Основы христианского культа литургия таинства праздники доклад

Обновлено: 20.05.2024

Алтарь — самая нарядная часть храма. Его украшают золотом, резьбой, в католических храмах — также скульптурой. В алтарь ведут три двери, расположенные в предалтарной преграде: посередине иконостаса расположены царские врата, слева от них — северные врата, справа — южные. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, изображающих Спасителя и Богоматерь, архангелов и святых, ветхозаветных патриархов и главные события новозаветной истории.

Интересно, что в некоторых храмах под нижним ярусом, почти над самым полом, можно увидеть изображения античных философов. Подразумевается, что они, не зная Иисуса Христа, внутренне стремились к его познанию, а иногда даже давали о нем пророчества (Сократ, Платон, Вергилий и др.).

Церковные таинства

Православие и католицизм признают еще 5 таинств:

миропомазание (в ходе которого христианин получает мистические дары Святого Духа);

покаяние (исповедь перед священником и отпущение грехов);

рукоположение (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить верующих, но и власть совершать таинства);

брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и Церкви (Ефес. 5:22,32);

соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела тяжелобольного как последнее средство вернуть к жизни и одновременно напутствие к смерти).

Совершение таинств отвечает христианским представлениям о высоком назначении человека, включая его телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению.

Наряду с таинствами в христианской церкви совершаются и другие действия, сообщающие благодать. Это освящение икон и крестов, воды, хлебов, другой пищи и т. д., а также отпевание умерших и пострижение в монашество.

Иконопочитание

Предание относит создание первых икон к апостольским временам и связывает с именем евангелиста Луки. Наиболее древние из сохранившихся изображений относятся к катакомбной живописи. В катакомбах — лабиринтах пещер, предназначенных для погребения усопших, — первые христиане спасались от преследования властей. В окрестностях Рима и Неаполя, Керчи и Сиракуз, Милоса и Александрии были построены целые подземные города, в которых коридоры с погребениям и располагались друг над другом в несколько этажей. Этот особый мир был для христиан и церковью, и мартирием (постройкой над могилой мученика), и кладбищем. Степы катакомб покрывала роспись, здесь горели факелы, а через луминарии — отверстия в потолке — проходил дневной свет.

Первые христианские живописцы использовали сюжеты и художественный язык античности, однако фигуры божеств приобретали новый, иносказательный смысл. Например, образ Психеи мог обозначать христианскую душу, а песнопевец Орфей — Христа. Спасителя изображали и как юношу-пастуха, Доброго Пастыря. Пальмовая ветвь, атрибут императорского величия, означала райское блаженство; голубка с оливковой ветвью символизировала душу, якорь — надежду на спасение в вечной жизни.

В культовом искусстве Византии и других православных стран икона стала ведущим жанром. Особого расцвета достигла культовая живопись на Руси, где в течение XIII-XVI вв. возникло целое созвездие ярких национальных школ. В странах Западной Европы икона оказала значительное влияние на искусство, но в период Возрождения была вытеснена живописью и скульптурой.

В 730 году император Лев III Исавр запретил культ икон, и в византийской религиозной жизни начался период иконоборчества (иконоклазма). Эдикт о запрете икон появился под давлением малоазийского духовенства еврейского происхождения, для которых было естественным воспринимать изображение человека как грех. Противники икон доказывали, что Бог неизобразим, поскольку безмерно превосходит скромные возможности человеческого восприятия. Художник, рисующий Бога в Его земном обличье, вынужден разделить надвое Его божественную сущность и ограничиться изображением тела, то есть впадает в злейшую ересь.

Иконоборчество нашло поддержку только у части верующих. Когда иконоборцы попытались уничтожить в Константинополе чтимую икону Христа, они были растерзаны толпой. В ответ начались казни иконопочитателей.

Иконоборческие периоды были и в истории западной церкви, в частности в эпоху Реформации. Особенно близки идеи иконоклазма кальвинизму.

Почитание святых

Первоначально отдельные христианские общины имели своих святых, позднее введение нового культа стало происходить централизованно. К лику святых причислялись мученики, пострадавшие за веру, подвижники, служители церкви, включая пап (Григорий I, Лев III, Лев IX и др.), князья (Борис и Глеб, Владимир Святославич, Александр Невский и др.) и государи (Карл Великий, французский король Людовик IX и др.).

Мартин Лютер и другие идеологи Реформации отвергли почитание и призывание святых, считая, что их посредничество отдаляет верующих от Христа, подобно тому как здесь, на земле, члены церковной иерархии отдаляют христиан от Бога. Протестанты видят в почитании святых унижение заслуг Иисуса Христа — единственного ходатая между Богом и людьми.

Христианские праздники

Литургический календарь

В православии главным христианским праздником считается Пасха. За ней следуют т. н. двунадесятые праздники, посвященные событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы:

21 сентября — Рождество Богородицы;

27 сентября — Воздвижение Креста Господня;

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы;

7 января — Рождество Христово;

19 января — Крещение Господне;

15 февраля — Сретение Господне;

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы;

19 августа — Преображение Господне;

28 августа — Успение Богородицы;

40-й день после Пасхи — Вознесение Господне;

50-й день после Пасхи — День Святой Троицы (Пятидесятница).

В католическом церковном календаре выделяются 5 основных периодов:

1) адвент (рождественский пост) — с последнего воскресенья ноября до 25 декабря;

2) рождественский период — с 25 декабря (Рождество) до 2 февраля (Сретенье);

3) предпасхальный великий пост;

А) пасхальный период (с пасхального воскресенья до дня Сошествия Святого Духа;

Иисусу Христу посвящено 14 праздников, Богородице 10. Из праздников, посвященных Хриcту, половина совпадает с православными. К числу других относятся дни Тела Христова (празднуется в четверг после Троицы), Святого Сердца Иисуса (4 июля), Христа-Царя (последнее воскресенье октября) и др.; к числу торжеств в честь Богородицы — праздник Непорочного зачатия Девы Марии (8 декабря). Существуют также обязательные и необязательные дни памяти святых и местные церковные праздники, отмечаемые поместными церквями.

новорождённых в купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме).

В протестантских церквях, как правило, крестят уже совершеннолетних.

Миропомазание — таинство, тесно связанное с крещением. Его целью является наделение человека божественной благодатью. Ритуал миропомазания состоит в смазывании лба, глаз, ушей и других частей лица и тела верующего ароматическим маслом — миром.

Священство — таинство, посредством которого совершается возведение в сан священнослужителя.

Брак – таинство, совершающееся при заключении церковного Замка. Благодать соединяет супругов по образу союза Христа с Церковью.

Елеосвящение (соборование) — таинство, совершаемое над больным и заключающееся в произнесении определённых молитв, которые сопровождаются помазанием освящённым елеем лба, щёк, губ, груди и рук. От человека требуется вера и покаяние. При этом условии ему отпускаются грехи.

Праздники и посты.

Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник в память вступления трёхлетней Марии в Иерусалимский храм, куда Она была отдана родителями на воспитание. Отмечается 21 ноября (4 декабря).

Вознесение — праздник в честь вознесения Христа на небо. Празднуется на 40-й день после Пасхи.

Крестовоздвижение — праздник посвящен событиям IV в., когда святая Елена нашла в Иерусалиме Крест Господень. Отмечается 14 (27) сентября.

Крещение Господне (Богоявление) — праздник в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. Отмечается 6 (19) января.

Обрезание Господне — отмечается 1(14) января.

Пасха — главный христианский праздник в честь воскресения распятого на кресте Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому стилю.

Покров Пресвятой Богородицы — праздник в память явления в X в. во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, которая распростёрла своё покрывало над христианами, тем самым благословив их на победный бой с сарацинами. Отмечается 1 (14) октября.

Преображение Господне — праздник в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою Божественную природу. Отмечается 6 (19) августа.

Рождество Иоанна Предтечи — отмечается 24 июня (7 июля).

Рождество Пресвятой Богородицы — праздник в честь рождения Девы Марии, матери Христа. Отмечается 8 (21) сентября.

Рождество Христово — один из главных христианских праздников, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря, православные церкви отмечают этот праздник 7 января (по григорианскому стилю).

Сретение Господне — праздник в честь встречи (сретения) пра-иедником Симеоном Мессии — ребёнка-Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2 (15) февраля.

Троица (русское название дня Пятидесятницы) — праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи.

Успение Богородицы — праздник в память кончины Девы Марии. Отмечается 15 (28) августа.

Основные христианские посты:

Весенний (Великий) — начинается с первого понедельника после Масленицы и продолжается вплоть до Пасхи.

Летний (Петров) — начинается в первый понедельник после Духового дня и оканчивается 29 июня (12 июля), в день святых апостолов Петра и Павла.

Осенний (Успенский) — 15 дней перед праздником Успения.

Зимний (Рождественский или Филиппов) — начинается с 15 (28) ноября и длится 40 дней перед Рождеством Христовым.

Культ святых.

КУЛЬТ СВЯТЫХ - молитвенное почитание лиц, наделенных Богом за свою веру способностью творить чудеса и выступать в качестве помощников. Приверженцы христианской церкви верят, что святые - это посредники между богом и людьми, небесные покровители живущих на земле, и обращаются к ним с просьбами о помощи в земных делах.

Из года в год церковный календарь пополнялся все новыми именами. В настоящее время в христианской церкви насчитывается около 190 тыс. святых.

Христианские церковники, создавая свой пантеон святых, пошли по наиболее простому пути. Прежде всего они обратились к античной мифологии. Многие герои древних мифов, получив новые имена, стали христианскими святыми. Церковь причисляла к лику святых языческих богов, которые были довольно ловко „обращены" в христианств

Когда сложилась церковная иерархия, в число святых стали попадать представители высшего духовенства. Причем для канонизации было вполне достаточно того, что новоявленный святой занимал высокое место на иерархической лестнице.

Церковь канонизировала светских правителей, которые поддерживали христианство, а последнее, в свою очередь, освящало их власть, окружало их божественным ореолом

Церковь выделяет среди них ангелов, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, праведных.

Ангелы - это, по религиозным представлениям, бесплотные, сверхъестественные существа, „небесные служители бога", наделенные божественной силой. Они разделены на три разряда, или на три так называемых лика.

Следующая категория святых в православии — так называемые пророки, лица, которые были якобы наделены богом даром пророчества и которым приписывается авторство ветхозаветных пророческих книг. Утверждение о пророческом даре удостоенных божьей благодати лиц - религиозный вымысел, с помощью которого церковь затемняет сознание доверчивых людей.

В особый разряд церковь выдвигает апостолов, учеников Христа, будто бы посланных им проповедовать евангелия.

Значительное место в христианском пантеоне святых заняли мученики, т. е. лица, якобы пострадавшие за веру, принявшие жестокие мучения, но не отступившие от христианства.

К святым относятся и так называемые святители, иерархи церкви, которые были канонизированы благодаря своему положению. За святителями в списке святых идут мученики, лица, пострадавшие за веру Христову.

Особое место в пантеоне святых занимают преподобные. К ним церковь относит верных последователей христианства, отказывавшихся от всех благ жизни, уходивших в монастыри, бежавших от „мира", от людей. С помощью аскетического отрешения от жизни они стремились заслужить божье внимание, быть отмеченными божьей благодатью. Среди святых большое количество представителей монашества. Так, из 166 святых, канонизированных в период от первого Макарьевского собора до октября 1917 г., 97 были основателями и настоятелями монастырей

Последней категорией лиц, которую церковь выделяет в пантеоне святых, являются праведные. По церковным представлениям, это люди, которые не спасались в монастырях, не уходили от „мира" в отшельничество, а продолжали жить в „миру". Однако своим праведным поведением, непоколебимой верой в бога они, по словам православных священнослужителей, заслужили спасение и особое к себе расположение господне.

50 Ислам, его происхождение. Мусульманская мораль….

Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек.

Основатель ислама Мухаммед — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульманКоран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играетСунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда иШариат —свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:

§ совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);

§ соблюдение поста в месяц рамадан;

§ раздача милостыни бедным;

§ совершение паломничества в Мекку (хадж).


51 Коран

Коран - священная книга ислама. Согласно учению большинства суннитов и шиитов-двунадесятников, Коран является прямым, вечным и несотворённым словом Божьим. Коран был ниспослан Богом на Седьмое Небо, а затем ангел Джабраил передавал его по частям пророку Мухаммеду путём Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности. Коран является Аманатом для всех мусульман.

Мусульмане считают, что Коран содержит в себе новый Закон Бога, имеющий значительные отличия от предыдущих Законов, что Коран служит средством различения истины, содержащейся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок и добавлений.

Хадж (паломничество в Мекку)

. Таинствами в христианстве именуются культовые действия, с помощью которых, по словам церковнослужителей, "под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божия". Православная и католическая церкви признают семь таинств: крещение, причащение, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

Служители церкви пытаются утверждать, что все семь таинств являются специфически христианским явлением, что все они так или иначе связаны с различными событиями "священной" истории. В действительности все эти таинства являются заимствованиями из дохристианских культов, получившими в христианстве некоторые специфические черты. Причем первоначально христианская церковь заимствовала и ввела в свой культ всего два таинства — крещение и причащение. Только впоследствии среди христианских обрядов появляются остальные пять таинств. Официально семь таинств были признаны католической церковью на соборе в Лионе в 1279 г., а некоторое время спустя они были установлены и в православном культе.

Праздники занимают важное место в христианском культе. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, богородицы, святых, чудотворнвых икон, креста. "Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц, - говорится в одном из православных изданий. - В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды, которые вводят еще новые особенности в неизменный ход ежедневной службы - особенности, изменяющиеся с каждым днем. От этого образуется круг годового богослужения".

Во главе "праздничного круга" Русской православной церкви — пасха, наиболее почитаемый общехристианский праздник. Затем идут так называемые двунадесятые праздники - двенадцать главных празднеств. Из них три переходящих, выпадающих каждый год на разные числа в зависимости от того, когда отмечается пасха, не имеющая твердой даты. Это вознесение, троица, вход господен в Иерусалим, или вербное воскресенье. Девять праздников непереходящих, за каждым из них закреплен особый день в церковном календаре. Это крещение господне, сретение, благовещение, преображение, рождество богородицы, введение во храм богородицы, успенье богородицы, воздвижение креста и рождество Христово.

За двунадесятыми праздниками следуют по своему значению пять праздников, именуемых великими, — обрезание господне, рождество Иоанна Предтечи, праздник святых Петра и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи, покров пресвятой богородицы. Они тоже пользуются большим почитанием в православной церкви.

Повсеместно отмечаются престольные праздники. Так называют праздники, посвященные Христу, богородице, святым, чудотворным иконам, событиям священной истории, в честь которых построен данный храм или его престол. Это праздники местные, хотя они могут отмечаться и как общехристианские. Престольными празднествами для тех или иных храмов может быть и рождество Христово, и благовещение, и успенье богородицы, одним словом, любой из общецерковных праздников.

Православный культ- это сложный комплекс действий и поведения, включающее обряды, таинства, молитвы, богослужения и праздники.

Православные религиозные обряды – символические коллективные действия и священнодействия, отражающее христианские идеи и представления об объекте, на которые они направлены.

Православные обряды есть неотъемлемая часть православного христианского культа. Важнейшими являются Таинства – это великая сокровенная мысль, вещь или действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия.

Православные признают 7 таинств:

1. Таинство Крещения - есть такое священное действие, в котором верующий через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Торицы, омывается от первородного греха.

2. Таинство Миропомазания – есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа. Первоначально св. апостолы таинство миропомазания совершали через возложение рук. А потом, в конце 1 века, таинство стало совершаться через помазание святым миром. Cвятым миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея.

3. Таинство Брака (Венчание) – таинство, в котором, при свободном обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, в образ духовного союза Христа с Церковью.

4. Таинство Покаяния (Исповеди) – таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через него прощение грехов от самого Господа Иисуса Христа. До 16 века исповедь была публичной, а с 16 века - тайная и священник обязан хранить эту тайну. В особых случаях на кающегося налагается епитимия (запрещение), состоящая из некоторых лишений, направленных к преодолению греховных привычек.

5. Таинство Причащения – таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина принимает (вкушает) тело и кровь Иисуса Христа и через это таинство соединяется с Христом (духовное прикосновение) и очищается.

6. Таинство Елеосвящения (Соборование) - проводится над больным физически или духовно. Его помазывают 7 раз. Перед этим он исповедуется и причащается.

7. Таинство Священства – таинство, в котором избранный человек (в епископа, пресвитера, диакона) через архиерейское рукоположение получает благодать для священного служения.

Праздники в православной церкви.

В уставе православной церкви имеется порядок празднования праздников по степени важности. Праздник праздником является Пасха, за ней идут Великие праздники к ним относятся Двунадеся́тые пра́здники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников.

2. Вознесение Господне – празднуется на 40 день после Пасхи. Восшествие Иисуса Христа во плоти на небо и обещание о Его втором пришествии.

3. Праздник Пятидесятницы (День Святой Торицы) – празднуется на 50 день после Пасхи. Праздник Святой Торицы называется Пятидесятницей потому, что сошествие Св. Духа на апостолов совершилось в 50 день по Воскресении Христовом.

4. Рождество Богородицы - рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны. Празднуют Рождество Богородицы— 21 сентября.

5. Введение во храм Пресвятой Богородицы - родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом. Празднуют Введение 21 ноября (4 декабря).

6. Рождество Христово - рождение во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Празднуют 7 января.

8. Сретение Господне - Принесение во Иерусалимский Храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после

Рождества. В Иерусалимском Храме Святое Семейство встретил Симеон Богоприимец. Празднуют Сретение 15 февраля.

9. Преображение Господне - явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками: Петром, Иаковым и Иоанном во время молитвы на горе. Согласно церковному Преданию, Преображение Иисуса Христа произошло на горе Фавор. Празднуется Православной церковью 19 августа.

10. Успение Богородицы – праздник, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. Празднуют 28 августа.

11. Воздвижение Креста Господня - Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы — места Распятия Иисуса Христа. Празднуется 27 сентября.

12. Благовещение Пресвятой Богородицы - возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа. Празднуют Благовещение 7 апреля.

* Общецерковные, монастырские, храмовые

* По объекту прославления: Господни, Богородичные, в честь сил бесплотных.

* По количеству праздничных дней - многодневные (Светлая Седмица) и однодневные.

* По этническому признаку – русские, греческие и т.д.

* По времени проведения – подвижные и переходящие.

Пост – это время душевного и телесного воздержания и добро делания, т.е. усиленной молитвы, милостыни, воздержание от развлечений, от некоторых видов пищи

Посты бывают многодневные и однодневные (Понедельник, Среда и Пятница каждой недели).

1. Великий пост – он начинается с понедельника после Масленицы и продолжается до Св. Пасхи. Пост имеет 2 части: Святая Четырехдесятница и Страстная Седмица (Неделя до Св. Пасхи).

2. Рождественский пост – 28 ноября – 7 января.

3. Посто Петра и Павла (Петровский пост) - Начинается через неделю после Дня Святой Троицы(50 день после Пасхи), в понедельн, а заканчивается в День Петра и Павла —12 июля.

Читайте также: