Особенности социальной работы с одаренными детьми доклад

Обновлено: 07.07.2024

Детская одаренность – сложное и многоаспектное явление. Существует множество точек зрения на определение понятия “одаренность”. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для специалиста по социальной работе это возможность и вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка. Так как его оценка в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Основные ценностно-целевые ориентации в работе с одаренными детьми, следующие:

  • следует проанализировать свое отношение к ребенку и только тогда возможно выбрать правильный путь взаимопонимания с ним. Следует разобраться, что в этом ребенке особенное, чем гордятся родители. Не следует также забывать, что талант ребенка ослепляет родителей.
  • конфликты в семье возникают на почве давления на такого ребенка. Он не любит давления притеснений, не терпит окриков, родители забывают об этом, и это выливается в проблему.
  • помогать родителям развивать индивидуальные задатки ребенка, направлять его к специалистам, организовывать консультации, осуществлять постоянный контакт между преподавателями и родителям.
  • нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, прерывают собеседника, демонстрируют собственные знания. Они поправляют собеседника, если обнаружат какую-то неточность, стараются быть всегда правыми, считая неприятным быть неправым. Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпения и ненавязчивости.

Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь.

Бытует мнение, что учителя должны преимущественно работать с посредственностью, а талант сам себе найдет дорогу. Но на самом деле неокрепший талант легче сбить с толку, погубить, чем посредственность. Не дав ему развиться, не помогая, нетрудно сделать его ниже посредственности. Поэтому наша задача не пройти мимо одаренного ребенка, попавшего в сложную жизненную ситуацию.

В работе с одарёнными детьми имеются риски, основное правило в работе является “Не навреди”. Поэтому, каждому педагогу, работающему с талантами, необходимо иметь как общую картину, так и индивидуальный банк данных на одарённого ученика, включая сведения о его здоровье, который послужит руководством к последующим действиям, для разработки педагогических технологий. (М/медийное сопровождение “Это важно знать”.) Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети. (Гильбух Ю.З., 1991).

Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети (Матюшкин А.М., Сиск Д. А., 1988).

В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990).

Основные направления социальной работы с одаренными детьми.

Социальная работа с одаренными детьми осуществляется по нескольким направлениям: (М/медийное сопровождение.)

1. Координационное направление.

  • Обеспечение нормативно-правовой базы. Деятельность, отслеживающая исполнение Закона “О защите прав ребенка” и других нормативных актов. Предоставление информации по правовой базе работы с одаренными детьми.
  • Координация деятельности по реализации городской целевой программы “Одаренные дети”

2. Информационное направление.

  • Формирование информационной базы данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста с содержательными характеристиками. Создание банка методических материалов по работе с одаренными детьми.
  • Консультационная поддержка предполагает информирование родителей и педагогов по вопросам, связанным с выявлением, развитием и поддержкой одаренных детей. Организация подготовки специалистов по работе с семьей одаренного ребенка.
  • Привлечение внимания общественности, средств массовой информации: публикации в периодике, обозначение проблем одаренных детей на открытых конференциях, семинарах. Использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т.д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью;

3. Диагностическое направление.

  • Помощь в создании научно-исследовательских классов по различным учебным дисциплинам, интеллектуальных клубов для начального, среднего и старшего школьного возраста и других форм внешкольной организации образовательной деятельности, проведение предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций. Помощь в организации профильных лагерей, (творческих) смен, учебно-тренировочных сборов, научно-исследовательских экспедиций в летних лагерях.
  • Диагностика. Помощь в выявлении одаренных детей, которое может осуществляться такими методами, как:
    1) Изучение оригинальности задач на воображение. Выявление степень оригинальности, установление типа задач.
    2) Подключение творческого потенциала ребенка.

4. Кадровое направление.

Определение критериев работы. Оказание методической помощи педагогам.

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Успешный педагог для одаренных детей – прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Он должен разрабатывать гибкие, индивидуализированные программы; создавать теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставлять учащимся обратную связь; использовать различные стратегии обучения; уважать личность ребенка; способствовать формированию положительной самооценки ученика; уважать его ценности; поощрять творчество и ряботу воображения; стимулировать развитие умственных процессов высшего уровня; проявлять уважение к индивидуальности ученика.

Также необходимо проводить информирование педагогов, работающих с одаренными детьми, разрабатывать концептуально новые учебные программы для обучения таких детей, менять содержание материалов. Это возможно с помощью стратегии обогащения, которая заключается в быстром продвижении к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, расширении изучаемой области знаний за счет получения дополнительного материала к традиционным курсам.

5. Развивающее направление.

Помощь в создании обучающей среды. Осуществляется создание, развитие и поддержка образовательных учреждений, осуществляющих целенаправленную работу с одаренными детьми:


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Необходимо отметить постоянно возникающие педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости, множеством теоретических подходов и методов к её исследованию. Таким образом, для эффективной организации социальной работы с одарёнными детьми необходимо остановиться на степени разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе. Глубокий анализ теоретических аспектов решения проблемы психолого-педагогического сопровождения обучения и развития интеллектуально одарённых детей в условиях дополнительного образования был сделан Толстопятовой О.А. [11], которая, прежде всего, отмечает вклад С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, которые классифицировали понятия способности, одаренности и таланта по единому основанию успешности деятельности:

- способности, формирующиеся в деятельности на основе задатков;

- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности;

- специальная одарённость - качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности;

- общая одарённость - способность к широкому кругу деятельностей.

В отечественной психологии проблема одарённости разрабатывалась как психология способностей, что и продолжает наблюдаться в исследованиях В.Д. Шадрикова, охарактеризовавшего одаренность как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей [11].

1) способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) важны только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. Данное видение разделяется практически всеми отечественными учеными и на современном этапе развития образования, что подтверждается и определением способностей, приводимом в различных словарных источниках [6].

Исходя из анализа взглядов ученых, занимающихся проблемой детской одарённости можно сделать вывод, что в самом общем виде детская одарённость определяется как повышенный уровень развития одной или нескольких способностей, на основе которых ребенок имеет возможность достигать сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые, тем самым, выделяют его среди других представителей данной воз­растной группы.

Сопровождение - это мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников.

В изучении вопроса социальной работы с одарёнными детьми стоит обратить внимание на социальные особенности одарённых детей.

1. Стремление к самоактуализации. Стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным мотивом творчества человека. А. Маслоу утверждал, что творчество является неотъемлемой характеристикой самой природы человека, а творческие способности заложены в каждом из нас. Однако, при этом, по исследованиям ученого, самоактуализация на практике - большая редкость, ее достигают около 1-4% всех людей.

3. Самостоятельность. Как личностное качество предполагает:

- во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовать важные решения;

- во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия;

- в-третьих, внутреннюю уверенность в том, такое поведение возможно и правильно.

Самостоятельность базируется в первую очередь на способности к оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, на социальной автономности, смелости и склонности брать на себя ответственность. Люди, склонные к самостоятельности, отличаются большой избирательностью и интеллектуальностью. Самостоятельность формируется всем стилем жизни, побудит человека с детства принимать решения, совершать поступки и нести за них ответственность. Развитие самостоятельности не может проводиться по определенным рецептам. Главным фактором, подавляющее самостоятельность, которая формируется в детстве, является тотальный внешний контроль, выражающийся в твердых дисциплинарных требованиях, которые не допускают индивидуальных вариаций. Но не менее вредными оказываются в этом случае и вседозволенность, и тепличная атмосфера, или ограждающих ребенка от проблем и возможности принятия самостоятельных решений.

4. Социальная автономность. Близка к самостоятельности и нередко приводит к трудностям во взаимоотношениях. Окружающие нередко бывают нетерпимыми к самостоятельной позиции творчески одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития окружающих, тем менее тактичны и внимательны к ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию. С социальной автономностью связана и враждебность творчески одаренных детей к традиционному обучению.

5. Эгоцентризм. Выражается в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка. Для одаренных детей отмечен высокий степень выраженности эгоцентризма но больше в познавательной сфере.

6. Лидерство. В общении со сверстниками (неодарённых детьми) одарённый ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. Здесь проявляется одна из важных черт одарённых детей - склонность командовать другими детьми. Основная причина склонности одарённого ребенка к командованию сверстниками - ее интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и скорость его мышления. Она лучше других представляет себе эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера. Часть одарённых детей перестает интересоваться коллективными играми, предпочитая индивидуальным играм и занятиям.

Основные причины ситуации, когда одарённые дети и подростки испытывают проблемы в общении со сверстниками, это:

- Полученный ранее негативный опыт общения со сверстниками в коллективных играх.

- Особенности характера (темперамента), следствием которых является не стремление утвердиться в роли лидера, а интерес к определенной деятельности.

7. Состязательность. Состязательность, конкуренция - важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера. Опыт побед и поражений, приобретается в ходе различных интеллектуальных, художественных, спортивных соревнований, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни. Источник склонности к соревновательности у одарённых детей следует искать в возможностях ребенка, которые превышают обычные, в способности к высокодифференцированная оценки. Построенная на этой основе самооценка, даже будучи не завышенной, а адекватной, способна стимулировать интерес к конкурентным формам взаимодействия со сверстниками. Но, отмечая это явление, следует говорить о необходимости соревнования с такими же одарёнными детьми.

8. Особенности эмоционального развития. Эмоциональная сфера одаренных детей уязвима. Источник ее - сверхчувствительность, уходящая корнями в особенности интеллектуального развития. Также повышенная эмоциональная чувствительность вполне может рассматриваться как результат более высокого развития исследовательских способностей.

9. Творческое восприятие случаев. Случайность спрогнозируешь, не создашь специально, но умение находить пользу в непредсказуемом стечении обстоятельств - очень полезное качество.

В современных условиях требует решения проблема личностной социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей в новых социально-экономических условиях, и в связи с этим на государственном уровне должны проявляться содействие выявлению и развитию природных задатков детей на всех уровнях их воспитания и образования, а также адресная поддержка каждого талантливого ребенка,

В рамках социальной работы с одаренными детьми используются следующие технологии.

1. Координационные технологии. Осуществляется организация работы по созданию и руководства деятельностью экспериментальных площадок по работе с одарёнными детьми, организация и проведение массовых мероприятий, олимпиад и научно-практических конференций. Обеспечивается совершенствование нормативно-правовой базы, отслеживание соблюдения действующего законодательства. Предоставляется информация по правовой базе работы с одарёнными детьми. Обеспечивается координация деятельности по реализации целевых программ по работе с одарёнными детьми и молодежью.

2. Информационные технологии. Обеспечивается формирование информационных баз данных о талантливых и одаренных детей школьного возраста, банков методических материалов по работе с одарёнными детьми. Введенная консультационная поддержка, предусматривающая информирование родителей и педагогов по вопросам, связанным с выявлением, развитием и поддержкой одарённых детей. Обеспечивается подготовка специалистов по направлению работы с семьей одарённого ребенка. Привлекается внимание общественности, средств массовой информации: публикации в периодике, обозначения проблем одарённых детей на открытых конференциях, семинарах, использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одарённых детей, методики, особенности психологии и т.д.; выход создания сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одарённостью.

3. Диагностические технологии. Создаются научно-исследовательские школы по различным учебным дисциплинам, интеллектуальные клубы для младшего, среднего и старшего школьного возраста, вводятся другие формы внешкольного организации образовательной деятельности, проводятся олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции. Организуются профильные лагеря, профильные (творческие) изменения, учебно-тренировочные сборы, научно исследовательские экспедиции в летних лагерях.

5. Развивающие технологии. Создание учебной среды. Школы для одаренных детей. Осуществляется создание, развитие и поддержка образовательных учреждений, обеспечивающих целенаправленную работу с одарёнными детьми: создаются очно-заочные школы, организуются лицейские классы (направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, усвоение универсальных способов получения знаний, овладение способами научного исследования, осознание учеником своей индивидуальности, понимание им общечеловеческих культурных ценностей); обеспечивается поддержка научных обществ учащихся (данная деятельность связана не просто с удовлетворением потребностей учащихся в дополнительном образовании, а с возможностью комплексно охватить каждого ученика в соответствии с его талантов и желаний, чтобы адекватно отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность интересов и будущий профессиональный выбор) обеспечивается привлечение высших учебных заведений в систематическую работу с одарёнными детьми (мероприятия по профессиональной ориентации учащихся).

Психологическое сопровождение одарённых детей предусматривает:

- раннее выявление одарённых детей;

- обеспечения психического и психологического здоровья одарённых детей, обучающихся по специальным программам;

- создание системы психологического сопровождения педагогического и учебного процессов;

- внедрение системы отслеживания развития детских способностей, закономерностей их динамики, построения набора возможных индивидуальных траекторий развития;

- предоставление своевременной психологической поддержки родителям одарённых детей.

Компоненты психологического сопровождения:

- Индивидуальные консультации для родителей;

- Групповые консультации для учащихся;

- Система развития детской одарённости;

- Система семинаров и практикумов для преподавателей;

В общем, направления социальной работы с одарёнными детьми должны учитывать основные особенности одарённых детей в целом и потребности конкретного ребенка. Необходимо создавать индивидуальные условия не только для образовательной деятельности таких детей, но и для общекультурного развития, а также для активного включения в социум, осознание и принятие собственного "Я". Нельзя оставлять без внимания работу с окружением ребенка, так как это играет важную роль для его гармоничного развития.

Также необходимо осуществлять координацию работы с одарёнными детьми других специалистов, представителей различных учреждений и организаций, обеспечивать разработку методических материалов для педагогов и родителей, активное распространение информации в обществе. Все это необходимо для выявления, развития, поддержки и включения в социум детей, проявляющих одарённость.

В современных условиях требует решения проблема личностной социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей в новых социально-экономических условиях, и в связи с этим, на государственном уровне должны обеспечиваться содействие выявлению и развитию природных задатков детей и молодежи на всех уровнях их воспитания и образования, а также адресная поддержка каждого талантливого ребенка [92].

Список источников:

Алехина, Е.В. Развитие готовности учителя к работе с детьми с особыми образовательными потребностями / Е.В. Алехина // Нижегородское образование. – 2016. – №4 – С.109-112

Галацкова, И.А. Психологическое сопровождение развития одарённости обучающихся в детской школе искусств / И.А. Галацкова // Культура, искусство, образование: традиции и перспективы: сборник методических рекомендаций / под общ. ред. В.Ф. Синькевич, А.С. Гиль, Е.С. Зев. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2018. С. 51-55

Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия. – 2000

Одарённый ребенок: психолого-педагогические основы выявления и развития: учебно-методическое пособие / И.А. Галацкова, Е.Ю. Журбенко, М.И. Лукьянова, Л.И. Пентехина, Т.Б. Табарданова. – Ульяновск: УлГТУ. – 2011. – 146с.

Рабочая концепция одарённости. – М.: Магистр. – 1998

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Т. 2 / С.Л. Рубинштейн // – М., 1989. – 149 с.

Савенков, А.И. Одарённые дети в обычной школе / А.И. Савенков, Н.А. Беляева // Народное образование. – 1999. – №9. – С. 121-131

Теплов, Б.М. Способности и одарённость / Б.М. Теплов // Избр. труды. Т. 1. – М., 1985. – С.14-15

Толстопятова, О.А. Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития интеллектуально одарённых детей в условиях дополнительного общего образования автореф. дисс. канд. пед. наук / О.А. Толстопятова. – Ставрополь. – 2004. – 24 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этих условиях качество образовательной системы во многом определяется её способностью гарантировать высокие результаты учащихся, формировать у детей характеристики, необходимые в наступающем информационном веке: навыки мышления, способности к "решению проблем", умения адаптироваться к новым требованиям, новым рынкам, новым информационным технологиям. Становится невозможно игнорировать детей, которые делают что-либо лучше других учащихся. На первый план логично и неизбежно выходит необходимость реализации потенциальных возможностей школьников с учётом их индивидуальных различий. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

Одаренность как феномен по-прежнему остается загадкой для большинства членов общества. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. (“Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика”).

Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе “Концепция творческой одаренности” и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье “Творческая одаренность в развитии познавательных структур”, Юркевич В.С. в “Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога".

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков и это может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.

Общее понятие одарённости

ОДАРЁННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.).

О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в. С того времени было написано много работ в этой области, созданы специальные программы по работе с одаренными детьми, в том числе программа "Одаренные дети", в рамках которой разработана "Рабочая концепция одаренности" и тем не менее каждая семья, в которой есть одаренные дети, сталкивается индивидуально с феноменом одаренности и теми проблемами, которые стоят за ним.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.

В области опережающего развития познания отмечается следующее:

повышенная любознательность – одарённые дети очень любопытны, им необходимо активно исследовать окружающий мир. Ученые утверждают, что одаренных детей мозг одаренных детей отличается громадным "аппетитом" и огромной способностью переваривать интеллектуальную пищу;

способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных скачков ("перескакивание" через этапы). Для таких детей характерна более быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга;

отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребенка отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;

большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;

повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу;

яркое воображение, высокоразвитая фантазия.

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты:

сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим;

хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают;

попытки решать проблемы, которые им пока "не по зубам";

преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

В области физических характеристик для одаренных детей свойственны: очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Большинство родителей утверждают, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и рано отказались от дневного сна.

В психологии и педагогике распространенным является представление о наличии общих и специальных способностей и одаренности. К первым относят такие, которые отвечают требованиям сразу многих видов деятельности (например, интеллектуальные способности). Специальные способности отвечают требованиям только узкой конкретной деятельности (например, художественные способности, наличие певческого голоса). Правда, имеются мнения, что четкую грань между ними провести трудно и это деление довольно условно.

Существует несколько типов одарённости, как отмечает заведующая лабораторией образовательных стратегий развития одаренности Московского городского психолого-педагогического университета Виктория Юркевич.

Первый тип – это так называемые особо одаренные дети. У них чрезвычайный интерес к познанию, для них оно важнее, чем общение. Таких детей можно определить сразу. Часто они имеют трудности в общении. У них настолько велика страсть к познанию, что общение отходит на второй план.

Второй тип - это обыкновенные дети, которых воспитывали родители, давая им самое главное: любовь, внимание и достаточное количество требовательности. Такие дети тоже будут одаренными, то есть их способности будут существенно выше средней нормы. Поэтому когда мы говорим, что каждый ребенок одарен, имеется в виду, что многое зависит от воспитания.

Второй аспект одаренности состоит в том, что каждый может быть одарен по-разному. У каждого ребенка своя специфика одаренности. Учитель должен верить, что каждый его ученик одарен, но по-своему.

Способности и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Вот с такими детьми можно проводить разную работу: проекты, исследования и прочее. Ведь конечная моя задача как учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Необходимо не только признавать, что все дети одаренные, но и при этом создавать условия для их развития.

Несомненно, школа должна работать с одаренными детьми, создавая

условия для их самоопределения, самореализации и социализации на всех этапах развития. Профессиональный интерес учителя, так или иначе, связан с проблемой выявления, поддержки и развития детской одаренности.

Интеллектуальная одаренность: повышенная любознательность ребенка, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.

Творческая одаренность: легкость генерирования идей, способность

предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д.

Академическая одаренность (избирательности интересов ребенка):

успешное обучение отдельным учебным предметам,

Художественно-эстетическая одаренность: литературно-поэтическая,

изобразительная, музыкальная, хореографическая, актерская (сценическая);

Социальная или лидерская одаренность: легкость установления контактов и высокое качество межличностных отношений;

Психомоторная (т.е. спортивная) одаренность: контроль своих движений и управление ими (моторные, сенсорные и когнитивные способности).

По форме проявления одаренность может быть явной, проявляющейся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, и скрытой, то есть одаренность есть, но остается незамеченной окружающими.

Одаренных детей необходимо выявлять в начальных классах. В начальной школе учитель видит ребенка с различных сторон, как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в этом во многом и заключается особенность начальной ступени обучения).

Дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А, увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. Самое главное определиться в том, что это, прежде всего, необходимо самому ребенку, его родителям, и оказывать всяческую в этом помощь. В выявлении талантов у детей большую роль должны играть родители.

Я работаю над этой проблемой третий год. Целью своей работы я считаю создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей . Из этой цели вытекают следующие задачи:

изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей;

развитие способностей талантливых детей в урочной и внеурочной и внеклассной деятельности;

обмен опытом с педагогами по работе с одарёнными детьми.

Принципы моей педагогической деятельности в работе с одарёнными и способными детьми.

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности

принцип возрастания роли внеурочной деятельности

принцип индивидуализации и дифференциации обучения

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога

принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества

Направления, формы и методы работы с одарёнными детьми.

В качестве основных направлений работы с одарёнными детьми выделяю: а) систему преемственных связей среды и методов развития детей.
б) создание условий для индиви­дуализации обучения одаренных детей;

в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоян­но изменяющихся индивидуальных социокуль­турных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.

Работу с одарёнными и способными детьми начинаю с их выявления с момента поступления ко мне в 8 классе. Этот процесс осуществлялся на основе наблюдений, изучения психологических особенностей речи, памяти, мышления, внимания, воображения. Кроме того, использую анкетирование и тестирование учащихся и их родителей, изучаю медицинскую карту ребёнка. Основная задача на этом этапе – собрать разнообразную информацию об учащемся.

Следующий этап работы с одарёнными и способными детьми – создание мотивации и условий для их оптимального развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. Для создания мотивации используются следующие приёмы:

- классные часы по самоопределению;

- создание портфолио с последующей презентацией.

Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, повысилась познавательная активность детей, их участие в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях. Выявление одарённых детей и дополнительные занятия с ними привели к положительным результатам.

Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одарёнными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
- между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базой для организации работы с одарёнными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для её осуществления в школе;
- между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
- между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и несоответствием общего уровня культуры;
- между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
И всё же, работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Проблема одаренности является комплексной. В ней пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

Особенности, присущие одаренным детям, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, таких детей отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе. Вторая особенность — познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. В-третьих, большинству из них свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться.

Школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.В заключение хочу напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества. Транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.

К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества. Транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

( из опыта работы)

Учитель : Сорокина И.Н.

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школ.

При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания естественной для него микросреды. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся. Именно поэтому я в своей деятельности решаю ряд важнейших социально-психологических задач: не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах.

Особенно важно в работе с одаренными детьми, умение учителя управлять ученическим общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми. Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): "Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаюВзаимодействие педагога и ребенка должно строиться на основе следующего принципа: “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество, как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании.

Поэтому можно говорить о том, что первые шаги к высокомотивированному ученику, к отысканию искры, которая горит в нем, начинается на уроке. Первоначальная задача учителя состоит в том, чтобы своевременно выявить одаренность, вызвать и увидеть в ребенке желание творить, искать, трудиться . На уроках ИЗО в первом классе рисунки детей в начале года желают быть лучшими. Глазков Алёша использовал серые, коричневые и чёрные тона. Рисунки были однотипные. Но к концу года, у Алёши раскрылся талант, он участвует в конкурсах рисунков, плакатов и занимает призовые места.

На уроках такие дети сразу заметны, своей творческой активностью, постановкой нестандартных вопросов и стремление расширить нестандартные задачи. Статистика утверждает, что только порядка 4% детей являются одаренными, поэтому сразу следует оговориться, что речь скорее пойдет о работе со способными детьми в условиях общеобразовательной массовой школы. Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Прежде всего, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении.

Каждый учитель в своей педагогической деятельности применяет множество различных методов, форм, технологий обучения, чтобы фактически все ученики были заинтересованы его предметом, успешны и имели прочные знания.

В своей практике использую много различных форм и технологий. Некоторые из них:

Групповая работа. Во время урока подбираю задания для отдельных групп.

Игровые технологии. Всем известно, что игровой момент или урок-игра всегда интересны для детей.

Основное направление в работе с одаренными детьми состоит не только в том, чтобы сохранить этот высокий уровень развития ребенка, но и дать возможность раскрыть свои способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определенными рамками.

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. К обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Методов обучения в группе. К ним относятся:

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить. На факультативе по логике мои ученики любят работать в группах. В такой форме работы они раскрываются. Не боятся давать ответы, спорят, приходят к единому мнению.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: анализа проблемной ситуации и оценки идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы, поэтому сосредоточим на нём основное внимание. Какие же формы и приёмы работы помогут его реализовать?

Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, ученикам предлагается в данных пословицах изменить лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать самостоятельно.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Глядя на чужую работу, сыт не будешь.

Друга на деньги не купишь.

2. Задания, разно уровневого характера, позволят каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Б..лезнь. в. зать, д. лекий, зв. нок, к. нфета. к. лоть, л. вить, м. лок, ор. 6етъ, п. тно, г. ристый, р. мень, м. лоток, схв. тить. отд. вать, ст. кан, ст. рый. т. желый, л..сной. (20 слов.)

* Задание 1-го уровня

• Вставьте пропущенные буквы, выделяя часть слова с пропуском.

** Задание 2-го уровня

• Выберите слова с безударной гласной в корне, прове­ряемой ударением, и напишите их вместе с проверяе­мыми словами.

*** Задание 3-го уровня

• Выпишите слова с безударной гласной в кор­не слова, проверяемой ударением, подчеркните встав­ленную букву, выделите корень. Поставьте ударение.

• Над первыми 5 словами укажите название частей речи.

- Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, в упражнении предлагается поставить глаголы в форме настоящего времени. Для сильных учеников задание усложняется: определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.

- Задания исследовательского характера. На уроках мы используем задания поискового характера, направленные на формирование умений добывать информацию, проводить самостоятельные исследования, формулировать и высказывать суждения. Это находит отражение в реферативных работах учащихся.

- Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Цель таких занятий - будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника формировать активное отношение к процессу познания. Практическая необходимость обращаться к словарям.

Творческие задания.

Ситуативно-творческие задания:

*Представьте, что вы вожатый в лагере, вам нужно написать несколько писем: родителям, другу, сестре. Как начнете?

*Дается текст об оставленном в лесу костре. Опишите ваши действия, используя вводные слова

*Представьте, что вы герой картины художника. Опишите, что вы видите.

*Измените окончание какого-либо рассказа.

Задания, ориентирующие на высказывание:

Расширение кругозора учащихся:

Самостоятельный подбор дополнительных заданий к упражнению и выполнение их.

*Укажи части речи в 3 предложении

*Найди слова с безударной гласной

*Разбери по составу слова разных частей речи

Ребята с удовольствием сочиняют синквейны, например:

Кружится, вьётся, тает.

Восхищает своей ажурной красотой.

Рассмотренные выше методы и приемы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одаренной личности. Особые дети требуют от учителя больших усилий, потому что для них лучше готовить задания повышенного уровня, чтобы поддерживать интерес и тем самым развивать их, надо заниматься с одаренными детьми дополнительно, участвовать в различных конкурсах. Всё это требует серьезной подготовки.

Работа с одаренными детьми сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашего общества.

Каждый человек индивидуален, каждый ученик – раскрытая книга с ненаписанными страницами, и напишется на них то, что предложит жизнь! Задача педагога: увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что сокрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями, то, что заложила в него природа, великое, неповторимое, его, личное!

Данные приемы, виды работ и формы деятельности используются мной и дают положительные результаты: успеваемость -93 %-100, высокое качество обученности: от 72 до 90%. средний балл -4,2.

Читайте также: