Особенности правового положения органов исполнительной власти двойного подчинения доклад

Обновлено: 05.07.2024

1.Понятие и признаки и виды органа исполнительной государственной власти.

Содержание административно-правового статуса органа исполнительной власти.

2.Правительство Российской Федерации: компетенция Правительства Российской Федерации, его состав и порядок формирования.

3.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4.Территориальные федеральные органы исполнительной власти.

5.Местные органы исполнительной власти.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково определение понятия "субъект административного права"?

2. Каковы виды субъектов административного права?

3. Каковы общие признаки государственных органов?

4. Каковы отличительные признаки органов исполнительной власти?

5. Каковы виды органов исполнительной власти ?

6. Какова система исполнительных органов государственной власти?

7. Назовите и охарактеризуйте основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

8. Перечислите элементы административно-правового статуса органа исполнительной власти.

9. Что понимается под функциями органов исполнительной власти? Каковы виды функций органов исполнительной власти?

10.Что понимается под компетенцией органа исполнительной власти?

11.Каковы способы определения и изменения компетенции органов государственного управления?

12.Каковы правовые формы закрепления и регулирования полномочий органов государственного управления?

13.Каково соотношение обязанностей и прав органа государственного управления?

14.Охарактеризуйте правовое положение Правительства РФ.

15.Назовите и охарактеризуйте виды правовых актов Правительства РФ.

16.Какова организационная форма деятельности Правительства РФ?

17.Какие органы относятся к центральным федеральным органам исполнительной власти?

18.Охарактеризуйте правовое положение федерального министерства (государственного комитета).

19.Охарактеризуйте правовое положение территориальных федеральных органов исполнительной власти.

1. Теоретические проблемы определения компетенции органов исполнительной власти.

2. Конкурирующая компетенция в сфере исполнительной власти.

4. Временные органы исполнительной власти: понятие, сущность, виды.

5. Проблемы типологии федеральных органов исполнительной власти.

6. Проблемы правового регулирования системы федеральных органов исполнительной власти.

7. Проблемы правового статуса федеральных министерств.

8. Проблемы организации и компетенции территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

9. Особенности руководства Президентом РФ деятельностью отдельных центральных федеральных органов исполнительной власти.

10. Наделение органов исполнительной власти субъектов РФ функциями и полномочиями территориальных федеральных органов.

11. Сравнительно-правовой анализ организации местных органов исполнительной власти субъектов РФ.

Административная реформа в субъектах РФ / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2008.

Автономов А.С., Бачило И.Л., Россинский Б.В. и др. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2004.

Арзамасов Ю.Г. Нормотворческая компетенция федеральных органов исполнительной власти // Государство и право. 2007. N 6.

Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. Екатеринбург, 1999.

Бадовский Д.В. Система федеральных округов и институт полномочных представителей Президента РФ: современное состояние и проблемы развития // Полпреды Президента: проблемы становления нового института. Серия: Научные доклады. 2001. N 3.

Безруков А.В. Проблемы взаимодействия РФ и ее субъектов в сфере исполнительной власти // Журнал российского права. 2001. № 1. С. 12-15.

Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее организации. М., 2003.

Бобылева К.Н. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти РФ // Административное право и процесс. 2007. N 2.

Вишняков В.Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству // Журнал российского права. 2003. N 10.

Вишняков В.Г. Система и структура органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. 2006. N 8.

Еремина О.Ю. Система органов исполнительной власти субъекта РФ // Журнал российского права. 2005. № 11.

Игнатюк Н.А. Компетенция федеральных министерств РФ. М., 2003.

История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003.

Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в РФ: научно-практическое пособие. М.: Изд-во Института проблем риска, 2006.

Макарова Т.Б. Об административно-правовом статусе высшего должностного лица субъекта РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 5.

Макарова Т.Б. Органы исполнительной власти субъектов РФ: федеральные стандарты и региональные реалии в условиях проводимых реформ // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 7.

Новиков А.Б. К вопросу о конституционном обосновании административной реформы в РФ // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 10.

Савельев Д.Л. Институт высшего должностного лица субъекта РФ в системе разделения властей // Вестник ТюмГУ. 2009. № 2. С. 94-98.

Степанова А.А. Вопросы организации исполнительной власти в РФ // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 2.

Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001.

Тихомиров Ю.А. Административная реформа и правовое обеспечение государственного управления // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы научно-практической конференции. М., 2004.


  1. коллегиальных органов исполнительной власти;

  2. территориальных органов исполнительной власти;

  3. временных органов исполнительной власти.

  1. постоянные;

  2. чрезвычайные;

  3. ситуационные;

  4. делегированные.

Задание № 4. Составьте схему, отражающую иерархию и взаимосвязь, следующих органов управления: Правительство РФ, областная администрация, районный военный комиссариат, Министерство обороны РФ, районная администрация, Президент РФ, областной военный комиссариат.

Задание № 6. Какие из перечисленных организаций являются органами исполнительной власти:

завод, районная прокуратура, администрация государственного предприятия, администрация негосударственного предприятия, школа, отделение милиции, областная администрация, ректорат университета, государственный комитет, местная администрация, областное управление юстиции, научно-исследовательский институт?

Задание № 7. Дайте правовую оценку утверждению о том, что

Задание № 8. Дайте правовую оценку утверждению о том, что

Задание № 9. Дайте правовую оценку утверждению о том, что

Задание № 10. Дайте правовую оценку следующему положению:

Задание № 11. Дайте правовую оценку следующему положению:

Задание № 12. Заполните карту сравнительного анализа:

Задание № 13. Заполните карту сравнительного анализа:

Кто и каким актом произвел такую реорганизацию? Кто и каким актом назначил министра здравоохранения и социального развития РФ? Кто и каким актом назначил руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам? Кто и каким актом назначил руководителя Федерального агентства по рыболовству?

2) Готовилось очередное заседание Правительства РФ, но в Москве большое распространение получила вирусная инфекция, в результате чего два федеральных министра за день до заседания Правительства РФ заболели. Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министр иностранных дел, министр здравоохранения и социального развития, министр сельского хозяйства находились в отпуске. Министр обороны, министр культуры и массовых коммуникаций, министр транспорта, министр экономического развития и торговли были в зарубежных командировках. В этой ситуации отдыхающие министры были отозваны из отпуска, чтобы принять участие в заседании Правительства РФ.

Почему федеральные министры были отозваны из отпуска? При каком условии заседание Правительства РФ считается правомочным? Может ли быть проведено заседание Правительства РФ при одновременном отсутствии на нем министра внутренних дел и министра обороны?

4) В процессе подготовки к заседанию коллегии Министерства промышленности и энергетики РФ, одним из вопросов которой было рассмотрение состояния нормативного регулирования работы сотрудников атомных электростанций, федеральному министру среди других материалов, связанных с подготовкой коллегии, был доложен и список лиц, приглашаемых для участия в ее работе. Министр высказал неудовлетворение, что среди приглашенных лиц нет сотрудников аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Заместитель федерального министра, докладывающий министру материалы по подготовке коллегии, высказал по этому поводу следующие соображения. Поскольку в соответствии со ст. 71 Конституции РФ ядерная энергетика находится в ведении Российской Федерации, в необходимости участия в заседании коллегии, работников аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах он не видит необходимости. Однако министр не принял во внимание мнение своего заместителя и дал указание включить, в список приглашенных лиц, работников аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Кто, по вашему мнению, прав в этом споре? Чем вы можете аргументировать свою позицию?

5) Указами Президента Российской Федерации были назначены министр внутренних дел РФ и министр образования и науки РФ. Через несколько дней, Президент РФ своим указом назначил заместителя министра внутренних дел РФ, а Правительство РФ своим распоряжением - заместителя министра образования и науки РФ.

Почему Президент РФ сам не назначил заместителя министра образования и науки РФ? Почему Правительство РФ не стало назначать заместителя министра внутренних дел РФ?

6) При подготовке нового положения об одном из федеральных министерств в его проект была внесена запись о том, что приказы и распоряжения министра по вопросам деятельности подведомственных данному министерству объектов, обязательны для глав администраций субъектов РФ, на территории которых находятся эти объекты. Дайте правовую оценку этой записи. С кем должен быть согласован проект данного положения перед внесением его на рассмотрение в Правительство РФ?

7) Администрация одной из областей России, учитывая крайне обострившуюся там социально-экономическую ситуацию, подготовила по своей инициативе проект постановления Правительства РФ, направленного на улучшение дел в данной области. Предложенная программа стабилизации социально-экономической ситуации предусматривала до-полнительные расходы из федерального бюджета. Согласовав проект постановления с заинтересованными органами государственной власти, администрация области прежде, чем внести его в Правительство РФ, направила проект на согласование в Министерство юстиции РФ и Министерство финансов РФ.

Обязан ли Минюст России рассматривать проект данного постановления, не имея на то поручение Правительства РФ? Должен ли Минфин России рассматривать проект данного постановления, не имея на то поручение Правительства РФ? Какой существует порядок внесения органами исполнительной власти проектов актов Правительства РФ?

Дайте правовую оценку протесту прокурора и мнению депутатов представительного органа муниципального образования.

11) Глава областной администрации издал распоряжение о проведении

проверки деятельности одной из районных администраций по вопросам эффективности управления муниципальной собственностью, использования местного бюджета, озеленения района, соблюдения и исполнения законодательства Российской Федерации. Дайте юридическую оценку действиям главы областной администрации.

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"

Исполнительная власть имеет правовые свойства только в случае, если она является подзаконной властью, это говорит о том, что государственные органы, осуществляющие её реализацию, обязаны в своей деятельности руководствоваться исключительно законом, не должны ему противоречить. В отличие от судебной и законодательной власти исполнительная власть держится на людских, материальных и финансовых ресурсах, которые обеспечивают полноценное функционирование государства. Также справедливо отметить то, что исполнительная власть обладает армией, органами охраны правопорядка, органами безопасности, чиновниками, администрацией и другими государственными органами, которые обеспечивают безопасность человека и общества в целом. Имея такой признак, как универсальность во времени и пространстве, исполнительная власть осуществляется постоянно, непрерывно и везде – на всей территории страны.

Двойное (тройное) подчинение заключалось в следующем: отделы были подчинены Советам (съездам), исполкомам и вышестоящим отделам и партийным органам; исполкомы подчинялись своим Советам (съездам), вышестоящим исполкомам, народным комиссарам и партийным органам; Советы и съезды – вышестоящим съездам и партийным органам. Положения, устанавливающие права Народных Комиссариатов по отношению к местным отделам, вырабатывались каждым Народным Комиссариатом в отдельности и утверждались ВЦИК, они действовали в определенной отрасли. Впоследствии принцип двойного подчинения был реализован в ряде конкретных правил, четко регламентирующих отношения центральных, региональных и местных исполнительных органов.

а) федеральная подсистема органов исполнительной власти;

б) региональная подсистема органов исполнительной власти, некоторая часть вопросов находящаяся в их ведении совпадает (предметы совместного ведения Федерации, и её субъектов).

Это говорит о том, что совпадают их цели и действия. При принятии решения реализации эти цели должны быть согласованы.
Это можно осуществить, если грамотно выстроить соответствующую вертикаль власти со всеми необходимыми организационными и методическими элементами единой системы.

Таким образом, совершенствование единой системы исполнительной власти и укрепление властной вертикали невозможны без дальнейшего реформирования на федеральном уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, создания правовых механизмов взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Дальнейшим шагом в осуществлении административной реформы в Российской Федерации должно стать реформирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установление особенностей их правового статуса на уровне федерального закона, а также закрепление принципа двойного подчинения органов исполнительной власти, созданных для реализации полномочий в рамках предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Проблема двойного подчинения требует серьезной проработки как в науке административного права (в его взаимосвязи с конституционным правом), так и на практике, поскольку нет достаточной четкости во взаимоотношениях одноименных федеральных и региональных органов управления, выполняющих аналогичные функции (на разных уровнях).

[1] Полянский И.А. Федерализм и исполнительная власть на современном этапе развития Российской Федерации // Дис. … докт. юр. наук. М., 2003. С.222.

[2] Полянский И.А. Федерализм и исполнительная власть на современном этапе развития Российской Федерации // Дис. … докт. юр. наук. М., 2003. С.222.

– принцип гос. управления, заключающийся в том, что орган гос. управления одновременно подчинён органу власти, его образовавшему (подчинение по горизонтали), и вышестоящему одноимённому органу гос. управления (подчинение по вертикали). Подчинение по горизонтали даёт возможность осуществлять самую непосредственную связь с широкими массами трудящихся, учитывать местные особенности, условия и применять вытекающие из этих особенностей меры для вовлечения масс в строительство коммунизма. Подчинение по вертикали обеспечивает единство деятельности однородных органов государства, подчинение их единому плану и указаниям вышестоящих партийных и советских органов. Таким образом, Д. п. обеспечивает: 1) полноту власти местных Советов депутатов трудящихся над подчинёнными им отделами исполкомов и 2) централизованное управление в процессе выполнения общегосударственных заданий в интересах как страны в целом, так и мест.

Д. п. является одним из выражений принципа демократического централизма (см.). Д. п. осуществляется, как правило, во всех звеньях местных органов гос. власти: каждый отдел исполкома, напр., отдел здравоохранения, народного образования и др., подчиняясь соответствующему местному Совету и его исполкому, одновременно подчиняется вышестоящему одноимённому отделу или министерству.

Д. п. в системе центральных органов гос. управления АССР выражается в одновременном подчинении каждого министерства АССР Совету Министров АССР и одноимённому министерству той союзной республики, в состав которой входит данная АССР. Д. п. осуществляется и в отношении союзно-республиканских министерств союзных республик: каждое такое министерство, будучи органом, подчинённым Совету Министров союзной республики, одновременно подчиняется одноимённому министерству СССР.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.

Правовые статусы органов исполнительной власти в субъектах РФ единообразно не оформлены, что ведет к несогласованности и разобщенности действий федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Рассмотрим данную проблемы на примере Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации . Данное Министерство не имеет право осуществлять функции по надзору и контролю , однако такие функции вправе осуществлять Министерство здравоохранения Московской области .

Как мы видим, на примере заметна несогласованность правовых статусов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то есть органы исполнительной власти субъектов имеют в какой-то степени большую самостоятельность, чем федеральные органы, что с одной стороны хорошо, но с другой, единство и системность определяют иерархию работы органов, что упрощает жизнь как государству, так и гражданам.

Для достижения высокого уровня управляемости страной с учетом непростого механизма административно-территориального устройства Российской Федерации создание единой системы исполнительной власти. Данная система должна учитывать разграничение предметов ведения федерации и субъектов, содержать единые критерии разграничения органов и их полномочий, а также установить соответствующие правовые статусы органов исполнительной власти.

На мой взгляд, решение данной проблемы есть. Одним из вариантов может быть установление трехступенчатой системы органов исполнительной власти в субъектах, которая бы включала в себя министерства, службы, агентства, идентичные с федеральными органами исполнительной власти.

Я предлагаю дать федеральным органам больше контроля, а органам субъектов меньше самостоятельности. Тем самым, рассматривая мой пример, было бы логично увеличить полномочия Министерства здравоохранения Москвы, то есть дать возможность конечного контроля и надзора, но не забирать данные полномочия у органов субъекта. В том числе при реализации проектов в области государственно-частного партнерства.[2]

Читайте также: