Педагогическая диагностика в доу доклад

Обновлено: 18.05.2024

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год

Группа № . . (2 младшая)

Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:

Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
• педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
• педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 1

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
. И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Важно развивать у ребенка умение слушать, понимать речь взрослого и умение слушать, понимать речь взрослого и умение связно, грамотно передать в своей речи усвоенные знания.

Так же нужно, чтобы ребенок мог толково, связно излагать свои мысли, рассуждать, доказывать, подбирать точные слова.

Для проверки этого умения можно использовать задания составить рассказ по сюжетным картинкам. Обращается внимание на способность ребенка переделывать события в последовательности, умение строить предложения, использовать разные части речи. ( Предложить посмотреть на видео записях и запомнить, какие части речи использованы в своей речи ребенок. 7 – 10 различных частей речи высокий уровень сформированности речи).

У подготовленных к школе детей речь хорошо связана, не содержит грамматических погрешностей, разнообразна, богата, расширенна структура предложений.

Мотивационный компонент готовности к школе образуется триединством таких мотивов, как социальный мотив – стремление к новой роли (стать школьником), познавательный мотив (узнать новое, интересное в школе), нравственный мотив (оправдать ожидание взрослых, т. е. не просто стать учеником, а стать хорошим учеником).

Внешние мотивы по отношению к самой учебе (н – р, интерес к школьной

атрибутике) и игровые мотивы, неадекватно перенесенные в новую учебную сферу. Не могут являться свидетельством мотивационной готовности к школе. Важно наличие именно комплекса мотивов при ведущем познавательном, либо нравственном, либо социальном. Только тогда можно говорить о наличии у ребенка сильной мотивации к обучению в школе.

Мотивацию можно выяснить через беседу с ребенком, а так же через наблюдение. Важно зафиксировать, какие виды деятельности предпочитает ребенок. Если ребенок задает вопросы

О школе, играет в школу, если для него значима положительная оценка взрослого и он старается ей соответствовать – все это тоже свидетельство развивающейся мотивации к школьному обучению.

Готовность к освоению учебной деятельности проявляется в развитии психических процессов.

Внимание становится устойчивым, ребенок реже отвлекается на занятиях, слышит задания воспитателя, более длительно занимается разнообразными видами деятельности, в том числе продуктивными.

Если ребенок помнит содержание занятий, бесед, рассказов воспитателя о чем либо – это свидетельство хорошего развития его памяти.

Важно оценить, умеет ли ребенок сравнивать, обобщать, устанавливать разнообразные связи между явлениями. Всё это свидетельствует о развитии элементов логического мышления, что необходимо для начала систематического обучения в школе. С целью оценки этого компонента школьной готовности можно

Дети должны показать уровень логического мышления и в этом помогает карточка с изображением.

Воспитатель рисует на листе бумаги

схематическую лесенку, насчитывающую

5 ступенек. Дать инструкцию.

При проведении такой пробы необходимо учитывать следующие обстоятельства. Проба должна проводится наедине и полученная информация должна рассматриваться как строго конфиденциальная. Родители могут получить ваши рекомендации основанные на этих результатах, но не сами данные.

В дошкольном возрасте нормальным является такое отношение ребенка к себе, когда он считает себя самым хорошим, самым любимым.

Самооценка дошкольника адекватна в том случае, когда он считает, что могут его сверстники.

Через наблюдение так же можно определить насколько точно оценивает себя свои результаты ребенок. Важно, чтобы самооценка была позитивной: адекватной или даже чуть завышенной.

Гораздо хуже, если самооценка будет занижена, это непременно проявиться в процессе школьного обучения и приведет к сложностям в адаптации к школе и в целом в личности развитии ребенка.

Когда проводить диагностику?

Целесообразно провести её дважды. Первый раз в сентябре, чтобы определить проблемные моменты и помочь ребенку в течении учебного года улучшить эти позиции. Повторно – в мае, для того, чтобы дать конкретные задания и советы родителям на лето.

Не забывайте, что оценка школьной готовности должна носить комплексный характер. Недопустимо делать глобальные выводы на основании одного наблюдения или теста.

Важнейшим показателям качества работы воспитателя является хорошее знание им детей своей группы – их психических особенностей, способностей, потенциальных, еще не раскрывшихся возможностей.

Поэтому проведенные психолого - педагогической диагностики является необходимым компонентом педагогического процесса детского сада.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Понятия. Значение диагностики. Сущность и содержание педагогической диагностики.

Школьник как субъект педагогической диагностики.

Воспитательный процесс как объект педагогической диагностики.

Виды и принципы диагностики

1.6.2. Анализ продуктов деятельности

Диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста

Список использованной литературы.

Диагностика – это изучение работы организма, машины, любой сложной системы. (1;7)

Рассматривать работу любого воспитателя с позиций технологии – значит, выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:

Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания

Реализация плана (выполнение работы)

Анализ и оценка результатов работы

Далее ставятся новые задачи, если решены прежние.

Конечно, большинство из нас не работает, строго следуя этому алгоритму, но в начале года или полугодия мы все вынуждены задумываться над вопросами типа: что уже сделано вместе с учениками, и что делать дальше. При этом чаще мы думаем о внеурочных делах, походах, экскурсиях, вечерах и значительно реже о том, какими наши ученики были, какими стали и какими мы хотим их видеть. Вероятно, многие думают, что это и так ясно, что учитель, ежедневно общаясь, и без того знает своих учеников. Однако, это не всегда соответствует действительности. (1; 8)

Нередко учителю кажется, что у него хорошие отношения с детьми, что все он делает правильно. А в то же время ученики удовлетворены отношениями с учителем и хотели бы большего понимания, более неформальных отношений или чтобы уроки проводились по-другому. Очень много ошибок на уроках и неудач в воспитательной работе происходит оттого, что учитель не знает своих учеников. Что значит – изучать школьников? Зачем это изучение, что оно дает учителю? Как его проводить и использовать полученные сведения в работе? Об этом далее и пойдет речь.

Понятия. Значение диагностики. Сущность и содержание педагогической диагностики.

Диагноз – медицинское заключение о состоянии здоровья, определение болезни, травмы на основании специального исследования.

Диагностика – 1. Диагностировать – поставить диагноз

2. Учение о способах диагноза

3. Установление диагноза (С.И. Ожегов)

Диагноз – распознание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (группы, воспитанника, семьи, конкретного лица).

Диагностика – область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой.

Выяснение состояния развитости соответствующего свойства.

Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.

Установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий.

Определение перспектив развития свойства (качества).

Разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.

Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).

Определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.

Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.

Перечисленные задачи являются общими для диагностики.

Сущность педагогической диагностики - изучение результативности

учебно – воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности. При каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно – воспитательный процесс, каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся – самопознанию.

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания). (4; 96)

Диагностика строится на материалистическом понимании связей человека с окружающей средой. Личность сознательно или бессознательно адаптирует к социальной среде, к условиям жизни и воспитательным требованиям. Этот процесс принято называть приспособлением. Но существует сознательное изменение себя и обстоятельств. Чем выше уровень общественного развития, тем теснее связь индивида с обществом, тем активнее его воздействие на историю, на социальный прогресс.

Педагогическая диагностика осуществляется в процессе обучения и воспитания. В большинстве случаев педагоги думают, что они знают своих учащихся, что никакого специального изучения не требуется. Но когда эти знания подвергаются глубокому анализу, то оказывается, что они поверхностны и неадекватны. Учителя и воспитатели часто судят о своих воспитанниках по ранее сложившимся впечатлениям, по тем ситуациям, которые прежде возник5али. Иногда некоторых школьников несправедливо относят к категории трудных, а действительно исправившийся трудный подросток еще долго ощущает настороженное отношение к себе своих учителей.

1.2. Школьник как субъект и объект педагогической диагностики.

Самым типичным проявлением человека является его социальная сущность, которая отражается в системе его отношения к миру и себе. Отражательная природа психики приводит к тому, что существующие общественные процессы и явления в каждом человеке преломляются, отражаются, обусловливаются, перерабатываются, тем самым обеспечивается развитие природным сил и возможностей людей, дальнейшее развитие того, что ими приобретено в результате индивидуальной жизни и воспитания. Типичное в людях (пол, возраст, тип нервной системы, темперамент и т.д.) связывается с типичными явлениями социальной действительности (эпоха, социальная система, уровень развития идеологии и морали, науки и техники, культуры и производства, воспитания и семейных отношений). (4; 98)

Поэтому объектом педагогической диагностики является не только воспитанник, но и воспитательные возможности зоны его ближайшего социального окружения.

Объект диагностики – школьник – имеет общие и индивидуальные параметры развития. Надо учитывать всю сложность и противоречивость духовного мира школьника, его движение от простого к сложному, от детского к взрослому, от биологического к социальному и т.д. В бесконечном разнообразии мира человек не составляет исключения. Одинаковых людей не существует. Когда ребенок приходит в школу, он уже имеет ярко выраженную индивидуальность. Не будь ее – сама педагогическая диагностика была бы механической, однозначной.

Однако было бы неправильным полагать, что в педагогической диагностике, прежде всего, изучается именно то индивидуальное своеобразие человека, которое отличает его от всех остальных. В психологии существует точное правило: всякое нормальное своеобразие есть неповторимая комбинация типичных проявлений психики (А.Г.Ковалев).

И хотя типичных проявлений немало – от темперамента до типа памяти – комбинация типичных проявлений у каждого своеобразна, и это в значительной мере определяет общую и конкретную характеристику личности воспитанника. Все это дает педагогу возможность едиными педагогическими методиками изучать разных по воспитанности детей.

Чтобы ответить, что именно надо изучать в конкретном ученике, следует знать определенный общественный эталон, по которому можно судить о воспитанности всех детей. Таким эталоном принято считать всесторонне развитую личность, которая формируется в процессе взаимосвязи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Но воспитание не равнозначно развитию, здесь возможна подмена понятий. Различные компоненты воспитания – это пути педагогического воздействия на формирующуюся личность. А дадут ли они в совокупности всесторонне развитую личность – это еще не доказано, хотя бы потому, что реально нет людей, имеющих одинаковое или равноценное умственное, эстетическое, нравственное, физическое и трудовое развитие.

Способности у каждого человека различны, естественно, кто-то будет интенсивнее развиваться в эстетическом, кто-то в интеллектуальном, кто-то в физическом отношении.

Воспитательный процесс как объект педагогической диагностики.

Для воспитания важно знать не только воспитанность детей, но и внешние условия, педагогические возможности детского коллектива, семьи, учителей, общественных воспитателей. Поэтому возникает вопрос о постоянной педагогической диагностике воспитательного процесса. Причем критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам.

Целеполагание – процесс постановки педагогических задач и целей в соответствии с программно1 установкой общества на всестороннее развитие личности и с учетом конкретных социальных требований.

Организация учебно-воспитательного процесса на основе планирования в школе.

Единство педагогических позиций и требований в учебно-воспитательной работе школы.

Внедрение в практику достижений педагогической науки.

В существующих многочисленных методиках диагностики качества обучения и воспитания школьников зачастую берутся критерии самой педагогической деятельности: ее содержание, направленность, качество исполнения, действенность влияния безотносительно к ребенку. Это непродуктивно: изучать ребенка и сам процесс его воспитания по разным показателям и разным методикам. Воспитанность школьника и есть основной показатель эффективности педагогической деятельности. Эта установка является отправной в теории современной педагогической диагностики. В сфере воспитания такая методика пока еще только намечается. (2; 12)

Определив объекты и главное направление диагностики учебно-воспитательного процесса, целесообразно установить критерии, по которым можно судить о качестве педагогической деятельности. В качестве критериев всегда выступает реальное осуществление той или иной работы, качество самой педагогической деятельности. Такими качественными показателями являются правильная постановка задач работы с детьми в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия на них. Затраченное время и силы педагогов, время и активность учащихся в процессе воспитательного акта, изменения воспитанности детей и педагогического мастерства их воспитателей, связь воспитательных мер с общей системой обучения и воспитания в школе.

Основное назначение критериев эффективности работы школы – определение главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности.

Наконец, диагностику должны осуществлять люди, которые к этому подготовлены. Иначе неизбежно в сам процесс изучения работы школы, учителя вносится ненужная нервозность, стремление утаить неполадки, недостатки или преувеличивать их значение. (2; 20)

Гост

ГОСТ

Сущность педагогической диагностики в ДОО

Педагогическая диагностика – это один из подразделов педагогики, занимающийся изучением принципов и методов, установления и выявления наиболее эффективных форм организации педагогического процесса, способствующего всестороннему и полноценному развитию личности ребенка.

Сущность педагогической диагностики заключается в том, что она направлена на распознавание и фиксацию личностных параметров развития ребенка, для последующей организации (или коррекции) педагогического процесса. То есть, результаты, полученные в ходе педагогической диагностики, являются своего рода толчком, факторами организации продуктивного воспитательно-образовательного процесса, установление его ведущей цели и задач.

Кроме того, проведение педагогической диагностики необходимо для прогнозирования поведения и развития изучаемого объекта, принятии педагогических решений о необходимом образовательном воздействии на него, с целью его продвижения по намеченному пути развития.

Предмет педагогической диагностики – это целеполагание воспитательно-образовательного процесса, которое учитывает реальное состояние объекта исследования, его воспитательные и образовательные достижения.

Педагогическая диагностика – это одно из важнейших средств обратной связи между воспитателем и воспитанниками.

Педагогическую диагностику необходимо отличать от традиционной проверки знаний и умений детей, она имеет достаточно глубокое значение и смысл.

Традиционная проверка знаний направлена на констатацию усвоенных ребенком знаний и умений, их уровня и результативности. При этом проверка знаний не занимается объяснением происхождения знаний и не осуществляет прогнозирование дальнейшего развития объекта исследования.

Готовые работы на аналогичную тему

Педагогическая диагностика, не просто рассматривает результаты знаний, но и выявляет их взаимосвязь с методами и средствами получения и достижения такого уровня знаний и умений, раскрывает тенденцию и динамику формирования продуктов обучения.

Таким образом, педагогическая диагностика включает в себя осуществление контроля, проверки, оценивания, накопления полученных данных, их последующий анализ, выявление уровня динамики, тенденций и прогноза дальнейшего развития.

Педагогическая диагностика распространяется на все диагностические задачи, которые возникают в воспитательно-образовательном процессе.

В первую очередь она должна быть ориентирована на следующие цели:

  1. Осуществление внутренней и внешний коррекции образовательного процесса и его результатов.
  2. Выявление и установление образовательных результатов.
  3. Осуществление планирования последующих этапов педагогического процесса.
  4. Осуществление мотивации детей посредством поощрения за высокие образовательные результаты и регулирование уровня сложности их последующих шагов в педагогическом процессе.
  5. Осуществление оптимизации педагогического процесса.

Характеристика методов педагогической диагностики в ДОО

Методы педагогической диагностики в ДОО – это основные способы деятельности, позволяющие в процессе обучения осуществлять обратную связь, а также получать необходимую информацию об успешности реализуемого педагогического процесса.

Методы педагогической диагностики должны соответствовать ряду установленным критериям:

  • объективность устанавливаемой и получаемой информации о результативности педагогического процесса, вне зависимости от того, кто их применяет;
  • валидность, которая позволяет определить реальный уровень сформированности умений и навыков;
  • надежность, позволяющая применять методы диагностики в различных условиях и получать действительно верные результаты;
  • репрезентативность, направлена на получение максимально возможной объективной картины уровня развития детей.

Основные методы педагогической диагностики в ДОО:

Наблюдение – восприятие и познание реальной картины развития ребенка, в рамках его естественной среды. В процессе наблюдения воспитатель имеет возможность установить индивидуальные черты характера ребенка, особенности его поведения, особенности развития, его возможности и потребности в педагогическом воздействии.

Наблюдение организуется воспитателем ДОО в комфортных для воспитанника условиях, в различные режимные моменты (прогулка, занятие, свободное время и т.д.).

Технология организации педагогического наблюдения предусматривает соблюдения ряда последовательных этапов:

  • постановка педагогической цели и задач;
  • выбор воспитанников, за которыми будет организовано педагогическое наблюдение (чаще всего это дети имеющие проблемы воспитательного и обучающего характера);
  • создание ситуации наблюдения;
  • выбор наиболее оптимальных методов фиксации результатов наблюдения.

Важно осуществлять фиксацию педагогического наблюдения, необходимо фиксировать все, что может помочь сформировать общую картину тенденции и динамики развития ребенка. То есть фиксация – это не просто свершившийся факт, а проанализированное и зафиксированное действие.

Чаще всего педагогическое наблюдение детей в ДОО осуществляется совместно с другими методами диагностики. Это необходимо для получения полной и объективной картины развития.

Важным при проведении данного метода педагогической диагностики является правильная форма постановки вопроса и создание ситуации, при которой он поставлен ребенку. Вопрос должен быть сформулирован так, чтобы ребенок имел свободу выбора в поиске ответа на него. Кроме того, заданный вопрос должен быть понятен ребенку. Ни в коем случае не допускается торопить ребенка с ответом.

Анализ продуктов детской деятельности (рисунки, поделки и т.д., созданные воспитанником) – направлен на демонстрацию прогресса индивидуального развития каждого воспитанника.

Чаще всего продукты детской деятельности собираются в отдельную папку (потрфолио), а анализ их осуществляется 3-4 раза в год. Данная диагностическая методика помогает увидеть динамику развития способностей ребенка, его интересы, увлечения и сфомированность навыков.

Читайте также: