Педагогическая диагностика и педагогическая квалиметрия доклад

Обновлено: 03.05.2024

Качество образовательного процесса зависит не только от уровня квалификации преподавателя и степени подготовленности учащихся, но и от качества организации образовательного процесса и уровня управления им.

Управлять качеством, значит создать систему мер по обеспечению гарантированного качества образования.

Одним из перспективных средств совершенствования образовательного процесса является педагогический мониторинг, реализация которого может постоянно модифицироваться за счет использования современных научно-технических достижений.

  • Наблюдение и анализ уроков;
  • Изучение школьной документации;
  • Беседы с учащимися и учителями

В настоящее время становится возможным использование педагогической квалиметрии как технологии для оценки качества образования.

С 2010-2011 года МБОУ “Голдыревская СОШ” стала апробировать технологию, разработанную Н.Б. Фоминой зав.лабораторией оценки качества образования, главного редактора журнала “качество образования в школе”. Нами была выдвинута гипотеза: “Использование методов педагогической квалиметрии позволит точно установить соответствие реального достигаемого качества образования нормативным требованиям”.

Управленческая деятельность была направлена на разработку комплекса условий, необходимых для успешного использования методов педагогической квалиметрии как средства оценки образовательных результатов учащихся и педагогической деятельности. Квалиметрия – (От лат. “квали” - качество, и греческое “метро” - измерять)

Цель: создание условий, необходимых для успешного использования методов педагогической квалиметрии.

  • Изучение теоретических аспектов проблемы
  • Разработка и формирование системы критериев и индикаторов для оценки образовательных результатов учащихся в целях повышения качества обучения
  • Подбор диагностического материала, определение методов и технологий оценки образовательных результатов учащихся.
  • Количество учащихся
  • Количество неуспевающих
  • % успеваемости
  • % качества
  • Качество обученности
  • Определение сильных и слабых классов на уровне наблюдений
  • Акцент на слабых учащихся
  • При анализе работы учителя не учитывался уровень класса
  • Анализировался стартовый контроль, рубежный и итоговый
  • Не было единой модели для анализа обучения каждого ученика, класса, работы учителя

Новая модель является единой для анализа обученности каждого ученика, класса, работы учителя.

  • Разработка концептуальной модели оценки качества на уровне ОУ
  • Создание регламента проведения диагностики
  • Система критериев, показателей и индикаторов
  • Устранение дублирования данных, их неполноты, обеспечение сводимости и сопоставимости данных
  • Трудозатратность в обработке материалов
  • Возможные перегрузки учителей с большой наполняемостью классов.

Объект технологии: образовательная система, образованность учащихся

Субъект: участники исследования на разных уровнях

  • Метод сравнительной оценки
  • Метод педагогической квалиметрии

Для внедрения технологии разработаны два этапа:

1 этап: 2010-2011 учебный год

Цель: проведение анализа системы обеспечения качества обучения в МБОУ “Голдыревская СОШ”

  • Провести анализ системы качества обучения в школе
  • Составить план апробации новой технологии
  • Разработать методический материал
  • Проведение обучающих семинаров по данной теме
  • Проведение консультаций экспертов

2 этап: 2011-2012 учебный год

Внедренческий и коррекционно-аналитический

Цель: внедрение в образовательный процесс новой технологии, поэтапное использование методов педагогической квалиметрии

  • Организовать работу учителей по поэтапному использованию нового метода
  • Определение системы показателей и индикаторов на трех уровнях
  • Управленческая экспертиза
  • Аудит результатов членами совета школы

Ожидаемые результаты: В итоге предполагается: обеспечить всех субъектов образовательного процесса сопоставимой, объективной, достоверной информацией и качестве обучения в школе.

  • ИРВ – индекс реальных возможностей
  • ИУСВ- индекс полного усвоения учебного материала
  • ИНЕУСП- индекс прогнозируемой неуспеваемости (неуспешности)
  • РЕЗ - результативность
  • ОЦ – оценочный показатель
  • УСВ – полное усвоение материала
  • УРВ – уровень реализации учебных возможностей
  • НЕУСП – показатель неуспеваемости

С помощью диагностических процедур определяется индивидуальный показатель учебных возможностей каждого ученика в балльных значения, который имеет следующие значения 5, 4 и 5, 4, 4 и 3, 3, 3 и 2.

Для математической обработки надо сделать перевод пограничных показателей в удобную для вычисления форму, соответствующую средним значениям 4,5; 3,5; 2,5 и тогда диагностическая таблица приобретет удобную форму для математической обработки. Обработка результатов уровня реальных возможностей состоит из двух частей: заполнение диагностической таблицы и обработка полученных результатов.

В своей работе мы использовали метод “доверительной компетенции” для определения индекса учебных возможностей. На этом этапе диагностическую карту заполняет классный руководитель, знающий учебные возможности учащихся.

1. Составление списка учащихся

2. Определение индивидуальных учебных возможностей учащихся

3. Выделение промежуточных параметров через запятую

4. Определение индексов ИРВ, ИУСВ, ИНЕУСП.

5. Занесение полученных индексов в таблицу индексов

Диагностическая карта учебных возможностей____ класса

ИРВ = (сумма баллов * 100) / (5 * кол-во учащихся)

ИНЕУСП = 1005 – ИРВ

Прогнозируемые результаты школы

По такой же схеме проводится анализ контрольных работ.

Прогнозируемые и полученные показатели сравниваются, и на их основе делается вывод о качестве учебной деятельности учителя любого предмета.

Технология предусматривает определение качества обученности класса и определение эффективности работы школы.

Для этого вычисляется среднее арифметическое значение суммарного показателя результативности всех анализируемых предметов, а также сравниваются прогнозируемые результаты с показателями, полученными в ходе анализа.

Мы видим, что результативность высокая, работа с сильными учащимися ведется на должном уровне, так как УСВ больше ИУСВ; учебные возможности реализованы полностью НЕУСП меньше ИНЕУСП, уровень преподавания оптимален.

Таким образом можно проследить рост каждого ученика. Определить , наблюдается ли его прогресс по всем показателям.

  • Ученик перестает быть зависимым от желания учителя
  • Появляется возможность самооценки
  • Уменьшается конфликтность между участниками процесса
  • Усиливается мотивация
  • Исчезает формализм выставления оценок, оценка связывается с результатом, что имеет воспитательное значение и не приводит к обезличиванию усилий.

Максимальный эффект такая система дает при комплексном использовании теории педагогических измерении методов мат.статистики. Итоги проведенных исследований доказали, что методика оценки качества обучения, основанная на методах педагогической квалиметрии, является эффективной и полностью соответствует своему назначению.

Прикрепленные файлы: 1 файл

квалиметрия.doc

Анализ проблемы свидетельствует, что вопросы, которые теперь относятся к области педагогической квалиметрии, решались всегда, но на качественном, неметрическом уровне, без использования современных количественных методов.

Отдельного рассмотрения заслуживает соотношение квалиметрии и аттестации учителей. Под последней понимают изучение педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности и присвоения одной из квалификационных категорий. В Положении о порядке аттестации учителей1 разъясняется, что аттестация педагогических работников учебно-воспитательных учреждений проводится в соответствии с целью активизации творческой профессиональной деятельности, стимулирования непрерывного профессионального образования, повышения у педагогов мотивации качественного труда, профессиональной ответственности за результаты обучения и воспитания.

Аттестация учителей основывается на принципах демократичности, систематичности, коллегиальности, морального и материального поощрения, стимулирования непрерывного образования, гласности.

Квалификация служит механизмом обеспечения аттестации, дает для нее необходимый инструментарий, исследовательские средства.

Как диагностировать и измерить педагогический профессионализм?

Общий подход к установлению уровня педагогической квалификации основывается на выделении составных частей этой характеристики. Затем осуществляется диагностирование и оценивание каждой составляющей, выводится общий (интегрированный) показатель квалификации.

В зарубежной педагогике показателями педагогического мастерства выступают наиболее значимые и измеряемые характеристики педагогической деятельности, как, например, результаты обучения, исполнение педагогом своих должностных обязанностей, количество нарушений и конфликтов с учащимися, родителями, администрацией и т. д.

Этим же путем идут и отечественные исследователи квалиметрических проблем. Предложено несколько систем оценки профессиональных качеств педагога. С 20-х годов берет начало традиционная система признаков педагогической квалификации:

1) идеологические характеристики педагога;

2) научно-теоретическая подготовленность;

3) методика преподавания предмета;

4) психолого-педагогическая культура;

5) общая культура.

В последнее время наблюдается тенденция выделения все более конкретных составляющих педагогического профессионализма. Например, Н. Портнов выделяет следующие критерии аттестации для педагогов Российской Федерации:

1) качество знаний обучаемых по предмету, их воспитанность;

2) запас фактических знаний по предмету;

3) умение пользоваться полученными знаниями (грамотно писать, решать задачи и т. п.);

4) понимание сущности процессов и явлений в природе и обществе;

5) степень самостоятельности учащихся, умение приобретать знания;

6) уровень знакомства учащихся с важнейшими машинами, механизмами, принципами их работы, подготовленность учащихся;

7) их отношение к делу, поведение в школе и вне школы, активность в общественно полезной трудовой деятельности, их эстетическая и физическая

Нетрудно заметить, что ни один из этих показателей не касается непосредственно педагога, но только лишь учащихся: мастерство педагога при таком подходе устанавливается опосредствованно, по обученное школьников. Подобный подход мог бы быть доказательным только при условии тщательного фиксирования начального (исходного) уровня обученности и воспитанности учащихся. Зафиксировав по завершении обучения конечное состояние и сопоставив его с исходным, мы действительно могли бы оценить вклад педагога в обученность и воспитанность обучаемых, а значит, и его профессионализм.

Известно также, что результаты обучения и воспитания зависят не только от учителя. Значительное влияние на них оказывают и другие известные факторы: вклад педагога в конечную результативность, по некоторым оценкам, не превышает этот вклад, очевидно и не может быть выше, хотя бы потому, что обученность лишь наполовину зависит от педагога. Поэтому устанавливать уровень профессионализма педагога по обученности одаренного или отстающего ученика нельзя. Что бы мы сказали о профессионализме врача, получившего безнадежного больного?

Понимая эти противоречия, исследователи ищут способы прямых измерений педагогического профессионализма. Для этого, в частности, увеличивается количество диагностируемых чтобы максимально всесторонне охарактеризовать деятельность учителя. Дополнительно изучаются:

• работа учителя по повышению своей квалификации (закончил курс ИПК, прошел переподготовку и т. п.);

• качество уроков и внеклассной деятельности (подготовки и проведения);

• эмоциональность и занимательность воспитательных дел;

• умение осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания;

• осуществление индивидуальной помощи семье в воспитании и перевоспитании детей.

Критерии эффективности деятельности социального педагога

Оценка деятельности социального педагога, на наш взгляд, должна производиться по ее реальным результатам с учетом стажа, накопленного опыта работы и на основе глубокого анализа самого процесса деятельности, а также мнения воспитанников, коллег, работников учреждений, причастных к социально-педагогической деятельности. В ходе анализа принимаются во внимание начальный уровень состояния проблемы, достигнутые результаты, особенности социально-педагогической деятельности, ее новизна. Анализируя уровень профессионализма социального педагога, следует оценить развитие его личностных, нравственно-психологических качеств, поскольку данной профессией можно овладеть лишь в индивидуально-личностном контексте (В.А. Сластенин).

Таким образом, готовность социальных педагогов к выполнению профессиональной деятельности целесообразно рассматривать в трех уровнях: личностная готовность (мотивационная, нравственно-психологическая), теоретическая и технологическая (операционно-деятельностная) готовность (В.А. Сластенин, И.К. Шалаев).

Гуманистическая профессиональная направленность:

осознание самоценности человеческой личности, ее неповторимости и индивидуальности; признание личностного роста ребенка (воспитанника) как цель и назначение деятельности социального педагога; понимание принадлежности к определенной профессиональной общности, сознательное принятие избранной профессии, осознание личностной и социальной значимости профессии; понимание творческой природы деятельности социального педагога, требующей огромных нервно-психологических затрат, самосовершенствования.

Уровень общей культуры:

интеллектуальная активность, интеллигентность, обладание научно-гуманистическим мировоззрением; владение системой знаний и представлений о человеке как существе духовном и социальном, как личности и индивидуальности, о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества; эрудиция; умение анализировать современную политическую ситуацию, представление о роли и значении политических систем в жизни общества; умение анализировать основные социально-экономические и политические события; владение знаниями об информационных процессах в природе и обществе, об историческом многообразии культур и цивилизаций.

развитое чувство патриотизма; высокая гражданская ответственность; бескорыстие; активная гражданская позиция; стремление улучшать окружающий мир, приносить пользу.

открытость, доброжелательность, чуткость, тактичность, скромность, внимательность, справедливость, деликатность, объективность, беспристрастность, чувство юмора, общительность; умение быть интересным для окружающих; готовность обеспечивать субъектную позицию клиента (воспитанника), не допускать унижения его достоинства при оказании ему различного вида помощи; умение строить взаимоотношения на основе диалога; владение техникой речевой деятельности.

Организаторские способности и качества:

организованность, деловитость, инициативность, требовательность, активность, умение доводить начатое дело до конца.

Перцептивные и рефлексивно-аналитические качества:

эмоциональная восприимчивость и чувствительность, отзывчивость, чувство эмпатии и рефлексии, сопереживание, интуиция, самокритичность.

исследовательский стиль; творческий характер собственной деятельности; потребность в самосовершенствовании, постоянном профессиональном творческом поиске.

Состояние психического и физического здоровья:

хорошее физическое и психическое здоровье, эмоциональная устойчивость, самообладание, выдержка, высокий эмоциональный тонус; осознание здоровья как ценности; владение методами саморегуляции, саморелаксации.

Предлагается оценить в количественных показателях проявление личностных качеств в профессиональной деятельности по 8 параметрам.

Уровень владения профессиональными знаниями

Т1. Владение системой знаний о человеке как субъекте общественного процесса, о факторах, способствующих его личностному росту.

Т2. Владение системой знаний о закономерностях психологического развития человека в онтогенезе; знание особенностей детей с отклонениями в развитии.

Т3. Знание основ теории социальной педагогики, владение системой знаний о содержании, методах и формах социального воспитания детей и подростков, влиянии факторов социализации на развитие личности.

Т4. Владение системой знаний о содержании, методах и формах социальной работы с семьей, различными группами и категориями населения.

Т5. Знание основ теории педагогической социологии.

Т6. Знание основ мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ) системой социального воспитания детства.

Т7. Знание основ социальной политики государства и социально-правовой защиты детства, правовых актов, регулирующих защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, инвалидов.

Т8. Знание основ социальной психологии, владение системой знаний о закономерностях общения.

Т9. Знание сущности социально и личностно ориентированного взаимодействия.

Д1. Реализация диагностической функции:

Д2.Реализация прогностической функции:

умеет программировать и прогнозировать процесс воспитания по мере развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывать помощь в саморазвитии и самовоспитании личности на основе технологии МПЦУ;

умеет планировать собственную деятельность на основе глубокого анализа процесса воспитания и результата предыдущей деятельности;

Д3. Реализация организационно-коммуникативной функции:

способствует включению общественности, населения микрорайона в воспитание подрастающего поколения, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты; сосредотачивает информацию о воспитательных воздействиях на воспитанника различных сил, учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье;

формирует подлинно демократическую систему взаимоотношений в подростковой среде, а также в отношениях подростков и взрослых;

умеет строить взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, сотрудничества.

Д4. Реализация коррекционной функции:

осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников как в школе, так и со стороны семьи, социальной среды, через содержание воспитывающей деятельности, организацию взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками, через преобразование позиции школьников;

осуществляет коррекцию самооценки школьников, отношений к самому себе, при необходимости коррекцию статуса подростка в коллективе, группе сверстников; корректирует привычки, наносящие ущерб здоровью.

Д5. Реализация координационно-организационной функции:

умеет организовывать социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на разумную организацию досуга;

умеет включать детей в различные виды воспитывающей деятельности;

умеет организовывать коллективную творческую деятельность детей вместе со взрослым населением;

координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;

взаимодействует с органами социальной защиты и помощи;

умеет быть участником совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем.

Д6. Оказание индивидуальной поддержки и помощи воспитанникам:

умеет оказать квалифицированную помощь ребенку в саморазвитии: самопознании, самоорганизации, самореабилитации, самореализации;

умеет устанавливать доверительные отношения с ребенком.

Реализация охранно-защитной функции:

использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений;

содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;

взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Взаимодействие с семьями:

умеет построить оптимальные взаимоотношения с семьями на основе сотрудничества, определять тип семьи, ее особенности;

умеет выявлять причины неблагоприятного психологического климата в семье, ошибки семейного воспитания;

знает условия семейного воспитания, основные задачи, функции, содержание семейного воспитания;

умеет скорректировать отношения родителей к ребенку или ребенка к родителям, оказывает конкретную помощь в вопросах семейного воспитания;

умеет оказать практическую помощь в выработке единых требований по отношению к ребенку;

организует педагогическое просвещение семей, совместную деятельность по воспитанию детей.

Р1. Личностный рост воспитанника:

мотивационная готовность ребенка к самовоспитанию;

активная субъектная позиция;

развитие положительного потенциала личности ребенка;

перевод негативных качеств личности в позитивные;

Р2. ^ Высокий уровень оказания индивидуальной помощи и поддержки ребенку:

удовлетворенность клиента оказанной помощью;

адекватность содержания, методов, форм воспитательного воздействия возрастным и индивидуально-психологическим особенностям ребенка, социальной ситуации развития личности в микросреде, своеобразию ее социально-психологических позиций;

разработка своевременной программы деятельности всех воспитателей по оказанию помощи в развитии личности; представление детям возможности попробовать силы в разных отраслях творческой деятельности; помощь воспитаннику в самоорганизации, самореабилитации, самореализации на основе личностно ориентированного воздействия (может быть выражена в картах, программах личностно ориентированного взаимодействия);

помощь в самовоспитании, составлении индивидуальных программ развития личности.

Р3. ^ Включенность детей и подростков в различные виды внеучебной воспитательной общественно полезной деятельности:

наличие условий (соответствующей базы, кадрового обеспечения) для развития, самореализации личности ребенка через разнообразные виды и формы деятельности (клубы, кружки, секции, объединении и т.д.);

возможность выбора интересующего вида деятельности;

насыщение жизнедеятельности социально значимыми делами;

расширение спектра предлагаемых полезных дел; организация КТД, развитие молодежных инициатив; создание банка данных молодежных и подростковых служб трудоустройства;

участие в общественно полезных делах на основе добровольности, свободы выбора деятельности.

Р4. ^ Уровень нравственной воспитанности детей, подростков, взрослого населения, их отношение к базовым социальным ценностям:

сформированность в микросреде среди подростков, семьях и ближайшем окружении социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентации и ценностей; создание благоприятного социально-психологического климата, высокого эмоционального тонуса; действенность системы обеспечения социальной помощи и защиты детей, подростков с целью преодоления социальной дезадаптации;

Р5. ^ Защищенность каждой личности в микросоциуме:

перевод на новую систему работы (позицию защиты, помощи, поддержки) комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних;

широкое развитие и правовое обеспечение деятельности разнообразных самодеятельных детских, подростковых и молодежных неформальных организаций в социуме;

реализация программы социально-педагогической помощи трудновоспитуемым детям и социально несостоявшимся семьям;

наличие служб доверия, социально-психологических служб в микросоциуме.

Р6. ^ Обеспечение физического и психического здоровья детей и подростков:

наличие условий для сохранения здоровья (спортплощадки, спортинвентарь и др.);

сориентированность населения на здоровый образ жизни;

оказание помощи в развитии способности к самореабилитации;

создание служб социально-психологической помощи, валеологических служб, обеспечение медицинского контроля, системы медико-профилактических мер;

оказание социально-психолого- педагогической помощи инвалидам;

наличие программ работы с инвалидами, наркоманами, алкоголиками, детьми с ослабленным здоровьем.

Р7. ^ Взаимодействие с семьями:

систематическая связь с семьями;

взаимодействие с семьями на основе сотрудничества;

изменение позиции руководства семейным воспитанием на позицию оказания социально-психолого- педагогической помощи семье;

признание приоритета семьи в воспитании ребенка;

активное содействие восстановлению, укреплению семьи, установлению в ней межличностных контактов;

выработка своевременных программ действий в решении проблем семейного воспитания.

Р8. ^ Социально-психологическая обстановка в микрорайоне:

благоприятная социально-психологическая обстановка в микрорайоне, сформированность социально одобряемых коллективных норм и ценностей;

своевременное выявление и нейтрализация лиц, групп лиц, семей, которые аморальным поведением оказывают криминальное влияние на несовершеннолетних;

сокращение роста правонарушений в микрорайоне;

создание сети комплексных профилактических служб социотерапевтической помощи семьям и подросткам группы риска;

работа социально-педагогических консилиумов.

Р9. ^ Развитие самоуправления в микрорайоне, включенность населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне:

демократическое управление воспитанием с приоритетом самоуправленческих начал;

оптимальное соотношение официальных и неофициальных структур, их согласованность в действиях;

представительство подростковых, молодежных формирований в управленческих органах микрорайонов;

самостоятельность в планировании, финансово-хозяйственной, творческой деятельности, высокий уровень социальной ответственности жителей за состояние дел в микрорайоне.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Понятия. Значение диагностики. Сущность и содержание педагогической диагностики.

Школьник как субъект педагогической диагностики.

Воспитательный процесс как объект педагогической диагностики.

Виды и принципы диагностики

1.6.2. Анализ продуктов деятельности

Диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста

Список использованной литературы.

Диагностика – это изучение работы организма, машины, любой сложной системы. (1;7)

Рассматривать работу любого воспитателя с позиций технологии – значит, выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:

Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания

Реализация плана (выполнение работы)

Анализ и оценка результатов работы

Далее ставятся новые задачи, если решены прежние.

Конечно, большинство из нас не работает, строго следуя этому алгоритму, но в начале года или полугодия мы все вынуждены задумываться над вопросами типа: что уже сделано вместе с учениками, и что делать дальше. При этом чаще мы думаем о внеурочных делах, походах, экскурсиях, вечерах и значительно реже о том, какими наши ученики были, какими стали и какими мы хотим их видеть. Вероятно, многие думают, что это и так ясно, что учитель, ежедневно общаясь, и без того знает своих учеников. Однако, это не всегда соответствует действительности. (1; 8)

Нередко учителю кажется, что у него хорошие отношения с детьми, что все он делает правильно. А в то же время ученики удовлетворены отношениями с учителем и хотели бы большего понимания, более неформальных отношений или чтобы уроки проводились по-другому. Очень много ошибок на уроках и неудач в воспитательной работе происходит оттого, что учитель не знает своих учеников. Что значит – изучать школьников? Зачем это изучение, что оно дает учителю? Как его проводить и использовать полученные сведения в работе? Об этом далее и пойдет речь.

Понятия. Значение диагностики. Сущность и содержание педагогической диагностики.

Диагноз – медицинское заключение о состоянии здоровья, определение болезни, травмы на основании специального исследования.

Диагностика – 1. Диагностировать – поставить диагноз

2. Учение о способах диагноза

3. Установление диагноза (С.И. Ожегов)

Диагноз – распознание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (группы, воспитанника, семьи, конкретного лица).

Диагностика – область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой.

Выяснение состояния развитости соответствующего свойства.

Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.

Установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий.

Определение перспектив развития свойства (качества).

Разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.

Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).

Определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.

Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.

Перечисленные задачи являются общими для диагностики.

Сущность педагогической диагностики - изучение результативности

учебно – воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности. При каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно – воспитательный процесс, каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся – самопознанию.

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания). (4; 96)

Диагностика строится на материалистическом понимании связей человека с окружающей средой. Личность сознательно или бессознательно адаптирует к социальной среде, к условиям жизни и воспитательным требованиям. Этот процесс принято называть приспособлением. Но существует сознательное изменение себя и обстоятельств. Чем выше уровень общественного развития, тем теснее связь индивида с обществом, тем активнее его воздействие на историю, на социальный прогресс.

Педагогическая диагностика осуществляется в процессе обучения и воспитания. В большинстве случаев педагоги думают, что они знают своих учащихся, что никакого специального изучения не требуется. Но когда эти знания подвергаются глубокому анализу, то оказывается, что они поверхностны и неадекватны. Учителя и воспитатели часто судят о своих воспитанниках по ранее сложившимся впечатлениям, по тем ситуациям, которые прежде возник5али. Иногда некоторых школьников несправедливо относят к категории трудных, а действительно исправившийся трудный подросток еще долго ощущает настороженное отношение к себе своих учителей.

1.2. Школьник как субъект и объект педагогической диагностики.

Самым типичным проявлением человека является его социальная сущность, которая отражается в системе его отношения к миру и себе. Отражательная природа психики приводит к тому, что существующие общественные процессы и явления в каждом человеке преломляются, отражаются, обусловливаются, перерабатываются, тем самым обеспечивается развитие природным сил и возможностей людей, дальнейшее развитие того, что ими приобретено в результате индивидуальной жизни и воспитания. Типичное в людях (пол, возраст, тип нервной системы, темперамент и т.д.) связывается с типичными явлениями социальной действительности (эпоха, социальная система, уровень развития идеологии и морали, науки и техники, культуры и производства, воспитания и семейных отношений). (4; 98)

Поэтому объектом педагогической диагностики является не только воспитанник, но и воспитательные возможности зоны его ближайшего социального окружения.

Объект диагностики – школьник – имеет общие и индивидуальные параметры развития. Надо учитывать всю сложность и противоречивость духовного мира школьника, его движение от простого к сложному, от детского к взрослому, от биологического к социальному и т.д. В бесконечном разнообразии мира человек не составляет исключения. Одинаковых людей не существует. Когда ребенок приходит в школу, он уже имеет ярко выраженную индивидуальность. Не будь ее – сама педагогическая диагностика была бы механической, однозначной.

Однако было бы неправильным полагать, что в педагогической диагностике, прежде всего, изучается именно то индивидуальное своеобразие человека, которое отличает его от всех остальных. В психологии существует точное правило: всякое нормальное своеобразие есть неповторимая комбинация типичных проявлений психики (А.Г.Ковалев).

И хотя типичных проявлений немало – от темперамента до типа памяти – комбинация типичных проявлений у каждого своеобразна, и это в значительной мере определяет общую и конкретную характеристику личности воспитанника. Все это дает педагогу возможность едиными педагогическими методиками изучать разных по воспитанности детей.

Чтобы ответить, что именно надо изучать в конкретном ученике, следует знать определенный общественный эталон, по которому можно судить о воспитанности всех детей. Таким эталоном принято считать всесторонне развитую личность, которая формируется в процессе взаимосвязи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Но воспитание не равнозначно развитию, здесь возможна подмена понятий. Различные компоненты воспитания – это пути педагогического воздействия на формирующуюся личность. А дадут ли они в совокупности всесторонне развитую личность – это еще не доказано, хотя бы потому, что реально нет людей, имеющих одинаковое или равноценное умственное, эстетическое, нравственное, физическое и трудовое развитие.

Способности у каждого человека различны, естественно, кто-то будет интенсивнее развиваться в эстетическом, кто-то в интеллектуальном, кто-то в физическом отношении.

Воспитательный процесс как объект педагогической диагностики.

Для воспитания важно знать не только воспитанность детей, но и внешние условия, педагогические возможности детского коллектива, семьи, учителей, общественных воспитателей. Поэтому возникает вопрос о постоянной педагогической диагностике воспитательного процесса. Причем критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам.

Целеполагание – процесс постановки педагогических задач и целей в соответствии с программно1 установкой общества на всестороннее развитие личности и с учетом конкретных социальных требований.

Организация учебно-воспитательного процесса на основе планирования в школе.

Единство педагогических позиций и требований в учебно-воспитательной работе школы.

Внедрение в практику достижений педагогической науки.

В существующих многочисленных методиках диагностики качества обучения и воспитания школьников зачастую берутся критерии самой педагогической деятельности: ее содержание, направленность, качество исполнения, действенность влияния безотносительно к ребенку. Это непродуктивно: изучать ребенка и сам процесс его воспитания по разным показателям и разным методикам. Воспитанность школьника и есть основной показатель эффективности педагогической деятельности. Эта установка является отправной в теории современной педагогической диагностики. В сфере воспитания такая методика пока еще только намечается. (2; 12)

Определив объекты и главное направление диагностики учебно-воспитательного процесса, целесообразно установить критерии, по которым можно судить о качестве педагогической деятельности. В качестве критериев всегда выступает реальное осуществление той или иной работы, качество самой педагогической деятельности. Такими качественными показателями являются правильная постановка задач работы с детьми в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия на них. Затраченное время и силы педагогов, время и активность учащихся в процессе воспитательного акта, изменения воспитанности детей и педагогического мастерства их воспитателей, связь воспитательных мер с общей системой обучения и воспитания в школе.

Основное назначение критериев эффективности работы школы – определение главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности.

Наконец, диагностику должны осуществлять люди, которые к этому подготовлены. Иначе неизбежно в сам процесс изучения работы школы, учителя вносится ненужная нервозность, стремление утаить неполадки, недостатки или преувеличивать их значение. (2; 20)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

и ее роль в определении качества образования

Тип проекта: педагогический.

Вид проекта: краткосрочный.

Педагогическая квалиметрия

и ее роль в определении качества образования

«Актуальность квалиметрии не будет утрачена

ни сейчас, ни завтра, ни третьего дня, — до тех пор,

«…для того, чтобы управлять каким-либо процессом,

В последние годы во всем мире активно обсуждаются проблемы повышения качества образования. Современное общество находится на той стадии развития, когда качество предоставляемых услуг оценивается в большей степени, чем их количество.

Образование рассматривается как ключевой фактор стабильности и развития общества. В новой модели поступательного развития общества ведущим законом становится закон опережающего развития качества человеческого капитала (знания, профессионализм, нравственность, культура), а также качества образовательных систем.

В соответствии с поручениями данными Главой государства, Министерством образования и науки Республики Казахстан настоящее время проведена большая работа по разработке Государственной программы развития образования в Республике Казахстан до 2019 года, которая определяет стратегические приоритеты в развитии образования и формирование национальной модели многоуровневого непрерывного образования.

Развитие системы дошкольного воспитания и обучения – одно из приоритетных направлений государственной политики Республики Казахстан, так как оно является первым уровнем образования, которое обеспечивает стартовые возможности для последующего развития детей в школьном возрасте.

Одной из важнейших задач совершенствования системы образования является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Совершенствование управления и контроля качества обучения выступают важнейшими направлениями деятельности образовательных организаций.

К ачество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Методологическая основа системы управления качеством образования базируется на квалиметрическом подходе к измерению педагогических показателей (С.С. Андреев, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, В.А. Исаев, А.А. Кузнецов и др.).

В конце 80-х годов возникла квалиметрия образования – наука об измерении и количественной оценке качества всевозможных объектов и процессов образовательной системы. Методологическая значимость квалиметрии для образования заключается в принципиальной возможности выражать качество объектов образовательных систем, нематериальных по своей природе, одним количественным показателем, несмотря на множественность его различных свойств и признаков [1].

Актуальность исследования по использованию квалиметрии в определении качества образования (и в ДОО в том числе) , заключается в том что, она прежде всего используется при диагностике детей, помогающих педагогу осознать процесс измерения качества воспитания и образования, осмысления процесса измерения и определения формулами, которое прямо отражается на развитии дошкольника. Педагогическая квалиметрия предполагает достаточно высокий уровень подготовленности педагогов, повышение их профессионального мастерства, которое необходимо при аттестации самого педагога так и дошкольной организации.

В целях инновационного преобразования дошкольного образования разработаны новые нормативные правовые документы. В этом учебном году мы начали работать по новой Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения, разработанной на основе обновленного Государственного общеобразовательного стандарта. Эти документы ориентированы на индивидуальность ребенка, его развитие и удовлетворение возрастающих потребностей детей и родителей.

Анализ изученной психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить существующее противоречие между необходимостью внедрения педагогической квалиметрия и ее роли в определении качества образования и недостаточной освещенности данного вопроса в методических материалах для использования его в практике работы воспитателями дошкольных организаций.

Чтобы избежать субъективного оценивания и создать прозрачность подхода к оцениванию качества образования необходимо применение педагогической квалиметрии.

Данное противоречие определило проблему исследования, заключающуюся в необходимости внедрения педагогической квалиметрии для повышения качества образования.

Анализ проблемы свидетельствует о том, что вопросы, которые теперь относятся к области педагогической квалиметрии, решались всегда, но на качественном уровне, без использования современных количественных методов.

Цель: теоретически обосновать и разработать технологию комплексно количественной (квалиметрии) оценки качества деятельности дошкольной организации.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность и объективность оценки качества деятельности детского сада обеспечивается реализацией технологии комплексной количественной оценки качества деятельности ДОО, основанной на образовательной квалиметрии, основными положениями которой являются:

рассмотрение качества деятельности ДОО как единой системы элементов, их свойств и характеристик, функционирование и развитие которых носит закономерный характер, с позиций системного подхода, образовательной квалиметрии, теории качества;

обеспечение объективности результатов оценивания ДОО определением ценностных предпочтений субъекта оценивания в свете социального заказа общества к образованию;

рассмотрение объекта оценивания по интегральной совокупности показателей, что позволяет учесть весь комплекс показателей, все многообразие деятельности детского сада, что обеспечивается агрегированием показателей качества деятельности ДОО в единую комплексную количественную оценку.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

исследовать и изучить педагогическую квалиметрию;

определить роль педагогической квалиметрии в определении качества обучения и воспитания;

Ожидаемый результат:

Благодаря применению педагогической квалиметрии в определении качества и оценки деятельности ДОО, повысится результативность работы по всем показателям включая и работу с родителями.

План мероприятий:

Изучение теоретических данных.

Публичная защита проекта.

Разработка мастер-класса по работе с родителями.

В заключении необходимо отметить, что в целом, образовательная квалиметрия позволяет по-новому подойти к осмыслению технологического и оптимального подхода решения педагогических и управленческих проблем. Она обеспечивает получение максимально полной и предметно-конкретной информации, оптимально организованной во времени, что создает основания для эффективного функционирования как отдельных элементов системы образования, так и самой системы образования в целом.

Используемые источники:

2. Яковлев Е. В. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании: новое видение // Педагогика. 1999. N 3.

Читайте также: