Особенности жестового языка доклад

Обновлено: 25.06.2024

Жестовые языки получили официальное признание в середине прошлого века, когда американские лингвисты взялись за систематичное изучение языка глухих. Однако история формирования жестовых языков, естественно, древнее, чем несколько десятилетий. Существует даже гипотеза, что сначала люди общались именно жестами, а лишь потом стали пользоваться голосом.

Началом систематизации и развития жестовых языков можно считать XVIII век, когда в Европе появились первые школы для детей с нарушением слуха.

Лингвист Вадим Киммельман рассказал, как развивалась эта учебная система: «Жестовые языки возникают, когда есть сообщества, которые ими пользуются. Если глухой ребенок рождался у слышащих родителей, у него не было других людей, с кем бы он мог общаться при помощи жестов, соответственно, жестовый язык не возникал. Когда в конце XVIII века в Европе создали школы для глухих, в них собралось первое поколение детей с нарушением слуха. Дети начали общаться между собой, и через несколько поколений жестовый язык появился в разных местах: во Франции, в Германии, в Голландии. В России первую школу для глухих основали в начале XIX века.

С этого момента можно говорить о возникновении нового научного направления в лингвистике. Одной из главных целей американских исследователей было показать, что жестовые языки — самостоятельны, они имеют свою грамматику, этимологию, полисемию, свой сленг и морфологию. Для них характеры все те же уровни, что и для звучащих языков — от фонетического до синтаксического.

Или такое явление как одновременность. Так как в жестовом языке используются две руки, они иногда показывают разные жесты. Точнее, бывает, что сначала рука показывает жест, а потом застывает в финальной точке и удерживается, а в это время другая рука показывает следующие жесты. Это используется, например, в контексте рассказа о каком-то предмете. Мы сначала его показываем, а потом удерживаем и о нем рассказываем. Такого, действительно, не может быть в звуковых языках, потому что артикуляционный аппарат один.

Вообще, о развитии структуры жестового языка лучше всего известно на основе никарагуанского языка глухих. Он появился, что называется, на глазах, в восьмидесятые годы ХХ века. Прежде в Никарагуа не было общего жестового языка, но в 1977 году, когда создали первую школу для глухих, ученые сразу принялись фиксировать, как на протяжении двух-трех поколений развивалась грамматика и устанавливались правила. Дети общались со старшим поколением, перенимали и изменяли язык взрослых, создали правила, которых не было раньше. И такой естественный путь создания языка прошло большинство жестовых языков.

Уже понятно, что в разных странах — свой язык глухих. Сейчас насчитывается порядка 130 жестовых языков. И наравне со звучащими у жестовых существует своя генеалогическая классификация по семьям и группам. Но, так как жестовая система общения развивалась быстро и спонтанно, доподлинно проследить степени родства оказалось очень сложно. Исследования показали, что исторические связи между жестовыми языками объясняются, среди прочего, мировой политикой и экспортом образования. Так, историческое наследство Империи Габсбургов привело к тесной связи между жестовыми языками Германии, Австрии и Венгрии. Японская оккупация Тайваня стала результатом появления новых диалектов в тайваньском жестовом, похожих на жестовый язык японцев. Экспорт образовательных систем, часто людьми с религиозной и мессионерской повесткой дня, тоже во многом оказал свое влияния. И прежде всего это французская система образования глухих, распространившаяся во многих странах Европы и Северной Америки. Подобные отношения существуют между шведским и португальским жестовыми языками после учреждения глухими шведскими педагогами школы в Лиссабоне в 1824 г. А ирландские монахи, преподававшие в зарубежных школах для неслышаших детей, повлияли на жестовые языки Южной Африки, Индии и Австралии.

Мы знаем, что русский язык принадлежит к индоевропейской семье, восточно-славянской группе. Но русский жестовый, предположительно, относят к французской семье, в которую также входят американский, нидерландский, фламандский, бразильский и др. жестовые языки. Оригинальность и специфика каждого, естественно, сохраняются.

Однако есть такая вещь как Международный жестовый язык (International Sign). Это что-то вроде эсперанто, искусственно разработанная знаковая система. Но реально, когда на конференциях или мероприятиях встречаются глухие разных стран, международная система общения создается на ходу. Выбираются жесты, которые, во-первых, похожи в разных жестовых языках. А во-вторых, наиболее иконичны. Однако нельзя быть до конца уверенным, что Международный жестовый язык всегда точно передаст то, что задумывал выступающий. А вот для общения face to face, когда есть возможность переспросить собеседника или уточнить неясный жест, он вполне удобен.

Жестовый язык есть язык в полном смысле этого слова, с теми же возможностями, которые свойственны разговорному языку. С помощью жестового языка можно рассуждать о поэзии, космологии, устройстве мира, прошлом и будущем. Остается лишь вопрос, насколько его правила и нормы закреплены в письменных источниках. Для русского жестового языка есть несколько словарей, но не один из них не является полным и лингвистически осмысленным. Грамматика почти не описана. Систематично изучать русский жестовый начали только около десяти лет назад.


Русская жестовая речь (РЖР) как самобытная лингвистическая система

Современная трактовка проблемы впервые была предложена американским ученым Стоуки (W.C. Stokoe) в 60-х годах. Исследования показали, что РЖЯ — многоуровневая лингвистическая система и что жест — основная значимая (семантическая) единица — имеет сложную структуру.

Список литературы:
Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. ‒ М.: Владос, 2004 г.

Калькирующая жестовая речь (КЖР)

Калькирующая жестовая речь — КЖР — это система общения, в которой жесты сопровождают устную речь говорящего. Глухие собеседники чаще всего произносят слова без голоса. Жесты в КЖР выступают как эквиваленты слов, а порядок их следования соответствует расположению слов в обычном предложении.

Итак, у КЖР нет собственной грамматики, она калькирует структуру словесного языка (русского, английского, немецкого и т. д.), поэтому является вторичной знаковой системой. Именно в этом принципиальное отличие КЖР от русской жестовой речи (РЖР), которая устроена совсем иначе.

Литература:
Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. ‒ М.: Владос, 2004 г.

Исследования жестового языка

Жестовая речь глухих является разновидностью двигательной, или кинетической, коммуникации человечества. Общение людей с помощью невербальных средств — жестов возникло в глубокой древности. Некоторые ученые считают, что жестовый язык предшествовал звуковому, т. е. люди общались жестами раньше, чем научились разговаривать. И в наши дни, когда функции словесной речи продолжают расширяться, область применения невербальных знаков довольно значительна и включает использование условных графических символов (дорожных знаков, вывесок, указателей и др.) и, безусловно, различных жестов.

Помимо систем, имеющих сравнительно узкие коммуникативные функции, существуют более универсальные по назначению и сложные по строению жестовые системы. К ним относятся дактильная и жестовая речь глухих.

Система жестового общения глухих имеет сложную структуру, включает две разновидности жестовой речи: русскую и калькирующую. Русская жестовая речь (РЖР) — это общение при помощи средств русского жестового языка — самобытной лингвистической системы, обладающей своеобразной лексикой, грамматикой и т.д. Калькирующая жестовая речь (КЖР) — калькирует лингвистическую структуру словесного языка. Калькирующая жестовая речь — вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения глухим ребенком словесной речи. Жесты здесь являются эквивалентами слов, а порядок их следования такой же, как в обычном предложении. Итак, жестовые системы являются способом передачи и восприятия информации. В качестве основной смысловой единицы здесь служит жест — кинетический акт, в котором участвуют руки. Двигательная природа жеста и его визуальное восприятие обусловливают такие особенности жестовых языков, как возможность определенным образом расположить жест в пространстве (ближе, дальше, правее, левее и т. д.), исполнить одновременно два жеста двумя руками и т. д. В словесном языке такой способ — одновременное произнесение двух слов — совершенно невозможно.

Общность двигательно-визуальной субстанции жестовых систем общения — одна из причин наличия в некоторых из них одинаковых или похожих жестов. Именно поэтому-то одинаковые жесты встречаются в национальных жестовых языках глухих. В грамматике национальных жестовых языков также выявлены некоторые общие закономерности (универсалии). Однако жестовая речь глухих не является универсальной системой. Лингвистические исследования, широко развернувшиеся в наши дни во многих научных центрах Европы и Америки, показали, что жестовые языки глухих разных стран отличаются своеобразием лексики и грамматического строя.

Помимо национальных жестовых систем существует международный язык жестов, называемый жестуно. Это своего рода жестовый эсперанто (правда, в отличие от эсперанто для жестуно не создана собственная грамматика). Перед создателями жестуно стояла задача облегчить общение между глухими при проведении мероприятий, организуемых Всемирной федерацией глухих (съездов, симпозиумов, состязаний неслышащих спортсменов и др.), чтобы не использовать многоступенчатый перевод. Предположим, представитель Великобритании делает доклад на национальном жестовом языке. Его речь переводится на соответствующий словесный язык — английский. Для того чтобы содержание выступления было понятно членам других делегаций, скажем, делегатам Всероссийского общества глухих, должен быть обеспечен перевод с английского языка на русский, а затем с русского — на жестовый язык, принятый среди глухих Российской Федерации. Такая сложная процедура серьезно затрудняет и замедляет общение. В связи с этим международным комитетом, состоящим из представителей нескольких стран, был отобран и опубликован словник, включающий около 1500 жестов, сгруппированных по темам: люди, межличностные отношения, юстиция, природа и т. д. Жесты, вошедшие в международный лексический фонд, в основном отобраны из национальных жестов, частично — вновь сконструированы членами комиссии. Однако существенным недостатком жестуно является отсутствие грамматики. Глухие выстраивают жесты или по законам национального языка, или следуя грамматике английского языка. И в том и в другом случае коммуникация между глухими из разных стран затруднена.

В настоящее время на международных форумах глухих используется система общения, получившая название международный жестовый язык. На международном жестовом языке выступают глухие докладчики, на нем осуществляется перевод всех устных выступлений. На этом языке делегаты ведут и неофициальные беседы. Недоразумений, как правило, не возникает. Выяснилось, что собеседники частично заимствуют жесты из жестуно, частично используют изобразительные движения, естественные жесты, пантомиму. А вот грамматика основана на морфологических и синтаксических универсалиях, общих для многих национальных жестовых языков. Но международный жестовый язык еще требует дальнейшего изучения.

Список литературы:
Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. ‒ М.: Владос, 2004 г.

Байки

Сегодня в США сторителлеры неизменно собирают приличную аудиторию на различных фестивалях и в клубах глухих, причём нередко солидную часть публики составляют слышащие, по тем или иным причинам интересующиеся жестовым языком. Таким образом, сторителлеры тоже вносят весомый вклад в формирование и укрепление культуры глухих. Живая речь, особый, неповторимый юмор, игра ума ‒ это не может не вызывать интереса даже у самого обыкновенного человека.

В современной России жестовые рассказы также приобретают популярность. Однако зачастую глухие люди, которые замечательно рассказывают байки в кругу друзей, стесняются выходить на сцену. Высоким мастерством жестового рассказа владеют, как правило, те, для кого жестовый язык является родным или как родной. Это связано с тем, что основной смысл этих баек не в сюжете, а в мастерстве рассказчика, его владении жестовым языком, уникальном стиле, который у каждого ‒ свой.

Жестовые рассказы, подготовленные лабораторией РЖЯ, являются ярким примером самобытности и уникальности жестового языка.

Сказки для слабослышащих детей

О проекте

Сайт разработан в Лаборатории информационныех технологий при участии сотрудников лаборатории Русского жестового языка ИСТР НГТУ


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Язык жестов


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема исследования:

как можно улучшить отношения с другими людьми

какими способами можно научиться понимать других людей.

Объектом моего исследования является человек

Цель моей работы продемонстрировать возможности языка жестов как способа общения людей.

Предметом исследования является влияние жестов на общение между людьми.

Гипотеза исследования заключается в том, что можно выражать свои чувства и мысли без использования слов и при этом быть понятым собеседником.

ЗАДАЧИ исследования

Изучить литературныеданные о языке жестов

Рассмотреть основные универсальные жесты

Узнать, как язык жестов понимают учителя

Выяснить, как используют язык жестов современные дети на примере моих одноклассников

Узнать об использовании жестов в разных странах мира и разработать памятку для туристов

Методы исследования

Анализ, обобщение литературных данных и статей в интернете

Математический метод (построение диаграмм).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Способы общения

Для начала разберемся, что такое вербальное и невербальное общение.Вербальное общение осуществляется при помощи слов – человеческая речь.Невербальное общениеосуществляется через сигналы, которые посылает наше тело:

- жесты;
- мимика;
- пантомимика.

Функции жестов

Жесты человека очень разнообразны. Для того чтобы научиться их распознавать, необходимо понять, для каких целей они используются. Жесты в процессе общения выполняют четыре основные функции.

Заменяют слова знаками.

Иллюстрируют и усиливают сказанное (Когда рыбак показывает, какую он поймал рыбу, он покажет вам это руками).

Выражают состояние человека.

Исследованиями языка тела занимается особая недавно появившаяся область психологической науки – кинесика.

Специалисты подсчитали, что жестами и мимикой человек может передать в общей сложности около 700 тысяч разных сигналов. Это гораздо больше, чем словарный запас любого языка. Но не все люди одинаково умеют эти сигналы распознавать.Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся воспитанием маленьких детей. Также умением читать язык жестов обладают наблюдательные люди и те, у которых профессии так или иначе связаны с общением с людьми: психологи, следователи, актеры. А учителя? Мы решили выяснить, как учителя замечают и расшифровывают невербальные сигналы, т.е. используют ли они знание языка жестов в своей работе.

Опрос учителей (в опросе приняли участие 19 учителей СОШ № 8)

Обращаете ли Вы внимание на жесты учеников на уроке (Да ответили 100%)

Можете ли Вы определить по жестам, готов ли ученик к уроку (да ответили 95%)

Замечаете ли Вы подсказки в виде жестов на уроках (Да ответили 100%)

Помогают ли Вам жесты на уроке (да ответили 100%)

Происхождение жестов

Когда подросток будет говорить неправду, он тоже поднесет руку ко рту, как и пятилетний малыш, но вместо того, чтобы демонстративно зажать рот ладонями, подросток будет слегка потирать губы пальцами (рис.2).

Тот же самый жест, только слегка видоизмененный, мы наблюдаем и у взрослых людей. Когда взрослый человек лжет, его мозг бессознательно отдает команду руке прикрыть рот в попытке задержать слова обмана, как это делается пятилетним ребенком или подростком, но в последний момент рука уклоняется ото рта и рождается другой жест-прикосновение к носу (рис.3). Этот жест - есть не что иное, как усовершенствованный взрослый вариант того же жеста прикрывания рта рукой, который присутствовал в детстве.Рис. 3

Эти примеры показывают, что по мере взросления человека его жесты изменяются, становятся скрытыми, неочевидными. Поэтому правильно понять жесты взрослого человека гораздо труднее, чем понять шестилетнего ребенка.

Универсальные жесты

Из книги Алана Пиза мы узнали о сигналах, которые посылает наше тело жестами собеседнику. Так, например, жест обманывания, о котором уже велась речь, является одним из универсальных жестов, понятных во всем мире. Ниже следуют еще несколько примеров таких общераспространенных жестов.

Жест неуверенностиЛюди засовывают себе в рот такие предметы, как сигареты, трубки, ручки и подобное. Если жесты, связанные с прикрытием рта рукой, обозначают обман, пальцы во рту говорят о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Поэтому, когда появляется этот жест, необходимо поддержать человека или заверить его гарантиями.

Другим распространенным является жест, при котором человек держит самого себя за руки. Этот жест обычно используется людьми, стоящими перед большой аудиторией при получении награды или при произнесении речи. Ученые полагают, что этот жест позволяет человеку восстанавливать чувство эмоциональной безопасности, которое он испытывал в детстве, когда родители держали его за руку при внушающих опасность обстоятельствах.Как только люди начинают чувствовать себя уютно и сближаются с другими, они подчиняются неписанному закону, в соответствии с которым защитная поза меняется на открытую, ненапряженную.

Жест заинтересованностиЛюди, как и животные, наклоняют голову в бок, когда они становятся в чем-то заинтересованными.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

Мы решили опытным путем подтвердить возможности невербального общения и провели ряд тестов среди учеников 3 класса.Участвовало 25 человек.Кроме того, проведенные тесты стали своеобразными упражнениями. Чтобы укрепить мышцы, нужно делать физические упражнения, а,чтобы научиться правильно общаться, нужно укрепить мускулы общения. Мы провели следующие упражнения на понимание.

Определение эмоций

Цель теста:Доказать, что с помощью жестов можно определять эмоции человека.Ведущий показывает основные эмоции жестами и мимикой: радость, печаль, страх, злость, удивление, отвращение, удовольствие, смущение, гордость, нежность.Ученики должны определить эмоцию.

Тест показал, что большинство детей может по жестам определять эмоциональное состояние человека.

Цель эксперимента: доказать, что по походке можно определить эмоциональное состояние человека и выявить число наблюдательных детей в классе. Походка – это поза и характер телодвижений во время ходьбы. походка формируется характером и личностью человека. Раньше говорили, что человека узнают по походке. Участникам предлагается выбрать продемонстрировать варианты походки: уверенную, неуверенную, застенчивую, агрессивную, радостную, обиженную

Тест показал, что определить эмоциональное состояние человека по походке возможно.

Определение цветов

Цель эксперимента: доказать, что с помощью жестов можно общаться и доносить до людей смысл без слов. Этот тест мы провели в два этапа.

Игрокам необходимо загадать цвет и продемонстрировать его мимикой и жестами. При этом нельзя указывать на присутствующие объекты такого цвета. Характерные жесты занести в таблицу после коллективного обсуждения.

Один ведущий показывал основные цвета: красный, зеленый, желтый, черный, синий, а ребята определяют, какой цвет был загадан.

Тест показал, что жестами можно доносить до людей смысл без слов.

Выводы практической работы

По окончании тестирования мы отметили, что с каждым заданием ребята раскрепощались, становились более внимательными друг к другу. Ребятам было очень интересно выполнять задания, в классе сложилась дружелюбная атмосфера.Мыразработали методические рекомендации для учителей по проведению жестовых игр в классах. Задания развивают наблюдательность, а также умение внешне выражать свои эмоции и понимать их выражение окружающими (приложение 1).

Использование жестов в разных странах мира

Я люблю смотреть передачи про путешествия в разные страны мира. Из этих передач я узнала много интересного для своей исследовательской работы. Оказывается, одни народы очень сдержанны в жестах, а другие и простую фразу не могут сказать, не размахивая руками. Психологи отметили, что представители разных культур используют в течение часового разговора разное количество жестов:

финны в час – 1,

итальянцы – 80,

французы – 120,

мексиканцы- 180,

русские – 40.

Кроме того, прочтение одних и тех же жестов у разных народов может быть крайне различным. Проанализировав информацию в журналах, книгах и на разных сайтах в интернете мы составили небольшую памятку для путешественников в разные страны, чтобы понимать жесты, принятые в разных странах (приложение 2). Эти примеры говорят о том, что при толковании жестов нужно учитывать национальные особенности говорящего, чтобы избежать недоразумений при общении.

Жесты могут рассказать о национальности, характере, об отношении к собеседнику, эмоциональном состоянии человека.

Поняв и изучив способы невербального общения, мы можем научиться лучше понимать окружающих людей

Для успешного общения с другими людьми полезно научиться использовать положительные, открытые жесты, и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску

Изучение языка жестов развивает наблюдательность, коммуникабельность людей

Гипотеза доказана: для успешного общения с другими людьми полезно научиться использовать положительные, открытые жесты, и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску.

Поставленные задачи выполнены. Цель исследовательской работы достигнута.

Кроме того, в ходе работы мы разработали:

рекомендации по проведению жестовых игр

памятку для туристов и путешественников.

Рыбалка С.В. Язык мимики, взглядов и жестов 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Жестовые игры для развития навыков общения

Определение эмоций по жестам

Игра развивает артистизм, сплачивает команду, учит выражать и понимать эмоции других людей для наилучшего общения

Выбрать несколько наиболее эмоциональных людей (или один человек), каждый показывает жестами одну эмоцию.

Основные эмоции: радость, печаль, страх, злость, удивление, отвращение, удовольствие, смущение, гордость, нежность.

Ученики должны угадать эмоцию.

Задание развивает наблюдательность, а также умение внешне выражать свои эмоции и понимать их выражение окружающими.

Участникам предлагается выбрать продемонстрировать варианты походки: уверенную, неуверенную, застенчивую, агрессивную, радостную, обиженную, деловую.

Определение цветов

Участникам предлагается определить, какой цвет при помощи жестов показывает ведущий. Ведущим становится наиболее эмоциональный человек.

Основные цвета: красный, зеленый, желтый, черный, синий. Можно усложнить задачу и загадать цвета радуги.

Приветствие без слов

Участникам предлагается в течение 2-3 минут свободно передвигаться по классу и успеть за это время поприветствовать как можно большее количество человек (считаются и взаимные приветствия). Делать это нужно без употребления слов, а любыми способами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль жестовой речи в учебно-воспитательной работе непосредственно зависят от того, как определяются цели и задачи педагогического процесса, как понимается лингвистическая природа жестового языка и роль жестовой речи в коммуникативной и познавательной деятельности глухих.

Моя внеклассная работа направлена на:

- на решение проблемы развития и совершенствования системы воспитания школьников в целях формирования коммуникативной компетенции школьников,

- на формирование у детей с нарушениями слуха адекватную самооценку;

- на формирование умения понимать поступки окружающих людей, дать им для этого эталоны оценки.

Поэтому я считаю, что использование жестового языка в моей работе необходимо и применяется детьми, как во время учебно – воспитательного процесса, так и в свободное от учебы время. Возникла существенная потребность в жестовой речи, с помощью которой предметы и явления обозначаются гораздо более точно — в системе расчлененных понятий.

В процессе общения жесты рук сопровождаются определенными голосовыми восклицаниями, мимикой, визуальным контактом, изображая определенное состояние говорящего. Я считаю, что успех любого общения, зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а это зависит не столько оттого, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите.

Жестовый язык позволяет: выразить свои чувства и понять чувства другого; передать информацию, когда другие способы невозможны; понять искренность и подлинность действий и высказываний человека.

В моем классе обучаются 5 человек. Двое слабослышащих и трое глухих. Жестовую речь дети используют как вспомогательное средство общения. Мною, как воспитателем вводится жестовая речь в изучении различных текстов: песен, стихотворений. При просмотре различных фильмов, мультфильмов необходимость использования жестов мною возрастает(это облегчает понимание и осознание происходящего на экране). При различных конфликтах, жестами гораздо проще и быстрее разрешить возникшую ситуацию. Ребенок эмоционально спокойнее перенесет это, используя жестовую речь.

Жестовый язык не использоваться при ответах на знакомые вопросы, предъявленные в письменной или устной форме, постановке вопросов, организации устных диалогов по изученной теме.

Одной из задач обучения и воспитания является задача развития связной речи. Для решения этой задачи, как показывает мои опыт, также очень эффективно использование жестового языка.

Применение жестовой речи почти всегда предваряет этапы обучения соответствующим

навыкам и в словесной речи. Так, при предъявлении картинки мною сначала предлагается детям обсуждение содержания на жестовом языке. При этом используются разные виды работы. Например, один ребенок рассказывает сюжет картинки остальным детям, которые картинку не видят. Дети задают уточняющие вопросы, затем рассказывают сюжет сами.

Общение глухого со слабослышащим ребенком также не обходится без жестов, в целях формирования у них коммуникативной компетенции.

Жестовый язык использовался на наших занятиях как одно из вспомогательных средств обучения. Таким образом целесообразно рекомендовать жестовый язык в школе – интернате, так как дети справляются с заданием лучше, могут представить и описать предшествующие и последующие события, выразить в словесной речи свое отношение, могут показать достаточно высокий уровень развития связной речи.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Новосибирской области «Коррекционная школа- интернат для обучающихся,

«Использование жестового языка в

Г.Куйбышев 2015 год

Роль жестовой речи в учебно-воспитательной работе непосредственно зависят от того, как определяются цели и задачи педагогического процесса, как понимается лингвистическая природа жестового языка и роль жестовой речи в коммуникативной и познавательной деятельности глухих.

Моя внеклассная работа направлена на:

- на решение проблемы развития и совершенствования системы воспитания школьников в целях формирования коммуникативной компетенции школьников,

- на формирование у детей с нарушениями слуха адекватную самооценку;

- на формирование умения понимать поступки окружающих людей, дать им для этого эталоны оценки.

Поэтому я считаю, что использование жестового языка в моей работе необходимо и применяется детьми, как во время учебно – воспитательного процесса, так и в свободное от учебы время. Возникла существенная потребность в жестовой речи, с помощью которой предметы и явления обозначаются гораздо более точно — в системе расчлененных понятий.

В процессе общения жесты рук сопровождаются определенными голосовыми восклицаниями, мимикой, визуальным контактом, изображая определенное состояние говорящего. Я считаю, что успех любого общения, зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а это зависит не столько оттого, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите.

Жестовый язык позволяет: выразить свои чувства и понять чувства другого; передать информацию, когда другие способы невозможны; понять искренность и подлинность действий и высказываний человека.

В моем классе обучаются 5 человек. Двое слабослышащих и трое глухих. Жестовую речь дети используют как вспомогательное средство общения. Мною, как воспитателем вводится жестовая речь в изучении различных текстов: песен, стихотворений. При просмотре различных фильмов, мультфильмов необходимость использования жестов мною возрастает(это облегчает понимание и осознание происходящего на экране). При различных конфликтах, жестами гораздо проще и быстрее разрешить возникшую ситуацию. Ребенок эмоционально спокойнее перенесет это, используя жестовую речь.

Жестовый язык не использоваться при ответах на знакомые вопросы, предъявленные в письменной или устной форме, постановке вопросов, организации устных диалогов по изученной теме.

Одной из задач обучения и воспитания является задача развития связной речи. Для решения этой задачи, как показывает мои опыт, также очень эффективно использование жестового языка.

Применение жестовой речи почти всегда предваряет этапы обучения соответствующим

навыкам и в словесной речи. Так, при предъявлении картинки мною сначала предлагается детям обсуждение содержания на жестовом языке. При этом используются разные виды работы. Например, один ребенок рассказывает сюжет картинки остальным детям, которые картинку не видят. Дети задают уточняющие вопросы, затем рассказывают сюжет сами.

Общение глухого со слабослышащим ребенком также не обходится без жестов, в целях формирования у них коммуникативной компетенции.

Жестовый язык использовался на наших занятиях как одно из вспомогательных средств обучения. Таким образом целесообразно рекомендовать жестовый язык в школе – интернате, так как дети справляются с заданием лучше, могут представить и описать предшествующие и последующие события, выразить в словесной речи свое отношение, могут показать достаточно высокий уровень развития связной речи.

Мы привыкли считать устную речь единственным и главным языком людей. Но помимо нее существуют и другие способы выражения слов и мыслей. Люди с нарушением слуха для межличностного общения используют язык жестов и мимики. Он предназначен для общения между глухими людьми и называется жестовым языком. Жестовая речь осуществляется с помощью визуального канала передачи информации. Такой вид общения мало распространен и еще не до конца изучен. Только в нашем государстве русский жестовый язык используют 2 миллиона людей.

В языке жестов информация передается от говорящего человека к слушателю через движение рук, глаз или тела. Она воспринимается через визуальный канал и обладает следующими свойствами:

  • В жестовом языке главное место занимает пространство вокруг разговаривающего человека. При общении оно затрагивает все уровни языка.
  • В отличие от звучащих слов, достигающих ушей последовательно, язык глухих показывается и воспринимается одновременно. Это помогает передать больше информации, используя один жест.

В мире не существует универсального жестового языка для глухонемых людей. Различают более 100 жестовых языков, используемых для общения между людьми с нарушением речи и слуха. Люди, использующие неодинаковые жесты не поймут друг друга. Глухие люди могут, как и говорящие, учить или забыть речь жестов другой страны.

Жест

Применение жестовой речи с каждым годом расширяется, делая из примитивной системы общения, пригодную область для выражения разнообразных мыслей и идей. Жестовая речь используется в образовательной системе, на телевидении, видео уроках. Русский жестовый язык используется только для межличностного общения людей.

История возникновения жестовой речи

Эта система обучения позже стала использоваться в России. В 1806 году в Павловске открылось первое училище для глухих. А в 1951 году появилась Всемирная Федерация глухих. Участники организации решились на создание стандартного языка жестов. Он должен был применяться для глухих специалистов и общественных деятелей, участвующих в работе конгресса.

Для стандартизации жестовой речи эксперты многих стран, проанализировав похожие жесты, применяемые разными национальностями, разработали единый для всех язык. А в 1973 году был выпущен в свет словарь жестовой речи, который подготовила Всемирная Федерация Глухих.

Вскоре после этого на VII конгрессе глухоты в Америке был создан и утвержден Международный язык глухих, который использовался для общения между глухими людьми из разных стран, принимавших участие в мероприятиях мирового уровня.

Лингвистика жестового языка

Глухонемые

Несмотря на сложившееся мнение о языке глухих как примитивном языке, он отличается богатым словарным запасом и совсем непрост в использовании. Было проведено лингвистическое исследование, которое доказало наличие в языке элементов, которые присутствуют в полноценной устной речи.

Слова жестов состоят из простых компонентов — хирем, которые не несут смысловой нагрузки. Существует 3 элемента, описывающих структуру и различие жестов между собой:

Жест можно использовать в нейтральном для него пространстве, на одном уровне с частью тела не соприкасаясь с ней.

  • Форма руки, которая выполняет жест;
  • Движение руки при выполнении жеста.

Учитывается движение руки в пространстве и движение кисти или пальцев при неизменном положении руки.

  • Движение рук в пространстве относительно корпуса тела говорящего или друг друга.

Жесты имеют схематичный характер, придумываются в ходе общения и имеют отличительную связь с визуальным обозначением слова. Язык глухих имеет свою грамматику для облегчения общения на разносторонние темы и не является визуальным повторением обычного языка.

Отличительные черты строения жестового языка

Жест языка глухонемых

Жест способен изображать предмет. Звуки или буквы, из которых состоят слова, независящие от характеристик предмета можно передать особым движением руки. Например, для изображения дома, руки показывают крышу, а для изображения дружбы они показывают рукопожатие.

Происхождение названий вещей в речи иногда невозможно объяснить. Происхождение жестов объяснить легче, так как известна их история создания и возникновения. Но даже он со временем стирается и становится более схематичным.

Благодаря образности жесты легче запомнить и усвоить. Она делает жесты понятнее для общения глухих людей межу собой.

Язык жестов состоит из понятий, но он не способен выражать такие формы грамматики, как падеж, род, время, число, вид. Для этого применяется жестовая мимическая речь, которая из маленького числа жестов получает обычные сочетания слов. Происходит это с помощью склеивания (агглютинации) слова в определенном порядке:

  1. Человек или предмет – обозначение действия (я – спать);
  2. Происходящее действие – отрицание (уметь – нет);
  3. Обозначение предмета – качество;
  4. Состояние предмета или человека (кошка – больной, несильно).
  • Грамматическая пространственность.

Жестовая речь передает одновременно несколько фраз и слов. Выражение, переданное таким способом содержит в себе помимо жестикуляции еще и немануальный компоненты. Это выражение лица говорящего человека, движение частей тела, взгляд. Такой вид передачи информации используются, как и интонация в устной речи.

Язык глухих людей обладает нелинейностью. Грамматика передается вместе с лексикой, жест говорящего может видоизменяться при общении.

Обучение русскому жестовому языку

Мама говорит с ребенком на языке жестов

Для изучения жестового языка понадобится столько же времени как для любого другого языка, пригодятся специальные видео курсы. Помимо теоретической части обязательно нужна практика. Без нее овладеть языком не возможно. Понять глухонемых людей намного сложнее, чем показать что-либо самому. В тестовой речи присутствуют слова или выражения, не имеющие перевода на русский язык.

По видео урокам легче усвоить и запомнить информацию, понять, как правильно выполнить жест, потренироваться, повторяя движения. Изучение языка глухих, с помощью словарей, лекций или видео уроков решает следующие задачи:

  • Совершенствование речевых навыков, с помощью использования средств жестового языка;
  • Расширение знаний о лингвистической составляющей языка;
  • Формирование знаний о языке глухих как естественной форме общения людей, наличие схожих и отличительных характеристик с другими языками;
  • Ознакомление с историей возникновения языка и этапами развития;
  • Формирование важности изучения языка и понимание роли русской и жестовой речи в жизни общества.

Изучение языка с помощью специальной программы или видео урока способствует развитию общения в разных жизненных условиях, при неофициальном общении с друзьями, родителями, малознакомыми людьми или при беседе в официальной обстановке.

Читайте также: