Особенность словесного ударения в русском языке доклад

Обновлено: 04.07.2024

Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на пред­последний слог, в чешском языке – на первый слог.

В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.

3. Именно ударение может:

отличать одно слово от другого;

Ср.: а́тлас – атла́с.

быть показателем грамматической формы слова.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.

Ударение в русском языке

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).

Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.


Понятие

Выделение голосом какого-то слова (словосочетания) во фразе, а в слове – определенного слога называется ударением.

В устной речи выделение происходит при помощи повышения (усиления) голоса или эмоционального (выразительного) окрашивания. На письме при необходимости используется специальный знак ударения ( ́ черточка над ударным слогом), но чаще для удобства ударную гласную обозначают заглавной (большой) буквой.

  • Словесное – выделение слога в слове;
  • Тактовое – выделение слова в словосочетании;
  • Логическое – выделение особо значимого в тексте слова;
  • Фразовое – выделение словосочетания во фразе.

Подробнее рассмотрим первое. Именно оно вызывает больше всего сложностей, потому что ударение в русском языке всегда свободное. Выделяться в разных словах может любой слог: от первого до последнего (о́зеро, боло́то, река́). Для сравнения: во французском языке ударение фиксированное (падает только на последний слог). Даже заимствованные слова сохраняют место ударения (пальто́, жалюзи́).

Виды ударений в слове

Ударение в словах бывает:

  • Постоянное: форма слова изменяется, а ударение остаётся на том же по счету слоге (зна́к – зна́ка – зна́ки, печа́ль – печа́ли – печа́лью – печа́литься);
  • Подвижное: при изменении слова, ударение ставится на другом слоге (нога́ – но́ги, сто́л – стола́).

Сложные, составные, слова с вице-, сверх-, экс-, анти-, около- и пр. часто имеют два ударения. В первой части слова – второстепенное, во второй – главное (пят̀иэта́жный, э̀кс-мини́стр).

Назначение словесных ударений

Чтобы лучше понять, почему так важно использовать ударения, надо знать их функции:

  • Произносительная: помогает правильно и отдельно от других произносить слова, выделяя ударный слог (Здоро́вые де́ти мо́гут посеща́ть бассе́йн);
  • Смысловая: позволяет узнать значение слова в случае, когда при перестановке ударения на другой слог меняется смысл (замо́к на двери – построить за́мок, уже́ сделал – ручей у́же реки).

Первую роль ударение выполняет всегда, а вторую – только в случаях, когда нужно различать похожие слова. Также дополнительно называют экспрессивную задачу ударения: повышение образности (выразительности) устной речи за счет усиленного выделения слога в каком-то одном слове фразы (Хоть ра́з в жизни постарайся сделать все правильно!).

Что мы узнали?

Ознакомившись со спецификой русского ударения (свободное), мы узнали, каким оно бывает (постоянное, подвижное), какую роль выполняет в речи (произносительную, смысловую). Выяснили, как поставить ударение правильно (знать значение слова, свериться со словарем). Чтобы быстрее заучить верное произношение, важно чаще просматривать специальные словари.

1. Русское словесное ударение может быть охарактеризовано как силовое, или динамическое: ударный слог в слове отличается большей силой, напряженностью, а следовательно, громкостью. Этим признаком русское ударение отличается от музыкального ударения, когда ударный слог характеризуется изменением высоты тона (как, например, в китайском языке).

2. Вторая особенность русского ударения — его разноместность. Это значит, что ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему. Например, выпустить, домик, (начальный слог), дорога, столовая (срединный (второй) слог) дела, дорогой, распространять (конечный слог). Ударение не закреплено на определенном слоге. Такое ударение еще называют свободным.

3. Третьей особенностью русского ударения является его подвижность, т. е. возможность передвигаться с одного слога на другой при словоизменении. При этом в русском языке преобладают слова с неподвижным ударением (96% русских слов), которое может всегда находиться или на основе (например, делать, делаю, делаем, делал и т.д.), или на окончании (например, статья, статьи, статье, статьям и т.д.). В словах с подвижным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Обычно при подвижном ударении чередуется ударение на основе с ударением на окончании (например, сниму, снимешь, снимет, снимем, сняла, сняли и т.д.)

При словообразовании наблюдаются те же закономерности, что и при формообразовании, то есть ударение в производном слове может быть на той же морфеме, что и в производящей основе. Например, в словах книга – книжка – книжный, сохраняется ударение на корневой морфеме. В других словах при образовании родственных слов ударение может падать на разные морфемы. Например, в словах глухой – глухость ударение подвижное.

Слабое и побочное ударение

Некоторые слова могут иметь ударение более слабое, чем обычное ударение в самостоятельных словах. Такое ударение называется слабым. Такое ударение могут иметь некоторые двусложные и трёхсложные предлоги и союзы (например, около дома, если сможешь), относительные слова (письмо, которое прислали), простые числительные (два часа), некоторые местоимения (он приехал).

В некоторых сложных словах, может быть несколько (как правило, два) ударений, одно основное, а второе побочное. Побочное ударение встречается у сложных и сложносокращенных слов, а также слов с некоторыми приставками, например, послеобеденный, водонепроницаемый, старорусский.

Клитики

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам и образуют вместе с ними одно фонетическое слово. Например, на горе, за окном. Такие слова без ударения называются клитиками.

Клитика –это слово, грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитики в фонетическом слове могут размещаться до основного слова или после него.

Слова, которые присоединяются к последующему слову, называются проклитиками; например, под дом, от нас. Слова же, которые присоединяются к предшествующему слову, называются энклитиками; например: стать бы, дай же. Проклитики и энклитики не имеют ударения.

Вместе с тем энклитикой может стать и самостоятельное слово, если при сочетании его с предлогом происходит перетягивание ударения на предлог: [заг]ород, [подн]осом, [наб]ок, [подг]ору. В этом случае самостоятельное слово теряет ударение.

На доро́ге, за́ угол, сходи́ть бы, иди́ же, и́з лесу

Функции русского ударения

Ударение в русском языке выполняет несколько функций:

1. Ударение организует цепочку слогов в целое фонетическое слово, задаёт границы слова в речевом потоке. В этом случает говорят о словоорганизующей и словоразграничительной функции ударения.

2. Ударение является дополнительным средством различения смысла слов. В этом случае говорят о смыслоразличительной функции ударения. При помощи ударения могут различаться: а) целые лексемы (замок и замок); б) формы одного и того же слова (руки и руки); в) случайно совпавшие формы разных слов (полки и полки).

3. Ударение может выполнять стилистическую функцию. Удареним отличаются варианты слов: а) общеупотребительный и профессиональный (компас и компас); б) литературный и просторечный (квартал и квартал); в) литературный и народнопоэтический (шёлковый и шелковый); г) современный и устаревший (музыка и музыка).

Синтагма и фраза

Фонетические слова составляют следующую по величине фонетическую единицу, синтагму. Синтагма– это последовательность одного или нескольких фонетических слов, ограниченная паузами. Если в синтагме несколько фонетических слов, то одно из них имеет более сильное словесное ударение, чем в других словах синтагмы. Как правило, ударение падает на последнее слово в синтагме. Такое ударение называется синтагматическим. Максимальная длина синтагмы – 3-4 фонетических слова, после них делается вдох и образуется синтагматическая пауза.

Одна или несколько синтагм объединяются в законченное по смыслу высказывание. Такой комплекс называется фразой. Фраза объединяется фразовым ударением и завершается фразовой паузой, которая длительнее, чем синтагматическая пауза.

Фраза также имеет фразовую интонацию.

Интонация – это совокупность просодических характеристик предложения: тона (повышения/понижения тона голоса), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей произнесения. Основными интонационными средствами являются тональные средства. Движение тона голоса (повышение и понижение) на протяжении синтагмы называется тональным контуром.

В русском языке выделяют 6 тональных контуров, иначе называемых интонационными конструкциями (ИК).

Интонационная конструкция – это устойчивая схема движения тона в пределах фразы, которая выражает типовые значения предложений.

Каждая ИК имеет центр, то есть слог, на который падает синтагменное или фразовое ударение. Кроме центра, в синтагме выделяют предцентровую и постцентровую части. Например,

Очень важно правильно ставить ударение. Пока мы слышим речь , в которой произносятся слова с правильным ударением , мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем ни какого внимания. Стоит нам услышать слово с непривычным для нас ударением и внимание наше задерживается на этом слове.

К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с неправильной постановкой ударения у младших школьников. И с этим очень трудно бороться .Основной их причиной являются просторечие и семейные речевые традиции.

Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурного человека.

В русском языке много особенностей постановки ударения.

Место ударения в словах русского языка не фиксировано.Ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему- приставку, корень, суффикс и окончание :выпустить , домик , дорога , столовая , дела , дорогой .Такое ударение называется свободным.

Ударение может выполнять смысловую функцию. Так по месту ударения различаются:

-разные слова во всех их грамматических формах: мук а и м у ка , хл о пок и хлоп о к , пар и ть и п а рить.

-некоторые формы разных слов ,п и ща .пищ и , п и щу (сущ.) и пищ а (деепр.) , пищ и (пов.накл) .

-неизменяемое слово от одной из форм другого- изменяемого слова , например: пот о м и п о том(ТВ.п. ед.ч.) или различаются неизменяемые слова ,например у же(сравн. Степень нар.) и уж е

-разные форы одного слова : н о ги и ног и , вол о с и в о лос.

Разно местность ударений делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельного слова. В большинстве случаев изменение места ударения дает другое слово или другую форму слова ,но в некоторых случаях наблюдается колебания в месте ударения , которые не имеют различительной функции. Это объясняется сложностью словарного состава русского языка. В ряде случаев отсутствует единая норма.

Литературный язык стремиться избежать колебаний. Один вариант соответствует норме, а другой считается неверным. Бывает и два варианта.

-в лексическом отношении , остр о та (остроумное выражение ) и острот а (св-во по пилаг. Острый)

- в грамматическом отношении: мал о (нар.) и м а ло (кр. Прил.)

- в стилистическом отношении различают варианты слов:

А) общеупотребительный и профессиональный : доб ы ча ( общеупотребимо.) и д о быча (проф.), и скра и искр а , к о мпас и комп а с.

Б) литературный и диалектный: вь ю га (лит.) и вьюг а (диал.) , крап и ва и крапив а .

В) литературный и просторечный : кварт а л (лит.) и кв а ртал (прост.) килом е тр и кил о метр , крас и вее и красив е е. , магаз и н и маг а зин.

Г) литературный и нар- поэтический: молод е ц и м о лодец . дев и ца и д е вица , серебр о и с е ребро.

Учащиеся не всегда правильно ставят ударения .Это бывает по ряду причин :

Причинами появления ошибок Р.И.Аванесов считает :

-неизжитые особенности диалекта;

-родной язык говорящего ( в речи нерусских ) ;

-не усвоение норм ударения в словах иноязычного

-происхождения. Так как в Москве проживают люди разных национальностей и дома дети разговаривают на своем языке , это создает трудности в обучении русскому языку. Как правило учащиеся вторых классов в устной речи правильно ставят ударения в словах , а на письме применить его не всегда могут. Такие ошибки могут быть связаны с слабо развитой функцией самоконтроля.

Многие дети допускают ошибки в постановке ударения на письме , хотя произносят их правильно.

Предлагаю несколько упражнений ,направленных на формирование умения правильной постановки ударения.

Вывесить в классе список слов , которые дети будут произносить с правильным ударением.

Больше внимания уделять устным упражнениям.

Например проводить орфоэпический разбор на уроках русского языка в 3 и 4 классах.

А. Бондаренко выделила три направления при работе над ударением.

  1. Формирование у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке.
  2. Ознакомление детей с основными свойствами словесного ударения- разноместностью и подвижностью.

3 Формирование у учащихся умения находить и выделять ударный слог.

Автор говорит , что необходим комплексный подход к изучению ударения в начальной школе , который закладывает основу лдя совершенствования умений школьника в старших звеньях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в русскую словесность

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2-3 класса. Дети познакомятся с первыми летописцами, с основоположниками русской письменности,выполнят занимательные задания.


Истоки русской словесности. Кирилл и Мефодий- день погружения.( апрель 2014)

В материале представлена разработка дня погружения и дана стартовая презентация.


Программа "Русская словесность и культура русского народа"

Цель программы – формирование готовности учащихся к социальному и профессиональному самоопределению, воспитание национального сознания и развитие навыков нравственного поведения, ч.

Цель: открыть перед учащимися могущество и богатство русского языка, углублять и расширять знания о многозначных словах, развивать орфографическую зоркость и словарный запас, прививать интерес к русск.

Логопедическое занятие "Работа над словесным ударением"

Дифференциация звуков [ж-ш] в интервокальной позиции на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений. Узнавание слов и предложений в слитной речи.

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Звуки [С-З]. Словесное ударение

А) ПроизношениеТема: Звуки [С-З]. Словесное ударение.Цель: Дифференциация звуков [С-З] в слогах, словах, фразах.Тренировка в умении соблюдать в речи словесное ударение.Об.

Дифференциация [П -Б], работа над словесным ударением . Различение и опознавание на слух фраз, словосочетаний и слов связанных с организацией занятий. Текст №2

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в подготовительном классе. План занятия:1.Дифференциация звуков [П -Б] в слогах, словах, фразах.2.Тре.

Доклад

Одной из основных и специфических задач школ для детей с недостатками слуха, является формирование у учащихся фонетически правильной, внятной и выразительной речи.

Существенным условием внятности, разборчивости и естественности звучания речи является правильное словесное ударение. Оно является основным организующим звеном ритмической структуры слова, важным фонетическим средством: без ударения по существу нет слова, а неверное ударение, как правило, разрушает слово.

В связи с этим формирование навыков правильного словесного ударения составляет необходимый раздел работы над словом в процессе обучения глухих и слабослышащих произношению. К работе над ударением приступают с первых дней пребывания детей в школе и на протяжении всех лет обучения постепенно, от простого к сложному, знакомят учащихся с сущностью, особенностями словесного ударения в русском языке.

Сущность, функции и особенности словесного ударения.

Сущность словесного ударения состоит в том, что один из слогов слова произносится более громко и с большей протяжностью гласного, а все остальные слоги своеобразно изменяются в виде редукции безударных гласных.

Характерной особенностью словесного ударения в русском языке является его разноместность и подвижность.

Первая особенность выражается в том, что в русском языке в разных словах ударение может падать на разные по счету слоги: на первый (парта, школа), на второй (капуста, окно), на третий (пароход, огурец) и т. д.

Вторая особенность ударения заключается в том, что в пределах одного и того же слова оно может передвигаться с одного слога на другой. Так, например, в словах рука, нога ударение подвижно. В именительном падеже единственного числа (рука́, нога́) ударение стоит на втором слоге, а в именительном падеже множественного числа оно перемещается со второго слога на первый: ру́ки, но́ги.

Указанные особенности русского ударения придают речи определенную гибкость и выразительность. Но эти особенности являются и причиной известных трудностей усвоения словесного ударения даже слышащими детьми. Однако трудности овладения русским ударением, обусловленные его разноместностью и подвижностью, в общем, сравнительно легко преодолеваются слышащими детьми благодаря их огромной речевой практике. Речевая практика глухих и слабослышащих детей вследствие нарушения их слуховой функции ограничена, что создает условия, неблагоприятно влияющие на овладение ими словесным ударением, и является основной причиной неудовлетворительного его состояния в речи этих детей.

Более глубоким изучением этого вопроса - выявлением состояния ударения в речи глухих и слабослышащих, установлением особенностей усвоения ими словесного ударения - занималась К.А.Волкова. Проведя исследование устной речи детей с недостатками слуха, она приводит следующие 5 типов ошибок в словесном ударении:

1-й тип - послоговая речь с ударением на каждом слоге слова (ко-ро-ва, яб-ло-ко);

2-й тип - перенесение словесного ударения на последний слог слова в тех случаях, когда оно не должно падать на этот слог;

3-й тип — словесное ударение не переносится на последний слог;

4-й тип — двойное ударение;

5-й тип — нечеткое, монотонное произнесение всех слогов слова .

Главным условием, необходимым для усвоения глухими и слабослышащими детьми словесного ударения является восприятие и подражание речи взрослого (педагога, родителей). Роль подражания в овладении школьниками словесным ударением огромна. Поэтому к слитности ритмичности речи взрослых предъявляются особые требования. Послоговая, с подчёркнутыми окончаниями слов речь педагога, родителей нарушает основное условие, необходимое для усвоения словесного ударения. Необходимо произносить слова так, как это свойственно русской устной речи. Но иногда, чтобы облегчить понимание речи, мы произносим слова с утрированным делением их на слоги, иногда даже выделяем отдельные, трудно улавливаемые с помощью зрения, звуки. Это не только не способствует формированию словесного ударения, а наоборот, закрепляет неправильные навыки произнесения слова по элементам, что в свою очередь создаёт условия для возникновения равноударной речи. Поэтому главным, необходимым условием формирования словесного ударения в речи глухих и слабослышащих школьников является правильная и выразительная речь взрослых.

Методика работы над словесным ударением.

Работая над словесным ударением, необходимо, прежде всего, научить детей технике выделения ударного слога (силой голоса, более длительным произнесением гласного звука) и правильной постановке ударения в словах. Ученик должен не только уметь выделить голосовыми средствами один из слогов слова, но и знать, какой именно - первый, второй или третий. Наконец, следует добиться, чтобы ребенок владел подвижностью ударения.

Обучение словесному ударению начинается с различения неречевых ритмов, простейших слогосочетаний.

Задачей этого раздела является определение более длительного звука среди прочих кратких звуков, различение на слух ритма простейших слогосочетаний и умение воспроизводить их голосом.

Следует объяснить ребенку, что среди нескольких звуков может быть один длительнее других. Акцентируется внимание на этом не случайно. Именно данные упражнения готовят слуховое восприятие детей к различению ударного слога в слове.

Для закрепления умения в различении ритмов можно использовать следующие упражнения, которые проводятся с опорой на слуховой анализатор.

1. Взрослый отбивает ритм, ребенок отхлопывает его в ладоши.

2. Взрослый отбивает ритм на барабане, ребенок воспроизводит его на других инструментах ( на дудке, на ксилофоне, на бубне и т. д.)

3. Взрослый отбивает ритм на инструментах, ребенок записывает графическое обозначение ритма (ударный слог обозначается черточкой большей длины ( ______ __ __ ) или скобкой с вертикальной черточкой, а безударный просто скобочкой).

4. Взрослый проговаривает ритм слогосочетаний (тата, татата), ребенок записывает ритм и воспроизводит голосом.

5. Взрослый с помощью слогосочетаний воспроизводит строчку из знакомого стихотворения, ребенок записывает ее, находит в стихотворении, читает вместе с взрослым и т.п.

Следующим этапом в работе над словесным ударением является различение ритмической структуры слова.

Задача упражнений этого раздела заключается в выработке умения определять ударные слоги в словах, выделять голосом ударные слоги при чтении слов и различать слова по количеству слогов, месту ударения и ударному слогу.

Для этого подбираются слова различной сложности (двусложные и трехсложные) и с разным местом ударения, но с одинаковыми ударными гласными: мама, коза, варежки, собака, карандаш. Работу начинают с двусложных слов, т.к. двусложные слова представляют собой наиболее благоприятный материал для различения количества слогов в слове.

Для закрепления материала можно использовать следующие виды работ:

1. Ребенку предлагается конверт с набором прямоугольников различной величины и цветовой окраски. Взрослый произносит слово, ребенок слушает и составляет из прямоугольников его модель.

2. Ребенку предлагается конверт с набором готовых схем слов (односложных, двусложных, трехсложных). Взрослый произносит слово, а ребенок подбирает соответствующую схему.

а) только словесный;

б) словесный с отхлопыванием, отстукиванием ритма;

в) словесный с изображением ритма.

5. Расстановка ударения в словах при слуховом восприятии. В тетради или на табличке записан ряд слов. Взрослый читает эти слова, а ребенок ставит ударения и др.

Работа над словесным ударением ведётся как на индивидуальных занятиях, так и на всех уроках, а также на речевых зарядках. Вводя новые слова, учитель ставит ударение, тренирует в произношении.

Широкое использование разнообразных видов работ в процессе обучения ударению, систематическое повторение речевого материала помогает глухим и слабослышащим учащимся довольно быстро овладеть ритмической структурой слова.

Читайте также: