Открытая банковская информация доклад

Обновлено: 19.04.2024

ющим, так и ее форму. Это означает, что информация о банке должна изготавливаться в таких формах и такими способами, чтобы любое юридическое или физическое лицо могло ее получить, не связывая себя офертой на заключение договора.

В зарубежной практике это, как правило, делается путем изготовления буклетов, проспектов, практически предоставляемых в неограниченном количестве любым лицам, посетившим конторы банков. Российские банки только начинают предоставлять информацию в такой форме.

  1. При осуществлении банковских операций кредитная организация обязана по требованию физического или юридического лица предоставить лицензию на осуществление банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год. За введение физических и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность.

В соответствии с этим нормативным актом коммерческие банки и другие кредитные организации, публично размещающие эмитируемые ими ценные бумаги, осуществляют раскрытие информации, содержащейся в регистрационных документах. Раскрытие данной информации является одним из способов защиты прав инвесторов, приобретающих ценные бумаги коммерческих банков и других кредитных организаций.

При этом в процессе раскрытия информации принимает участие профессиональный субъект, именуемый распространителем, в качестве которого может выступать любое предприятие (организация), осуществляющее распространение информации о ценных бумагах коммерческих банков и других кредитных организаций и эмитентах указанных ценных бумаг на основании договора с Банком России. Договоры о распространении информации заключаются только с предприятиями и организациями, специализирующимися в области распространения информации, проведения финансового анализа и инвестиционных консультаций.

Для рассмотрения Центральным банком Российской Федерации вопроса о целесообразности подписания договора о распространении информации распространитель представляет в Департамент ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации нотариально заверенные копии регистрационных документов (Устав и свидетельство о регистрации в качестве юридического лица, лицензию на соответствующую деятельность) и заявление. Срок рассмотрения заявления ограничивается двумя рабочими неделями. Результат рассмотрения заявления сообщается распространителю письменно.

  • отсутствия в Уставе распространителя упоминания о специализации в области распространения информации, проведения финансового анализа и инвестиционных консультаций;
  • нарушения формы заявления, в котором должны быть указаны полное официальное наименование организации, род деятельности организации и планируемые способы распространения информации, а также должен быть обозначен конкретный сотрудник, уполномоченный на выработку условий договора со стороны организации;
  • несогласия Банка России с предложениями распространителя об особых условиях договора;
  • непредставления всех требуемых документов.

Сбор информации, подлежащей раскрытию, осуществляют подразделения главных территориальных управлений (национальных банков) Банка России, регистрирующие ценные бумаги коммерческих банков и других кредитных организаций, и Департамент ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации.

Сбор информации осуществляется одновременно с принятием регистрационных документов от коммерческих банков и других кредитных организаций. Регистрационные документы составляются по единым формам с использованием программного обеспечения, разрабатываемого Департаментом ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации, и поступают на бумажных и магнитных носителях. При сдаче регистрационных документов в главные территориальные управления Банка России коммерческие банки и другие кредитные организации прилагают письменное подтверждение соответствия информации, содержащейся в бумажных регистрационных документах, информации, содержащейся на магнитных носителях.

Информация с магнитных носителей, предоставленных коммерческими банками и другими кредитными организациями, передается главными территориальными управлениями (национальными банками) Банка России в Департамент ценных бумаг Банка России в трехдневный срок с даты регистрации регистрационных документов с помощью электронной сети РЕМАРТ или иным способом, согласованным с Департаментом ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации.

  1. Дальнейшая передача информации осуществляется в следующем порядке. Раскрываемая коммерческими банками и другими кредитными организациями информация без изменений передается Департаментом ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации в виде электронных файлов распространителям, с которыми Банк России заключил соответствующие договоры. Договор о распространении информации составляется по форме типового договора.
  • проспекты эмиссии ценных бумаг акционерных коммерческих банков и других кредитных организаций, действующих в форме открытых акционерных обществ (в полном объеме проспекта эмиссии);
  • проспекты эмиссии ценных бумаг акционерных коммерческих банков и других кредитных организаций, действующих в форме закрытых акционерных обществ, если указанные банки или кредитные организации за время своей деятельности выпускали ценные бумаги, иные, чем акции (в полном объеме проспекта эмиссии);
  • проспекты эмиссии акций акционерных коммерческих банков и других кредитных организаций, действующих в форме закрытых акционерных обществ (в объеме проспекта эмиссии), за исключением бухгалтерских балансов по счетам второго порядка;
  • заявления на регистрацию ценных бумаг акционерных коммерческих банков и других кредитных организаций (в полном объеме заявления);
  • отчеты об итогах выпуска ценных бумаг акционерных коммерческих банков и других кредитных организаций (в полном объеме отчета об итогах выпуска);
  • годовые отчеты по ценным бумагам акционерных коммерческих банков и других кредитных организаций, действующих в форме открытых акционерных обществ (в полном объеме годового отчета);
  • годовые отчеты по ценным бумагам акционерных коммерческих банков и других кредитных организаций, действующих в форме закрытых акционерных обществ, если указанные банки или кредитные организации за время своей деятельности выпускали ценные бумаги, иные, чем акции (в полном объеме годового отчета);
  • годовые отчеты по ценным бумагам акционерных коммерческих банков и других кредитных организаций, действующих в форме закрытых акционерных обществ (в объеме годового отчета), за исключением бухгалтерских балансов по счетам второго порядка.

Банк России не несет никакой ответственности за несоответствие действительности информации, включенной в проспекты эмиссии, заявления, отчеты об итогах выпуска и годовые отчеты по ценным бумагам, переданные коммерческими банками и другими кредитными организациями Банку России. Ответственность за достоверность данных, переданных Банку России, несет банк или другое кредитное учреждение — эмитент ценных бумаг; Банк России обеспечивает только полную передачу информации, включенной в раскрываемый документ.

Распространитель обязуется обеспечить свободный и равный доступ инвесторов к информации, полученной из Банка России выбранным им способом. Плата за получение информации конечными пользователями не должна превышать накладных расходов за ее распространение. Распространитель гарантирует, что он не изменяет содержание информации, полученной из Банка России, при передаче ее конечным пользователям.

Договор о распространении информации не предусматривает каких-либо взаимных расчетов. Следовательно, оплата услуг по распространению банковской информации ложится на ее пользователя, т.е. потенциального инвестора, что вряд ли можно считать оптимальным распределением имущественного бремени.

  1. Контроль за исполнением распространителем его обязательств по договору осуществляет Департамент ценных бумаг Банка России. Формы и методы контроля избираются Банком России. Распространитель обязуется предоставлять Банку России любую информацию, связанную с исполнением договора. Запрос на подобную информацию может быть сделан в любой форме.

Банк России вправе в любой момент в одностороннем порядке без уплаты каких-либо штрафных санкций прекратить выполнение своих обязательств, если в ходе проверки будет установлено нарушение распространителем его обязательств.

  • число абонентов, пользующихся каждым из способов получения информации;
  • объем информации (количество документов), полученной абонентами каждым способом;
  • количество разовых запросов по каждому из способов передачи информации;
  • объем информации (количество документов), полученной разовыми пользователями каждым из способов передачи информации;
  • распределение информации, полученной всеми пользователями, по видам эмиссионных документов (если способ распространения информации позволяет вести такой учет).

В зависимости от способов передачи информации Банк России по согласованию с распространителем может требовать представления иных данных о раскрытии информации.

Обязательства распространителя о представлении Банку России данных по раскрытию информации включаются в договор о распространении информации.

Распространители представляют Банку России информацию, связанную с выполнением договоров, по его запросу. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения договора о распространении информации Банк России вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор, оставляя за собой право любым способом информировать общественность о нарушении распространителем условий договора. Повторное заключение договора с распространителями, с которыми он был расторгнут, производится на общих основаниях.

Открытость банковской информации означает обязанность банка, с одной стороны, публиковать определенный круг сведе­ний, адресованных неопределенному числу лиц, а с другой — со­общать любому обратившемуся к банку лицу требуемые сведения.

При этом очень важно подчеркнуть, что эта открытая банков­ская информация должна быть таковой для неограниченного кру­га лиц. Дело в том, что в российской банковской практике очень часто предоставление информации связывается с заключаемыми договорами, т.е. информация предоставляется в процессе заклю­чения договора либо после его заключения. Это в принципе не­верно. В соответствии с требованиями закона определенный объ­ем банковской информации должен быть доступен неограничен­ному кругу лиц.

В данном случае понятие доступности должно включать в се­бя как возможность получения этой информации любым жела­ющим, так и ее форму. Это означает, что информация о банке должна изготавливаться в таких формах и такими способами, что­бы любое юридическое или физическое лицо могло ее получить, не связывая себя офертой на заключение договора. В зарубежной практике это, как правило, делается путем изготовления букле­тов, проспектов, практически предоставляемых в неограниченном количестве любым лицам, посетившим конторы банков. Рос­сийские банки только начинают предоставлять информацию в та­кой форме.

Доступность означает еще и форму изложения (или подачи) ин­формации. Разумеется, квалифицированный экономист или фи­нансист в состоянии проанализировать огромное количество бан­ковской информации независимо от того, каким образом она из­ложена. Обычные же граждане, а именно на них должна быть ори­ентирована банковская информация, вправе получать ее в макси­мально простой и доступной восприятию форме. В российском бан­ковском праве по этому поводу не содержится никаких предписаний. Следовательно, это поле для инициативы банков, которые, разрабатывая и совершенствуя формы подачи информа­ции, могут привлечь большее количество клиентов.

1. При осуществлении банковских операций кредитная орга­низация обязана по требованию физического или юридического лица предоставить лицензию на осуществление банковских опе­раций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтер­ский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заклю­чение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские ба­лансы за текущий год. За введение физических и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо предо­ставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность.

В соответствии с этим нормативным актом коммерческие банки и другие кредитные организации, публично размещающие эмитируемые ими ценные бумаги, осуществляют раскрытие ин­формации, содержащейся в регистрационных документах. Раскры­тие данной информации является одним из способов защиты прав инвесторов, приобретающих ценные бумаги коммерческих банков и других кредитных организаций.

При этом в процессе раскрытия информации принимает уча­стие профессиональный субъект, именуемый распространителем, в качестве которого может выступать любое предприятие (орга­низация), осуществляющее распространение информации о цен­ных бумагах коммерческих банков и других кредитных организа­ций и эмитентах указанных ценных бумаг на основании догово­ра с Банком России. Договоры о распространении информации заключаются только с предприятиями и организациями, специа­лизирующимися в области распространения информации, прове­дения финансового анализа и инвестиционных консультаций.

Для рассмотрения Центральным банком Российской Федера­ции вопроса о целесообразности подписания договора о распро­странении информации распространитель представляет в Депар­тамент ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации нотариально заверенные копии регистрационных документов (Ус­тав и свидетельство о регистрации в качестве юридического ли­ца, лицензию на соответствующую деятельность) и заявление.

Срок рассмотрения заявления ограничивается двумя рабочими не­делями. Результат рассмотрения заявления сообщается распрост­ранителю письменно.

Отказ в подписании договора о распространении информации допускается только в случае:

— отсутствия в Уставе распространителя упоминания о спе­циализации в области распространения информации, проведения финансового анализа и инвестиционных консультаций;

— нарушения формы заявления, в котором должны быть ука­заны полное официальное наименование организации, род дея­тельности организации и планируемые способы распространения информации, а также должен быть обозначен конкретный сотруд­ник, уполномоченный на выработку условий договора со сторо­ны организации;

— несогласия Банка России с предложениями распространи­теля об особых условиях договора;

— непредставления всех требуемых документов.

2. Под раскрытием информации понимается обеспечение ее до­ступности для всех заинтересованных в этом лиц независимо от целей получения этой информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Регистрационными документами в дан­ном случае считаются все документы, представляемые в Централь­ный банк Российской Федерации коммерческими банками и дру­гими кредитными организациями для регистрации выпускаемых ими ценных бумаг: заявления и проспекты эмиссии акций и об­лигаций, отчеты об итогах выпуска акций и облигаций, а также годовые отчеты по ценным бумагам. Раскрытию подлежит вся ин­формация, содержащаяся в регистрационных документах, за ис­ключением бухгалтерских балансов по счетам второго порядка ком­мерческих банков и других кредитных организаций — закрытых акционерных обществ, не выпускавших других ценных бумаг, кроме акций.

Сбор информации, подлежащей раскрытию, осуществляют подразделения главных территориальных управлений (националь­ных банков) Банка России, регистрирующие ценные бумаги ком­мерческих банков и других кредитных организаций, и Департамент ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации.

Сбор информации осуществляется одновременно с приняти­ем регистрационных документов от коммерческих банков и дру­гих кредитных организаций.

Регистрационные документы состав­ляются по единым формам с использованием программного обес­печения, разрабатываемого Департаментом ценных бумаг Цент­рального банка Российской Федерации, и поступают на бумаж­ных и магнитных носителях. При сдаче регистрационных докумен­тов в главные территориальные управления Банка России коммерческие банки и другие кредитные организации прилагают письменное подтверждение соответствия информации, содержа­щейся в бумажных регистрационных документах, информации, со­держащейся на магнитных носителях.

Информация с магнитных носителей, предоставленных ком­мерческими банками и другими кредитными организациями, пе­редается главными территориальными управлениями (националь­ными банками) Банка России в Департамент ценных бумаг Бан­ка России в трехдневный срок с даты регистрации регистрацион­ных документов с помощью электронной сети РЕМАРТ или иным способом, согласованным с Департаментом ценных бумаг Цент­рального банка Российской Федерации.

3. Дальнейшая передача информации осуществляется в следу­ющем порядке. Раскрываемая коммерческими банками и други­ми кредитными организациями информация без изменений пе­редается Департаментом ценных бумаг Центрального банка Рос­сийской Федерации в виде электронных файлов распространите­лям, с которыми Банк России заключил соответствующие дого­воры. Договор о распространении информации составляется по фор­ме типового договора.

Предметом договора является передаваемая Банком России на неисключительной основе, бесплатно следующая информация:

— проспекты эмиссии ценных бумаг акционерных коммерче­ских банков и других кредитных организаций, действующих в фор­ме открытых акционерных обществ (в полном объеме проспекта эмиссии);

— проспекты эмиссии ценных бумаг акционерных коммерче­ских банков и других кредитных организаций, действующих в фор­ме закрытых акционерных обществ, если указанные банки или кре­дитные организации за время своей деятельности выпускали цен­ные бумаги, иные, чем акции (в полном объеме проспекта эмис­сии);

— проспекты эмиссии акций акционерных коммерческих бан­ков и других кредитных организаций, действующих в форме за­крытых акционерных обществ (в объеме проспекта эмиссии), за исключением бухгалтерских балансов по счетам второго порядка;

— заявления на регистрацию ценных бумаг акционерных ком­мерческих банков и других кредитных организаций (в полном объ­еме заявления);

— отчеты об итогах выпуска ценных бумаг акционерных ком­мерческих банков и других кредитных организаций (в полном объ­еме отчета об итогах выпуска);

— годовые отчеты по ценным бумагам акционерных коммер­ческих банков и других кредитных организаций, действующих в форме открытых акционерных обществ (в полном объеме годово­го отчета);

— годовые отчеты по ценным бумагам акционерных коммер­ческих банков и других кредитных организаций, действующих в форме закрытых акционерных обществ, если указанные банки или кредитные организации за время своей деятельности выпускали ценные бумаги, иные, чем акции (в полном объеме годового от­чета);

— годовые отчеты по ценным бумагам акционерных коммер­ческих банков и других кредитных организаций, действующих в фор­ме закрытых акционерных обществ (в объеме годового отчета), за исключением бухгалтерских балансов по счетам второго порядка.

Банк России не несет никакой ответственности за несоответ­ствие действительности информации, включенной в проспекты эмис­сии, заявления, отчеты об итогах выпуска и годовые отчеты по цен­ным бумагам, переданные коммерческими банками и другими кре­дитными организациями Банку России. Ответственность за досто­верность данных, переданных Банку России, несет банк или дру­гое кредитное учреждение — эмитент ценных бумаг; Банк России обеспечивает только полную передачу информации, включенной в раскрываемый документ.

Распространитель обязуется обеспечить свободный и равный доступ инвесторов к информации, полученной из Банка России выбранным им способом. Плата за получение информации конеч­ными пользователями не должна превышать накладных расходов за ее распространение. Распространитель гарантирует, что он не изменяет содержание информации, полученной из Банка России, при передаче ее конечным пользователям.

Договор о распространении информации не предусматривает каких-либо взаимных расчетов. Следовательно, оплата услуг по рас­пространению банковской информации ложится на ее пользова­теля, т.е. потенциального инвестора, что вряд ли можно считать оптимальным распределением имущественного бремени.

Договор на распространение информации считается консен­суальным и срочным, поскольку, как правило, заключается на один год, по истечении указанного срока он прекращается.

4. Контроль за исполнением распространителем его обязательств по договору осуществляет Департамент ценных бумаг Банка Рос­сии.

Формы и методы контроля избираются Банком России. Рас­пространитель обязуется предоставлять Банку России любую ин­формацию, связанную с исполнением договора. Запрос на подоб­ную информацию может быть сделан в любой форме.

Банк России вправе в любой момент в одностороннем поряд­ке без уплаты каких-либо штрафных санкций прекратить выпол­нение своих обязательств, если в ходе проверки будет установле­но нарушение распространителем его обязательств.

Банк России собирает данные о частоте и способах получения информации о ценных бумагах коммерческих банков и других кре­дитных организаций и эмитентах указанных ценных бумаг конеч­ными пользователями. Каждый распространитель в срок до 15 чис­ла каждого первого месяца квартала представляет в Департамент ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации следу­ющие данные за предшествующий квартал:

— число абонентов, пользующихся каждым из способов полу­чения информации;

— объем информации (количество документов), полученной абонентами каждым способом;

— количество разовых запросов по каждому из способов пе­редачи информации;

— объем информации (количество документов), полученной разовыми пользователями каждым из способов передачи инфор­мации;

— распределение информации, полученной всеми пользова­телями, по видам эмиссионных документов (если способ рас­пространения информации позволяет вести такой учет).

В зависимости от способов передачи информации Банк Рос­сии по согласованию с распространителем может требовать пред­ставления иных данных о раскрытии информации.

Обязательства распространителя о представлении Банку Рос­сии данных по раскрытию информации включаются в договор о распространении информации.

Распространители представляют Банку России информацию, связанную с выполнением договоров, по его запросу. В случае не­выполнения или ненадлежащего выполнения договора о распро­странении информации Банк России вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор, оставляя за собой право любым способом информировать общественность о нарушении распро­странителем условий договора. Повторное заключение договора с распространителями, с которыми он был расторгнут, произво­дится на общих основаниях.

Открытость банковской информации означает обязанность банка, с одной стороны, публиковать определенный круг сведений, адресованных неопределенному числу лиц, а с другой — сообщать любому обратившемуся к банку лицу требуемые сведения.

При этом очень важно подчеркнуть, что эта открытая банковская информация должна быть таковой для неограниченного круга лиц. Дело в том, что в российской банковской практике очень часто предоставление информации связывается с заключаемыми договорами, т. е. информация предоставляется в процессе заключения договора либо после его заключения. Это в принципе неверно. В соответствии с требованиями закона определенный объем банковской информации должен быть доступен неограниченному кругу лиц.

В данном случае понятие доступности должно включать в себя как возможность получения этой информации любым желающим, так и ее форму. Это означает, что информация о банке должна изготавливаться в таких формах и такими способами, чтобы любое юридическое или физическое лицо могло ее получить, не связывая себя офертой на заключение договора.

Доступность означает еще и форму изложения (или подачи) информации.

При осуществлении банковских операций кредитная организация обязана по требованию физического или юридического лица предоставить лицензию на осуществление банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год. За введение физических и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность.

Специальные правила по поводу открытой банковской информации установлены письмом Банка России от 4 августа 1995 г. № 183 “Об утверждении и введении в действие Положения о порядке раскрытия информации о банках и других кредитных организациях — эмитентах ценных бумаг в Российской Федерации”.

В соответствии с этим нормативным актом коммерческие банки и другие кредитные организации, публично размещающие эмитируемые ими ценные бумаги, осуществляют раскрытие информации, содержащейся в регистрационных документах. Раскрытие данной информации является одним из способов защиты прав инвесторов, приобретающих ценные бумаги коммерческих банков и других кредитных организаций.

При этом в процессе раскрытия информации принимает участие профессиональный субъект, именуемый распространителем, в качестве которого может выступать любое предприятие (организация), осуществляющее распространение информации о ценных бумагах коммерческих банков и других кредитных организаций и эмитентах указанных ценных бумаг на основании договора с Банком России. Договоры о распространении информации заключаются только с предприятиями и организациями, специализирующимися в области распространения информации, проведения финансового анализа и инвестиционных консультаций.

Для рассмотрения Центральным банком Российской Федерации вопроса о целесообразности подписания договора о распространении информации распространитель представляет в Департамент ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации нотариально заверенные копии регистрационных документов (Устав и свидетельство о регистрации в качестве юридического лица, лицензию на соответствующую деятельность) и заявление. Срок рассмотрения заявления ограничивается двумя рабочими неделями. Результат рассмотрения заявления сообщается распространителю письменно.

Сбор информации, подлежащей раскрытию, осуществляют подразделения главных территориальных управлений (национальных банков) Банка России, регистрирующие ценные бумаги коммерческих банков и других кредитных организаций, и Департамент ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации.

Дальнейшая передача информации осуществляется в следующем порядке. Раскрываемая коммерческими банками и другими кредитными организациями информация без изменений передается Департаментом ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации в виде электронных файлов распространителям, с которыми Банк России заключил соответствующие договоры. Договор о распространении информации составляется по форме типового договора.

§ 2. Открытая информация о банковской деятельности и порядок ее предоставления

1. Открытость банковской информации означает обязанность банка, с одной стороны, публиковать определенный круг сведений, адресованных неопределенному числу лиц, а с другой — сообщать любому обратившемуся к банку лицу требуемые сведения.
При этом очень важно подчеркнуть, что эта открытая банковская информация должна быть таковой для неограниченного круга лиц. Дело в том, что в российской банковской практике очень часто предоставление информации связывается с заключаемыми договорами, т.е. информация предоставляется в процессе заключения договора либо после его заключения. Это в принципе неверно. В соответствии с требованиями закона определенный объем банковской информации должен быть доступен неограниченному кругу лиц.
В данном случае понятие доступности должно включать в себя как возможность получения этой информации любым желающим, так и ее форму. Это означает, что информация о банке должна изготавливаться в таких формах и такими способами, чтобы любое юридическое или физическое лицо могло ее получить, не связывая себя офертой на заключение договора. В зарубежной практике это, как правило, делается путем изготовления буклетов, проспектов, практически предоставляемых в неограниченном количестве любым лицам, посетившим конторы банков. Российские банки только начинают предоставлять информацию в такой форме.
Доступность означает еще и форму изложения (или подачи) информации. Разумеется, квалифицированный экономист или финансист в состоянии проанализировать огромное количество банковской информации независимо от того, каким образом она изложена. Обычные же граждане, а именно на них должна быть ориентирована банковская информация, вправе получать ее в максимально простой и доступной восприятию форме. В российском банковском праве по этому поводу не содержится никаких предписаний. Следовательно, это поле для инициативы банков, которые, разрабатывая и совершенствуя формы подачи информации, могут привлечь большее количество клиентов.
2. При осуществлении банковских операций кредитная организация обязана по требованию физического или юридического лица предоставить лицензию на осуществление банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год. За введение физических и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность.
Специальные правила по поводу открытой банковской информации установлены письмом Банка России от 4 августа 1995 г. № 183 “Об утверждении и введении в действие Положения о порядке раскрытия информации о банках и других кредитных организациях — эмитентах ценных бумаг в Российской Федерации”.
В соответствии с этим нормативным актом коммерческие банки и другие кредитные организации, публично размещающие эмитируемые ими ценные бумаги, осуществляют раскрытие информации, содержащейся в регистрационных документах. Раскрытие данной информации является одним из способов защиты прав инвесторов, приобретающих ценные бумаги коммерческих банков и других кредитных организаций.
При этом в процессе раскрытия информации принимает участие профессиональный субъект, именуемый распространителем, в качестве которого может выступать любое предприятие (организация), осуществляющее распространение информации о ценных бумагах коммерческих банков и других кредитных организаций и эмитентах указанных ценных бумаг на основании договора с Банком России. Договоры о распространении информации заключаются только с предприятиями и организациями, специализирующимися в области распространения информации, проведения финансового анализа и инвестиционных консультаций.
Для рассмотрения Центральным банком Российской Федерации вопроса о целесообразности подписания договора о распространении информации распространитель представляет в Департамент ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации нотариально заверенные копии регистрационных документов (Устав и свидетельство о регистрации в качестве юридического лица, лицензию на соответствующую деятельность) и заявление. Срок рассмотрения заявления ограничивается двумя рабочими неделями. Результат рассмотрения заявления сообщается распространителю письменно.
Отказ в подписании договора о распространении информации допускается только в случае:
- отсутствия в Уставе распространителя упоминания о специализации в области распространения информации, проведения финансового анализа и инвестиционных консультаций;
- нарушения формы заявления, в котором должны быть указаны полное официальное наименование организации, род деятельности организации и планируемые способы распространения информации, а также должен быть обозначен конкретный сотрудник, уполномоченный на выработку условий договора со стороны организации;
- несогласия Банка России с предложениями распространителя об особых условиях договора;
- непредставления всех требуемых документов.
3. Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности для всех заинтересованных в этом лиц независимо от целей получения этой информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Регистрационными документами в данном случае считаются все документы, представляемые в Центральный банк Российской Федерации коммерческими банками и другими кредитными организациями для регистрации выпускаемых ими ценных бумаг: заявления и проспекты эмиссии акций и облигаций, отчеты об итогах выпуска акций и облигаций, а также годовые отчеты по ценным бумагам. Раскрытию подлежит вся информация, содержащаяся в регистрационных документах, за исключением бухгалтерских балансов по счетам второго порядка коммерческих банков и других кредитных организаций — закрытых акционерных обществ, не выпускавших других ценных бумаг, кроме акций.
Сбор информации, подлежащей раскрытию, осуществляют подразделения главных территориальных управлений (национальных банков) Банка России, регистрирующие ценные бумаги коммерческих банков и других кредитных организаций, и Департамент ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации.
Сбор информации осуществляется одновременно с принятием регистрационных документов от коммерческих банков и других кредитных организаций. Регистрационные документы составляются по единым формам с использованием программного обеспечения, разрабатываемого Департаментом ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации, и поступают на бумажных и магнитных носителях. При сдаче регистрационных документов в главные территориальные управления Банка России коммерческие банки и другие кредитные организации прилагают письменное подтверждение соответствия информации, содержащейся в бумажных регистрационных документах, информации, содержащейся на магнитных носителях.
Информация с магнитных носителей, предоставленных коммерческими банками и другими кредитными организациями, передается главными территориальными управлениями (национальными банками) Банка России в Департамент ценных бумаг Банка России в трехдневный срок с даты регистрации регистрационных документов с помощью электронной сети РЕМАРТ или иным способом, согласованным с Департаментом ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации.
4. Дальнейшая передача информации осуществляется в следующем порядке. Раскрываемая коммерческими банками и другими кредитными организациями информация без изменений передается Департаментом ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации в виде электронных файлов распространителям, с которыми Банк России заключил соответствующие договоры. Договор о распространении информации составляется по форме типового договора.
Предметом договора является передаваемая Банком России на неисключительной основе, бесплатно следующая информация:
- проспекты эмиссии ценных бумаг акционерных коммерческих банков и других кредитных организаций, действующих в форме открытых акционерных обществ (в полном объеме проспекта эмиссии);
- проспекты эмиссии ценных бумаг акционерных коммерческих банков и других кредитных организаций, действующих в форме закрытых акционерных обществ, если указанные банки или кредитные организации за время своей деятельности выпускали ценные бумаги, иные, чем акции (в полном объеме проспекта эмиссии);
- проспекты эмиссии акций акционерных коммерческих банков и других кредитных организаций, действующих в форме закрытых акционерных обществ (в объеме проспекта эмиссии), за исключением бухгалтерских балансов по счетам второго порядка;
- заявления на регистрацию ценных бумаг акционерных коммерческих банков и других кредитных организаций (в полном объеме заявления);
- отчеты об итогах выпуска ценных бумаг акционерных коммерческих банков и других кредитных организаций (в полном объеме отчета об итогах выпуска);
- годовые отчеты по ценным бумагам акционерных коммерческих банков и других кредитных организаций, действующих в форме открытых акционерных обществ (в полном объеме годового отчета);
- годовые отчеты по ценным бумагам акционерных коммерческих банков и других кредитных организаций, действующих в форме закрытых акционерных обществ, если указанные банки или кредитные организации за время своей деятельности выпускали ценные бумаги, иные, чем акции (в полном объеме годового отчета);
- годовые отчеты по ценным бумагам акционерных коммерческих банков и других кредитных организаций, действующих в форме закрытых акционерных обществ (в объеме годового отчета), за исключением бухгалтерских балансов по счетам второго порядка.
Объем каждого из передаваемых документов устанавливается в соответствии с Инструкцией Центрального банка Российской Федерации № 8 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг коммерческими банками на территории Российской Федерации”. Документы передаются Банком России после их государственной регистрации в установленном порядке в виде текстовых файлов. Банк России гарантирует, что информация, содержащаяся в указанных файлах, не подвергалась изменениям после государственной регистрации соответствующих документов. Частота передачи документов составляет один раз в месяц.
Банк России не несет никакой ответственности за несоответствие действительности информации, включенной в проспекты эмиссии, заявления, отчеты об итогах выпуска и годовые отчеты по ценным бумагам, переданные коммерческими банками и другими кредитными организациями Банку России. Ответственность за достоверность данных, переданных Банку России, несет банк или другое кредитное учреждение — эмитент ценных бумаг; Банк России обеспечивает только полную передачу информации, включенной в раскрываемый документ.
Распространитель обязуется обеспечить свободный и равный доступ инвесторов к информации, полученной из Банка России выбранным им способом. Плата за получение информации конечными пользователями не должна превышать накладных расходов за ее распространение. Распространитель гарантирует, что он не изменяет содержание информации, полученной из Банка России, при передаче ее конечным пользователям.
Договор о распространении информации не предусматривает каких-либо взаимных расчетов. Следовательно, оплата услуг по распространению банковской информации ложится на ее пользователя, т.е. потенциального инвестора, что вряд ли можно считать оптимальным распределением имущественного бремени.
Договор на распространение информации считается консенсуальным и срочным, поскольку, как правило, заключается на один год, по истечении указанного срока он прекращается.
5. Контроль за исполнением распространителем его обязательств по договору осуществляет Департамент ценных бумаг Банка России. Формы и методы контроля избираются Банком России. Распространитель обязуется предоставлять Банку России любую информацию, связанную с исполнением договора. Запрос на подобную информацию может быть сделан в любой форме.
Банк России вправе в любой момент в одностороннем порядке без уплаты каких-либо штрафных санкций прекратить выполнение своих обязательств, если в ходе проверки будет установлено нарушение распространителем его обязательств.
Банк России собирает данные о частоте и способах получения информации о ценных бумагах коммерческих банков и других кредитных организаций и эмитентах указанных ценных бумаг конечными пользователями. Каждый распространитель в срок до 15 числа каждого первого месяца квартала представляет в Департамент ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации следующие данные за предшествующий квартал:
- число абонентов, пользующихся каждым из способов получения информации;
- объем информации (количество документов), полученной абонентами каждым способом;
- количество разовых запросов по каждому из способов передачи информации;
- объем информации (количество документов), полученной разовыми пользователями каждым из способов передачи информации;
- распределение информации, полученной всеми пользователями, по видам эмиссионных документов (если способ распространения информации позволяет вести такой учет).
В зависимости от способов передачи информации Банк России по согласованию с распространителем может требовать представления иных данных о раскрытии информации.
Обязательства распространителя о представлении Банку России данных по раскрытию информации включаются в договор о распространении информации.
Распространители представляют Банку России информацию, связанную с выполнением договоров, по его запросу. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения договора о распространении информации Банк России вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор, оставляя за собой право любым способом информировать общественность о нарушении распространителем условий договора. Повторное заключение договора с распространителями, с которыми он был расторгнут, производится на общих основаниях.

Читайте также: