Пекинский оперный театр доклад

Обновлено: 05.07.2024

Арии звучат на рифмованные стихи заданного размера, как правило, из 7 или 10 иероглифов в строке, при этом соблюдается чередование тонов завершающего иероглифа в нечетной (3-й и 4-й тоны) и четной (1-й и 2-й тоны), основные пары рифм: fa-hua, bo-suo, ye-xie, yi-qi, hui-dui, huai-lai, you-qiu, gu-su, yao-tiao, yan-qian, ren-chen, jiang-yang, zhong-dong.

Декламация состоит из двух основных видов: пекинского/столичного говора (цзин-бай 京白 ) персонажей-простолюдинов(амплуа хуа-дань и комиков чоу) и речитатива, рифмованной речи (юнь-бай 韵白 ), которой изъясняются благородные особы. Рифмованная речь (монологи и диалоги) представляет собой музыкально-поэтическую декламацию. К актерам предъявляются строгие требования, звуки должны произноситься четко, эмоционально и легко восприниматься слушателями.

Воинское искусство включает в себя бой без оружия, фехтование (мечи, пики, копья), акробатику, схватки с противником один на один и массовые сражения. Именно такие сцены современная пекинская опера активно предлагает в адаптированном для иностранного зрителя репертуаре.

Пекинская опера Грим в пекинской опере обязан своим происхождением представлениям при большом скоплении зрителей, что делало необходимым укрупнять черты лица актеров, чтобы даже зрители в задних рядах в момент появления героя или героини могли сразу понять, кто перед ними. Искусство грима подчинено жестким правилам, импровизация исключена.

Есть два основных вида грима в цзинцзюй.

1. Обычный косметический чжи-фэнь 脂粉 (румяна и пудра), или су-мянь 素面 (неукрашенное лицо), цзе-мянь 洁面 (чистое лицо), для всех женских персонажей дань и мужских шэн, когда на лицо наносится ровный тон с разными оттенками розового, выделяются глаза и брови.

Отдельные декоративные элементы призваны подчеркнуть национальность или социальное положение: лисий хвост, прикрепленный к головному убору, свидетельствует, что персонаж относится к северным чужеземцам, а колышушиеся за спиной два высоких фазаньих пера – отличительный знак воина либо (значительно реже) благородного юноши.

Музыка пекинской оперы развивалась на основе двух мелодий, в стиле эр-хуан 二黄 и си-пи 西皮 , поэтому пекинскую оперу иногда называют пи-хуан 皮黄 . Каждая мелодия может исполняться в определенном, строго заданном ритме, имеющем свое название, к числу основных относятся юань-бань 原板 , дао-бань 导板 , мань-бань 慢板 , куай-бань 快板 , сань-янь 三眼 , эр-лю 二六 , лю-шуй 流水. Мелодии в стиле эр-хуан, как правило,звучат ровно и спокойно, передавая тонкие лирические переживания, в ней больше импровизаций. Си-пи исполняется в бодром темпе, живо и энергично, радостно. Кроме двух основных, используются и другие мелодии, например, нань-бан-цзы 南梆子 , сы-пин-дяо 四平调 .

С возникновения пекинской оперы особенно много трупп работало в традиционном районе развлечений Тяньцяо (Небесный мост), к югу от Тяньаньмэнь, центральной площади Пекина. Там на улице Дашалар в 1796 открылся театр Гуан-дэ-лоу 广德楼 (Терем обширной добродетели/благодати; см. Дэ [1]), который китайские театралы, любители пекинской оперы сравнивали по его значению в культурной жизни Китая с Гранд-Опера в Париже, Ла Скала в Милане и Большим театром в Москве. Он стал своего рода академией цзин-цзюй. На сцене Гуан-дэ-лоу в разное время выступали такие мастера, как Чэн Чан-гэн, Мэй Цяо-лин, Юй Сань-шэн, Ван Гуй-фэнь, и, конечно, Мэй Лань-фан. До начала XX в. четко соблюдалось правило: мужчины и женщины не должны были выступать вместе, труппы были или мужские, или женские. Со временем это правило размывалось, образовывались смешанные труппы. Некоторые выдающиеся исполнительницы выступали в составе традиционных трупп. Наибольшую славу приобрела Мэн Сяо-дун (1907-1977), происходившая из известной оперной семьи и выступавшая в амплуа положительного пожилого героя лао-шэн.

Несколько направлений, или школ, пекинской оперы, различающихся стилем исполнения, называны по имени актера-основателя. Таковы династийные школы Тань Синь-пэя (1847-1917), Мэй Лань-фана (продолжателя актерской традиции, основанной его дедом Мэй Цяо-лином), Чжоу Синь-фана (1895-1975), Чэн Янь-цю (1904-1958), Ма Лянь-ляна (1901-1966).

Вокруг театров пекинской оперы возникали общества ее любителей (пяо-ю 票友 ), которые создавали творческую среду и своим энтузиазмом поддерживали мастеров-профессионалов, а также сами выступали с концертами в частных домах или общественных заведениях (пяо-фан 票房 ).

Профессионалы пекинской оперы начинают учиться исполнительскому мастерству с 6-7 лет. Ныне в училищах национальной оперы и драмы в Китае можно пройти курс обучения от начальных классов до аспирантуры. Китайское правительство старается сохранить традиции пекинской оперы, финансирует ряд театров, проводит конкурсы и фестивали цзин-цзюй, вводит соответствующие уроки в школах.

Автор: Иляхин Ю.М.

Сост. библ.: Кобзев А.И.

Ст. опубл. с некот. изм.: Духовнаякультура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 771-775.

Истоки традиционного театра уходят в глубину национальных традиций. Сюжеты пьес, их герои раскрывают характер народа, нерасторжимо связаны с природой, литературой и культурой страны. Пекинская опера прошла долгий путь становления и формирования от ритуальных песнопений, песенно-танцевальных представлений артистов ю и певцов чанъю, шутов и лицедеев пайю, представлений байси, поэтического жанра цы и чжугундяо, музыкально-драматической пьес цзацзюй, театральных направлений бэйцюй и наньцюй, драмы чуаньци, иянского и куньшаньского театров, театра куньцюй, простонародного театрального жанра хуабу, жанров пихуан и циньян, аньхойских театральных представлений до появления музыкально-драматического театра цзинси или столичной драмы. Однако именно XVIII век – время рождения пекинской музыкальной драмы (цзинси или цзинцзюй), венчающей собой тысячелетнюю историю развития китайского театрального искусства.

Существующий в настоящее время как национальный театр классической драмы Китая - столичный музыкально-драматический театр цзинси (пекинская, или столичная, опера) - возник на основе слияния ряда местных театральных жанров, соединив в себе высокую исполнительскую технику и литературный язык вэньянь (главным образом в ариях) с динамичностью, любовью к батальным сценам и цирковым трюкам, с разговорным байхуа в диалогах, свойственными жанрам хуабу.

Китайский народ передал своему искусству частицу своей души, фантазии и таланта. Понимание китайского театрального искусства способствует правильному и более полному представлению о специфических особенностях истории, идеологии и психологии народа, создавшего это искусство. Пекинская опера - продукт традиционной культуры. В ней с большой полнотой и богатством красок запечатлены прошлое страны, современная действительность, верования и фантазии народа. Купцы и лекари, судьи и военачальники, певички и знатные барышни, повстанцы и разбойники, ламы и буддийские монахи, души невинно казненные и небожители - таков пестрый и шумный мир образов пекинской оперы, охваченных в их существенных чертах и проявлениях, с присущими им взглядами и отношением к окружающей среде. Спектаклям пекинской оперы свойственно ощущение устойчивости, целостности, рациональности изображенного в них миропорядка. В этом театральном мире добро и зло, радость и страдание, обыденное и сверхъестественное сосуществуют, взаимно дополняя или на время оттесняя, но, почти никогда не уничтожая и не отрицая друг друга. Сменяются царства и династии, периоды войн и спокойствия, а миропорядок остается неизменным.

Пекинскую оперу с ее сложным комплексом идейно-эстетических свойств и концепций невозможно однозначно сопоставить с каким-либо из этапов развития хорошо изученной европейской культуры. В совершенствовании унаследованных от прошлого художественных средств нашел свое проявление творческий гений народа, создавшего искусство пекинской оперы. Здесь использованы, в той или иной степени, художественный опыт, формы и технические приемы, характерные для таких не похожих друг на друга явлений литературы и искусства, как классическая поэзия, прозопоэтический сказ, театральные фарсы, песенно-танцевальные представления.

Художественная культура Китая – это культура аллюзий и намека. В эпоху Тан возник особый метаязык, доступный лишь посвященному, - язык самого ядра китайской культуры. Понимая картину, поэзию или даже танец, изобилующий символами, человек как бы проверял свою принадлежность к традиции. Для зрителей, несведущих в тонкостях пекинской оперы, остаются непонятными многие, сугубо специфические атрибуты представления. Вопросы, возникающие при просмотре пекинской оперы, касаются знания истории, обычаев, культуры и общественных устоев Китая.

Как и в более раннем театре, в столичной драме сохранилось деление персонажей на четыре основных амплуа. Они различаются по принципу пола, возраста, индивидуальных особенностей сценического персонажа.

общая информация о пекинской опере

Амплуа Чоу

пекинская опера

Амплуа Дань

Амплуа, в свою очередь подразделяются на субамплуа, как-то: шэн во флеровой шляпе или гуаньшэн (чиновники в императорском дворце);шэн с веером или шаньцзышэн (персонаж с веером в руке, интеллигент с веером); шэн с фазаньими перьями в головном уборе или чживэйшэн (выдающийся талант) и др.

о пекинской опере

Амплуа Цзинь

Китайский сценический костюм своей формой, конструкцией, орнаментом и цветом выражает древнюю космологическую символику естественного чередования Света и Тьмы, слияния Неба и Земли в акте сотворения мира.

пекинская опера

Амплуа Шэн

Театральный костюм пекинской музыкальной драмы не является исторически конкретным. По театральному одеянию трудно определить, в каком историческом периоде действует персонаж. Несмотря на то, что в разные династии стиль одежды менялся, костюмы актеров пекинской оперы практически не претерпевали изменений. Герой неизменно появляется в одежде минской эпохи, дополненной деталями, характерными для позднего или более раннего времени. Основной критерий при выборе костюма - амплуа и конкретная роль актера. Они определяют и цветовую гамму костюма. Так, император носит платье желтого цвета, а члены императорской фамилии - светло-желтых тонов; высшие сословия одеваются в костюмы красных цветов; персонажи добродетельные и преданные появляются в синей одежде; молодые люди - в белой, а пожилые - в коричневой.

Грим пекинской музыкальной драмы многообразен и зависит от трактовки образа: по его цвету и рисунку можно определить социальное положение героя, его характер, судьбу и т.д. Известно несколько тысяч видов композиций грима для персонажей пекинской оперы, символизирующих тот или иной образ.

Цветовая гамма в традиционном театре строго регламентирована, и каждый из двенадцати цветов символизирует определенные свойства и черты характера. Основные цветовые гаммы грима - красный, фиолетовый, белый, желтый, черный, синий, зеленый, розовый, серый, бурый, золотой и серебряный. Чтобы оттенить и сгустить основные цвета, часто используют и другие краски, наложенные на лицо в виде полос.

Пекинская музыкальная драма разработала целую систему грима, история которого восходит к образцам многоцветной маски грима юаньского и минского театров, значительно усложняя его рисунок, цвет и орнаментальную символику. Многолетнее развитие искусства грима сформировало общепринятые условности способов гримировки и его символического значения. Знание этих символов способствует лучшему пониманию сюжета спектакля. Зрители, понимающие пекинскую оперу, увидев композицию грима, сразу узнают персонаж. И эта традиция бережно передается из поколения в поколение. Вместе с тем, развитие искусства грима не вытеснило со сцены театральные маски, которые сосуществуют на сцене вместе с гримом.

В пекинской музыкальной драме одним из важнейших средств грима, позволяющим значительно изменять общий облик персонажа, является борода, которая представляет собой метод художественного преувеличения. По цвету, бороды делятся на четыре типа: черные, с проседью, белые и красные. Цвет бороды зависит от возраста и характера персонажа.

Театр Китая не отказался от символизма народных ритуальных зрелищ, он придал ему эстетическое качество, подчинил требованию стилистического единства. Эстетические принципы театральной традиции Китая ориентированы на совмещение символического и реального в художественном образе, а акцент на символических качествах театрального представления не исключает интереса к исторической правде жизни и деталям быта.

Условности и символика при постановке спектаклей пекинской оперы сложились благодаря многолетней практике. Их передают личным примером из поколения в поколение и критерии в этом плане достаточно строги и, хотя на первый взгляд от актера требуется абсолютное соблюдение канонов китайского традиционного исполнительского искусства, как раз через них и проявляется индивидуальное видение и талант артиста.

Вековые традиции

Как говорят китайцы, "искусство пекинской оперы - драгоценность китайской национальной культуры, оно выражает китайский национальный дух. Искусство пекинской оперы должно передаваться из поколения в поколение". Именно стремление к сохранению традиций, желание с детства привить понимание, любовь, уважение к китайскому национальному искусству и воспитать новое поколение артистов пекинской оперы побудило власти г. Харбина к созданию драмкружка пекинской оперы "Труппа пекинской оперы "Цзин Мяо" (в переводе на русский означает "всходы пекинской оперы") в административном детском саду №1 г. Харбина.

Процесс преподавания строится исходя из психологических и физиологических особенностей дошкольников, составляется соответствующий план и выбирается содержание произведений, приемлемое для младшего детского возраста. Принцип обучения в драмкружке таков: показывать больше примеров, больше поощрять, меньше поучать и критиковать. Со дня создания труппы пекинской оперы для малышей прошло уже 15 лет. Она пользуется широкой популярностью среди детей и их родителей.

Сегодня в Китае в парках и скверах можно часто встретить группы пяою (актеры-любители), которые собираются и изучают пекинскую оперу, обмениваются опытом, тем самым стремясь совершенствовать свое мастерство.
В крупных городах страны, таких как Пекин и Шанхай, созданы международные дома любителей пекинской оперы.

На сегодняшний день непонимание жанра пекинской оперы современниками во многом неизбежно и в тоже время объяснимо. В связи с этим, китайское правительство придает большое значение охране, наследованию и развитию традиционного культурного наследия страны.

В декабре 2006 года правительство Пекина опубликовало Городской реестр объектов нематериального культурного наследия. В него внесены 48 объектов нематериального культурного наследия, в том числе и пекинская музыкальная драма, ранее включенная в Государственный реестр нематериального культурного наследия.

В настоящее время пекинская опера - крупнейший в Китае вид театрального искусства, который не знает себе равных по богатству сценического репертуара, числу исполнителей, количеству зрителей, а также глубокому влиянию на общество.

Пекинская опера - важное, во многом и поныне сохраняющее свою художественную и познавательную ценность явление не только китайской, но и общечеловеческой культуры.

28 ноября 2007 года Китайский театр Пекинской оперы (основан в 1955 г.) официально переименован в Китайский государственный театр Пекинской оперы; при нем официально будет работать Большой театр Пекинской оперы им. Мэй Ланьфана - одного из самых знаменитых китайских актеров Пекинской оперы.

Пекинская опера – признанное национальное сокровище Китая. В 2010 году этот классический вид искусства Поднебесной вошёл в список Нематериального Культурного Наследия ЮНЕСКО. Ниже мы расскажем об истории, репертуаре, персонажах, масках пекинской оперы и многом другом.

пекинская опера

Чем отличается пекинская опера

Первое, о чём следует знать, – пекинская опера разительно отличается от привычной нам, европейской. Здесь особенный вид грима, яркие костюмы, визгливые крики актёров. Пекинская опера объединяет в себе драматическое исполнение, пение, диалоги, пантомимы, акробатический бой и танцы. Всё это помогает нам представить различных персонажей и их эмоции: радость, гнев, печаль, счастье, удивление, страх, грусть.

Пекинская опера представляет собой мост с великим прошлым Китайской Империи. Её история насчитывает более 200 лет, но старинная опера и современная ничем не отличаются. То есть в наши дни мы можем узнать о культурных традициях Китая времен династии Цин (конец XVIII века)! Конечно же, это отличная причина, Почему стоит ехать в Китай.

Пекинская опера – Персонажи

пекинская опера костюмы

Персонажи пекинской оперы могут быть благородными или коварными, красивыми или безобразными, положительными или отрицательными героями. Как только актёр появляется на сцене – по его гриму и костюму сразу можно определить характер персонажа, которого он играет.

В настоящее время в пекинской опере персонажи делятся на четыре основные амплуа. Это достойный и порядочный мужской персонаж Шэн, женский персонаж Дань, Цзин (или Хуалянь) – мужской персонаж с пёстрым гримом на лице и Чоу – комическое амплуа.

Интересно, что до середины прошлого столетия все роли исполняли исключительно мужчины. Любое из 4 основных амплуа пекинской оперы может быть главным действующим лицом.

Репертуар пекинской оперы

маски пекинской оперы

Репертуар пекинской оперы в основном состоит из сказаний о предыдущих династиях, важных исторических событиях, жизни императоров и императриц, о министрах и генералах, гениях и невероятных красавицах. Персонажи пекинской оперы знакомят нас как с сюжетами из древней истории, так и с временами правления последней императорской династии.

Некоторые из современных сюжетов были взяты из китайской литературы и классических романов во время подъёма коммунизма. Они широко известны в стране, но, возможно, не совсем точно передают исторические факты.

Самые известные сюжеты пекинской оперы:

  • Сирота из рода Чжао
  • Пятнадцать медных струн
  • Хитрость с пустым городом
  • Легенда о белой змее
  • Пьяная наложница
  • Ловушка для единорога

Музыка в пекинской опере

пекинская опера персонажи

Музыка в пекинской опере очень мелодична и приятна на слух. Можно выделить две основные музыкальные линии: сипи и эрхун.

Представление сопровождается игрой на духовых, ударных и струнных инструментах. Главные музыкальные инструменты в пекинской опере – цзиньху (двухструнный смычковый инструмент с высоким регистром), юэцинь (четырехструнный щипковый инструмент с круглой декой), саньсянь (трехструнный щипковый инструмент), сона (китайский кларнет), флейта, гонг, тарелки, малые гонги и т.д.

Грим в пекинской опере

искусство пекинской оперы

Грим, а иногда также маски, играют в пекинской опере важнейшую роль. При помощи грима удается показать черты характера персонажей, к тому же существует невероятное количество стилей и сочетаний цветов в гриме. К примеру, чёрный цвет показывает зрителю умных персонажей, в то время как белый грим обозначает зло.

Примечательно, что за основу грима взяты знаменитые китайские маски. Кстати, а вы слышали о сычуаньской опере и магической перемене лиц?

Пекинская опера – Костюмы

Костюмы в пекинской опере – самая узнаваемая часть представления. Они элегантны, изящны, часто украшены ручной вышивкой. В дизайне костюмов часто используются традиционные китайские мотивы, что придаёт им высокую эстетическую ценность. Узнайте больше об искусстве китайской вышивки.

Театр пекинской оперы

театр пекинской оперы

Изначально в большинстве китайских театров сцены представляли собой квадратные площадки, открывающиеся зрителям с трёх, а иногда и со всех четырёх сторон. В последнем случае представление можно было наблюдать и сзади, что влияло на общее устройство сцены в пекинской опере. Над площадкой помещался шоуцзю, напоминавший привычный для западного театра занавес. Таким образом пространство делилось на саму сцену и закулисье.

А ещё в Китае до сих пор сохранилась древняя традиция театра теней – современные мастера кукольного театра теней используют компьютерные программы, современное освещение и звук.

Искусство пекинской оперы в наши дни

Пекинская опера внесла огромный вклад в культурный обмен между Китаем и западными странами. В наши дни китайские театры часто выезжают на гастроли, и вы можете насладиться выступлением артистов этого классического вида искусства Поднебесной во многих городах мира.

Пекинская опера в Пекине с Чайна Хайлайтс

Китайская пекинская опера

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Приезжайте в Пекин, посетите представление в настоящем театре пекинской оперы и узнайте много интересного о масках, гриме, персонажах, сюжетах.

Мы подготовили примеры туров, они помогут вам сориентироваться. А если у вас есть своё видение поездки в Китай – пришлите нам запрос, мы поможем превратить ваши идеи в логичные тур программы.

    – Экскурсии по Пекину на русском языке – Индивидуальный тур по достопримечательностям Пекина – Классический Китай: Пекин, Сиань, Шанхай (8 дней)

Культура Китая – Интересно знать

Интересное о Китае и полезные статьи о путешествии по Поднебесной.

    – Даты, традиции, приметы – Отели, питание, транспорт, достопримечательности – 7 простых шагов

Напишите нам и наши русскоговорящие эксперты будут рады помочь организовать Ваше путешествие. Мы максимально быстро предоставим Вам выгодное предложение туристической программы, отвечающей Вашим пожеланиям, и ответим на все интересующие вопросы.

В прошлой статье я писала о развитии музыки в древнем и средневековом Китае. Самым непосредственным образом с музыкой в Китае были связаны и театральные представления. До нашего времени сохранилось около 50-ти театральных трактатов и каждый из них большей частью (иногда полностью) посвящен вопросам музыкальной теории. Китайский традиционный театр представляет собой синтез из музыки, пения, танца, речи, движений, акробатики и даже боевых искусств.

Рождение традиционного театра.

Отсюда же берёт свое начало и китайский национальный театр марионеток . Дело в том, что происхождение театральной куклы учёные связывают с теми фигурками, которые были обязательным атрибутом захоронений , и которые наделялись особыми магическими свойствами. Разыгрываемые с их участием небольшие сценки позже вылились в самостоятельный театральный жанр, достигший наивысшего расцвета в период Тан .

Народные театральные представления в Китае были весьма разнообразны и напоминали современный цирк. В них участвовали певцы, танцоры, акробаты, шпагоглотатели, жонглеры, а также использовались куклы (например, знаменитые китайские драконы, каждым из которых управляли одновременно несколько человек).

Пекинская опера.

Важнейшим этапом в развитии театрального искусства Китая стал период Мин. В это время появляется самый любимый в народе и наиболее известный за пределами страны жанр китайского театрального искусства – цзинси́ . Его родиной стала столица империи Пекин, поэтому часто такой род представлений называют Столичная драма или Пекинская опера .

Его особенностью, обеспечившую такую популярность, стало слияние двух основных потоков древнего театрального национального искусства: придворного театра куньцюй и различных форм народных театральных представлений .

Актёры Столичной драмы на сцене не читают свой текст, а пропевают его (подобно оперным певцам), вставляя время от времени разговорные диалоги. Действие сопровождается музыкой, исполняемой оркестром национальных музыкальных инструментов. Главная роль принадлежит здесь ударным инструментам, звуки которых призваны создавать определённый эмоциональный фон, заставляя зрителей острее сопереживать происходящему на сцене.

Действие спектаклей, как правило, весьма драматично и изобилует батальными сценами, поэтому актёры Пекинской оперы должны владеть, кроме прочего, и техниками традиционных китайских боевых искусств.

Сцена в пекинской опере не занимает много места, декорации на ней самые простые, а иногда они и вовсе отсутствуют. Часто о том, где находится герой, и что с ним происходит, зритель понимает только из набора определённых движений актера и небольшого количества используемых им атрибутов. Так, если он бегает по кругу, размахивая плёткой, это означает, что герой спектакля мчится верхом на коне. Актёр может открывать и закрывать со скрипом дверь, которой на самом деле нет на сцене, или высоко поднимая ноги, изображать подъём по отсутствующим в сценическом пространстве ступеням. Но всё это делается настолько умело и правдоподобно, что зрители не замечают некоторой (на взгляд европейца) абсурдности происходящего.

Читайте также: