Песни оренбургских казаков доклад

Обновлено: 30.06.2024

Оренбургское казачье войско образовалось в середине 18 века. Основу его составили переведенные в 1743-1744 гг. в Оренбург и Бердскую пригородную слободу 550 городовых казаков и дворян из Уфы, Самары, пригорода Алексеевка. Они образовали предместье Оренбурга, позднее получившее название Форштадт. Кроме того, по ходатайству И. И. Неплюева “высочайшим” указом от 27 июля 1744 г. в оренбургские казаки были зачислены все пришельцы, сходцы, беглые, самовольно поселившиеся в новопостроенных крепостях по линии. По переписи 1741 г. их насчитывалось 5154 человека, в том числе 2779 дворцовых, 591 монастырских, 308 помещичьих крестьян, 54 – “из купечества”, остальные – разночинцы.

В 1748 г. был образован Оренбургский нерегулярный корпус, учреждена должность войскового атамана. Первым войсковым атаманом оренбургских казаков стал сотник самарских городовых казаков Василий Могутов. В составе нерегулярного войска были также исетские, яицкие, донские, малороссийские казаки, ставропольские крещеные калмыки. Штат Оренбургского нерегулярного корпуса в 1753 г. состоял из 650 служащих казаков; из них 550 находилось в Оренбурге, остальные – в Бердской слободе. В 1755 г. Военная коллегия по докладу И. И. Неплюева утвердила новый штат Оренбургского казачьего корпуса и всего казачьего войска: корпус насчитывал теперь 1094 человека, а все войско – 5597 человек. В 1755 г. казаки Оренбургского войска разделялись на три разряда: жалованные (1097 человек), получавшие казенное жалование и полностью содержащиеся за счет казны; мало жалованные (703 человека), получавшие жалование только на всю “воинскую справу”, пахотные и сенокосные земли, и без жалованные (3080 человек), получавшие лишь пашенные, сенокосные и пастбищные угодья. Жалованные казаки обязаны были выставлять на службу половинное число людей, мало жалованные – одну треть, а без жалованные – не более четверти всего их числа. Размер жалования колебался от трех до ста рублей в год, в зависимости от чина и места службы. В Оренбурге рядовые казаки, писари, сотенные получали 15 рублей, сотник – 30, есаул – 50, атаман – 100 рублей в год. Кроме денежного вознаграждения, казак получал по полтора фунта пороху и по фунту свинца.

Главной повинностью казаков была сторожевая служба, поглощавшая большую часть времени, отрывавшая их от занятий земледелием. С весны до осени они находились на линии, участвовали в разъездах, караулах, конвоях, пикетах. К нелегкой военной службе добавлялись натуральные повинности – фортификационные работы, ремонт и строительство дорог, мостов, заготовка и привозка леса, конвоирование почты.

Особенно тяжелым было положение мало жалованных и без жалованных казаков, из которых состояли гарнизоны многих прилинейных крепостей, форпостов, редутов. Оно усугублялось произволом командиров, комендантов крепостей, назначаемых обычно из числа армейских офицеров и имевших право применять телесное наказание к казакам, включая старшин и атаманов. За самовольный уход казака со службы на линии полагалось “нещадное наказание плетями”.

Штат войска долгое время не был полностью укомплектован по причине малолюдства края. В 1767 г. в войске состояло по списку 4871 человек, а требовалось еще 547. Общая же численность Оренбургского казачьего войска вместе с отставными и детьми тогда составляло 13094 души мужского пола, в 1771 г. – 14209.

В ведении оренбургской губернской администрации находилось и Яицкого казачье войско. В отличии от Оренбургского, созданного по инициативе правительства, оно возникло стихийно, в результате притока бедных, образовавших своеобразную вольную казачью республику, где не было крепостного права, царских надсмотрщиков и карателей, а действовало казачье самоуправление. Все важные вопросы общественной жизни – выборы войскового атамана, организация рыбной ловли на Яике, военных походов, пользование землями, лугами и пастбищами – решалось коллективно, на общем собрании казаков – войсковом круге.

В 18 веке и в среде яицкого казачества все более проявляется расслоение. Казачья старшина стремилась к обогащению, приобретению офицерских чинов и приравниванию к привилегированному дворянскому сословию, включая право владения крепостными. Старшинская верхушка чинила беззаконие и произвол: утаивало войсковые деньги, казачье жалование. В результате войсковой атаман и старшина все более богатели, а рядовые казаки терпели нужду и лишения.

Царское правительство стремилось ограничить казачьи вольности, подчинить войско власти местной губернской администрации, постепенно вводить армейские порядки. При поддержке оренбургского начальства войсковым атаманом Яицкого войска в 1748 г. был назначен А. Бородин, произведенный в подполковники.

Управляя войском в течение 20 лет, он чинил всяческие злоупотребления и издевательства над рядовыми казаками, что вызвало всеобщее недовольство и в конце концов вылилось в народное волнение.

Цель исследования: выявление особенностей хореографии казачества.
Объект исследования: народное искусство.
Предмет: хореография казачества.
Задачи.
- изучить и проанализировать источники по теме исследования;
- изучить историю становления казачества их быт и особенности костюма;
- рассмотреть особенности движений, особенности танцев;
- провести сравнительный анализ хореографии оренбургского и донского и кубанского хоров;
Гипотеза: изучение творчества оренбургского, донского и кубанского хоров, возможно, выявление особенностей казачьей хореографии в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….2
1. История происхождения казачества…………………………….………10
1.1 Донское казачество….……………………………………..…………10
1.1.1 быт Донских казаков…………………………………………. 11
1.1.2 Костюм……………………………….……………………. ….15
1.2 Кубанское казачество…………………………………………..…….26
1.2.1 быт Кубанских казаков…………………………………. …….27
1.2.2 Костюм …………..……………………………………. …….32
1.3 Оренбургское казачество….………………………………………. 38
1.3.1 быт оренбургских казаков………………………………. ……39
1.3.2 Костюм……………………………………………………..….. 40
2. Особенности хореографии казачьего хора…………………………..….43
2.1 Образы, используемые в казачьем фольклоре…………………..…43
2.2 История Кубанского казачьего хора……………………………… 44
2.2.1 песни и танцы Кубанских казаков…………………………..…48
2.2.2 Жанровое многообразие музыки……………………………. 51
2.3 Русская народная хореография и Оренбургский хор………… ….53
2.4 Донская хореография…………………………………………… ….57
2.4.1 Песни Донских казаков…………………………………… …57
2.4.2 Танцы донских казаков…………………………………… …59
2.5 Особенности казачьих плясок……………………….………………63
Заключение…………………………………………………………………… .67
Список используемой литературы…………………………………………. 69
Приложения………………………………………………………………….….72

Файлы: 1 файл

ДОНСКИЕ, КУБАНСКИЕ,ОРЕНБУРГСКИЕ КАЗАКИ. ВЛИЯНИЕ БЫТА И ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ТАНЦЕВАЛЬНО-ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.и.docx

Неповторимое лицо хора определили также творческие поиски его художественных руководителей и привлекаемых ими балетмейстеров – постановщиков, таких как Виктор Копылов, Григорий Гальперин, Вячеслав Модзалевский, Иосиф Слуцкер и другие.

Коллектив выступал с концертами в Кремле, в ряде крупнейших столичных залов всех республиканских и областных центров и крупных городов на территории Советского Союза, во многих сёлах. С ошеломительным успехом наш хор представлял культуру России на гастролях в десятках зарубежных стран – КНР, КНДР, Японии, США, Германии, Франции, Испании, Греции, Бельгии и других. Выступления хора на международных, всесоюзных и российских фестивалях и конкурсах отмечены золотыми медалями и дипломами, высокими оценками в прессе.

Вот уже более 50 лет Оренбургский государственный академический русский народный хор служит русской культуре и русскому искусству 6 .

Донское казачество

2.4.1 Песни донских казаков

В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, донская казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре донских казаков, с одной стороны, много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой, а, с другой стороны, выделить черты, присущие только донской казачьей песне.

Стилистическими отличиями донской казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков сближается с региональными очагами юга России.

В то же время пению донских казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины.

Для протяжных песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно- этических, общественных и семейных норм.

На уровне содержания музыкального большие развёрнутые композиции, где главную формообразующую роль выполняет не просто мелодия, а мелодия широко распевная, объёмная. В музыкальном содержании нашли воплощение особо художественные приёмы музыкального развёртывания материала: частое употребление широких интервальных ходов, большие диапазоны напевов, превышающие октаву (даже внутри одной партии), значительная мелодическая орнаментация, обязательное наличие многоголосной фактуры. Таким образом, важнейшим жанровым атрибутом в протяжной песне в содержательном отношении является вторичный тип композиции: расширение внутрислоговой мелодики, которое в свою очередь вызывает насыщение поэтического текста песен сверхнормативными слоговыми вставками - восклицаниями, междометиями, короткими вставными частицами или словами. Они заметно увеличивают объём поэтического текста, вызывают дробление в типовых рисунках слогового ритма. Вторичная ритмическая композиция возникла в рамках исходной, сохранив её временную протяжённость, даже ритм слоговых . времён в незатронутых преобразованиями участках структуры. Первичная ритмическая композиция подспудно осталась в песне в качестве глубинной основы, выявить которую можно путём аналитических операций.

Содержание песен тесно связано с общественно-бытовыми функциями, проявляющими себя полифункционально: с одной стороны, сохранение коллективной, исторической памяти, с другой стороны, это комплекс функций (гносеологическая, эстетическая, воспитательная), обеспечивающий устойчивый уровень эстетических и нравственных критериев общественного и семейного поведения. Реализация нравственно-эстетических идеалов в текстах протяжных песен осуществляется через образы-символы, символические ситуации, символическое поведение. Таким образом, общественно-бытовые функции обнаруживают себя в мотивации сюжетов (тема героизма, разлуки с родиной, семьёй, матерью, смерть на чужбине, тема супружеской неверности, несчастной любви).

Это придаёт пляске характер мужественности и удали, воплощает в ней силу и ловкость лихого наездника.

Описание движений пляски

1. Тройной переменный шаг

из-за такта – слегка присесть на правой ноге, левую ногу, немного вогнутую в колене, приподнять вперёд.

Положение рук меняется: левая сгибается в локте на уровне груди, а правая отводится слегка назад;

Движение повторяется с другой ноги.

Исполняется с продвижением вперед.

2. Отход назад (или переменный)

Исполняется с небольшим продвижением вперёд.

Из-за такта – слегка присесть на левой ноге, правую ногу немного приподнять от пола (рис. 3).

Руки на бёдрах или раскрыты в стороны.

Движение повторяется с другой ноги.

5. Хлопки с поворотом

6. Поворот с притопом

2.5 Особенности казачьих плясок

Приблизительно в 20-30х годах началось разделение плясовой традиции, на две или даже на три части.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад готовила по материалам из интернета. Читала его преподавателям ДШИ.

О ПЕСНЯХ ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Казачьи песни России — народные песни, создававшиеся казаками и простолюдинами на территории Казачьих Войск России,

В обширной коллекции А.МЛистопадова представлены различные песенные жанры, сделаны описания народных обрядов, даны этнографические и метрические справки, особенности исполнительской манеры.

Несмотря на ряд недостатков (запись по слуху, с вытекающей из этого неточностью фиксации музыкально-песенного материала и авторской аранжировкой), этот пятитомный свод А.М.Листопадова по-прежнему сохраняет свою познавательную и художественно-практическую ценность.

В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Результатом этого много-векового развития явилось то ,что в традиционной песенной культуре донских казаков мы можем, с одной стороны, найти много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и , отчасти, украинской культурой, а, с другой стороны, выделить черты, присущие только донской казачьей песне.

Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков сближается с региональными очагами юга России.

В то же время пению донских казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины.

= Казачий круг. Пролягала шлях дорожка

= Казачий круг. Вы казачки-казачки

Для протяжных песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.

На уровне содержания музыкального - большие развёрнутые композиции, где главную формообразующую роль выполняет не просто мелодия, а мелодия широко распевная, объёмная. В музыкальном содержании нашли воплощение особо художественные приёмы музыкального развёртывания материала: частое употребление широких интервальных ходов, большие диапазоны напевов, превышающие октаву (даже внутри одной партии), значительная мелодическая орнаментация, обязательное наличие многоголосной фактуры. Таким образом, важнейшим жанровым атрибутом в протяжной песне в содержательном отношении является вторичный тип композиции. Под этим понятием мы подразумеваем расширение внутрислоговой мелодики, которое в свою очередь вызывает насыщение поэтического текста песен сверхнормативными слоговыми вставками - восклицаниями, междометиями, короткими вставными частицами или словами. Они заметно увеличивают объём поэтического текста, вызывают дробление в типовых рисунках слогового ритма.

Содержание тесно связано с общественно-бытовыми функциями, проявляющими себя полифункционально. С одной стороны, сохранение коллективной, исторической памяти. С другой стороны, это комплекс функций (гносеологическая (новые знания о мире), эстетическая, воспитательная), обеспечивающий устойчивый уровень эстетических и нравственных критериев общественного и семейного поведения. Реализация нравственно-эстетических идеалов в текстах протяжных песен осуществляется через образы-символы, символические ситуации, символическое поведение. Таким образом, общественно-бытовые функции обнаруживают себя в мотивации сюжетов (тема героизма, разлуки с родиной, семьёй, матерью, смерть на чужбине, тема супружеской неверности, несчастной любви).

Особое значение в современной культуре имеют казачьи песни про историю России.

РОССИЯ В КАЗАЧЬИХ ПЕСНЯХ

Предисловие
Тридцать слишком лет тому назад начал записывать я народный песни и их мотивы. Причины, которые побудили меня взяться за это дело, не смотря на мои элементарные знания в музыкальному отношении. были: 1) Страстная любовь к народной песне. Я не мог допустить никакого сравнения ни с чем народной песни и народной мелодии, созданных и переработанных несколькими поколениями народа. 2) Я видел, что и друг не люди к народной песне относятся не безразлично. В школе народная песня учащимися разучивается с большим увлечением, чем какой либо романс, даже выдающегося композитора. Народная песня, разученная в классе, чаще поется и вне класса ради развлечения. Была и третья причина. Я видел сам и слышал от стариков казаков, что многие песни выходят с течением времени из употребления и забываются, так сказать, умирают. Мне очень жаль было, что те песни, которые поются казаками и казачками, пропадут бесследно—забудутся, а большая часть этих песен по содержанию и по напевам составляет дорогой вклад в русскую народную поэзию.

Записанные мною песни несколько раз перерабатывались, несколько раз подготовлялись к печати, но напечатать до сих пор не удавалось. Причиной неудачи, главным образом, было неимение средств на издание, но была и другая причина. Нужно, чтобы собранные мною песни просмотрело и подготовило к печати лицо, сведущее в этом деле.
В настоящее время, благодаря просвещенному вниманию Н. А. Сухомлинова, Наказного Атамана Оренбургского казачьего войска, собранные мною песни будут напечатаны. Его Превосходительство нашел возможным и необходимым отпечатать предлагаемый сборник песен. Нашлись средства—нашлось и лицо, которое приняло на себя труд проредактировать песни. Я очень доволен. что, наконец, собранные мною песни будут напечатаны, хотя радоваться еще рано, так как печатан не затянемся на долгое время. Причиной этому то, что в Оренбургских типолитографиях печатание нот—дело новое.

Все записанные мною песни—всего около 350 песен—я разместил в три выпуска.
В первый, отпечатанный в настоящее время выпуск. вошли песни: 1-й отд. детские песни. Мотивы этих песен однообразные не сложные. На эти мотивы поется очень много песен. но мною записаны более употребительные.
Во втором отделе выпуска помещены песни вечерочные. Эти песни одни из самых веселых и задушевных, и молодежь, распевающая эти песни находится в таком возрасте, когда забота и горе житейские еще не коснулись ее. Напротив почти все песни следующих отделов—хороводные и свадебный—как по содержанию, так и по мотивам составляют, исключительно, жале бы женщины на горькую свою судьбу. Хороводные песни, даже не в очень давнее время, распевались не одними только девушками, но и „молодушками", т. е. женщинами, недавно вышедшими замуж. Последний отдел этого выпуска составляют духовные стихи, распеваемые старушками и молодыми религиозными женщинами. Этот отдел тоже далеко неполный, так как духовных стихов распевается очень много.
Ф. Баранов.

  • Отдел I
    • Детские песни-игры.
      • 1. Жавороночки
      • 2. Дождик
      • 3. Ладышки
      • 4. Два брата.
      • 5. Коршун
      • 6. Лытонюшка
      • 7. Костромушка
      • Вечерочные песни-игры.
        • 8. Не ходи козел кудрявый.
        • 9. Уж как той долиной
        • 10. Бижу в доме украшенье
        • 11. Я по цветикам ходила
        • 12. Верба
        • 13. Как по травке по муравке.
        • 14. Из-под дуба
        • 15. Ехали два пана милых
        • 16. На прекрасном вечере
        • 17. Около Дону
        • 18. Плетень заплетайся
        • 19. Ходи дрема
        • 20. Уж вы кони.
        • 21. Я посею лебеду
        • 22. Я по бережку похаживала
        • 23. Я посею молода младенька
        • 24. Не будите молоду
        • Вечерочная песня-шутка
          • 25. Дай же Боже
          • Хороводные песни
            • 26. Выходили красны девицы
            • 27. Не дождем березу
            • 28. Выходил молодчик.
            • 29. У нас в хороводе
            • 30. Как по морю
            • 31. Селезенько
            • 32. Как за рощею
            • 33. Из-под горы
            • 34. На речке на Волге
            • 35. На реченьке на Дунайке
            • 36. Тут утицы летели
            • 37. Пойду млада на Дунай
            • 38. Невеличка птичка ласточка
            • 39. Перебреду я ячмень
            • 40. Мы пойдем со кумушкой
            • 41. Я поеду молодецъ
            • 42. Мимо лесу шла
            • 43. Вкруг города царева
            • 44. У нас во Москве
            • 45. Друеми дрема.
            • 46. Вью веночки
            • 47. А мы просо сеяли
            • 48. Вы бояре молодые
            • 49. Как по улице репей
            • 50. Ты не стой, не стой колодец
            • 51. Зыбом зыблю
            • 52. Уж ты утка моя
            • 53. Как из луга.
            • 54. Лен
            • Свадебные песни
              • 55. Проливная песня
              • 56. По городу
              • 57. Уж ты винна река
              • 58. Как при первом было вечере
              • 59. Ты река ли моя, реченька.
              • 60. Ты река ли моя, реченька. Сиротская.
              • 61. У голубя золотая голова
              • 62. По сеням было по сеничкам
              • 63. Во горенке во новой.
              • 64. Виноград разцветает
              • 65. Из саду соловушек
              • 66. Винный мой колодец
              • 67. На горе было на горочке
              • 68. Расшаталась в поле грушица
              • 69. По лугам, лугам зелененьким
              • 70. Исполать
              • 71. Что не пава ли
              • 72. Уж ты, матушка, Дарья река
              • 73. На моречке лебедушка
              • 74. Изъ-за лесу темныва
              • 75. Не медная трубынька
              • 76. Уж ты дружка, друженька
              • 77. Отжился, отнежилася
              • 78. Ты прости прощай
              • 79. Во лузьях
              • 80. Брали девки лен
              • 81. Как во садике кроватушка