Перепись населения в россии доклад

Обновлено: 05.07.2024

История населения – история общества. Изменения численности населения и его состава, а также тех демографических процессов, которые обусловливают эти изменения, отражают сложные, иногда противоречивые, а порой трагические события в жизни стран и населяющих их народов.

Статистика населения является самой древней отраслью статистики, а перепись населения является важнейшим инструментом получения достоверных статистических демографических, экономических, социальных данных. На основе полученных сведений производится анализ динамики происходящих в стране изменений, связанных с численностью и составом населения, динамикой смертности и рождаемости, основными особенностями расселения людей и их перемещением по территории страны и мира в целом. Так же на основе полученных сведений корректируется стратегия развития страны, принимаются государственные решения.

Перепись населения представляет собой основной источник сведений о населении, в том числе и таких, которые иначе, как при переписи, получить невозможно (например, об этнической принадлежности людей по их самоопределению или о фактическом брачном состоянии). Путем статистической обработки материалов переписи населения получают сведения о численности и распределении жителей по самым различным признакам в их сочетании.

Переписям предшествовали учеты населения в государствах Азии и Африки еще с 3-го тысячелетия до нашей эры.

Начало переписей населения в их современном понимании связывается с переписями населения 1790 г. (США), 1800 г. (Швеция, Финляндия), 1801 г. (Англия, Дания, Норвегия, Франция).

Возникновение и развитие переписей населения было обусловлено потребностью государств иметь подробную и регулярную информацию о численном размещении и составе населения, а также о его характеристиках, важных для данного периода времени.

Учет населения в 13-16 веках. Писцовые книги.

Начиная с XIV были введены писцовые книги, в которых фиксировались земельно-хозяйственные описания. Однако, это только отдаленно напоминает учет населения – в писцовых описаниях указывались только владельцы дворов.

Учет населения при Петре I и Екатерине II

Первая всероссийская перепись населения 1897 года

После отмены крепостного права в 1861 г. в отдельных городах и целых губерниях начали проводиться учеты населения, это было вызвано нарастающей необходимостью в полных и достоверных сведениях о численности и структуре населения. Они имели целью подготовиться к первой всеобщей переписи населения. Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи была утверждена Николаем II и проведена 9 февраля (28 января) 1897 года. Инициатором переписи стал выдающийся русский ученый П.П. Семенов Тян-Шанский. В ходе этой переписи были получены единственные достоверные данные о численности и составе населения России в конце XIX века. Программа переписи включала в себя социально-демографические характеристики опрашиваемых, брачное состояние, место рождения, вероисповедание, родной язык, грамотность и занятие.

Наряду с теми достоинствами, которые давала перепись, были и недостатки. Среди населения не было проведено почти никакой разъяснительной работы о значении, задачах и цели переписи. Вследствие чего среди населения возникло множество всевозможных слухов, связанных с переписью: о введении новых податей, о принудительном переселении в Сибирь, о переделе земли, о поголовной рекрутчине.

Первая Всероссийская статистическая перепись населения 1920 года

В августе 1920 года была проведена первая Всероссийская перепись по состоянию на 28 августа. Однако, вследствие гражданской войны и нехватки квалифицированного персонала переписью не были охвачены 70 % территории РСФСР. В переписи приняло участие 72 процента населения страны, так как в ряде районов страны еще велись военные действия.

Достоверности получаемых сведений должны были способствовать сжатые сроки переписи – в городах ее предполагалось закончить за неделю (с 28 августа по 3 сентября), в сельской местности – за две недели (с 28 августа по 10 сентября). Однако на точность данных не могло не повлиять низкая информированность населения о целях переписи (целые деревни отказывались переписываться или давали ложные данные) и неспокойная криминальная обстановка (имели место такие случаи, когда банды уничтожали собранный в ходе переписи материал).

Всесоюзная перепись населения 1926 года

Все население страны впервые охватила Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 года. Перепись планировалось произвести по типу комплексных переписей США и по программе более расширенной и охватывающей: 1) население, 2) сельское хозяйство, 3)промышленность, 4)торговлю. После тщательного взвешивания, было решено остановиться только на переписи населения в целях экономии средств.

Подотчетная численность населения СССР на 1926 год составляла 147 миллионов. Большинство составляли сельские жители (120,7 миллиона). В городах проживало около 18 % граждан, или 26,3 миллиона человек. Безграмотность составила более 56 % среди лиц в возрасте 9-49 лет. Безработных было менее одного миллиона человек.

Всесоюзная перепись 1937 года

Следующая всесоюзная перепись проводилась по состоянию на 6 января 1937 г.

На эту перепись Сталин возлагал большие надежды. Перепись должна была продемонстрировать всему миру достижения страны социализма. Ожидалось, что прирост населения за 11 лет с 1926 года, мог составить около 37,6 миллиона. Это была единственная послереволюционная перепись, проведенная как однодневная. Формулировки многих вопросов были упрощены, что позволяло получать достоверные ответы.

Перепись дала ошеломляющие результаты: всего 156 миллионов, т.е. общий прирост всего 7,2 миллиона. Сколько смертей пришлось на тюрьмы, лагеря, голод – установить невозможно. Иосиф Сталин вынужден был признать ее "вредительской" и засекретить ее результаты.

В результате организаторы и многие рядовые исполнители переписи оказались в лагерях вместе с "врагами народа", часть из них была расстреляна.

Ввиду этого было объявлено, что перепись населения проведена с грубыми ошибками, ее организаторов в центре и на местах репрессировали и на 1939 год назначили новую. Уцелевшие в архивах основные результаты переписи населения 1937 года были опубликованы только в 1990 году.

Всесоюзная перепись 1939 года

17 января 1939 года была проведена новая внеплановая перепись, которая дала "правильные" результаты. По ее результатам численность населения СССР составила 170, 6 млн. чел. В этой переписи впервые были применены специальные меры для повышения точности счета населения.

В ходе подготовки к предстоящей переписи населения, в стране шла широкая агитационная работа. Сотни плакатов, листовок и агитаторов призывали народ исполнить свой долг и переписаться.

Опасения по поводу возможного недоучета населения побудили усилить контроль полноты учета населения. Кроме того, всем, переписанным в качестве временно проживающих или собирающихся уехать, выдавалась справка о прохождении переписи. Эти контрольные мероприятия сохранились и в последующих переписях населения.

Впервые в практике советского переписного дела ввелось уголовное наказание за уклонение от переписи. Предусматривалось неоднократное посещение респондента счетчиком. Счетчики были тщательно подготовлены на специальных курсах и проэкзаменованы.

Ее краткие итоги публиковались в 1939-1940 гг., однако начавшаяся война не позволила завершить обработку всех собранных материалов.

Сразу после окончания войны статистики поставили вопрос о необходимости проведения новой переписи населения СССР, чтобы оценить ущерб, причиненный войной. Предполагалось, в частности, сделать это в 1949 году. К тому времени все воевавшие страны провели перепись населения. А вот в СССР перепись прошла только в 1959 году.

Первая послевоенная перепись населения 1959 года

Первая послевоенная перепись была проведена 15 января 1959 г. Проведение переписи было обусловлено не только экономическими трудностями послевоенного периода, но и нежеланием привлекать внимание к неоправданно огромным людским потерям в период второй мировой войны.

По организации и содержанию собранных данных она практически не отличалась от предыдущей. Данные переписи были использованы в планировке управлении, послужили основой для последующих расчетов численности и состава населения.

По сравнению с прошлыми всесоюзными переписями новым в переписи 1959 г. было установление единого срока ее проведения в городах и сельской местности, более подробное изучение образовательных характеристик, а также то, что впервые был применен выборочный метод (правда, не при опросе, а при разработке материалов о семьях). В дальнейшем применение выборочного метода было расширено, и, начиная с переписи 1970 г., он использовался уже непосредственно при опросе населения. По итогам этой переписи численность населения СССР составила 208,8 млн. чел. Впервые разработка материалов была полностью механизирована и проводилась централизованно.

После переписи 1959 г. резко активизировались демографические исследования динамики и структуры населения и демографических процессов, расширились публикации научной демографической литературы. Это не могло не повлечь за собой развитие социологических исследований, сыгравших затем свою роль в формировании демократических настроений в обществе.

Перепись 1970 года

Следующая перепись состоялась 15 января 1970 году. В организационном и методологическом отношении она соответствовала двум предыдущим (1939 и 1959 гг.), однако данных было получено значительно больше. Впервые в практике советских переписей ради экономии времени и средств часть сведений была получена путем опроса не всех, а только 25% жителей. Был введен специальный бланк учета передвижения населения, который заполнялся рабочими, служащими и учащимися высших и средних специальных учебных заведений. Интересным новшеством явилась рекомендация после записи в верхней строке родного языка лицам, умеющим свободно разговаривать на каком-либо еще языке народов СССР, указать это. При обработке материалов переписи был применен ряд технических новшеств. По тогам обработки переписных листов численность населения СССР на 0 часов 15 января 1970 года составила 241,7 млн. человек.

Перепись 1979 года

Существенно отличались от предыдущих организация и обработка материалов переписи населения 17 января 1979 года. Впервые в практике советской статистики записи, сделанные при опросе, вводились в ЭВМ с помощью специальных читающих устройств и записывались на магнитную ленту.

Учитывалось две категории населения: наличное и постоянное.

Чтобы обеспечить полноту и правильность учета населения при переписи 1979 года, как и при прошлых переписях, были осуществлены контрольные мероприятия: составлялись контрольные бланки, выдавались справки о прохождении переписи, проводились контрольные обходы. Существенно отличались от предыдущих организация и обработка материалов переписи населения 17 января 1979 года. Впервые в практике советской статистики записи, сделанные при опросе, вводились в ЭВМ с помощью специальных читающих устройств и записывались на магнитную ленту. Были добавлены новые вопросы, формулировки некоторых других уточнены. Перепись дала обширные сведения об изменениях в составе населения, которые впоследствии широко использовались.

Успешное проведение переписи населения 1979 года во многом зависело от понимания населением страны целей и задач переписи, ее значения. С этой целью в стране была широко развернута массово-разъяснительная работа.

По данным переписи численность населения Советского Союза составляла 262,4 млн человек. Численность населения РСФСР достигала 137,4 млн. человек.

Перепись 1989 года

Последняя перепись в СССР проводилась 12 января 1989 года. Отличительной ее особенностью явилось то, что впервые наряду со сведениями о населении были собраны сведения о жилищных условиях. Это позволило получить сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве.

По сравнению с предыдущей переписью населения включены новые вопросы о месте рождения, об окончании профессионально-технического учебного заведения, о жилищных условиях, изменена формулировка некоторых других вопросов.

По данным переписи 1989 года, численность населения Советского Союза составляла 286,7 млн человек. Численность населения РСФСР достигала 147,4 млн. человек.

Перепись населения в современной России Всероссийская перепись населения 2002 года

В отличие от прежних переписей, когда учету подлежало и наличное и постоянное население, в переписи населения 2002 года учитывалось только постоянное население, как это принято в большинстве стран мира. Учёту подлежали граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а также находившиеся на дату переписи населения на территории Российской Федерации, но постоянно проживающие на территории других государств.

Согласно данным первой Всероссийской переписи населения 2002 года, население России составило 145 млн 167 тыс. человек.

Впервые в истории отечественных переписей населения была проведена пост переписная кампания по популяризации и информационному сопровождению результатов Всероссийской переписи населения 2002 г. В рамках программы информационно-разъяснительной работы по сопровождению и популяризации итогов переписи был разработан и открыт веб-сайт www.perepisi2002.ru для размещения итогов переписи населения в открытом доступе. Для широкого круга читателей тиражом 100 тыс. экземпляров была издана брошюра об основных итогах.

Всероссийская перепись населения в 2010 году

Перепись проходила с 14 по 25 октября 2010 года.

Набор задаваемых вопросов был апробирован на пробной переписи, а сохраненная историческая преемственность с предыдущей переписью населения, позволили проследить динамику социально-экономических и демографических изменений, происшедших в стране за межпереписной период.

Так же, как и в 2002 г., была утверждена эмблема Всероссийской переписи населения 2010 г., которая внесена в Государственный геральдический регистр Российской Федерации (регистрационный №4846).

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек.

Предстоящая всероссийская перепись населения в 2020 году

Опыт последней Всероссийской переписи населения 2010 года диктует потребность в модернизации некоторых подходов к проведению переписи населения, без которых уже невозможно достичь главной ее цели – получения полной и достоверной картины современного общества.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 года № 2444-р проведение Всероссийской переписи населения 2020 года определено в период с 1 по 31 октября 2020 года

При ВПН-2020 будут использоваться переписные электронные и бумажные вопросники (полностью идентичные по составу вопросов) и 3 способа сбора сведений о населении:

- самостоятельное заполнение респондентами электронных вопросников в сети Интернет;

- опрос и заполнение переписчиком (сотрудником из числа привлекаемого временного персонала) электронных вопросников на планшетных компьютерах с предустановленным специализированным программным обеспечением;

- опрос и традиционное заполнение переписчиком бумажных вопросников (двусторонних машиночитаемых переписных листов).

Также сбор сведений в течение всего срока проведения переписи будет осуществляться в специальных помещениях – стационарных участках.

В населенных пунктах (труднодоступные и отдаленные районы, а также небольшие по числу жителей сельские населенные пункты), когда нецелесообразно использование планшетных компьютеров будет применен метод заполнения переписчиком бумажных вопросников. Часть бывших труднодоступных территорий может перейти в категорию обычных территорий за счет переписи по Интернету (в районах, где есть Интернет-связь, но нет возможности физического доступа переписчиков).

Заключение

Итак, переписи населения - трудоемкие и дорогостоящие операции. Поэтому они проводятся относительно редко и их программы ограничены лишь самыми необходимыми сведениями.

Уникальная информация о социально-демографической структуре населения, полученная в результате переписей, в настоящее время становится основой для разработки новых и корректировки существующих программ социально-экономического развития российских регионов, дает возможность обосновать необходимость появления приоритетных национальных проектов в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства, развития агропромышленного комплекса, ложится в основу эффективных управленческих решений, принимаемых на всех уровнях власти – от федерального до муниципального.

Результаты переписи могут служить для решения таких важных проблем как малокомплектность сельских школ, связанная с удаленностью учебных заведений от места жительства учеников и преподавателей. Данные о численности детей и школьников помогают корректировать планы по строительству детских садов, школ, спортивных площадок, данные о незанятых и безработных способствуют созданию новых рабочих мест, корректность сведений о количестве проживающих в том или ином населенном пункте напрямую сказалась на финансировании медицинских, образовательных и культурных учреждений, развитии транспортной инфраструктуры. Без материалов переписи в сочетании с соответствующими данными текущей статистики было бы невозможным получение достаточной информации об уровне заболеваемости населения, в том числе по отдельным возрастно-половым группам, а, следовательно, и оценке потребностей в качественной медицинской помощи, в частности, в строительстве высокотехнологичных медицинских центров и многое другое.

Гост

ГОСТ

Перепись населения – это процесс сбора данных демографического, экономического и социального характера, призванных охарактеризовать на определенный момент времени население страны или территории в разрезе каждого жителя.

Цели и принципы проведения переписи населения

Статистическая комиссия ООН рассматривает перепись населения в качестве единственного процесса, который может обеспечить сбор, обобщение, оценку, анализ, публикацию и распространение данных демографического, социального, экономического характера населения земного шара, отдельных стран и так далее.

Цель переписи населения состоит в проведении его сплошного учета, а также в сборе различных сведений, характеризующих состав и структуру населения.

Перепись населения характеризуется следующими основными чертами:

  • всеобщностью. Современная перепись предполагает охват населения определенной территории в полном объеме;
  • одномоментностью. Получение необходимых сведений о численности населения возможно только в том случае, если проведение переписи осуществляется на определенный момент времени. При проведении переписи не учитываются умершие, родившиеся или выбывшие с конкретных территорий;
  • наличием и единством программы переписи. Сбор сведений о населении осуществляется в соответствии с одними и теми же правилами;
  • поименностью. Сбор сведений осуществляется по каждому человеку, что позволяет детально комбинировать данные в соответствии с различными признаками;
  • непосредственностью получения данных у населения в ходе опроса и принципом самоопределения. Фиксация сведений в ходе переписи осуществляется только в соответствии с тем, что о себе сообщает опрашиваемый человек;
  • применением экспедиционного способа наблюдения. Осуществление сбора сведений у населения выполняется в форме анкет специального типа;
  • централизованностью управления переписью населения. Такой тип управления обеспечивает полное и последовательное соблюдение принципа единства программы переписи и методов выполнения работ по ее осуществлению в установленный срок.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы переписи населения

При проведении переписи населения применяются следующие методы:

  • во-первых, опрос, суть которого состоит в проведении переписи с помощью переписного листа, заполняемого переписчиком или регистратором в ходе личной беседы с опрашиваемым. Такой метод переписи населения применялся еще в Советском Союзе, характерен он и для современной России;
  • во-вторых, самосчисление, суть которого состоит в том, что заполнение переписного листа осуществляется самим переписываемым, а на переписчика возлагается обязанность проверки правильности заполнения переписного листа, уточнения пропущенных и неясных сведений. Такой метод переписи применяется в ряде европейских стран;
  • в-третьих, анкетный или смешанный метод, суть которого подразумевает рассылку анкет переписываемым лицам, их последующее самостоятельное заполнение и возврат в статистическую службу или бюро переписи. Такой метод применяется Соединенными Штатами Америки и в других развитых странах. На службу статистики или бюро переписи возлагается сбор заполненных анкет, их сверка, направление переписчиков к тем лицам, которые не вернули анкеты, для проведения опроса. Этот метод считается более дешевым методом проведения переписи населения, однако он характеризуется небольшой долей возвращения анкет (примерно на уровне 15-20%).

Особенности организации и проведения переписи населения в Российской Федерации

Для проведения переписи Правительством России определяются федеральные органы исполнительного характера, которые назначаются ответственными за проведение и подготовку переписи населения, обработку сведений по итогам переписи, подведение этих итогов, а также организационно и методически обеспечивают проведение переписи, проводят перепись определенных категорий граждан, обеспечивают безопасность лиц, осуществляющих сбор сведений. Также Правительством России определяется порядок организации и проведения переписи в рамках отдельных территорий страны.

Данные органы исполнительной власти осуществляют взаимодействие с другими органами власти при реализации своих полномочий в отношении переписи населения. Обязанность координации возлагается на специальную комиссию, которая создается для проведения переписи российским Правительством.

Обязанность содействовать проведению переписи населения возлагается на исполнительные органы государственного управления регионального уровня и органы муниципального управления. Региональные власти информируют федеральные органы власти о составе муниципальных образований на своей территории.

Исполнительная власть регионального уровня также осуществляет следующие полномочия в отношении переписи населения:

  • во-первых, обеспечивает необходимыми помещениями, с наличием охраны, мебели, средств связи, а также условиями, подходящими для обучения и работы лиц, занятых переписью населения;
  • во-вторых, обеспечивает помещениями с охраной, используемыми для хранения переписных листов и прочей документации по переписи населения;
  • в-третьих, предоставляет необходимые средства связи и транспортные средства.

Некоторые из этих полномочий или все могут быть переданы региональными властями органы муниципального управления.

Обязанности создания методических и инструктивных материалов по вопросу осуществления переписи возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, формирующий официальную статистическую информацию о различных общественных процессах на территории страны.

На федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий проведение переписи, возлагается исполнение следующих обязанностей:

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В России в XIV — XVI веках имели место земельно-хозяйственные описания. Результаты их фиксировались в так называемых писцовых книгах. Значение писцовых книг, как документов, на основе которых производиться обложение, усиливается, но они начинают носить характер поземельных описей.
Охват явлений хозяйственной жизни был очень широк – от сведений о башнях городских кремлей до известий о породах промышляемой в озерах рыбы. Тем не менее писцовые описания все же не были учетами населения. В ходе их выявлялись только владельцы дворов.
Данные поземельных описей могли служить лишь временными источниками определения обложения. Торговые и промысловые занятия оставались при такой системе без обложения, что было не выгодно государственному фиску и обуславливало необходимость отыскивания новых единиц обложения. Такой единицей стал двор.
Писцовые книги занимают почетное место в ряду предшественников современной статистики. В них можно найти массу интереснейших сведений о хозяйстве России того времени. Конечно, данные их плохо систематизированы. Необычна и форма изложения: абзацы распространяются на несколько страниц, вызывая желание остановится и передохнуть.

РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ ПЕТРА I

Подготовка, проведение и некоторые качественные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВПН 2002.

Непосредственное финансирование ВПН-2002 началось в 2001 году. Общие затраты бюджета на 2001-2003 гг. планировались, по разным сведениям, в объеме от 4,0 до 4,2 млрд. рублей: в 2001 году большая часть средств предназначалась на создание материальной базы переписи, в 2002 — на оплату труда переписчиков, а в 2003 году — на обработку данных. Таким образом, средние расходы на одного переписываемого закладывались в размере около 1 доллара на душу.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Скромность и ограниченность бюджета ВПН-2002 не позволила совершить качественный переход с метода непосредственного опроса населения счетчиками на распространенные в развитых странах методы саморегистрации и сбора данных по почте или даже по Интернету; отразилось это, конечно, и на программе переписи. С самого начала было ясно, что удовлетворить все возлагаемые на перепись надежды и потребности, — особенно со стороны науки, — и на этот раз не удастся.

ПОДГОТОВКА К ПЕРЕПИСИ И УТВЕРЖДЕНИЕ ВОПРОСНИКА ВПН 2002.

Постановление о проведении ВПН-2002 и о формировании соответствующей Госкомиссии за №1064 было подписано В.В.Путиным 22.09.1999 г.

На своем первом же заседании, состоявшемся 14.03.2000 г. и посвященном рассмотрению выдвинутого Госкомстатом Законопроекта о переписи, Комиссия пришла к выводу, что в условиях добровольности участия в переписи проводить ее бессмысленно, поскольку любая группа лиц в таком случае сможет легитимно ее проигнорировать и просто-напросто сорвать. Госкомстату был дан еще один месяц на доработку соответствующего Закона.

27.03. 2000 г. Госкомстат между тем утвердил первый вариант вопросника ВПН-2002. Всего в программу переписи вошло 22 основных позиции, 14 из них задавались всем постоянным жителям, а еще 8 — в каждом четвертом домохозяйстве. Для лиц, находящихся на территории России временно, была предусмотрена сокращенная программа — всего из 7 вопросов.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Приготовления к переписи заметно активизировались весной 2002 года: 12.04.02г. Касьянов подписал 3 постановления о ВПН-2002: №231 — о ее проведении в октябре, №232 — о создании Комиссий по организации проведения переписи в федеральных округах, возглавляемых двумя сопредседателями — заместителем полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе и заместителем председателя Государственного комитета РФ по статистике, №233 — о порядке определения степени защиты переписных листов и иных документов переписи.

В то же время по целому ряду вопросов программы ВПН-2002 все еще не было единства, как не было и окончательной их редакции. И тогда чиновники из Правового управления Администрации президента сказали свое веское, но довольно некомпетентное слово. Еще 20 апреля в вопросник были внесены роковые коррективы, после чего в тот же день вопросник был утвержден распоряжением Правительства РФ №537-р за подписью М.М. Касьянова и даже разослан Госкомстатом в регионы.

Кстати, на том же заседании Комиссии А.П. Починок заговорил об анонимности как о высшей форме обеспечения конфиденциальности, после чего ответственные за перепись правительственные чиновники — не встретив протеста со стороны Госкомстата — изъяли из вопросника указания имени и фамилии опрашиваемого.

Методологические особенности переписи 2002 года

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

С методологической точки зрения ВПН-2002 заметно отличалась от предыдущих переписей целым рядом особенностей и новшеств.

Необычным и скорее неудачным был выбор октября в качестве срока проведения переписи. Ранее все переписи проводились зимой, т.к. большинство населения находится дома, в связи с новогодними праздниками. А осенью многие ещё уезжают или все ещё в отпусках, где нормальному человеку точно не до переписи.

Но, пожалуй, главным отличием явился отказ от учета наличного населения. Продиктованный скорее всего малым бюджетом (экономия на переписывании на транспорте, в гостиницах, больницах и т.д.), он был удобен и в ряде других отношений и для благовидности был освящен авторитетом Научно-методического совета Госкомстата России.

Учету в ВНП-2002 подлежало одно лишь постоянное население, причем критерием постоянности являлась продолжительность проживания на данном месте не менее чем в один год.

Другим радикальным новшеством, впрочем, отвечающим международным рекомендациям статистиков, было то, что впервые после 1897 года в качестве единицы наблюдения выступала не семья, а домохозяйство.

Серьезнейшей новацией стала уже упоминавшаяся анонимность переписных листов.

Не был задан россиянам и вопрос о вероисповедовании, не задававшийся им с 1897 года. Интересно, что исключение этого вопроса из программы произошло под нажимом… самих конфессий, а стало быть — Русской Православной Церкви, имевшей, какие-то основания опасаться результатов такого вневедомственного учета своей и чужой паствы, в особенности, чужой (да еще атеистов).

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

И все же этот либеральный режим и, казалось бы, академический артефакт был чреват серьезными политическими последствиями в отдельных и без того проблемных регионах, что отчасти подтвердилось.

Так, например, теперь никак уже не избежать рождения в качестве отдельных народов поморов на севере России и казаков на юге. Что касается поморов, то многие в Архангельском области полагают, что официальное признание поморов малым коренным народом Севера даст толчок развитию малого и среднего бизнеса, в частности, за счет предоставления малым народам бесплатных квот на вылов рыбы. Кроме того, малые народы имеют право на специальные платежи за использование природных ресурсов их территории (а в Архангельской области нефть и алмазы).

Демографическое чудо в одном отдельно взятом регионе

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

(Из выступления председателя облкомстата Ростовской области В.Емельянова)

Председатель облкомстата Ростовской области В. Емельянов объяснил такие итоги переписи феноменально высокой рождаемостью у чеченцев, а также тем, что для участия в переписи в республику приезжала значительная часть диаспоры, проживающей в других регионах (что более странно, поскольку людей должны были переписывать — по месту их фактического проживания при сроке проживания от 1го года).

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Интересно, что в ноябре 2002 года, то есть через месяц после переписи, Датский совет по делам беженцев провел в Чечне подворный обход для планирования поставок гуманитарной помощи и в результате вышел на численность населения Чечни, равную 674 тысячи человек (заинтересованные в поставках гуманитарной помощи главы сельских администраций могли способствовать лишь завышению этого результата).

Разумеется, в это число не входит несколько десятков тысяч российских военнослужащих в Чечне, которых переписывали по месту нахождения. С их учетом ВПН-2002 должна была выявить приблизительно 700 тысяч или несколько больше, но никак не задекларированные 1088 тысяч. Для получения этой цифры, полагает А. Черкасов, было бы недостаточно возвратить в Чечню всех покинувших ее в 1990-е годы — вайнахов и невайнахов.

Каковы же мотивы?

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Информация о численности населения отражается на межбюджетном процессе, и размер перечислений из российского социального бюджета в местный напрямую зависит от численности местного населения. Поэтому местные власти заинтересованы в завышении численности своего населения в надежде на дополнительное финансирование по социальным статьям. Тем более это справедливо для негосударственной гуманитарной помощи, в распределении которой государство тоже участвует.

Перепись провели. Что имеет российское правительство, россияне да и сама Россия, после её проведения? Первые: сомнительную информацию о населении. Вторые: минимальную информацию о результатах переписи и о том, зачем её вообще проводили. Третья: сложно сказать, что Россия имеет качественные изменения по способу проведения переписи населения. Ведь если посмотреть на западные государства и Америку, то, очевидно, что наши способы подготовки населения (да и переписчиков) и методы проведения самой переписи и близко не стоят со способами и методами этих стран.

Таким образом, от того насколько успешно государство донесет до населения и до переписчиков информацию о том, что перепись населения – это важное и достойное внимания, каждого гражданина своей страны, мероприятие, зависят результаты переписи, а стало быть, и процветание самой страны.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

Россия и ее регионы в XX веке: территория — расселение — миграции. / Отв. ред. П.М. Полян, О.Б. Глезер. М.: ОГИ, 2004.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цель моего реферата – рассмотреть перепись населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Проследить историю переписи населения;
2. Выделить основные принципы переписи населения;
3. Охарактеризовать программу переписи населения.

Содержание

Введение
История переписи населения в России
Основные принципы проведения переписей населения
Программа переписи населения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

перепись.doc

История переписи населения в России

Основные принципы проведения переписей населения

Программа переписи населения

Список использованной литературы

Перепись – это специально организованное статистическое наблюдение, задача которого – полный учет численности и характеристика состава какого-либо явления путем записи в статистический формуляр каждой из единиц, составляющих это явление. Перепись характеризует состояние явления на определенный момент времени.

Цель моего реферата – рассмотреть перепись населения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Проследить историю переписи населения;

2. Выделить основные принципы переписи населения;

3. Охарактеризовать программу переписи населения.

ИСТОРИЯ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX в. Первая советская перепись населения проводилась в 1920г. в условиях гражданской войны и разрухи. Переписью было охвачено только 72% населения страны, так как в ряде районов страны еще велись военные действия. В 1923 г. была проведена перепись населения в городах и поселках городского типа одновременно с переписью промышленных и торговых предприятий. Все население страны впервые охватила Всесоюзная перепись населения в декабре 1926 г.

При ее подготовке выдающиеся статистики В.Г. Михайловский и О.А. Квиткин выработали научные принципы, которые легли в основу как этой, так и следующих переписей населения. Перепись 1926 г. отличалась не только продуманной методикой получения сведений, но и богатством собранных данных, особенно о социальном составе на­селения и о семьях. Следующая перепись проводилась «январе 1937 г., но ее организация была признана неудовлетворительной. Новая перепись состоялась в 1939 г. В этой переписи впервые были применены специальные меры для повышения точности счета населения.

Ее краткие итоги публиковались в 1939-1940 гг., однако начавшаяся война не позволила завершить обработку всех собранных материалов. Первая послевоенная перепись была проведена в январе 1959 г. По организации и содержанию собранных данных она практически не отличалась от предыдущей. Данные переписи были использованы в планировании и управлении, послужили основой для последующих расчетов численности и состава населения.

Следующая перепись состоялась в 1970г. В организационном и методологическом отношении она соответствовала двум предыдущим (1939 и 1959гг.), однако данных было получено значительно больше. Впервые в практике советских переписей ради экономии времени и средств часть сведений была получена путем опроса не всех, а только 25% жителей. При обработке материалов переписи был применен ряд технических новшеств. Ее данные широко использовались для социально-экономического планирования и разработки долгосрочных экономических прогнозов.

Существенно отличались от предыдущих организация и обработка материалов переписи населения 1979 г. Впервые в практике советской статистики записи, сделанные при опросе, вводились в ЭВМ с помощью специальных читающих устройств и записывались на магнитную ленту. Были добавлены новые вопросы, формулировки некоторых других уточнены. Перепись дала обширные сведения об изменениях в составе населения, которые впослед­ствии широко использовались. Последняя перепись в СССР проводилась в январе 1989 г. Отличительной ее особенностью явилось то, что впервые наряду со сведениями о населении были собраны сведения о жилищных условиях. Это позволило получить сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве. Таким образом, переписи населения в нашей стране имеют давнюю и богатую историю. Перепись 2002 г. была первой переписью населения в новой России.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСЕЙ НАСЕЛЕНИЯ

Разные авторы называют разное их число и различным образом определяют сами эти принципы, но в целом можно считать, что к ним относятся следующие: всеобщность, поименность, одномоментность, самоопределение, конфиденциальность, наличие единой программы и строгая централизация управления переписью. Некоторые авторы добавляют сюда такие требования, как периодичность, безотносительность целей переписи к каким-либо частным нуждам или интересам, непосредственное получение сведений у населения и даже применение экспедиционного способа наблюдения.

Всеобщность переписи означает, что сведения, включенные в программу переписи, собираются ото всех и обо всех жителях данной страны или территории, а не только о какой-либо специфической части. Именно поэтому современные переписи населения и называются всеобщими. Во всеобщности заключается, пожалуй, главное отличие современных переписей населения от его учетов, проводившихся в прошлом.

Одномоментность проведения переписи означает, что все собранные в ходе данные относятся к одному определенному и заранее установленному моменту, который называется критическим моментом переписи, или моментом счета. При этом любые изменения, произошедшие в период времени между критическим моментом и временем, когда непосредственно проводится опрос, не учитывается.

Необходимость установления критического момента переписи определяется тем, что население, его численность и состав непрерывно меняются.

Критический момент переписи подбирается таким образом, чтобы минимизировать территориальную мобильность населения, т. е. чтобы вероятность застать переписываемых в месте постоянного проживания была максимальной. Соответственно выбирается месяц года, когда эта мобильность минимальна. Затем учитывается наличие выходных и праздничных дней, школьных и студенческих каникул. При этом стремятся к тому, чтобы критический момент переписи был как можно ближе к началу года, дабы обеспечить большую сопоставимость результатов переписи и ежегодных межпереписных расчетов численности населения.

Наличие единой программы переписи означает, что и сбор первичных данных, и их последующая обработка ведутся по единым для всех участников переписи правилам процедуры, по одному и тому же общему для всех плану. Обо всех людях, проживающих на территории страны и подлежащих переписи, собираются сведения об одних и тех же признаках, или характеристиках, включенных в переписной лист. На этапе обработки переписи вся собранная в ее ходе информация разрабатывается и публикуется по единому плану, определяющему, какие именно и в каком разрезе строятся статистические таблицы.

Разработка программы переписи является важнейшим ее этапом, занимающим по времени несколько месяцев или даже лет. Она включает в себя создание переписного листа – специального бланка, содержащего набор признаков, которые будут фиксироваться в ходе переписи. Одновременно формируется перечень разработочных таблиц, в которых будут обобщены и представлены итоги переписи.

Важнейшим требование является также соблюдение преемственности при разработке программ последующих переписей. Если не соблюдать это требование, то будет невозможно построить сколько-нибудь длительные статистические ряды данных о численности и составе населения, поскольку данные отдельной переписи будут несопоставимы с предыдущими переписями.

Поименность как принцип проведения переписи означает сбор персональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке. В этом отношении перепись населения противоположна социологическим опросам, которые, как правило, анонимны. Сведения о каждом человеке собирает в ходе личных бесед специально обученный персонал, который фиксирует их на именных переписных листах.

В некоторых развивающихся странах иногда применяют процедуру сбора сведений о населении, которая известна еще со времен Древнего Рима и заключается в том, что люди сами должны являться в специальные офисы, где и заполняются переписные листы. При этом на тело человека иногда даже ставят специальный долго не смываемый штамп, свидетельствующий о том, что данный человек прошел перепись. При проведении переписи населения России 2002 г. также были открыты специальные переписные офисы, в которых смогли пройти перепись те, кто не хотел бы, чтобы счетчики приходили к ним домой, а также те, у кого вообще нет дома. К счастью, до того, чтобы ставить на тело несмываемые штампы, у нас пока дело не дошло.

С поименностью связан такой принцип проведения переписи, как самоопределение, которое означает, что все сведения фиксируются исключительно со слов опрашиваемого и что запрещено требовать документального подтверждения этих сведений.

Некоторые авторы дополняют принцип самоопределения также принципом непосредственного получения сведений от населения. Но, думается, в этом нет необходимости, поскольку принцип самоопределения перекрывает то, что можно сказать и что обычно говорится о принципе непосредственности.

Принцип конфиденциальности, или анонимности, получаемых в ходе переписи сведений является логическим дополнением принципов поименности и самоопределения. Он означает, что счетчикам и другим участникам переписи, имеющим доступ к ее первичным документам, запрещено сообщать кому бы то ни было получаемую в се ходе персональную информацию об опрашиваемых. Информация обрабатывается, используется и публикуется только в статистически обобщенном виде. Нарушение этого принципа влечет в нашей стране ответственность согласно законодательству Российской Федерации. В других странах также установлена ответственность за нарушение принципа конфиденциальности (вплоть до уголовной).

Читайте также: