Педагогические идеи томаса мора доклад

Обновлено: 11.05.2024

Педагоги-гуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими знаниями. Гуманисты считали, что обучение должно быть основано на наглядности и обеспечивать сознательное усвоение знаний учащимися. Они осуждали характерную для средневековья палочную дисциплину, призывали бережно и внимательно подходить к ребенку, уважать его как личность. Протестуя против феодальной системы воспитания, против догматизма и подавления умственных сил ребенка, педагоги-гуманисты выдвигали, безусловно, передовые для своего времени педагогические требования. Влияние идей гуманистов распространялось только в школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей.

Педагогика эпохи Возрождения большое значение придавала стимулированию живого интереса учащихся к знаниям, развитию их практических умений и навыков. Появлялись школы, где создавалась такая атмосфера учения, которая превращала процесс познания в радостную и интересную деятельность самого ребенка. В этот период широко использовались экскурсии, наглядность всех видов, игры, уроки среди живой природы.

Большое значение Мор придавал физическому воспитанию, он придерживался афинской системы физического воспитания; развития путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела.

Интересными и прогрессивными, намного опередившими свое время, были идеи Мора об использовании наглядности при обучении и постоянном самообразовании всех взрослых граждан, независимо от рода их основных занятий. Для этого, считал Мор, необходимо устраивать публичные чтения, лекции и т. д.

Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание.

С двух лет, считал Кампанелла, следует начинать общественное воспитание детей, а с трехлетнего возраста учить их правильной речи и азбуке, широко используя наглядные изображения, которыми покрыты буквально все стены домов и городских стен. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей, а с восьми лет нужно уже начинать систематическое обучение различным наукам. Изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии. С двенадцати лет нужно начинать военную подготовку граждан, независимо от пола, чтобы в случае войны женщины могли участвовать в ней вместе со своими детьми-подростками.

Школа располагалась на лоне природы. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Особенно большое внимание уделялось физическому воспитанию учащихся. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии на природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Социалист-утопист;выступал против частной собственности, отмена которой, по его мнению, приведет ко всеобщему равенству.

Право на обучение

Язык преподавания и круг учебных предметов

Всеобщее, равное общественное воспитание и первоначальное обучение. Учатся не только дети, но и взрослые.

Преподавание ведется на родном языке.Основ­ные школьные предметы: чтение, письмо, ариф­метика, геометрия, астрономия, музыка, диалек­тика, естествознание, теоретическое земледе­лие. В обучении широко применяются нагляд­ность и экскурсии.

Заимствование афинской системы. Развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений.

Детей учат нравственности и добродетели, кото­рые послужат оплотом государству.

Основа воспитания — земледелие, которое изу­чается в школах теоретически, на полях — прак­тически: соединение обучения с производи­тельным трудом.Кроме земледелия каждый обязан обучаться, по крайней мере, одному ре­меслу еще в детском возрасте.

Занятия им взрослым населением в свободное время и для повышения уровня своих знаний. Наукой занимаются наиболее одаренные, осво­бождаемые от физического труда.

Большое число библиотек и музеев, в которых люди занимаются самообразованием. Получив­шие таким образом глубокие познания становят­ся учеными.

МИШЕЛЬ ДЕ МОНТЕНЬ (1533—1592)

Краткая

Биография.

Основные

Труды

Педагогические взгляды

Родился 28 февраля в богатой, просвещен­ной купечес­кой семье. Получил блестящее образова­ние, много путешество­вал.

В1580-1588 гг.

написал свой основ­ной труд.

Бордосского парламента, затем мэром г. Бордо.

Монтеня отличал философс­кий скепти­цизм.

Опыты — трехтомный труд, в который вошли размышле­ния филосо­фа о разных областях человечес­кого бытия;

Дневник путеше­ствия.

Считал,что образованиедолжно прежде всего развивать умуча­щихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам. Люди и животные — дети одной матери Природы. Необходимо при­виватьдетям бережное отношение ко всему живому. Познание осуществляется через чувства,важна роль опыта. Главная задачаобразования и воспитания — обретение мораль­ных качеств.

Огромное значениепридавал воспитанию гражданских чувств.Прежде всего надо постараться пробудить в ребенке желание быть верноподданным, беззаветно преданным и беззаветно храбрым слугой своего Отечества.

Программа теоретического образованиявключает физику, гео­метрию, историю, в последней надо научиться судить о явлениях и датах.

Большое внимание надо уделять физическому воспитаниюи иг­рам.

51

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568—1639)

Общие взгляды и идеи

Основные идеи произ­ведения Город Солнца

Система управления в Городе Солнца

27 лет находился в тюрьме как бунтарь и еретик. В тюрьме написал свое основное произведение Город Солнца. По взгля­дам: социалист-утопист, мечтавший о создании мирового госу­дарства экономического и политического равенства, которое дол­жно устранить все конфликты между людьми и установить мир и счастье на Земле.

Метафизик(верховный правитель)

Мощь
Любовь

наблюдение за дето­рождением, забота о хорошем потомстве

Воспитание носит полностью общественный характер и одинако­во для всех граждан государства. Семья уступает функцию воспи­тания детей, которых растят спец. служащие по утвержденному распорядку. Воспитание должно быть организовано так, чтобы дети развивали все свои силы и способности. Благодаря правильному воспитанию жители города отличаются здоровьем и привлекатель­ностью.

Большое внимание уделяется умственному развитию, которое дол­жно сочетаться с физическим и нравственно-эстетическим воспи­танием, с участием детей в труде, с обучением различным профес­сиям.

Девочки и мальчики обучаются совместно. Со второго и до третье­го года дети учатся говорить и учат азбуку (следят за ними четыре старца). Затем — обучение гимнастике, бегу, метанию диска. Де­тей водят в мастерские с целью выявить наклонности и обучают ремеслам. С 7 до 10 лет добавляется изучение естественных наук, с 10 лет — математики, медицины и Др. наук. Все воспитываются в духе религии и вправе выбирать любую конфессию.

Все дети участвуют в общественно-полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с ору­диями труда, работают вместе со взрослыми.

ПЕДАГОГИКА РЕФОРМАЦИИ

МАРТИН ЛЮТЕР (1483—1546)

ПЕДАГОГИКА КОНТРРЕФОРМАЦИИИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Система воспитания, разработанная педагогами католического ордена иезу­итов (Общество Иисуса, основано в 1534 г. И. Лойолой).

Английский гуманист, государственный деятель и писатель Томас Мор не имел педагогического образования и педагогической деятельностью фактически не занимался. Однако он оставил яркий, неповторимый след, прежде всего именно в педагогике. Сын высокопоставленного юриста, он родился в Лондоне 7 февраля 1477 года, учился в грамматической школе Святого Антония. Отличался редкой начитанностью; особенно его привлекали греческие и латинские авторы. В юные годы он служил пажом, два года учился в Оксфорде; затем прошел курс юридических наук и примерно в 1502 году стал адвокатом и одновременно преподавателем права.

Благодаря уму, честности и неподкупности Томас Мор стал сначала главой английского парламента, а потом лорд-канцлером Англии, то есть фактически вторым человеком в стране после короля. Генрих VIII осыпал Мора милостями и высоко ценил его. Но когда король, вопреки закону, развелся с законной женой и женился на Анне Болейн, а потом объявил себя главой англиканской церкви, Мор, будучи католиком и отстаивая идею единства христианского мира, отказался присягать королю как новому главе англиканской церкви. Он считал, что все равны перед законом и даже король не вправе нарушать его. По требованию короля, Мор был обвинен в государственной измене и отдан под суд. Но он не отрекся от своих убеждений и был казнен в Тауэре 6 июля 1535 года.

Свободное время Мор посвящал изучению древних языков и античных авторов. Большую роль в жизни Мора сыграла дружба с Эразмом Роттердамским. Их знакомство состоялось в 1499 году, когда нидерландский гуманист впервые посетил Англию. В основе их отношений была не только взаимная симпатия, но и убеждение в необходимости реформы общества, единство взглядов на пути её осуществления, глубокий интерес к древней философии и филологии, вера в неограниченные возможности просвещения.

Критический ум, большой опыт юриста и сострадание к бедам народа в период первоначального накопления капитала убедили Мора в несправедливости существовавшей общественной системы. Он пришел к выводу, что основное зло — это частная собственность и погоня за наживой несмотря ни на какие аморальные последствия.

В первой части книги Мора дается критика английского политического устройства, во второй — описывается жизнь на вымышленном острове. В этом романе, написанном в форме диалога, описана несуществующая страна, в которой нет частной собственности, введено равенство в потреблении материальных благ, существует совместное владение всеми общественными богатствами, а производительный труд обязателен для всех членов общества. Наиболее тягостные и принудительные работы выполняют рабы и преступники, которых освободили от смертной казни. Политический строй Утопии основан на принципах старшинства и выборности.

Разделяя присущую гуманистам веру во всесилие образования как основы общественного благополучия, Мор показал, что только разумные порядки в государстве, гарантирующие равномерное распределение общего имущества, предусматривающие вознаграждение за доблесть и достаток для каждого, обеспечивают возможность для формирования всесторонне развитых, совершенных граждан. Благодаря своим установлениям основатель Утопии привел дикий народ к новому образу жизни и просвещенности. В Утопии все дети получают одинаковое начальное образование и приобщаются к труду. Большое внимание в книге Мор уделил вопросам воспитания и обучения детей, причем особенно интересовался вопросом подготовки молодого поколения к трудовой деятельности. Он первым в истории высказал мысль о необходимости профессиональной ориентации и о соединении теоретического образования с трудом.

В своем произведении Томас Мор придавал большое значение вопросам воспитания. Он полагал, что детям, независимо от пола и социального происхождения необходимо давать равное общественное воспитание и первоначальное обучение. Преподавание должно вестись на родном языке, а основными школьными предметами являются чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика и естествознание.

Педагогические идеи Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил идеи всеобщего обучения и равного образования мужчин и женщин; выдвинул мысль о широкой организации самообразования и просвещения взрослых. Требовал обучения на родном языке и наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. В 1935 году англиканской церковью он был причислен к лику святых.

XIV—XVI века, вошедшие в историю под названием эпохи Возрождения, характеризуются появлением внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитием мануфактуры и торговли, возникновением прогрессивного тогда класса — буржуазии, которая возродила культуру античного мира, в частности греческую культуру периода ее расцвета, способствовала бурному развитию науки и искусства.

В эпоху Возрождения в противовес религиозным, представлениям о земной жизни как о подготовке к загробному миру провозглашалось право человека на радостную жизнь на земле. Ввиду того что в культуре XIV—XVI вв. центром внимания был человек, она получила название гуманистической (от латинского слова humanus—человеческий).

Гуманизм эпохи Возрождения представлял собой, несомненно, прогрессивное явление, но он был идеологией сравнительно узкого образованного круга лиц и имел социально ограниченный характер. Провозглашенный гуманистами культ человека распространялся только на представителей социальной верхушки общества и не имел в виду трудящиеся массы, которые жестоко эксплуатировались феодалами и нарождавшейся буржуазией.

Педагоги-гуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими знаниями. Гуманисты считали, что обучение должно быть основано на наглядности и обеспечивать сознательное усвоение знаний учащимися. Они осуждала характерную для средневековья палочную дисциплину, призывали бережно и внимательно подходить к ребенку, уважать его как личность.

Протестуя против феодальной системы воспитания, против догматизма и подавления умственных сил ребенка, педагоги-гуманисты выдвигали, безусловно, передовые для своего времени педагогические требования. Но гуманистическая педагогика, как и все культурное движение гуманизма эпохи Возрождения, не была связана с борьбой за интересы широких народных масс. Ее влияние получило распространение только в школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей.

Цель реферата – показать развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения.

Задачи: 1) рассмотреть идеи основных представителей педагогической мысли данного периода; 2) рассмотреть как эти идеи нашли отражение в практической деятельности; 3) сделать выводы.


  1. Педагогические идеиитальянских гуманистов.

Юные солярии свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, вороватость, плутовство. В городе солнца заботятся об улучшении "породы людей", так как убеждены, что это основа общественного блага. Здесь поощряют занятия наукой, изучение истории, традиций и обычаев. Соляриям прививают любовь к искусству, ко всему прекрасному, естественной красоте человека. Благодаря правильному воспитанию жители отличаются отменным здоровьем и внешней привлекательностью. Во главе государства стоит самый образованный, просвещенный гражданин.

Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию и естествознание, обучают ремеслам, дети занимаются гимнастикой, бегом, метанием диска, играми. До семи лет дети изучают родной язык, выполняют физические упражнения, с 7 до 10 - к этому добавляют изучение естественных наук, с 10 лет - математику, медицину и прочие науки. Предлагалось оживлять обучение путем наглядности: городские стены разрисованы "превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности отражающей все науки. Дети без труда и как бы играя знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста". Широко используется принцип соревновательности. Преуспевающие в науке и ремеслах пользуются большим почетом. В качестве учебника используется пособие "Мудрость", где сжато и доступно изложены научные познания.

Солярии воспитаны в духе религии "как закона природы". Их бог - солнце, природа.

Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми.

Таким образом, основные педагогические идеи Томазо Кампанеллы это – отрицание книжности, возврат к природе, отказ от узкой специализации, энциклопедизм и универсализм образования.

В романе Рабле рассказывает, как король пригласил для воспитания своего сына Гаргантюа ученых-схоластов, которые заставляли его зазубривать все наизусть. Он выучил некоторые схоластические книги так, что мог пересказать их как с начала до конца, так и обратно, но ничего хорошего из этого не вышло. Тогда отец его, выгнав учителей-схоластов, пригласил учителя-гуманиста, который все решительным образом изменил. Гаргантюа стал много времени уделять физическим упражнениям, правильной последовательно изучал науки. Гаргантюа начал наблюдать природу, совершая прогулки по полям и лесам, собирал растения и составлял гербарий; астрономия изучалась путем наблюдения над звездами. Учение велось путем бесед, чтения книг, с применением наглядных пособий. Гаргантюа обучался игре на нескольких музыкальных инструментах и пению. Усвоение знаний носило сознательный характер. Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью.

Педагогические идеи английских гуманистов.

В своем главном произведении "Утопия" Томас Мор описал идеальное общество и изложил собственные взгляды на воспитание и обучение. Центральное место в его утопической теории занимает гармонично развитая личность. Цель создания социальных учреждений в таком обществе - дать каждому возможность развивать свои духовные силы, заниматься "изучением наук и искусств". В человеке особо подчеркнуты общественные и личные качества: скромность, добродетельность, трудолюбие, доброта.

Человек, по Мору, "рожден для счастья, никто не может быть настолько глуп, чтобы не чувствовать стремления к удовольствию". В этом суждении заключен протест против религиозного аскетизма.

Т. Мор строил нравственное воспитание на религиозных началах (священники должны "наставлять в нравах"). Правоверный католик, он, однако, далек от религиозного фанатизма. В "Утопии" ученый-гуманист утверждал свободу вероисповедания.

Воспитание высокой нравственности рассматривается им как первостепенная социальная задача. Следует воспитывать в духе морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека в отдельности. Важно в этой связи, например, изживать у детей чувство тщеславия: "Чем труднее вырвать эту сорную траву, тем раньше мы должны приступить к прополке".

Томас Мор отвергал жестокость и грубость средневекового воспитания. В стихотворном послании "К моим возлюбленным детям" он пишет: "Много я вам надавал поцелуев, побоев же мало".

Полагая, что разум способен руководить человеком в течение всей жизни, Т. Мор ищет пути, чтобы вооружить человеческий разум знанием. Только образованный человек способен добиться счастья. "Способности у утопийцев, - писал он, - изощренные науками, удивительно восприимчивы к изобретению искусств, содействующих удобствам и благам жизни".

Мор подчеркивал обязательное участие детей и взрослых в физическом труде. Труд не мешает утопийцам посещать учебные занятия, слушать музыку, вести научные изыскания. Они прогнозируют погоду, делают успехи в математике, диалектике, музыке

Мужчины и женщины "Утопии" получают равное образование, ибо "природа одинаково благоволит ко всем". Томас Мор видел во всеобщем образовании стабильность общества. В "Утопии" такое образование осуществляется в государственных школах. Противник схоластической системы обучения, Т. Мор подчеркивал, что школьное образование должно опираться на практический опыт.

Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. Мор был первым провозвестником педагогических идей раннего утопического социализма.

Таким образом, зарождение и развитие в недрах феодального общества капиталистического способа производства вызвало существенные изменения во взглядах на воспитание. Появились новые теории. Появились и школы, которые должны были удовлетворять потребности в образовании нового класса.

Читайте также: