Особенности организации учебной деятельности детей с разными темпераментальными особенностями доклад

Обновлено: 05.07.2024

ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быс т рая и гро мкая.

Любимым делом они способны заниматься долго, преодолевая трудности. Могут резко

перейти от веселого настроен ия к гр устном у. Все гда стремят ся занимать лидир ующие

роли, любят подвиж ные игры, избегают сдержанн ых игр. В гр уппах ш умливы и

деятельны. Их трудно успокоить. Не следует применят ь наказания, ограничивающи е их

движения, а также окрики, у грозы, шлеп ки. Им полезны все ви ды занятий, развиваю щих

со средоточеннос ть, внимание, у си дчивость, терпение, и гры с внезапной ос тановкой

действия, в которых необходимо подчиняться игрово му пр авил у . Полез но давать им

постоянные тр удовые пор учения, ко торы е необходи мо выпол нять систе матич ески. Не -

обходимо обучать и х правилам общения. Приме нять меры воздействия необходи мо не

сразу после проступка, а лишь после того, к ак возбуждение пройдет. Иначе ребенок

Рекомендации: необходимы терпение и спокой ствие, подвижны е и соревн овательны е

игры, необ ходимо большое жизненное пространство, пред усматривать возможн ость

проигрывания, часто напоминать, что прежде чем что - то сделать, надо хоро шо подумать,

читать книги о ге роических п од вигах, где воля и спокойс твие творя т чудеса, нак азывать

только тогда, когда ребенок успокоится. Так холерик должен использовать такие свои

положительные качества, как активн ость, энергичность и сдерживать т акие

отрицательные проявления, как вспыльчивость, раздражительность, эмоциональ ную

неустойчивость. От учащихся - холерик ов нужно постоянно мягко, но настойчиво

требовать спо койных, об думанных отв етов, сдержанн ости в п оведении, ак куратности и

порядка в работе. Н адо помнить, что холерик не любит однообразной кропотливой

работы, при этом его страстность в работе, раз умную инициативность след ует поощрять.

Поскольку холерик мож ет довол ьно быстр о перей ти к состоян ию аффекта, когда тер яется

контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется

К числу важнейших индивидуальных особенностей личности относится темперамент. Темперамент включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в стиле деятельности и способе поведения. Особенности темперамента отражаются не только в поведении и сфере чувств человека, но и в его побуждениях и действиях, в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т. д. Именно по этим компонентам, характеризуется темперамент ребёнка : как он работает в течение продолжительного времени, как преодолевает трудности, какой путь при этом выбирает, как сосредотачивается на работе, реагирует на замечания, поступки других людей, ведет себя в привычных и сложных ситуациях. Этими особенностями, в последствие, в значительной мере обусловлено формирование всех качеств личности и характера человека.

Если дети отличаются друг от друга типами темперамента, а значит темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной деятельности и т. д., то значит, сам процесс обучения и усвоение учебного материала данными детьми так же будет отличаться. Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот. Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений детьми, педагогам необходимо учитывать особенности темпераментов детей в процессе обучения. Зная особенности темперамента и их проявление в учебной деятельности, педагог сможет компенсировать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь ребенку в полной мере освоить материал.

Свойства темперамента.

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности.

Темперамент (от лат. — надлежащее соотношение частей, соразмерность) — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. Выделяют два основных показателя динамики психических проявлений и поведения: активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность — особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев, веселье и т. д.).

Известны три основных системы объяснений сущности темперамента и его органической основы. Первая (гуморальная) связывала состояния организма с соотношением в нем различных соков (жидкостей, в связи с чем выделялись четыре типа темперамента : сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический (Гиппократ, Гален и др.). Этатерминология стала впоследствии широко употребительной.

Вторая (конституциональная) исходит из различий в конституции организма — его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и др.).

Третья связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервное системы (И. П. Павлов).

Согласно учению И. П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения, выделяюь три основных свойства нервных процессов возбуждения и торможения: а) силу процессов; б) их уравновешенность; в) их подвижность.

Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности и поведении человека:

• сильный, уравновешенный, подвижный тип ("живой") - сангвинический темперамент (от лат. — "кровь");

• сильный, уравновешенный, инертный ("спокойный") — флегматический темперамент (от лат. — "флегма");

• сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения ("безудержный") — холерический темперамент (от греч. — "красно-жёлтая желчь");

• слабый — меланхолический темперамент (от греч. — "черная желчь").

Тип нервной системы — это природное, врожденное свойство нервной системы, которое, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности.

Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина показали, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем это ранее представлялось. Тем не менее указанные четыре типа темперамента как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности.

Для отнесения человека к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт: активность, эмоциональность, особенности моторики. В воспитании необходимо содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Меланхолик — это субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность. У представителей меланхолического типа темперамента преобладает тормозной процесс при слабости как возбуждения, так и торможения.

Сангвиник — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции - преимущественно положительные - быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи. У сангвиников возбудительный и тормозной процессы достаточно сильны, уравновешенны, подвижны.

Флегматик - субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью и невыразительностью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой, с трудом приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение, чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий. Флегматику присущ сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы. Флегматик обычно сложнее усваивает новые навыки, чем индивид сангвинического темперамента, однако приобретённые профессиональные умения у флегматика закрепляются прочно и на долгое время.

В психологии получила определенное признание классификация темпераментов, основанная на учете таких психологических особенностей, которые обозначают терминами экстраверсия, интроверсия (эти понятия были введены в психологию швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в первой четверти нашего века). Для экстравертированного типа людей характерны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Для интровертированного типа характерны фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, затрудненность социальной адаптации, замкнутость, некоторая заторможенность движений и речи. Заметим, что собственно, к темпераменту может быть отнесен только динамический аспект тех психологических черт, которые отличают эти типы.

Так, экстраверт, по сравнению с интравертом вырабатывает условные рефлексы, обладает большой терпимостью к боли, но не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

Интроверт часть погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт любит планировать будущее, задумываться над тем, что и как будет делать, не склонен поддаваться моментным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

Однако при таком совмещении двух типологий получается, что у холерика эмоциональная неустойчивость, а у флегматика интроверсия вступают в противоречие с характеристикой силы их нервной системы. По-видимому, проявления реактивности могут и не совпадать с различиями по силе - слабости нервной системы Несоответствие некоторым исходным данным о физиологических основах темперамента указывает на то, что в сопоставлявляемых классификациях были взяты разные основания для деления на типы.

Свойства темперамента не только определяют динамику психической деятельности в целом, но и характеризуют динамику какого-либо одного или нескольких психических процессов в отдельности. Например, эмоциональная возбудимость, сила и устойчивость эмоций характеризуют динамику эмоциональных процессов. Интроверсия и экстраверсия характеризуют динамику не только эмоциональных, но и интеллектуальных процессов. А мотивы, отношения и черты характера, хотя точно так же обусловливают динамику психической деятельности в целом, характеризуют не динамические свойства отдельных психических процессов, но поведение человека в целом в определенной ситуации. Тем самым они характеризуют отношение к определенной типической ситуации.

1. Основные компоненты темперамента.

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй - двигательный, или моторный, - его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально - речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера, способностей и др.

Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний.

Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.

Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

2. Влияние типа темперамента ученика на учебную деятельность.

Эти дети в силу своей природной организации нервной системы медлительные. Для флегматика самое главное - спокойствие. Он не любит, когда его торопят, ограничивают во времени. Ему комфортнее находиться в подчинении, выполнять монотонную работу. Он медленно перестраивается на другой вид деятельности. Любит соблюдать режим.

Таким детям сложно выполнять задания в полном объеме при ограничении времени; у них замедленный темп письма, чтения, счета; замедленное протекание умственной деятельности; если ребенок начинает торопиться, то совершает больше ошибок (пропускает буквы, слоги, не дописывает слова и предложения). Вместе с тем, флегматик незаменимое лицо в решении конфликтов в коллективе.

. Флегматик больше нуждается в устойчивом доброжелательном отношении к себе учителей и родителей. Он может легко, безболезненно переносить неудачи, если уверен, что отношение взрослых к нему из-за этого не изменится.

Холерик - человек вспыльчивый. Для него характерны: высокая активность, решительность, работоспособность, инициативность, быстрый темп движения, речи, мышления и другое. Потребность холерика заключается в преодолении препятствий. Он способен добиться успеха в нерегламентированной деятельности. Он легко приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам. Слабое воздействие способно вызвать возникновение сильных эмоций. Неуравновешенный.

Эти дети задания выполняют быстро, но без достаточного их обдумывания и осмысления, что не может не сказаться на качестве. Для этих школьников характерны такие трудности в обучении как : пропуски букв и целых слов, не дописывание слов и предложений из-за недостаточной устойчивости, небрежный почерк, невдумчивое отношение к заданию. Холерику необходимо глубже вникать в процесс выполняемой деятельности, проверять сделанную работу, вырабатывать выдержку, развивать внимание.

Холерику во что бы то ни стало нужен успех в момент выполнения работы, пусть маленький, незначительный, но успех : он повышает настроение, вызывает положительные эмоции, стимулирует усилия в преодолении трудностей.

Меланхолик - человек с высокой чувствительностью. Придает всему большое значение, везде находит поводы для опасений, обращает внимание, прежде всего, на трудности. Ему присущи такие качества, как неуверенность в себе, тревожность, уязвимость, озабоченность, недоверчивость. Меланхолик полон сомнений, поэтому мало восприимчив к веселью. Малообщительный человек, особенно в незнакомой обстановке. Главное для меланхолика – это безопасность, так как он зависит он чужого мнения, все время боится что-то сделать не так, боится обратить на себя внимание. Слабое воздействие способно вызвать возникновение сильных эмоций, пускающих глубокие корни.

Дети, обладающие меланхолическим темпераментом, быстро утомляются, поэтому у них невысокая работоспособность, низкое качество усвоения учебного материала. Ригидный - сложно, медленно перестраивается. Во время контрольных работ они испытывают сильные эмоциональные напряжение, что не может не сказаться на результатах. Ученик пропускает буквы, слоги, не дописывает слова и предложения.

Болезненно реагирует на замечания, его нужно поддерживать, замечать успехи, чаще хвалить. В условиях интенсивной нагрузки ему требуется давать время для отдыха. Меланхолику комфортнее находиться в подчинении, выполнять монотонную работу.

Меланхолик же должен ежедневно испытывать устойчивое положительное настроение независимо от причины, вызвавшей радости: радости от общения с друзьями, похвалы учителя, высоких результатов в учебе и другое.

Сангвиник - человек веселого нрава, беззаботный, полный надежд. Он хороший собеседник, весел, шутит, ничему в мире не придает большого значения и все люди ему друзья. Для сангвиника огромное значение играет общение. Отличается высокой активностью, работоспособностью, решительностью. У него быстрый темп движения, речи, мышления и так далее. Отсюда появляется поверхностность в делах. Он часто отвлекается. Переоценивает свои силы. Легко приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам, поэтому способен добиться успеха в нерегламентированной деятельности. Работа сангвиника скоро утомляет, ему необходимы постоянные перерывы.

Педагогу следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п., не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Задача педагога заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка. Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

Список использованной литературы:

4. Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера, Л., 1989.

5. Батаршев, А. В. Психология индивидуальных различий от темперамента к характеру и типологии личности / А. В. Батаршев. - М. : ВЛАДОС, 2001.

6. Верцинская, Н. Н. Индивидуальная работа с учащимися / Н. Н. Верцинская. - Мн. : Нарасвета, 2000.

7. Выготский Л. Психология/ Лев Выготский,. -М. : Апрель Пресс; М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. -1006 с.

8. Ильина А. И. Общительность и темперамент у школьников. Пермь, 1961.

9. Кречмер Э. Теория темпераментов // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 200с

10. Крутецкий В. Психология: В. А. Крутецкий,. -М. : Просвещение, 1980. -352 с.

11. Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер. — В кн. : Основы обшей психологии. М., 1986.

12. Сабуров А. Психология: Курс лекций/ Анатолий Сабуров,; Ред. И. П. Коваленко. -К. : Лекс, 1996. -205 с.

13. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984. – 198 с.

14. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. – 255 с.

Положение о педагогическом совете Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12 с приоритетным осуществлением деятельности.

Влияние художественного творчества на успешность адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста Влияние художественного творчества на успешность адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста (предметно развивающая среда) Актуальность.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Индивидуальные особенности личности ребенка формируются под влиянием целого ряда факторов.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Чтобы воспитание ребенка положительным образом сказалось на формировании его как полноценной, подготовленной для жизни в современном обществе личности, необходимо выстроить особую схему, учитывающую его индивидуальные особенности. Каждый человек, в том числе и ребенок, индивидуален: он по-своему мыслит, проявляет интерес к тем или иным вещам и событиям, выбирает собственные идеалы. Именно поэтому так важно найти к каждому малышу особый подход – как в воспитании, так и в процессе обучения.

КАК ФОРМИРУЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ?

Индивидуальные особенности личности ребенка формируются под влиянием целого ряда факторов. В первую очередь это:

  • окружение;
  • методы воспитания в семье;
  • влияние педагогов и родственников.

Индивидуальные особенности, сформированные на базе социального воздействия, легко могут изменяться под влиянием дополнительных факторов. Взрослые, ответственные за воспитание и обучение, должны сосредоточить внимание на исправлении отрицательных личностных качеств ребенка и культивировании положительных.

Что касается особенностей, обусловленных биологическими факторами, то повлиять на них не так просто. Речь идет об унаследованных свойствах нервной системы, которые лежат в основе человеческого темперамента.

Именно темперамент играет ведущую роль в жизни современного ребенка. От его типа будет зависеть способность проявлять эмоции и активность в целом.

Например, если одни люди поддаются новым впечатлениям с легкостью, ярко и живо реагируя на новые события, то у других эта реакция замедлена и едва заметна.

Основные типы нервной деятельности

На основании протекания нервных процессов можно выделить четыре основных типа нервной деятельности:

  • сильный неуравновешенный (холерик);
  • сильный уравновешенный (сангвиник);
  • сильный уравновешенный инертный (флегматик);
  • слабый (меланхолик).

Каждый из них имеет свои особенности.

Первый тип нервной деятельности — сильный неуравновешенный. Дети, для которых характерен такой вид деятельности, имеют темперамент холерика. Они легко и быстро возбуждаются, быстро отвлекаются и активны по жизни. Им интересно начинать новые дела, при этом в большинстве случаев они быстро теряют интерес к ним из-за недостатка сил и внимания и не доводят начатое до конца.

На практике это выглядит следующим образом: ребенка учат доводить до конца начатое, даже если не все получается так, как хочется. На уроках педагогам нужно учить детей вникать в материал и подогревать их интерес при выполнении заданий.

Второй тип деятельности — сильный уравновешенный. Эти дети также подвижные, но в нужный момент могут тормозить. Их называют сангвиниками. Ребенок-сангвиник общительный, активный, способен моментально адаптироваться к новым условиям. Определить индивидуальные особенности сангвиника можно уже в младшем дошкольном возрасте: попадая в новый коллектив, он сразу обзаводится друзьями, проявляет интерес к окружающей обстановке, с удовольствием принимает участие в новых забавах и занятиях.

Задача взрослых, ответственных за процесс воспитания и обучения флегматика — не спутать его положительные черты темперамента, такие как сдержанность и рассудительность, с апатией и ленью.

Четвертый тип — слабый. Дети-меланхолики — именно так их называют. Они малоподвижны, не желают общаться, обидчивы и обладают повышенной впечатлительностью. Новая обстановка на них действуют крайне негативно: дети могут замкнуться в себе, становятся апатичны и даже могут отказываться есть и спать.

Чтобы дети с таким типом темперамента не ушли в себя окончательно, отстраняясь от внешнего мира, взрослые (как родители, так и педагоги) должны взять на себя ответственность за формирование вокруг них доброжелательной атмосферы и избегать чрезмерного давления.

Принципы учета особенностей детей

Перечисленные выше свойства нервной системы крайне редко можно уместить в определенный тип нервной деятельности. В большинстве случаев детская психика является отражением сразу нескольких типов. Именно поэтому так важно строить программу обучения и воспитания на учете как общих сведений о темпераментах, так и личных наблюдений.

Изучая индивидуальные особенности детей, обращать внимание нужно на все – включая физическое состояние, которое существенно влияет на поведение и способность концентрировать внимание. Педагогу важно знать о недавно перенесенных недугах и их влиянии на ребенка, об особенностях его нервной системы, состоянии зрения.

Принимая во внимание все эти факторы, можно будет правильно распределять физические и умственные нагрузки, добиваясь от ребенка максимальной работоспособности.

Не менее важен анализ познавательной деятельности. Понимая возможности памяти ребенка, осознавая его увлечения и способности к тем или иным видам деятельности, можно будет построить индивидуальный подход к обучению. Таким способом можно будет добиться максимального развития интеллектуальных способностей ребенка, усилить его слабые стороны.

Педагоги должны обращать внимание и на чувственно-эмоциональную сферу детей. Поведение малышей, которые болезненно реагируют на критику, проявляют повышенную раздражительность и не способны наладить дружественные связи со сверстниками, нужно корректировать. Понимание особенностей их характера позволит искоренить отрицательные качества и помочь найти способ приобщить их к коллективной деятельности.

Изучая индивидуальные особенности детей, необходимо принимать во внимание особенности их быта и семейного воспитания, так как эти факторы оказывают серьезное влияние на развитие и обучение.

Отметим, что только глубокий анализ и учет личных особенностей ребенка станет надежным подспорьем в создании условий для его гармоничного развития и обучения.

Анализ волевых проявлений

Такой анализ необходим для того, чтобы определить индивидуальные особенности детей в отношении проявления воли. С этой целью проводят тестирование, предлагая детям принять участие в разных сферах деятельности и наблюдая за их поведением. Что можно проверить:

  1. Способны ли дети двигаться к цели, которую ставят им взрослые, умеют ли сами для себя обозначить цель и идти к ней, пока не достигнут результата. Какие причины того, что дойти до цели не удается.
  2. Насколько хорошо у них получается справляться с эмоциями.
  3. Развита ли дисциплинированность, способны ли выполнять правила, умеют ли слушать и выполнять требования взрослых, почему нарушаются правила и какая реакция на запреты.
  4. Способны ли проявлять самостоятельность.
  5. Знают ли, как можно рационально организовать деятельность, что им мешает это сделать.
  6. Насколько инициативны и в каких сферах деятельности инициатива проявляется ярче всего.

Наблюдая за детьми в процессе осуществления ими определенных заданий, можно будет сделать выводы о степени развития волевых проявлений, после чего составить план по улучшению тех или иных качеств.

Индивидуальный подход родителей и педагогов: важность единства

Далеко не все родители умеют и знают, как воздействовать на ребенка, принимая во внимание его индивидуальные особенности. На это есть несколько причин. Некоторые семьи не проявляют интереса к процессам воспитания малыша, считая, что личность сформируется без их участия. Другие просто не знают, с чего начать. Третьи же элементарно не находят для этого времени. В каждом из этих случаев нужна своевременная педагогическая помощь.

Воспитатели могут поработать с семьями детей, осуществляя индивидуальный подход на основе их особенностей, тем самым не допуская развития отрицательных черт характера. Родители обязательно должны принимать участие в процессе, так как это важно в первую очередь для ребенка.

Только в команде с педагогами семьи смогут добиться положительного результата. Как может быть построена работа по воспитанию и обучению ребенка? Вариантов несколько:

  1. Можно периодически посещать детские учреждения в день открытых дверей.
  2. Бывать на консультациях с педагогами.
  3. Принимать участие в родительских конференциях.
  4. Приглашать домой педагога.

Из всего вышеописанного можно заключить:

  1. Коллективная и индивидуальная работа с семьями принесет плоды только при изучении особенностей воспитания и быта семьи.
  2. Изучение принципов воспитания в семьях позволит выявить основные причины, на основании которых были сформированы индивидуальные особенности детей.
  3. Положительной динамики в работе с семьями можно добиться только при условии консенсуса между педагогами и родителями насчет составления плана требований и отношения к ребенку.
  4. Родители нуждаются в четких сведениях в отношении индивидуальных особенностей детей в разном возрасте. Педагогам важно дать понять родителям, что как плохое, так и хорошее есть в каждом ребенке и их задача — анализ поступков без проявления негативных эмоций.
  5. Определенные плоды может давать система объединения нескольких семей с аналогичными проблемами и методами воспитания детей с участием в процессе опытного педагога.

Вывод: Для того чтобы составить эффективный план по воспитанию и обучению детей в разных сферах деятельности, необходимо полное изучение методов семейного воспитания, анализ их физического развития и здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 21

Консультация для педагогов

С введением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику. Принято считать, что данный подход необходим в двух отношениях: во-первых, он обеспечивает личностное своеобразие развития детей, дает возможности максимального развития всех особенностей ребёнка; во-вторых, без учёта индивидуальных особенностей детей любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано. Эффект педагогического воздействия в равной мере зависит от двух факторов: от содержания и динамики самого воздействия и от активности содержательных и динамических особенностей обучаемого, к данным особенностям ребёнка принято относить задатки, способности, индивидуальные свойства нервной системы, конституциональные особенности.

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. Говоря о темпераменте, как правило, подразумевают взрослого человека, сформировавшуюся личность. Однако проявления, характерные для того или иного типа темперамента, можно наблюдать и у дошкольников. С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И все потому, что у каждого малыша свой темперамент – врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5 – 6 лет. Темперамент слабо меняется в течение жизни.

Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, такие ее свойства, как сила, подвижность, уравновешенность.

· сила, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособность нервных клеток;

· уравновешенность, которая определяется соотношением процессов возбуждения и торможения;

· подвижность как показатель быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Комбинация этих свойств определяет различные типы темперамента:

· холерик – обладает сильной нервной системой, неуравновешенный, подвижный;

· сангвиник – обладает сильной нервной системой, уравновешенный, подвижный;

· флегматик – имеет сильную нервную систему, уравновешенный, инертный;

· меланхолик – отличается слабой нервной системой, неуравновешенный, инертный.

Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из перечисленных темпераментов.

Основные свойства темпераментов детей.

Холерик. В поведении ребенка наблюдаются неугомонность, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность. Такой ребенок бурно проявляет эмоции, любит шумные азартные игры. В общении ему всегда нужны сподвижники и зрители. Особенности познавательной деятельности ребенка-холерика – все схватывает на лету и так же быстро забывает. Предпочитает делать только то, что ему интересно. Его движения порывистые, резкие, речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Уровень тревожности – средний. Очень легко приспосабливается к новой обстановке детского сада, но с трудом – к требованиям, установленным в учреждении.

Особенности работы в организованных видах деятельности

Сангвиник. Для него характерны жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссам, гибкость, деловитость, общительность. Уровень тревожности – средний. Такой ребенок чувствует себя везде как дома, любит общество детей и взрослых, является душой компании, лидер по выбору. Легко и быстро усваивает новое, как правило, хорошую долговременную и кратковременную память. Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами. Адаптация к ДОУ легкая и быстрая.

Особенности работы в организованных видах деятельности

Быстрый темп, высокая активность, эмоциональность в процессе работы и представление ее результата. Легко справляется с одновременным выполнением нескольких заданий. Возможны устный и письменный опросы на любом этапе занятия. Публично могут быть отмечены недостатки, сделаны замечания. Быстро включается в работу в любой части занятия. Для выполнения задания следует уточнить временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Стимулирование результата за счет оценки.

Флегматик. Основными чертами его являются спокойствие, медлительность, неторопливость, нерасторопность, сдержанность, несклонность к риску, обстоятельность, солидность, малая эмоциональность, сдержанность, миролюбие. Такой ребенок не проявляет бурных реакций на окружающее, малоэмоционален. При этом тяготеет к положительным эмоциям. Уровень тревожности – низкий. Любит спокойные и тихие игры, предпочитает одиночество. Неавторитетен среди сверстников, изгой в обществе детей. Медленно запоминает, но схватывает целое. Хорошо развита долговременная память, движения нерасторопны, неторопливые, солидные. Речь медленная, невыразительная, без жестов и мимики. К ДОУ адаптируются долго.

Особенности работы в организованных видах деятельности

Спокойный темп работы. Невыраженная активность, эмоциональность. Исключить одновременное выполнение нескольких заданий. Может длительное время работать над конкретным заданием. Требуется время на подготовку к ответу. Необходим настрой на работу, работоспособность высокая в середине и конце занятия. Не следует торопить и ограничивать во времени. Допустимо снижение объема задания. Чаще обучать самостоятельному оцениванию своей работы по заданным критериям и рациональному использованию времени при выполнении задания.

Меланхолик. Основные черты – робость, застенчивость, замкнутость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, обидчивость, ранимость, чувствительность и впечатлительность. Характерен высокий уровень тревожность. Предпочитают тихие уединенные игры. Общительны лишь с близкими людьми. Движения неуверенные, неточные, суетливые. Речь зачастую интонационно выразительна, но очень тихая, неуверенная. К ДОУ адаптируются с трудом.

Особенности работы в организованных видах деятельности

Медленный темп, слабая активность, сверхчувствительность к воздействиям окружающей среды, зависимость от социального статуса в коллективе. Возможна монотонная работа по шаблону, алгоритму в течение небольшого промежутка времени. Трудно переключается на новые виды деятельности. Письменный опрос предпочтителен. При устных ответах необходимо подбадривание, создании ситуации успеха. Не следует сразу спрашивать по новому материалу. К концу занятия работоспособность снижается. Нуждается в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. Осуществлять подбадривающий контроль, т.е. в первую очередь оценивать успехи. Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно.

От темперамента зависят:

скорость возникновения психических процессов (восприятие, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т.п.);

пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;

темп и ритм деятельности;

интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли и пр.);

направленность психической деятельности на определенные объекты.

Каждый темперамент хорош по-своему и на своем месте. Любая индивидуальность человека имеет свои плюсы и минусы. Следовательно, должен быть не поиск негативных сторон индивидуальности ребенка и не борьба с ними, а создание условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности и построение на ее основе всего педагогического процесса.

Читайте также: