Патриотическое воспитание в гпд доклад

Обновлено: 04.07.2024

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение этой задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Мы живем в период, когда дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становится повсеместным явлением. Именно поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня гражданско-патриотического воспитания.

Оценить 122 0

Гражданско-патриотическое воспитание школьников в ГПД.

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение этой задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Мы живем в период, когда дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становится повсеместным явлением. Именно поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня гражданско-патриотического воспитания. В ГПД стараюсь формировать чувство патриотизма. Что же понимают под понятием "патриотизм"? Отвечая на этот вопрос, нужно сказать, что истинный патриотизм включает в себя следующие составляющие:

чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

уважительное отношение к языку своего народа;

заботу об интересах Родины;

осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

гордость за свое отечество, за символы государства, за свой народ;

уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа его обычаям и традициям;

ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

В связи с этим работа проводится по следующим направлениям:

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, обязанностям человека (гражданско-патриотическое воспитание).

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.

Воспитание здорового образа жизни.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).

Для каждого из направлений конкретизированы задачи, базовые ценности, содержание, планируемые результаты, а так же формы воспитания и социализации школьников с учетом специфики работы нашего ОУ.

Национальные ценности

Задачи воспитания

Планируемые результаты деятельности

– к близким, друзьям, школе,

– к своей малой родине,

– к своему народу,

- к своей малой родине Удмуртии,

и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам.

Гражданственность

Долг (перед семьёй, предками, страной)

Закон и правопорядок

Правовое государство и гражданское общество

Многообразие культур и народов единой страны

Равенство культур и народов России

Толерантность (признание права другого быть “непохожим на тебя” и диалог разных людей)

1. Формировать первоначальные представления о символах государства – Государственном флаге гербе, гимне Российской Федерации – России, о флаге и гербе субъекта Российской федерации, в которой находится образовательное учреждение.

2. Формирование представлений о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях граждан России

3. Формирование представления о правилах поведения в школе. Дома, на улице, на природе.

4.Стимулировать проявление отрицательного отношения к нарушителям порядка в классе. дома, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан

Знания важнейших вех истории России, своего народа, представление о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России

Знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества

Отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом),терпимое отношение к гражданам другой национальности

Отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами

Осуществление чего-либо полезного для “своих” - друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны

Умение отвечать за свои проступки Препятствие (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия

Избегание насилия, препятствование его проявлению

Недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивание людей другой национальности, религии, убеждений, расы

Проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира

Добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников)

Самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам

В нашем классе работает, действует каждый ребенок, ибо воспитывают детей не слова, даже самые прекрасные, а его собственные действия, а так же действия и поступки тех, кто его воспитывает: родителей, учителей, воспитателей. Привить ребенку положительные качества – вполне реальная задача. Пробудить в нем уважение к своему народу, Родине, ее истории и культуре на всевозможных примерах – задача трудная, но вполне реальная. А вот любить, мы его заставить не можем. У глагола “любить” нет повелительного наклонения, так как в возникновении любви властно одно лишь сердце. Именно оно выбирает, что ему любить, а что нет. Мы не можем приказать ученику любить. Для того, чтобы у ученика зародилось чувство любви, нужно активно воздействовать на его чувства. Только тогда, любовь к Родине, к месту, где он родился, языку на котором он говорит, к окружающим его людям родится у него внутри. А без любви к своему Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства. Приведу примеры некоторых видов и форм организации внеурочной и внешкольной деятельности, которые используются в работе по данному направлению:

Тренинги: “Общаться по правилам” “История про себя” …

А так же можно использовать диалоговую рефлексию, деловые игры, игровые ситуации.

Проблемно-ценностное общение: встречи с ветеранами и интересными людьми, диспуты и круглые столы “Кто в семье главный” “Я – гражданин великой страны” “Дети и родители”…

Туристско-краеведческая деятельность: экскурсии, путешествия, автобусные поездки.

Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали, газеты, журналы.

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) – просмотр фильмов, школьные праздники, литературно-музыкальные композиции…

Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории Родины

Работа с портфолио.

Несколько слов хочется сказать о детском портфолио. Это формой контроля и оценки достижений учащихся. Это отличное средство мотивации, личностного развития. Если рассматривать портфолио как одну из многочисленных форм по нравственному развитию и воспитанию школьников, хочется сказать, что Оно (портфолио) – это то образовательное пространство, где происходит совместная работа детей с учителем, детей с родителями и друг с другом по накоплению, систематизации и анализу своего качественного роста. А значит, мы формируем и развиваем в каждом ученике чувство собственно достоинства.

Свой доклад я решила закончить стихотворением Марины Корж о Санкт-Петербурге, называется оно “Я в этом городе своя”. Приведу его строки:

Я в этом городе своя.
Своя каналам, тротуарам,
Домам и нынешним и старым,
И людям, что встречаю я.

Своя я питерским дождям,
Что не единожды воспеты.
Своя, мостам и парапетам,
Своя, полсвета обойдя.

Своя я рекам, что текут
Причудливо переплетаясь.
Я даже быть своей пытаюсь,
Львам, что город стерегут.

И восхищенье не тая,
Смотрю я с высоты собора.
На самый дорогой мне город
Да буду я ему своя.

И вот, если наши ученики скажут, что они “свои” нашему городу, то программа по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию будет выполнена.

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.

Целью гражданского воспитания является :

создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности ребёнка.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

• Формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине.

• Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.

• Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.

• Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

• Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения самим народом. Основная цель патриотического воспитания – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в начальной школе и ГПД можно определить следующие:

• Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.

• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней.

• Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности.

• Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции.

• Военно-патриотическое. Ориентированно на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания.

• Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

• Спортивно-патриотическое. Направленно на развитие морально-волевых качеств, воспитания силы, ловкости и выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.

Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов и воспитателей ГПД.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.

Понятие патриотизм включает в себя:

• чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

• уважительное отношение к языку своего народа;

• заботу об интересах Родины;

• осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

• проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

• гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

• гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;

• уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

• ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выражение в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

• гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Что значит любить Родину? Значит, помнить её прошлое, жить её настоящим, болеть за её будущее. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. Любовь к Родине, патриотизм, гражданственность появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Патриотизм это также забота о доставшихся нам природных сокровищах, поэтому при общении с детьми мы стараемся сформировать у них взгляды и убеждения по сохранению и воспроизведению природных ресурсов родного края.

Работа по патриотическому воспитанию младших школьников в ГПД ведё тся по следующим направлениям:

В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания.

На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться своей Родиной, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

Духовное становление ребёнка как личности не возможно без наглядного примера. Мы с детьми посещаем музеи Боевой славы, при нашей гимназии №9. Делаем открытки, поделки для ветеранов, для своих близких и родных.

Для более глубокого понимания произведения обращаемся в картинную галерею. Учимся рассматривать и описывать картины, выражать своё отношение к увиденному, высказывать своё мнение (Времена года).

Большую помощь при работе по всем направлениям оказывает детская городская библиотека. Один раз в месяц у нас проводятся совместные мероприятия.

• любящий свой народ, свой край и свою Родину;

• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

• любознательный, активно заинтересованно познающий мир;

• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проектов о родном городе Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проектов о родном городе Патриотизм проявляется к любви к родным местам,.

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой.

Социально-патриотическое воспитание школьников По инициативе Ольги Аркадьевны Семененко, руководителя музея школы № 16 города Кемерово, в патриотическом воспитании выделяют несколько.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня. Берегите Землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Гражданско-патриотическое воспитание школьников в ГПД.

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение этой задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Мы живем в период, когда дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становится повсеместным явлением. Именно поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня гражданско-патриотического воспитания. В ГПД стараюсь формировать чувство патриотизма. Что же понимают под понятием "патриотизм"? Отвечая на этот вопрос, нужно сказать, что истинный патриотизм включает в себя следующие составляющие:

чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

уважительное отношение к языку своего народа;

заботу об интересах Родины;

осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

гордость за свое отечество, за символы государства, за свой народ;

уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа его обычаям и традициям;

ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

В связи с этим работа проводится по следующим направлениям:

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, обязанностям человека (гражданско-патриотическое воспитание).

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.

Воспитание здорового образа жизни.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).

Для каждого из направлений конкретизированы задачи, базовые ценности, содержание, планируемые результаты, а так же формы воспитания и социализации школьников с учетом специфики работы нашего ОУ.

Национальные ценности

Задачи воспитания

Планируемые результаты деятельности

– к близким, друзьям, школе,

– к своей малой родине,

– к своему народу,

- к своей малой родине Удмуртии,

и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам.

Гражданственность

Долг (перед семьёй, предками, страной)

Закон и правопорядок

Правовое государство и гражданское общество

Многообразие культур и народов единой страны

Равенство культур и народов России

Толерантность (признание права другого быть “непохожим на тебя” и диалог разных людей)

1. Формировать первоначальные представления о символах государства – Государственном флаге гербе, гимне Российской Федерации – России, о флаге и гербе субъекта Российской федерации, в которой находится образовательное учреждение.

2. Формирование представлений о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях граждан России

3. Формирование представления о правилах поведения в школе. Дома, на улице, на природе.

4.Стимулировать проявление отрицательного отношения к нарушителям порядка в классе. дома, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан

Знания важнейших вех истории России, своего народа, представление о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России

Знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества

Отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом),терпимое отношение к гражданам другой национальности

Отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами

Осуществление чего-либо полезного для “своих” - друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны

Умение отвечать за свои проступки Препятствие (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия

Избегание насилия, препятствование его проявлению

Недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивание людей другой национальности, религии, убеждений, расы

Проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира

Добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников)

Самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам

В нашем классе работает, действует каждый ребенок, ибо воспитывают детей не слова, даже самые прекрасные, а его собственные действия, а так же действия и поступки тех, кто его воспитывает: родителей, учителей, воспитателей. Привить ребенку положительные качества – вполне реальная задача. Пробудить в нем уважение к своему народу, Родине, ее истории и культуре на всевозможных примерах – задача трудная, но вполне реальная. А вот любить, мы его заставить не можем. У глагола “любить” нет повелительного наклонения, так как в возникновении любви властно одно лишь сердце. Именно оно выбирает, что ему любить, а что нет. Мы не можем приказать ученику любить. Для того, чтобы у ученика зародилось чувство любви, нужно активно воздействовать на его чувства. Только тогда, любовь к Родине, к месту, где он родился, языку на котором он говорит, к окружающим его людям родится у него внутри. А без любви к своему Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства. Приведу примеры некоторых видов и форм организации внеурочной и внешкольной деятельности, которые используются в работе по данному направлению:

Тренинги: “Общаться по правилам” “История про себя” …

А так же можно использовать диалоговую рефлексию, деловые игры, игровые ситуации.

Проблемно-ценностное общение: встречи с ветеранами и интересными людьми, диспуты и круглые столы “Кто в семье главный” “Я – гражданин великой страны” “Дети и родители”…

Туристско-краеведческая деятельность: экскурсии, путешествия, автобусные поездки.

Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали, газеты, журналы.

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) – просмотр фильмов, школьные праздники, литературно-музыкальные композиции…

Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории Родины

Работа с портфолио.

Несколько слов хочется сказать о детском портфолио. Это формой контроля и оценки достижений учащихся. Это отличное средство мотивации, личностного развития. Если рассматривать портфолио как одну из многочисленных форм по нравственному развитию и воспитанию школьников, хочется сказать, что Оно (портфолио) – это то образовательное пространство, где происходит совместная работа детей с учителем, детей с родителями и друг с другом по накоплению, систематизации и анализу своего качественного роста. А значит, мы формируем и развиваем в каждом ученике чувство собственно достоинства.

Свой доклад я решила закончить стихотворением Марины Корж о Санкт-Петербурге, называется оно “Я в этом городе своя”. Приведу его строки:

Я в этом городе своя.
Своя каналам, тротуарам,
Домам и нынешним и старым,
И людям, что встречаю я.

Своя я питерским дождям,
Что не единожды воспеты.
Своя, мостам и парапетам,
Своя, полсвета обойдя.

Своя я рекам, что текут
Причудливо переплетаясь.
Я даже быть своей пытаюсь,
Львам, что город стерегут.

И восхищенье не тая,
Смотрю я с высоты собора.
На самый дорогой мне город
Да буду я ему своя.

И вот, если наши ученики скажут, что они “свои” нашему городу, то программа по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию будет выполнена.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание полноценной, компетенотной, здоровой психологически личности наша задача. Формирование толерантности, тоесть терпимости друг друга, принятия такими какие мы есть - важнейшая состовляющая личности. Для многих детей понятия "толепантность" не существует. И это не маловажная проблема.

Макеевская общеобразовательня школа I – II ступеней № 64

Доклад на тему:

Важева Татьяна Яковлевна

1)Введение. Понятие личность

2) Понятие толерантность

3) Игры способствующие воспитанию толерантной личности

4) Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста

Личность – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

Всё развитие ребёнка с момента его рождения и до зрелости есть процесс формирования его как личности. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности и значимых для неё. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между растущими потребностями ребёнка и реальными возможностями их удовлетворения. Деятельность ребёнка всегда опосредована взрослыми, так или иначе направлена ими. Тем самым процесс воспитания является ведущим в процессе развития личности.

2. Воспитание толерантности учащихся на занятиях в группах продлённого дня

Жить в мире, понять другого и выразить себя

•Развивающая: развивать толерантное мышление, научить принимать различия между людьми как положительный факт.

•Воспитательная: воспитывать чувство терпимости.

Материалы: мультимедийная презентация; фломастеры; магнитофон; клей; заготовки – цветы; жетоны – “смайлики” - бабочки; музыка для релаксации.

1. Приветствие. – Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Давайте мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом: возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу, поздороваемся локтями, поздороваемся пятками.

2. Упражнение “Снежный ком”, либо построиться по росту, по цвету глаз и т.д.

5. Рисунок “Цветок моего Я” – Ребята, представьте свой внутренний мир в виде необычного цветка. Каким он будет, решать вам самим. Главное, чтобы он отражал то, что вам нравится, какой вы по характеру, что вы любите, к чему стремитесь. Ваши цветки посадите на нашу поляну (прикрепляют на магнитную доску) Представление рисунков. – Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась. Пусть сейчас каждый расскажет о себе по своему рисунку ( дети рассказывают о себе). Молодцы, посмотрите, какие мы все разные, но в то же время имеем и некоторые общие черты.

7. Работа со сказкой. – Ребята, я хочу рассказать вам “Сказку о Необычном цветке” (автор Лебедева Елена Николаевна). В одной стране, где днем светит яркое солнце, а по ночам редки холодные ветра, жили цветы. Они все были разные по характеру, но каждый из них был хорош по своему. (Слайд) Королевские лилии – всегда стремились во всем быть первыми, любили давать советы и делать замечания другим цветам (Слайд), дикий шиповник – был слегка застенчив, но всегда доводил начатое дело до конца (Слайд), а желтые ноготки очень дружелюбны и жизнерадостны, любили веселые приключения (Слайд). Но в этой чудесной стране жил один необычный цветок – Синецветик, который боялся подружиться с остальными цветами, он считал себя некрасивым и безликим. И от этого он чувствовал себя несчастным, у него всегда было грустное настроение. (Слайд) Однажды древний мудрый цветок, который рос высоко в горах, сказал Синецветику: “Ты очень красивый и необычный цветок! Посмотри, какие у тебя прекрасные лепестки, какой ты добрый и отзывчивый, у тебя все получится и все будет хорошо!” (Слайд) Синецветик, услышав эти слова, расправил свои лепестки и широко улыбнулся всем другим цветам – жителям этой страны. Они тоже улыбнулись ему в ответ. Вскоре цветы подружились, а Синецветик был просто счастлив. (Слайд) – Что делало Синецветика несчастным в начале сказки? – Как вы думаете, что ему помогло стать счастливым? – Да, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы нуждаемся в чьей-то помощи и поддержке. Пусть она выражается просто в приятных добрых словах, но подчас многое значит для человека. – Я хочу открыть вам секрет успеха: (Слайд) – каждому человеку требуются любовь, признание, поддержка. Каждый человек вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – самое действенное средство. Но помните, похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации. Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие. Секрет: Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.

8. Упражнение “Река Ласки и Доброты” Все участники образуют два берега реки – две шеренги, встают лицом друг к другу. Один из участников проходит (проплывает) по реке с закрытыми глазами, а берега дарят ему хорошие и добрые прикосновения. (Каждый из участников должен проплыть по реке)

9. Упражнение “Волшебный стул”. Один из участников, садясь на этот стул в центр круга, наделяется самыми положительными качествами и чертами, остальные делают ему комплименты. Он благодарит всех, затем на стул садится следующий участник и т. д. Рефлексия Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме: •Какие чувства вы испытывали, когда оказывали друг другу знаки внимания? •Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывались вам? •Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом? Почему?

10. Итог занятия. – Что запомнилось на занятии? – что такое наше Я? – я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы и тогда сможешь достичь успеха. (Слайд)

3.Игры способствующие воспитанию толерантной личности

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного кон троля, умения подчиняться правилам других.

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек

свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит

до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей;

Игры народов мира

Россия: Чехарда. Встаньте друг за другом с промежутками до пяти шагов.
Голову пригните и сами присядьте, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разгибается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди, опираясь руками о его спину. Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры.

Аист и Лягушка. (Япония). В эту японскую игру могут играть 4 человека и более. Для этого необходимо нарисовать на асфальте большое озеро с бухтами, островами и мысами.

Укради знамя. (Италия). Две команды размещаются каждая у своей черты на некотором расстоянии друг от друга, посредине стоит ведущий. Он держит косынку и выкрикивает номера. Игроки, чьи номера он назвал, бегут к нему. Тот, кто выхватит у ведущего косынку и первым вернется на свое место, зарабатывает очко.

Бег с платком (Канада). В этой игре могут участвовать от 10 человек и более. Сначала среди играющих детей необходимо выбрать ведущего. После этого игроки встают в круг, а ведущий с платком оббегает его 2 раза, дотрагивается до чьей-нибудь спины, кладет платок за его спиной и продолжает бежать. Суть игры заключается в том, что игрок, до которого дотронулся ведущий, должен поднять платок, обогнать ведущего и вернуться на свое место. В этом случае он побеждает. Если игрок не успеет обогнать ведущего, он проигрывает и занимает его место.

Первые игроки команд по сигналу начинают бег по нарисованным отметкам, возвратившись, касаются руками вторых игроков команд, а сами становятся в конец колонны. Остальные пробегают это же расстояние. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Игра совершенствует технику бега по прямой линии и с поворотом, развивает быстроту, вырабатывает точность движений.

4. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, богатством своей страны.

Формирование патриотизма

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку младшего школьного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

В период младшего школьного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания детей младшего школьного возраста включают:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Читайте также: