Палех доклад 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества. В настоящее время палехская миниатюра является неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства в целом. Наряду с развитием древних традиций оно несeт в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.

Рождение этого искусства в Палехе не случайно. Оно явилось закономерным результатом развития многовековых традиций в новых исторических условиях, унаследовав мастерство многих поколений иконописцев. Старый палехский опыт богат и многообразен. Издавна в Палехе изучались и сохранялись традиции древнерусского искусства.

Самостоятельный палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII века. Он вобрал в себя и развил основные принципы и элементы новгородской и строгановской школ и живописи Поволжья второй половины XVII века. В XVII-XIX веках палехские мастера неоднократно выполняли заказы на иконы в новгородском стиле или в характере московской фрязи.

Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы. Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д. На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряж лошадей. Всe это изучалось палехскими мастерами и с большим отбором и творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи.

Некоторые иконы рассказывали целые повести о житии и чудесах того или иного святого (например Николая Чудотворца). Такие иконы назывались житийными. В центре иконы, середняке, помещалось изображение святого, а вокруг него распологалась серия мелких картин, называвшихся клеймами, которые дополняли основной сюжет середняка. Клейма часто заключались в прямоугольные рамки, но иногда свободно располагались вокруг середняка.

Хотя житийные иконы встречались уже XIV веке, большое распространение они начали получать начиная с XVI века, особенно в строгановских иконах (по имени купцов Строгановых, основавших на рубеже XVI-XVII веков иконописные мастерские в Москве и Сольвычегорске). Строгановский стиль отличается миниатюрной тонкостью письма и точно рассчитанной сложной композицией. Строгановские иконы были невелики по размерам, имели яркий цвет и обилие золота. Черты строгановских икон нашли своe яркое выражение в творчестве современных художников Палеха.

Но не только строгановские иконы оказали влияние на искусство Палеха. В XVII веке возникают новые очаги народного стиля — во фресковой живописи и многофигурной иконописи Ярославля, Костромы и Ростова Великого, имеющих развитые жизненные элементы. В этот же период в Москве появляется ушаковский стиль (по имени царского изографа Симона Ушакова), характеризующийся большим вниманием к образу человека, стремлением к правдоподобию изображения. Все эти явления вместе с западными влияниями (фрязь) нашли своe отражение в палехской иконописи и дальнейшее развитие в палехской лаковой миниатюре.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Сам Палех расположен в 65 км к востоку от города Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами. До революции Палех входил в состав Вязниковского уезда Владимирской губернии. В 1918 году, с образованием Иваново-Вознесенской губернии, село Палех вошло в еe состав. В настоящее время это рабочий посeлок, районный центр Ивановской области.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА

Местонахождение села Палех Палех расположен в 65 км к востоку от города Ивано.

Местонахождение села Палех Палех расположен в 65 км к востоку от города Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами. До революции Палех входил в состав Вязниковского уезда Владимирской губернии. В 1918 году, с образованием Иваново-Вознесенской губернии, село Палех вошло в её состав. В настоящее время это рабочий посёлок, районный центр Ивановской области. В древности эта земля относилась к Владимиро-Суздальскому княжеству. Согласно легенде Палех был основан бежавшими от монголо-татарского нашествия жителями Владимира и Суздаля. Они сожгли леса и основали поселение, которое назвали Палехом. Но это легенда. На самом деле название селу дала река Палех (позднее Палешка). Что означает это слово, в настоящее время не известно. Его, в числе других аналогичных названий (Ландех, Люлех, Лух), оставило племя, жившее когда-то в этих местах и говорившее на неизвестном ныне языке.

История Палеха Первоначально село Палех принадлежало князьям Палецким из рода.

История Палеха Первоначально село Палех принадлежало князьям Палецким из рода князей Стародубских. По прекращению рода князей Палецких в XV веке село перешло в казну. В 1628 году Палех был пожалован Ивану Бутурлину "за московское осадное сидение королевичево". В писцовой книге 1645 года значится, что в Палехе была "церковь святого Пророка Илии деревяна клетушка (в 1790 году на её месте построена каменная), да два погоста церковных Илии Пророка, и церковь Воздвижения честного креста, а в церкви образа, и свечи, и книги, и ризы, и колокола".

Иконопись Акафист святителю Николаю. Середина XVIII в. Балякин И.И., Буторин.

Иконопись Акафист святителю Николаю. Середина XVIII в. Балякин И.И., Буторин Н.М. Акафист Богоматери. Конец XVIII в. Благовещение. Вторая половина XIX в. Богоматерь. Икона из деисусного чина, XVII в.

Голиков Иван Иванович Палехская миниатюра – вид традиционной русской лаковой.

Голиков Иван Иванович Палехская миниатюра – вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х годов в поселке Палех на основе местного иконописного промысла. На фото: народный художник РСФСР Николай Иванович Голиков, сын одного из основателей палехского искусства, расписывает блюдо.

Кузнецы. Плотник. Пахарь. Стакан для карандашей. Союз рабочих и крестьян. Дос.

Кузнецы. Плотник. Пахарь. Стакан для карандашей. Союз рабочих и крестьян. Доска письменного прибора. Вниз по матушке по Волге. Коробочка, 1925. Две девицы и музыкант. Круглая коробочка, 1925.

Жар-птица. Баул, 1925 Зимня тройка. Шкатулка, 1930 Парочка (Поцелуй). Шкатулк.

Жар-птица. Баул, 1925 Зимня тройка. Шкатулка, 1930 Парочка (Поцелуй). Шкатулка, 1925 Пряха. Шкатулка, 1926

Три девицы под окном. Пластина. Сказка о рыбаке и рыбке. Шкатулка, 1925 Флот.

Три девицы под окном. Пластина. Сказка о рыбаке и рыбке. Шкатулка, 1925 Флот царя Салтана. Пластина

Тройка. Шкатулка, 1927 Тройка красных коней. Шкатулка, 1925 Тайное свидание.

Тройка. Шкатулка, 1927 Тройка красных коней. Шкатулка, 1925 Тайное свидание. Шкатулка, 1924 Речь Разина к голытьбе. Портсигар, 1925

Технология изготовления лаковой миниатюры Палехские лаковые миниатюры пишутся.

Технология изготовления лаковой миниатюры Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях - шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах, - изготовленных из папье-маше. Процесс создания заготовки состоит из следующих операций: Самая первая операция - это раскрой картона. Из листов древесного картона вырезаются формы нужного размера в виде пластин или лент.

Пластины картона смазываются мучным клейстером (из пшеничной или пеклеванной.

Пластины картона смазываются мучным клейстером (из пшеничной или пеклеванной муки) и наклеиваются одна на другую на столе или горизонтально положенной доске. Число слоёв зависит от требуемой толщины изделия и колеблется от 3 до 30. Боковые стороны шкатулок, коробок, футляров и т.д. изготавливаются путём навёртывания полос картона на круглые или прямоугольные болванки (до 12 слоёв).

Затем заготовки обжимаются прессом. Спрессованные полуфабрикаты просушиваются.

Затем заготовки обжимаются прессом. Спрессованные полуфабрикаты просушиваются в сухом, тёмном помещении в течение 3-15 дней. После просушки заготовки пропитываются подогретым льняным маслом (поэтому и используется мучной клейстер, т.к. он, в отличие от других клеев, пропускает масло). В чане с маслом заготовка находится около суток. После этого заготовки двое-трое суток сушатся в герметичном шкафу при температуре 100°C.

Каждая заготовка делается сразу на четыре изделия. Затем их распиливают. Пото.

Каждая заготовка делается сразу на четыре изделия. Затем их распиливают. Потом заготовки тщательно отбираются и передаются столярам. Столяр обрабатывает заготовку напильником.

Круглые изделия доводятся на токарном станке. Дно изделий изготавливается отд.

Круглые изделия доводятся на токарном станке. Дно изделий изготавливается отдельно, вклеивается на своё место и подгоняется рубанком.

Затем заготовку обтачивают на шкуровальном круге. . и, наконец, доводят на.

Затем заготовку обтачивают на шкуровальном круге. . и, наконец, доводят наждачной щёткой.

На этом работа столяра ещё не заканчивается. Для шкатулок требуется изготовит.

На этом работа столяра ещё не заканчивается. Для шкатулок требуется изготовить миниатюрные шарниры, навески и замки. . почти незаметно вделать их.

. и тщательно закрепить в изделии. Грунтовки и шпатлёвки изготавливаются вру.

. и тщательно закрепить в изделии. Грунтовки и шпатлёвки изготавливаются вручную с применением традиционных приспособлений.

Приготовленная из красной глины, масла и сажи шпатлёвка пропускается через кр.

Приготовленная из красной глины, масла и сажи шпатлёвка пропускается через краскотёрку. На изделие шпатлёвка наносится стальным шпателем.

После высыхания шпатлёвка зачищается пемзой, излишки которой смахиваются гуси.

После высыхания шпатлёвка зачищается пемзой, излишки которой смахиваются гусиным пером. Внешняя сторона палехских изделий покрывается чёрным лаком №42 (ранее использовался масляный лак с сажей).

Изнутри изделия раньше покрывались масляным лаком с киноварью (3-4 слоя с про.

Изнутри изделия раньше покрывались масляным лаком с киноварью (3-4 слоя с промежуточной просушкой различной длительности). В настоящее время для этого применяется красная эмаль №223. Последняя операция перед росписью - на изделие снаружи и изнутри в несколько слоёв (до семи) наносится светлый лак. Ранее для этой цели использовался масляный лак, приготавливаемый палехскими мастерами по особым рецептам. В настоящее время используется лак промышленного производства марки 4С (ПФ-283).

Каждый слой просушивается в печи в течение 9 часов при температуре 90°C.

Каждый слой просушивается в печи в течение 9 часов при температуре 90°C.

Когда полуфабрикаты готовы, их передают художникам. Работа палехского художни.

Когда полуфабрикаты готовы, их передают художникам. Работа палехского художника начинается с приготовления краски. Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии. Для этого отделённый от белка желток снова кладут в яичную скорлупу и добавляют туда воды с примесью уксуса. Затем эмульсию размешивают специальным венчиком.

Полученная яичная эмульсия добавляется в сухой пигмент и тщательно растираетс.

Полученная яичная эмульсия добавляется в сухой пигмент и тщательно растирается указательным пальцем. Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой (на матовую поверхность краска ложится лучше, чем на глянцевую). Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.

Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисто.

Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники тоже изготавливают сами). Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску).

По белилам в строгой последовательности наносятся нужные краски.

По белилам в строгой последовательности наносятся нужные краски.

Труд художника-миниатюриста требует не только творческого вдохновения, но и о.

Труд художника-миниатюриста требует не только творческого вдохновения, но и огромной точности и тщательности, поэтому палехским живописцам нередко приходится прибегать к помощи лупы.

Закончив работу красками, художник берётся за золото. Листовое сусальное золо.

Закончив работу красками, художник берётся за золото. Листовое сусальное золото (одна порция - 10 листов 12х7 см) тщательно дробится и растирается пальцами. Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой. В качестве связующего в этом случае используется гуммиарабик. Иногда используется серебро или алюминиевая пудра. Алюминиевая пудра является более грубым материалом и требует более тщательного растирания.

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполирова.

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка - он имеет особенно гладкую поверхность. После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается.

Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом.

Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом. Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.

Как палехская миниатюра наследует иконописи


Павел Баженов. Чурило Пленкович. Шкатулка. 1934 год Музей-квартира А. М. Горького, Москва / Wikimedia Commons

Каждый мастер Палехской артели в лаковой миниатюре применял свой люби­мый иконописный стиль, отсюда разнообразие нового искусства. В произведе­ниях Ивана Вакурова — явные традиции новгородского стиля XV века. В компо­зициях Ивана Голикова, Александра Котухина и Дмитрия Буторина — строга­новской школы XVII века. В работах Ивана Маркичева, Ивана Баканова можно на­йти традиции фресок Спаса на Нередице, Андрея Рублева, мастеров Костро­мы и Ростова XVII века. Аристарх Дыдыкин идет от традиций школы Симона Ушакова и палехского стиля XVIII века; Иван Зубков — от фряжского письма конца XIX века. Стилистические особенности разных иконописных стилей луч­ше всего видны в изображениях горок, деревьев и архитектуры. А вот изо­бра­жения людей и коней подверглись большей трансфор­мации, потому что авто­ры следовали сюжетам и композиционным задачам XX века.



Размер бисерницы — всего 4 на 5 см.


Клеймо — это сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы.

Государственный музей палехского искусства

Иконография палехских акафистов дала много вариантов изобразительных реше­ний для самых разных пространств и сюжетов: море, горы, здания внутри и снаружи, народ на городской площади, одинокий путник в лесу или пустыне. Художники заимство­вали эти иконографические решения и развивали их коло­­ристи­чески и пла­сти­чески для решения новых задач.




Основой палехского лакового искусства стала сложная живописная техника плавей, тоже сохраненная из иконописи. В этой технике прозрачные краски разных тонов наносятся в несколько слоев, каждая плавь отвечает за свой участок рисунка. В иконах таким методом прописывали лики. В результате переходы от темного к светлому незаметны, а резкие белильные движки, завершающие работу над изображением, придают ему динамичности.



В палехской иконе живопись органично соединялась с золотыми фонами. Золо­том расписывали пробела одежд Пробел — прием иконописи и палехской жи­вописи, с помощью которого достигается ощу­­щение объема фигур; штрихи, написан­ные белилами, золотом или краской в не­сколь­ко слоев. , узорочье решеток, занавесей, риз. Роспись золотом используется и в лаковой миниатюре, решая самые разные декоративные задачи (это еще одно существенное отличие Палеха от других центров лаковой миниатюры — Холуя, Мстёры и Федоскина).




На тыльной стороне иконы есть подписи авторов — Ивана Балякина и Никиты Буторина.

Государственный музей палехского искусства

Какие еще истоки у палехской миниатюры



Иван Вакуров. Охота на оленя. 1925 год Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

В поисках нового изобразительного языка бывшие иконописцы обращались к книгам по японскому, персидскому и античному искусству из библиотеки искусствоведов Анатолия Бакушинского и Александра Глазунова. Так, из пер­сид­ской миниатюры пришла идея изображать сцены охот и битв. Но это не пря­мое повторение: колорит остался традиционным, а фигуры лошадей выполнялись в традиции новгородской иконы, в светлых и темных силуэтах и разнообразными по цвету — белыми, черными, киноварными, синими и желтыми.



Рафаэль Санти. Встреча Иакова с Рахилью. Фреска лоджии Рафаэля в Ватикане. 1519 год Wikimedia Commons

Ivanovo crest

Курс создан при поддержке правительства Ивановской области и приурочен к празднованию ее столетия в 2018 году

  • Бакушинский А. В. Искусство Палеха.

Слово Палех — многозначно. Итак, Палех — что это такое? Палех – это название старинного села, расположенного вдалеке от шума и сутолоки больших городов. Это народный промысел и роспись. Наконец, это один из символов России, такой же как русская матрешка, хохлома и гжельская посуда.

Палехская роспись

История промысла Палеха

Письменные упоминания о селе относятся к началу семнадцатого века, как о вотчине князей Бутурлиных, родственников Иоанна Грозного. Уже тогда, о нем писали, как о большом поселении. А устные рассказы о его возникновении, восходят еще к монголо-татарскому игу.

Зарождение росписи

Тогда, из разоренных Владимира и Суздаля, бежали люди в глухие чащи, подальше от татаро-монгольского пленения. Среди них были и монахи-иконописцы, захватившие с собой маленькие образочки – писанки. От этих иконописцев и возникла знаменитая на весь мир Палехская роспись.

Это место не было широко известно. Замкнутость, глухие леса и болота, удаленность от торговых путей, способствовало сохранению древних традиций в промысле, только ручному производству и яркой самобытности изделий.

Иконописью изначально занимались только в монастырях, но с тринадцатого века, стали возникать первые светские мастерские. В Палехе иконопись стала семейным производством. Целые династии местных мастеров-иконописцев прославляли Палех на всю Россию и зарубежье росписью. Даже жениться и замуж выходить старались за своих живописцев, чтобы не передавать чужим секреты мастерства.

Интересный факт

Есть история, как великий Гете, узнал о мастерстве художников Палеха, загорелся желанием увидеть прославленные иконы, написанные суровыми русскими мужиками в деревенских избушках заснеженной Руси. Его мечта сбылась, в подарок ему прислали иконы, не уступавшие византийским, написанные братьями Каурцевыми.

Современное время

После воцарения Советской власти все изменилось. За иконопись сажали в тюрьму, могли и расстрелять. Практически все мужское население потеряло доход. Многие рассеялись по городам в поисках работы. Одним из таких художников, был Иван Голиков. Он стал театральным художником в Москве, и вскоре создал свою первую вещицу – шкатулку из картона, расписанную в миниатюрной росписи.

Шкатулка из картона

Расцвет искусства пришелся на шестидесятые — восьмидесятые годы. Тогда выпускалось огромное количество продукции с палехским письмом – открытки, марки, различные сувениры, расписанные коробки для косметики, подносы и тарелки.

Сейчас палехская роспись представлена в самом широком выборе: от дорогих выставочных произведений, до сувениров, декоративных панно, разнообразных шкатулок и футляров. Все изделия изготовлены в единственном экземпляре или небольшой коллекции.

Елочные игрушки, вручную расписанные художниками Палеха и Мстеры, с поздравительными надписями, недавнее явление на рынке искусства. Но они уже завоевали место в сердцах ценителей прекрасного и коллекционеров. Посуда с палехским письмом – замечательный подарок на любую памятную дату.

Особенности палехской росписи

Школу Палеха можно сразу узнать по черному фону работ, подсвеченным золотом многофигурным композициям, напоминающим иконопись. Роспись отличается:

  • Миниатюрностью, изяществом исполнения;
  • Плавностью и мягкостью оттенков;
  • Филигранностью и живописностью;
  • Наполненностью элементами;
  • Точная роспись мелких деталей;
  • Многообразием тонов и переходов.

Еще к особенностям можно отнести насыщенность объектами, находящимися в движении, это не только люди и животные, а также деревья, облака, неживая природа. В иконописном стиле изображаются люди, рельефы, природа, все отличаются хрупкостью и изяществом.

Техника выполнения росписи

Рождение палехского изделия – долгий и многотрудный процесс. Предметы изготавливаются из специального пористого картона. Необходимое количество листов картона проклеиваются жидким клейстером, затем надеваются на специальную болванку и помещаются в пресс. Детали для изделий формируют отдельно. Затем просушивают в течение двух недель, потом вымачивают в горячей олифе и выдерживают в печах. Полученные детали становятся твердыми и прочными.

Поверхности, которые в дальнейшем будут покрываться росписью, выравнивают, полируют наждаком и несколько раз грунтуют смесью сажи, олифы и глины. После каждой грунтовки – сушат и шлифуют. На наружные стороны наносят раствор сажи в масле несколько раз, затем покрывают черным лаком. Внутренние поверхности обрабатываются красным лаком. Затем изделие полностью закрашивается бесцветной политурой.

Все поверхности становятся гладкими, блестящими. Чтобы наносимые краски не скатывались, нужные места для росписи зачищают пемзой и передают художникам.

Рабочие места оснащены специальными подставками для руки, чтобы кисть не затекала. Имеются особые гребенки для росписи внутренних стенок, для них же предназначены большие лупы. Некоторые изображения можно рассмотреть только при сильном увеличении.

Художник наносит набросок картины карандашом, потом прорисовывает его белилами. После прорисовывания красками делает роспись сусальным золотом, предварительно раздробленным и растертым пальцами. В завершение мастер ставит подпись, лакирует и окончательно просушивает готовое изделие.

Интересный факт

Для особого блеска золота предмет полируют зубом волка. С его гладкостью и шелковистостью не может сравниться ни один инструмент, даже самый высокотехнологичный.

Палехская роспись картинки

Палехское письмо – наиболее редкое и уникальное в своем роде. Трудоемкость ручного процесса и филигранная точность работы, позволяет создавать истинные шедевры, которые составляют национальную гордость России. В нем сочетаются основополагающие принципы византийской одухотворенной иконописи и живого художественно-прикладного народного творчества.

Роспись Палеха

У Палехской лаковой миниатюры, свой уникальный мир. Он одновременно реален и фантастичен, даже простые бытовые сценки полны радости, движения и поэтичности.

Элементы палехской росписи

Радостное многоцветье узоров на фоне черноты — все это палехская роспись. На маленькой поверхности располагается множество разнообразных элементов. Чтобы рассмотреть всю красоту лаковой миниатюры – зачастую приходится прибегать к увеличительному стеклу. Это удивительные причудливые деревья и цветы с выписанными листочками. Палешане нашли способ делать изображения кроны выпуклой, рельефной, для чего используют технику наложения белил в несколько слоев. Деревья, несмотря на схематичность рисунка – становятся живыми.

Основные цвета в росписи

В Палехской росписи основной фон – черный. Он знаменует собой землю, глубину и первозданный хаос, рождающий жизнь, свет, радость и мир. Присуще древнерусское соединение цветов – красного, желтого и зеленого. Красный – символ красоты, плодородия (красно солнышко, весна-красна). Зеленый – знак растений, молодости, жизни на природе, отдыха. Желтый говорит о зрелости, созревании, достижении успехов и достатка. В Палехской росписи обильно присутствует золото. Оно символизирует солнце, изобилие и наследие иконописи – не тварный Божественный свет, озаряющий весь мир и пронзающий все – даже извечную тьму.

Читайте также: