Основные направления перевозки угля доклад

Обновлено: 04.07.2024

Перевозка грузов водным транспортом известна еще давно. Об этом можно судить, посмотрев старый фильм или сказку, где вся торговля осуществлялась с помощью кораблей, которые доставляли из других городов провизию и продукты. Перевозка водным транспортом развита еще больше и в наше время. Перевозка водным транспортом играет роль в развитии экономики страны.

Оглавление
Файлы: 1 файл

Курсовая груз.docx

Перед началом погрузки по шкале дедвейта определяется водоизмещение порожнего судна.

После окончание погрузки по шкале дедвейта определяется водоизмещение груженого судна.

Разность между этими величинами даст количество груза на борту.

Казалось бы, чего проще? Посмотрел среднюю осадку, по ней вошел в шкалу дедвейта, - и результат. Однако вся сложность как раз и заключается в том, чтобы правильно определить осадку судна, с которой необходимо входить в шкалу дедвейта. Поскольку судно может иметь прогиб или перегиб корпуса, средняя осадка, определенная визуально по шкале осадок, не дает точного результата.

Со шкалы осадок судна, с обоих бортов, снимаются показания (всего – 6).

Рассчитывается средняя осадка носом, кормой и на миделе.

Рассчитывается исправленная средняя осадка, по которой осуществляется вход в шкалу дедвейта.

Расчет исправленной средней осадки производится по следующей формуле:

где Тср.отк – средняя откорректированная осадка

Тср.н. – средняя осадка носом

Тср.к. – средняя осадка кормой

Тср.м – средняя осадка на миделе.

Расчет водоизмещения осуществляется следующим образом:

где DФАКТ. – фактическое водоизмещение

DТАБЛ. - водоизмещение, определенное по средней осадке из шкалы дедвейта.

ρз.в. - фактическая плотность забортной воды, определенная с помощью ареометра.

Определение массы груза по заявлению отправителя – масса груза, указанная в накладной без каких-либо дополнительных замеров считается верной.

7. Транспортная характеристика и условия перевозки угля.

Уголь ископаемый - горючая осадочная порода органического (растительного) происхождения, состоящая из углерода, водорода, кислорода, азота и других второстепенных компонентов. Цвет варьирует от светло-коричневого до черного, блеск — от матового до яркого блестящего. Обычно четко выражена слоистость, или полосчатость, которая обусловливает его раскалывание на блоки или таблитчатые массы. Плотность угля от менее 1 до ~1,7 г/см3 в зависимости от степени изменения и уплотнения, которое он претерпел в процессе углеобразования, а также от содержания минеральных составляющих.

Краткое описание характеристик и потребительских свойств марок углей (применительно к России и СНГ):

  • Антрацит: АП – антрацит-плита, АК – антрацит-кулак, АМ антрацит мелкий, АС – антрацит-семячко, АСШ – антрацит-семячко со штыбом, АШ – антрацит-штыб, АРШ – антрацит рядовой со штыбом, АО – антрацит-орех и брикеты.

Антрациты объединяют угли с показателем отражения витринита более 2,59%. При выходе летучих веществ менее 8% к антрацитам относятся также угли с показателем отражения витринита от 2,2 до 2,59%.

Основная масса антрацитов используется в энергетических целях. Средние и крупные классы их служат в качестве бездымного топлива в коммунально-бытовом секторе.

Часть антрацитов направляется на производство термоантрацита, который, в свою очередь, используется в качестве основного углеродистого наполнителя при изготовлении катодных блоков для электролизеров в алюминиевой промышленности. Антрациты применяются также для производства карбида кремния и карбида алюминия.

  • Бурый: БК – бурый крупный, БО – бурый орех, БМ – бурый мелкий, БР – бурый рядовой.

Угли бурые характеризуются низким значением показателя отражения витринита (менее 0,6%) и высоким выходом летучих веществ (более 45%).

Бурые угли делятся в зависимости от влажности на технологические группы: 1Б (влажность свыше 40%), 2Б (30-40%), 3Б (до 30%).

Бурые угли Канско-Ачинского угольного бассейна представлены в основном группой 2Б и частично – 3Б (показатель отражения витринита 0,27-0,46%), бурые угли Подмосковного бассейна относятся к группе 2Б, угли Павловского и Бикинского месторождений (Приморский край) относятся к группе 1Б.

Бурые угли используются как энергетическое топливо и химическое сырье.

  • Газовый: ГК – газовый крупный, ГО – газовый орех, ГМ – газовый мелкий, ГР – газовый рядовой.

Угли газовые имеют две технологические группы. Витринитовые угли (показатель отражения витринита от 0,5 до 0,89%) с выходом летучих веществ 38% и более, при толщине пластического слоя от 10 до 12 мм образуют группу 1Г, витринитовые и инертинитовые угли с показателем отражения витринита 0,8 – 0,99%, выходом летучих веществ 30% и выше и толщиной пластического слоя от 13 до 16 мм образуют группа 2Г.

Влажность газового угля обычно не превышает 10 %, зольность изменяется в пределах от 7 до 35% с преобладанием зольности 10-15%.

Газовые угли используются в основном как энергетическое и коммунально-бытовое топливо.

На коксование направляются угли группы 2Г с толщиной пластического слой более 13 мм. Ограниченная возможность применения газовых углей в шихтах коксохимических заводов, производящих металлурги­ческий кокс, связана с тем, что они при слоевом коксовании обусловливают образование микротрещин в коксе, существенно снижающих его прочность.

  • Длиннопламенный: Д – длиннопламенный, ДК – длиннопламенный крупный, ДО – длиннопламенный орех, ДМ – длиннопламенный мелкий, ДР – длиннопламенный рядовой.

Длиннопламенные угли не спекаются и относятся к энергетическим углям. Направления использования этих углей – энергетическое и коммунально-бытовое топливо, поэтому их наиболее существенной характеристикой является теплота сгорания. При переходе к следующей марке ДГ теплотворная способность углей существенно увеличивается.

Исследования показали, что длиннопламенные угли с невысокой зольностью могут служить хорошим сырьем для производства синтетического жидкого топлива и химических продуктов, получения формованного кокса и сферических абсорбентов, низкотемпературного (до 700 градусов) коксования.

Угли коксовые характеризуются показателем отражения витринита от 1 до 1,29%, а также хорошей спекаемостью. Толщина пластического слоя составляет 13-17 мм у углей с показателем отражения витринита 1,0-1,29% и 13 мм и выше с показателем отражения витринита 1,3-1,69%. Выход лету­чих веществ находится в пределах 24-24,9%.

Без смешивания их с углями других марок обеспечивают получение кондиционного металлургического кокса.

  • Паровичный: ПЖ – паровичный жирный, ПЖК – паровичный жирный кулак, ПЖМ – паровичный жирный мелкий, ПС – паровичный спекающийся, ПСК – паровичный спекающийся кулак, ПСМ – паровичный спекающийся мелкий, ПСО – паровичный спекающийся орех.
  • Слабоспекающийся: СС – слабоспекающийся, ССК – слабоспекающийся кулак, ССО – слабоспекающийся орех, ССМ – слабоспекающийся мелкий.

Применяются главным образом на крупных электростанциях, в промышленных котельных и коммунально- бытовом секторе. В ограниченном количестве отдельные разновидности углей марки СС применяются в шихтах коксохимических заводов.

  • Тощий: Т – тощий, ТК – тощий кулак, ТМ – тощий мелкий.

Угли тощие характеризуются выходом летучих веществ от 8 до 15,9% с показателем отражения витринита от 1,3 до 2,59%; спекаемость отсутствует.

Используются в основном в электроэнергетике и в коммунально-бытовом секторе; при условии малой зольности могут использоваться для получения углеродистых наполнителей в электродном производстве.

Уголь ряда марок обладает способностью энергично взаимодействовать с кислородом, в результате чего происходит самонагревание угля и даже его самовозгорание.

Уголь по склонности его к самовозгоранию и окислению разделяют на следующие группы:

Первая группа – наиболее устойчивые при длительном хранении антрациты всех месторождений, кроме сортов АСШ, АШ и АРШ Краснодонецкого месторождения.

Вторая группа – устойчивые при длительном хранении антрациты сортов АСШ и АШ, каменные угли: донецкий – марки Т, кузнецкий – марки Т, черемховский – марки Д, сучанский – марок Т, ПЖ, Г.

Третья группа – средней устойчивости при длительном хранении каменные угли: донецкий – марок ПЖ, ПС, Г, кузнецкий – марок СС, К, ПЖ, ПСГ, карагандинский – марок ПЖ, ПС, печорский – марки ПЖ, кизеловский – марок ПЖ, Г, хакасский – марки Д, букачачинский – марки Г, среднеазиатский – марки Г, сахалинский – марок Т, К, Д, силезский.

Четвертая группа – неустойчивые при хранении каменные угли: донецкий – марки Д, кузнецкий – марки Д, печорский – марки Д, тквибульский – марки Г, ткварчельский – марки ПЖ и бурые угли всех месторождений; краснодонецкий – брикеты.

К свойствам угля относятся смерзание, выветривание и самовозгорание.

1. Смерзание. Влажные угли, с содержанием внешней влаги более 5%, при перевозке их на большие расстояния или при хранении в зимних условиях подвергаются смерзанию.

Наиболее подвержены смерзанию пористые угли и в мелких кусках (штыб).

Имеется ряд профилактических средств для предупреждения смерзания углей, как например: послойная пересыпка или перемешивание углей с негашеной известью, поваренной солью, хлористым кальцием, графитом и мелом, прокладка углей опилками, соломенной сечкой, торфяной мелочью и тому подобными материалами.

Применение этих средств, вызывая излишние расходы, удорожает стоимость углей, загрязняет их механическими негорючими примесями, увеличивает зольность и снижает их качество, а примесь материалов органического происхождения в определенных условиях будет способствовать самосогреванию и самовозгоранию углей.

Лучшим средством во избежание смерзания служит отгрузка углей с нормальной влажностью не выше 5%.

В случае прибытия угля в смерзшемся виде, его предварительно разбивают на куски, затем отогревают.

2. Выветривание. Выветривание представляет собой процесс разрушения и изменения различных горных пород, в том числе и углей, происходящий, главным образом, вследствие внешних атмосферных влияний.

Различают выветривание физическое и химическое.

Физическое выветривание влечет за собой только разрыхление и раздробление породы, без изменения составных ее частей.

Топливно-энергетическая база является важным условием развития народного хозяйства страны. Объемы производства и перевозок различных видов топлива определяются масштабами и темпами роста всех отраслей экономики.

Доля топливных грузов составляет 45% грузооборота всех видов транспорта, в том числе железнодорожного и речного – 30%, морского (в малом каботаже) – 54%. На ряде важных направлений транспортной сети топливные грузы образуют мощные потоки.

В топливно-энергетическом балансе страны значительно возросла доля наиболее экономичных и эффективных видов топлива – нефти и газа, при этом уменьшилась доля каменного угля и других видов топлива (дрова, торф, сланцы и др). Велись в эксплуатацию АЭС, ГЭС, ТЭЦ.

Несмотря на значительное изменение структуры топливно - энергетического баланса страны, уголь и в дальнейшем останется одним из основных видов топлива, т.к. необходимо повсеместно экономить невозобновляемые нефтяные ресурсы.

Увеличилась добыча угля на Донбассе, была освоена европейская (Печерский, Подмосковный, Южно-Уральский и др) и азиатская часть страны (Канско-Ачинский, Кузнецкий и др). Из года в год возрастает в добыче угольного топлива доля регионов, расположенных восточнее Урала.

Направление и объемы перевозок угля обусловлены размещением угольных баз страны, качеством угля, особенностями районов потребления и порайонной структурой топливно-энергетического баланса.

Решающая роль в перевозках угля принадлежит железнодорожному транспорту (90% перевозимого каменного и бурого угля и 100% - кокса). Особенно мощные потоки угля сложились на дорогах, обслуживающих угольно-металлургические районы и промышленные центры страны.

Одним из крупных бассейнов страны по добыче каменного угля остается Донбасс (около 200 млн.т. угля в год). Дальнейшее развитие добычи угля в этом районе будет идти за счет коксующихся углей (для металлургических отраслей и экспорта).

Добыча угля в европейских районах в последние годы не растет, т.к. многие эксплуатируемые длительное время месторождения вырабатываются. Поэтому увеличились перевозки кузнецкого, канско-ачинского угля на запад, сузилась зона распространения угля европейских бассейнов.

Крупнейший потребитель донецкого угля – южная угольно-металлургическая база. Наиболее мощный поток угля следует по магистрали Донбасс-Кривой Рог. Значительных размеров достигают грузопотоки на направлениях Лихая –Волгоград, через Харьков на Москву, Лихая - Рязань – Москва (центральный район), через Ростов -на –Дону на Кавказ, на северо-запад (Санкт-Петербург).

В обеспечении северных районов европейской части страны играют угли Печерского бассейна. Основной поток их направляется по магистрали Воркута – Котлас – Коноша и далее на Вологду и Санкт-Петербург. Печерский уголь отдельно следует через Коношу на Архангельск, Мурманск, через Котлас на Киров. В Котласе уголь переваливают на речной транспорт.

Бурый уголь Подмосковного бассейна сжигается преимущественно на электростанциях Центрального района. Угли бассейнов Урала (Челябинского, Богословского, Егоршинского) имеют в основном местное значение.

Ряд значительных месторождений каменных и бурых углей разрабатываются в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Особое значение среди них приобретает Канско-Ачинский бассейн с исключительно благоприятными условиями эксплуатации и огромными запасами топлива. На его базе строят крупные тепловые электростанции.

Начата разработка открытым способом углей Южно-Якутского бассейна, располагающего крупными запасами коксующегося и энергетического угля высшего качества.

Целью данной работы является раскрыть особенности организации и порядок перевозок угля автотранспортом.
В работе поставлены следующие задачи:
•выявить транспортные характеристики угля;
•охарактеризовать способы погрузочно-разгрузочных работ при перевозке угля;
•описать виды подвижного состава для перевозки угля;
•определить базовые варианты доставки угля;
•раскрыть проектируемые варианты доставки угля.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Транспортная характеристика груза.
1.1.Транспортная характеристика угля ……………………
1.2.Обзор пособов погрузочно-разгрузочных работ при перевозке угля……………………………………………
1.3.Выбор подвижного состава при перевозке угля………
Глава 2. Базовые и проектируемые варианты доставки груза ………..
2.1.Базовые варианты доставки угля ………………………
2.2.Проектируемые варианты доставки угля………………
Заключение …………………………………….………………………….
Список использованных источников и литературы ……………………..
Приложение А………………………………………………………………
Приложение Б………………………………………………………………
Приложение В………………………………………………………………
Приложение Г………………………………………………………………
Приложение Д………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. doc

Федеральное государственное автономное

высшего профессионального образования

Организация перевозок угля автомобильным транспортом

тема проекта (работы)

Студент, ЗФТ 11-08Б __________ Б.А. Липкин

номер группы подпись, дата инициалы, фамилия

Руководитель __________ Е.В. Фомин

подпись, дата инициалы, фамилия

Транспортная характеристика груза. .

Транспортная характеристика угля ……………………

Обзор способов погрузочно-разгрузочных работ при перевозке угля……………………………………………

Выбор подвижного состава при перевозке угля………

Базовые и проектируемые варианты доставки груза ………..

Базовые варианты доставки угля ………………………

Проектируемые варианты доставки угля………………

Список использованных источников и литературы ……………………..

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на то, что главными экспортными отраслями в России являются аэрокосмическая отрасль, нефтяная и газовая, отрасль энергетического машиностроения, черной и цветной металлургии, а также отрасль лесной и деревообрабатывающей промышленности, добыча угля стоит далеко не на последнем месте.

Уголь остается важнейшим источником электроэнергии, он является исходным технологическим сырьем для многих продуктов химической промышленности, каменноугольный кокс необходим для выплавки металла, значительна доля угля в расходах на коммунально-бытовые нужды, угольная промышленность снабжает топливом железнодорожный и водный транспорт. Независимо от географии страны, популярность этого природного продукта всегда остается высокой.

Как известно, спрос формирует предложение, поэтому актуальным вопросом остается транспортировка угля. В зависимости от количества, которое необходимо доставить в ту или иную область, для транспортировки используются различные виды транспорта. А именно: грузовые судна, грузовые составы поездов и автомобильные перевозки.

Чаще всего перевозка угля автомобильным транспортом осуществляется когда объем перевозимого груза недостаточно большой для транспортировки другим видом транспорта или использование автомобильной перевозки – единственный выход из ситуации, поскольку в пункте назначения нет выхода к морю или железнодорожных путей. Так как уголь является навалочным грузом, то его можно перевозить без какой либо тары. Для сохранности этого природного продукта в дороге, достаточно лишь внимательно производить перевозку, дабы не растерять все во время пути.

Следует помнить, что перевозка угля посредством грузового автомобиля – это сложный производственный процесс, который состоит из ряда операций. А именно: погрузка угля на подвижной состав в пунктах отправления; перемещение его подвижным составом; выгрузка угля с подвижного состава в пунктах назначения. Этот комплекс, связанный с транспортным процессом работ получил название транспортно-экспедиционной работы. В зависимости от того как организована такая работа, таким будет и эффект от перевозки угля.

На данный момент наименее защищенные версты населения – это жители небольших населенных пунктов, которые просто не в состоянии лично приехать за грузом. Именно поэтому очень важно, чтобы автомобильные перевозки срабатывали как часы. Ведь время прибытия в пункт назначения и само качество перевозки может влиять и на судьбы людей. В данном случае лучше приехать чуть раньше, чем опоздать.
Также следует напомнить, что уголь – очень специфический груз для транспортировки. Ведь при неправильной его перевозке, а особенно на длинные расстояния, можно потерять в качестве (раздробление сырья), что существенно может повлиять на цену, и вдобавок испортит деловые отношения с заказчиком. Поэтому необходимо крайне внимательно относится к выбору транспортного средства для перевозки угля, предварительно проверив техническое состояние.

Всегда следует помнить, что организация перевозок угля заключается в соблюдении порядка на всех этапах транспортно-экспедиционной работы, что состоит из порядка подготовки и выполнения перевозок, руководства, учета или контроля, системы документооборота, системы расчетов за перевозки угля. В свою очередь качество перевозочного процесса (сохранность грузов, своевременность и экономичность перевозок, удобство пользования системой перевозок) зависит от того, как организованы перевозки. Поэтому следует учитывать, что при транспортировке угля, должен осуществляться количественный учет объема сырья, т.е. учет работы подвижного автомобильного состава в тоннах и тонно-километрах. Если же это сделать не является возможным, то количественный учет перевозки угля осуществляется автомобилями, оплачиваемые по временным тарифам, работа которых учитывается в автомобиле-часах.

Следует отметить, что для наибольшей эффективности перевозки, необходимо подбирать максимально подходящие для предстоящей дороги транспортные средства и их оптимальную грузоподъемность. При выполнении всех рекомендаций, заказчик всегда будет снабжен углем, что отразится на финансах сторон и их деловых отношениях.

Целью данной работы является раскрыть особенности организации и порядок перевозок угля автотранспортом.

В работе поставлены следующие задачи:

  • выявить транспортные характеристики угля;
  • охарактеризовать способы погрузочно-разгрузочных работ при перевозке угля;
  • описать виды подвижного состава для перевозки угля;
  • определить базовые варианты доставки угля;
  • раскрыть проектируемые варианты доставки угля.

Глава 1. ТРАНСПОРТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУЗА

В данной главе раскрыты транспортные характеристики груза, их классификация, тип и виды; охарактеризованы способы погрузочно- разгрузочных работ, описана классификация автотранспортных средств-погрузчиков; выделены качества, которые характеризуют уровень автомобильного транспорта, условия, соблюдаемые при выборе подвижного состава для перевозки определенного вида груза.

Совокупность свойств груза, определяющих условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, называется транспортной характеристикой груза. К транспортным характеристикам грузов относятся все свойства объекта перевозки, которые имеют значения и могут повлиять на процесс транспортировки. Это длинный список, куда входят: габариты, упаковка, физические и химические свойства, условия хранения, степень влияния на окружающую среду и другие факторы [19, C. 158].

Существует единая система классификации грузов, которая требуется для установления единых тарифов транспортировки. Грузы классифицируются по:

  • способу перевозки;
  • происхождению;
  • физико-химическим свойствам;
  • форме предъявления к перевозке.

Согласно этой классификации можно выделить множество типов и видов грузов. По способу перевозки грузы можно разделить на:

  • штучные, которые включают длинный список наименований, перевозимых в ящиках, мешках, бочках и т.д. Также к ним относятся объекты, которые занимают отдельные места в транспорте, например автотехника, металлоконструкции, строительная техника.
  • наливные грузы представляют собой жидкие субстанции, такие как нефть, масло, спирт.
  • навалочные, то есть те грузы, которые транспортируются без тары и занимают целое судно и фургон автомобиля: сахар, щебень, уголь.

В зависимости от происхождения различают грузы растительные, животные и минеральные. Потребительское назначение подразумевает разделение грузов на промышленные и продовольственные. Степень обработки определяет груз как готовые изделия, сырье и полуфабрикаты. Наконец, по биохимическому составу грузы могут быть органическими и неорганическими [18, C. 122].

По своим физико-химическим свойствам грузы разделяют на две основные группы: скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся. Грузы можно также разделить на группы по степени огнеопасности, ядовитости, радиоактивности, обладанию определенными агрессивными свойствами – пылящие, выделяющие газы и запахи, грузы, обладающие гигроскопичностью, и так далее. Кроме того, почти все грузы обладают специфическими, присущими им свойствами, определяющими требования, которые необходимо выполнять в процессе их перевозки.

Транспортные характеристики груза взаимно связаны с техникой перевозки. В последние десятилетия форма предъявления грузов к перевозке в значительной степени повлияла на специализацию перевозок. В настоящее время строят не только танкеры, лесовозы, хлопковозы, рефрижераторные суда и суда для перевозки грузов, но создана целая серия принципиально новых специализированных автомобилевозов, контейнеровозов, лихтеровозов для перевозки [23, C. 151].

Для придания грузу транспортабельного состояния его упаковывают в тару, которая должна быть достаточно прочной для условий перевозки и выдерживать перегрузку в пунктах перевалки грузов, легкой, дешевой и минимальной по объему.

Для каждого вида грузоперевозок предусмотрены свои правила. Так же регламентируются и правила перевозки некоторых отдельных видов грузов, в том числе и перевозка насыпных грузов. По своему определению, насыпные грузы – это однородные грузы, которые размещаются в кузове грузового автомобиля или в специальном контейнере, без специальной (отдельной) упаковки [37, C. 648].

Насыпные грузы можно разделить на две основные категории – это собственно насыпные грузы, и навалочные грузы. Официально такого разделения нет, и те и другие с равным успехом можно отнести именно к насыпным грузам, однако для удобства их классификации, разделяют непосредственно на насыпные грузы, т.е. грузы, которые обладают свободной сыпучестью, и навалочные грузы.

Насыпные грузы перевозятся довольно часто, и, как любые другие виды автоперевозок, подчиняются строго определенным, для каждого типа груза, правилам и должны перевозиться с соблюдением некоторых требований к их перемещению.

Насыпные грузы могут быть самые различные, от зерна, кокса или песка, до угля. Их объединяет одно главное свойство – сыпучесть. Именно на основе этого свойства и происходит классификация такого груза как насыпной или навалочный. В нашей работе мы рассмотрим транспортные характеристики угля [30, C. 21].

Угли (древесный, активированный, сажа и пр.) – черный порошок или гранулы; пылящий, чрезвычайно гигроскопический груз, склонен к самосогреванию и самовоспламенению, повышенная температура и влагосодержание активизирует эти процессы. Относиться к категории опасные грузы. Угли, предъявленные к перевозке, должны быть достаточно термообработаны и охлаждены перед упаковкой.

Могут выделять метан, воспламеняющийся газ; смесь метана с воздухом, содержащая 5-16% метана, может привести к взрыву в атмосфере грузового помещения или смежных помещений от воздействия искры или открытого пламени, зажженной спичка или сигареты. Угли могут окисляться, вызывая снижение содержания кислорода и рост содержания диоксида углерода в атмосфере грузового помещения. Некоторые виды углей имеют склонность к самонагреванию, что может привести к их самовоспламенению в грузовом помещении.

Некоторые угли склонны вступать в реакцию с водой и образовывать кислоты, которые могут вызывать коррозию. Возможно также образование воспламеняющихся и ядовитых газов, таких как водород.

Уголь древесный. Твердый, пористый высокоуглеродистый продукт, образующийся при пиролизе древесины. При контакте с водой склонен к самонагреванию, возможно самовоспламенение. В зависимости от степени подготовки груза к перевозке, его критериев опасности, относится или к опасным грузам или к материалам, опасным только при перевозке навалом. Применяется в производстве кремния, сероуглерода, активного угля и пр., а также, как топливо в быту [30, C. 21].

Угледобывающая отрасль является основополагающей отраслью страны. Она напрямую влияет на развитие энергетики и промышленности страны. Она по праву занимает лидирующие по экспорту позиции наравне с такими отраслями как нефтегазовая и машиностроение. Из-за нестабильной цены на энергетические носители, данный ресурс сегодня очень востребован. И как следствие— возникает необходимость в организации поставок угля. Ведь потребность различных сфер в твердом топливе регулярно возрастает.

Каменный уголь можно транспортировать такими ТС, как:

Специфика автоперевозок каменного угля

Автотранспорт целесообразно применять в случае, когда нужно перевезти небольшую партию угля. Но иногда колесное ТС это единственный способ перевезти данный энергетический ресурс, так как в конечном пункте назначения нет ЖД станций и речных (морских) портов.

Каменный уголь - это груз навалочного типа. Это значит, что для его перевозки не потребуется специальная тара. Такой груз требует деликатной погрузки и особых условий для сохранности. Нужно полностью исключить воздействие вредных факторов на ископаемое.

Ключевые особенности транспортировки угля:

  • погрузка с соблюдением нормативных требований;
  • перевозить каменный уголь нужно под специальными плотными тентами, которые препятствуют рассеиванию мелкодисперсной пыли;
  • необходимо уберечь груз от смерзания или возгорания.

Также часто для перевозки каменного угля на сложных маршрутах выбирают доставку именно доставку автотранспортом. Для жителей отдаленных городов и поселков особенно важно своевременно получать твердое топливо. Ведь именно от своевременности таких поставок зависит запас угля в производственных, школьных и бытовых котельных, а значит тепло в помещениях и качество жизни местного населения. Поэтому очень важно сохранить высокое качество полезного ископаемого в случае, если транспортировка занимает много времени.

Например, в условиях зимней грузоперевозки можно использовать такой прием, как пересыпание по слоям. То есть слой угля чередуют со слоем специального сыпучего вещества. Которое не влияет на качество сырья но предотвращает его смерзание. Также при проведении работ по погрузке нужно избегать дробления каменного угля, ведь это существенно снижает его ценность и стоимость. Поэтому на маршрут можно допускать только те транспортные средства, которые прошли специальную проверку. Они обязательно качественно и быстро доставят ископаемое к месту назначения и не испортят репутацию перевозчика.

Главные особенности перевозки каменного угля

Успех транспортировки угля зависит от правильности организации этого процесса.В общем можно выделить такие этапы грузоперевозки:

  • оформление необходимой документации;
  • подготовка подвижного состава и загрузка в него угля;
  • осуществление перевозки.

Именно от слаженности логистов на всех этапах и зависит качество всей перевозки и экономическая целесообразность процесса. Следует также сказать, что во время автотранспортных перевозок сыпучих грузов необходимо вести учет того. Сколько угля доставлено и сколько км пути уже пройдено. Ведь грузоперевозка такого типа оплачивается из расчета тонно-километров, а за единицу измерения принят автомобиле-час.

При такой схеме грузоперевозки целесообразно использовать самосвал или колесные ТС с прицепом. Именно от правильности выбора технического средства и зависит эффективность транспортировки. И здесь необходимо учитывать грузоподъемность машин, их проходимость и сложность предстоящего маршрута.

Заказчик должен понимать, что все озвученные перевозчиком факторы, напрямую влияют на стоимость доставки. Поэтому именно доверие и взаимное уважение могут стать фундаментом для зарождения плодотворного партнерства.

Способы транспортировки угля

Уголь — это вид ископаемого топлива, который образовывается из частей древних растений, это один из первых видов используемых человеком ископаемых ресурсов. Основные способы транспортировки угля: с помощью железнодорожных перевозок, автоперевозки, морским транспортом, посредством углепроводов. На протяжении уже многих лет транспортировка угля с помощью железнодорожного транспорта остается основным видом экспедирования груза во многих странах. Достаточно преимуществ имеют также углепроводы, которые все же, наряду с железнодорожными перевозками, имеют и ряд недостатков.

Недостатки перевозки

При перевозке каменного угля влажностью больше 7%, бурого влажностью больше 30% необходимо применять некоторые профилактические меры:
- обсмаливание;
- смешивание влажного и сухого ископаемого;
- промораживание;
- пересыпка древесными опилками.
Обсмаливание производится с помощью тяжелых масел коксохимического производства при задействовании специализированных обсмаливающих установок. Если невозможно использовать обсмаливающие установки, влажные угли могут перевозиться посредством применения других профилактических мер. Путем прослойной пересыпки производится добавление сухого угля к влажному, при этом один слой сухого топлива насыпается на пол вагона, а два слоя насыпаются по высоте погрузки. Пересыпка опилками влажных углей осуществляется в три слоя: первый 30-40см, второй и третий 20-30см. В холодное время года перевозка шлама допускается только в промороженном виде.
Способы транспортировки угля довольно разнообразны: ж/д, авто, морской транспорт. Транспортировка автомобильным транспортом осуществляется в том случае, когда объем груза небольшой, а выхода к железнодорожным путям или к морю нет. Перевозка посредством автомобиля — сложный процесс, который состоит из ряда операций: погрузка, перемещение, выгрузка. Уголь — очень специфический груз, при его неправильной погрузке наблюдаются существенные потери угля при транспортировке, особенно при длительных расстояниях. Поэтому необходимо очень тщательно подходить к выбору транспортного средства, чтобы не потерять в качестве, ведь раздробленное сырье ценится значительно ниже. Для наибольшей эффективности транспортировки твердого топлива необходимо учитывать максимально подходящие для дороги транспортные средства, их грузоподъемность.
Транспортировка угля в России осуществляется еще и с помощью ж/д транспорта, что, без сомнения, очень выгодно, просто, экономно и надежно. Еще одним эффективным и эргономичным способом транспортировки твердого топлива является морской или речной. Такой вид грузоперевозок хоть и достаточно медленный, но очень надежный. Если для перевозок использовать специальные контейнеры, это может гарантировать практически 100% сохранность и надежность перевозки. Этот способ дает возможность полностью контролировать процесс грузоперевозки и эффективно поставлять угли покупателю.

Читайте также: