Особенности фейковых новостей доклад

Обновлено: 04.07.2024

Ключевые слова: политика, фейковая новость, фейк, информация, информационная война, политическая повестка, безопасность.

В этих условиях государство нуждается в надежных методах и технологиях противодействия фейковым новостям и тому деструктивному влиянию, которое они оказывают на общество (особенно, в кризисных ситуациях). При этом сложность решения данной проблемы обуславливается фактическим отсутствием в российской политической науке фундаментальных исследований по данной тематике, посвященных именно формам, методам и технологиям противодействия распространению фейковых новостей и их влиянию на российское общество.

В зарубежных исследованиях постепенно формируется определенное отношение к фейковым новостям как к объекту политологического анализа.

В целом природа фейковых новостей и механизмов их распространения и влияния на сознание людей довольно просты.

Фейковая новость – это информационный вброс, содержащий в себе специально подготовленную информацию заведомо провокационного и резонансного характера. При этом сам фейк может содержать как заведомо ложную, так и истинную (проверяемую) информацию, вырванную из контекста конкретной беседы, разговора или выступления.

– один из лидеров оппозиции (в случае с Венесуэлой – Хуан Гуайдо) провозглашает себя президентом страны; США сразу же его признают, вслед за США этого человека признают президентом все их западные и незападные союзники;

– США арестовывают счета и имущество страны за рубежом и передают все арестованные активы новому президенту; вслед за США то же самое на своей территории делают их западные союзники; на эти деньги новый президент покупает лояльность высшего руководства армии и политических элит; среди арестованных активов – отобранные у настоящих руководителей страны личные капиталы, аккумулированные на зарубежных счетах, в том числе открытых на подставных лиц; недвижимость, ценные бумаги, объекты бизнеса;

– одновременно с этим США накладывают санкции на любые компании, банки, совершающие сделки с компаниями и банками, принадлежащими стране, в которой организовывается госпереворот; в результате в стране начинается экономический коллапс, нефть перестает продаваться, зарплаты – выплачиваться, и т.д.

– под предлогом контроля за справедливой раздачей гуманитарной помощи в страну вводятся иностранные войска и под видом гуманитарной интервенции начинается интервенция настоящая;

– одновременно фоном по всей стране идут массовые выступления населения, которому нечего есть, в стиле классических цветных революций, и власть тратит бесценное время на поиски единого управляющего центра, думая, что главная угроза для нее – это классический майдан наподобие того, который был в Киеве в 2014 или в Ереване в 2015, 2018 гг.

Всего на различных информационных площадках (информационные порталы, социальные сети, видеоплатформы) вышло более 260 материалов по данной теме.

Далее приводятся показатели без учета сегмента мессенджеров.

В промежуток с 5 по 8 мая было размещено всего 24 материала.

Период максимальной активности при размещении информации о событии – 3 марта, с 17 00 до 18 00 (31 материал).

Максимальный спад медиаактивности при обсуждении инфоповода – 5 марта, с 13 до 14.00 (1 материал).

Отраслевая принадлежность материалов:

1. СМИ – 101 материал;

2. Социальные сети – 161 материал;

(ВКонтакте – 148, Фейсбук – 13). (Далее – ВК, ФБ).

3. Популярные площадки (Ютуб) – 5 материалов.

Статистические показатели по охвату:

Совокупный охват – более 50 миллионов человек.

Без учета пересечений аудиторий:

2. В социальных сетях – 26 958 787 пользователей.

В ВК – 25 290 991

В ФБ – 1 667 796

Всего комментариев – 1 934 (ВК – 1 180 ФБ – 526, СМИ – 160, Ютуб – 68).

Манойло А.В. ,
доктор политических наук, профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Раздел: Современная журналистика: тематика и проблематика

DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2019.322

Фейки, как продукт медиаресурсов, стали предметом широкого обсуждения в последние несколько лет, получив особое распространение в период Брексита (выхода Великобритании из Евросоюза), военных столкновений на территории Украины и президентских выборов в США. Конечно, использование недостоверной информации не ново: дезинформацию в качестве метода воздействия на врага советовал использовать еще китайский полководец Сунь-Цзы. Однако именно в последние два года слово фейк стало употребляться на 36,5% чаще 1 . Повсеместное распространение Интернета, возросшая популярность социальных сетей обусловили частичный переход коммуникации, в том числе политической, в онлайновую среду, что стимулировало распространение фейков. Мета-анализ цифровых ресурсов США показывает, что активны свыше 100 сайтов, которые регулярно публикуют фальсифицированную информацию (Shao, Ciampaglia, Flammini, 2016: 746). А в России распространение фейковых новостей приняло такой масштаб, что Государственная Дума ввела наказание за распространение недостоверной общественно значимой информации.

Исследователями высказывается предположение, что алгоритмическое производство контента позволяет сайтам, специализирующимся на распространении недостоверной информации, автоматизировать производство новостей (Vargo, Guo, Amazeen, 2017: 16). В некоторых исследованиях первопричиной распространения подобного контента называют погоню за сенсацией (Иссерс, 2014: 117).

Понятие и сущность фейка

Недостоверная информация в эпоху новых медиа появляется не только в мейнстримных медиа, но и в социальных сетях — оптимальном канале для распространения фейков (Vosoughi, Roy, Aral, 2018: 1146—1151). По мнению некоторых исследователей, пользователи распространяют информацию низкого качества, чтобы она стала виральной в соцсетях, поскольку считают, что они заслуживают большего доверия, чем мейнстримные медиа (Al-Rawi, 2018: 2).

Теоретико-методологическая основа исследования

Актуальная тема фейков привлекает внимание все большего числа исследователей. Однако по большей части изучается природа фейковых новостей (Vargo, Guo, Amazeen, 2017; Vosoughi, Roy, Aral, 2018; Ильченко, 2016; Котова, Дукян, 2016; Синельникова, 2014). Данное исследование сосредоточено на выявлении особенностей контента популярных фейковых новостей в российской интернет-среде и на телевидении. Это первый этап исследования, целью которого является выявление ключевых характеристик контента фейковых новостей, благодаря которым они становятся схожими с реальными новостями и привлекают внимание пользователей.

Среди задач исследования:

  • подготовка необходимого исследовательского инструментария для реализации цели исследования;
  • определение ключевых характеристик фейковых новостей, механизмов их распространения;
  • характеристика структуры, портрета фейковых новостей в сравнении с реальными новостями.

Среди основных работ, которые были использованы при подготовке нашего исследования, можно выделить три группы:

  • работы, связанные с вопросами происхождения фейков, их видами, механизмами распространения (Edson, Lim, Ling, 2018; McNair, 2017; Распопова, Богдан, 2018; Суходолов, Бычкова, 2017);
  • работы, посвященные изучению контента новых медиа, в том числе фейкового (к примеру, Al-Rawi, 2018; Иссерс, 2014);
  • работы, в которых предприняты попытки изучить восприятие аудиторей фейковых новостей (Nelson, Taneja, 2018; Silverman, Singer-Vine, 2016).

Подчеркнем, что в выборку вошли только крупные фейки, со значительным охватом аудитории, отсюда и небольшой объем выборки. Кроме того, исследование является пилотным, выборка не претендует на репрезентативность, однако предполагается, что полученные результаты позволят сделать некоторые выводы, касающиеся контента, которые лягут в основу второго этапа исследования, посвященного вопросам восприятия фейков.

Основным методом исследования послужил контент-анализ, позволяющий выделить и охарактеризовать ключевые особенности фейковых новостей. Для исследования был разработан кодификатор, включающий пять категорий: внешняя структура, аргументация, жанр, тональность и главный субъект.

Снимок экрана 2019-07-31 в 1.23.08.jpg
Снимок экрана 2019-07-31 в 1.24.17.jpg
Снимок экрана 2019-07-31 в 1.26.17.jpg
Снимок экрана 2019-07-31 в 1.27.15.jpg

* Оригинальная публикация удалена

Интернет позволяет практически каждому человеку стать субъектом информационного пространства, при этом большинство не осознает свою ответственность за распространение сведений, которые не имеют под собой и доли истины. Проблему усугубляет наличие у людей определенных стереотипов и мифологем, что позволяет в открытом информационном пространстве больших данных принимать на веру информацию, которая просто отвечает их интересам, тем самым освобождая от проблемы выбора. В итоге общество постправды формируется за счет стереотипизации восприятия реальности, а ключевую роль в данном процессе играют медиа.

В данной статье представлена первая часть результатов исследования популярных фейковых новостей в Интернете и на телевидении, которые позволяют сделать некоторые выводы.

Фейковая новость мимикрирует под новость реальную и повторяет ее внешнюю структуру: строится по типу текст, дополненный изображением, или текст без иллюстративного сопровождения.

Кроме того, главными субъектами в фейковых публикациях выступают реальные люди, которым приписывают выдуманные слова, или организации, о которых сообщается информация, не соответствующую действительности.

2 Цифровая грамотность для экономики будущего. НАФИ, 2018.

25 Там же. С. 36–38.

Библиография

Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: Постун, 2017.

Дубровский И. Д. Обман: философско-психологический анализ. М.:Канон+, 2010.

Зуйкина К. Л. Особенности политической коммуникации в блогосфере России и США: дис. . канд. филол. наук. М., 2017.

Иссерс О. С. Медиафейки: между правдой и мистификацией // Коммуникативные исследования. 2014. No 2. С. 112–123.

Козловский Б. Максимальный репост. Как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям. М.: Альпина Паблишер, 2018.

Милославская З. А. Современный текст средств массовой инофрмации в аспекте аксиологии журналистики: дис. . канд. филол. наук. М., 2018.

Самошкин Е. А. Институты борьбы с дезинформацией и мисинформацией в СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. No 6. С. 176–190.

Соколова Д. В. Фактчекинг и верификация информации в российских СМИ: результаты опроса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. No 4. С. 3–25. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2018.325

Чугров С. В. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии? // Полис. Политические исследования. 2017. No 2. С. 42–59. DOI: 10.17976/jpps/2017.02.04

Edson C., Tandoc Jr., Zheng W. L., Richard Ling (2018) Defining “Fake News”, Digital Journalism, 2017 . DOI: 10.1080/21670811.2017.1360143

McNair B. (2017) Fake News: Falsehood, Fabrication and Fantasy in Journalism . New York: Routledge.

Shao C., Ciampaglia GL, Flammini A. (2016) Hoaxy: a platform for tracking online misinformation. In Proceeding of the 25 th International conference companion on world wide web, international world wide web conferences steering committee, April . New York: ACM. Pp. 745-750. DOI: 10.1145/2872518.2890098

Ксения Резникова

И если одни фейки условно безвредны, то большая их часть представляет угрозу здоровью людей или является инструментом для манипулирования сознанием.

Например, весной 2020 года в Британии пытались поджечь 20 сотовых вышек из-за появления слуха о том, что 5G распространяет коронавирус. А ещё раньше поджог, который совершили поверившие в этот фейк, уничтожил оборудование для передачи связи, которой пользовались аварийно-спасательные службы и несколько мобильных операторов, лишив кого-то тем самым, возможно, надежды на спасение.

Также в СМИ активно гулял фейк на тему того, что домашние животные могут заразиться COVID-19, вакцинация населения опасна, а защититься от заразы можно с помощью обильного горячего питья, пребывания на солнце и даже водки ¯\_(ツ)_/¯

Примеры таких фейков:

Согласно исследованию Pew Research Center, жители США считают дезинформацию более опасной для общества, чем расизм и терроризм. Поэтому опасность фейков даже до пандемии было сложно переоценить.

Стрелявший был уверен в том, что в пиццерии держат в заложниках детей для нужд тайного ордена педофилов. Об этом он прочитал в интернете, тщательно изучая материалы, связанные с теорией заговора вокруг Хиллари Клинтон. Позже Эдгар Уэлч признался, что нет никаких доказательств существования тайных туннелей в Comet Ping Pong, но от существования теории заговора не открестился.

Приведём ещё один пример того, как обычная бактерия может стать причиной возникновения фейковых новостей.

Несколько лет назад в рунете появилась и периодически повторялась информация о распространении среди населения бананов, которые накачали кровью ВИЧ-инфицированных людей.

Несмотря на множество официальных комментариев сотрудников Минздрава, представителей ритейла и других экспертов, страшилка ещё долго гуляла в интернет-пространстве.

Это классический пример вирусного фейка: страх — как и другие негативные эмоции — купирует здравый смысл и логику, не оставляя читателям шанса на то, чтобы усомниться в написанном.

На волне пробирающих до дрожи картинок в интернете большинство забывают очевидные вещи. В частности о том, как передаётся инфекция и что ВИЧ неустойчив во внешней среде, погибая за несколько минут.

Фейк вызывает сильные негативные эмоции, попадая в точку боли человека, — запускается механизм распространения

Главный принцип генерирования фальшивых новостей — максимально негативная или абсурдная информация, которая регулярно тиражируется в онлайн-пространстве.

Фейк вызывает максимально сильные, негативные эмоции — гнев, беспокойство, страх, тревогу, ненависть, которые возникают у человека из-за попадания в его точку боли. Например, проблемы в бизнесе, низкие зарплаты, отсутствие социальных гарантий, рост цен на продукты.

Затем следует эмоциональное включение, при котором рацио напрочь отключается, и желание вступить в дискуссию или поделиться информацией.

Точка боли ⟶ Негативная эмоция ⟶ Включение ⟶ Желание поделиться или вступить в спор

Этап 1. Зарождение фейка

Наряду с другими ВОЗ развенчивает миф о том, что от коронавирусной инфекции спасут солнечные ванны или температура выше 25˚

Этап 2. Распространение фейка

Уже в таком виде псевдорекомендации распространяются в социальных сетях, преимущественно в родительских, в студенческих группах и в сообществах на тему здоровья. Потом размещаются на форумах и сайтах так называемого третьего эшелона, особенностью которых является отсутствие собственных материалов и размещение контента, содержание которого не коррелируется с новостными лентами информационных агентств и федеральных СМИ. И получают небывалый охват в сотни тысяч перепостов.

С дезинформацией борется и Facebook. Так, в официальном отчёте соцсети за июль 2021 года сказано, что модераторы удалили 65 аккаунтов в Facebook и 243 аккаунта в Instagram из России, которые распространяли фейки о западных вакцинах от COVID-19 в Индии, Латинской Америке и США. К примеру, что препарат AstraZeneca превращает людей в обезьян. Более того, для распространения ложной информации привлекали популярных блогеров.

Большинство экспертов считает, что противостоять атаке фейков, в первую очередь, поможет не удаление дезинформации и ложных интернет-источников, а обучение онлайн-пользователей. Люди должны распознавать ложь и не реагировать на провокации.

Этап 3. Трансформация фейка

История шлифуется, обрастает новыми деталями, персонажами, действующими лицами, которые ментально ближе жителям России, чем житель Китая. В результате появляется более расширенный вариант с молодым российским врачом Юрой Климовым.

Этап 4. Максимальное тиражирование фейка

Дело сделано: ложная информация зажила своей жизнью.

Как распознать фейк: базовые правила

По итогам исследования контент-маркетинговой платформы PRNEWS.IO, новостному контенту из различных источников доверяют 57,1% опрошенных. Проверяют его, ищут дополнительные факты и первоисточники новостей 42,9%.

Всё больше интернет-пользователей задумываются над достоверностью информации, обращая внимание на её составляющие и подачу материала.

Так, к основным признакам фейковых новостей респонденты исследования отнесли:

Давайте разберём эти признаки более подробно. Их же можно назвать ключевыми правилами потребления информации.

Отсутствие первоисточника информации

Это основной маркер того, читаем ли мы правдивую информацию или фейк.

Если указан спикер, его должность и даже название компании или организации, которую он представляет, не лишним будет поискать информацию из открытых источников, которая подтвердит и её существование, и доброе имя.

content/ru-ru/images/repository/isc/2021/how-to-identify-fake-news-1.jpg

  1. Заведомо ложная информация – автор, публикующий материал, знает, что в нем содержатся недостоверные сведения. Целью таких действий может быть манипулирование общественным мнением или увеличение посещаемости определенного веб-сайта.
  2. В целом неточная информация, но содержащая достоверные данные. В этом случае автор мог проверить не все факты или преувеличить некоторые аспекты, чтобы подчеркнуть конкретную точку зрения.

Типы фейковых новостей

Существуют разные типы фейковых новостей. Они зависят от мотивации тех, кто их создает. Например:

В целях пропаганды используется ложная информация или искаженные факты, задача которых – ввести аудиторию в заблуждение и продвигать политическую программу или предвзятую точку зрения.

Журналистика низкого качества

Вводящие в заблуждение заголовки

Иногда сама новость может быть в целом правдивой, но чтобы побудить читателей открыть ее, используется сенсационный или вводящий в заблуждение заголовок. Это может привести к появлению фальшивых новостей, поскольку в социальных сетях – основном месте распространения новостей, обычно отображается только заголовок и небольшой фрагмент статьи.

В этом случае ложные, выдуманные истории выдаются за сведения из подлинных источников новостей, с целью ввести аудиторию в заблуждение.

Сатира и пародия

  • Дезинформация – поддельная или вводящая в заблуждение информация, создаваемая и распространяемая преднамеренно, часто с финансовыми или политическими мотивами.
  • Ложные сведения – это также поддельная или вводящая в заблуждение информация, но в этом случае ее целью не является преднамеренный обман.

Ленты социальных сетей приоритизируют контент по показателям вовлеченности, то есть на основании того, как часто пользователи делятся и лайкают определенный пост, а не того, насколько он точен или основательно подготовлен. Такой подход приводит к широкому распространению новостей с кликбейтными заголовками, преувеличенных данных и дезинформации. Компании, представляющие социальные сети, рассматриваются как платформы, а не как издатели, а значит, не несут такой же юридической ответственности, как традиционные СМИ. Однако по мере развития политических и правовых аспектов ситуация может измениться.

В фейковых новостях иногда используются дипфейки. Это фальшивые видеоролики, созданные с помощью цифрового программного обеспечения, машинного обучения и замены лиц. Изображения объединяются в новые видеоролики, показывающие никогда не происходившие в реальности события или действия. Результаты могут оказаться весьма убедительными, не позволяющими идентифицировать их как ложные.

Fake news examples

Примеры фейковых новостей

Пандемия Covid-19 является благодатной почвой для распространения ложной информации в интернете. На всем протяжении кризиса возникало множество фейковых новостей. Одним из примеров фейковых новостей в социальных сетях стала информация о том, что технология 5G связана с распространением вируса. Якобы потому, что 5G подавляет иммунную систему, в то время как вирус передается через радиоволны. Хотя эти утверждения не соответствуют действительности и неоднократно опровергались официальными источниками, они по-прежнему широко распространены.

Президентские выборы в США в 2016 году

Взрыв на Бостонском марафоне

Ким Чен Ын – самый сексуальный мужчина

Ниже перечислены самые известные сайты:

Статьи по теме:

image

Разбираемся в понятиях

Во всех перечисленных примерах распространить информацию наширокую аудиторию можно было только через определённый канал связи с ней — камень на стене дворца, газету, радио (на смену которому пришло телевидение). Доступ к нему для желающих распространить такую информацию был строго ограничен.

image


Три составляющих фейковых новостей: соцсети, телекоммуникационные технологии и специфическая мотивация. Источник: TrendMicro

Устанавливаем мотивы

Далее разберём, как, собственно, работает механизм создания и распространения фейковых новостей.

Разбираем алгоритм

Фейковые новостные кампании обычно проходят в несколько этапов, хотя это процесс творческий, и в зависимости от целей или особенностей аудитории некоторые стадии могут быть опущены.

2. Вооружение

Помимо новостей, на втором этапе создаются агенты распространения: фейковые пользователи соцсетей, фейковые новостные сайты, фейковые группы и сообщества. Для этого в ход идут чёрные и белые технологии SMM, позволяющие за деньги плодить и продвигать поддельных пользователей соцсетей. К примеру, в соцсети Weibo (китайский аналог Twitter) селебрити с 300 тыс. подписчиков можно создать примерно за 2,5 тыс. долларов всего за месяц.

3. Распространение

4. Эксплуатация

Этот этап используется в долгосрочных кампаниях, призванных коренным образом изменить отношение целевой аудитории к каким-либо явлениям, причём иногда диаметрально противоположным образом. Для этого запускается не одна, а несколько последовательных фейковых новостных кампаний. Одна и та же история раскрывается через различные аспекты, появляются все новые герои событий, а вирусный эффект генерируется многократными волнами.

7. Заметание следов

Теперь, разобравшись в алгоритмах, давайте посмотрим на фейковую новость не глазами создателей, а со стороны аудитории. И выясним параллельно, как противостоять fake news?

1. Гиперболизированные и кликбейтные заголовки.

2. Подозрительные домены или искажённые названия сайтов популярных медиа, похожие на настоящие

Примеры таких сайтов можно посмотреть, к примеру, здесь.
Забейте в поисковик название интересующего вас СМИ — на первых позициях в выдаче будут оригиналы. Сравните их интернет-адресом подозрительного источника.

Попробуйте найти на сайтах известных вам СМИ эту же историю, но в более развёрнутом виде. Если поиски не увенчаются успехом, то, скорее всего, перед вами автоматически сгенерированный контент.

4. Поддельные фото или коллажи

image


Фотоколлаж рассчитан на невнимательного читателя и призван иллюстрировать несостоявшееся событие

Попробуйте сохранить подозрительное фото и поискать его копии через фотопоисковики (Google, TinEyE и т.п.). Если копий нет в авторитетных источниках, то скорее всего перед вами фотошоп.

6. Отсутствие указания автора и источника

Попытайтесь найти новость или её авторов в мейнстрим-media. Прежде всего — в информационных агентствах.

В заключение

Читайте также: