Особенности борьбы с отдельными видами организованной преступности доклад

Обновлено: 17.05.2024

Борьба с организованной преступностью предполагает единство общеорганизационной, предупредительной и правоохранительной деятельности.

Специфика борьбы определяется учетом закономерностей организованной преступности и ее детерминации, причинности, а также результатами исследований ее особенностей в конкретных пространственно-временных границах.

Ответы на вопросы о характеристиках и причинах организованной преступности, существующей в конкретных условиях места и времени, а также о наиболее действенных мерах реагирования на нее можно получить только на основе анализа системы источников данных о такой преступности, ее изменениях, чувствительности к принимаемым предупредительным и правоохрани-тельным мерам.

При этом возникает возможность выявлять эффективные и неэффективные варианты реагирования, вырабатывать рекомендации по оптимизации предупреждения и иных направлений борьбы с данным явлением.

Организованная преступность анализируется в общем социальном контексте, а также во взаимодействии, взаимозависимости с иными криминальными и другими негативными явлениями (коррупцией, терроризмом, теневой экономикой, теневой юстицией и т. п.) .

Развитие организованной преступности рассматривается как процесс, в котором количественные изменения при их накоплении, развитии переходят в качественные и порождают новые состояния не только организованной преступности, но и всей преступности в целом, а также общества. Это важно для совершенствования борьбы с преступностью с учетом необходимости декриминализации деформированных общественных отношений и институтов.

Недопустимо отождествлять оценку состояния организованной преступности и оценку деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Состояние и изменение организованной преступности прежде всего и в значительной мере определя- ются общими условиями экономического, социального, политического и духовного характера.

В то же время несомненно, что правоохранительные органы, спецслужбы способны своевременно выявлять, пресекать и снижать организованную криминальную активность, разобщать и ликвидировать организованные преступные формирования как таковые, прерывать их взаимодействие между собой и взаимодействие их участников.

С учетом сложных механизмов детерминации и самодетерминации организованной преступности расширение последней нельзя однозначно оценивать как результат ослабления деятельности правоохранительных органов по борьбе с ней. Соответственно, и снижение преступности — это далеко не всегда успех только правоохранительных органов. Требуется углубленный анализ причин изменений криминальной ситуации.

При изучении организованной преступности важно выявлять не только общие черты в организованной преступности разных регионов или организованных преступных формированиях, но также учитывать особенности, различия для того, чтобы дифференцированно, с их учетом осуществлять практическую деятельность.

Также следует обращать внимание как на наиболее распространенные, типичные характеристики, так и на единичные, неповторимые, а затем выяснять природу последних. Неповторимое может быть результатом случайного стечения обстоятельств, и тогда при анализе организованной преступности в целом им можно было бы пренебречь. Но не исключено другое: это неповторимое и неожиданное служит проявлением какой-то новой, нарождающейся тенденции. Если в исследуемый период появилось новое преступное формирование с нетрадиционными формами преступной деятельности, не совсем обычными по мотивации, объектам и способам посягательства, его необходимо тщательно проанализировать. Это позволит вовремя обнаружить новые тенденции и своевременно приступить к выработке адекватных мер. В противном случае данные изменения будут проявляться все отчетливее.

Результаты криминологического анализа (познания и оценки) являются основанием для: прогнозирования; последующей выработки стратегии и тактики борьбы с организованной преступностью, проведения отдельных операций; целевого программирования борьбы; совершенствования правовой базы борьбы, ее кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, координации деятельности разных субъектов борьбы с организованной преступностью.

Приразработке стратегии борьбы с организованной преступностью важен первоочередной учет следующих ее характеристик:

наличие организованных формирований, обеспечивающих широкомасштабную инициативную преступную деятельность;

ведущая мотивация участников — обеспечение сверхдоходов и политических интересов, в том числе глобального характера.

Это влечет развитие криминального рынка (незаконный оборот оружия, наркотиков, ядерных материалов, человеческих органов для трансплантации, людей и др.), а также преступления террористического характера, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества, ряда других;

наличие полученных в результате совершения экономических и иных преступлений крупных криминальных капиталов, в значительной мере легализуемых, влияющих на систему экономических отношений в стране и определяющих экономическую основу функционирования и расширения организованных преступных формирований, вовлечения в их ряды новых участников, а также противодействия борьбе с организованной преступностью путем коррупции и т. п.;

лоббирование криминальных интересов путем все более активного, в том числе непосредственного вхождения представите-лей преступной среды во властные государственные структуры, что связано с совершением преступлений в сфере формирования государственных властных структур, против конституционных прав и свобод человека и гражданина, против основ конституционного строя и безопасности государства, других;

наступление на государство и общество с опорой на их официальные структуры, использование полномочий и возможностей должностных лиц, иных служащих посредством коррупции, совершения должностных преступлений, против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Практически не существует умышленных преступлений, которые бы не включались в системы организованной преступной деятельности.

Специфика стратегии борьбы с организованной преступностью заключается в следующем:

1) целями борьбы с организованной преступностью являются: ликвидация организованных преступных формирований, со-кращение масштабов и снижение степени общественной опасности криминальной деятельности;

возмещение ущерба, восстановление нарушенных прав и законных интересов пострадавших от организованной преступности;

устранение, нейтрализация причинных комплексов и иных детерминирующих данную преступность обстоятельств;

предупреждение вовлечения в организованную криминальную деятельность новых лиц и ее распространения на новые сферы и объекты;

2) направления борьбы:

разобщение организованных преступных формирований и их ликвидация;

предупреждение, выявление и пресечение организованной преступной деятельности;

выявление, изобличение и наказание лидеров и активных участников организованных преступных формирований, организованной преступной деятельности;

обнаружение, изобличение и привлечение к сотрудничеству на основе закона тех участников организованных преступных формирований, организованной преступной деятельности, которые вели себя пассивно, не совершали тяжких и особо тяжких преступлений, были вовлечены в криминальные формирования и деятельность обманом, с использованием физического и психического насилия;

выявление, пресечение движения и изъятие на основе закона криминальных капиталов;

принятие мер по обеспечению сотрудничества с населением, юридическими лицами, общественными объединениями;

восстановление нарушенных организованной преступностью отношений, законных интересов граждан, восполнение на основе закона того необходимого, чего они лишаются в связи с наступлением на организованную преступность (дешевых услуг, занятости и т. п.);

обеспечение безопасности участников уголовно-процессуальной деятельности и иных участников борьбы с организованной преступностью;

разрушение экономической, политической, социальной и духовной основ организованной преступности путем устранения перечисленных выше обстоятельств, определяющих ее функционирование и укрепление позиций в обществе;

борьба с коррупцией, экстремизмом, терроризмом и иными опасными формами криминального насилия;

эффективное уголовное преследование по всем фактам проявления организованной преступной деятельности, активизация на основе закона оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности и использование их результатов в уголовном судопроизводстве, обеспечение неотвратимости преду-смотренной законом ответственности виновных;

обеспечение специализированной подготовки и поддержание качественного кадрового состояния и материально-ресурсного обеспечения сил правопорядка, участвующих в борьбе с организованной преступностью;

постоянное совершенствование правовой основы борьбы с учетом изменений общества и трансформаций организованной преступности, ее криминальной деятельности.

взаимодействие и координация усилий всех субъектов, участвующих в борьбе с организованной преступностью;

развитие системы двусторонних и многосторонних договоров между государствами о сотрудничестве в деле борьбы с транснациональной организованной преступностью, организованной преступной деятельностью российских граждан за рубежом и иностранцев — в России.

Практически все меры общего предупреждения преступности касаются и общего предупреждения организованной преступности.

Следует лишь учитывать при подготовке проектов нормативных правовых актов и масштабных социальных преобразований, проведении криминологических экспертиз таких проектов следующее:

поскольку такие проекты могли инициироваться и лоббироваться криминальными лидерами, важно подбирать экспертов не только с учетом их профессионализма и специализации, но также реальной независимости от прямых или косвенных влияний криминалитета с его капиталами и связями;

при проведении криминологической экспертизы необходимо обращать особое внимание на выявление обстоятельств, свидетельствующих о тенденциях самодетерминации организованной преступности — стремлении сохранить и оптимизировать условия, благоприятные для криминальной деятельности, взаимодействия и легализации разных преступных формирований;

следует обеспечивать публичное обсуждение экспертных заключений криминологов с предоставлением последним права и реальной возможности отстаивать свои выводы; необходимо принимать во внимание результаты лишь крими-нологических экспертиз, оплаченных за счет средств бюджетной системы Российской Федерации. Это позволит избегать зависимости экспертов от разного рода коммерческих и иных негосударственных структур.

Что касается специального предупреждения организованной преступности, то здесь прежде всего важно:

не допускать эскалации социального неблагополучия до такой степени, которая продуцирует организованную преступность;

реагировать в предусмотренном законом порядке на все факты преступлений и иных нарушений закона с изучением их возможной связи с иными преступными деяниями, организованной преступной деятельностью;

устанавливать и пресекать связи выявляемых лиц, совершающих преступления и иные правонарушения, с другими нарушите-лями закона и организованными преступными формированиями; принимать меры к замещению негативных контактов на позитивные;

предупреждать и пресекать вовлечение в преступную и иную общественно опасную деятельность несовершеннолетних, а также людей иного возраста, оказывать социальную помощь тем, кто в ней нуждается;

не допускать криминального контроля над территориями, объектами, социальными группами;

обеспечивать охрану заманчивых для организованных пре-ступников объектов с учетом их криминального профессионализма и информационно-технической оснащенности.

Это — далеко не исчерпывающий перечень мер, который может быть дополнен.

Совершенствование законодательства о борьбе с организованной преступностью должно осуществляться с учетом ее криминологической характеристики и тенденций развития, а также международно-правовых договоров России и лучшего отечественного, а также зарубежного опыта данной борьбы.

В процессе совершенствования законодательства важно обеспечить следующее: 1) наличие и деятельность специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью должны предусматриваться законом, а не подзаконными актами, что

создает основу для их многочисленных ведомственных реорганизаций; 2) в УК РФ необходимо отражать реальные характеристики существующих в России организованных преступных формированийи их системной преступной деятельности; при этом формулировать диспозиции соответствующих норм таким образом, чтобы изложенное в них подлежало внешнему социальному контролю и, следовательно, — доказыванию; 3) нельзя допускать отождествления двух принципиально разных типов организованных преступных формирований: криминальных организаций и криминальных сообществ; 4) нельзя связывать криминализацию организации, руководства, участия в организованных преступных формирований с целью совершения ими исключительно тяжких и особо тяжких преступлений; наличие самого по себе организованного пре-ступного формирования уже общественно опасно; 5) необходимо ввести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации главу об особенностях уголовного судопроизводства по делам о преступлениях организованных преступных формирований и преступлениях террористического, коррупционного характера.

Читайте также: