Пенсионная система дании доклад

Обновлено: 05.07.2024

Пенсии в Дании состоят из частных и государственных программ, управление которыми осуществляет Агентство по модернизации государственного управления при Министерстве финансов . Дания создала многоуровневую систему, состоящую из нефинансируемой схемы социального пенсионного обеспечения , профессиональных пенсий и добровольных личных пенсионных планов. Система Дании очень похожа на систему, рекомендованную Всемирным банком в 1994 году, и подчеркивает международную важность создания многогранных пенсионных систем на основе государственных планов выплаты пособий по старости для удовлетворения основных потребностей пожилых людей. В датской системе использовалось фиксированное пособие (пособие по социальному обеспечению ), финансируемое из государственного бюджета и доступное для всех жителей Дании. Планы взносов на основе занятости согласовываются между работодателями и работниками на уровне отдельной фирмы или профессии и охватывают отдельных лиц системами рынка труда . Эти планы появились в результате централизованных соглашений о заработной плате и политики компании, гарантирующей минимальные процентные ставки. Последним столпом датской пенсионной системы является доход, получаемый от субсидируемых налогами личных пенсионных планов, созданных с компаниями по страхованию жизни и банками. Персональные пенсии основаны на налоговых соображениях и желательны для людей, не охваченных профессиональной схемой.

В датскую пенсионную систему также включены обязательные дополнительные пенсии. Они охватывают значительную часть населения, иногда гораздо больше, чем просто рабочую силу. Дополнительные пенсии институционально и по способам финансирования аналогичны профессиональной системе.

Содержание

Государственные пенсии

Универсальные социальные пенсии

В Дании , то государственная пенсия состоит из двух ярусов. Первый уровень обеспечивает универсальный доход для людей старше 65 лет. Эта пенсия выплачивается любому, кто соответствует его требованиям, независимо от взносов пенсионера. По состоянию на 2019 год максимальная сумма, которую может получить человек, составляла 75,924 датских кроны (11,504 доллара США). Однако, это нуждаемость , поэтому она может быть скорректирована с более низкими доходами физических лиц до максимума DKK 159.000 ($ 24,091 США). Обычно размер пенсии уменьшается на 30 процентов от любого дохода, превышающего 329 600 датских крон. Чтобы получить эту пенсию, получатели должны прожить в Дании 40 лет, в то время как они были в возрасте от 15 до 65. Если резидент провел в Дании менее 40 лет, то он или она все еще может получать пенсию только по истечении пропорционально сниженная ставка. Финансирование этой пенсии основывается не на взносах, а за счет общих налоговых поступлений, собираемых государством.

Программа социальной пенсии по инвалидности финансируется за счет общих налоговых поступлений в зависимости от социальных и медицинских факторов и исторически известна как стандартная программа пенсии по инвалидности. Программа SDP оценивает медицинские и социальные критерии на трех уровнях, первый из которых дает право на участие лицам моложе 60 лет с минимальной трудоспособностью. Следующий уровень - для людей моложе 60 лет с трудоспособностью, эквивалентной одной трети от нормы, а также для людей в возрасте от 60 до 66 лет, практически не способных работать. Наконец, обычный уровень SDP предоставляется лицам с трудоспособностью ниже половины нормальной на основании социальных критериев и / или критериев состояния здоровья. Все пенсионеры получают как минимум 40 процентов своего среднего заработка и получают дополнительную поддержку в виде легкодоступных всеобщих медицинских и жилищных пособий.

Профессиональные пенсии

Профессиональные пенсии - это еще один вид пенсий, которым охвачено почти 90 процентов датской рабочей силы. Эти схемы предусмотрены коллективными договорами, заключаемыми между работодателями и работниками, обычно на отраслевом уровне. Общекорпоративные планы существуют, но они не так распространены, как общеотраслевые пенсии. Выплаты по этим типам схем также определяются взносами сотрудников и работодателей. Обычно взносы сотрудников составляют от 9 до 17 процентов от их заработной платы, при этом средняя сумма составляет 11 процентов. Как правило, работники с высокой заработной платой вносят более высокий процент своего дохода в свою пенсию, чем работники с низкими доходами.

Персональные и дополнительные пенсии

Персональные пенсии

Личные пенсии покрывают дополнительные личные сбережения. Датские субсидируемые личные пенсионные планы обширны, часто аналогичны профессиональным пенсионным планам; однако участие является добровольным и планы финансируются участниками. Поскольку взносы производятся посредством коллективных трудовых договоров , они классифицируются как квазимобязательные, так как покрываются большинство работников. Эти индивидуальные накопительные пенсионные соглашения между физическим лицом и учреждением оговаривают право страхователя на получение пособий после определенного возраста. Персональные пенсии являются частичными налоговыми льготами и имеют выплаты, аналогичные государственным пенсиям, в том смысле, что они могут быть получены посредством поэтапного изъятия, единовременных выплат или пожизненных аннуитетов .

Дополнительный пенсионный фонд рынка труда

Самой крупной из дополнительных пенсионных схем является Дополнительный пенсионный фонд рынка труда, Arbejdsmarkedets Tillaegspension или ATP. Размер этой пенсии определяется размером взносов, сделанных физическим лицом. Чем больше лет работает человек и чем дольше откладывается выход на пенсию, тем больше денег получит пенсионер. Взносы в ATP обязательны для сотрудников в возрасте от 16 до 65 лет, которые работают более 9 часов в неделю. Работодатели также обязаны производить выплаты. Необходимые взносы устанавливаются фиксированной суммой. По состоянию на 2014 год для штатного сотрудника обязательная оплата составляла 3240 датских крон в год. Работодатель несет ответственность за две трети платежа, в то время как работник оплачивает вторую треть. Если человек меньше штатного сотрудника, размер взноса соответственно уменьшается. Как и универсальная пенсия, пенсионный возраст составляет 65 лет. Однако с 2024 года он будет увеличиваться на шесть месяцев каждый год, пока не достигнет 67 лет.

Пенсионный фонд капитала сотрудников

Пенсионный фонд капитала служащих (на датском языке Lønmodtagernes Dyrtidsfond или LD) был создан в 1978 году и был нацелен на то, чтобы стать мерой экономической политики. Когда в конце 1970-х годов заработная плата повышалась несколько раз, датское правительство решило, что будет разрешена только одна корректировка цен в год, оставив остальную часть замороженной и хранящейся на личных счетах LD до выхода на пенсию . Эта попытка сдержать инфляционную практику привела к разрешению вложения активов в паевые инвестиционные фонды . В июне 2005 года LD увеличила общую сумму чистых активов под управлением за месяц, вложив все активы в паевые инвестиционные фонды, в общей сложности на 12 процентов.

Специальные пенсионные накопления

Программа специальных пенсионных сбережений (SP), представленная в 1998 году в качестве инструмента налогово-бюджетной политики для замедления потребительских расходов при одновременном увеличении пенсионных сбережений, требуя от всех наемных работников вносить один процент своей валовой заработной платы, является второй по величине схемой дополнительных пенсий в Дании после ATP. До приостановки в 2003 году выплаты SP зависели от доходности инвестиций и размера взноса. Отстранение может быть рассмотрено как результат уменьшения стимулов к участию, поскольку домохозяйства не всегда полностью рациональны, вместо этого находя ценность в оптимизации взносов работодателя.

Вызовы

Пенсионная политика в Дании в 1980-х и 1990-х годах определялась пенсионными фондами и страховыми компаниями, гарантирующими минимальную процентную ставку для новой пенсионной политики. По сравнению с высокими номинальными ставками, которые были обычным явлением в то время, гарантированные ставки были низкими и предоставлялись страхователям бесплатно. Пенсионные учреждения инвестировали в ипотечные облигации с правом отзыва, которые позволяли заемщикам рефинансировать свои ипотечные кредиты при падении процентных ставок, создавая асимметричную ставку процентного риска и охватывая значительную часть датской финансовой системы. Когда фондовые рынки рухнули и глобальные процентные ставки в новом тысячелетии упали, пенсионные контракты и учреждения оказались подвержены обязательствам , истощили резервы капитала и несоответствие активов . Это привело к рыночной оценке баланса и требованиям надзора, чтобы сосредоточить внимание на способности выдерживать экономический стресс.

На пенсионные системы в странах с развитой капиталистической экономикой значительное влияние оказывают дерегулирование рынка труда , создание профсоюзов , деиндустриализация , рост сектора услуг и тенденции к укреплению государства всеобщего благосостояния . Глубокая интеграция Дании в мировую экономику сопряжена с риском, поскольку глобальные финансовые условия могут повлиять на долг и потребление домашних хозяйств. На декоммодификацию сильно влияют пенсии из-за связи, созданной между пенсионным доходом и привязанностью к рынку труда. Хотя пенсионная система Скандинавии сочетает в себе щедрую социальную защиту и гибкость рынка труда, поляризация между работниками и безработными увеличивает неравенство, а в случае профессиональных пенсий переносит риск на работников. Чтобы сократить предложение труда пожилых работников и, следовательно, снизить безработицу среди молодежи , досрочный выход на пенсию позволит лицам, которые платили взносы до тридцати лет, выходить на пенсию досрочно в 60 лет, пока они не получат право на пенсию по старости в 65 лет.

Обзор функционирования систем социального обслуживания в Европе. Социальная политика Дании. Разветвленная система социального обеспечения: денежное пособие; помощь семьям с детьми и подростками, пожилым и нетрудоспособным людям; пенсионное обеспечение.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.10.2014
Размер файла 17,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1. Социальная политика Дании

2. Денежное пособие

3. Семьи с детьми и подростками

4. Пожилые и нетрудоспособные

Список использованной литературы

Введение

Многие страны обсуждают вопрос относительно того, как совместить рыночные силы и социальное обеспечение. Одни говорят о расширении социальной защиты, в то время как другие опасаются, что это приведет к замедлению экономического роста.

Но решение этого вопроса могло бы значительно продвинуться в результате анализа успеха экономик Дании, Нидерландов, Норвегии и др. Так как североевропейским странам удалось успешно совместить социальное обеспечение с высоким уровнем доходов, стабильным экономическим ростом и макроэкономической стабильностью. Надо отметить, что между самими североевропейскими странами существуют различия. Например, расходы на социальное обеспечение выше в Дании, Нидерландах, Норвегии и Швеции, и немного ниже в Финляндии и Исландии.

Высокий уровень налогообложения позволяет финансировать всеобъемлющую государственную систему здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и других социальных услуг, что выражается в низком уровне бедности и относительно небольшой разнице в доходах между богатыми и бедными.

1. Социальная политика Дании

Существующая в Дании разветвленная система социального обеспечения, на финансирование которой идет большая часть государственных расходов, охватывает все население страны. Как правило, социальные льготы и медицинские услуги предоставляются гражданам Дании бесплатно, а расходы на них покрываются за счет налогов. Решение задач социального обеспечения и медицинского обслуживания максимально приближено к жителям страны, вопросами социального обеспечения занимаются местные органы власти, а здравоохранения - администрации округов.

В 1998 г. на смену Закону о социальном обеспечении пришли четыре закона, регулирующие социальную политику в стране:

· Закон об активной социальной политике устанавливает правила предоставления пособий и участия получателей денежных пособий в трудоустройстве.

· Закон о социальных услугах определяет порядок их предоставления и особо подчеркивает право потребителя этих услуг влиять на это.

· Закон об управлении социальной службой регулирует порядок рассмотрения дел в округах и органах местного самоуправления.

· Закон о пенсиях устанавливает правила пенсионного обеспечения.

Социальную политику можно разделить на четыре направления: выплата денежных пособий и определение круга лиц, получающих социальную помощь; помощь семьям, в которых имеются дети и подростки; помощь требующим ухода пенсионерам по возрасту и нетрудоспособности; выплата пенсионных пособий.

2. Денежные пособия

Первым уровнем социального обеспечения является выплата денежных пособий (эта помощь предоставляется лишь в тех случаях, когда оказание других видов социальной поддержки по каким-либо причинам невозможно). Выплата денежных пособий не производится, если есть возможность получить поддержку через другие уровни социальной системы, а так же если помощь может быть оказана супругом или супругой лица, обратившегося за ней. Лица, имеющие накопления (в пенсионном фонде) не могут рассчитывать на получение денежных пособий. Дети в возрасте до 18 лет также не получают денежных пособий, их должны обеспечивать родители. Денежные пособия выдаются по месту жительства получателя, который не обязательно должен быть гражданином Дании. Однако с 1 июля 2002 года получатель, не имеющий датского гражданства, должен в течение семи лет проживать на территории Дании. На получение денежных пособий могут рассчитывать только те граждане, чье социальное положение существенно ухудшилось ( потеря работы, болезнь или развод). Таким образом, пособие не предназначено тем, у кого уровень доходов невысок из-за небольшой заработной платы, или студентам. Сроки выплат денежных пособий не ограничены, и они могут производиться до тех пор, пока получатель не будет в состоянии обеспечивать себя сам или не получит права на социальную пенсию.

3. Семьи с детьми и подростками

С 2002 года продолжительность предусмотренного законом декретного отпуска была увеличена на 20 недель - с 32 до 52 недель. Первые 14 недель предоставляются матери ребенка, а остальная часть может быть поделена между родителями. Во время декретного отпуска родители имеют право на получение пособия по безработице, но большинство работающих датчан в этот период полностью или частично получают заработную плату в соответствии с трудовым договором. Помимо детских учреждений существуют и другие формы оказания помощи детям и подросткам с проблемами социального характера. Так, возможно временное или постоянное проживание ребенка в патронатной семье или в интернате.

4. Пожилые и нетрудоспособные

Одна из основных целей социальной помощи пожилым и нетрудоспособным людям состоит в том, чтобы дать им возможность находиться у себя дома, а не переселять их в интернат или дом престарелых. Таким людям предоставляется помощь в уборке дома, соблюдении личной гигиены, выдается напрокат необходимая бытовая техника. Кроме того, существует программа оказания медсестрами помощи на дому, что обеспечивается местными властями. В случаях, когда пожилые и нетрудоспособные люди не в состоянии жить самостоятельно, они могут переехать в специально предназначенные для таких целей дома или небольшие центры, где проживают другие пожилые или нетрудоспособные люди. Целью таких центров является создание небольших объединений, где жильцы вместе участвуют в повседневных делах.

5. Пенсии

Система пенсионного обеспечения по возрасту является государственной. Пенсионный возраст равняется 65 годам. При предоставлении пенсии учитывается место проживания, и пенсия предоставляется любому, кто прожил в Дании как минимум 10 лет в возрасте от 15 до 65 лет, при этом последние 5 - непосредственно на территории Дании. Государственная пенсия состоит из базовой пенсии, выплачиваемой всем, и доплат к базовой пенсии, сумма которых зависит от размера прочих доходов пенсионера. Кроме того, существует Резервный пенсионный фонд рынка труда, по закону обеспечивающий страхование пенсий всех получающих заработную плату лиц. Действует ряд схем пенсионного обеспечения, которые подлежат согласованию при заключении коллективного трудового договора и распространяются на большинство работающих. Наконец, система налогообложения стимулирует индивидуальные пенсионные накопления.

Таким образом, система пенсионного обеспечения по возрасту имеет три уровня, где государственная пенсия является основным средством, обеспечивающим защиту всех граждан от бедности в пожилом возрасте. Государственная пенсия дополняется пенсионными отчислениями в период трудовой деятельности в соответствии с действующими схемами пенсионного обеспечения, что гарантирует разумное соотношение доходов в трудоспособный и пенсионный периоды. Наконец, это индивидуальные пенсионные накопления, дополняющие первые два источника.

социальный дания нетрудоспособный дети

Заключение

Главными составляющими этой модели являются:

· Государственная система, обеспечивающая высокий уровень экономической защиты;

· Перераспределение доходов через социальные выплаты;

· Децентрализация и контроль, которые осуществляются в рамках законодательства;

· Равенство властей на местах.

Список использованной литературы

1. Баринова М. Пенсионное обеспечение: новые подходы// Человек и труд. 1997. № 11.

2. Башина В.Ф. Что происходит на родине викингов// Профсоюзы и экономика.1991. №4.

3. Большой экономический словарь: Словарь. М.: Институт новой экономики, 2008.

4. Бурджалов Ф.Э. Типы социальной политики: концепции, практика// Общество и экономика. 1997. № 12.

5. Ламбаева И.А. Социальная работа за рубежом.- Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000.

6. Мироненкова М.Н. Опыт функционирования систем социального обслуживания в странах Северной Европы// Труд за рубежом. 1997. №1.

7. Социальное обеспечение в странах Северной Европы. - М.: МГСУ, 1994.

8. Социальное обеспечение в странах Северной Европы. Специальный выпуск. / Под общ. ред. В.И. Жукова. - М.: Московский государственный социальный институт, 1994.

9. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./ Пер. с англ./- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

10. Энциклопедия стран мира: В 2 т./ Под ред. Н.А. Симония. М.: Экономика, 2004.

Подобные документы

дипломная работа [60,4 K], добавлен 21.09.2010

Основные этапы становления систем социального обеспечения. Понятие и функции социального обеспечения. Формирование российской федеральной системы социального обеспечения. Формы социального обеспечения. Пенсионная система и иные денежные выплаты.

курсовая работа [27,1 K], добавлен 24.01.2008

Система социальной защиты, пенсионное обеспечение, социальная поддержка материнства и детства, оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. Организационно-правовые вопросы, структура, функции органов социадьной защиты.

реферат [27,5 K], добавлен 22.03.2010

Организация информирования населения по вопросам пенсионного обеспечения. Государственная социальная политика по вопросам пенсионного обслуживания населения в России. Роль государства в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение.

реферат [31,5 K], добавлен 24.07.2010

Предмет, метод, принципы права социального обеспечения. Виды социального обеспечения: льготы, государственная адресная социальная помощь, пенсии, пособия, компенсации. Демографическая, социально-реабилитационная и защитная функция социального обеспечения.

По размеру пенсионных фондов к ВВП и их надежности Дания занимает 1-е место в мире. Основу финансовой системы этой страны составляют также банки и страховые компании.

Размер пенсионных фондов в Дании является одним из самых высоких в мире. С одной стороны, это свидетельствует о силе политики государства всеобщего благосостояния, которая, в частности, проявляется в наличии крупного государственного пенсионного фонда АТР. С другой стороны, это обусловлено аккумуляцией значительных пенсионных накоплений в квазиобязательных корпоративных планах. Дания — страна, где относительно мало крупных корпораций, основу ее экономики составляет малый и средний бизнес. Наличие эффективных квазиобязательных пенсионных фондов является одним из ключевых элементов той среды, в которой малые и средние компании, самозанятое население чувствуют себя комфортно. Администраторами пенсионных планов выступают преимущественно страховые компании.

По доле активов коммерческих банков к ВВП Дания также является одним из мировых лидеров. В 2011 г. доля в ВВП пенсионных фондов, взаимных фондов и активов страховщиков составляла соответственно 187,5, 25,5 и 125,1%; коммерческих банков в 2010 г. — 219,7%. Доля капитализации акций в ВВП в 2011 г. составила 53,8%, внутренних облигаций — 86,9%.

Согласно рейтингу надежности пенсионных систем Mercer Global Pension Index (2011 г.) Дания занимает 1-е место. Однако, по мнению Mercer, сумма баллов датской пенсионной системы в рейтинге может повыситься при условии: повышения общей нормы сбережений домашних хозяйств; введения гарантий защиты пенсионных прав обоих супругов при их разводе; повышения уровня охвата корпоративными пенсионными планами всех работающих; обеспечения большей защиты прав участников в случаях мошенничества, неэффективного управления или банкротства провайдеров пенсионных планов.

Среди институциональных инвесторов в Дании прослеживается синергия в большей мере между пенсионными фондами и страховыми организациями, чем между пенсионными фондами и коллективными инвестициями. В настоящее время около 7% пенсионных накоплений, аккумулированных датскими страховыми компаниями, и около 25% портфелей накоплений пенсионных фондов вложены в паи паевых фондов.

Пенсионная система и ее уровни

Пенсионная система в Дании состоит из следующих уровней: социальной пенсии нулевого уровня; накопительного компонента обязательной государственной пенсионной программы первого уровня; квазиобязательных корпоративных пенсионных планов, добровольных корпоративных и индивидуальных пенсионных схем третьего уровня.

Социальная пенсия (нулевой уровень)

Социальная пенсия включает два основных компонента — базовую и целевую пенсии. Дополнительно к этому существуют специальные пособия наиболее нуждающимся пенсионерам для финансирования их социально значимых расходов.

Граждане получают пожизненную гарантированную пенсию при достижении пенсионного возраста — в настоящее время это 65 или 67 лет, в зависимости от года рождения. В течение 2024—2027 гг. запланировано увеличение пенсионного возраста по 0,5 года каждый год.

Наряду с этим в Дании возможен досрочный выход на пенсию в возрасте от 18 до 65 лет. Это возможно в случае, если гражданин не может обеспечить себя, трудясь на оплачиваемом месте работы. С каждым годом возможность досрочного выхода на пенсию сокращается и в настоящее время доступна лишь тем, кто родился до 1959 г.

Базовая (В) социальная пенсия представляет собой фиксированную для всех граждан сумму, зависящую от длительности срока проживания в стране. Для получения базовой пенсии претендент должен быть гражданином Дании, иметь постоянное местожительство, а также прожить в стране не менее трех лет. Либо, если индивид не является гражданином Дании, он должен прожить на территории страны минимум 10 лет (в том числе последние 5 лет до выхода на пенсию). В полном размере гарантированная пенсия выплачивается лишь тем, кто прожил в стране 40 лет. За каждый недостающий год размер такой пенсии уменьшается на 1/40 часть.

Базовая сумма одинакова для всех получателей и составляет 61 152 датские кроны (около 10 800 долл. США) в год, или 17% от средней заработной платы. Она варьируется в зависимости от семейного положения граждан.

Целевая (Т) базовая пенсия призвана обеспечить минимальный прожиточный уровень пенсионеров. Она предполагает выплату дополнительной пенсии с учетом теста на нуждаемость. Ее предельный размер составляет 61 560 датских крон в год (около 10 900 долл. США) для одиноких лиц и 28 752 датские кроны в год (5080 долл. США) для каждого из супругов. Если суммарная государственная пенсия в год превышает 57 300 датских крон (10 125 долл. США), то дополнительная целевая пенсия сверх данного размера сокращается на 30% от суммы превышения указанной предельной величины для одиноких лиц. Для супругов сокращаются пенсионные выплаты, превышающие сумму 115 000 датских крон в год (20 320 долл. США), при этом пенсионные выплаты сверх данной суммы сокращаются на 15%.

В 2004 г. была введена дополнительная целевая социальная пенсия в размере 7800 датских крон в год, подлежащая налогообложению.

Она выплачивается наиболее нуждающимся пенсионерам, имеющим низкий уровень денежных сбережений, — менее 59 900 датских крон (10 600 долл. США).

Размеры базовой и целевой социальных пенсий ежегодно индексируются в соответствии с темпами роста средней заработной платы по экономике.

В виде специальных пособий в рамках социальной пенсии пенсионерам компенсируют значительную часть расходов на медицинскую помощь, квартплату, отопление и электроэнергию. Однако, несмотря на высокий уровень развития социальных гарантий в Дании, правительство не обеспечивает граждан пенсиями, достаточными для удовлетворения всех базовых потребностей пенсионеров. Согласно результатам социологических исследований, каждый пятый датский пенсионер не в состоянии позволить себе отдых за границей либо экономит на походе к стоматологу, покупке новых очков или подарков внукам.

Накопительный государственный пенсионный план первого уровня

Накопительная часть государственной пенсии, называемая Дополнительным компонентомтрудовой пенсии (Labor Market Supplementary Pension (Arbejdsmarkedets Tillaegspension) — ATP), была введена в 1964 г. В момент введения данный план позиционировался как небольшая прибавка к пенсии работающих, однако позднее он был распространен на случаи потери кормильца, нетрудоспособности и безработицы.

План АТР практически представляет собой программу коллективного страхования, предусматривающую приобретение пожизненного аннуитета за счет регулярно вносимых взносов. Участие в ней является обязательным для всех наемных работников и добровольным для самозанятых. Взносы в АТР устанавливаются в абсолютном размере в зависимости от категории работников с точки зрения полной или частичной занятости. Максимальный взнос в 2009 г. составлял 3240 датских крон в год (625 долл. США), или около 1% средней заработной платы в стране. На 2 /3 взносы оплачиваются работодателем и на У — работником. При достижении возраста 65 лет участник приобретает право на поток пожизненной пенсии и единовременную выплату пособия его наследникам-иждивенцам в случае смерти участника. Расчеты аннуитетных выплат производятся исходя из номинальной ставки доходности в размере 1,5% годовых.

В период с 1964 по 2004 г. для лиц, оплативших полный взнос, размер выплат в год составлял около 40% базовой социальной пенсии.

Пенсионными накоплениями ATP-плана управляет датский Государственный пенсионный фонд АТР, активы которого составляют около 80 млрд евро 1 . В отличие от Premium Pension в Швеции накопительный компонент на первом уровне пенсионной системы Дании является частично фондируемой доплатой низкодоходным слоям населения, он не предполагает участия последних в принятии инвестиционных решений.

Большинство датских экспертов относит накопительный компонент (АТР) именно к первому уровню пенсионной системы 2 . Аналогичным образом в Швеции Premium Pension также классифицируются как накопительный элемент первого уровня пенсионной системы. Он представляет собой пенсионный план с установленными взносами, который полностью фондируется за счет взносов работодателей и работников. 241 242

Дополнительные корпоративные пенсионные планы (третий уровень)

Корпоративные пенсионные планы третьего уровня пенсионной системы Дании можно разделить на две категории: квазиобязательные и добровольные корпоративные пенсионные программы.

Квазиобязательные корпоративные пенсионные планы охватывают, по данным Всемирного банка, более 80% работающих. Большинство данных пенсионных планов были учреждены на основе коллективных договоров между работодателями и профсоюзами. Работники и работодатели вынуждены участвовать в данных планах в силу требований коллективных договоров. Исходя из особенностей разных коллективных договоров, условия взносов и выплат из данных корпоративных планов существенно различаются. Обычно это планы с установленными взносами, за исключением государственных служащих, для которых действуют пенсионные планы с установленными выплатами.

Квазиобязательные корпоративные планы учреждаются страховыми организациями, пенсионными фондами и, в меньшей степени, банками (на последние приходится лишь 10% взносов в корпоративные планы). Корпоративные пенсионные фонды, обслуживающие работников только одной компании, играют все менее заметную роль в общей системе корпоративных планов и постепенно уходят в историю. По сравнению с ними более активную роль играют пенсионные фонды, обслуживающие нескольких работодателей, которые охватывают лиц многих профессий. Однако наиболее значимую роль в администрировании корпоративных планов в Дании играют компании по страхованию жизни, имеющие статус коммерческих или некоммерческих организаций. Страховщики, как правило, обслуживают разные пенсионные планы, приспособленные под каждого конкретного работодателя.

Для государственных служащих в Дании создан отдельный Пенсионный фонд государственных служащих (LD Pension), отчисления в который также являются квазиобязательными, т. е. устанавливаются коллективным договором.

Ставки взносов в корпоративные пенсионные планы существенно отличаются для разных коллективных договоров. Характерной для всех планов является тенденция постоянного роста взносов. По расчетам Всемирного банка на 2007 г., по коллективным договорам двух крупнейших профсоюзных объединений — Danish Confederation of Trade Unions и Danish Employers’ Confederation, представляющих около 50% наемных работников, средняя ставка взносов выросла с 1% от фонда оплаты труда в 1993 г. до 10% в 2006 г.

В настоящее время для работников государственного сектора взносы составляют 12% от заработной платы (16% для определенных групп ученых). Для частного сектора этот процент варьируется и определяется в результате соглашения между работником и работодателем, который в среднем составляет 15% дохода работника. 2 /3 суммы финансируются за счет средств работодателя и */3 — за счет средств работника. Данные соглашения ориентируются на тех, кто получает заработную плату у работодателя, и не предназначены для людей, получающих пособие по безработице, пособия по болезни и т. д.

Работники, участвующие в квазиобязательных корпоративных планах, имеют право выбора страховых продуктов из предлагаемого в рамках коллективного договора пакета. Около половины участников приобретают аннуитеты. Однако все более популярными становятся вложения в паевые фонды страховщиков (unit-linked products). Страховые продукты более надежно обеспечивают сохранность пенсионных накоплений и гарантии минимальной доходности, чем обязательные административные требования к минимальной доходности пенсионных планов.

Крупные размеры корпоративных пенсионных планов и активное участие профсоюзов в определении механизмов гарантий позволяют диверсифицировать среди широких групп работников риски волатильности инвестиционного дохода и применять групповые аннуитеты при пенсионных выплатах.

Добровольные корпоративные пенсионные планы администрируются страховыми компаниями, пенсионными фондами и банками. Добровольные корпоративные программы ориентируются на группы лиц, на которые не распространяются квазиобязательные корпоративные планы, а также на тех их участников, которые хотели бы сделать дополнительные пенсионные накопления.

Добровольные индивидуальные пенсионные планы

Третий уровень датской пенсионной системы включает добровольные индивидуальные пенсионные планы. Они предоставляются страховыми компаниями (15% взносов), пенсионными фондами, а также банковскими учреждениями (60% взносов). Последним не разрешено предоставлять финансовые продукты, приносящие ежегодную ренту, но позволено предоставлять финансовые продукты, предполагающие единовременные или поэтапные изъятия. Пенсионная система третьего уровня ориентирована на физических лиц, не охваченных профессиональными пенсионными планами, а также на людей, желающих дополнить сбережения второго уровня.

Гарантии выплат по корпоративным пенсионным планам третьего уровня

Особенностью датской пенсионной системы является наличие гарантий выплат как в квазиобязательных, так и в добровольных пенсионных планах. Планы, администрируемые страховыми организациями и пенсионными фондами для разных работодателей, предоставляют как гарантию минимального уровня инвестиционной доходности, так и аннуитеты с гарантированной доходностью. Размер гарантий по инвестиционному доходу постоянно меняется и отличается по пенсионным планам. В данных Всемирного банка за 2007 г. приводятся следующие оценки максимальных гарантий по инвестиционному доходу. Начиная с 1964 г. максимальный размер гарантируемого дохода составлял 4,5% годовых, к 1999 г. он сократился до 2,5% годовых.

Банки в Дании не вправе давать гарантии по инвестиционному доходу и предлагать аннуитеты. Пенсионные планы в банках позволяют лишь накопить сбережения на счете.

Таким образом, в отличие от большинства стран, в Дании страховые продукты от компаний по страхованию жизни играют наиболее заметную роль на третьем уровне пенсионной системы, как на этапе уплаты взносов, так и на этапе пенсионных выплат. С точки зрения интересов непосредственно участников пенсионной системы данные особенности датской пенсионной системы имеют свои плюсы и минусы.

Плюсы заключаются в определенной гарантированности пенсионных выплат и доступности данной системы для 90% работающего населения. Датская система дополнительного пенсионного обеспечения характеризуется наличием добротного механизма управления рисками и надзора со стороны мегарегулятора 243 .

Минусы, по нашему мнению, связаны с двумя обстоятельствами. Доподлинно неизвестно, насколько устойчива данная система гарантий при дополнительном пенсионном обеспечении в условиях длительного периода повышенной волатильности финансовых рынков. Определенные сомнения в устойчивости датской системы порождают отмеченные выше факты постоянного снижения уровня гарантий по дополнительному пенсионному обеспечению. Кроме того, в условиях, когда сам процесс перехода от пенсионных систем с установленными выплатами к планам с установленными взносами рассматривается международными финансовыми организациями как один из ключевых элементов повышения надежности накопительных пенсионных систем, не вполне ясно, насколько система пенсионного страхования, более близкая по природе к планам с установленными выплатами, является в действительности надежной.

С точки зрения интересов непосредственно участников пенсионной системы накопительные пенсионные продукты зачастую являются более простым и низкозатратным способом долгосрочных сбережений по сравнению со сложными страховыми продуктами. По мнению Бертона Малкиела (автора многих популярных книг по финансовому рынку и личным инвестициям и финансового консультанта в США с 40-летним стажем), такого рода страховые полисы особенно выгодны страховому агенту, который их продает и получает высокие комиссионные. Первые взносы по ним, как правило, уходят на выплату комиссионных и других накладных расходов, а не на накопление средств. Таким образом, не все ваши деньги работают на вас. Поэтому он бы рекомендовал большинству людей решать проблему накоплений самостоятельно: покупайте полис срочного страхования, а оставшиеся средства направляйте в пенсионный план с льготным налогообложением. По словам Малкиела, действуя подобным образом, вы получите инвестиционный план, намного превосходящий все, что вам может дать полное страхование жизни или страхование с плавающей суммой 244 .

Налогообложение пенсионных планов третьего уровня

Налогообложение операций с пенсионными планами третьего уровня в Дании осуществляется по схеме Е-Т-Т. Взносы в пенсионные планы третьего уровня пенсионной системы вычитаются из налоговой базы НДФЛ. Предельная величина налогового вычета составляет 44 500 датских крон в расчете на год.

В отличие от многих стран текущий инвестиционный доход, полученный компаниями по страхованию жизни и пенсионными фондами, подлежит налогообложению по единой ставке 15% по всем видам инвестиционного дохода. Однако необходимо учитывать, что Дания является страной, где ставка налога на инвестиционный доход является одной из наиболее высоких в мире. Инвестиционный доход, полученный вне пенсионных схем, облагается по прогрессивной шкале от 33 до 60%.

Выплаты из пенсионных схем подлежат налогообложению в общем порядке. В случае единовременного снятия средств с пенсионного плана выдаваемая участнику сумма облагается налогом по ставке 40% у источника выплаты.

Статистика пенсионных планов

В табл. 2.60 представлена структура пенсионных накоплений и резервов в Дании в 2005-2011 гг. В 2011 г. из общей массы пенсионных накоплений и резервов в сумме 3,3 трлн датских крон (0,4 трлн долл. США) 44,8% приходилось на компании по страхованию жизни, 23,2% — на государственный пенсионный фонд АТР, 16,6% — на пенсионные фонды, обслуживающие разных работодателей, и лишь 11,9% — на банки. В течение семи лет наблюдается тенденция снижения доли пенсионных фондов, не только корпоративных, но и универсальных, а также банков, и рост доли накоплений в государственном пенсионном фонде АТР.


Мы живем в интересное, но очень турбулентное время. Наши родители, имея 25 лет непрерывного рабочего стажа, могут рассчитывать на полную государственную пенсию. Рассчитывать могут. А прожить? Без помощи детей и родственников, пожилому человеку, половина пенсии, которого, уходит на покупку медикаментов, прожить очень - очень сложно!

Если ты эмигрировал в Дании в достаточно молодом возрасте, скажем, до 30 лет, то у тебя есть шанс получать полную датскую пенсию. А как быть тем, кто эмигрировал в 35- 40 лет?

Могут ли они рассчитывать на получение датской пенсии? К сожалению, нет.

По датским законам, полная пенсия выплачивается тем эмигрантам, кто прожил ( не проработал! а именно, прожил!) в стране полных 40 лет. Если вы на момент выхода на пенсию, прожили в Дании 20 лет, значит, будете получать социальное пособие, на которое особо комфортно не проживешь.

Что же делать?

Как известно, кто информирован, тот - вооружен, а значит, надо действовать!

И здесь каждый создает свою стратегею:

Как правило, покупают в ипотеку несколько квартир, чтобы в будущем, в одной , самой небольшой по площади, жить ( в самой небольшой, потому что, чем больше квадратных метров, тем дороже содержание квартиры: отопление, электроэнергия, коммунальные платежи, платежи общего пользования), а вторую квартиру (две, конечно, выгоднее!) сдают в краткосрочную аренду. Но здесь есть важный нюанс: если заниматься на пенсии сдачей своих квартир в краткосрочную аренду, то человек должен быть относительно здоров и мобилен, в противном случае: уборка квартир, стирка, покупка расходников, заселение постояльцев, ложится на плечи управляющего, а значит с ним придется делиться доходами. А это, между прочим, не так и мало, до 50% может доходить, что согласитесь, для пенсионера не особо и выгодно.

Увы, сдача квартиры в долгосрочную аренду- не всегда выгодна в финансовом плане, да и квартиросъемщики, как правило, особо не пекутся о состоянии чужой квартиры.Если же сдавать квартиру в краткосрочную аренду, то квартира все время, ч.н. под присмотром, хотя и здесь есть свои риски: квартиру могут снять для party компания молодежи и голивудить всю ночь, совершенно не заботясь о соседях, выяснять отношения с соседями, полицией и оплачивать штрафы, придется, конечно, вам.

Более того, какую бы стратегию вы не выбрали, всегда есть риски! Всегда!

Поэтому, ваша главная задача, вычленить эти риски и по каждому риску проработать возможные "батуты". В каких-то случая, "батутом" может стать страхование недвижимости, в каких-то, увы, нет.

В Дании возраст выхода на пенсию в 2021 году- 65 лет, те, кто рожден, например, 1975 - на пенсию выйдут уже в 70 лет!

Вот и думайте сами, решайте сами : на себя рассчитывать или на государство.

Решение, в любом случае, только за вами!

Если тебе интересно, что думают те эмигранты, которым сегодня 45-50 лет, как они вкладываются в создание своего персонального "пенсионного фонда", обязательно посмотри это видео!

Читайте также: