «. очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена экипажами, кареты одна за другою катились к освещенному подъезду. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Германн остановился.

— Чей это дом? — спросил он у углового будочника.

И все же у пушкинской графини больше сходства с Н.П. Голицыной, чем с Н.К. Загряжской. Дневниковая запись Пушкина подтверждает это. Черствость, эгоизм, властность, присущие и старой графине, и Голицыной, не были характерны для Загряжской.

Дом № 10 по Малой Морской. На фронтоне остатки лепного герба. При Голицыной дом был менее нарядным: отсутствовал балкон над входом, иным был рисунок окон в центре фасада. Но в основном и внешний, и внутренний облик дома сохранился.

На втором этаже дома, как раз над вестибюлем, — приемный зал. В доме давно расположилась одна из городских поликлиник. Раньше этот зал соединялся с другими анфиладой, что шла вдоль Малой Морской. Из приемного зала можно было пройти вслед за Германном к сохранившейся угловой комнате. Сегодня из-за перепланировки внутренних покоев дома Голицыной так пройти невозможно. Мы сможем войти в бывшую опочивальню княгини через узкий коридор, минуя внутреннюю винтовую лестницу. Два окна выходят на Гороховую, три — на Малую Морскую улицу. Камин из белого мрамора у наружной стены. Глубокий и широкий альков во внутренней стене указывает место, где стояла кровать. Слева и справа от алькова две маленькие двери. Та, что правее, ведет в небольшую комнату, по-видимому, служившую кабинетом. Та, что левее алькова, связывает бывшую опочивальню с узким коридором, через который мы и проникли сюда. Еще одна высокая двустворчатая с лепным орнаментом дверь теперь закрыта.

Удивительное сходство! Альков, две маленькие двери, узкий коридор, внутренняя винтовая лестница (в повести она названа витой), наконец, анфиладная дверь. Все указывает на то, что перед нами спальня старой графини, куда проник Германн. В чем же секрет такого сходства? Может быть, Пушкин бывал в доме Голицыной? Допустим, что бывал, но мог ли оказаться в спальне старой княгини? Сюда могли войти лишь прислуга или близкие родственники.

История с тремя картами взята из жизни. Внук Голицыной Сергей Григорьевич Голицын (по прозвищу Фирс) был в приятельских отношениях с Пушкиным. Фирс любил поэзию, музыку. Но, пожалуй, больше всего любил карты. Однажды после крупного проигрыша он пришел просить денег у своей богатой бабки. Скупая Наталья Петровна вместо денег дала внуку совет поставить на три карты и таким образом отыграться, Что это были за карты, неизвестно. Каково же было удивление Фирса, когда он, шутя, поставил на три карты, названные Голицыной, и неожиданно с лихвой вернул проигрыш. Эта история стала известна Пушкину.

В большинстве источников ошибочно указывается год рождения Н.П. Голицыной — 1741. Почти на год пережила она обессмертившего ее Пушкина. После смерти княгини ее дом на Малой Морской был приобретен казной. В нем поселился военный министр А.И. Чернышев. Генерал-адъютант Чернышев снискал расположение Николая I после восстания декабристов. Назначенный членом Чрезвычайной следственной комиссии, он проявил особое усердие, допрашивая арестованных декабристов.

В 1852 году в память двадцатипятилетнего пребывания Чернышева на посту военного министра император подарил ему особняк Голицыной в вечное и потомственное владение. На фронтоне дома появился герб князей Чернышевых. Видимо, при новом владельце и был частично перестроен дом на Малой Морской, но опочивальня и соседние с ней помещения остались в прежнем виде.

Сохранившаяся до наших дней спальня Д. Ф. Фикельмон тоже имеет три двери, но в остальном она меньше похожа на спальню старой графини, чем княжеская опочивальня в доме на Малой Морской.

Очевидно, Пушкин знал примерное расположение спальни в доме Голицыной. Но, скорее всего, он набросал наиболее характерную планировку спален в старых барских домах Петербурга. И этот набросок оказался удивительно верным для дома Голицыной. Тем самым дом № 10 на Малой Морской приобретает для нас особую ценность своеобразного памятника истории и культуры.

Перекресток Малой Морской и Гороховой — скрещение судеб, жизни и литературы, правды и вымысла.

Если мысленно перенести художественную ткань повести на реальную петербургскую топографию, то от дома Пиковой дамы до игорного дома, где понтировал Германн, всего пять минут ходьбы. B. C. Огонь-Догановский в 1831 году, приехав из Москвы в Петербург, снял квартиру в доме № 13 по Невскому проспекту, на углу Большой Морской; здесь собирались столичные картежники.

В той же больнице закончил свой жизненный путь еще один литературный персонаж — лесковский Левша. Сегодня на месте старой петербургской больницы находится здание клиники Военно-медицинской академии.

Прочитав повесть, познакомившись с мнением разных критиков по данной теме, я смогла сделать определенные выводы.

Германн всё время действовал по схеме; всё ему казалось игрой, более того, ему казалось, что он управлял этой игрой. Но он ошибался. Судьба сыграла с ним злую шутку.

На самом ли деле к главному герою повести приходил призрак графини? Пушкин оставил читателю возможность видеть в явлении графини – покойницы, как фантастику, так и пьяный сон или бред потрясённого Германна.

В ходе повести мы проследили, как Пушкин проводит своего героя через сказочные испытания и тем самым вершит над ним этический суд.

В повести Германн предстал перед нами как ложный герой. Германн – герой своего времени, воплощение целого комплекса общественно – исторических явлений. Для того, чтобы адекватно оценить героя времени Пушкин измеряет его мерой, одинаковой для людей любого социального круга – мерой человечности, то есть способности сочетать упорство в достижении своей жизненной цели с вниманием к нуждам других людей.

Список литературы

1. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся.- Л.: Просвещение, 1983.- 255с.

2. Пушкин А.С. В портретах и иллюстрациях: пособие для учителей средней школы/сост. Калаушин М.М.; ред. Благой Д.Д.- Л.: просвещение, 1951.- 343с.

Пушкин Александр Сергеевич

Год написания повести — 1833, а опубликована она была в 1834 году.
История создания — В основу сюжета легла реальная история, рассказанная поэту князем Голицыным. Проигравшись, князь поставил деньги на три карты, воспользовавшись советом своей бабушки. Голицын полностью отыгрался, а тайну трех карт его бабушке поведал Сен-Жермен – известный алхимик и оккультист.
Жанр — Повесть.
Направление — Романтизм.
Основная идея — Судьба человека непредсказуема. Человеку не стоит доверяться случаю. Его жизнь, здоровье, благосостояние – это не игра. Если стремишься достичь быстрого обогащения нечестным способом: обманом, путем шантажа, то и результат будет соответствующий – полная деградация личности.
Тема — Тема непредсказуемости судьбы.
Проблема — Если человек имеет шаткие нравственные ценности, то он не сможет управлять своей жизнью, а судьба будет управлять им. И он будет чувствовать себя во власти рока.
Композиция — Повесть разделена на шесть частей, а в конце – небольшое заключение. Первая часть – это завязка сюжета, в третьей происходит кульминация, а в шестой – развязка.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Неотвратимость судьбы.

Проблема: Не каждый человек в состоянии влиять на свою судьбу.

2. Тема: Человеку воздается по его деяниям.

3. Тема: Отношение людей к деньгам.

Проблема: Желание разбогатеть для одних людей – источник радости и само актуализации, а для других – повод совершить злодеяние.

Если человек хочет вырваться из нищеты – это естественное и позитивное стремление. Для каждого важно заботиться о себе, обустраивать свою жизнь, иметь деньги для удовлетворения своих потребностей и желаний. Проблема начинается тогда, когда человек во имя денег забывает себя, попирает собственные ценности. Герои повести ведут себя именно так.

Ради денег Германн идет на преступление. Понятно, что он берет с собой пистолет, чтобы припугнуть графиню, но по факту он убивает старую женщину. Германн наносит душевную травму Лизе, которую обманывает, делая ее невольной соучастницей убийства. Он не ценит богатства, которое уже выпало ему на долю – это нежное и трепетное отношение Лизы. Идя напролом, по головам других людей, Германн разрушает сам себя.

Ради денег терпит унижения полусумасшедшей старухи и другая героиня повести - Лиза. Она ничего не делает, а лишь ждет, что появится мужчина, который поможет ее освободиться. Именно поэтому она встречает Германна с распростертыми объятиями, не пытаясь выяснить, какого человека приглашает в дом.

4. Тема: Любовь и равнодушие в повести.

Проблема: Именно равнодушие к людям заводит человека в тупик.

Появление Германна Лиза воспринимает с радостью. Он вызывает в ней душевный отклик, теплые чувства. Можно сказать, что девушка влюблена. Лиза отваживается пригласить молодого человека в дом. Можно было бы в этот момент Германну остановиться. Он искал одно богатство, а нашел другое, но Германн не оставляет в покое своих замыслов. Не меняет их на ночь любви, которую ему подарила судьба. Он равнодушен к Лизе, безразличен к судьбе старухи, которой может нанести явный вред.

Несмотря на то, что Лиза неравнодушна к Германну, ее движет не только чувство влюбленности. При помощи замужества она хочет выйти из зависимости от старухи, и это уже неблагоприятный момент для начала любых отношений.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Сквозь все произведение мы слышим трагедийный пафос повести. Мы видим те поступки, которые предпринимает главный герой ради желания быстро разбогатеть. Общество ценит и уважает богатых людей. Стремление к обеспеченной жизни становится для него просто маниакальной.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ графини двойственен. Ее комната усеяна предметами дамского туалета. С одной стороны, эта женщина – богатая дама, уважающая себя и следящая за собой. С другой стороны, она – взбалмошная старуха со своими возрастными причудами, изводящая своих домочадцев. Комната Лизы, судя по описанию, маленькая и бедно обставлена – крашенная кровать, сальная свеча.

Образы графини и Лизы противопоставлены друг другу. Если сравнить их комнаты, то сразу можно сделать вывод о социальном неравенстве двух героинь. Есть и другое отличие - Лиза молода и полна жизни, а графиня стара, отживает свой век. Старая дама издевается над воспитанницей, как бы мстит ей за молодость и красоту.

Германна и Лизу объединяет то, что они оба амбициозны. Они не согласны со своей бедностью, считают, что достойны лучшей жизни. Люди, имеющие такой характер, самостоятельно пробивают себе дорогу. Германн действует, но стремиться добиться желаемого преступным путем, а Лиза невольно становится его соучастницей. Оба живут в нереальном мире, в мечтах.

И Германн, и Лиза пытаются решить свой наболевший вопрос при помощи друг друга. Германну нужно проникнуть в дом, а Лиза хочет побыстрее выйти замуж и освободиться от графини.

п.4. Литературные приёмы

Символы, используемые в повести, выполняют важную роль – они выводят историю из частной жизни на общечеловеческий уровень. Разберем некоторые из них.

Погода в момент свидания с Лизой была просто ужасной. Был сильный ветер, он выл, что напоминает о воющих волках. Создается ощущение опасности, бессмысленности данного поступка. Еще не поздно отказаться от задуманного, но Германн непреклонен.

Во время пути Германна на свидание меняется освещение, переходя от света к темноте. Сени освещены полностью, передняя освещена слабо, а в кабинете было темно.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – непримиримость героя со своим материальным положением, с судьбой. Он борется с роком нечестными, изощренными путями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

А.С.Пушкин
Составлена учителем МБОУ УСОШ №1
г Удомля
Золотухиной И.А.

Сенковский О.И.Из письма к Пушкину: «Вы создаете нечто новое, Вы начинаете э.

История созданияКурьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюж.

История создания
Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.
В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета.
Голицына Н.П.

Каков же главный герой повести?Сам Германн: “Игра занимает меня сильно, но я.

Каков же главный герой повести?
Сам Германн: “Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии
жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”.
Томский о нём: “Германн немец: он расчётлив, вот и всё!”
Автор о герое: “. не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив. он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от
обыкновенных заблуждений молодости. ”

Формула жизни Германна“Нет! расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три вер.

Формула жизни Германна
“Нет! расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что
утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!”
Цель жизни – покой и независимость.

Средства достижения - расчёт, умеренность и трудолюбие.

Комната графиниБанка румян, коробка со шпильками, чепец с лентами, полинялые.

Комната графини
Банка румян, коробка со шпильками, чепец с лентами, полинялые штофные кресла и диваны, с сошедшей позолотой; веера и разные дамские игрушки, изобретённые в конце минувшего столетия.

Интерьер раскрывает нам сущность графини: с одной стороны — богатой светской дамы, с другой стороны — отживающей свой век гордой старухи.

Томский говорит, что на совести Германна, по крайней мере, три злодейства, тр.

Томский говорит, что на совести Германна, по крайней мере, три злодейства, три жертвы. Какие, на ваш взгляд?

Тайна трех карт В них надежда на счастье, как понимает его герой.“Нет! расч.

Тайна трех карт
В них надежда на счастье, как понимает его герой.
“Нет! расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал. ”

усемерит
капитал
утроит
Следовательно, тайны никакой нет. Счастливые “тройка, семёрка, туз” есть у каждого человека.

Что символизирует Пиковая дама? Если человек начинает жить без чести, в пого.

Что символизирует Пиковая дама?
Если человек начинает жить без чести,
в погоне за своей независимостью
переступает через других людей,
то его ждёт “Пиковая Дама”.

Пиковая дама это

Интересный случай из жизни Александра Сергеевича Пушкина стал толчком для создания повести. В разговоре со своим приятелем Нащекиным писатель заявил, что сюжетная линия не была взята из головы. Истоки идут из жизненного рассказа князя Голицына. Этот весьма азартный человек, проиграв свое состояние в карточных играх, был вынужден обратиться к своей бабушке для займа денег. Взаймы она не дала, так как она человек:

История создания пиковой дамы

  • знатный;
  • гордый;
  • высокомерный;
  • избалованный в высшем свете.

Вместо этого снисходительно рассказала ему тайну постоянно выигрывающих трёх карт, которая попала к ней от известного в то время алхимика Сен-Жермена. Князь Голицын сделал так, как советовала бабушка и отыграл свои деньги.

В этом рассказе Пушкин разглядел зародыш сюжета для своего произведения.

Публикация и оценки критиков

Точное время написания остается под вопросом, ведь подлинники были утеряны. Некоторые источники и факты говорят, что примерная дата появления повести на свет — осень 1833 года.

Кто написал пиковую даму

Жанр и композиция

История пиковой дамы

Композиционная составляющая повести включает в себя 6 частей и небольшой, но ёмкий эпилог. В первой части описано начало действий, в третьей — основная смысловая часть, а в последней — логическое завершение произведения с тотальным проигрышем главного персонажа.

Сюжет произведения

  • расчетливость;
  • умеренность;
  • трудолюбие.

Пиковая дама кто написал

В первых главах автор кратко знакомит читателя с этим героем. Начинается повесть с завершения игры в карты в доме у офицера Нарумова. Один из участников рассказал остальным историю кровной бабушки Анны Федотовны, которая смогла узнать от известного алхимика и начинающего оккультиста Сен-Жермена тактику побеждающих карт.

Полученными знаниями она воспользовалась всего дважды за всю жизнь. В первый раз для возвращения проигранных денег, и во второй — из сочувствия помогла отыграться неизвестному Чаплицкому. Сделано это было с условием, что тот более никогда не будет играть в азартные игры, но молодой человек не послушал бабушку и скончался в бедности, проиграв огромное состояние. Более этот секрет трёх карт графиня никому не рассказывала, в том числе и своим очень азартным внукам.

Пиковая дама история

В то же время пишет воспитаннице Анны Федотовны любовные письма, постепенно добиваясь взаимности и упрашивая на ночную встречу. С помощью Елизаветы Германну удалось попасть в дом, после чего пытками и громкими угрозами он пытается узнать секретную информацию. Не выдержав страха, бабушка Томского погибает.

Спустя некоторое время Германн понимает, что происходит что-то неладное: на похоронах ему привиделось, что старуха насмехается над ним. Также была ситуация, когда в доме перед его глазами показался призрак, раскрывающий карточную тайну. Азарт и идея использовать секретную комбинацию целиком поглотила его разум. В скором времени появился соответствующий случай, когда в Петербург приехал знаменитый карточный мастер Чекалинский. Первые разы ему удалось выиграть, но в третий, случайно поставив не ту карту, Германн проигрывает всё. После этого случая лирический герой попадает в психбольницу.

Главная мысль

Таким образом, в произведении затрагиваются проблемы взаимоотношений людей и значимость денег в жизни каждого из них. Желание стать богатым, жадность к деньгам становится разрушительной в истории главного героя. Он на многое может пойти ради богатства, в том числе на враньё, лукавство, запугивание и даже убийство. Пока Германн успокаивал себя мыслью, что, обретя богатство, сможет стать счастливым и независимым, не заметил, как потерял за карточным столом жизнь и рассудок.

Читайте также: