Особенности первобытного сознания доклад

Обновлено: 17.05.2024

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Религия Западная религиозная антропология

В результате сформировались такие черты первобытного сознания, как эмоциональность, образное восприятие мира, ассоциативность, алогичность, склонность оживотворять (гилозоизм), одухотворять (аниматизм) мироздание, одушевлять его части (анимизм). К особенностям первобытного сознания относится также склонность уподоблять природные явления человеку (антропомофизм), а отношения между этими антропоморфизированными явлениями уподоблять социальным отношениям (социоморфизм).

Религиозная антропология в Древнем Мире

Социоантропоморфическое мировоззрение

Особенности первобытного сознания

В этом отношении современная христианская философия и теология созвучна восточным религиям, в которых проблема человека испокон веков трактовалась аналогичным образом.

ГЛАВА 26. ДРЕВНЯЯ РЕЛИГИОЗНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

1. Особенности первобытного сознания. Эти особенности известны главным образом из этнографических исследований народов, так и остававшихся на ступени неолита до наших дней. На данном уровне духовного развития критическое мышление отсутствовало, преобладала эмоциональная сфера — эмоции побуждали к поспешным, поверхностным, ассоциативным выводам. Первобытный человек легко поддавался внушению и самовнушению. Содержание его сознания определялось коллективным родовым сознанием, существующим по традиции и передающимся от поколения к поколению по памяти. Письменности не было. Роль индивидуального сознания была ничтожной. Первобытные люди еще не могли достаточно хорошо различать реальное и иллюзорное, не могли различать того, что принадлежит им самим, а что природе, и понимали мир по аналогии с собой.

Будучи не в состоянии объяснить явления природы и общества, первобытный человек находил видимость такого объяснения в рассказе о происхождении существа, олицетворяющего то или иное явление природы, а позднее и общества, от других таких же существ путем биологического рождения (генетизм).

2. Социоантропоморфическое мировоззрение. Из сказанного следует, что плодом первобытного сознания могло быть лишь первобытное социоантропоморфическое мировоззрение. Оно создавалось методом стихийного перенесения на всœе мироздание свойств человека и его рода. Этот процесс людьми не осознавался. Им самим казалось, что именно они, люди — творение антропоморфизированной природы. Осознание того, что сверхъестественные человеческие существа — продукт антропоморфизации и социоморфизации мироздания — стало возможным лишь на более высоком уровне философского мировоззрения.

Первобытное социоантропоморфическое мировоззрение населяет мироздание сверхъестественными существами. Источник сверхъестественного — перенесение на природу чуждых ей качеств, свойств, отношений человека и его рода-племени.

В первобытном социоантропоморфическом мировоззрении основной вопрос мировоззрения — вопрос об отношении человека и мироздания — выступает в превращенной форме: как вопрос об отношении людей и природы, с одной стороны, и сверхъестественного надприродного мира — с другой.

В качестве социоантропоморфического мировоззрения первобытный социоантропоморфический комплекс был комплексом искусства, мифологии, религии, магии.

Понятие социоантропоморфического мировоззренческого комплекса введено в науку современным русским философом А. Н. Чанышевым.[574]

В восточных обществах централизованный деспотизм сочетался с автономностью земледельческих общин. Этот дуализм социальной организации своеобразно преломлялся в общественном сознании: в рамках одной и той же культуры наряду с представлениями, объективно способствовавшими подавлению индивидуальности, беспрекословному подчинœению деспотическому государству, существовали воззрения, стимулирующие развитие индивида.

И если конфуцианство, как религия — это китайский экзотеризм, то даосизм — это китайский эзотеризм.

В неопределœенности конечной цели (будь то нирвана в буддизме или Дао в даосизме), характерной для восточных религий — огромный позитивный смысл: поскольку нирвана может быть в подавляющем большинстве случаев достигнута лишь в результате многих реинкарнаций, то путь духовного совершенствования человека практически бесконечен. Это заставляет работать над собой до последнего вздоха и никогда не останавливаться на достигнутом.

ГЛАВА 27. ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

В результате сформировались такие черты первобытного сознания, как эмоциональность, образное восприятие мира, ассоциативность, алогичность, склонность оживотворять (гилозоизм), одухотворять (аниматизм) мироздание, одушевлять его части (анимизм). К особенностям. [читать подробенее]

В результате сформировались такие черты первобытного сознания, как эмоциональность, образное восприятие мира, ассоциативность, алогичность, склонность оживотворять (гилозоизм), одухотворять (аниматизм) мироздание, одушевлять его части (анимизм). К особенностям. [читать подробенее]

© Copyright 2022 - Open Library - открытая библиотека учебной информации | Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0

История человеческого мышления. Историческое развитие первобытного сознания. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Труд как главное видовое отличие человека. Высшая нервная деятельность антропоидов. Объем мозга и динамические структуры.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.12.2011
Размер файла 18,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Особенности первобытного мышления

Введение

В развитии человеческой сущности одной из важнейших составляющих выступает развитие человеческого мышления. Мысль развивается как результат и средство материального труда, преобразующего природную среду и самого человека в необходимом для ее существования и развития направлении.

История человеческого мышления - главная, стержневая линия развития духовной культуры. Исследования этой истории - важное условие познание современного мышления, его дальнейшего развития.

Поэтому задачей данной работы является определение исторических черт и особенностей первобытного мышления и причины, их породившие.

Опираясь на материалы истории первобытного общества, хотелось бы исследовать интересующую нас проблему прежде всего в двух аспектах: во-первых, с точки зрения зависимости развития мышления от трудовой деятельности людей, во-вторых, с точки зрения структуры общественного сознания, отражающей специфику развития первобытного человека.

1. Историческое развитие первобытного сознания

В процессе труда и связанной с ним познавательной деятельности осуществляется взаимодействие первой и второй сигнальных систем, ибо труд представляет своей природе целеполагающую деятельность, предметно ориентированную на выполнение заранее поставленной цели, а познавательная деятельность, которая начинается, как известно, с ощущение, представляет собой опосредствованное словом человеческое мышление - орудие высшей ориентировки человека в окружающей среде и субъективной стороны поведения человека. Целенаправленная деятельность выделяет человека из остальной природы и в форме социально организованного воздействия на природу, т.е. в форме труда, противопоставляет человека остальной природе.

2. Труд - главное видовое отличие человека

В отличие от животных человек соотносится с природой не путем пассивного биологического приспособления, а путем активного воздействия на природу, осуществляемого в форме общественного труда, производства, и с помощью специфических человеческих средств воздействия на природу - орудий труда и других средств производства. Поэтому-то его познавательная деятельность, хотя она и рефлекторна по своей природе значительно отличается от высшей нервной деятельности животных, и даже наиболее развитых из них - высших обезьян.

3. Труд и мысль - явление социальное

Высшая нервная деятельность антропоидов - явление биологическое, а труд и мышление человека - явления социальные, возникшие на основе качественно иного отношения к среде - не пассивного биологического приспособления, а активного воздействия на природу посредством орудий труда. С этой точки зрения особенный интерес представляет собой изучение психологического рубежа, разделяющего типы мышления и, соответственно, уровни интеллекта антропоидов и человека.

Сознание с самого начала непосредственно вплетено в материальную деятельность человека, и эта непосредственная связь с процессом труда является изначально непременным условием материальной жизни.

4. Объем мозга и динамические структуры

мышление первобытный человек мозг

5. Интерполяция мышления и речи ископаемых людей

Поскольку труд является непременным условием существования людей, их чувственные восприятия - ощущения, непосредственно связывающие сознание с внешним миром, - неразрывно сопряжены с трудовой практикой. А так как практика связана с изменениями предметов окружающего мира, чувственное познание носит у человека всегда действенный характер. Объективное содержание этой деятельности толкает сознание человека к соответствующей переработке чувственных восприятий, получаемых на основе развития труда: к выделению и обобщению, анализу, синтезу. С другой стороны, общественный контакт, на основе которого формировались и развивались трудовые процессы, требовал общественной согласованности действий, выработки, закрепления и передачи навыков к труду. А это не могло быть осуществлено без специфически человеческих средств общения, без развития коммуникативной функции мышления.

Слово, речь - главное орудие психической деятельности человека. И, подобно мышлению, речь, разумеется, не была одинаковой на всем протяжении истории, потому что не одинаковыми были структура и содержание психических процессов, равно как и атомно-физиологические возможности их реализации. Поэтому мышление и речь имели различные уровни развития, сменяющие или перекрывающие в историческом развитии друг друга, и выявления характера и последовательности этого поэтапного развития мышления и речи, естественно, представляет большой интерес для очень широкого круга общественных и естественных наук.

На поэтапность развития указывает прежде всего различие уровней в развитии членораздельности и артикуляции, отчетливо фиксируемых палеоантропологическим материалом. Известно, что у древнейших ископаемых людей не было подбородочного выступа и предъязычной кости, что не могло отражаться существенным образом на возможностях развития членораздельной речи. Весьма существенным условием для развития членораздельной речи является, как известно, постепенная редукция жевательных мышц, выполняющих также и речевую функцию. Мощная мускулатура массивной нижней челюсти, обладающая большой инерцией, не способна к такой скорости движения, какой требует современная звуковая речь.

Заключение

Мы рассмотрели существующие черты и особенности первобытного мышления. Вопрос, безусловно, сложный и дискуссионный. Несомненно, этот вопрос должен решаться совместными усилиями целого ряда наук. Сложность и актуальность затронутых здесь вопросов требуют все большего и большего расширения и углубления исследований с привлечением самого широкого круга фактического материала.

Однако задачи, поставленные мной, считаю выполненными, а цели достигнутыми.

Список литературы

1. А.Ф. Анисимов. Исторические особенности первобытного мышления. Л., 1971.

2. А.А. Леонтьев. Возникновение и первоначальное развитие языка. М.: АН СССР, 1963.

Подобные документы

Развитие человеческого общества - история развития человеческой сущности. Природа человеческого мышления. Мышление чувственными образами как предыстория мышления. Исследование первобытного мышления. Анимизм, магия, фетишизм, тотемизм как предтечи религии.

реферат [22,9 K], добавлен 23.12.2009

Системное и смысловое строение сознания и его развития в онтогенезе. Высшая нервная деятельность детей раннего возраста, значение развития у них ориентировочно-познавательной деятельности, внимания, памяти. Основные особенности и классификация мышления.

контрольная работа [178,5 K], добавлен 11.03.2012

Развитие сознания у человека. Основной закон исторического развития психики. Структура сознания, Я-концепция. Развитие человеческого мозга. Сознание как высшая ступень развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания. Состояния сознания, роль сна.

контрольная работа [27,4 K], добавлен 03.09.2010

Природа человеческого сознания. Понятие и строение человеческой деятельности. Деятельность и психические процессы. Умения, навыки и привычки. Мышление. Теории мышления в психологии. Развитие мышления. Речь как средство общения людей. Способности.

реферат [63,1 K], добавлен 20.02.2007

Слово как сигнал сигналов. Речь и ее функции. Взаимоотношение первой и второй сигнальных систем. Развитие речи у ребенка. Сознание как функция человеческого мозга. Речевые функции полушарий. Основные принципы и закономерности высшей нервной деятельности.

курсовая работа [35,8 K], добавлен 29.01.2010

Смысл проблемы сознания. Формирование условных рефлексов. Поведение ребенка с первых дней жизни. Развитие детской психологии. Процесс понимания и порождения метафор у детей. Мышление ребенка раннего возраста. Классификация и особенности явлений мышления.

контрольная работа [178,1 K], добавлен 05.02.2012

Исследование феномена человеческого сознания и предшествующих ему прототипов. Подсознание. Интеллект. Рефлексы и эмоции. Эмоции в мысли. Праллельность в работе уровней сознания. Особенности мышления. Уровни памяти. Слово. Образы и их смысловые понятия.

Сознание человека первобытной эпохи, в первую очередь, характеризуется высокой степенью слитности с природой: силы природы еще не противопоставляются человеку, а находятся с ней в таинственном связи Ощущение бы бессилие перед грозными и непонятными для первобытного человека природными явлениями особенно усиливалось во время стихийного бедствия: извержение вулканов, землетрясений, наводнений, лесных пожаров, засух и других подобных явлений Беспомощность вызвала к жизни поклонения грозным силам природы, привела в конечном итоге к ееї обожания Это обусловливает появление таких ранних форм религии каканимизм, магия, тотемизм, фетишизм т.д. О ранние формы религии пойдет речь в третьем разделе

Во-вторых важной характеристикой первобытного сознания была также слитность индивида с коллективом, соплеменниками, с \"Мы\" Человечество сумело выжить, сохраниться как вид и обеспечить свое существование в начале свое ой истории благодаря постоянно растущей его способности к объединению усилий на основе максимального ограничения потребностей и интересов отдельного индивида и строгого соблюдения приоритета рода, коллектива благодаря растворению отдельной человеческого существа в коллективе, ееективі, її абсолютной социализации

Давление первобытного коллектива на индивида был огромный, индивидуальное \"я\" здесь не имеет самостоятельного значения и ценности, потому что индивид интегрирован в общину не как автономная единица, а как доля органических ного целого, не мыслима без него В начале своей истории человек, подвергаясь жесткий тотальный влияние общественных норм, способных заблокировать любые проявления индивидуализации, былаації, була стопроцентно социальным существом

На место инстинкта самосохранения, который был главной детерминантой мотивационной сферы поведения члена первобытного стада, приходят система табу, которая основывалась исключительно на запрете Табу блокировали асоциальные проявления животных инстинктов и охраняли жизненно важные для существования рода принципы коллективной жизни: недопущение кровнородственных половых связей, порядок р распределения пищи, неприкосновенность личности вождя т.д. Табуитивни запрета никогда не сопровождались разъяснением их необходимости Объяснить это можно лишь чрезвычайноно низким уровнем развития сознания и языка первобытного человека, уровня его способности к рефлексии, не превышал уровня трехлетней ребенка Для того чтобы следовать запретам табу, индивиду достаточно было чувство страха перед нарушением запретов н Страх - что со мной сделают? ї регуляции в первобытном обществе

Кроме того, в рамках этого общества, действовал и другой важный механизм социальной регуляции - стыдСтыд - это чувство общинно-групповое, предполагающее постоянное оглядки индивида на окружающих: что обо мне скажут или сказали бы \"свои\"? \"они\" - \"мы\" Стыд более сложное по сравнению со страхом культурное явление, которое побуждает индивида придерживаться групповых норм обязанностей по отношению к своим

Культура, таким образом, с самого начала существования общественной организации и на протяжении всей первобытной эпохи по отношению к отдельному индивиду носит прежде репрессивный и ограничительныйхарактер

Усвоение и передача необходимых образцов поведения осуществлялись путем показа и копированияпередавались от поколения к поколению, превращаясь в утвержденный ритуал Всю жизнь первобытного человека проходило в выполнении множества ритуальных обрядов и процедур, которые, не имея рационального пояс снення, приобретали магического характера Ритуалы представляют собой особые символические действия, которые обеспечивали эмоционально-смысловое отождествление индивида со своим родом, передачу опыта, объединение рода и религий но-магическое воздействие на различные явления и обстоятельства (например, ритуал инициации) Ритуалы требовали от каждого индивида слепо, неосознанно подражать устоявшиеся образцы поведения и полностью исключали творческую са мостийнисть Первоначальный коллектив отрицает индивидуальность и новаторскую поведение, а потому толькоьки традиционная поведение находила моральное одобрение Таким образом, табу и ритуалы выступали важнейшими регуляторами общественных отношений в первобытную эпоху




Главным информационным каналом первобытной культуры, в связи с отсутствием письменности, былатрудовая деятельность Усвоение и передача смысла трудовых операций происходили в невербальной форме, т.е. без слов Показ и подражания были основными средствами обучения и общения в общине Действия, после которых наблюдается ався какой-то полезный результат, становились образцами, которые копировались и передавались от поколения к поколениюня.

Третьей важной характеристикой сознания первобытного человека было доминирование образно-эмоциональных, интуитивных моментов в мышлении, веры, что наиболее ярко проявляется в мифологической картине мира Более дет тально об особенностях мифологического сознания смотри работу Кессиди \"От мифа к логосуогосу".

Важной характеристикой первобытной культуры был ее синкретизм (от греч - сочетание) - отсутствие дифференциации ее форм на науку, религию, искусство Все сферы тесно связаны с разнообразием формпрактической жизни первоначальной человеческого сообщества

13) АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В КУЛЬТУРЕ АНТИЧНОСТИ

Роль античной мифологии в культуре

В первую очередь следует начать с Античности (antiquitas - древность, цивилизация древней Греции и древнего Рима ). В Античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру. Античность подразделяется на несколько эпох: Ранняя Античность (VIII в. до н. э. — II в. до н. э.). Классическая Античность (I в. до н. э. — I в. н. э), золотой век античного мира. Поздняя Античность (II—V н. э.). В общем счете больше дюжины веков Античного наследия мировой культуре с VIII в. до н. э. до V века нашей эры. Конечной эпохой, Поздняя Античность, сопровождалась распадом Римской империи.

Миф в литературе - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире, Античном мире. Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе.

В современном обществе велик интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы без прошлого. Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Мифы античности являются достоянием прошлого и настоящего, сохраняя мировоззрения древних греков и римлян.

Историческое развитие всего человечества нельзя представить без античности. Греция и Рим оставили множество мифов. Миф объясняет любое природное событие волей божества, то есть причина выводиться за пределы самой природы, перемещается в небесную область, вверяется богами.

Роль античной мифологии в культуре

Наряду с интимной лирикой возникла лирика гражданская, обратившаяся уже к обществу, а не к отдельному герою (Солон, Тиртей), а также ямбы - стихи назидательной, нередко сатирической направленности (Архилох, Мимнерм, Гиппонакт). Сочетание различных типов мировоззрения с лирическим началом создало греческую трагедию -- наивысшее достижение античной культуры периода высокой классики. Для драматических представлений строили на склонах холмов обширные амфитеатры, рассчитанные на десятки тысяч зрителей.

Греческая литература всегда привлекала к себе героикой, высокими гуманистическими идеями, непосредственной свежестью. Мифологические элементы в литературе не выделялись, а рассматривались, как обычный ход вещей, поэтому в литературе в большей степени боги являлись, обычно действующими персонажами.

Греческая литература выросла на основе богатейшего народного творчества, на основе мифологии. Мифология возникла в ту эпоху, когда греки жили еще общинно-родовым строем (до VIII в. до н. э) и весь мир казался им огромной общиной, огромным родом, в котором были свои семьи, свои деды и внуки, свои родители и дети. Древний грек одушевлял, таким образом, всю природу. При помощи своего богатого воображения он зачастую представлял ее в причудливых, фантастических и необычайных художественных образах.

Воображение древнего грека рисовало ему самые фантастические существа. Но в каком бы виде они ни являлись, все они держали в своих руках его жизнь, все они были демонами или богами, населявшими каждый ручей, каждое озеро, лес, рощу, горное ущелье.

Небо было полно богов, грозных или милостивых к человеку: то Солнце - Гелиос мчится по небесной дороге на огненной колеснице, то озаряет землю Луна - Селена, то Эос - Заря в лазоревом одеянии возвещает утро.

Взглянет человек на море, а там бог Посейдон разбивает волны своим трезубцем, трубят в раковины тритоны, резвятся нимфы- океаниды; в лес и горы опасно ходить человеку - там в каждом дереве живет нимфа - дриада, можно попасть в болото нимфам - лимнадам, в горах запутают дороги нимфы - ореады, а то нападет на человека страх, который вызывает козлоногий бог Пан. И даже под землей, в царстве мертвых, бог Аид и богиня Персефона встречают и стерегут умерших.

А над всем миром возвышается снежная гора Олимп, где в окружении бессмертных богов обитает Зевс, отец и владыка вселенной. Дворцы на Олимпе построены богом Гефестом, на пирах там играет бог искусств и наук Аполлон, девять сестер - муз поют под лиру Аполлона. Рядом с Зевсом восседают его супруга, грозная и ревнивая Гера, и дочь его Афина - Паллада, воинственная, всегда готовая к бою богиня.

Все этапы мифологии, начиная с древнего представления о демонах-чудовищах и кончая мифами о героях и очеловеченных богах, представлены в героических песнях греков, так называемом гомеровском эпосе.

Долгое время эти события считали чисто мифическими, легендарными, хотя сами греки уже издавна упорно повторяли, что Троянская война была примерно в XII в. до н.э. Постепенно Троянская война и поход греков приобретали реальные черты.

Интересно также отметить, что гомеровский эпос отразил в себе еще более древнюю культуру, а именно культуру острова Крита, процветавшую накануне распространения ахейских племен в XIII-XII вв. до н. э. У Гомера можно найти много элементов быта, жизни общества, напоминающих об этой древней культуре.

Оживающие имена, неприкосновенные тени и мистическая связь между явлениями и предметами: французский философ, антрополог и этнолог Люсьен Леви-Брюль об особенной логике первобытного мышления древних людей, которая принимала любые противоречия как данность, и чувстве сопричастности ко всему живому.

Первобытное мышление

Однако другие факты, не менее поразительные, показывают, что в огромном количестве случаев первобытное мышление отличается от нашего. Оно совершенно иначе ориентировано. Там, где мы ищем вторичные причины, устойчивые предшествующие моменты (антецеденты), первобытное мышление обращает внимание исключительно на мистические причины, действие которых оно чувствует повсюду. Оно без всяких затруднений допускает, что одно и то же существо может в одно и то же время пребывать в двух или нескольких местах. Оно обнаруживает полное безразличие к противоречиям, которых не терпит наш разум. Вот почему позволительно называть это мышление, при сравнении с нашим, пралогическим.

Отсюда вовсе не следует, однако, что подобная мыслительная структура встречается только у первобытных людей. Можно с полным правом утверждать обратное, и что касается меня, то я всегда имел это в виду. Не существует двух форм мышления у человечества, одной пралогической, другой логической, отделенных одна от другой глухой стеной, а есть различные мыслительные структуры, которые существуют в одном и том же обществе и часто, — быть может, всегда — в одном и том же сознании.

Представления, называемые коллективными, если их определять только в общих чертах, не углубляя вопроса об их сущности, могут распознаваться по следующим признакам, присущим всем членам данной социальной группы: они передаются в ней из поколения в поколение; они навязываются в ней отдельным личностям, пробуждая в них сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха, поклонения и т. д. в отношениях своих объектов. Они не зависят в своем бытии от отдельной личности, их невозможно осмыслить и понять путем рассмотрения индивида как такового.

Изучение коллективных представлений и их связей и сочетаний в низших обществах сможет, несомненно, пролить некоторый свет на генезис наших категорий и наших логических принципов. Точно исследовать, каковы руководящие принципы первобытного мышления, — вот та проблема, которая служит объектом настоящего труда. Без работ моих предшественников — антропологов и этнографов разных стран, в особенности без указаний, полученных мной из работ французской социологической школы, я бы никак не мог надеяться на разрешение этого вопроса или хотя бы даже на правильную его постановку.

Безусловно, существуют черты, общие всем человеческим обществам: в этих обществах существует язык, в них передаются от поколения к поколению традиции, в них существуют учреждения более или менее устойчивого характера; следовательно, высшие умственные функции в этих обществах не могут не иметь повсюду некоторую общую основу. Но, допустив это, все же приходится признать, что человеческие общества могут иметь структуры, глубоко различные между собой, а, следовательно, и соответствующие различия в высших умственных функциях. Следует, значит, наперед отказаться от сведения умственных операций к единому типу и от объяснения всех коллективных представлений одним и тем же логическим и психологическим механизмом.

То, что я пытаюсь сделать, это предварительное исследование самых общих законов, которым подчинены коллективные представления в малокультурных обществах, особенно в самых низших из тех, которые нам известны. Я попытаюсь построить если не тип, то, по крайней мере, сводку свойств, общих группе близких между собой типов, и определить таким образом, существенные черты мышления, свойственного низшим обществам.

А если мы возьмем человеческое тело? Каждый орган его, как об этом свидетельствуют столь распространенные каннибальские обряды, а также церемонии человеческих жертвоприношений (в Мексике, например), имеет свое мистическое значение. Сердцу, печени, почке, глазам, жиру, костному мозгу и т. д. приписывается определенное магическое влияние.

Для первобытного сознания нет чисто физического факта в том смысле, какой мы придаем этому слову. Текучая вода, дующий ветер, падающий дождь, любое явление природы, звук, цвет никогда не воспринимаются так, как они воспринимаются нами, т. е. как более или менее сложные движения, находящиеся в определенном отношении с другими системами предшествующих и последующих движений. Перемещение материальных масс улавливается, конечно, их органами чувств, как и нашими, знакомые предметы распознаются по предшествующему опыту, короче говоря, весь психофизиологический процесс восприятия происходит у них так же, как и у нас. Первобытные люди смотрят теми же глазами, что и мы, но воспринимают они не тем же сознанием, что и мы. Можно сказать, что их перцепции состоят из ядра, окруженного более или менее толстым слоем представлений социального происхождения. Но и это сравнение было бы неточным и довольно грубым. Дело в том, что первобытный человек даже не подозревает возможности подобного различения ядра и облекающего его слоя представлений, у него сложное представление является еще недифференцированным.

Если первобытные люди воспринимают изображение иначе, чем мы, то это потому, что они иначе, чем мы, воспринимают оригинал. Мы схватываем в оригинале объективные реальные черты, и только эти черты: например, форму, рост, размеры тела, цвет глаз, выражение физиономии и т. д. Для первобытного человека изображение живого существа представляет смешение признаков, называемых нами объективными, и мистических свойств. Изображение так же живет, так же может быть благодатным или страшным, как и воспроизводимое и сходное с ним существо, которое замещается изображением.

Кроме того, первобытные люди вполне сознательно придают столько же веры своим сновидениям, сколько и реальным восприятиям. Вместо того чтобы сказать, как это обыкновенно делается, что первобытные люди верят тому, что они воспринимают во сне, хотя это только сон, я скажу, что они верят сновидениям именно потому, что сновидения отнюдь не являются для них низшей и ошибочной формой восприятия. Напротив, это высшая форма: так как в ней роль материальных и осязаемых элементов является минимальной, то в ней общение с духами и невидимыми силами осуществляется наиболее непосредственно и полно.

Если коллективные представления первобытных людей отличаются от наших своим по существу мистическим характером, если их мышление, как я пытался показать, ориентировано иначе, чем наше, то мы должны допустить, что и сочетание представлений в сознании первобытного человека происходит по-иному, чем у нас. Мышление низших обществ не повинуется исключительно законам нашей логики, оно, быть может, подчинено законам, которые не целиком имеют логическую природу.

В Танне (Новые Гибриды) туземец, проходя по дороге, видит, как на него с дерева падает змея: пусть он назавтра или на следующей неделе узнает, что сын его умер в Квинсленде, и уж он обязательно свяжет эти два факта.

Общепринятое объяснение всех этих фактов сводится к следующему: мы имеем здесь неправильное применение первобытными людьми закона причинности, они смешивают предшествующее обстоятельство с причиной. Это просто частный случай весьма распространенной ошибки в рассуждении, которой присвоено название софизма Роst hос, егgо ргорtег hос (после этого, значит, вследствие этого).

Было бы трудно дать сейчас же отвлеченную формулировку этого закона. Все же за отсутствием удовлетворительной формулы можно попытаться дать приближенное определение. Я сказал бы, что в коллективных представлениях первобытного мышления предметы, существа, явления могут быть непостижимым для нас образом, одновременно и самими собой, и чем-то иным. Не менее непостижимым образом они излучают и воспринимают силы, способности, качества, мистические действия, которые ощущаются вне их, не переставая пребывать в них.

С динамической точки зрения возникновение существ и явлений того или иного события представляет собой результат мистического действия, которое при определенных мистических условиях передается от одного предмета или существа к другому в форме соприкосновения, переноса, симпатии, действия на расстоянии и т. д. В огромном числе обществ низшего типа изобилия дичи, рыбы или плодов, правильная смена времен года, периодичность дождей — все это связывается с выполнением известных церемоний определенными людьми, обладающими специальной мистической благодатью. То, что мы называем естественной причинной зависимостью между событиями и явлениями, либо вовсе не улавливается первобытным сознанием, либо имеет для него минимальное значение. Первое место в его сознании, а часто и все его сознание занимают различные виды мистической партиципации.

Источник: Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130-140.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: