Партийная система китая доклад

Обновлено: 18.05.2024

Имеет место практика принятия совместных решений партийными и государственными органами, а также руководящими структурами общественных (народных) организаций, прежде всего — Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Действует система параллельного управления при определяющей роли КПК и партийного аппарата.

Основным организационным принципом построения КПК является принцип демократического централизма. В соответствии с этим принципом члены КПК обязаны подчиняться решениям партии и её органов; низовые парторганизации подчиняются вышестоящим, меньшинство подчиняется большинству; все партийные органы и организации подчиняются ЦК КПК.

— Революционный комитет Гоминьдана Китая: создан в 1948 году, объединяет 47 тысяч членов, большинство из которых — лица, имеющие исторические связи с Гоминьданом;

— Демократическая лига Китая: создана в 1941 году, объединяет 117 тысяч членов, большинство из которых — представители творческой интеллигенции, деятели образования, культуры и науки;

— Китайская ассоциация демократического национального строительства: создана в 1945 году; объединяет 60 тысяч членов, большинство из которых — представители интеллигенции;

— Китайская ассоциация содействия развитию демократии: создана в 1945 году; в неё входят 56 тысяч членов, большинство из которых — деятели культуры, науки и просвещения;

— Крестьянско-рабочая демократическая партия: создана в 1930 году, нынешнее название поучила в 1947 году; объединяет 55 тысяч членов — работников медицины и здравоохранения, науки, образования и культуры;

— Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости): создана в 1925 году; объединяет репатриантов и родственников китайцев, проживающих за рубежом;

— Лига демократического самоуправления Тайваня: создана в 1947 году; насчитывает 1 400 членов.

Кроме политических партий в КНР также действуют массовые общественные (народные) организации, общей численностью около 2000. Крупнейшими из них являются: Коммунистический союз молодёжи, Всекитайская федерация профсоюзов, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская федерация молодёжи, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, Всекитайская федерация студентов, Китайская народная ассоциация дружбы с иностранными государствами и др. Они также действуют под руководством КПК.

Гост

ГОСТ

Политическая система КНР

Китай – это государство с коммунистическим строем и, согласно Конституции, Коммунистическая партия Китая – это руководящая сила общества и государства.

КПК (Коммунистическую партию Китая) невозможно отделить от власти, пока не будет изменена конституция КНР и вся политическая система. Все постановления, касающиеся управления государством, принимаются только по предписаниям КПК.

КП Китая неизменно принимает участие:

  • в решении общенациональных и в частных вопросов;
  • в учреждении программ, преобразующих лицо страны;
  • в решении особых вопросов кадровой политики.

В Китае наблюдается взаимное переплетение партийных и государственных функций, деятельности органов КПК и государства.

Коммунистическая партия Китая

Китайская государственная идеология определяет КПК авангардом рабочего класса, выразителем потребностей многонационального народа страны, руководящей силой в работе по строительству социализма в КНР. Конституция КНР подчеркивает важность и значение Коммунистической партии: только благодаря руководству коммунистической партии стали возможны достижения социализма; на КПК и в будущем возложено управление "народами всех национальностей Китая".

КПК сохранила свои позиции в государстве, в то время как многие в прошлом социалистические страны отказались от социалистического пути развития, и их коммунистические партии были отстранены от власти. Это можно объяснить не только специфическими условиями КНР, но и тактикой руководства КПК, продемонстрировавшей гибкость подхода к марксизму-ленинизму, отказавшейся от ряда догматических положений (несовместимость социализма и рынка, классовая борьба как решающее звено) и трансформировавшей идейно-теоретическую платформу партии, используя традиционные конфуцианские ценности и идеи национального патриотизма.

Готовые работы на аналогичную тему

Численный состав КПК - 57 млн. человек, которые организованы в 3,45 млн. низовых партийных организаций.

Структура КПК основывается на традиционной для коммунистических партий схеме с учетом китайской специфики.

Важнейшие элементы структуры КПК:

  • Всекитайский съезд КПК - высший руководящий орган, созывается один раз в пять лет. На нем принимается и пересматривается устав КПК, заслушивается и рассматривается отчет ЦК, центральной комиссии советников и центральной комиссии по проверке дисциплины, обсуждаются и принимаются заключения по важнейшим партийным вопросам.
  • Центральный комитет (ЦК) КПК. Формируется для руководства КПК и представляет КПК во внешних сношениях.
  • Политбюро КПК. Выполняет функции и полномочия ЦК в период между пленумами.
  • Военный совет, совпадающий по своему составу с конституционным органом — Центральным военным советом.
  • Центральная комиссия советников. Является политическим консультативным органом ЦК. Его главная его задача - внесение предложений и консультативная помощь в вопросах реализации принципов и политики КПК.
  • Центральная комиссия по проверке дисциплины. Решает дисциплинарные вопросы и готовит предложения по кадровой политике КПК.
  • Секретариат КПК. Занимается текущей работой.
  • Генеральный секретарь ЦК КПК. Проводит заседания политбюро и его постоянного комитета, контролирует работу секретариата ЦК.

КПК разрабатывает обязательные для всего общества политические установки, ее представители совмещают руководящие посты в высших эшелонах государственной власти с членством в политбюро и других руководящих органах партии. Пятилетние планы разрабатываются в ЦК КПК, а затем принимаются ВСНП.

Политические партии, общественные организации Китая

Кроме главенствующей коммунистической партии, в Китае имеется восемь второстепенных демократических политических партий. Они объединяют различные слои общества и даже лиц определенных профессий.

Политические партии и общественные организации Китая:

  • Рабоче-крестьянская демократическая партия;
  • Революционный комитет Гоминьдана;
  • Ассоциация содействия развитию демократии;
  • Демократическая лига;
  • Партия стремления к справедливости (Чжигун-дан);
  • Общество Цзюсань (Общество третьего сентября);
  • Лига демократической автономии Тайваня;
  • Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев.

Уровень развития и масштаб деятельности демократических партий уступают уровню и масштабу КПК – региональных отделений у демократических партий нет, есть только центральные комитеты.

Каждая из названных партий имеет собственный устав, социальную базу выборные органы, печатный орган, но это формальная самостоятельность, т.к. руководство, политика и установки КПК общепризнаны и не подлежат обсуждению или критике. Деятельность демократических партий курируют специальный отдел ЦК КПК и его местные органы.

В КНР разрешено двойное членство (в КПК и демократической партии).

Зарубежные и российские политологи обращают внимание на фактически однопартийную систему КНР и подчеркивают, что реальный политический плюрализм в государстве отсутствует. Однако действенность однопартийного политического механизма пока сохранена, он обеспечивает развитие страны и продолжает преобразования, осуществляет демократические перемены в политической области.

Единая система общественных организаций и движений КНР управляет единой коммунистической сетью всех профсоюзных, молодежных и других общественных объединений страны. Единому независимому профсоюзному центру подчинены все подобные центры с разными политическими партиями.

Уникальной в мировой практике общественно-политической организацией является Китайский единый фронт, объединяющий все существующие в стране партии и общественные объединения разного уровня и территориального значения.

Единый фронт, обладающий полномочиями координирования различными политическими мнениями, вырабатывает общенациональную точку зрения по весомым государственным вопросам. Центральный орган управления организации – Народный политический консультативный совет.

Партийная система КНР по внешним формальным признакам может считаться многопартийной. Уже к началу 1950-х гг. здесь сложилось 8 политических партий, помимо КПК, которые назывались демократическими. Ни одна из этих партий ни по отдельности, ни вместе взятые никогда не были в оппозиции к КПК

Исключением может считаться период весны–лета 1956 г., когда в ходе критической кампании в печати, провокационно санкционирован-ной, как всегда руководством компартии, лидеры ряда демократических партий выступили с определенными претензиями на власть. Были даже предложения объединиться всем демократам в единую оппозиционную партию, способную стать реальной альтернативой коммунистам. Такие претензии закончились печально для отдельных руководителей партий.

Помимо Коммунистической, в КНР существуют следующие партии:

1. Ассоциация демократического национального строительства Китая (АДНСК). Основана в 1945 г. Насчитывает около 70 тыс. членов. Основной состав – специалисты в области промышленности и торговли. Важное место в деятельности Ассоциации отводится организации экономических консультаций, разработке рекомендаций по совершенствованию управления народным хозяйством, подготовке специалистов в этой области, оказанию помощи в трудоустройстве молодежи. Председатель партии – Чэн Сывэй.

2. Ассоциация содействия развитию демократии Китая (АСРДК). Создана в 1945 г. Объединяет представителей культуры, деятелей литературы, преподавателей в количестве 65 тыс. членов. Партия ставит задачу активно разворачивать движение интеллектуальной помощи наиболее отсталым районам, налаживать консультационную службу, организовывать лектории, создавать школы. Председатель партии – Сюй Цзялу.

3. Демократическая лига Китая (ДЛК). Основана в 1941 г. Является самой крупной демократической партией страны, насчитывает свыше 131 тыс. членов, также, в основном представителей науки, культуры, образования. Одна из основных целей партии – активное участие в создании в Китае социальной, материальной и духовной культуры. Председатель Лиги – Дин Шисунь.

4. Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (КРДПК). Создана в 1947 г. Насчитывает около 65 тыс. членов, в основном представителей медицины и здравоохранения. Возглавляет партию Цзян Чжэнхуа.

5. Лига демократического самоуправления Тайваня (ЛДСТ). Действует с 1947 г. Большая часть членов партии – уроженцы Тайваня, проживающие в КНР. Главным направлением деятельности Лиги является развитие широких связей с тайваньскими соотечественниками, установление взаимопонимания с ними, содействие воссоединению Тайваня с Китаем. Многие члены партии являются депутатами парламента страны – Всекитайского Собрания народных предста-вителей или СНП провинциального уровня, членами НПКСК. Председатель Центрального комитета ЛДСТ – Чжан Кэхуэй.

7. Общество 3 сентября. Создано в 1944 г., а название получило в 1945 г. в честь дня победы над японцами. Более 68 тыс. членов. Возглавляет общество У Цзепин.

8. Китайская партия стремления к справедливости (Чжигундан). Основана еще в 1925 г. Первоначально была организацией, созданной живущими за пределами страны китайцами. Реорганизована в 1947 г. В настоящее время большинство из 16 тысяч членов партии составляют репатрианты и родственники китайцев, живущих за пределами КНР. Основным направлением деятельности организации является поддержание контактов с зарубежными китайцами, содействие государственным организациям, ведающими делами эмигрантов, работа с репатриантами. Члены партии содействуют импорту технологий, приглашению зарубежных китайских ученых и специалистов для чтения лекций, оказывают помощь иностранным китайцам при создании ими предприятий в КНР. Председатель партии – Ло Хаоцай. Известно, что некоторые члены демократических партий одновременно являются и членами КПК.

Важнейшим и фундаментальным партийно-политическим институтом в КНР является система так называемого многопартийного сотрудничества и политических консультаций, которая задействуется при принятии наиболее существенных решений. Данный институт действует под руководством КПК.

Практикуются две формы многопартийного сотрудничества и политических консультаций:

1) Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК) и

2) консультативные совещания и собеседования, созываемые по инициативе Центрального и местных комитетов КПК с участием представителей других партий и беспартийных.

В 1949 г. демократические партии были объединены в рамках Единого фронта – Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). Сюда же вошли общественные организации, представители различных национальностей, а также китайцев, проживающих за границей. Основным постоянным органом НПКСК является Постоянный комитет всекитайского совета. Председателем его после 2002 г. был избран Цзя Циньлинь.

Консультативные совещания, на которых обсуждаются важные государственные вопросы, обычно созываются руководителями КПК раз в год. На них приглашаются ответственные лица всех партий и беспартийные представители. Консультативные собеседования проводятся раз в два месяца. И на совещании, и на консультациях руководители ЦК КПК информируют участников встреч о тех или иных вопросах, заслушивают их мнения.

Таким образом действует формула о многопартийном сотрудничестве, которая закреплена в Конституции. Демократические партии КНР считаются участвующими во власти, но нынешний уровень такого участия намного ниже, чем в первые годы социализма. Тогда не коммунисты занимали немало важных государственных постов и в правительстве, и в Административном совете, в судах. В настоящее время не члены КПК занимают гораздо меньше руководящих постов, причем не самых высоких и важных, хотя они есть и среди заместителей Председателя Верховного народного суда, Генерального прокурора, министров, вице-губернаторов провинций. Более всего лидеров демократических партий представлено в Постоянном комитете ВСНП.

Вопросы и задания:

1. Какие факторы обеспечивают сохранение у КПК высокого авторитета в обществе?

2. Каковы основные факторы и принципы, обеспечивающие КПК роль гегемона в китайском обществе?

3. Почему при наличии нескольких политических партий нельзя считать партийную систему КНР многопартийной?

Политическая система Китая

Согласно Конституции 1982 года Китай – унитарная народная республика. Коммунистическая партия Китая является государственной поддержкой партии, и государственные органы имеют параллельные партийные органы на всех уровнях. Формально есть еще восемь небольших некоммунистических партий, но их следует рассматривать как партии-сателлиты Коммунистической партии. Поэтому Китай нельзя назвать демократическим, но на практике он является однопартийным государством.

Формально высшим государственным органом является Всекитайское собрание народных представителей. Глава государства – президент. Правительство возглавляет премьер-министр, но функционирует в основном через постоянный комитет, своего рода внутренний кабинет.

Формально высшим партийным органом является Национальный съезд партии, который собирается каждые пять лет и избирает центральный комитет, который собирается один раз в год. Лидер партии имеет звание генерального секретаря.

Двойная политическая структура делает китайскую политическую систему очень большой и громоздкой. Разделение труда между двумя органами заключается в том, что коммунистическая партия будет формулировать политику, а государственный аппарат будет ее реализовывать. С 1992 года практика такова, что Генеральный секретарь также принимает на себя пост президента.

Конституция и политическая система Китая

В соответствии с Конституцией 1982 года, в последний раз пересмотренной в 2004 году, Китай является унитарной Народной Республикой с Коммунистической партией в качестве партии, поддерживающей государство (хотя партия не упоминается в конституции). Есть несколько других партий, которые разрешены под контроль Коммунистической партии. В Китае существует институциональная политическая система, состоящая из двух частей: государственные органы и администрация имеют параллельные партийные органы на всех уровнях. Это означает, что на всех административных уровнях, от местного, через деревню / город, от регионального до национального, есть, с одной стороны, администрация, которая реализует политические решения и управляет территорией. Параллельно с этим на всех уровнях существуют местные, региональные и национальные отделения Коммунистической партии, которые в значительной степени решают, что должно выполняться административной единицей.

Государственные органы в Китае

В период между сессиями Конгресса функции выполняет его постоянный комитет в составе 177 членов (161 член Конгресса, Президент Конгресса, 13 вице-президентов и Генеральный секретарь).

Со стороны государства формальная власть принадлежит президенту и премьер-министру (правительству). И президент, и премьер-министр официально избираются Конгрессом, но решения о том, кого следует избрать, принимаются либо центральными государственными, либо партийными органами. Президент – глава государства; его роли сильно менялись. Правительство возглавляет премьер-министр, но функционирует в основном через постоянный комитет, своего рода внутренний кабинет.

Партийные органы в Китае

Что касается партии, Национальный съезд партии с более чем 1500 делегатами формально является высшим органом. Он собирается каждые пять лет и избирает центральный комитет из более чем 200 (по данным конгресса в 2017 году: 205) членов, 172 кандидатов в члены и политическое бюро из 26 полноправных членов. Центральный Комитет собирается один раз в год. От пяти до девяти членов Политбюро входят в постоянный комитет, который на практике выполняет функции высшего руководства страны. Лидер партии имеет титул генерального секретаря с 1982 года и является членом Политбюро с самым высоким рейтингом. Решения этих органов выполняются секретариатом, возглавляемым Генеральным секретарем.

Партия контролируется сверху и снизу, а также так, что выборы на более низком уровне решаются путем выдвижения кандидатур на более высоком уровне. Партия также представлена в вооруженных силах, во всех компаниях и учреждениях и управляет массовыми организациями, включая профсоюзное движение. Партия является самой большой в мире, насчитывает около 90 миллионов участников (2019 г.). Большое количество членов в первую очередь связано не с идеологической приверженностью членов, а, скорее, с расширенными карьерными возможностями, которые дает членство в партии.

Третий важный орган власти – Центральный военный комитет. Фактически он состоит из двух комитетов, которые также отражают параллельную иерархию: один принадлежит партии, а другой – государственному аппарату. Председатель этих комитетов на практике действует как главнокомандующий вооруженными силами. Дэн Сяопин был фактическим лидером Китая с конца 1970-х до первой половины 1990-х, не занимая никаких официальных руководящих должностей, кроме председательства в военных комитетах до 1989 года, а затем не занимал формального руководства. С 2004/2005 г. сложилась практика, при которой Генеральный секретарь также занимает должность председателя военных комитетов.

Преуменьшение значения идеологии, которое происходит в школах и в средствах массовой информации, также ослабляет основания для претензий партии на монополию. Внутренняя национальная напряженность и отношения с другими странами также влияют на политику режима.

Административный Отдел в Китае

Административное деление Китая сложно, но на практике можно насчитать пять уровней правительства в рамках национального: провинции (шэн), префектуры (дикю), уезды (сиань), муниципалитеты (сян) и деревни (цунь). На провинциальном уровне есть 22 провинции, пять автономных районов (зижицю) и четыре города, находящихся под прямым контролем (ши). Кроме того, есть подразделения среднего уровня; например, 15 городов администрируются на уровне суб-провинций или заместителей провинций.

На всех уровнях существуют параллельные государственные и партийные органы. Традиционно партийная сторона доминировала, но в рамках политики модернизации государственная сторона с экспертной бюрократией укрепила свои позиции. В этот период также произошла определенная децентрализация власти. На каждом уровне есть народные съезды. Они избираются на всеобщих и прямых выборах до уровня округа включительно. Для последующих уровней представители конгрессов избираются на более низком уровне.

Судебная власть в Китае

Отправление правосудия характеризуется так называемыми народными судами, которые существуют на всех более низких уровнях. На национальном уровне существует верховный народный суд. Его судьи официально избираются Всекитайским собранием народных представителей или его постоянным комитетом. Аналогичные назначения также существуют в судах более низких уровней. Параллельно с судебной системой это система органов прокуратуры, в которой прокуратура высших должностных лиц выступает в качестве основного органа. Отправление правосудия при Мао Цзэдуне было слабым приоритетом.

Конституция 1982 года гласила, что Китай должен управляться законом, а не людьми, как это было раньше. Поправка к конституции 2004 г. укрепила гарантии уважения частной собственности и прав человека. Основная проблема в том, что суды не следят за этим автоматически. Среди проблем – широко распространенная коррупция и использование неформальных ссылок (гуаньси).

Читайте также: