Ошибка в перечне жанров академического красноречия лекция научный доклад

Обновлено: 19.04.2024

Выполнить следующий тест.

ТЕСТ ПО РИТОРИКЕ № 1.

1. -3) В каком из древних государств риторика считалась царицей всех наук?

1)Египет 2) Ассирия 3) Греция 4) Вавилон 5) Китай 6) Рим

2. -5) Кого считают основоположником теории риторической науки?

1) Аристотель 2) Квинтилиан 3) Сократ 4) Платон 5) Горгий

3. -2) Назовите имя автора первого русского учебника по риторике

1) И. С. Рижский 2) М. В. Ломоносов 3) А. Ф. Мерзляков 4) М. М.Сперанский

4. -3) Кому из античных риторов принадлежит мнение о том, что оратор должен чётко определить предмет речи, познать о нём истину, познать души людей, для которых предназначена речь?

1) Платон 2) Аристотель 3) Демосфен 4) Исократ 5) Цицерон

1) Лисию 2) Цицерону 3) Аристотелю 4) Сократу

6. -3) К какому роду красноречия относится юбилейная речь?

1) социально-политическому 2) академическому 3) социально-бытовому 4) духовному

1) печатное слово: книги, журналы, справочники, словари и др. 2) информационные системы типа Интернет 3) интуиция 4) частная переписка

8. -2) В каком из типов речей излагаются события, развиваются действия, есть сюжет, персонажи, диалоги?

1) описание 2) повествование 3) рассуждение

9. -3) Определите, к какому роду красноречия относятся перечисленные виды (жанры) публичных выступлений:

доклад на съезде, парламентское выступление, дебаты, политическое обозрение

1) академическое красноречие 2) социально-бытовое красноречие 3) социально - политическое красноречие

1) судебное красноречие 2) социально-бытовое красноречие 3) социально-политическое красноречие 4) духовное красноречие

11. -3) Найдите ошибку в перечне жанров академического красноречия:

12. -2) Найдите ошибку в перечне эпидейктического вида красноречия

1) приветствие 2) отчет 3) благодарственное слово 4) презентация

13. -3) Найдите лишнюю фамилию в перечне ораторов, представляющих академическое красноречие в России

1) Т. Н. Грановский, 2) Д. И. Менделеев 3) А. В. Луначарский 4) П. Ф. Лесгафт

14. -2) К какому роду красноречия относятся выступления А. Ф. Кони, В.Д Спасовича, Ф. Н. Плевако?

1) социально-политическое красноречие 2) судебное красноречие 3) академическое красноречие 4) духовное красноречие

развлекательная речь 1) Д. Карнеги 2) П. Сопер

информационная речь 3) М. М. Сперанский

воодушевляющая речь 4) Л. А. Введенская

16. -1) Какая из предложенных тем может быть использована в информационной речи?

17. -3) В каком из выступлений факты играют важнейшую роль?

1) Как устроить домашний уют? 2) Серебряный век русской поэзии 3) Что случилось с динозавром? 4) Мое отношение к детективной литературе

18. -4) В каком разделе риторики даются практические советы по сбору материала?

1) элокуция 2) меморио 3) диспозиция 4) инвенция

1) типологизирующем 2) суммирующем 3) апеллирующем

20. -4) В каком разделе риторики изучаются стилистические ресурсы языка?

1) акцио 2) инвенция 3) диспозиция 4) элокуция

21. -5) Назовите избыточный элемент в классификации видов спора

1) дискуссия 2) дебаты 3) полемика 4) диспут 5) круглый стол

22. -2) Назовите избыточный элемент характеристики ораторского мастерства, рассматриваемого в разделе акцио

23. -1) Назовите избыточный вид в классификации конструктивных споров

1) спор ради спора 2) спор ради установления истины 3) спор ради убеждения оппонента 4) спор для принятия оптимального решения

24. -4) Назовите избыточный элемент в классификации активных приёмов ведения спора

1) довод к фактам 2) довод к логике 3) довод к публике 4) вопросы к оппоненту

1) лекция 2) телефонный разговор 3) разговор в семье

1) обобщение сказанного 2) указание перспектив 3) краткое повторение основных проблем 4) изложение цели выступления

28. -2) Какой части ораторского выступления характерны следующие приемы: обращение, обзор главных моментов, парадоксальность ситуации, юмористическое замечание?

1) заключение 2) вступление 3) основная часть

1) деловая переписка 2) доверенность 3) рецепт приготовления торта 4) любовная записка

30. -2) Определите жанр диалогической речи:

1) проповедь 2) интервью 3) лекция 4) адвокатская речь

1) Платон 2) Продик 3) Демосфен 4) Аристотель 5) Ломоносов

32. -3) Какой функциональный стиль речи охарактеризован в следующем перечне основных черт: сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств, стандартное расположение материала, бесстрастность, наличие клише?

1) научный 2) публицистический 3) официально-деловой

33. -1) Какому типу рассуждения характерна следующая схема:

тезис, гипотеза – развитие тезиса – выводы, предложения

аргументы разных типов

1) дедуктивный тип рассуждения 2) индуктивный тип рассуждения

34. -2) Какой тип речи представлен в следующей характеристике: лаконичная, присутствует один тезис, не повторяются уже известные аргументы, присутствует критика позвучавшего уже выступления, но не личность оратора, ясная, динамичная, доступная, произнесена без листа

1) академическая 2) митинговая 3) прокурорская 4) пятничная проповедь имама

1) меморио 2) элокуция 3) инвенция 4) акцио

-1) Как называется данная формулировка, применяемая к ораторскому выступлению: вступление и заключение речи (ее композиционное обрамление) по объему суммарно не должны превышать одну треть всего высказывания?

1) правило золотого сечения 2) правило золотой середины 3) правило золотого размера

37. -3) Как называется психологический закон построения речи: начало и конец любой последовательности запоминаются ярче, чем ее середина.

1) закон начала 2) закон конца 3) фактор края

38. -2) Какой части высказывания характерны следующие способы изложения материала: параллельный способ организации материала, хронологический способ организации материала, логический способ организации материала?

1) заключение 2) основная часть 3) вступление

39. -1) Исключите избыточный элемент в списке метафор

1) газета ошибается 2) молоко берез 3) мысли текут 4) подошва горы 5) совесть грызет

40. -2) Назовите пример метонимии

1) царь зверей 2) если бы молодость знала, если бы старость могла 3) туманный Альбион 4) все флаги в гости будут к нам

41. -1) Устраните из списка название риторической фигуры – разновидности повтора

1) эпифора 2) градация 3) антитеза 4) риторический вопрос 5) оксюморон

42. -3) Оптимальный темп речи составляет

1) 80-90 слов в минуту 2) 170-180 слов в минуту 3) 120-150 слов в минуту 4) 200-250 слов в минуту

43. -2) Назовите слово с неправильным ударением

1) квартал 2) эксперт 3) оптовый 4) километр 5) избалованный

44. -4) к какому типу коммуникации предъявляются следующие требования: лаконичность, логичность, отсутствии повторов и длиннот, предельно дружелюбный тон, четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел, средний темп речи, обычная громкость голоса?

1) выступление на производственном совещании 2) общение педагога с учениками 3) допрос свидетеля преступления 4) деловой телефонный разговор

Из житейского опыта я убежден, что если вложены в человека добрые инстинктивные качества, то как бы ложная сознательная мысль ни сводила его в сторону, в кривые дорожки, натура возьмет свое и выведет человека на прямую дорогу.

1) аргумент к суждению 2) аргумент от абсурдного 3) аргумент из

опыта 4) аргумент к уступке

46. -2) Какой тип некорректного аргумента использован в следующем фрагменте речи?

И вы называете это законом? Нет, нет! Это никак не закон, и такой документ никогда не станет законом моей страны – порукой тому порядочность людей, к которым я сейчас обращаюсь!

1) аргумент к публике 2) аргумент к тщеславию 3) аргумент к жалости 4) аргумент из народного единодушия

1. В каком из древних государств риторика считалась царицей всех наук?

1) Египет, 2) Ассирия, 3) Греция, 4) Вавилон, 5) Китай, 6) Рим.
2. Кого считают основоположником теории риторической науки?

1) Аристотель, 2) Квинтиллиан, 3) Сократ, 4) Платон, 5) Горгий.
3. Назовите имя автора первого русского учебника по риторике

1) И. С. Рижский, 2) М. В. Ломоносов, 3) А. Ф. Мерзляков, 4) М. М. Сперанский.
4. Кому из античных риторов принадлежит мнение о том, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь?

1) Лисию, 2) Цицерону, 3) Аристотелю, 4) Сократу.

1) Платон, 2) Продик .3) Демосфен. 4) Аристотель .5) Ломоносов
7. Нельзя научиться хорошо думать, не научившись хорошо говорить, - сказал…

Горгий.
8. Наемный писатель речей в древних Афинах назывался…

Архонтом.
9. Прообразом современного высшего образования была…

Школа Исократа.

Средневековые университеты.
10. Гомилетика - наука о …

Христианской проповеди.

Борьбе с софистикой.

Споре.
11. "Серьёзные утверждения оппонента он встречал шуткой, а шутливые рассматривал серьёзно" -

Горгий.
12. Горгий был …

Старшим софистом.

Младшим софистом.
13. Исократ был …

Основателем риторической школы в Риме.

Основателем риторической школы в Афинах.

Младшим софистом.
14. Квинтилиан написал

Три трактата об ораторском искусстве.

12 книг риторических наставлений.

Кратное руководство для любителей красноречия.

О софистических опровержениях.
15. Найдите лишнюю фамилию в перечне ораторов, представляющих академическое красноречие в России

1) Т. Н. Грановский, 2) Д. И. Менделеев, 3) А. В. Луначарский, 4) П. Ф. Лесгафт.
16. К какому роду красноречия относятся выступления А. Ф. Кони, В.Д Спасовича, Ф. Н. Плевако?

развлекательная речь 1) Д. Карнеги, 2) П. Сопер, 3)

информационная речь М. М. Сперанский,

воодушевляющая речь 4) Л. А. Введенская.

призывающая речь
18. Кому принадлежат эти строки: Не дай мне Бог сойти с ума, уж лучше посох и сума?

1) Лермонтов. 2) Державин. 3) Пушкин. 4) Некрасов.
19. Кто автор данного афоризма? Истина всегда торжествует!

1) Сенека. 2) Цицерон. 3) Квинтиллиан. 4) Кони.
20 Метод обучения риторике "за и против" применил первым …

21. "О всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу"

Продик.
Тест 2.

1. К какому роду красноречия относится юбилейная речь?

1) печатное слово: книги, журналы, справочники, словари и др., 2) информационные системы типа Интернет, 3) интуиция, 4) частная переписка.
3. В каком из типов речей излагаются события, развиваются действия, есть сюжет, персонажи, диалоги?

1) описание, 2) повествование, 3) рассуждение.
4. Определите, к какому роду красноречия относятся перечисленные виды (жанры) публичных выступлений: доклад на съезде, парламентское выступление, дебаты, политическое обозрение

1) судебное красноречие, 2) социально-бытовое красноречие, 3) социально-политическое красноречие, 4) духовное красноречие.
6. Найдите ошибку в перечне жанров академического красноречия:

1) приветствие, 2) отчет, 3) благодарственное слово, 4) презентация.
8. Какая из предложенных тем может быть использована в информационной речи?

1) Как устроить домашний уют? 2) Серебряный век русской поэзии. 3) Что случилось с динозавром? 4) Мое отношение к детективной литературе.
10. В каком разделе риторики даются практические советы по сбору материала?

1) типологизирующем, 2) суммирующем, 3) апеллирующем.
12. Назовите избыточный элемент в классификации видов спора

1)дискуссия, 2) дебаты, 3) полемика, 4) диспут, 5) круглый стол.
13. Назовите избыточный элемент характеристики ораторского мастерства, рассматриваемого в разделе акцио

14. Назовите избыточный вид в классификации конструктивных споров

1) спор ради спора, 2) спор ради установления истины, 3) спор ради убеждения оппонента, 4) спор для принятия оптимального решения.
15. Назовите избыточный элемент в классификации активных приемов ведения спора

1) деловая переписка, 2) доверенность, 3) рецепт приготовления торта, 4) любовная записка.
21. Определите жанр диалогической речи:

1) проповедь, 2) интервью, 3) лекция, 4) адвокатская речь.
22. Какой функциональный стиль речи охарактеризован в следующем перечне основных черт: сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств, стандартное расположение материала, бесстрастность, наличие клише?

1) научный, 2) публицистический, 3) официально-деловой.
23. Какому типу рассуждения характерна следующая схема:

тезис, гипотеза – развитие тезиса – выводы, предложения

аргументы разных типов

1) дедуктивный тип рассуждения, 2) индуктивный тип рассуждения.
24. Какой тип речи представлен в следующей характеристике: лаконичная, присутствует один тезис, не повторяются уже известные аргументы, присутствует критика позвучавшего уже выступления, но не личность оратора, ясная, динамичная, доступная, произнесена без листа

1) меморио, 2) элокуция, 3) инвенция, 4) акцио.
26. Как называется данная формулировка, применяемая к ораторскому выступлению: вступление и заключение речи (ее композиционное обрамление) по объему суммарно не должны превышать одну треть всего высказывания?

1) правило золотого сечения, 2) правило золотой середины, 3) правило золотого размера.
27. Как называется психологический закон построения речи: начало и конец любой последовательности запоминаются ярче, чем ее середина.

1) закон начала, 2) закон конца, 3) фактор края.
28. Какой части высказывания характерны следующие способы изложения материала: параллельный способ организации материала, хронологический способ организации материала, логический способ организации материала?

1) заключение, 2) основная часть, 3) вступление.

29. Исключите избыточный элемент в списке метафор

1) газета ошибается, 2) молоко берез, 3) мысли текут, 4) подошва горы, 5) совесть грызет.
30. Назовите пример метонимии

1) царь зверей, 2) если бы молодость знала, если бы старость могла, 3) туманный Альбион, 4) все флаги в гости будут к нам.
31. Устраните из списка название риторической фигуры – разновид-

1) эпифора, 2) градация, 3) антитеза, 4) риторический вопрос, 5) оксюморон.
32. Оптимальный темп речи составляет

1) 80-90 слов в минуту, 2) 170-180 слов в минуту, 3) 120-150 слов в минуту, 4) 200-250 слов в минуту.
33. Назовите слово с неправильным ударением.

1) квартал, 2) эксперт, 3) оптовый, 4) километр, 5) избалованный.
34. К какому типу коммуникации предъявляются следующие требования: лаконичность, логичность, отсутствии повторов и длиннот, предельно дружелюбный тон, четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел, средний т

Из житейского опыта я убежден, что если вложены в человека добрые инстинктивные качества, то как бы ложная сознательная мысль ни сводила его в сторону, в кривые дорожки, натура возьмет свое и выведет человека на прямую дорогу.

1) аргумент к суждению, 2) аргумент от абсурдного, 3) аргумент из опыта, 4) аргумент к уступке.
36. Какой тип некорректного аргумента использован в следующем фрагменте речи?

И вы называете это законом? Нет, нет! Это никак не закон, и такой документ никогда не станет законом моей страны – порукой тому порядочность людей, к которым я сейчас обращаюсь!

1) аргумент к публике, 2) аргумент к тщеславию, 3) аргумент к жалости, 4) аргумент из народного единодушия.
37. Какая риторическая фигура представлена ниже?

Гомер был слеп, но это был всевидящий слепец

1) антитеза, 2) каламбур, 3) оксюморон, 4) перифраза.

38. Назовите избыточную стадию риторического канона

1) меморио, 2) хрия, 3) акцио, 4) инвенция, 5) диспозиция, 6) элокуция.
39. В каком разделе риторической науки апеллируют к таким категориям, как подбор целесообразных языковых средств, грамматическая правильность, ясность мысли, красота выражения

1) элокуция, 2) меморио, 3) диспозиция.
40. С каким видом тактики речевого воздействия связывают искусство комплимента, намека, шутки?

1) прямые тактики речевого общения 2) косвенные тактики речевого воздействия.
41. К какому типу материалов относятся данные из словарей, справочников, научной литературы?

1) заключение, 2) основная часть, 3) вступление.
44. В каком функционально-смысловом типе речи преобладает перечисление деталей обстановки?

1) рассуждение, 2) описание, 3) повествование.
45. Переход от общего к частному, выведение новой мысли логическим путём из предшествующих.

Верификация. Индукция. Дедукция. Апробация.
46. Передача эмоций оратора слушателям основана на явлении, именуемом в психологии.

Симпатией. Эмпатией. Психопатией. Антипатией.
47. Топика - учение о…

Типах речи. Жанрах. Об общих местах (смысловых конструкциях). Свойствах документа.
48. Какой пункт в повестке дня является обязательным и первоочередным в парламентской процедуре?

Доклад председателя. Утверждение протокола предыдущего собрания. Отчет комиссии. Кадровый вопрос.
49. Спор следует начинать с…

Выявления пункта противоречия. Тезиса и антитезиса. Уяснения терминологии. Выявления аргументов.
50. Стили руководства дискуссией бывают: авторитарный, ………., либеральный

Технократический. Демократический. Административный. Командный.
51. Демонстрация связи тезиса с аргументом называется…

Доказательством. Аргументацией. Экспозицией. Спором.

52. Основные законы формальной логики: тождества, исключенного третьего, …..

Рассуждения. Исключенного четвертого. Противоречия. Антиномии.
53. Основные ошибки в споре: в тезисе, в аргументах, ……………..

В необоснованности тезиса. В ложности аргумента. В отсутствии аргумента.

В связи тезиса и аргумента.
54. Свод правил о композиции текста называется…

Оратория. Поэтика. Расположение. Украшение.
55. Преднамеренное нарушение логических законов в споре называется…

Эристикой. Аргументированием. Софизмом. Отступлением от тезиса.
56. Высказывание для доказательства тезиса называется…

Антитезисом. Аргументом. Положением. Аргументацией.
57. Протокол собрания утверждается…

Председателем. В начале собрания. В конце собрания. В начале следующего собрания.
58. Образцовое рассуждение называется…

Декламация. Хрия. Парафразис. Силлогизм.
59. Элементы зрелища: технические, ……………, риторические.

Ораторские. Исполнительские. Научные. Естественные.
60. Антитеза -…

Спорное утверждение. Противопоставление одного предмета другому. Антитезис. Тезис оппонента.
61. В состав античного тривиума входят: грамматика, риторика, ………………..

Арифметика Музыка. Астрономия. Диалектика (философия).
62. Отступление в речи служит для…

Отдыха оратора Того, чтобы поговорить на другую тему. Того, чтобы оправдать свою позицию. Признать свою ошибку.
63. Главное для ораторского успеха -

Подобрать аргументы. Дать представление о главной идее речи. Поддерживать контакт со слушателями. Правильно говорить.
64. Слова и стиль выбираются прежде всего в соответствии с…

Правилами литературного языка. Предметом речи. Уровнем аудитории.

1. Первое четкое разделение речевых жанров принадлежит:

г) М.В. Ломоносову.

2. Определите, к какому виду красноречия относятся перечисленные виды (жанры) публичных выступлений: доклад на съезде, парламентское выступление, дебаты, политическое обозрение:

г) духовное (церковно-богословское).

4. Найдите ошибку в перечне жанров академического красноречия:

б) научный доклад;

в) приветственная речь;

г) научный обзор.

5. Найдите лишнюю фамилию в перечне ораторов, представляющих академическое красноречие в России:

а) Т.Н. Грановский;

в) А.В. Луначарский;

6. Выступления А.Ф. Кони, В.Д. Спасовича, Ф.Н. Плевако представляют род красноречия:

7. В следующей характеристике: лаконичная, присутствует один тезис, не повторяются уже известные аргументы, присутствует критика прозвучавшего уже выступления, но не личность оратора, ясная, динамичная, доступная, произнесена без листа – представлена:

а) академическая речь;

б) митинговая речь;

в) прокурорская речь;

г) проповедь священника.

8. В информационной речи может быть предложена тема:

а) События за рубежом;

б) Зачем нужно изучать риторику;

в) Позвоните родителям;

9. К жанрам информационной речи относятся

а) вузовская лекция;

б) митинговое выступление;

в) речь на собрании;

г) рекламная речь.

10. К этому типу информационной коммуникации предъявляются следующие требования: лаконичность, логичность, отсутствие повторов и длиннот, предельно дружелюбный тон, четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел, средний темп речи, обычная громкость голоса.

а) выступление на производственном совещании;

б) общение педагога с учениками;

в) допрос свидетеля преступления;

г) деловой телефонный разговор.

11. Для информационной речи, как правило, нехарактерно качество:

б) научный доклад;

13. К жанрам агитационной речи не относится:

а) рекламная речь;

в) парламентская речь;

г) судебная речь.

14. Особенностью эпидейктического красноречия не является:

15. К эпидейктическому красноречию не относится:

а) юбилейная речь;

б) поминальная речь;

в) воодушевляющая речь;

г) рекламная речь.

1. а 4. в 7. б 10. г 13. в

2. в 5. в 8. а 11. в 14. в

3. б 6. б 9. б, г 12. г 15. г

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Современное общество характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.

Содержание

Введение
Ораторское искусство и красноречие
История академического и лекционного красноречия
Академическое красноречие
Научный доклад
Лекция
Научная статья
Оратор и его аудитория
Особенности академического красноречия
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Академическое красноречие (русский).doc

Ораторское искусство и красноречие

История академического и лекционного красноречия

Оратор и его аудитория

Особенности академического красноречия

Современное общество характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.

Большинство дисциплин, введенных в образовательный процесс в рамках общественно-политических, экономических и даже технических специальностей, имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам.

К ним придется отнести связи с общественностью, менеджмент и администрирование, различные бизнес-коммуникации и многие подобные дисциплины.

Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает разные новые именования [9].

Тем не менее, если мы хотим не потеряться в истории филологических наук и речевой культуры, сегодня имеет смысл говорить именно о риторике, которая в последние 15-20 лет восстановлена в России как научный и учебный предмет, о чем свидетельствуют обширные научные исследования и преподавание в школе и вузах[2, c. 14].

Цель реферата – определить предмет риторики, рассмотреть академический вид красноречия, а так же выявить его особенности.

Ораторское искусство и красноречие.

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов подчинить себе, заставить делать то, что предлагает оратор. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными и мудрецами, героями и властителями дум.

Ораторское искусство – это умение произносить публичные речи убедительно и действенно. Ораторика – область риторики, изучающая искусство и мастерство публичных выступлений. Каждый человек попадает в такие ситуации, когда ему требуется что-то публично рассказать, произнести краткое поздравление, объяснить какое-либо явление, одним словом, построить развёрнутую речь. В таких ситуациях проверяются знания, образованность, внутренняя энергия, воля, инициативность, умение найти нужные слова и выразить их в привлекательной форме [8, c.21].

В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское).

Род красноречия это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы. Некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. В таких речах анализируется положение в стране, события в мире, основная их цель дать слушателям конкретную информацию. Некоторому виду политической речи свойственны те стилевые черты, которые характеризуют официальный стиль: безличность или слабые проявления личности, книжная окраска, функционально - окрашенная лексика, политическая лексика, политические экономические термины. В митинговых речах, имеющих призывную направленность, часто используется разговорная лексика и синтаксис. Академическое красноречие - род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением [7, c. 56].

История академического и лекционного красноречия.

В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. с пробуждением общественно-политического сознания. Университетские кафедры становятся трибуной для передовой мысли. Ведь в 40—60-е гг. на многие из них пришли работать молодые ученые, воспитанные на прогрессивных европейских идеях. Можно назвать таких ученых XIX—XX вв., как Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, Н. И. Вавилов, — прекрасных лекторов, которые завораживали аудиторию.

Главной отличительной чертой русского академического красноречия стало сочетание прогрессивной гражданской позиции с глубоким научным анализом и подлинной познавательной ценностью излагаемого материала. У представителей русского академического красноречия специальная научная информация не заключалась в оформленные, завершенные истины и постулаты, а как бы создавалась перед слушателями; аудитория включалась в творческий процесс становления истины. Основоположником этого рода русского красноречия по праву считается профессор Московского университета знаменитый историк Т. Н. Г рановский [5, c. 12].

Этот род ораторского искусства характерен для сфер научной деятельности людей, он разделяется на виды:

Наиболее распространенным видом академического красноречия является вузовская лекция, имеющая давние традиции в истории высшего образования. Вузовская лекция обычно представляет собой звено в цепи лекционного курса, составной элемент в едином целом. Каждая такая лекция может быть сугубо научной с характерными признаками объективности, бесстрастности, отсутствия образности, а может быть художественно выразительной.

Вузовская лекция является ведущим компонентом системы образования. Педагогическое сотрудничество на лекции имеет своей целью превращение студентов в соавторов преподавателя. Лекция - это сотворчество, совместное мышление, партнерство, когда студенты, по заданию или самостоятельно, могут высказать свою точку зрения, свои суждения, сформулировать гипотезу, предложить свой вариант решения.